Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Последний в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от всех прелестей земной жизни. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется и самим человеком, мыслящим и созидающим. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Эту девушку, в длинном расшитом цветамиплатье, с худощавым лицом и венком на золотых волосах часто называли Весной.
Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Вот таким образом одежда этих двух женщин, которые также, кажется, не замечают друг друга, развивается в разных направлениях. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
От его полета согнулись стволы деревьев. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности.
Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. От его полета согнулись стволы деревьев. Возбужденный красотой Хлориды, бог насильно делает ее своей супругой, но в дальнейшем раскаивается, преобразуя несчастную в Флору, богиню цветов и весны. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Боги здесь не копируют древние скульптуры, но преобразованы по особым художественным канонам. Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. В своем полотне художник зашифровал философию неоплатоников идеи которых активно поддерживал.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств».
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Такие подарки были в то время обычным явлением. Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи, чтобы тот смог вписать в композицию их «скрытый» групповой портрет.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. И зачем Боттичелли понадобилось все эти герои, чтобы рассказать о весне – символе новой жизни, любви. По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
На самом деле это несколько противоречит истине. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь).
«Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение). Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Но, это неединственноеповторение в картине. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты». Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Жест заботливый, опекающий.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу». Это – гимн и природе и человечеству.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом». Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Картина написана на основе древнеримской мифологии.
Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Изображая на этом полотне различные растения, художник был предельно точен исследователи «опознали» в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь. Андрей Россохин, психоаналитик: «На картине только двое мужчин их образы принципиально различны. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
Меркурий (слева) нарциссически красив. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Также основная фигура выделена аркой из просветов позади Венеры, которые образуют кусты мирта и апельсиновые деревья. Благодаря этим элементам композиции, полотно получило свое название Примерно в 1473 Боттичелли создал картину «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) для церкви Санта-Мария Маджоре. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.
Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Исследователи предложили несколько толкований. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Утверждается, что деревья в саду— это mala medica, ожерелья на Харитах— цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи ит. д. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. И, конечно, это породило особое искусство. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Она показана простой, тихой и скромной.
Такие подарки были в то время обычным явлением. Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Нас ждут встречи с потрясающими полотнами мировой живописи – Леонардо да Винчи, Яна Ван Эйка, Диего Веласкеса и других Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Она стала богиней в пышном одеянии. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. 7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции. обе выполнены с грацией и выразительностью». Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
О том, как весной расцветает природа. Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Но в 1537 году они были перевезены на виллу в Кастелло, где их видел и описал в 1550 году Вазари, сообщив при этом, что «.
Рядом — МЕРКУРИЙ в характерной, крылатой шапочке, подняв руку, разгоняет отогнать облака, чтобы дождь не помешал Венере. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Боттичелли постарался на совесть изображая многообразие цветов, пытаясь передать всё величие прихода весны. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. В центре противоположной группы в темном плаще стоит Джулиано, младший брат Лоренцо и его соправитель.
Сколь приятна для любования. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция). Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Возможно, близостью адресата картины объясняется необъяснимое спокойствие изображения, скрытая философия персонажей и теплота казалось бы холодных тонов. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Ботаники изучавшие картину, насчитали на картине более 500 цветов, которые относятся к более 170 видам растений. Зефиром.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. В произведении нельзя не отметить явного влияния Верроккьо. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция.
Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Боттичелли изображает два отдельных мгновения в рассказе Овидия: преследование Хлорис Зефиром и ее последующее превращение во Флору.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца.
Заново его творчество стали открывать аж в середине 19-го столетия, когда писатели создали образ творца в романтико-трагических оттенках. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Над богиней парит Амур. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза).
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская.
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции.
Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. обе выполнены с грацией и выразительностью». Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду.
Композиционно полотно делится на три части. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. К сожалению, росписи не сохранились. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Красный и черный цвета в костюме портретируемого создают сильный цветовой аккорд. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).
Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого Зефира. Гимн не Божественному, рациональному, символическому и целомудренному, но живому человеческому влечению, побеждающему нарциссизм и страх собственной смертности».
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Нужно отметить, что современники оценили выполненные художником композиции «Три искушения Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов» превыше всех других работ. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация).
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»).
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
Интересна внутренняя интонация этой работы. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Что их связывает.
По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas).
Жест заботливый, опекающий. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Движение в картине устремлено справа налево. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.
Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну.
«Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Но давайте попробуем. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Мы проживаем вместе с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, буквально кожей ощущая, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни.
Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. А с правого края художник изобразил и себя.
Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Она не просто богиня любви и красоты. Движения и жесты в картине, как будто, сразу забываются как теми, кто их совершает, так и теми, к кому они обращены.
Месяц считался концом весны и началом лета. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен). «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом.
Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
Этот факт говорит о том, что мастер приобрел славу в родном городе. На картине Боттичелли эта диалектика любви воплощена в музыкальном, магическом ритме движения, танца, то затихающего, то ускоряющегося, но бесконечного прекрасного». Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»).
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. «Сила», созданная Боттичелли, не несет в себе никакой мужественной энергии. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах.
Но это не единственное повторение в картине. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Месяц считался концом весны и началом лета. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. (Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине).
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Всё изменила вечная весна.
Каково же содержание картины. Некоторые из них срисованы с древних скульптур, но не как прямые копии, а преобразованные по особым художественным канонам самого Боттичелли. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры. И как поэтично показано превращение. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
Но, это неединственноеповторение в картине. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
И поскольку Меркурий, покровитель искусств, был рожден Майей, то ему посвящается весенний месяц май. Движение в картине устремлено справа – налево. Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. А просвет среди деревьев, волнообразной полосой проходящий через всю картину, в правой части ее показывает небо там, где ожидалось бы увидеть продолжение поверхности луга.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Платье Паллады украшено эмблемами дома Медичи. Фигуры расположены волнообразно. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток.
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Движение в картине устремлено справа – налево.
Но, тем не менее, в ней уже появляются собственные «художественные находки» молодого мастера: некоторая удлиненность пропорций, особая грациозная пластика движений, деликатность в моделировке лица. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Интересно отметить, что в этой работе так же, как и в «Поклонении волхвов», Боттичелли изображает своих современников, которые, по его замыслу, являются свидетелями происходящего очищения. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. В 1815-м она попала в галерею Уффици.
Сандро Боттичелли. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Фигуры расположены волнообразно.