Последние годы жизни Сандро Боттичелли прошли в одиночестве. В более поздний период жизни Боттичелли был одним из последователей глубоко моралистического монаха Джироламо Савонарола, который проповедовал во Флоренции с 1490 года до его казни в 1498 году, хотя в полной мере влияние Савонаролы остается неопределенным.
Виновным в преступном попустительстве предательству. Таким образом, круг от мечтательности юноши заканчивается проповедью пророка. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. London, 1976 Lightbown R. Sandro Botticelli: Compi, cat.
Согласно проповедям монаха у граждан конфисковали и сожгли светские книги, богатые и великолепные зеркала и наряды, музыкальные инструменты, продукты парфюмерии игральные кости и карты. Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело. Флорентиец Сандро Боттичелли, произведения которого вызывают восхищение всего мира, появился на свет в 1445 году в семье дубильщика кожи и был самым младшим сыном.
Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». В числе украшавших его картин были «История римлянки Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). Там Боттичелли оставался до начала 1467.
В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера.
В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). Настоящее имя Ботичелли – Алессандро ди Мариано Филипепи. Далек он и от передачи драматических коллизий или героических подвигов. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года. Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (1489—1490), «Покинутая» (1495—1500) и т. д. В последние годы своей жизни он не писал картин, но в 1504 году, согласно его мнению в комиссии, в которой участвовал и Леонардо да Винчи, было принято решение установить статую Давида Микеланджело на цоколе перед Паллаццо делла Синьория.
Здесь нет статистов: каждый персонаж, как и в первой картине исполненный красоты и благородства, по-своему поклоняется Иисусу. По-прежнему пространство дано в глубину, но на этот раз оно не замкнуто, открываясь в сторону неба, причем частичное наложение фигур друг на друга компенсируется их распределением на плоскости. Milano, 1990 Gemeva C. Botticelli: Cat. Сюжет ее также, по-видимому, навеян одной из поэм Полициано.
Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. В числе украшавших его картин были «История римлянкиВиргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер).
В дальнейшем он продолжил обучение у Андреа Верроккьо. Особенности творчества художника Боттичелли: свои шедевры он создавал во время расцвета Ренессанса – эпохи, в которую заново было переосмыслено отношение к античной культуре, религиозным сюжетам, реализму. Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. По крайней мере, это прослеживается потенциально в его мужских портретах. Этот период творчества отмечен картиной «Коронование Девы Марии», заказанной для капеллы цеха ювелиров.
197) 1. Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. Композиция двухфигурная. Запечатленные на картине ангелы передают встревоженность, в жесте св. Иоанном Крестителем и св.
Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один. Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа. Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания. Другие произведения Боттичелли: «Мадонна с Младенцем» (ок. Они были тем печальным временем дряхлости и неработоспособности, о которых писал Вазари.
После небольшого перерыва снова взялся за написание картин. Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи известный под именем Сандро Боттичелли (прибл. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Самые известные работы Боттичелли невероятно пластичны, декоративны и драматичны. Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. compi. Это прозвище распространилось и на других братьев.
Сандро снова подвержен переживаниям в данном случае в качестве гонца моральной красоты: «Покинутая», «Венчание Богоматери», «Благовещение», «Аллегория клеветы». Перед нами довольно разные оценки. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте – рисунок Карта ада (La mappa dell inferno). Волшебные полотна на мифологические, религиозные и античные темы написаны с бесконечной грацией и изяществом. Наиболее известные из гениальных работ Боттичелли: «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Рождение Венеры», «Весна», хранящиеся во флорентийской галерее Уффици. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок.
На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много «живейших и прекраснейших картин» (Вазари). Скорее всего, образ абсолютно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников. До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные исторические и экзотические. Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры».
Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. В таком случае ее содержание близко содержанию картины «Венера и Марс». Фра Филипп – «мастер исключительнейший и редкостный талант» (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Собственно, в этом плане – одновременно культурном и психологическом следует рассматривать сочувствие Боттичелли программе доминиканского реформатора, вовсе не обязательно сопряженное с непосредственным участием в его движении либо в политических делах Республики, установленной после изгнания Медичи.
1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с двором Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Первоначально, тема для написания «Весны» была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир» в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи – бесспорными правителями Флоренции. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть.
Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера «передового» творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. Иоанном Евангелистом». Через три года после «Силы духа» Боттичелли создаёт св. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это.
Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Он тайно исповедовал христианство.
В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. Скорченная фигурка на фоне глухой стены – и больше ничего нет в этой даже для Сандро необычайной и странной картине. При этом они не выходят на первый план, сосредотачивая внимание зрителя на ключевых персонажах. Bologna, 1921 Venturi A. II Botticelli interprete di Dante. По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством.
Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Полотно «Венчание Богоматери» (1490) пропитано волнующей тревогой, обеспокоенностью чувств и светлыми надеждами. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен.
Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. В 1493 году Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер.
Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа. 198, 199). Подтверждением тому выступает работа (ставшая отражением общения художника с семьёй Медичи) «Поклонение волхвов», заказанное в промежутке межу 1475 и 1478 годами Гаспаре (или Джованни) да Дзаноби Лами (банкир, приближенный к семье Медичи). Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма.
В качестве иконологической задачи поставили верховенство папства. Фигуры ассоциируются со шпалерой за счёт чёткой манеры изображения на фоне глухой листвы. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. По-прежнему остается разделенным мнение о том, что это доказательство гомосексуализма. Семья Филипепи обладала внушительными доходами (были хозяевами домов, владельцами земель, лавок и виноградников) и занимала высокое положение в обществе. (В работе Штайнмана даты написания Мадонн расположены в более позднем периоде жизни художника).
Единогласно историками вынесены даты данных работ – 1477-1478 года. 28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился). По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке – искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. В них особенно можно отметить в качестве шедевра только «Лоренцано» – сплетение необыкновенной жизненности и портрет молодого человека, выражающий выдающуюся экспрессию интерпретации формулировки любви. Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Изящные грациозные фигуры, застывшая пластика тел, грустные меланхолические лица, прекрасные глаза, не замечающие ничего вокруг. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок.
Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Botticelli. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами.
В марте 1498 Гвидантонио Веспуччи пригласил Боттичелли и Пьеро ди Козимо декорировать свой новый дом на виа Серви. Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых.
Картины не иллюстрируют конкретные тексты скорее каждая опирается на несколько из них. Будапешт, 1962 Смирнова И. Сандро Боттичелли. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Многие работы Сандро Боттичелли относятся к 1470-м годам, хотя не все они имеют точную датировку. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы.
Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. Художник заканчивает картину «Весна», начатую до отъезда. Вернувшись в 1482 году во Флоренцию, Сандро похоронил отца.
Он принадлежал к Флорентийской школе под покровительством Лоренцо де Медичи, движение которое Джорджио Васари охарактеризовал менее ста лет спустя как «Золотой век», эту мысль он выразил в заголовке жизнеописания Боттичелли. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. В этой картине центральное положение занимает Венера. Читайте в статье «Олимпийские боги»).
Сменивший Лоренцо его сын Пьетро не сумел упрочить пошатнувшийся авторитет дома Медичи. М., 1960 Боттичелли: Сб. Sandro Botticelli.
Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака. Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для «штандартов и других тканей» (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры».
Вазари писал, что изначально он учился ювелирному мастерству у своего брата Антонио. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро – «Боттичелли» : возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио.
Таким образом, роли Весны оттенены космологически-духовным характером. Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». В 1938 году Жак Меснил во флорентийских архивах обнаружил краткое содержание иска за 16 ноября 1502 год, одна из строк которого гласит «Боттичелли держит мальчика», что соответствует обвинению в содомии. Вместе с тем картину глубочайшим образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра – «кентавромахию», но «психомахию». В то же время здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик.
В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Geneva, 1967 Во С, Mandel G. Lopera completa del Botticelli. После возвращения из Рима он пишет ряд картин на мифологические темы.
собеседование» (ок. Примеры тому – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе в Уффици). Картины этого времени оставляют двойственное впечатление. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. И так каждый день, в одно и то же время.
В 1465 году Филиппе написал «Мадонну с Младенцем и ангелами», ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, «Мадонны с Младенцем и ангелом» (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и «Мадонны на лоджии» (Уффици). В качестве одной из вершин Боттичелли Вазари назвал особенность пейзажа. Именно на этом внутреннем состоянии и настроении и концентрирует свое внимание Боттичелли.
Автопортрет самого Боттичелли выполнен в образе белокурого юноши в жёлтой мантии у правого края картины. Д. Массовому психозу поддались также некоторые художники, среди которых был Боттичелли. Одно из них – «Покинутая». 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» Микеланджело. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок.
В числе лучших следует отметить не только эти прекрасные и знаменитые картины живописца, но и более поздние: к примеру, полотно Сандро Боттичелли под названием «Мистическое Рождество», датированное 1501 г. Оно написано в конце долгого периода беспорядков в Италии, началом которых были сожжение Савонаролы и военные кампании Борджиа. Firenze, 1990 Botticelli. Такова, например, его картина "Поклонение волхвов" (ок. 1475, Лондон, Национальная галерея), в которой в виде волхвов представлены члены семейства Медичи и их приближенные. В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано). Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла.
Вып. Однако его положительная программа была реакционной. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». Одно из них – Покинутая. Сандро Боттичелли (итал.
В то же время здесь ощущается некоторый отход от «совершенства пропорций» (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Иоанном Крестителем» (ок.
Творческий кризис наступил в жизни Сандро Боттичелли. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. Усердно изучал Данте плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова «Ада» (издание Магны). Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. Писатели рубежа XIX-XX вв.
Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. Эти черты сочетаются с удивительной точностью и выразительностью рисунка.
Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. Milano, 1967 Ettlinger L. D., Ettlinger H. S. «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета. Никто из флорентийских мастеров не мог сравниться с Сандро Боттичелли в богатстве поэтической фантазии, принесшей ему прижизненную славу.
Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Последние четыре с половиной года жизни Сандро Боттичелли документально не освещены. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане.
Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (14651467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Савонарола был сожжен в том же году 29 мая и существует только одно прямое свидетельство серьезного интереса Боттичелли к его личности. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников).
В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства. До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. Фра Филипп – мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Milano, 1989 Botticelli e Dante.
1 Сонина Т. В. Рисунки Боттичелли к «Божественной Комедии» Данте: Традиционное и оригинальное // Книга в культуре Возрождения. Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая «Примавера» («Весна») и «Рождение Венеры» заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Рубашки распластаны на ступенях как трупы. Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его.
На картине «Поклонение волхвов» для церкви Санта-Мария-Новелла (прибл. Выполнил множество картин по заказам Медичи. По своей специальности Мариано был кожевником. М., 1923 Гращенков В. Н. Боттичелли.
Художник был силен в написании натюрморта. Августин», фрески Сикстинской капеллы, «Алтарь св. Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма. М., 1962 Пасло Д. Боттичелли. Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян».
В этом году он написал «Святого Августина» на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Период 1467-1470 год охарактеризовался знаменитым образом Сандро именуемым «Алтарь Сант-Амброджо».
Иоанном Крестителем» (ок. Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует «софистический», трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине.
В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок.
Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. (Р. В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Большое произведение Боттичелли Венчание Богоматери (1490) проникнуто уже иным духом.
Одна из самых известных картин – «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре. Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти). Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори (Маggiori), во Флоренции, Появляются прекрасные мадонны излучающие просветленную кротость Но самую большую известность он получил, когда, примерно в 1475г исполнил «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). С. Боттичелли «Покинутая» (ок. Milano, 1958 Argon G. C.
Венера становится главным действующим лицом в картине «Венера и Марс» (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. Иосиф изображён с терновым венком в руке. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Художнику было тогда пятьдесят восемь обвинение, в конечном счёте, сняли.
Иеронима. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного. Просьба пизанцев заключалась в росписи фресок в цикле росписей Кампосанто.
В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. В левой части картины выступает Весна, сопровождаемая нимфой и фавном. После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св. Амур с завязанными глазами находится над Венерой (центр композиции), отожествлением с Humanitas (созвездие духовных свойств человека, олицетворяющих три Грации), Меркурий, глядя ввысь, рассеивает облака своим кадуцеем. Боттичелли трактует миф, который несёт в себе особую атмосферу выразительности: сцены идиллии помешены на фоне апельсиновых деревьев, которые густо сплетаются ветвями, подвластные единому гармоническому ритму. Во всяком случае, образы его «Симонетты» (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций «Весны». Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, Поклонение волхвов (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла.
Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Milano, 2003. Кто она, эта женщина. В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской.
Одновременно, в данной работе чувствуется отрешение от совершенства в пропорциях (быть может вследствие этого, работа и не была столь успешна), увеличивается величественное напряжение, которое характерно только для внутреннего мира героев, происходит усиление резкости цвета, который становится всё более самостоятельным. Боттичелли стремился к познанию большей степени драматизма, что характерно для таких произведений автора как «Покинутая». Вскоре Савонарола был обвинен в ереси и публично казнен. Обличая папство и светских правителей, он вместе с тем обрушивался и на проникнутую жизнерадостным светским духом культуру Ренессанса, призывая вернуться к аскетизму средневековья.
Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. Судя по количеству его учеников и помощников, зарегистрированных в кадастре, в 1480 году мастерская Боттичелли пользовалась широким признанием. С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»). Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено.
Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Учеником Боттичелли вскоре стал прославившийся позже Филиппино Липпи, сын фра Филиппо, умершего в 1469. Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его у Поллайоло и, конечно же, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини.
Если в 1484 – 1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то «Венчание» свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах. К этому времени Боттичелли стал очень известным художником не только во Флоренции, но и за её пределами. Художник умер в мае 1510 и 17 мая был погребен на кладбище церкви Оньисанти, как сообщают записи «Книги мертвых» Флоренции и такой же книги цеха врачей и аптекарей.
Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. Особое место в монументальной живописи последней трети века занимают три библейские композиции Боттичелли в Сикстинской капелле в Ватикане (1481-1482). Многие из них твердо опираются на Меснила, но другие предостерегают от поспешных выводов. Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. К 1475 году Сандро Боттичелли, произведения которого в большинстве своем написаны на библейские и мифологические темы, стал широко известным и востребованным мастером.
Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Вероятно, этот вид работ давался художнику меньше из-за его постоянной необходимости в движении и совершенстве ритма, которых портрет по грудь (характерен для XV века) не мог дать. Конечно, нельзя и обойти вниманием возвышенный характер реализма Сандро. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы». Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли.
В его руках жертвенная чаша и кропило. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. М., 2002 Ulmann H. Sandro Botticelli. 20 января 1474 по случаю праздника св. From Lorenzo the Magnificent to Savonarola. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен.
Варнавы. В 1502 году Боттичелли уже мало работал. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок.
Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро «Подагрика». Это воздержание от работы привело к серьезным расстройствам в его жизни». К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). СПб., 1996.
London, 1978 Baldini U. Botticelli. Существует и ещё одна, возможно, самая близка к истине версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и оно обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». "Весна" (Флоренция, Уффици илл.
Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь «Лоренцано» за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый Алтарь Сант-Амброджо (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери.
Современники чрезвычайно высоко ценили его рисунки и во многих мастерских флорентийских художников они хранились в качестве образцов. М., 1977 Козлова С. Данте и художники Ренессанса // Дантовские чтения. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину.
Он сумел приобрести в городе много сторонников. Боттичелли изобразил его охранником сада с мечом. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Существует множество интерпретации картины. Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, «Поклонение волхвов» (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла. 1470, Флоренция, Уффици) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (14681469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. В «углублении понимания и выражения в визуализации облика Марии», Штайнман усмотрел доказательство влияния Савонаролы на Боттичелли.
К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром). Вкладом Боттичелли стали фрески «Искушение Христа», «Наказание повстанцев» и «Испытание Моисея». 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. Таким образом Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Россели и Доменико Гирландайо – 27 октября 1480 года были направлены в Рим для росписи стены новой «великой капеллы» Ватикана, которая была сиюминутно возведена по приказу папы Сикста IV (именно вот таким образом получила своё название Сикстинской).
Оно входило в серию «Семь Добродетелей» (остальные исполнены Пьеро Поллайоло) для зала Торгового суда. Самые известные картины Сандро («Примавера» и «Рождение Венеры»), которые были заказаны семьёй Медичи, стали воплощением культурной атмосферы, свойственной для медического круга. Венера становится главным действующим лицом в картине Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов». На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции). Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище «dei Popolani» (Пополанской).
Иероним», «Св. Его поздние работы, особенно, как видно из серии о жизни святого Зиновия, стали свидетельством уменьшения масштаба, выразительного искажения фигур и не натуралистического использования цвета, напоминающее работы Фра Анжелико почти век назад. Четыре листа раскрашены темперой.
Так Вазари описывает первое печатное издание Данте (1481) с изображениями Боттичелли он не мог себе представить, что новое искусство печати может заинтересовать художника. Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа. С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок.
Он состоялся на площади Санта-Корче, его главным героем должен был стать младший брат Лоренцо Великолепного, Джулиано. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы.
В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. "Рождение Венеры" (ок. 1485, Флоренция, Уффици). Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте — рисунок «Карта ада» (La mappa dell inferno).
Проповеди Савонароды о грядущем конце света привели к тому, что народ в феврале 1497 года на центральной площади устроил огромный костер, в котором сжигал ценные произведения искусства. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом».
Это объясняется, вероятно, тем, что для воображения художника с его постоянной потребностью в абсолютном ритме было необходимо движение, чего не мог дать погрудный портрет, обычный в ХV веке. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Картины, демонстрирующие линейный стиль Боттичелли подчёркнуты мягкими постоянными контурами и пастельными цветами. Иеронима прослеживается уверенность и достоинство. В своей ранней картине "Смерть Олоферна" (1470, Флоренция, Уффици) Боттичелли изображает момент, когда все уже совершилось и Юдифь покинула шатер, унеся с собой отрубленную голову царя. С. Боттичелли «Весна» (1482).
Firenze, 1921 Mesnil J. Sandro Botticelli. М., 1982 Сонина Т. В. «Весна» Боттичелли // Итальянский сборник. Впрочем, как бы мы ни толковали приведенный документ, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио. Он вместе со своей семьёй жил в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова.
С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. С тех пор интерес к его картинам не угасал. материалов о творчестве.
Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици). 1475).
Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». В городе – бывшей колыбели гуманистической мысли – звучали революционные речи Савонароды.
1445 – 17 мая 1510) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему «Поклонение волхвов», одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 14811482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. Умер Сандро Боттичелли в 1510 году так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Рисунок фигур изображает бурное напряжение.
Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Вначале изящество, порыв, уверенность, мечты: «Юдифь», «Мадонна Евхаристии», два варианта «Поклонения волхвов», «Весна», «Св. В 1472-75гг. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли.
Иеронима. Большое произведение Боттичелли «Венчание Богоматери» (1490) проникнуто уже иным духом. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова.
Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии». Он вернулся во Флоренцию, а «имея софистический склад ума, написал комментарий к отрывку Данте и сделал иллюстрацию к «Инферно», которую напечатал, проведя много времени над ней. Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми.
В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом. Сандро Боттичелли похоронен в фамильной гробнице в церкви Оньисанти. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как «Мадонна в розарии» (ок. В конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, опираясь на две палки. » О материальном положении Боттичелли в 1490-е, то есть в то время, когда, согласно Вазари, он должен был бросить живопись и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции.
Четыре брата Филипепи принесла семье значительные доходы и положение в обществе. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». В доме, который принадлежал Ручеллаи, он снимал квартиру.
Работа в Сикстинской капелле. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Но на три долгих столетия о его существовании забыли. Варнавы».
Во Флоренции в то время гремели пламенные, революционные проповеди фра Джироламо Савонаролы. Теперь уже можно уяснить себе, что такое «композиция детали». Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов.
Произведения, фото полотен выражают стремление к глубокому драматизму, который четко прослеживается в картине «Покинутая», сюжет которой взят из Библии: Фамарь, которую изгнал Аммон. 1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). Сюжет ее не вполне ясен. Paris, 1938 Lippmann F. Zeichnungen von Sandro Botticelli zu Dantes Gttlicher Komdie.
Слева дьявол под личиной отшельника уговаривает постящегося Иисуса превратить камни в хлеб и утолить голод. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо. Их красоту Вазари описал как иллюстрирующую «благодать», а Джон Раскин как обладающую линейным ритмом, в которой не может быть никаких сомнений.
1495). Историки искусства единодушно датируют эти работы 14771478 годами. Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек». Некоторые современные историки также рассматривали другие аспекты его сексуальности. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим».
Однако с ним было все иначе. По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. В холодном сумраке рассвета приближенные Олоферна застывают в оцепенении перед обезглавленным трупом своего предводителя. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения.
Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами. Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо. Зиновия. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро Подагрика.
В 1504 году входил в комитет, который был уполномочен решить, где будет размещён «Давид» Микеланджело. М., 1967 Кустодиева Т. К. Сандро Боттичелли. Ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли.
Художник Боттичелли признан критиками и ценителями искусства одним из самых талантливых мастеров, чьи картины до сих пор вызывают восхищение. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл «Добродетелей», предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным). Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла дЭсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги.
По возвращении из Рима Боттичелли написал ряд больших картин религиозного содержания и среди них несколько тондо, где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм на плоскости. Афродиты. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. В картине очевидно стремление к реализму: оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли (при всем их великолепии они участвуют в изображаемой сцене весьма относительно, лишь в качестве побочных мотивов), но и в том, что композиция строится больше в глубину, нежели на плоскости (в расположении фигур чувствуется искусственность, особенно в сцене справа). Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.
Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. Но может быть, прозвище возникло по созвучию с ювелирным ремеслом второго брата, Антонио.
Примеры тому – Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. Что же определяет искусство Боттичелли. Августин, фрески Сикстинской капеллы, Алтарь св. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения.
И его Мадонны и Венера и Весна овеяны грустью, взгляд их выдает затаенную боль. Боттичелли выполнил три сцены. В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто. Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном.
Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино он украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. Боттичелли, говорят, был приверженцем Савонаролы. Этот оттенок внутреннего страдания сочетается с нарядной красочностью картины. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, «того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении» (Шастель).
1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. Сандро учился у Липпи, проведя в его мастерской примерно пять лет. потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.
Т. 2 Дахнович А. С. Творчество Боттичелли и вечные вопросы. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов.
Отец Мариано Филипепи по специальности был кожевником и жил с семьей (в которой Алессандро был младшим сыном) в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы.
Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая Примавера (Весна) и Рождение Венеры заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. У второго брата, Антонио, который был ювелиром Сандро учился и помогал ему в его деле.
После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Зиновия». В семье из четырёх сыновей он был самым младшим.
Также в 1474 году, после завершения работ над этим произведением, мастер был приглашён на работу в другой город. По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». С этого времени его творчество, а это период расцвета, граничит с именём Медичи. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок.
Литература о Боттичелли: Вазари 2001. Лицо ее кажется усталым и грустным.
Киев, 1915 Бернсон Б. Флорентийские художники Возрождения. И пока на городских площадях сжигали «суету» (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Заказы его были весьма многочисленны. Исследователи идентифицируют его с картиной Мадонна с гранатом. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Berlin, 1954 Salvini R. Tutta la pittura del Botticelli.
Иеронима дышит уверенностью и достоинством. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. (Джованни, Антонио и Симоне) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы.
Во Флоренции в то время гремели пламенные, революционные проповеди фра Джироламо Савонаролы.
Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил «Минерву-пацифику», атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Сандро Боттичелли (настоящее имя художника – Алессандро Филипепи) родился во Флоренции в 1445 году. Сандро Боттичелли учился живописи у монаха Филиппо Липпи.
Тем не менее в то время как на тему его картин строятся предположения, Меснил всё же пришёл к выводу что «не только женщина была объектом его любви». Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа.
Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой. Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470).
В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с «двором» Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 7080-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (14491492), которых он собрал при своем дворе. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. «Рождение Венеры» стало последней такой картиной.
Его кличка «Botticella», что в переводе «бочонок» перекочевало к его известному брату. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Художник стал больше тяготеть к религиозным сюжетам, даже среди официальных заказов его в первую очередь привлекали картины на библейские темы. В попытках осознания своих чувств мастер переключается с растроганности в «Рождестве» мотивам, раздирающим душу в «Распятии» и «Сцен из жизни святого Зиновия». Человеческая подлость повернула к монаху гордую душу своенравного живописца. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа.
В 1470 году он получает, при поддержке Содерини, первый официальный заказ Содерини же сводит Боттичелли со своими племянниками Лоренцо и Джулиано Медичи. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески.
5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). compi. Эти составляющие присутствуют во фреске «Св. Августин» (1480). Firenze, 1988 Pons N. Botticelli: Cat. Картины «История Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История Лукреции» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году.
Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции. Hamburg Leipzig, 1893 Supino L I disegni per la Divina Commedia di Dante. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи.
Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Затем период безмятежной полноты чувств: Марс и Венера, Рождение Венеры, Паллада и Кентавр, Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом. По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где-то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Среди наиболее известных его работ «Рождение Венеры» и «Примавера».
Вскоре после турнира, еще до отъезда художника в Рим тот заказывает ему несколько работ. Тондо художника «Мадонна Магнификат», написанное около 1481 года, принесло Боттичелли известность еще при жизни: об этом говорят многочисленные копии этого прекрасного произведения. Тогда Пилат приказал отдать тело. Л., 1971 Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли. Проводившие двусмысленную политику по отношению к французам Медичи были изгнаны из города и на время во главе республики фактически оказался Савонарола.
Последней его большой работой, на светскую тему была «Клевета», но в ней, при все талантливости исполнения, отсутствует роскошно украшенный, декоративный стиль, присущий Боттичелли. Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св.