Марс, обольщённый Венерой, сладко спит. Флоренция. Их вдохновляли боги и герои древнегреческих и древнеримских мифов в изложении великих античных поэтов Гомера, Вергилия и Овидия. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.
Одев свое лучшее платье, уложив прекрасные волосы, скромно оголив ножку, проступающую сквозь обворожительные складки платья (напоминая, что она самая красивая и желанная женщина вселенной), Венера ждет пробуждения Марса. Италия. Как противоположность полностью одетой Венере Марс изображен обнаженным. Мифологические персонажи до сих пор остаются популярными героями в произведениях искусства. В эпоху Ренессанса античные боги и богини часто становились героями художественных произведений. Венера бодрствует, в то время как Марс храпит.
Афродита) родилась из семени Урана, соединившегося с морской пеной. Романтическая связь герцога Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи (урожденной Каттанео из Генуи), прозванной Perla di Firenze – жемчужина Флоренции, супруги Марко Веспуччи (кстати, находящемуся в родстве с Америго Веспуччи) волновала флорентийцев еще и потому, что Симонетта трагически погибла: умерла от тифа в 1476, в 23 года. На то она и богиня. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Джулиано Медичи поклонялся ей и, конечно же, вся свита разделяла его чувства. К сожалению, этот штандарт не сохранился.
Под боком шумят соседские мальчишки. Хотя богиня и полулежит, но ее торс изображен вертикально – как у сидящей фигуры. Симонетта стала музой и любимой моделью Сандро Боттичелли.
Его настоящее имя Алессандро Филипепи (1445-1510 гг. ). Это дугообразное построение обеих фигур соединяет их только в нижней зоне картины. По легенде, Венера пленяет мужчин с помощью волшебного пояса, выкованного ее мужем Вулканом (Гефестом).
Все признаки сюжетного действия говорят об отсутствии у этой пары общего эроса. Перед нами супруги, но живущие каждый в своем мире. Принято считать, что эту картину Боттичелли написал по заказу Веспуччи в 1483 году. Ее облик являют миру его Венеры и Мадонны, которым он неустанно придавал ее черты. А уже в 1473 году художник написал прекрасную картину «Поклонение Волхвов» по заказу банкира Лами, на которой в виде волхвов и их свиты изобразил семейство Медичи, поэтов и философов из их свиты, заказчика Лами и самого себя в правом углу.
А главное — не остается и следа прежнего пленительного ребяческого неведения. На картине Боттичелли «Рождение Венеры» (1484-1486) она запечатлена стоящей в огромной раковине на берегу. К мысли изобразить озорных маленьких сатиров его, видимо, подтолкнуло описание знаменитой древней картины «Свадьба Александра Великого и персидской принцессы Роксаны», сделанное греческим автором Лукианом. Мальчишки всех времен, сколько фантазий бродило в ваших кудрявых головах, кем вы только не становились в своих мечтах и что с вами делает время. Осы (по- итальянски vespe) появились на картине не случайно, они были изображены на гербе семьи Веспуччи.
Поэты посвящали ей стихи, художники писали ее портреты. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Один из фавнов нахально дует Марсу в ухо из морской раковины. По грустному взгляду богини понятно, что она знает ближайшее будущее.
Они мальчишки. Около 1485 года художник пишет две картины на мифологические сюжеты «Афина и кентавр» и «Венера и Марс». Кто-то связывает сюжет картины с текстом греческого писателя II века Лукиана описавшего свадьбу Александра Македонского и Роксаны: «По ту сторону картины другие эроты играют среди оружия Александра: двое несут его копье, подражая носильщикам, когда они сгибаются под тяжестью бревна один залез в панцирь, лежащий вверх выпуклой поверхностью и сидит, точно в засаде, чтобы испугать других, когда они поравняются с ним». Безусловно, главным в становлении Сандро как художника было место его рождения – Флоренция, где он также получил хорошее образование: два года в мастерской ювелира (не оттуда ли его филигранный рисунок. ), затем обучался живописи у фра Филиппо Липпи и пять лет в мастерской Верроккьо, где в это же время учился Леонардо да Винчи. Смысл картины очевиден: победа Любви, красоты (в том числе духовной), гармонии над Войной, Хаосом, разорением.
В фигуре богини все наполнено негой, мягкостью, томящимся ожиданием. прямо в церкви во время молитвы. Сюжет картины отсылает нас к античному мифу об Афродите (Венере) и Аресе (Марсе), боге войны. Но боги принялись хохотать. Как мы уже отмечали лицо Венеры наполнено достоинством, но омрачено некоторой тревогой. Эта его работа произвела фурор.
Более или менее прямой иконографический источник расположения фигур (одна из них одета, другая обнажена) лежащих лицом друг к другу – античный саркофаг с изображением мифа о Вакхе и Ариадне, хранящийся в Ватикане. Любопытно, что в античной мифологии фавны предсказывали человеку его будущее во сне. Перед нами несколько странная ситуация.
Пишут, что идя за гробом и Марко и Джулиано рыдали в голос. Обратим внимание на композицию картины. В картине «Венера и Марс» полностью проявились присущие творениям Боттичелли блестящая техника, тонкие оттенки красок игра светотени и величественная гармония изображения.
Картину из мифологической серии Боттичелли – Марса и Венеру (Лондон, Национальная галерея) – возможно, заказало художнику семейство Веспуччи, поскольку на самом краю справа видны несколько ос (vespa по-итальянски – оса, она – геральдический символ семейства). Художников вдохновляла их красота и изысканная обстановка, в которой они обитали. Уходил «Золотой век» Лоренцо Великолепного. И в лице влюбленной богини, бодрствующей над любимым, намечается победительная, но горькая — не улыбка, тень, подобие улыбки.
Маленькие сатиры-паниски играют его оружием. Красота и разрушение, Любовь и Война, нежная Венера и свирепый Марс. «Венера и Марс» стала как бы своеобразным эпилогом к «Giostra», рыцарскому турниру, устроителями которого были Медичи (в1475г. ). Галерея Уффици. В картине «Афина и Кентавр» — торжество разума и красоты человеческого духа (Афина) над инстинктом и животными страстями (Кентавр). Композиция ее настолько совершенна, что легла в основу произведений младших современников художника Пьетро Козимо и Якопо Селайо, которые писали вариации на тему «Венеры и Марса».
Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. В картине можно усмотреть и аллегорию: Венера (гуманистическая мысль) благотворно действует на распри и безудержную стихию, усмиряя грубую природу (Марс). Она пристально смотрит в противоположный край картины, где расположился ее супруг – Марс. В течение следующего десятилетия он приобрел большое количество влиятельных заказчиков, среди которых оказалась и семья Медичи.
Мужское пространство всегда вовне, женское – внутри.
Тот, что снизу – залез в доспехи и будто любуется взглядом и красотой Венеры. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности.
Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. На переднем плане, рой ос парит над головой Марса, возможно, это символ того, что любовь часто сопровождается болью. Умер Боттичелли в безвестности. При этом его спящая фигура не горизонтальна земле, а изображена дугообразно.
Нередко она изображалась лежащей обнаженной, как на картине Джорджоне «Спящая Венера» (ок. Венера готова воспроизвести эти смыслы, проснулся бы только супруг. По поводу этого произведения Боттичелли накопилось много интерпретаций. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну.
Запрокинув голову, Бог войны погрузился в глубокий сон. И хотя «юридически» в римской мифологии Венера не была женой Марса, но его законная жена Нерио отождествлялась с ней.
Возрождение. Так таинственная «диалектика любви», начатая мастером еще в «Весне» с ее поэтическим утверждением жизни, с ее удивительною «любовью в смерти», в «Венере и Марсе» отзывается уже как идея «любви — смерти». Произведения с изображением античных персонажей часто имели символическое значение.
Итак, к моменту написания картины «Венера и Марс» Боттичелли был очень успешен, знаменит и имел множество заказов. Так девически неопределенная меланхолия новорожденной Венеры, полуребенка, робко вступающего в преддверие «полдня любви», перерастает в осознанную горечь женщины, для которой этот полдень уже миновал. 203 x 314 см. Получив в 25 лет свой первый официальный заказ Боттичелли стал известен, что позволило ему войти в круг золотой молодежи при дворе Лоренцо Медичи «Великолепного». Они лежат на фоне миртового сада (мирт – дерево Венеры), головами в разные стороны, демонстрируя единое целое, состоящее из противоположностей.
Даже озорные сатиры не могут разбудить его. В 1476 году умерла Симонетта, не дожив до 30 лет. Не стал исключением и видный представитель раннего итальянского Возрождения Сандро Боттичелли. На таком же противопоставлении построена и композиция «Венера и Марса».
Дерево, темпера. Может даже показаться, что они как капиллярные сосуды перетекают друг в друга. За его плечами было создание знаменитых работ «Весна» и «Рождение Венеры», несколько изумительных Мадонн и фрески Сикстинской Капеллы, заказанные папой Сикстом IV. Но не все было безоблачно в жизни художника. Вспомним «Генеалогическое древо» семьи. Солнце уже высоко, но она не торопится будить обнаженного красавца, спящего рядом.
Его картина «Венера и Марс», основанная на астрологическом мифе о чувствах богини любви, красоты и плодородия вечно юной Венеры к богу войны Марсу. Он открыл большую мастерскую и набрал подмастерьев. Они мечтают стать великими воинами, такими же как их кумир – Марс. Но мир Марса иной. Такой Прекрасной Дамой была Симонетта Веспуччи, признанная первая красавица Флоренции.
Учился у золотых дел мастера, затем у Филиппо Липпи, возможно, даже у Верроккьо. Античный сюжет служит здесь только канвой для иной, неоплатонической, символики. Боттичелли изображает Симонетту в образе Венеры и в других полотнах: «Рождение Венеры», где она изображена как Афродита Анадиомена («появившаяся на поверхности моря») и «Весна», где, в соответствии с Лукрецием, Афродита, «священносадовая», представляется как богиня вечной весны, жизни, в окружении цветов и в сопровождении харит и нимф. Давно уже рассвело. Кто-то предполагает, что эта картина, так же как и «Весна», запечатлела Джулиано де Медичи и его даму сердца Симонетту, хотя это предположение отвергается рядом искусствоведов, так как картина находилась в семейном собрании Веспуччи, ненавидевших Джулиано.
Афродита, будучи законной супругой Гефеста, вступает в связь с Аресом. Историк живописи Вазари писал: «это величайшее чудо и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему удивляется». Её ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с неё Венеру и Весну. Для Венеры, как для любой матери ребенок олицетворяет высшую любовь именно так и переводится имя Купидона (Амура).
Хрупкость и легкость фигур, холодноватость колорита. Молодое красивое тело бога расслабленно. Четвертый дует небольшой раковиной в ухо Марса в попытке разбудить.
Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Марс абсолютно обнажен, только узкая накидка прикрывает его интимное место. Но если присмотреться внимательнее, то все обстоит совсем наоборот.
В произведении чувствуется декоративно-изысканный, чуть болезненный надлом. Могучая правая рука, привыкшая сжимать меч, безвольно улеглась в районе лобка, так что ее указательный палец вполне можно соотнести с расслабленным фаллосом бога, скрытым под белой накидкой. 1508). Это главный вопрос картины.
Они играют его копьем, шлемом и доспехами, трубят в ракушку, но Марс крепко спит и не слышит даже жужжания ос, кружащихся у его головы. Она нередко изображалась с розами, миртом, лебедями, голубями и яблоком раздора. Молодые люди проводили время в охотах, балах и турнирах в честь Прекрасной Дамы.
При написании «Венеры и Марса» Боттичелли вдохновлялся классическими образцами. Он был сыном кожевника. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. И это «наоборот» пронизывает весь сюжет картины.
Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Композиция картины «Венера и Марс» представляет собой прямоугольное пространство 69x173, 5 см., в котором, слева от смотрящего на картину изображена полулежащая богиня любви Венера. Марс, обольщённый Венерой, сладко спит. КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРАВЕНЕРА: Богиня красоты и любви Венера (греч.
Он спокоен и расслаблен. Но за каждым персонажем картины этот островок разный. Супруг же не торопится просыпаться. Эта идея, зародившаяся в недрах Гуманизма, проходит красной нитью через всю последующую историю и находит свое отражение даже в лозунге хиппи: «Make love, not war. » (Занимайся любовью, а не войной).
С одной стороны Боттичелли создает у зрителя созерцающего богиню ощущение, что ее прекрасное тело расслабленно, окутано негой, а с другой показывает собранность Венеры (прямой торс) в ожидании предстоящих событий. Она затаилась, она ждет. Она привыкла ждать, ведь она Венера – богиня любви. Конечно же нет. Происходя от противоположных начал борьбы и любви, она воплощает почти утопическую, столь милую интеллектуалам медичейского круга мысль о «Согласии несогласимого».
Ее постоянный спутник – Купидон (Эрот). Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Впрочем, Джулиано ненадолго пережил Симонетту – он был убит заговорщиками в 1478г. Основным символом такого виртуального будущего становится ребенок.
Что же произойдет, если разбудить бога войны Марса. Нетрудно заметить, что сюжет картины интерпретируется разнообразно. Марс, обольщённый Венерой, сладко спит. Казалось бы, трудно найти лучшего композиционного положения для фигур любовников.
К примеру, на представленной картине изображена грациозно сидящая Венера и спящий Марс. О любви А. и А. повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот, Деймос, Фобос («страх» и «ужас» – спутники Ареса) и Гармония.
Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Левая рука Венеры, собрав волну легкой ткани платья, готова обнажить (задрать подол), в то время как безвольная правая рука Марса символизирует обратное.
Большинство портретов Симонетты появилось уже после её смерти. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Море из которого появилась Венера, видно на дальнем фоне. Мальчишки. В этом случае изображенное за Марсом «Древо семьи» символизирует его бездетность. Усыпленный ею Марс почти полностью обнажен, могучее тело расслабленно, голова запрокинута.
Возможно и эта картина украшала изголовье брачного ложа.