А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник.
Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). Меня зовут Лубберт Дас». В родном городе Босха, голландском Хертогенбосе, открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии всех его произведений. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена.
Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, – все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью.
Этот ван-мандеровский взгляд на Брейгеля Старшего как на первого живописца Нидерландов XVIвека, взявшего у Босха все лучшее и не взявшего ничего плохого, в профессиональных искусствоведческих кругах, кажется, не был поколеблен до недавних пор. В них Босх упоминается как один из самых состоятельных людей города. И даже волхвов нужно рассматривать как приверженцев Антихриста. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
(Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Только природа остается чистой, бесконечной. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения.
Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. В середине – почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа.
в Хертогенбосе (Брабант). Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия.
В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии – злобных или равнодушных, жестоких или завистливых – гораздо страшнее босховских фантазий. В изображении рая и, особенно, преисподней на боковых створках алтарных триптихов проявилось богатство воображения Босха, а также — познания в сфере разнообразия природных форм. Его ад в Возе сена наделен приметами окружающей повседневности. Средневековую мистику и демонологию.
Главная выставка проходит на родине Босха – в городке Хертогенбосе. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Священное писание.
К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. В триптихе Искушение св. Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой).
Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
На протяжении многих лет художник был знаком и даже дружил с Эразмом Роттердамскким, мотивы книг которого можно часто встретить в работах Босха.
Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
А сзади него жизнь, покидаемая им. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Антихрист и поборники его населили разрушенный дом Давида, говорится в апокрифах. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Коллеги-художники ценили его мастерство колорита.
Подробности, как обычно, до премьеры не разглашаются. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Творчество Босха загадочно. – так писал о ней Р. Б. Климов. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Псевдоним себе Босх взял уже в зрелом возрасте.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Кисти Босха принадлежат несколько триптихов.
Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может».
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Впрочем, портретов и автопортретов Босха будет найдено предостаточно. Ерун ван Акен родился около 1453г. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.
Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Это был год, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. То, что Питер Брейгель Старший (около 1525/30-1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Во главе безумной толпы преследующих, давящих, убивающих друг друга людей изображены император и римский папа. Все.
Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Тут можно было бы произнести какую-нибудь банальность, дескать, главные исторические свидетельства о Босхе – его картины.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Авторство обеих работ до сих пор приписывали ученикам из мастерской художника, но к юбилею атрибуцию изменили. Его техника называетсяалла прима. Сюжет религиозный. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны.
В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. Предыдущий проект BDH – Война слов (2014) --позволял оказаться в роли готовящегося к битве на Сомме поэта Зигфрида Сассуна и был номинирован на премию BAFTA. Долгие годы непревзойденным босховедом слыл Кароль фон Тольнаи, более известный под французским именем Шарль де Тольнай: учившийся в Вене в золотой век психоанализа, он интерпретировал образы Босха в духе теорий Фрейда и Юнга – как психоаналитические символы, разумеется, с эротическим подтекстом. Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены.
В живописи ему было интересно абсолютно другое. Живопись Босха – пророческая. Его лучшие работы, сложные по композиции и уникальные по количеству изображенных фигур, носят энциклопедический характер и требуют пристального внимания к себе. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан.
Это было последнее произведение Босха. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. после грехопадения. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Картина называется «Искушение святого Антония «.
Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». (Подобные приемы взял на вооружение Квентин Массейс, младший современник Босха, работавший в Антверпене. ) Но все же главные для него работы – это как бы увеличенные миниатюры, написанные маслом по дереву, – так, может быть, не совсем обычно, можно сформулировать оригинальный характер его творчества, соединившего в себе эрудированность, с одной стороны и глубокое проникновение в суть христианства – с другой. Если бы нидерландский Проект по исследованию и реставрации работ Босха (Bosch Research And Conservation Project, BRCP), запущенный за несколько лет до юбилея, не наделал такого же шуму в мире искусства, что и аналогичный исследовательский проект по Рембрандту десятилетиями ранее, критически пересмотрев босховский oeuvre. Но разве тут дело в св.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Трио медиапродюсеров из Бристоля BDH (Стив Баррел, Джон Даррант и Роб Хифле), которое последние 20лет задает моду на британском телевидении и собрало уже 18наград Королевского телевизионного общества, выпустило приложение для iOS и Android Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
Его техника называется алла прима. «Чудовища и подобные им персонажи Босха являются не порождением прихотливого воображения, а существами из другой реальности гораздо более близкой к истине, чем та, что мы фиксируем глазами. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном.
Обнаружено около тридцати архивных записей в Хертогенбосе: из них явствует, что настоящее имя живописца – Иеронимус (или по-нидерландски – Иероен) ван Акен. По смерти не канул в Лету благодаря усердным граверам, копиистам, подражателям (целая школа последователей сложилась в Антверпене, к ней принадлежал и Ян Мандейн – его босхианский Пейзаж с легендой о святом Христофоре можно увидеть в Эрмитаже) и такому преданному коллекционеру, как ФилиппII Испанский – в сущности, это его стараниями в Прадо пройдет самая роскошная из юбилейных выставок. Бог видит «.
Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Голландская телекомпания NTR к году Босха запустила интерактивную онлайн-экскурсию по Саду земных наслаждений. Бестселлер эпохи Молот ведьм.
Освещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней – ад реален. Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями.
1500, Мадрид, Прадо). На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Сменил имя на Босх – в честь родного города, в просторечии Бос (Bosch).
Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Возможно, это аллегорическое изображение жизненного пути, где человека на каждом шагу подстерегают грехи. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Сравнительно недавно раскрыт смысл этого захватывающего произведения. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности.
При жизни он, видимо, был неплохо известен от Мадрида до Венеции. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. 600-летняя песня на заднице из ада быстро стала популярной – сейчас можно послушать ее метал-кавер или хоровое исполнение с наложенными на музыку словами: This is the butt song from hell, we sing from our asses while burning in purgatory (Жопная песнь в аду, претерпевая муки, задом издаем звуки). Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра.
Под их влиянием люди пребывают в состоянии любви и блаженства. На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. Там же и умер в 1516году. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Гринуэй давно сообщал о намерении завершить трилогию о голландских мастерах (Ночной дозор, 2007 и Гольциус и Пеликанья компания, 2012) биографическим фильмом о главном голландском анархисте.
Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников, например от антверпенского мастера Иоахима Па-тинира (1475/80-1524), основателя пейзажной школы живописи. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая.
Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего ока в центре композиции, они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Разумеется, тема Ада и прежде занимала не последнее место в литературе и изобразительном искусстве. Темой Искушения св. Босх – был личностью весьма интересной.
Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Босх и реален и символичен. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. День, месяц и год рождения Босха неизвестны. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Его популярность, в настоящее время исходит из того, что современным людям близки и интересны его идеи. Босх без колебаний избегает больших форматов. «Вписанная в круг композиция построена на пересечении сухих, узких форм и на преувеличенно пространственных паузах. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Не так важно, был ли автором фресок в соборе дед Босха.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Казалось бы, удивляться тут нечему, но это не так: в коллекции Музея Северного Брабанта ни одного Босха нет. Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 1 3, 9 м) и самое загадочное из творений Босха.
Он сражается с ними, как сражается и сам художник. Лишь семь творений Босха подписаны. Только в противопоставлении очевидному, явному злу художник может дать некоторое понятие о сияющем свете Христа.
1500, Мадрид, Прадо). Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Она была приобретена музеем в 1930-х годах, но была сильно закрашена и отретуширована.
Победителем-учеником. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Жена художника была намного старше мужа и принадлежала к богатой семье.
Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. Его техника называется алла прима. вХертогенбосе (Брабант). Здесь Босх – прямой предшественник Брейгеля.
Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж. В особенности это относится к зарисовкам нищих и калек. Соединение двух планет – символ мистического брака Христа с Экклесией (Церковью) – принимает форму небесного брака между Христом (Адамом) и Церковью (Евой) в композиции Земного Рая на левой створке алтаря. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е.
Что за тексты он иллюстрирует в своих адских видениях. В этом смысле истоки творчества Босха абсолютно те же, что и основателя традиции масляной живописи Яна ван Эйка (1390-е-1441). Зато культура массовая без всяких сомнений предпочла Брейгелю Босха. Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества.
Но трудно здесь отделаться от ощущения чего-то непостижимого, не поддающегося пониманию. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Ренессансным интеллектуалом, единомышленником Эразма Роттердамского, с которым его (безуспешно) пытались связать биографы или провинциальным ремесленником из головы которого так и не извлекли все камни глупости средневековых предрассудков. Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален.
Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). С большим трудом можно обнаружить фигуру св. Это единство закономерно и естественно.
в боковом пределе) братства. Апокрифы. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей.
Ван Акены – потомственные художники. Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. Чернокнижником и алхимиком. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа.
При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может». О нем вообще мало что известно.
Так, в одном из соборов Хертогенбоса, расписанных Босхом, сохранилась загадочная фреска: толпы праведников и грешников, простерши руки ввысь, наблюдают стремительно надвигающийся на них зеленый конус с ярким белым шаром света внутри. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
Да и о самом Босхе мы знаем не очень много. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Иероним Босх – великий нидерландский художник.
Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. Это блудный сын, уходящий в отчий дом.
Современные историки могут с уверенностью утверждать, что у Босха было всего сорок произведений, при этом их истинное содержание в большинстве своем остается настоящей загадкой для знатоков искусства, так как прямых источников, которые могли бы прояснить данные моменты, не существует. Нужно обладать огромным мужеством, чтобы так, как это делает он, показывать мельчайшие детали и подробности отвратительных, гротескных сцен.
Легче всего могут быть интерпретированы Воз сена и Семь смертных грехов. Придуманный художником мир кишит причудливыми образами: обнаженные люди собирают гигантскую землянику, занимаются любовью внутри хрустальных шаров или скачут верхом на певчих птицах, превосходящих размером самих людей.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Эти фигуры символизируют трех царей земных, которых он побуждает начать последнюю войну. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Этой работой Босха в Испании восхищались уже в шестнадцатом веке. Ханс Бельтинг, например, называет автопортретом человека-яйцо с трактиром внутри – знаменитого монстра с правой, адской створки Сада земных наслаждений.
В других же рисунках он – несравненный наблюдатель жизни. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). И правда, кем был Босх.
И наиболее сложным. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
Воображение – фантастическое. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Что-то хитрое ироническое неслышно посмеивается в этой картине и кажется вам – это посмеивается сам Иероним Босх, глядя, как вы не можете оторваться от мира склизких гадов, пузатых чудовищ, рыб с человеческими ногами, людей, у которых бочка вместо живота, паукообразных существ, чудовищ, в которых мерзость сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной. Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 13, 9 м) и самое загадочное из творений Босха.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны – времени года, когда и миряне и духовенство склонны преступать моральные запреты. На одном полотне можно обнаружить черты средневековой фантастики, мистики, фольклора, притчи, философии, символизма и т. д. Ад изображен в правой части триптиха.
Следующий забавный пример – философ, публицист 60-ых Норман Оливер Браун, который соединил теории анального эротизма Фрейда с доктриной Мартина Лютера оправдания верой, проиллюстрировал свою работу Садом земных наслаждений.
Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. Время сохранило только дату смерти – 9 августа 1516 года. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Как-нибудь объяснить его затруднительно.
Ерун ван Акен родился около 1453г. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Босх творит великое искусство, которое не укладывается в обыденном сознании.
Или собрание фламандских пословиц и поговорок, как в целом Возе сена (Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет), так и в мельчайших деталях Сада земных наслаждений вроде стеклянной сферы с любовниками внутри (Счастье и стекло – как они недолговечны). Это увлечение длилось несколько десятилетий. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. Патинира, напротив, привлекал космический масштаб происходящего— в своих панорамных картинах идя вослед Босху, он воплощал фантастические и грандиозные пейзажи.
В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Мы знаем также, что около 1481 года Босх женился на знатной и богатой Алейт Гойартс ван ден Мервене, вероятно благодаря этому браку, он приобрел независимость и мог писать, что хотел.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Весьма нетипичный случай для художника. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам3. Картины Ада, написанные им, – по существу, страницы Апокалипсиса. То, что Питер Брейгель Старший (ок.
Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто.
Среди обычных людей, любителей живописи и художников очень популярны не только картины Иеронима, но и его стиль в целом, его уникальный подход к искусству. Босх как бы подводит итог этой давней средневековой традиции, действуя вполне в ее русле. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Более или менее достоверно следующее.
«Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св. Лишь 7 творений Босха подписаны.
Неизвестна и дата его рождения. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник.
Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Он напоминает гигантскую строительную площадку.
.