В «Триумфе смерти» Брейгель соединил две разные изобразительные традиции — привычную для него гравюру Северного Возрождения на тему Пляски смерти и итальянскую концепцию Триумфа смерти, которую он мог видеть на фресках Палаццо Склафани в Палермо и кладбище Кампо-Санто в Пизе2. Картина Питера Брейгеля «Триумф смерти» необыкновенно мрачная. В «Триумфе смерти» Брейгель соединил две разные изобразительные традиции — привычную для него гравюру Северного Возрождения на тему Пляски смерти и итальянскую концепцию Триумфа смерти, которую он мог видеть на фресках Палаццо Склафани в Палермо и кладбище Кампо-Санто в Пизе. Картина Питера Брейгеля старшего Триумф смерти: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. Все без разбора — от крестьянина до короля — становятся жертвами торжествующей смерти. 114 x 163 см. Но если сюрреализм — это только психический акт, выражение чистой мысли в отрыве от ее содержания, то у Босха каждая неприметная деталь имеет особое осмысленное символическое значение и все в целом — это один огромный космический символ. Основные черты символизма еще в I пол.
Здесь и символическое изображение средневекового понимания «триумфа смерти», где она изображена в виде скелета на тощем коне и «пляска смерти», в которой перед неизбежным концом все равны. Художественно-исторический музей. «Триумф Смерти» повествует о том, что смерть настигнет человека и в келье монастыря и на поле брани и на королевском троне и за трактирной стойкой. Вена. Ну что можно «выжать», так сказать, в художественном, образном отношении из черепа. Подобная смерть растягивалась надолго и человеческие останки потом месяцами гнили на этих колесах. В «Триумфе Смерти» не может не привлечь внимания еще один момент: мертвецы собрали свое судилище, свой ареопаг.
Где бы ни прятался от нее человек, каким бы ухищрениям не прибегал исход всегда один. XIX века, как декадентство, т. е. Вернее, здесь есть своего рода растительность, – земля «прорастает» виселицами, шестами с колесами наверху для колесования.
Особенности символизма картин Босха «Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Искушение святого Антония» заключаются в одновременном представлении зрителю совокупности всех планов бытия человеческой души, как земного, так и загробного. Ведь все совершенно однообразны. Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках. Вот кардинал в широкополой шляпе изображенный со спины.
Бесчисленные полчища воинов-скелетов, влекут толпы людей – кардиналов и королей, крестьян и солдат, женщин и монахов, рыцарей, любовников, пирующих – к огромному распахнутому гробу. Избавиться от страданий можно только прекратив желать чего бы то ни было, достигнув атараксии (бесчувствия), что, вобщем-то, равнозначно смерти. У него смерть косит всех без разбора.
Также, основные положения символизма как направления восходят к «философии жизни» А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, видевших подлинную сущность вещей в проявлении слепой иррациональной воли. Существовали разные формы колесования. Нидерланды (Фландрия). «Триумфы смерти» – это именно картины, в которых чаще всего скелеты или смерть с косой в виде истлевшего трупа завладевает миром.
Многим обязан символизм эстетическим теориям Р. Вагнера и Ф. Ницше. поэтизация идеализация смерти, стремление убежать от объективной реальности. Человек убит или смертельно ранен, а она помогает ему поудобней умереть, улечься на землю. Сама же природа предмета, ноумен, вещь в себе, непостижима. Не менее ярко проявляется символизм в картинах Брейгеля, таких, как например «Безумная Грета», «Триумф смерти», где художник осмысливает метафизическую природу бедствий, преследующих человека с рождения и до могилы. Когда рассматриваешь детали, то поражаешься одному обстоятельству: здесь сотни скелетов, сотни черепов.
Для современного зрителя это просто еще один жутковатый момент. Отсюда такое «упадническое», «дегенеративное» проявление символизма в клультуре II пол. XIX века проявились в творчестве Эдгара По. Порожденный прозрением художника, он призван выразить умопостигаемый смысл явлений.
Это разные иконографические мотивы. Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. Небеса, ад, земля, переплетаются, взаимоперетекают в фантастических причудливых видениях. Дерево, масло.
Картина насыщена подробностями: слева человек наполняет кувшин с вином, на снятой с петель двери несут к столу лепешки, волынщик жадно засмотрелся на угощение. Знаменитая картина Питера Брейгеля «Триумф смерти». Здесь, блуждающему во тьме человеческому разуму и приходит на помощь символ. Здесь нет черных ряс, здесь заседают мертвецы, но эта метафора более чем прозрачна.
А в правом нижнем углу – компания, до которой эта волна гибели только-только докатывается. Все без разбора — от крестьянина до короля — становятся жертвами торжествующей смерти1. Причина страдания кроется в нереализованных желаниях человека, в непрерывном проявлении его волящего «я». Возрождение.
Бросаются в глаза проявления символизма в культуре Ренессанса, особенно, нидерландского Северного Возрождения, у таких как Иероним Босх (1450-1516) и Питер Брейгель старший (1525-1569). Картина очень мрачная, может быть, самая мрачная из брейгелевских работ. «Пляски смерти» представляли собой обычно серии сюжетов изображающих хоровод, где скелеты, судорожно подпрыгивая, увлекают в танце людей из самых разных слоев общества: императоров, кардиналов, купцов.
В полотнах Босха, поражающих всеохватностью планов, а главное — фантазией на грани ясновидения, можно усмотреть сходство и с современным сюрреализмом.