Самый простой вариант— картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него— Семирамида Аппиани. А с правого края художник изобразил и себя. Это история Линии, создающей образы. Как войти в мир Линий. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Клиентами Боттичелли были культурные и образованные люди изучавшиеклассическую мифологию и историю античности. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры).
Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть.
Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Весна. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. О том, как весной расцветает природа. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Картина висела над софой, называемой летуччо.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Философские версии связаны с неоплатонизмом. И как поэтично показано превращение.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину.
Портрет Симонетты Веспуччи (. ). А май считался не только концом весны, но и началом лета.
Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Воссоединение с Небом символизируют обнимающиеся фигуры людей и ангелов на переднем плане. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Согласно греческому мифу Венера возникла из пены морской.
Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца.
Ученые утверждают, что картина отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Факты истории культуры и факты истории искусства.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. На нее смотришь с удовольствием и наслаждаешься. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Сейчас – это один из главных шедевров Уффици. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Как писал Ауэрбах, уже одно это событие «помогло придать миру новый облик». В левом углу — фигура юноши, которого обычно называют Меркурием. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. И вдруг осознаёшь – увядание. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Мы не знаем, почему Боттичелли написал «Весну» на дереве, а «Венеру» — на холсте. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Весна.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Картина висела над софой, называемой летуччо. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Они провозглашают Мир на Земле и во человецех благоволение и Слава в Вышних Богу. Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти.
Портрет Джулиано Медичи (1453-1478). Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Ведь Весна хочет прикрыть Венеру красивой тканью. И сюжет самой картины очень близок к тексту античного поэта. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Клевету здесь выступает в образе красивой девушки, с якобы невинным лицом, которая влечет обвиняемого мужчину на суд к царю.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Каково же содержание картины. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны.
Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Меркурий (слева) нарциссически красив. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну.
В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Всё изменила вечная весна. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.
Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует Меркурий орфиков, сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами.
Свитки, которые несут ангелы, покрыты письменами. Боттичелли изображает два отдельных мгновения в рассказе Овидия: преследование Хлорис Зефиром и ее последующее превращение во Флору. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. На фоне тёмной зелени фантастического сада выступают изящными силуэтами гибкие стройные фигуры.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Аллегорическая картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу наиболее сложных произведений Боттичелли. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Вернулась она в Уффици в 1919. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Речь зашла о «Рождении Венеры», так как она является в некотором роде продолжением картины, которую мы обсуждаем в этой статье даже хронологически «Венера» была написана на год позже. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Фигуры расположены волнообразно. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Композиционно полотно делится на три части.
На картине присутствует собственноручная надпись Боттичелли на греческом языке: Я, Сандро, написал эту картину в конце 1500 года, в тяжелое для Италии время, спустя половину срока, предсказанного в 11-й главе Откровения святого Иоанна, во второй чаше гнева из Апокалипсиса, когда сатане была дана власть над Землей на три с половиной года. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Но в картине Боттичелли чувствуется свойственный его искусству оттенок грусти, холодноватой отрешённости. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
От его полета согнулись стволы деревьев. В левой части полотна изображен мифологический герой Меркурий – посланник богов, учитель мудрости, разгоняющий тучи. Месяц считался концом весны и началом лета.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Да, есть. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду.
Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. На самом деле это несколько противоречит истине. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. По прошествии этого срока он будет скован и повержен. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Справа на картине – апельсиновые деревья в цвету (апельсин – символ божественного происхождения Венеры и цветок брака). Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь. В правой части картины Покаяние представлено в образе старушки одетой в черные траурные одежды, а возле нее обнаженная Истина смотрит куда-то вверх.
Вашингтон. Сандро Боттичелли. Зефиром. Линия в структуре художественной формы. Ангелы несут оливковые ветви, празднуя избавление человека от первородного греха.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Статуи и рельефы на колоннах на сюжеты из мифологии и современной художнику истории ничего общего не имеют с темой картины. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви. Андреа Верроккьо. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Подобного западный человек не видел с тех пор, как был отдан приказ закрыть Академию Платона, с тех пор, как сгорела Александрийская библиотека и святой Кирилл велел казнить неоплатоника Ипатию из Александрии (перед тем как сжечь «язычницу», толпа буквально растерзала ее морскими ракушками).
От его полета согнулись стволы деревьев. В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической задумчивости. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Это – гимн и природе и человечеству.
Фрагмент. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. обе выполнены с грацией и выразительностью».
Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
но также и холод зимы. Уффици. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Движение в картине устремлено справа налево.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Исследователи предложили несколько толкований. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии.
Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Но искусство – это ОБРАЗЫ. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Флоренция. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, – вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Фигуры ангелов на крыше хлева могут быть соотнесены с Верой, Надеждой и Любовью. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Среди живописцев 15-го века он был одним из самых прославленных, но в рядах поклонников было много разговоров. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. С правого края мы видим голубого оттенка образ ветра Зефира, который пытается схватить нимфу Хлорис. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). На переднем плане изображены три убегающих в панике беса.
Над нею Амур целится одной из своих стрел любви в трёх граций, подруг Венеры, элегантно танцующих рондо. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковёр. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе.
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Но это не единственное повторение в картине. Эта интересная картина, называется Клевета. Примеры линий, различных по характеру и художественным возможностям.
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Интересно также, что о них не было ни одного упоминания вплоть до XIX века. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Лоренцо Медичи. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви. Над богиней парит Амур.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Но с тех самых пор картины, особенно «Весна», привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей, ведь в изученных документах, которые удалось найти после 1945 г., «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения, всколыхнувшего итальянское Возрождение. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Другие считают, что Меркурий – это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Миг. Но давайте попробуем. А образы – это чувства и эмоции, а уже потом и только потом, мысли.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Жест заботливый, опекающий. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душу.
Франкфурт-на-Майне. Но есть ещё одна, не явная, тайная история. Но, это неединственноеповторение в картине. Уходящий безвозвратно.
И, конечно, это породило особое искусство. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Искусство – это всегда воплощённое чувство. Сандро Боттичелли. Движение в картине устремлено справа – налево. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу.
В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
Она стала богиней в пышном одеянии. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Например, жители Иберийского полуострова не знали «Раннего Средневековья», поскольку мавры, завоевавшие полуостров в VIII веке, поддерживали сравнительно высокий уровень жизни и культуры. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. На картине еще один атрибут Венеры – бледно-розовые цветы, которые летят по ветру.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душуно также и холод зимы. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. И есть ли путь в этот мир.
1480-1485 гг. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). 1477-1478. Хотя картина и называется традиционно Рождение Венеры, самого рождения она не показывает. Сандро Боттичелли. 1480 г. Национальная галерея искусства.
В волшебной приветливости Весны – очарование природы, каждый год восстающей из мрака и хлада зимы навстречу горячему солнцу. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна». Сандро Боттичелли. Восхитительны отдельные фигуры и группы, особенно три танцующие грации. Она показана простой, тихой и скромной. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки. Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что работа флорентийского художника отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую.
Она не просто богиня любви и красоты. Их фигуры символизируют окончание царства сатаны на Земле. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Такие подарки были в то время обычным явлением1.
А Византийская империя, оказывавшая влияние на итальянский полуостров и граничившая с Грецией, сохраняла особую форму, характерную для «античного периода», вплоть до XIV–XV вв. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Даже говорится о том, что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий», вновь найденный платонистами, вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам, которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Уффици.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. На картине Боттичелли эта диалектика любви воплощена в музыкальном, магическом ритме движения, танца, то затихающего, то ускоряющегося, но бесконечного прекрасного». Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. В 1982 году картина подверглась реставрации.
1477-1478. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.