В спектакле использованы сюжеты и персонажи картин: Пчеловоды и разоритель гнезд, Падение Икара, Битва сундуков и копилок Питера Брейгеля и Корабль дураков Иеронима Босха.
Фантастические образы чудовищ, к-рыми наполнены картины этого цикла, продолжают традицию Босха («Падение ангелов». Полные света и воздуха пейзажи Брейгеля — как и у его духовного наставника Босха — контрастируют с пестрой мозаикой человеческих фигур, охарактеризованных остро схваченной позой, живым поворотом фигуры, социально типичной одеждой. стиль, напр., в «Разорителе гнезд» (1568, Художественно-исторический музей.
Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. – воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках (Фламандские пословицы, 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея). Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы ("Сумрачный день", Вена, Музей истории искусств) и напряженный ритм жаркого летнего дня ("Жатва", Нью-Йорк, музей Метрополитен). 1526—1569) – знаменитый художник периода Северного Возрождения. В этом городе-«базаре» c крупнейшим морским портом жило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением. Неаполь) навеяна евангельским текстом (Мф 15. 14). В серии картин "Месяцы" (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян.
Художник (и зритель) будто разглядывают поселение то ли из башни, то ли из чердачного окна какого-то сооружения. На таких картинах, как «Шествие на Голгофу», «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя», «Обращение Павла», «Рождество», на гравюре «Успение Богоматери» библейские персонажи присутствуют среди современников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейские сцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей. Именно этим занимаются жители на картине «Охотники на снегу», разложившие костёр.
В 1554 г. вернулся в Антверпен, активно сотрудничал с издателем И. Коком. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Мадрид). В 1551-1552 гг.
Кончается короткий зимний день— красное солнце садится за ветвями дерева. В творчестве первого сына Б. С., Питера Младшего (1564-1638), превалирующим стало копирование произведений отца второй сын, Ян Бархатный (1568-1625), мастер маньеристической пейзажной и декоративной живописи, был далек от стиля отца. Эта группа неоднократно встречается в картинах Брейгеля. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. рХФЙ – ФП ОБ ФПФ УЧЕФ ЧЕДХФ ТБЪОЩЕ, ОП НЕУФП ЧУФТЕЮЙ ЙЪНЕОЙФШ ОЕМШЪС.
В этом произведении закладываются основы миропонимания, которое получает развитие в дальнейшем творчестве Брейгеля. Библейские персонажи включены в типичный пейзаж нидерланд. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: "Триумф смерти" (Мадрид, Прадо), "Падение мятежных ангелов" (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), "Безумная Грета" (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), "Битва израильтян с филистимлянами" (или "Самоубийство Саула", Вена, Музей истории искусств). Различные пороки — скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. — воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках («Фламандские пословицы», 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея). Брейгель видит не только забавное, но и грубо гротескное: жизнь кажется ему и суетой и мощным источником свободной, поистине природной энергии, причем оба эти начала органически сосуществуют, как в парадоксах народных пословиц. Отсюда эпическая широта повествования. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.
Питеру Брейгелю Старшему, как считают историки искусства, было свойственно «чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты.
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Башня была гигантским олицетворением тщеты. Все это рано или поздно исчезнет.
Несколько позднее голландский город Лейден прославил художник Лука Лейденский (Лукас фан Лейден 1494-1533), ученик К. Энгельбрехтсена, наследник романизма Я. Госсарта и А. Дюрера. «Контраст между искусством Брейгеля и современной ему художественной жизнью, — писал Бенеш, — был великой загадкой для историков искусства». «Охотники на снегу» (нидерл. Полная противоположность этим картинам – Крестьянский танец (1568, Вена, Музей истории искусств).
Косвенным указанием на месяц события может служить человек, режущий свинью. В картине "Охотники на снегу" (или "Декабрь", Вена, Музей истории искусств) метко схвачено своеобразие зимнего пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-серым небом, тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, далекими пространствами заснеженных полей и гор, теплом, веющим от человеческого жилья. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив "Калек" (1568, Париж, Лувр).
Картина «Битва Масленицы и Поста» (1559, Художественно-исторический музей. Под видом «Переписи в Вифлееме» (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в «Избиении младенцев» (1566, Вена, Музей истории искусств) — нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Его героем становится крестьянин-труженик, органически связанный своей деятельностью с жизнью природы. Свинью собрались опалять, для чего уже приготовили снопы соломы.
Под видом "Переписи в Вифлееме" (1566) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в "Избиении младенцев" (1566) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина «Падение Икара» (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Питер Брейгель — философ в живописи, будь то его альпийские пейзажи – эпические композиции вселенского звучания, будь то картины-аллегории или картины-загадки: «Безумная Грета», «Дурной пастырь», «Мизантроп», «Обезьяна», «Охотники на снегу», «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд», «Пчеловоды», «Самоубийство Саула во время битвы на горе Гелвуе» «Страна лентяев»). Но не для запугивания впечатлительного зрителя создавал их художник. «Его постижение духа итальянского искусства и интерес к пейзажу были много глубже и существеннее, чем у романистов». К уступам башни и ее галереям успели прилепиться, подобно птичьим гнездам, деревни. В 1552 г. посетил Рим.
1565, Хамптон-Корт. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы («Сумрачный день», Вена, Музей истории искусств) и напряженный ритм жаркого летнего дня («Жатва», Нью-Йорк, музей Метрополитен). уПЮЕФБОЙЕ ФБЛПК ТБЪТХЫЙФЕМШОП-УПЪЙДБФЕМШОПК ЬОЕТЗЙЙ У ИПТПЫЕК ЫЛПМПК – ЬФП ЛМБУУОП. 1562, Музей Майер ван ден Берг. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. Обычно в Нидерландах это случалось в декабре.
Героем его картин стала не отдельная личность, а коллектив, народные массы. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив "Калек" (1568). Последние произведения великого живописца свидетельствуют не только об углублении его драматургического таланта – особой утонченности достигает в них и его живописное мастерство, претворяющееся в нежных тональных переливах красочного слоя. В конце своей жизни Брейгель еще раз – в пейзажной живописи – в картине "Сорока на виселице" (1568) заявит о своей привязанности и родстве со всем, что живет и умирает. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние.
В прославленных "Слепых" (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Музей Майер ван дер Берг, Антверпен. Годы творческой зрелости Брейгеля проходят в период обострения противоречий между Нидерландами и монархией Филиппа II, в условиях грозно нарастающей революционной ситуации. Однако Брейгель много рисовал с натуры. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы (Сумрачный день, Вена, Музей истории искусств) и напряженный ритм жаркого летнего дня (Жатва, Нью-Йорк, музей Метрополитен).
В картине «Охотники на снегу» (или «Декабрь», Вена, Музей истории искусств) метко схвачено своеобразие зимнего пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-серым небом, тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, далекими пространствами заснеженных полей и гор, теплом, веющим от человеческого жилья. На своих рисунках и картинах он зачастую вообще скрывает лица, лишая фигуры всякой индивидуальности. Вена) – иносказательное предостережение тем, кто относится к жизни как к детской забаве.
В картину "Битва Масленицы и Поста" (1559, Вена, Музей истории искусств), где запечатлен народный праздник на улицах фламандского городка, он включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов. В картине Охотники на снегу (или Декабрь, Вена, Музей истории искусств) метко схвачено своеобразие зимнего пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-серым небом, тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, далекими пространствами заснеженных полей и гор, теплом, веющим от человеческого жилья. Грозно движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой, беспощадной силы.
Город изображён снежной зимой, чего в реальном Вифлееме не бывает. моралистического символизма, но в то же время нидерланд. На таких картинах, как Шествие на Голгофу, Перепись в Вифлееме, Избиение младенцев, Проповедь Иоанна Крестителя, Обращение Павла, Рождество, на гравюре Успение Богоматери библейские персонажи присутствуют среди современников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейские сцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам.
Фигуры людей, представленные в миниатюрном масштабе, сливаются в однородную толпу. В серии картин Месяцы (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое или трагическое звучание, всегда претворяются у него в богатое, красочное зрелище. Но для Брейгеля смена времен года — прежде всего свидетельство не «божьего промысла», а всемогущества природы, находящейся в процессе непрерывного становления и обновления, щедро приносящей человеку свои дары.
Вожак, возглавляющий цепочку калек-слепых, падает, остальные, спотыкаясь, неудержимо следуют за ним судорожны их беспомощные жесты, в оцепенелых от ужаса лицах резко проступает печать разрушительных страстей и пороков, превращающая их в мертвенные маски. Он лишь искал и гениально находил емкие аллегорические образы, соответствующие эмоциональному состоянию мятущейся души, переживающей трагические события эпохи с ее религиозной борьбой и социальными потрясениями. картина Безумная Грета, 1562. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Картина захватывает бурным весельем, безудержной пляской, энергией и мощным темпераментом крестьян. Полная противоположность этим картинам – "Крестьянский танец" (1568, Вена, Музей истории искусств). Что уж говорить о композициях, построенных на метафорах, символах иносказаниях.
Берлин-Далем) стала своеобразной метафорой человеческого бытия. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. 1562, Прадо.
Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Башня была гигантским олицетворением тщеты. французского короля Карла VIII в Италию. В картину «Битва Масленицы и Поста» (1559, Вена, Музей истории искусств), где запечатлен народный праздник на улицах фламандского городка, он включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов.
Одна из последних работ Б. С. «Слепые» (1568, Национальные музеи и галереи Каподимонте. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. — до 1529), выходец из Антверпена. Отсюда — еще одна примета произведений Брейгеля, роднящая их с иконами, но очень редко встречающаяся в современном искусстве: совмещение временных и пространственных пластов.
В прославленных «Слепых» (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Вена) – сатирическая аллегория на тему борьбы католицизма и протестантизма. Персонажи Б. С. похожи друг на друга, зачастую вовсе лишены лиц, как, напр., в графических листах «Пчеловоды» (1568, Гос.
О. Бенеш отмечал значительную роль северонидерландской «пламенеющей готики начала XVI в., «когда это течение раскололось на голландское и фламандское ответвления». В ранней работе «Падение Икара» (1555-1558, Королевский музей изящных искусств.
Более 30 из 45 картин кисти Брейгеля посвящено изображению природы, деревни и ее жителей безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ. Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. - воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках ("Фламандские пословицы", 1559). Брюссель) прав.
Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Народное веселье предстает не частным жанровым эпизодом, но наглядным обобщающим утверждением жизнелюбивой энергии, таящейся в глубине крестьянских масс и в смеховой культуре (по известному термину М. М. Бахтина), прорывающейся наружу наперекор силам социального и национального угнетения. Динамика диагонально построенного пространства и ритмов движения, сильные эффекты перспективы раздвигают рамки изображения, давая непосредственное ощущение бурлящей, праздничной жизни деревни.
– притча). Б. С. - один из создателей европ. В других работах Брейгеля драматические события современности находят непосредственное отражение. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив Калек (1568, Париж, Лувр). музеи Берлина), «Лето» (1568, Кунстхалле. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор.
детали могут быть прочитаны в традиции средневек. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья.
Цикл «Месяцы» (1565) построен на сочетании непосредственного визуального опыта и стилизации идеального и реального, где человеческое существование вплетается в вечные циклы бытия. В прославленных Слепых (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: Триумф смерти (Мадрид, Прадо), Падение мятежных ангелов (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Безумная Грета (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), Битва израильтян с филистимлянами (или Самоубийство Саула, Вена, Музей истории искусств).
владычества. В прославленных "Слепых" (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Однако наиболее значительным художником, завершавшим эпоху Возрождения на севере Европы, был, безусловно, Питер Брейгель Старший, по прозванию «Мужицкий» (ок.
Б. С. позволял себе и пародии на итал. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив «Калек» (1568, Париж, Лувр). Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам.
Такими мы видим Марию и Господа на деревенской площади, Иоанна Крестителя с Христом в толпе народа, а "Поклонение волхвов" вообще скрыто за завесой снегопада. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Впервые этот принцип был применен в картине «Поклонение волхвов» (1564, Национальная галерея. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. работал в мастерской живописца К. Доризи. И хотя картина называется «перепись», действия чиновников не что иное, как сбор налогов. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели.
Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру. Брюссель «Безумная Грета». Картина захватывает бурным весельем, безудержной пляской, энергией и мощным темпераментом крестьян.
Трагические образы калек становятся у Б. С. символом падшего человечества. Движение по диагонали контрастирует с горизонтальными осями пейзажного фона, придавая картине почти барочный драматизм (нек-рые исследователи говорят о словесно-визуальном каламбуре Б. С. : параболическая композиция картины – это иллюстрация самого понятия «притча», т. е. парабола, от греч. Картина «Детские игры» (1560, Художественно-исторический музей.
Cвою творческую деятельность Брейгель начал как график. Народное веселье предстает не частным жанровым эпизодом, но наглядным обобщающим утверждением жизнелюбивой энергии, таящейся в глубине крестьянских масс и в "смеховой культуре" (по известному термину М. М. Бахтина), прорывающейся наружу наперекор силам социального и национального угнетения. Тревожное настроение создается присутствием солдат (напр., «Избиение младенцев».
В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Примечательно, что гравюры Луки, так же как и Дюрера, копировал итальянец М. Раймонди. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок.
Так образовалось «поликультурное общество», где особенно остро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве.
Питеру Брейгелю Старшему, как считают историки искусства, было свойственно «чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем Мощное и темпераментное творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке». Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. – воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках ("Фламандские пословицы", 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея). Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина Падение Икара (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). 1562, Королевский музей изящных искусств. крестьяне узнаваемы по типам лиц и костюмам. Идея вечного круговорота природы, его связи с человеческой жизнью была отражена и в традиционных средневековых календарных циклах.
Картина представляет собой настоящую энциклопедию жизни небольшого городка зимой. Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру. Отсюда эпическая широта повествования.
Брейгель видит не только забавное, но и грубо гротескное: жизнь кажется ему и суетой и мощным источником свободной, поистине природной энергии, причем оба эти начала органически сосуществуют, как в парадоксах народных пословиц. истории как живой реальности. 1526—1569).
Остро схваченные позы, гиперболизация характерных черт усиливают гротеск и подчеркивают человеческие пороки. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина "Падение Икара" (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств).
Полная противоположность этим картинам — «Крестьянский танец» (1568, Вена, Музей истории искусств). По заключению Бенеша, в рисунке Брейгеля «Жнецы» (1568) прототипом выразительной фигуры типично фламандского крестьянина на переднем плане послужила одна из обнаженных фигур Микеланжело и затем художник приспособил ее к фламандскому сюжету. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. В картину Битва Масленицы и Поста (1559, Вена, Музей истории искусств), где запечатлен народный праздник на улицах фламандского городка, он включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов. Пейзажные работы несут и дидактическое содержание, мн.
В серии работ, выполненных, вероятно, по частному заказу в нач. Все это рано или поздно исчезнет. Работа «Нидерландские пословицы» (1559, Картинная галерея. В 1551-1552 годах молодой художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем в Брюсселе. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Под видом "Переписи в Вифлееме" (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в "Избиении младенцев" (1566, Вена, Музей истории искусств) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Пять отдельных сюжетов объединены темой брейгелевских Пчеловодов (персонажи одноимённой картины), с которыми каждый из героев спектакля встречается на пороге своей духовной смерти. Jagers in de Sneeuw) — картина Питера Брейгеля Старшего. В других работах Брейгеля драматические события современности находят непосредственное отражение.
На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. й ТБДПУФОП, ЮФП ПО – ТХУУЛЙК. Его источник – эгоистическое сознание или безумие.
Лондон) и развит в «Крестьянской свадьбе» (1568, Художественно-исторический музей. 1658) зритель ощущает, что художника увлекает именно их безликость. Схожая тенденция прослеживается и в изображении библейских персонажей. Он сдвигает их куда-то вбок, скрывает среди обычных людей. Ад начинается в человеческом сердце. Например: фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почти теряется среди множества других впечатлений любого из изображенных на картине людей и люди эти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья.
Гармоничность его картин вытекает из уравновешенности целого и его частей. К уступам башни и ее галереям успели прилепиться, подобно птичьим гнездам, деревни. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: «Триумф смерти» (Мадрид, Прадо), «Падение мятежных ангелов» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), «Безумная Грета» (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), «Битва израильтян с филистимлянами» (или «Самоубийство Саула», Вена, Музей истории искусств).
Первое документальное свидетельство о Б. С. - датированная 1551 г. запись о принятии его в члены антверпенской гильдии живописцев св. Народное веселье предстает не частным жанровым эпизодом, но наглядным обобщающим утверждением жизнелюбивой энергии, таящейся в глубине крестьянских масс и в «смеховой культуре» (по известному термину М. М. Бахтина), прорывающейся наружу наперекор силам социального и национального угнетения.
Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. Истолкование данного произведения – отдельная тема в истории искусствознания, к-рая усложняется композиционной и смысловой многослойностью изображения (колесо фортуны, пляска смерти и т. д. ), а также нескрываемой иронией художника, обращенной к зрителю-интерпретатору (зрение – весьма ненадежный путь к истине) в сочетании с нравственной дидактикой (слепота персонажей – напоминание о возможной слепоте зрителей). Грозно движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой, беспощадной силы. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Полная противоположность этим картинам – "Крестьянский танец" (1568). Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодвижений и мимики, но индивидуальное в изображении крестьян уступает выявлению типического. Очерченные обобщенными контурами фигуры вырастают в масштабах по отношению к дальнему пространству, выдвигаясь к переднему плану. Но Брейгель видит в народе главное – энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия – и находит в наблюдениях над его "трудами и днями" разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. В серии картин "Месяцы" (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели.
Отсюда эпическая широта повествования. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы ("Сумрачный день") и напряженный ритм жаркого летнего дня ("Жатва"). Башней – отбрасывающей тень – вопреки всем законам природы – не на землю, а на небо Брейгель писал "Вавилонскую башню" по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонская башня (1563) и "Малая" Вавилонская башня (ок. 1563). Антверпен «Триумф смерти». В композициях Брейгеля, например в «Падении Икара», мифологический сюжет отходит на дальний план, а предметом изображения становятся пространство и время, причем настойчиво повторяются точка зрения с высокого горизонта, панорамность и сферичность пространства. Картина захватывает бурным весельем, безудержной пляской, энергией и мощным темпераментом крестьян.
В серии картин «Месяцы» (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. деревни времени Б. С., занятиями, одеждой они почти не отличаются от деревенских жителей, как, напр., в картине «Перепись в Вифлееме» (1566, Королевский музей изящных искусств. Луки (из этого следует примерный год его рождения, т. к. в гильдию принимали не раньше 25 лет).
В «Вавилонской башне» (1563, Вена и 1564, Роттердам) поражает эффект грандиозности и неосуществимости сооружения, образ к-рого создан художником под впечатлением развалин Колизея. Гамбург).
В Лейдене это течение представлял Ян де Кок (. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. В 1553 г. Брейгель совершил путешествие в Италию, но его искусство самобытно и уникально. Отсюда эпическая широта повествования.
Под видом Переписи в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в Избиении младенцев (1566, Вена, Музей истории искусств) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Иосиф и Богородица. Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние.
Но Брейгель видит в народе главное — энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия — и находит в наблюдениях над его «трудами и днями» разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. Питер Брейгель Старший, по прозванию «Мужицкий» (ок. пейзажного жанра, для него природа – живой опыт зрителя.
Вена) иконографическая программа к-рой восходит к сюжету Тайной вечери или Брака в Кане и предполагает изображение большого количества персонажей, сидящих за столом по композиции наиболее близка к «Тайной вечери» Я. Тинторетто (1561). Лондон), неведением или безразличием людей к происходящему на полотне «Несение креста» (1564, Художественно-исторический музей.
Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор.