Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Уффици. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Линия в структуре художественной формы. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
Правда, современники не особенно прониклись новым более аскетичным и морализаторским стилем Боттичелли. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В линиях контуров и складок преобладают диагонали, поднимающиеся влево и почти нет горизонталей.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. И есть ли путь в этот мир. В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна». Сандро Боттичелли.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Это – гимн и природе и человечеству. А образы – это чувства и эмоции, а уже потом и только потом, мысли. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Сандро Боттичелли. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Она показана простой, тихой и скромной. Андреа Верроккьо. Один из таких шедевров – «Весна» Сандро Боттичелли. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы.
Меркурий (слева) нарциссически красив. В этой прекрасной юности, в лёгком платье, в нежных распустившихся цветах, в робкой улыбке, в падающих глазах – скоротечность. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Месяц считался концом весны и началом лета.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Весна. Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия – вверх. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Сюжет картины глубоко мифологичен, в каждом из ее персонажей, в каждом живописном элементе зашифрована одна из основополагающих идей Ренессанса – все на Земле подчинено любви, которая имеет божественное происхождение и является источником земного возрождения, символом весны. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). В левой части полотна изображен мифологический герой Меркурий – посланник богов, учитель мудрости, разгоняющий тучи.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры».
Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Картина висела над софой, называемой летуччо.
Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры).
Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Сандро Боттичелли.
Но красота Симонетты запечатлилась в памяти Боттичелли и послужила ему при написании Граций и других женских образов картины. Портрет Джулиано Медичи (1453-1478). Его роль отважного хранителя спокойствия подчёркивает алый плащ, шлем на голове и меч на боку.
Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). На самом деле это несколько противоречит истине. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Но искусство – это ОБРАЗЫ.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. И как поэтично показано превращение. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Движение в картине устремлено справа налево.
Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи.
Над богиней парит Амур. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду.
Уходящий безвозвратно. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле.
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники.
«Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
А с правого края художник изобразил и себя. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Лоренцо Медичи. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
обе выполнены с грацией и выразительностью». Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. От его полета согнулись стволы деревьев. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Движение в картине устремлено справа – налево. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева).
От его полета согнулись стволы деревьев. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.
Жест заботливый, опекающий. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры.
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.
Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.
Примеры линий, различных по характеру и художественным возможностям. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца.
Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).
Каково же содержание картины. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир- Хлорида- Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. 1477-1478. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Франкфурт-на-Майне. Но есть ещё одна, не явная, тайная история. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
Эту девушку с худощавым лицом подростка, с венком на золотых волосах, в длинном платье, расшитом цветами, часто называли Весной. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря.
О том, как весной расцветает природа. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Зефиром. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Может быть, вот таким образом Сандро изобразил Меркурия повернутым спиной к остальным весенним божествам. Здесь нет взаимодействия между всеми персонажами – это спектакль, где на лицах актеров следы неизъяснимой грусти.
Она не просто богиня любви и красоты. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Искусство – это всегда воплощённое чувство. Сандро Боттичелли. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Но, это неединственноеповторение в картине. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Она стала богиней в пышном одеянии. Уффици.
Вашингтон. Сандро Боттичелли. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Такие подарки были в то время обычным явлением.
Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение.
И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Весна. Это была эпоха зарождения удивительного явления, позднее названного Возрождением или Ренессансом, определившего на несколько веков вперед пути развития философии, литературы, живописи и скульптуры. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3- 1- 3- 1. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Кто автор: Сандро Боттичелли Как называется картина : ВеснаДоп. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис.
Помимо Сандро в семье было ещё два его брата, занявшихся торговлей и один, выбравший призванием ювелирное дело. 1477-1478. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов.
Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. В 1815-м она попала в галерею Уффици.
И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Всё изменила вечная весна. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную.
Это история Линии, создающей образы. Как войти в мир Линий. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо.
1480-1485 гг. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно.
Некоторые из них срисованы с древних скульптур, но не как прямые копии, а преобразованные по особым художественным канонам самого Боттичелли. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи.
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Фигуры расположены волнообразно.
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Картина висела над софой, называемой летуччо. И поскольку Меркурий, покровитель искусств, был рожден Майей, то ему посвящается весенний месяц май. И вдруг осознаёшь – увядание. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Но давайте попробуем. 1480 г. Национальная галерея искусства. Композиционно полотно делится на три части. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Да, есть. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. В этой прекрасной картине скрыто гораздо больше, чем кажется. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани.
В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Её основную роль на картине можно определить по тому, что Венера стоит в центральной части отдельно от всех. Факты истории культуры и факты истории искусства. Исследователи предложили несколько толкований. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду.
Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом.
Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Таким образом, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Миг. Портрет Симонетты Веспуччи (. ). Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
И, конечно, это породило особое искусство. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. О некоторых.
Такие подарки были в то время обычным явлением. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Сколь приятна для любования. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Флоренция. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, – вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Но это не единственное повторение в картине.
Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Фрагмент.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.