Перешёл к созданию обобщенных картин народной жизни, обычно изображённых на фоне широкого Краткая биография Питера Брейгеля Старшего – последнего великого художника эпохи Возрождения в Нидерландах.
Картина посвящена словам Христа: Может ли слепой водить слепого. И при первом взгляде на картину у зрителя возникает вопрос: «Почему она так называется». Определена их хронология, отчасти их творческая история и последующая судьба.
Одним из первых стал изображать человеческий труд. В поздних произведениях Брейгеля исчезает многоцветность, число фигур сокращается обобщенные силуэтные изображения людей гибко и естественно вписываются в ландшафт исполненный строгой гармонии и выдержанный в землистых, серо-зелёных и желтовато-коричневых оттенках, тяготеющих к тональному единству (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). За столом стоит человек в шляпе адвоката.
Как известно искусство Артсена надломилось именно в эти годы. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. В мае 1517 года из Антверпена отправилась группа паломников в Иерусалим.
Чуда не произошло. Так как картина является одним из звеньев центрического цикла, то любая замкнутая центричность в композиции отдельной картины, сделала бы ее самостоятельной «сценой-коробкой», отчужденной в своей замкнутости от следующего звена. Картина «На пути в Египет» или «Пейзаж с бегством в Египет». Ее копию написал Брейгель Питер младший. Она закутана в голубой плащ и ее лица почти не видно. В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля Мужицкого начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок – осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим.
Известен также как Брейгель Мужицкий. Надо сказать, что для этого времени вообще характерно прямое уподобление людского общества природным явлениям и обратно (например, один крупный ученый считал Землю и прочие небесные тела живыми существами, а людей и зверей – насекомыми, паразитирующими на их коже). Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Кто-то из друзей сказал по этому поводу: Находясь в Альпах, Питер глотал горы и скалы, а вернувшись домой, стал извергать их из себя на полотно. Эти опасные намеки были вполне понятны современникам. Какая трагедия.
На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы. Но мало кто пытается помочь им. Важна ловушка, которая сделана из двери для глупых птах, которых поджидает ловец.
Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти. Супруги обосновались в Брюсселе.
1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). «Падение Икара» создана Брейгелем в 1558 году. Франция и Испания подписали мирный договор. На этот раз король потребовал введения новых налогов.
В картинах Битва поста и масленицы (ок. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569.
К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». Зима» и Сенокос— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Главная тема работ Брейгеля — изображение нидерландских крестьян и городских ремесленников. Ты получишь недеятельную жидкость, спирт и красные капли. Новоиспеченные супруги поселились в Брюсселе, предоставившем художнику новые возможности.
Голландский прозаик Феликс Тиммерманс в своем романе «Питер Брейгель» (1928)— единственной попытке воплотить образ Брейгеля в беллетристической форме — сочинил ему весьма бурное, даже трагическое детство сироты, попадающего то работником к немилосердно жестокому богатею, то в шайку нищих. Это — Герцен. Что стоит за этим. Она и сама была опытной художницей известной своими миниатюрами.
Кловио не вернул этих работ. Вскоре по возвращении в Антверпен Брейгель создал картину (между 1555 и 1558 гг. ). Получается своеобразная «перспективная» не концентрированность, размытость. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».
Следовательно, у художника было достаточно знаний для такого чтения. Но он кроется не столько в литературно-иносказательной стороне его картин и даже не в морализировании его сатирических рисунков исполненных для гравюр (циклы «Пороки» – 1557, «Добродетели» – 1559), но в особенностях общего взгляда художника на мир. Конец лета, уборку урожая отразил на картине Питер Брейгель младший. К нему причалено несколько небольших парусников со спущенными парусами. Вопрос о бренности и хрупкости любой жизни. Он требовал казни судьям, которые потворствуют и покровительствуют еретикам. Но на этом его мщение не остановилось. КарлV жестоко искоренял ереси.
Зарисовок, которые свидетельствовали бы о таком интересе, нет. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Всевластное солнце, озаряющее все вокруг, вот подлинный герой Падения Икара. Другая деревня делится, а может быть и исстари делилась на две части — Большой Брейгель и Малый Брейгель (Groote Brgel, Kleine Brgel)— и расположена в Лимбурге. Здесь показаны разные слои населения: нищие, монахи, торговки, гуляки, ряженые.
Настоящим завещанием стали его картины. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Двое учеников сидят, как под крышей дома, под огромной шляпой с павлиньим пером один залез в неизвестно как попавший в класс улей, а оттуда вылетает рой пчел тела некоторых учеников перекручены, как у балаганных паяцев исполняющих номер «человек без костей». В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии.
Некоторые исследователи творчества Питера Брейгеля предполагают, что их было четыре, а «Сенокос» (Прага, Национальная галерея) к циклу не относится. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. Лето» и «Сумрачный день. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.
Не менее интересна и небольшая картина «Избиение младенцев», в которой художник показал налет испанских карателей на голландскую деревню. Всего лишь живая пылинка, мелькнувшая в солнечном луче. В 1565 году были написаны его знаменитые "Времена года". совершил путешествие в Италию. Две другие — «Жатва.
В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. 1485-1524) и Херри Мет де Блес (ок. В нижней части гравюры странная фигура, ни мужчина, ни женщина, некое бесполое существо (на многих работах Брейгеля воплощение зла кажется бесполым).
В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Георгия (Брюссель, частная коллекция) изображает праздник гильдии лучников в день их патрона — святого Георгия. Главный герой в его творчестве — народная масса в своих сатирических и бытовых рисунках (выполнявшихся часто для гравюр), религиозных, аллегорических и жанровых картинах Питер Брейгель выступал (обычно в косвенной форме) против социальной несправедливости и насилия, показывал трудовую жизнь и бедствия народа, его вольнолюбие, своеобразие его бытового уклада. 1480 – 1550). Он тонет поблизости от корабля, на котором есть матросы, почти рядом с рыболовом.
Но сбор налогов обычно не происходит в такой обстановке, как это изображено на полотне. Две другие— «Жатва. Доносы и доносчики — постоянной темой тревожных разговоров. В свою очередь пристальный интерес к творчеству выдающегося предшественника включается в более общую тенденцию эпохи — он аналогичен одновременному и столь же сильному увлечению голландских графиков наследием Луки Лейденского и новому открытию творчества Дюрера, переживаемому художниками, работавшими при дворе германского императора Рудольфа II, — как будто искусство на рубеже двух веков, колеблясь в выборе новых путей, заново пересматривало лучшие достижения уходящего столетия.
Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Таинственна жизнь и судьба Брейгеля. Его персонажи столь же занятны, сколь и ничтожны, столь жизненны, сколь и гротескны. Если это и справедливо, то лишь отчасти и по отношению к более ранним временам. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Пространство тянет и манит, зовет продолжать путешествие.
Учился у знаменитого и преуспевающего Питера Кука Ван Альста – придворного художника императора Карла V. В его богатом доме, полном книг и заморских редкостей, безродный бедняк приобщился не только к живописи, но и обрел интересных мыслящих друзей. Зима» и Сенокос — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. В Триумфе смерти (ок. Поглощенные игрой, они не замечают художника.
В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Закрой глаза, сожми веки. Брейгель Старший выражает в этой картине беспокойство за жизнь и судьбу этих детей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Но больше всего жителя равнин поразили горы.
Они коротки, но все-таки показывают, что Брейгель имел познания в латыни. Он держит в руках монету и пристально смотрит на нее и на тигель. Большое влияние на всё искусство Питера Брейгеля старшего оказал Иероним Босх. Записки очень беглые и скудные, но кое-что интересное из них извлечь можно. Конечно, первоначально такое умиротворенное произведение создал отец.
В руках раскрытые буквари — видны крупно написанные буквы. Это картина Голова крестьянки 1564 года. Видимо их интересы и занятия были близки ему. В этот день члены гильдии во главе со старшиной чинной процессией посещали церковь, потом состязались в стрельбе из лука (эти два эпизода показаны на втором плане картины), после чего следовала пирушка с танцами играми, потасовками, грубоватыми любовными развлечениями изображение которой вынесено на первый план. Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах. Язык ее веселья был его языком, но, понимая ее радость, он не мог до конца разделить ее. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), также стали известными художниками.
Художник в картине «Битва Масленицы и Поста» создает всеобъемлющую сцену народного веселья. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Молодая вдова похоронила его в брюссельском соборе Нотр Дам де Шанель.
Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Две другие – «Жатва. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. «Жатве», как считается, соответствует август. После переезда в Брюссель художник создает фантасмагорические полотна «Триумф Смерти», «Безумная Грета» и «Падение мятежных ангелов».
Испанские власти очень косо смотрели на карнавальные вольности. В одном из вариантов «Вавилонской башни» художник передал именно это ощущение. Иногда пишут о том, что эта гравюра отразила злободневные события.
«Возвращение стад. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. Ее основателем был замечательный художник Питер Брейгель Старший (1525/1530-1569), творчество которого с наибольшей полнотой выразило идеалы нидерландского Ренессанса. Видя в ком-то из своих детей склонность к занятию искусством, художник всегда был рад найти в нем продолжателя, в чьи руки можно передать руководство мастерской, которая вместе с работавшими в ней учениками и подмастерьями, собранными картинами, рисунками, моделями, гравюрами и другими художественными образцами представляла маленькое (а иногда и довольно значительное) предприятие по созданию произведений искусства и как часть наследуемого имущества обладала вполне исчислимой материальной стоимостью. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.
Это Мария, по-домашнему Майкен, дочь его незабвенного учителя Питера Кука Ван Альста, которого уже давно нет в живых. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Лето» и «Сумрачный день. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа.
Она отражает изменение мира и его восприятия. У Овидия все столбенеют при виде несущихся вольно по небу Дедала с Икаром. Уже в ранних, выполненных с натуры акварелях и рисунках (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Альп, Тироля, виды родной страны, Брейгель Старший проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. А не решается долго. исчезает многоцветность, число фигур сокращается обобщенные силуэтные изображения людей гибко и естественно вписываются в ландшафт исполненный строгой гармонии и выдержанный в землистых, серо-зелёных и желтовато-коричневых оттенках, тяготеющих к тональному единству (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь).
Где оловянная кружка — богатство, которым гордятся. Вселенная не имеет центра и не имеет границ. Постройка церкви Санта Мария деи Фьори только завершалась. На картине изображено нидерландское селение, в которое пришли враги.
Можно только подивиться тому, как совладал художник с этим новым для него материалом. 1480-1550) и Иоахим Патинир (ок. И в Антверпене издавался городской листок объявлений «Куранты» — первое подобие будущих европейских газет. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность.
Хотя названия картин Брейгеля точны в своей описательности, каждая из них, по-видимому, является также ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и ярких по цвету полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) Брейгель с середины 60-х гг. Вместо них нарисовали продукты и животных. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. Возможно именно так и было на самом деле. Видя в ком-то из своих детей склонность к занятию искусством, художник всегда был рад найти в нем продолжателя, в чьи руки можно передать руководство мастерской, которая вместе с работавшими в ней учениками и подмастерьями, собранными картинами, рисунками, моделями, гравюрами и другими художественными образцами представляла маленькое (а иногда и довольно значительное) предприятие по созданию произведений искусства и как часть наследуемого имущества обладала вполне исчислимой материальной стоимостью.
Тут засыпают яму, в которую свалился теленок. А где же он сам – герой, которого представляли чуть ли не Богом. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Движения их полны природной силы, непринужденности, достоинства. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе.
Различия между провинциями были очень велики. Он черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок Детские игры. А это был довольно длинный и порою сложный латинский текст.
Для кальвинистов почитание материальных образов было идолопоклонством. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Осознав космическую необъятность мира, он почувствовал и другую космичность – людских, человеческих масс. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни стала картина «Падение Икара» (1555—1558 гг. ). Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. Когда заключенный после многих месяцев такой подготовки представал перед судьями, ему по-прежнему не объясняли, в чем он обвиняется, а старались, чтобы он проговорился сам, попав в одну из расставленных судьями ловушек и лишь после такой обработки к тому, кто оказывался ею не сломленным, применяли допрос «без пролития крови», то есть пытку веревкой, водой и огнем, поскольку церковь запрещала пролитие крови. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Осень», «Охотники на снегу.
Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Движения их полны природной силы, непринужденности, достоинства. Другие вещи художника рассеялись по городам и весям Европы. «Возвращение стад. Картина Питера Брейгеля «Битва Масленицы и Поста» имеет непосредственное отношение к театральному жанру фарса.
И Майкен узнает себя. Он вновь всемогущ. Мы не знаем, читал ли Брейгель роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который к тому времени был уже известен в Нидерландах. По желанию отца он знакомился со своими будущими владениями.
На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Осень», «Охотники на снегу. Он ещё всемогущ.
Ушёл из жизни в 1569 году в Брюсселе. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Историк извлекший из старых хроник описание этого государственного спектакля, восклицает: «Что сделал для жителей Нидерландов император КарлV, чтобы они так плакали о нем. » И он напоминает, что император забирал у Нидерландов больше денег, чем ему приносили все его остальные владения, вместе взятые, что он основал в Нидерландах инквизицию, которая сожгла, обезглавила или заживо похоронила, действуя в согласии с его «плакатами» против еретиков, сто тысяч человек.
Цикл состоит из картин, посвященных временам года. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. Когда художник еще только начинал работу над "Месяцами", заказчик уже распорядился их судьбой: 22 февраля 1565 г. Ионгелинк передал всю свою коллекцию антверпенской городской казне в обеспечение крупного денежного займа, взятого им у города. Георгия (Брюссель, частная коллекция) изображает праздник гильдии лучников в день их патрона — святого Георгия. В двух картинах -Избиение младенцев (ок.
Небо затягивается красным маревом, на землю выползают мириады диковинных и страшных тварей из развалин возникают головы, раскрывающие огромные глаза и в свою очередь порождающие безобразных чудовищ и люди уже не ищут спасения: зловещий гигант вычерпывает из себя нечистоты и люди давят друг друга, принимая их за золото («Безумная Грета», 1562 Антверпен, Музей Майер ванден Берг). Язык ее горя был внятен ему до последнего вздоха. Весна». У входа теснится толпа народа.
«Возвращение стад. А ведь Брейгель вступил в гильдию не один. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Создатель Триумфа Смерти заслуженно считается предтечей современного сюрреализма. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе И. Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных цельностью и монументальностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни.
То же незатейливое веселье наполняет и Крестьянскую свадьбу (Брюссель, антиквариат), где каждая из неуклюжих фигурок, переданных с меткой наблюдательностью за поведением крестьян, вносит свою лепту в общую шумную и пеструю картину праздника. Творчество П. Брейгеля Старшего очень символично. Филипп II, король испанский, был ярым католиком.
Отмеченное исключительной широтой и глубиной охвата жизненных явлений, ярко реалистическое и демократичное творчество Брейгеля оказало огромное влияние на нидерландское искусство и заложило основы развития реалистического направления в искусстве (Brueghel, Pieter) (ок. Именитых граждан сопровождали слуги, новые ливреи которых тоже стоили немалых денег. Принято считать, что это разрозненная серия из двенадцати (или шести) картин.
А не решается долго. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Настоящим завещанием стали его картины. В нем говорится о шести работах, относящихся к этому циклу. Брейгель Старший, при показе этого огромного театрального «действа» использовал реальные сценические композиции народных площадных представлений.
Внешние формы зла обретают формы неприкрытого цинизма. Но вряд ли Брейгель обращался к нему. На первый план выходит крестьянин, утоляющий жажду из огромного жбана.
Здесь же они выстраиваются в очередь с курами и яйцами. Однако влияние Брейгеля куда шире. Кроме того, они выражали пожелание, чтобы государственные дела «решались в согласии и по совету с представителями местной знати, как это делалось во все времена благороднейшими предками вашего величества». В двух картинах – Избиение младенцев (ок. Картина «Падение мятежных ангелов» создана на основе известного библейского сюжета и также изобилует зловещими босховскими персонажами.
Постепенно трагическое и экспрессивное мироощущение художника сменяется горьким философским размышлением, настроением печали и разочарования. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Лишь пара беспомощно взбрыкнувших над морем мальчишеских ножек – и круги по воде.
В 1563 году он женился на Марии Кук, дочери своего бывшего наставника Питера Кука ван Альста. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».
И снова дорога. Впрочем, это всего лишь осколки истины, добытые с миру по нитке. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. Можно предположить, что и Брейгель вступил в гильдию между двадцатью и тридцатью годами. Создатель Триумфа Смерти заслуженно считается предтечей современного сюрреализма. Это «Невеста».
Во «Фламандских пословицах» Брейгель Старший изображает множество юмористических сцен, в которых высмеиваются людские пороки. Тут чинят кровлю плошками с блинами, стригут свиней и выносят свет на улицу в корзинах. Бабушка была вдовой плодовитого художника Питера Кука ван Альста.
«Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. После многолюдства Антверпена, после постоянного пребывания на людях в открытом доме Питера Кука, после бесконечных встреч с художниками и разговоров об искусстве в лавке «На четырех ветрах» было хорошо надолго остаться один на один с дорогой и со своими мыслями. В этом отношении мировосприятие Питера Брейгеля не составляло исключения. У Овидия все столбенеют при виде несущихся вольно по небу Дедала с Икаром. Следующее произведение – "Сенокос" (май и июнь, 1565г., рисунок 2. 2). Примечателен внешний облик упавшего.
Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. А откуда медведь. Он вновь всемогущ. Всего лишь живая пылинка, мелькнувшая в солнечном луче. Во времена Брейгеля были изданы указы, ограничивающие и стесняющие их.
Иначе он бы мог остаться в хорошо поставленной мастерской покойного мужа Майкен Верхюльст. Был ли этот поступок издателя неожиданностью для Брейгеля. В картине (1559 г. ) комедианты спускаются с подмостков и растворяются в толпе зрителей. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена). Он называется «A Ripa grande».
1480–1550). Он не стремился к идеализации людей из народа, придавая их образам непосредственность, нарочитую грубость и озорной юмор. Изображение не ограничивается прямой иллюстрацией к подписи. Зато год от года рос торговый оборот Антверпена. Скептизм, сарказм ирония, фарс. Уже подвергнуты сомнению некоторые другие незыблемые авторитеты. Брейгель мог выбрать любой из торжественных городских ансамблей Антверпена.
Как отголосок этих бедствий воспринимается картина Брейгеля Избиение младенцев в Вифлееме, созданная в 1566 г. (Согласно Евангелиям, царь Иудеи Ирод, узнав о рождении Христа в Вифлееме, повелел умертвить всех младенцев в этом городе). Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Скупыми, но смелыми средствами Питер Брейгель показывал грубоватую простоту, достоинство и силу своих героев (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец) создатель национального реалистического пейзажа, он изображал бескрайние просторы равнин, жизнь природы в различные времена года в единстве с населяющими её трудовыми людьми (Сумрачный день, Возвращающиеся стада, Охотники на снегу, Жатва). На почетном месте восседает невеста – румяная деревенская красавица. Лишь пара беспомощно взбрыкнувших над морем мальчишеских ножек – и круги по воде.
И это подтверждают его праздничные монументальные сцены Крестьянской свадьбы. В картине «Охотники на снегу» поражаешься глубиной пространства, которое, как кажется, создается за счет использования линейной перспективы. Здесь не только гравировались рисунки Босха, но и подражания им, вариации на его темы.
Волхвы одеты абсолютно буднично. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны.
Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. «И куда ни приходил бедный Уленшпигель, везде исполненный ужаса, он видел только головы, торчащие на шестах, он видел, как девушек бросали в мешках в реку, голых мужчин, распятых на колесе избивали железными палками, женщин бросали в ямы, засыпали их землей и палачи плясали сверху, растаптывая им груди». В начале 1560-х годов произошли резкие перемены в личной жизни Брейгеля. Человек для Брейгеля уже не космическая пылинка, как некогда в Падении Икара.
В начале 60-х годов XVI столетия происходят перемены в личной жизни Брейгеля. Картина показывает интерес городского жителя, каким являлся Брейгель, к деревенской жизни. Исполнила ли верная Майкен жесткое предписание мужа об уничтожении его смелой графики. Всевластное солнце, озаряющее все вокруг, п вот подлинный герой Падения Икара. Питер Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти.
В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Открытия эти изменили пути, по которым в Европу поступали товары из дальних стран.
Эти идеи Брейгель развивает в картинах «Фламандские пословицы» (1559 Берлин) и «Битва Масленицы и Поста» (1559 Вена, Музей) и особым образом в картине «Игры детей» (1559 Вена, Музей). Однако влияние Брейгеля куда шире. Но таким же, как дома, был запах скошенной вянущей травы. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Это первый шаг в познании всего богатства окружающего мира, но шаг очень важный. Затем в 1565 году была серия пейзажей изображающей сезонные работы крестьян – «Времена года», выполненная по заказу Николаса Ионгелинка, видного антверпенского коллекционера произведений искусств.
Он создает картины «Фламандские пословицы» (1559г., рисунок 3. 1), «Детские забавы»» (1560г., рисунок 3. 2). ФилиппII ознаменовал смерть отца огромной траурной процессией. Своё победоносное шествие на Олимп художников с мировым именем он начал, как график. 5 сентября 1569 года мастера Питера Брейгеля не стало. Брейгель часто черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок (Детские игры, 1560, Музей истории искусств, Вена), народные пословицы и притчи использовались им как иносказательная форма для глубоких раздумий о судьбах своей страны и народа.
Из 45 картин, оставленных мастером 30 – сцены из крестьянской жизни. В этот день члены гильдии во главе со старшиной чинной процессией посещали церковь, потом состязались в стрельбе из лука (эти два эпизода показаны на втором плане картины), после чего следовала пирушка с танцами играми, потасовками, грубоватыми любовными развлечениями изображение которой вынесено на первый план. Вряд ли такое предположение основательно. Это заставляет народ обратить внимание на малозаметное здание, которое находится слева. Историк Хёйзинга в книге «Осень средневековья», говоря о психологии людей позднего средневековья в Северной Франции и Нидерландах, отмечал большую интенсивность и яркость всех переживаний, резкость контрастов, четкость контуров и граней, непосредственность выявления нервной реакции, чем у современного человека.
В этом же цикле он начал изображать крестьян их работу, заботы, отдых. Большинство нидерландских крестьян умело читать и писать. Да и почему бы в «Лавке на четырех ветрах», где издавалось так много гравюр, различных по темам и жанру, были бы отвергнуты рисунки изображающие иноземцев, — их лица их костюмы их нравы, забавные или поучительные сцены из их жизни. В год иконоборчества Брейгель написал Проповедь Иоанна Крестителя (1566), провозгласившего, согласно Библии, явление Мессии.
Создаются видения, своей зловещей фантасмагорией превосходящие Иеронима Босха. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. В «Падении Икара» в основе также лежит иносказание: мир живет своей жизнью и гибель отдельного человека не прервет его коловращения.
За это приходилось постоянно расплачиваться дорогой, часто кровавой ценой. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564-1638) и Ян Брейгель (1568-1625), стали известными художниками. Но эти слова были сказаны спустя четыре года, которые еще должны были пройти. Он чувствовал, что должен дать зрителю возможность увидеть красоту мира и его гармонию. Создатель Триумфа Смерти заслуженно считается предтечей современного сюрреализма. Собранный по крупицам и представленный, наконец, во всем своем творческом могуществе Питер Брейгель Старший сразу убрал с пьедестала своих сыновей – художников Питера Младшего (Адского) и Яна Бархатного (Райского), преуспевших в карьере и славе куда больше отца. В какой же из этих трех деревень родился Брейгель.
Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов исполненных гармоничного красочного единства. К концу жизни Брейгеля Старшего в его картинах все больше на первый план выступают крупные фигуры крестьян, показывается их сила, увлеченность танцем «Свадебный танец» (1566г., рисунок 3. 5), «Крестьянский танец» (1568г., рисунок 3. 6), народ веселится, несмотря на тяжелую обстановку в стране с множественными запретами. Это относится и к его знаменитой серии «Времена года» (1565) и к картинам «Пейзаж с сеятелем», «Падение Икара», «Бегство в Египет», «Самоубийство Саула». Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel) – великий художник прошлого из Нидерландов. «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» изображает ясное утро вместо хмурого дня. Красный и синий, коричневый и зеленый, фиолетовый, белый, черный — пожалуй, все. Весь цикл распался бы на отдельные элементы (сцены-коробки), возможно связанные умозрительно, но не пространственно.
Этот период был временем высочайшего расцвета творчества художника. Собранный по крупицам и представленный, в конце концов, во всем своем творческом могуществе Питер Брейгель Старший разом убрал с пьедестала своих сыновей – художников Питера Младшего (Адского) и Яна Бархатного (Райского), преуспевших в карьере и славе куда больше отца. Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Можно предположить, что первоначальную школу он проходил именно у Питера Кука. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми.
Другие вещи художника рассеялись по городам и весям Европы. Вот они: «С Авиньона начиная, чувствуется, видится юг. Это будни фламандской деревни.
Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564 – 1638) и Ян Брейгель (1568 – 1625), стали известными художниками. Картина «Падение Икара». Кермесса св. Две другие— «Жатва. Мастерская Питера Брейгеля Младшего превратилась в главный центр популяризации произведений выдающегося художника число копий было в ряде случаев весьма значительно — так, картина Проповедь Иоанна Крестителя повторялась 25 раз, Поклонение волхвов — 13, Нидерландские пословицы — 14. Но в лавке «На четырех ветрах» установилось прочное разделение труда. Но достоверные сведения есть лишь о шести картинах.
Тут умирают с голоду, распластавшись между двумя хлебами и не зная, какой выбрать. А ведь падение его не могло быть незамеченным. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Однако возраст художников, принимаемых в гильдию, был очень различен.
Он писал замечательные картины, но никогда не писал статьи, не переписывался с друзьями. Лето» и «Сумрачный день.
А человек. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). С 1561 года и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. Картина «Игры детей».
Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. Откуда же эта неслыханная дерзость, этот вызов гигантам Возрождения, поставившим человека с его властным желанием и творческой волей над самим мирозданием. Некоторые предполагают, что всего их было двенадцать (по числу месяцев в году). Но все-таки на основании этого отрицать ученичество Питера Брейгеля у Питера Кука нельзя. Весна».
Повседневная жизнь не представляется ему бессмыслицей. Показав людям ужасающие трагедии современной жизни («Триумф смерти» и «Безумная Грета»), Брейгель Старший обратился к иной теме. В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Питер Кук внимательно следит за книжными новостями в области искусства. Она полна необходимой деятельности и связывает в единое целое человека и мироздание.
Брейгель осовременил историю и солдаты у него носят форму Испанской армии и их немецких наемников. Может быть, вот таким образом при жизни его считали немым. Это никому не известно ибо завещание Питера Брейгеля Старшего не сохранилось. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. В городе выдували стекло по венецианскому способу и расписывали стекло для витражей. Не то ждет момента, когда можно будет бросить монету в тигель, чтобы, по поверью, «малое золото притянуло к себе большое», не то хочет сравнить с золотой монетой тот слиток, который вот-вот появится в тигле. Пошехонцы тоже «теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили, потом козла в соложеном тесте утопили, потом свинью за бобра купили, да собаку за волка убили, потом лапти растеряли, да по дворам искали: было лаптей шесть, а стало семь потом рака с колокольным звоном встречали, потом щуку с яиц согнали, потом комара за семь верст ловить ходили, а комар у пошехонца на носу сидел, потом острог блинами конопатили (точь-в-точь как жители селения изображенного Брейгелем: они чинят крышу мисками с блинами. ), потом блоху на цепь приковывали, потом беса в солдаты отдавали, потом небо кольями подпирали, утомились и стали ждать, что из этого выйдет».
Таков гениальный Шутник до той поры, пока не решается завести семью. 1569), нидерландский художник и рисовальщик.
С любовью и вниманием художник изображает жизнь народа, переиначивая картины своего отца. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Во всех этих работах очевидно стремление преобразить небольшую по размерам картину в грандиозную панораму, таковы, например, «Неаполитанская гавань» (Рим, Галерея Дориа-Памфили), «Падение Икара» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), гравированные Иеронимусом Коком рисунки. Они прозвучали совсем иначе. Уже в этот период определилась творческая индивидуальность Брейгеля. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Еще Лувен гордился своей ратушей. Цикл «Больших пейзажей» — это были гравюры изданные Коком по рисункам Брейгеля, — если сравнивать его с набросками, кажется: не только более тщательно отделанным, что вполне закономерно, но и несколько искусственным. Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Лето» и «Сумрачный день.
После вступления в гильдию Питер Брейгель начал собираться в Италию. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Большое влияние на Брейгеля оказало творчество Босха. Выражения их старческих лиц похожи на гримасы.
И хотя Брейгель находит в нем истинную красоту (не случайно тонкое живописное решение картины), его маленькие герои столь же занятны, сколь и ничтожны, в такой же мере жизненны, как и гротескны – между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Слава лавки «На четырех ветрах» была, пожалуй, не меньше, чем у знаменитой типографии и книготорговли Плантена.
У них родилось семь детей, многие из которых умерли в раннем детстве. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Впрочем, это всего только осколки истины, добытые с миру по нитке. Это был обычный путь из Франции в Италию.
Пейзаж на дальнем плане абсолютно другой. Без сомнения, он один из самых загадочных художников и личностей прошлого. Этой потребности отвечали и те диковинки, которыми гордились первые музеи — кунсткамеры.
Человечество охвачено безумием. А где же он сам – герой, которого представляли чуть ли не Богом. Мир представлялся ими как, огромные театральные подмостки. Таков гениальный Шутник до той поры, пока не решается завести семью.
«Избиение младенцев» продана не менее чем в 14 копиях. Гибель античного героя, дерзновенно устремившегося к Солнцу, оказывается тут мелким эпизодом Брейгель изображает лишь торчащие вдали из воды ноги Икара, канувшего в море. Главный герой произведений Брейгеля (сатирические рисунки, религиозные, аллегорические и жанровые картины) – постоянно движущаяся народная масса. Но на площади появились мулы, покрытые разукрашенными попонами. Лето» и «Сумрачный день. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Он начал путешествовать весной и шел на юг навстречу лету.
На ее стенах висели незавершенные картины. Не случайно действие разворачивается здесь не в помещении, а на вольном воздухе.
Только Безумная Грета, видит неизбежность катастрофы. Весна». Мир изменился – из маленького замкнутого пространства он превратился в необъятный космос. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений.
Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Знания, приобретенные там, остались, а впечатления сменились новыми. Скептизм, сарказм ирония, фарс. Картина «Триумф Смерти». Во время этой процедуры Великий инквизитор Испании потребовал от Филиппа клятвы «вечно поддерживать святое учреждение инквизиции против еретиков, отступников и их покровителей». Они требуют пристального рассмотрения. А человек. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур.
Все полотна имеют почти одинаковые размеры (1, 5м в длину) и написаны на дереве масляными красками, как и большинство других работ Брейгеля Старшего. Брейгель в своем творчестве обращался и к народному фольклору играм изображению празднования праздников: «Фламандские пословицы», «Детские забавы», «Битва Масленицы и Поста». На полотне видна цельность композиции и рисунка. Однако воздействие Брейгеля куда шире. Где игрушки мастерят из старого башмака. Гениальный цикл картин Времена года их заказчик, брюссельский купец Ионгелинг, еще при жизни автора упрятал в ломбард. У Овидия все столбенеют при виде несущихся вольно по небу Дедала с Икаром.
Южнее Лиона на берегу Роны находится город Вьенн. В ранних рисунках и акварелях он изображал грандиозные панорамы Альп, Тироля. Великие Альпы. Искусство того времени обычно представляло крестьян обжорами, тупицами и пьяницами, склонными к насилию. Точно так же нужно схватить позу человека, несущего перед собой большую корзину.
А уж интерес ученого-картографа к художникам и художественной жизни более чем понятен. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. Ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог, а затем так и не выкупил их. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Его, кстати, на картине нет. Современники не сумели по достоинству оценить талант художника, он опередил свое время.
Человек для Брейгеля уже не космическая пылинка, как некогда в Падении Икара. Это все, что осталось от дерзкого Икара, воспарившего к самому солнцу. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Родился в 1525 (точная дата неизвестна) году, предположительно в городе Бреда (нидерландская провинция). Может быть, вначале художник составил список пословиц и поговорок. Что касается верности католическому догмату, то, напомнив, как КарлV не остановился перед тем, чтобы напасть на Рим — город, где жил католический первосвященник, — он замечает, что КарлV «сражался не против религиозной, а против политической ереси, которая скрывалась в неподчинении реформаторов догмату Он был слишком проницательным политиком, чтобы не понять связи между стремлениями к религиозной и политической свободе». Предстоящий визит, несомненно, обсуждался в доме и в мастерской Питера Кука.
5 сентября 1569 года мастера Питера Брейгеля не стало. Так Брейгель воплотил поговорку: «Слепой ведет слепого», так он предвосхитил тему своей будущей картины «Слепые», так он объединил красоту природы с людьми, которые не могут ее увидеть. В мастерской еще оставался достаточно обширный круг произведений Питера Брейгеля Старшего и Питер II начал с того, что стал копировать картины своего отца, тщательно повторяя не только композицию и рисунок, но и цвета оригинала, а затем переводить в живопись композиции рисунков и гравюр. Одно, довольно распространенное, заключалось в том, что художник родился в городе Бреда, а несуществующую рядом с этим городом деревню «Брейгель» ван Мандер присочинил, видимо, считая, что крестьянские мотивы в творчестве Брейгеля могут быть объяснены только тем, что он сам родился в деревне.
Затем молодой художник совершил путешествие в Италию. в самое тяжелое и тревожное для его народа время. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами.
Площадь заполнена народом, который постоянно двигается. А не решается продолжительно. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. В 1988 году она была отреставрирована и был восстановлен ее первоначальный вид. Питер Брейгель был подростком, когда во Фландрии восстал и был подавлен город Гент. Зима» и «Сенокос» – одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Безмятежный период творчества Питера Брейгеля (картины-притчи на темы фламандского фольклора) внезапно обрывается в 1561 году, когда художник создает сцены в картине «Триумф Смерти», своей зловещей фантастичностью далеко превосходящие Босха.
Икар упал, он тонет. По колориту картина сына ярче, веселее, в ней больше киновари. Ко всему, что происходит на улице, она повернулась спиной. Сохранились гравюры, выполненные им самим.
Подобно ему он изображает в картинах «Триумф смерти» и «Безумная Грета» апокалиптические сцены гибели людей и мира. Во многих произведениях Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Локальное зло приобретает глобальный характер.
В творчестве Брейгелей, в особенности младшего, очень сильны противостояние зла и добра, философские подтексты о бренности земного, насмешка, как, например, в картине «Алхимик» по гравюре отца. «Поклонение волхвов» – это картина авторства Брейгеля Старшего изображающая маленькую деревушку, в которой под сумрачным зимним небом люди заняты своей обычной, не праздничной жизнью. Во «Временах года» эта множественность воспринимается не как ряд отдельных мизансцен, а как многообразие единого, «космического» зрелища. Всевластное светило, озаряющее все около, п вот настоящий герой Падения Икара. Пейзаж Антверпена на долгое время останется перед его глазами. Во многих картинах Брейгеля косвенно запечатлены страдания нидерландского народа под испанским игом, война и разрушения, зверства испанцев (Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Картина «Морской бой в гавани Неаполя» или «Неаполитанская гавань».
Исполнила ли верная Майкен жесткое предписание мужа об уничтожении его смелой графики. Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце (плясать под его дудку), а другой никак не дотянется от одной булки до другой — то есть с деньгами у него туго. Брейгель прекрасно сознавал и хотел подчеркнуть дерзкую универсальность своей сатиры.
На ней множество ученых занято измерениями. Лишь пара беспомощно взбрыкнувших над морем мальчишеских ножек – и круги по воде. Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. В работах конца 50-х годов XVI века художник исследует место человека в мире.
К сожалению, эта картина не сохранилась. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».
Брейгель Питер (точнее, Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), (р. Из двух слов «hand werpen» — «бросание руки» и произошло название города, напоминающее, что его основал разбойник. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары. В центре внимания — пронизанный солнечным светом исполненный величия морской пейзаж. Две другие — «Жатва.
Оно продолжалось долго. Художник сделал не менее 25 копий с этой работы в разных форматах. Исчез в морской пучине, не успев более того (по Овидию) выкрикнуть имя отцово. Еще одна оригинальная работа Брейгеля находится в музее Метрополитен. Великие открытия поколебали существовавшую веками устойчивую картину мира.
В них, как, например, в «Тайной вечере» (тема, к которой он обращался несколько раз), он умел, несмотря на сравнительно небольшие размеры доски, достичь ощущения монументальности. Каждая из этих картин и особенно «Игры детей», является ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. В картине «Игры детей» (из незаконченной серии «Четыре возраста человека») Брейгелем изображена улица, усыпанная играющими детьми, но перспектива ее не имеет предела, чем как бы утверждается, что веселые и бессмысленные забавы детей – своего рода символ столь же абсурдной деятельности всего человечества. И о многих других красках, привозимых из дальних и близких краев. Небо в пожарищах и виселица на горизонте очень часто будут появляться в работах Брейгеля.
Здесь был его дом, его родина. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». Однако было бы неверно отрицать философско-пессимистический оттенок ранних работ Брейгеля.
В картинах Брейгеля, которые он написал после возвращения из Италии (после перерыва в несколько лет, отданных графике), мы почти не находим явных примет его пребывания в Италии. Отец умер, когда старшему — Питеру было пять лет, младшему — Яну исполнился год. Впрочем, пожалуй, улыбка на картине есть. Исчез в морской пучине, не успев даже (по Овидию) выкрикнуть имя отцово. На первый взгляд картина эта кажется очень простой.
Мне нужны изображения гор итальянских городов, древних руин. Самые ранние произведения Брейгеля – пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Иоахим Патинир (ок. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Крестьяне изображены крупным планом. Старчески согбенные спины, мрачные маски, подвязанные щеки.
Картине этой предшествовала долгая подготовка. И это делается осознанно. Но в этой картине нет и тени издевки над героем античных времен.
Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Искусство стало его работой. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Молодая вдова похоронила его в брюссельском соборе Нотр Дам де Шанель.
А как угрюмо румяное лицо Масленицы. Почерк Брейгеля мы знаем. Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни.
На самом же деле здесь единая точка зрения заменена множественностью точек зрения. Исходным является множественность мотивов. Картина «Падение мятежных ангелов». Движения их полны природной силы, непринужденности, достоинства. сентября 1569 года мастера Питера Брейгеля не стало. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название – «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».
Кстати, вот таким образом картина иногда фигурирует именно под этим названием: Мир вверх тормашками. Они нависают над ручьем и отнюдь не скрывают, а напротив — являют миру то, что должны были бы скрывать. Завершив работы мастера, он завоевал бы положение наследника и продолжателя Кука. Весна».
Его поглотила морская пучина. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI в. Посетил Италию (1552-53), работал в Антверпене и Брюсселе (с 1563).
Кровавый испанский террор породил в отдельных произведениях Брейгеля настроения отчаяния и скорби, отразившиеся в фантастических картинах безумия и ужасов (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен), горьких иносказаниях (Сорока на виселице, 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), в полных глубокого трагизма символически обобщённых образах (Слепые, 1568, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. На картине Брейгеля-сына Мария с младенцем почти незаметны. 1559Удалось идентифицировать более сотнипословиц и идиоматических выражений (см.
1559), Детские игры (ок. Вэтого только живая пылинка, мелькнувшая в солнечном луче. Таинственна существование и судьбина Брейгеля. После этого он был принят в антверпенскую гильдию художников и стал заниматься живописью на профессиональной основе. Произведения Питера Брейгеля вплоть до ХХ века были скрыты в недрах частных коллекций.
Так Брейгель воплотил пословицу: «Чтобы пройти мир, надо согнуться. » Мало того, что этот мир, который мог бы быть так же прекрасен, как его краски, как его деревья, как его моря, перевернут и извращен, он еще заставляет человека склонить голову и согнуть спину. Перед Марией — трое волхвов. Присутствующим не возбранялись возгласы ужаса и слезы сочувствия. В написанной около 1562 года картине «Триумф Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте – такое же пустынное море с гибнущими кораблями. Осень», «Охотники на снегу. Учился у знаменитого и преуспевающего Питера Кука Ван Альста – придворного художника императора Карла V. В его богатом доме, полном книг и заморских редкостей, безродный бедняк приобщился не только к живописи, но и получил интересных мыслящих друзей.
Художник создаёт (в несколько условной, гротескной форме) широкую панораму жизни народа изображая его труд и быт, тяжёлые народные бедствия в форме иносказания он выступает против социальной несправедливости и насилия. Они усваиваются медленно и не сразу, перерабатываются трудно и постепенно. Эти символы и аллегории сложны. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда.
В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. Весна». Рисунок Брейгеля исполнен сарказма и иронии. Произведения Питера Брейгеля вплоть до ХХ века были скрыты в недрах частных коллекций.
1560) изображена толпа на деревенской площади. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежитему. И это подтверждают его праздничные монументальные сцены Крестьянской свадьбы. И это подтверждают его праздничные монументальные сцены Крестьянской свадьбы. В путешествии глаз художника постепенно и надолго освободился от того, во что он годами всматривался и что видел даже тогда, когда не хотел замечать, но что обступало его со всех сторон и в мастерской и в лавке «На четырех ветрах». Во-первых, оно отстало почти на столетие.
Картина впечатляет ощущением размеренной и величественной жизни мира (она определяется мирным трудом пахаря и возвышенным строем природы). «Я скорее пожертвую ста тысячью жизнями, чем перестану преследовать еретиков». «Среди шутов и шутих здесь можно было видеть Принца любви из Турне верхом на свинье по имени Астарта Короля дураков из Лилля, который вел лошадь за хвост идя вслед за нею Принца развлечений из Валансьенна, который развлекался тем, что считал ветры своего осла Аббата наслаждений из Арраса, который тянул брюссельское вино из бутылки имевшей вид требника (как сладостны были ему эти молитвы. ) Аббата предусмотрительности из Ато, одетого в дырявую простыню и разные сапоги зато у него была колбаса, обеспечивающая его брюхо затем Старшину бесшабашных — молодого парня, который, трясясь верхом на пугливой козе среди толпы, получал со всех сторон толчки и оплеухи Аббата серебряного блюда из Кенуа, который верхом на лошади старался подставить под себя блюдо, приговаривая, что нет такой большой скотины, чтобы она не изжарилась на огне».
«Нарушители наказываются, — гласили плакаты, — если не будут упорствовать в своих заблуждениях, мужчины мечом, а женщины — зарытием в землю заживо если же упорствуют, то будут преданы огню имущество их в обоих случаях отходит казне». Исчез в морской пучине, не успев даже (по Овидию) выкрикнуть имя отцово. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Брейгель многолик : он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова был истинно северным художником и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием. Эту работу отца повторил Питер Брейгель-младший.
Во-вторых, у художников не было великих образов греко-римской культуры. И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. И Майкен узнает себя. Скептицизм, сарказм ирония, фарс. В картине «Охотники на снегу» Брейгель Старший использовал приёмы, которые ввёл в пейзаж Иоахим Патинир – нидерландский художник эпохи Возрождения (1475-1524).
Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Он читает их по-другому. Вместе с братом Яном (которого называли Бархатным, Райским или Цветущим) и сестрой Мари он стал жить у своей бабушки Мейке Верхюлст. Здесь сказались и кризис былой веры в человека и беспредельное расширение кругозора. Бог далеко и надзирает за деяниями людей. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице.
около 1525-30 – ум. Они запрещали печатать, переписывать иметь, хранить, продавать, покупать, раздавать в церквах, на улицах и других местах все сочинения Мартина Лютера, Ульриха Цвингли, Иоанна Кальвина «и других ересиархов, лжеучителей и основателей еретических сект». Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Одно из самых ранних его полотен -Падение Икара (ок. Печатаются первые сравнительно достоверные географические карты и строятся глобусы. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
К тем же выводам приводят следующие картины художника «На пути в Египет» «Самоубийство Саула» и «Путь на Голгофу». Молодая вдова похоронила его в брюссельском соборе Нотр Дам де Шанель. И последняя картина «Сорока на виселице» (1568г., рисунок 3. 7) также показывает танец крестьян, который вылился за околицу, где стоит уродливая виселица, а вдалеке приспособление для колесования, но это похоже никого не смущает. Переписав отцовскую картину, затронул эту тему Питер Брейгель-младший. Последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах.
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. А ведь они составили бы его путевой дневник. Почему одна рука закована в латы, а другая обнажена. Убитые младенцы были закрашены. Сохранились также подписи — названия под гравюрами Брейгеля. Среди набросков, сделанных Брейгелем в окрестностях Рима, есть похожие пейзажи. В картине «Битва Поста и Масленицы» (рисунок 3. 3) Брейгель Старший изображает праздничное гулянье. Известно по крайней мере пять ее авторских версий.
Скорее всего это граничит с чрезмерным употреблением алкоголя. Но больше всего жителя равнин поразили горы.
Это картина Голова крестьянки 1564 года. Зарисовки различных кораблей, которые он делал и у себя на родине и в Италии (в Нидерландах он галер видеть не мог, они у северных берегов не плавали), были, верно, спокойными учебными рисунками, сделанными, чтобы разобраться в устройстве кораблей, понять и запомнить его. Это никому не известно ибо завещание Питера Брейгеля Старшего не сохранилось. Это никому не известно, оттого что завещание Питера Брейгеля Старшего не сохранилось. И пастух и пахарь и рыболов – каждый из них поглощен своим делом.
«Возвращение стад. Исполнила ли верная Майкен жесткое предписание мужа об уничтожении его смелой графики. Более крупным планом даны жители деревни. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». 1480-1550). До 1576 г. годовой цикл в Нидерландах начинался с Пасхи.
Художник и строитель Дедал бежал на остров Крит из Аттики. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Это не придумано, не заимствовано у предшественников, а запомнилось с детства.
Второй этап творчества Брейгеля — живописный (1559—69) — «брюссельский» (с 1563 и до конца жизни художник жил и работал в Брюсселе). Человеческая любовь и страсть представлены как низменный грех сладострастия. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика.
В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. В наиболее ранних живописных и графических произведениях художника сочетаются альпийские и итальянские впечатления и мотивы родной природы, художественные принципы нидерландской живописи (прежде всего Босха) и некоторые итальянские маньеристические черты. Он проявил себя как новатор в пейзажной живописи.
И Майкен узнает себя. Теперь нужно было найти попутчиков. Весна.
Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». В Северной Германии тоже было неспокойно. Мы не знаем ничего достоверного о детских и юношеских годах художника.
Заметно, что связь между строителями уже потеряна (не из-за начавшегося ли смешения языков. ) : где-то строительство идет полным ходом, а где-то башня уже превратилась в руины. Вообще в его творчестве всегда чувствовалось тяготение к простому народу. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена). Ее основателем был замечательный художник Питер Брейгель Старший (1525/1530-1569), творчество которого с наибольшей полнотой выразило идеалы нидерландского Ренессанса.
Таков выдающийся Шутник до той поры, в то время как не решается завести семью. Так между художником и зрителем вставал гравер. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Жизнерадостная феерия празднества наводит на мысли, не лишенные ни горечи, ни иронии. На голове у него позорный колпак.
Его картины – это правда и вымысел. Затем "Жатва" (июль и август, 1565г., рисунок 2. 1), "Возвращение стада" (сентябрь и октябрь, 1565г., рисунок 2. 3), "Охотники на снегу" (ноябрь и декабрь, 1565г., рисунок 2. 5). Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Разглядывать рисунок и напечатанную по нему гравюру мучительно. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Такой картиной стала, например, «Управление сборщика налогов». Отмеченное исключительной широтой и глубиной охвата жизненных явлений, ярко реалистическое и демократичное творчество Брейгеля оказало огромное влияние на нидерландское искусство и заложило основы развития реалистического направления в искусстве Голландии и Фландрии XVII в. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский художник и рисовальщик.
Осень», «Охотники на снегу. Достоверно известна только дата принятия в гильдию живописцев в Антверпене – 1551 год. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. Вот крестьяне играют свадьбу. Но не эта аллегория составляет главное в рисунке, хотя и занимает центральное место на нем Брейгель находит множество живых сцен, чтобы, например изобразить все мыслимые состояния людей, которые надеются до последней минуты (рисунок «Надежда»). Краски яркие, почти без полутонов, он показывает крестьян тоже в сатирическом стиле, но этот юмор добрый: он как бы подсматривает их слабые стороны.
Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы Художник и знаток, 1565. Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. И по стилю и по колориту картина явно отличается от работ отца. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 – в Брюсселе. В Национальной галерее в Праге также можно найти его четыре работы, но поскольку на протяжении всей жизни его стиль не менялся, то бывает трудно достоверно сказать, является ли какая-либо работа оригинальной и самостоятельной или это одна из копий потерянной работы его отца.
Выдающийся кинорежиссер Андрей Тарковский для своего фантастического фильма «Солярис» из всех мировых шедевров земного художественного пейзажа выбрал именно эту картину. Купцам пришлось сокращать свои траты, более расчетливо строить бюджет.
Эти произведения продолжают сюжетную линию нидерландского искусства, начатую загадочным гением Иеронимом Босхом и подхваченную в ряде гравюр (цикл Семь смертных грехов) и картин (Безумная Грета) Брейгелем Старшим. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Разве что кто-нибудь, обгоняя художника, который остановился, чтобы сделать набросок, заглянет ему через плечо, поглядит, что он рисует, промолчит или удивленно хмыкнет, самое большее протянет: «Похоже. » или: «Не похоже. » — и пойдет дальше. Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель.
Питер Брейгель-младший создавал яркие, энергичные, смелые, своеобразные работы, построенные на идиомах, которые трудно буквально перевести для иностранца. Вот другой — он танцует на руках, вращая ногой обруч с бубенцами. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. с. 36-37), описывающих поведение людей в мире, где все «вверх тормашками». Они так наполнены, что едва поддаются словесному пересказу.
1485-1524). Кроме того, обычно крестьяне приносили десятину зерном. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок.
Питер Брейгель умеет показывать зрителю самые простые вещи как чудо. Вполне возможно, что он не мог и не хотел изъясниться более понятно. В 1551—1553 гг. Главное – это повседневная жизнь, которая бурлит, суетится. Это привело к нескольким различным предположениям.
По небу без единого облачка стремительно летят птицы. «Перевернутый мир», где рассыпают розы перед свиньями, то есть одаряют недостойных, где молящийся склоняется в молитве перед дьяволоподобным существом — служит мнимым богам, — где монах подвязывает карнавальную бороду из мочалы самому господу богу. Он пишет: «Дружба зашла так далеко, что они совместно выполнили одну работу Кловио начал миниатюру и предоставил ее заканчивать своему гораздо более юному другу, может быть для того, чтобы дать ему случай поупражняться в технике, может быть просто повинуясь душевному порыву, которые часто сопровождают дружеские отношения художников». Человек для Брейгеля уже не космическая пылинка, как некогда в Падении Икара. А где же он сам – герой, которого представляли еле-еле ли не Богом. «Жатва», конечно, отличается в деталях от полотна отца.
Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. Меж тем официальная доктрина это отрицает. Картины, которые примыкают к «Нидерландским пословицам», отмечены таким же великим множеством действующих лиц, таким же многообразием сцен, таким же богатством вложенного в них живописного и повествовательного материала. Филипп ответил и эти слова вошли в историю: «Если бы мой сын был столь же грешен, как вы, я сам принес бы дрова ему на костер», — и распорядился, чтобы впредь те, кто идет на костер, были лишены возможности произнести хоть слово.
Таким образом, вместо резни получились грабеж и мародерство. Цикл картин Месяцы (Времена года), созданный Брейгелем в 1565 г., воспринимается как целая вселенная, воплощенная художником в безыскустных и неприметных сельских видах. А дядя. Они существовали во всех городах и носили поэтические названия например, то риторическое общество, к которому были близки антверпенские художники, вероятно и Питер Кук и его ученики, называлось «Фиалка». Он был другом Брейгеля и хотел собрать как можно больше картин художника.
Один из сыновей, которого звали Питер Брейгель III, также станет художником. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Это так называемый «Героический город». Таинственна жизнь и судьба Брейгеля. Подобные обычаи сложились задолго до того, как Нидерланды попали под власть КарлаV. В «Детских забавах» Брейгель Старший показывает улицу, уходящую в никуда, которая заполнена играющими детьми, здесь не увидишь улыбок, так свойственных детям.
Брейгель больше нуждался в Коке, чем Кок в Брейгеле. К своей коллекции Ионгелинк относился сугубо практически – как к удобному средству вложения денег (что, впрочем, было вполне обычным делом в среде нидерландских собирателей картин). Нидерландские пословицы. Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Это произведение приобретено Карлом II в 1662 году.
1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Особенно ярко эти особенности проявились в картине «Охотники на снегу» – это получился шедевр, на который хочется смотреть бесконечно, он оставляет впечатление чистоты и покоя. Ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог, а затем так и не выкупил их. Картина полна покоя и умиротворения.
Те, кому посчастливилось видеть эту картину в подлиннике, говорят, что в ней все озарено загадочным, призрачным, фантастическим светом Иногда картину считают воплощением пословицы: «Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает». Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кистиБрейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.
Неизвестно, например, видел ли и мог ли видеть Брейгель те картины итальянских мастеров, с которыми иногда связывают композицию его «Крестьянской свадьбы» или центральную группу персонажей в «Несении креста». В эпоху Возрождения и нового времени профессия живописца нередко становилась наследственной, подобно обычаю, существовавшему у других сословий. Впоследствии эти зарисовки были изданы на его родине как гравюры. Перед зрителем находится пейзаж, как бы рассматриваемый человеком «ротационно», то есть в определенной точке пространства при вращении вокруг собственной оси.
Основными направлениями его живописи были пейзажи и жанровые сцены. 5 ноября 1588 года Брейгель Питер младший женился на Элизабет Годделет. Недавно здесь росло дерево. Реальность их – в необычайно непосредственном ощущении духа времени. Настоящим завещанием стали его картины.
Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Он сказал так: «Помимо вреда для божьего дела, как показывает опыт прошлого, перемена религии всегда сопровождается изменением государственного строя и часто бедняки, бездельники и бродяги пользуются этим как предлогом, чтобы завладеть имуществом богатых». Так выглядит двухэтажный серо-коричневый дом. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. 1562), то в горьких иносказаниях (Сорока на виселице.
Вероятно, эти сложные отношения напоминали отношения между писателем и переводчиком. Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 года, когда он создал картину «Битва Масленицы и Поста», представляющую площадь фламандского городка, всю кишащую маленькими суетящимися, подвижными фигурками ряженых, нищих, гуляк, монахов и торговок. Именно эту смену парадигмы отразил Брейгель в своей картине. Может быть именно здесь начал он вглядываться в то, как сооружаются эти рукотворные горы.
Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знали, как читать эти образы. Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников – Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного), получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном. Забава с коньками в картине – не главное. Впоследствии оно было записано владельцем картины (видно, он хотел сделать праздник более веселым), но и сейчас можно разглядеть выступающие из-под темного покрывала ноги покойника. До нас дошли лишь его живописные произведения, да пара официальных документов.
Брейгель раскрывает вместе с тем и заключённые в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец – оба в Музее истории искусств, Вена). Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе.
Для этого надо было самостоятельно читать Библию. В представлении художника человеческое общество подобно муравейнику. «Месяцы» были созданы по заказу антверпенского богача Николоса Ионгелинка, видного коллекционера произведений искусства.
В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Осень», «Охотники на снегу.