Одной из любимых тем прерафаэлитов была несчастная любовь. И сказал ей Ангел: "Не бойся, Мария ибо наречешь Ему имя Иисус.
Однако и в этой картине присутствуют символы: открытое окно символизирует свет, вдруг ворвавшийся в жизнь этой женщины (заметим, что ее друг даже не смотрит в ту сторону, для него этот свет не светит) сброшенная перчатка на полу – ее судьбу, так как скорее всего ей поиграют и бросят а птичка, которая пытается улететь от кота – это она сама, пытающаяся улететь от греха. Данте Габриэль Россетти, произведения которого начали издаваться, когда ему было 15, учился в лондонском Кингз-колледже с 9 лет. Снова угрозаИли мольба о пощаде.
В том же году он начинает свою, наверное, самую потрясающую картину, Козел отпущения. 3. Россетти, как и остальные члены братства избегал профессиональных натурщиков. Есть у него картины и на собсвтенные сюжеты, например, Любовь среди руин (1894) – размышление на тему недолговечности красоты. В 5 лет Россетти сочинил драму, в 13 – повесть. Россетти, как и многие его сотоварищи избегал современных тем.
Как пример того, что ему хорошо удавались и другие сюжеты, можно привести две картины:Госпожа Шалотта (1886-1905) иНаши английские берега (1852). "Искусство было чисто только до Рафаэля. А на картине Эль Греко (1600) из Музея изящных искусств в Бильбао, кроме главных героев, видны еще и ангелы в разверзшихся небесах, а Гавриил на облаке так приблизился к Марии, что граница между небом и землей практически исчезла.
Художественное же образование мальчика было отрывочным. В его работе были заложены те принципы, которые потом развили члены Братства.
Он черпал темы для картин в стихах и наполнял особой изобразительностью поэмы и сонеты. Множество предметов и образов составляют фон картины. Его героиня обычно сосредоточена на своих порой мучительных раздумьях. Но в большой степени он отражает состояние души самого художника. Её образ появляется на картинах «Прозерпина», «Мариана», «Вероника Веронезе» и многих других. Любопытно, что правая сторона Ее фигуры сделана как барельеф, а левая – как горельеф. Идеалы прерафаэлитов Россетти соблюдал и в поэтических произведениях.
Таким образом, с самого начала прерафаэлиты были и против своего века и вместе с ним. То же самое можно сказать и о самой, вероятно, знаменитой картине Миллеса, которая называетсяОфелия (1852). Над его рукой парит голубь – символ Святого Духа. Для Ханта это был символ Христа, понесшего грехи всех людей и умершего за них и в выражении лица бессловесного козла просвечивают такие глубины трагического страдания, которых Ханту так и не удалось достичь в тех своих картинах, где собственно присутствует сам Христос и другие евангельские персонажи, например, Тень смерти (1870). Нередко изображение может сопровождаться латинскими надписями: возле фигуры Гавриила – Ave Maria или Ave gratia plena, Dominus tecum (Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою») возле фигуры Марии – Ecce ancilla Domini (Се, раба Господня).
(Ин. Интересно заметить, что костюмы на обоих вполне в средневековом духе.
Веретено и прялка – символы богоугодного дела, которым занималась Дева Мария. Войдя к ней, сказал: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою благословенна ты между женами". С девятилетнего возраста Данте Габриэль обучался в Королевском колледже в Лондоне.
Лилия в руке ангела, книга в руках Марии – традиционные атрибуты европейской живописи. Мария, увидев Его, смутилась и размышляла над услышанным.
Творец изображен восседающим на троне в окружении серафимов, что вызывает в памяти видение пророка Исайи: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенномВокруг Него стояли серафимы у каждого из них по шести крыл» (Ис. Эта картина во многом определила дальнейшее творчество мастера. Самая, пожалуй известная картина прерафаэлитов — и не просто так. Интересна в этой связи картинаХристос омывает ноги Петру (1852) – картина, стиль которой не очень вписывается в прерафаэлитскую эстетику: и темный, сдержанный колорит и композиция напоминают скорее Рембрандта, чем Джотто или Боттичелли.
Смерть жены в 1862 году стала личной и творческой трагедией для художника. Здоровье художника начинает слабеть. Изображение этой завесы (велум) размещается, как правило, в верхней части композиции.
В творчестве прерафаэлиты нередко обращались к библейским сюжетам. Правда, Россетти менее других прерафаэлитов был привержен скрупулезно выписанной детали.
Однако через несколько лет Россетти согласился на эксгумацию тела и последующее издание стихов. Художественная традиция изображения Благовещения имеет очень долгую историю. Однако их прочтение существенно отличалось от устоявшихся в искусстве образов. В 1845-1848 гг.
6. Евангельский мотив Мартини «переместил» на золотой фон (по замыслу художника, он должен был символизировать небо), а от его архангела «расходятся» слова: «Радуйся, Благодатная. Здесь мы вообще не видим людей: перед нами только зловещая, ослепительно яркая, похожая на страшный сон соляная пустыня (в ее роли выступило Мертвое море, т. е., то место, где стояли Содом и Гоморра, – его Хант, естественно, писал с натуры, как и самого козла) и посреди нее измученный белый козел. Например, картинуПрощание с Англией (1852-55) он специально писал на побережье, чтобы добиться эффекта освещения со всех сторон, которые бывает на море в пасмурные дни. Развитие британского искусства определялось в ту пору главным образом деятельностью Королевской академии художеств (основана в начале правления Георга III) и личностью первого президента академии Джошуа Рейнолдса.
Это огромное полотно сейчас хранится в ратуше Манчестера. Первые работы Братства – это две картины, Изабелла (1848-9, Миллес) иДетство Марии (1848-9, Россетти). Постепенно его стиль становится все более и более обыкновенным – примером могут служить такие картины, какОсенние листья (1856) иДолина покоя (1858).
Светильник в его руке – символ совести и спасения, а вся картина иллюстрирует как уже приведенную библейскую цитату, так и другую из Апокалипсиса: Се, стою у двери и стучу. Или – с изображением Марии с воздетыми руками (Оранты), которое символизирует Церковь молящуюся (как в византийских мозаиках XI века в Софийском соборе в Киеве). Тут зеркало треснуло, а ткань разлетелась на отдельные нитки: даме же ничего не оставалось, как умереть. Реалистичность изображения вызвала бурное неодобрение (в том числе и Чарльза Диккенса), Россетти заподозрили в симпатиях к папству.
Прерафаэлиты стали частью общеевропейского процесса обновления искусства, повсеместно сопровождавшегося бунтами молодых художников против академических догм. и, что еще важнее, вернуться к самой природе. Россетти выполняет всего две картины маслом в прерафаэлитском стиле, близком к манере Ханта и Миллеса. Госпожа Шалотта – сюжет, взятый из очень известнойпоэмы Теннисона, которая вдохновляла многих художников и даже писателей (например, название новеллы Агаты Кристи Зеркало треснуло – тоже цитата из поэмы).
Тайное общество, породившее новое направление в поэзии и живописи, было образовано в 50-х годах XIX века. Еще один популярный в западной традиции прием – перенесение действия в современную для зрителя обстановку. Под конец же Миллес как будто окончательно теряет всякую связь со своими прерафаэлитскими корнями и создает абсолютновикторианские, приторные или назидательные картины, гравюры с которых расходятся тысячными тиражами и украшают стены сотен детских и классных комнат:Спелая вишня (1879 – цветных литографий с одного этого полотна было сделано более полумиллиона. ), Детство Рэли (1870), Принцы в Тауэре (1878) – сентиментальное видение двух несчастных детей, заточенных в башню смерти негодяемРичардом III, – иМыльные пузыри (1886).
Одной из них было полотноУиклиф читает свой перевод Библии (1847-48). В 1850-е годы Россетти создает ряд композиций, в основном выполненных акварелью, на темы, связанные с именем Данте и героев средневековых легенд — короля Артура, Святого Георгия (Данте рисует ангела в годовщину смерти Беатриче, 1853, Оксфорд, Музей Ашмолеан Королева Гинерва и Ланцелот у могилы короля Артура, 1860, повторение с оригинала 1854, частное собрание), Напев семи башен, 1857 Брак Святого Георгия и принцессы Сабры, 1857 Dantis Amor, 1859, все — Лондон, Галерея Тейт). 16).
Картины Берн-Джонса почти плоскостны, в них нет ярко выраженной игры светотени. Дверь – символ закрытой человеческой души, глухой к его призыву. Братство прерафаэлитов (the Pre-Raphaelite Brotherhood) было основано в 1848 г. Основателями были семь человек, художников и поэтов, среди которых наиболее знаменитыДанте Габриэль Россетти, Джон Миллес, Уильям Хольмен ХантиУильям Моррис (всем этим молодым художникам было примерно по двадцать лет и все они учились в Академии), потом к ним примкнулЭдвард Берн-Джонс также близок к ним по духуФорд Мэдокс Браун. Мы уже видели, что интерес к средним векам возрождался и помимо них, в литературе (готический роман) и романтическойархитектуре интерес к готике в немалой степени поддерживал принц Альберт, немец, коему северный европейский стиль готики был близок. Самые значительные свои произведения Россетти создал в 1850-е – в начале 1860-х. Эти принципы живописи мастера наиболее последовательно выражены в ранних произведениях «Детство Марии» (1849), «Благовещение» (Ecce Ancilla Domini) (1850, обе — Лондон, Галерея Тейт).
Обе абсолютно необычны для того времени. А наемник бежит, так как наемник и нерадит об овцах. Однако главным персонажем стал человек XIX века, далекий от совершенной открытости Богу, которую мы привыкли видеть в Марии на картинах великих мастеров прошлого. Но благодаря темпераменту и оформившемуся взгляду на искусство, он смог стать лидером «Братства прерафаэлитов». Так как у «модернизации» этого сюжета цель одна – показать, что для познания Божьей воли совсем необязательно быть «вознесенным до третьего неба», что Бог может открыть Свой замысел в самый, казалось, бы заурядный момент жизни в простых повседневных обстоятельствах, как, возможно и произошло в жизни Марии.
Младшая сестра, Кристина, прославилась как поэтесса. Лилия – знак чистоты и непорочности Марии, книга у Нее в руках или на коленях (реже – на стоящем рядом пюпитре) – символ уже упомянутого пророчества Исайи, направленный на Нее луч света, часто исходящий от парящего голубя – символа Святого Духа. Художнику была близка поэзия Колриджа, Вордсворта и в особенности Китса. Лучшие произведения Данте Габриэль Россетти создал в период с 1850-х по 1860 годы.
В 1853 г. Миллеса избрали ассоциированным членом Академии. «Благовещение» – одна из самых известных работ итальянского живописца. Брауна очень интересовали проблемы цвета и освещения в живописи. Он делает упор на линию, а колорит его работ очень часто золотисто-оранжевый.
Мать Россетти – Фрэнсис Мэри Лавиния Полидори – происходила из семьи Гаэтано Полидори, учёного и эмигранта из Италии. Мы решили, что будем стремиться к подобной же простоте. Обращались они к сюжетам, которые не были свойственны академикам: библейские сцены, средневековая поэзия (баллады, Чосер), Шекспир, народные баллады, творчество современных им поэтов (например, Джон Китс) и пр.
Привлекали Берн-Джонса и сюжеты из артуровских легенд, например, в картинеЗачарованный Мерлин (1874) мы видим великого волшебника, который пал жертвой любви: Мерлин научил свою возлюбленную, Нимуэ, всему тому волшебству, что знал сам, в награду за ее любовь, но она с помощью этого самого чародейства навечно заперла его в скале. Но художественное образование Россетти было отрывочным. После смерти Элизабет Россетти стал затворником. Позировали ему близкие, друзья и родные. Миллес писал также и картины на литературные сюжеты, например, Мариана (1851) (это уже упоминавшийся шекспировский сюжет в обработке Теннисона). Каждую картину помечали секретным знаком PRB.
Образ Храма несет в иконе Благовещения и символический смысл – он напоминает о том, что Мария, дав Свое согласие, сама стала живым храмом исполнив предназначение, о котором позднее скажет апостол Павел («Разве не знаете, что вы Храм Божий и Дух Божий живет в вас. » 1 Кор. Художник изменяет пропорции тел использует сложные ракурсы и постановки фигур.
Ее «Благовещение» имеет авторский подзаголовок La Virgen del Si, что в переводе с испанского означает «Дева слова «Да»». 1-2). Мария Франческа стала автором книги «Тень Данте». Живопись и поэзия в его творчестве неразлучны.
больше всех других членов Братства был занят именно духовными поисками. Он душит искусство, отвергая практически любые новшества. Элизабет, больная туберкулезом, умерла через два года после свадьбы, в 1862, от передозировки опия (по одной из версий, это было самоубийство).
С годами Россетти все глубже замыкается в себе. Слева мы видим бедного (и, похоже, безумного) продавца цветов, над ним – богатых людей, которым не нужно работать в противовес им внизу картины мы видим группу бедных, но отнюдь не забитых, сирот, а в тени под деревом слева расположились рабочие, которые отдыхают от своих трудов. Наверное, наиболее известными морализаторскими картинами Хольмена Ханта можно считать два полотна:Пробуждающаяся совесть (1853) иСвет миру (1851-3). Пространство вокруг героев становится условным, а фигура ангела нередко появляется на облаке или подлетает к Марии из верхнего угла. Будущую жену Россетти встретил в 1850 году. 1863—1864, Лондон, Галерея Тейт). Свет миру – это, конечно же, сам Христос (Я есмь Свет миру).
Однако, замечая всё большее ухудшение психического состояния возлюбленного и его наркотическую зависимость, она отдаляется от Россетти и их отношения сводятся к переписке. Вместе с Холменом Хантом и юным Джоном Эвереттом Миллесом они приходят к выводу, что академизм, главенствовавший в живописи того периода, полон условностей и слепого подражания. Рафаэль сам был чист только в первую половину своей деятельности. В Англии это противостояние носило выраженный романтический характер. Свою страсть он передает детям.
Позже братство (первоначально в него входило семь участников) переросло в движение прерафаэлитов. Пространственные построения скорей близки шпалерам XV—XVI веков. Чистота и правда, почитание прошлого и романтизм, неприятие настоящего и неприязнь к академизму сочетались в творениях прерафаэлитов со смелым прочтением устоявшихся сюжетов, новаторством в технике живописи.
И будет прав. Россетти тогда было 18 лет. Мать, урожденная Мэри Полидори, была дочерью известного переводчика Мильтона. В руке у ангела может быть оливковая ветвь – знак мира.
В 1850 прерафаэлиты издавали журнал Росток (The Germ), где печатали литературные опыты, свои и своих друзей – собственно, через этот журнал о них и узнали. В некоторых из них даже фактура живописи слегка имитирует переплетения нитей. В правой руке у Гавриила белая лилия (символ девственной чистоты Девы Марии), к ней прикован завороженный взгляд девушки, левой рукой Архангел посылает Ей весть – поток Божественной, животворящей энергии.
Мы видим в картине почти всякую форму, которую мог в то время принять труд (или безделье): в середине – физический труд двое джентльменов справа воплощают труд умственный (это политик Морис и философ Карлайл). Уже картина 1855 г. Спасениепоразительно сентиментальна для Миллеса. Протестуя против академизма и безжизненности живописи XIX века, заученных формул, молодой художник обратился к живописи мастеров Средневековья и Раннего Возрождения.
В свободное время он занимался составлением комментариев к Данте. Из античных сюжетов можно упомянутьГолову Горгоны (1886-87), где Персей демонстрирует свой трофей – отрубленную голову чудовища, взгляд в глаза которому превращал человека в камень – своей возлюбленной.
Одна из первых и известнейших работ в рамках идеологии «Братства прерафаэлитов» — показывать жизнь такой, какая она есть и в то же время видеть красоту и смысл в любом моменте: жизнь загадочна и удивительна сама по себе, ей не нужны приукрашивания, позы и пафос, привносимые разными стилями искусств, не нужна слепота реализма, ведь только тот, кто смотрит сердцем, а не глазами, видит правду. Литературный талант имели и его сёстры, а также брат. Благодаря этому, в ангельском приветствии «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» высвечивается то, что скрыто под словами – глубочайшая любовь Бога к Марии, восхищение Ее духовной красотой и подвигом посвящения себя Ему. А предельно удлиненные пропорции вызывают ассоциации с образами Боттичелли. Ханта интересовали не только религиозные переживания. Женщины вдохновляли его, становились героинями его полотен.
Композиция представляет собой скульптурный рельеф на алтарной стене с изображением Марии. Одна из самых впечатляющих картин, увековечивших её образ, принадлежит кисти Россетти. Данте Габриэль Россетти – английский поэт, художник и иллюстратор, ставший одним из основателей «Братства прерафаэлитов». А позади фигуры ангела изобразил молящегося св. И вся жизнь Россетти, так или иначе, вертелась вокруг неё.
Для этой картины позировала Лиззи Сиддел, которую Миллес заставил лежать в ванне, чтобы наиболее правдоподобно написать мокрую ткань и волосы (Лиззи, конечно же, простудилась). Крупные фигуры переднего плана уплощаются и начинают сливаться с многочисленными предметами и персонажами, переполняющими всю сцену и в особенности ее фон. Не менее интересен и эксперимент с иконографией сюжета в композиции современного испанского скульптора сестры Асунсьон Гомес в одном из храмов католического монастыря общины Verbum Dei («Слово Божие») в местечке Сьете Агуас под Валенсией. В руках Божий посланник держит райскую ветвь – символ примирения Бога и творения.
Господь с Тобою» (Лука, 1:28), написанные золотыми красками. Эти художники хотели преобразить английское искусство (содержание, стиль и уровень которого к тому времени стал средненьким, великие достижениябольшого стиляостались позади, аКонстеблиТернер, в сущности, всегда были одиночками).
Манифест «Братства прерафаэлитов» был напечатан в журнале «Росток» издававшемся с января по апрель 1850 года членами общества. Сестра Асунсьон – монахиня этой общины, обладающая глубоко самобытным видением христианских образов и сюжетов. Пример этого – одна из картин, которую написал Данте Габриэль Россетти, – «Благовещение».
В семье отца царил культ Данте именно в его честь и было дано имя сыну. Можно сказать, что движения как такового в сущности не существовало. Он пишет ее посмертный портрет в образе дантовской Беатриче — Beata Beatrix (ок. Первые творческие шаги молодого автора были проделаны в литературе.
Тяжелым ударом стала для Россетти смерть в 1862 году Э. Сиддал. На самом деле, у Братства не было четко выраженной программы или целей, они просто стремились отойти от академизма и воссоздать ранний итальянский Ренессанс, а также писать очень близко к правде (известен случай, когда, чтобы правдоподобно нарисовать цветы, один из художников вырыл яму в саду, так чтобы цветы оказались на уровне глаз и несколько дней там писал точность воспроизведения исторических костюмов художники сверяли по научным трудам и т. д. ). Такие картины мастера, как «Дневные мечты» (1880, Лондон, Музей Виктории и Альберта), ближе к живописным панно. Уже следующая известная картина Ханта -Наемный пастух (1851) – показывает нам не отдаленную эпоху, а вполне современных людей, точнее, людей в современных костюмах.
Перед ложем Марии – станок с уже вышитой на алой ткани лилией. И прерафаэлиты смотрят именно сердцем. Вот таким образом пространство его картин кажется неглубоким и как бы лишенным воздуха. «Беатриче благословенная» изображает возлюбленную Данте Алигьери в сонном состоянии в тот момент, когда птица, символизирующая близкую смерть, кладёт ей в ладони цветок мака.
Браун работал над ним 11 лет (с 1852 по 1863 г. ) и включил в него столько деталей, что был вынужден сопроводить картину объяснением в две с половиной тысячи слов. Отец издает "Аналитический комментарий к "Божественной комедии". Фигуры Гавриила нет. Безутешный вдовец положил в гроб любимой свой «Дом жизни».
Одинаково четко прорисованные человеческие фигуры и предметы переднего и заднего планов зрительно сокращают расстояние между ними. Затем, с 1841 года, была Академия живописи Генри Сасса. Он отказывается от участия в выставках, увеличивается его зависимость от хлоралгидрата. Между 1848 и 49 гг.
Например, вИзабелленет перспективы: все фигуры, сидящие за столом, одного размера. Ручей и цветы Миллес писал с натуры. Россетти стал вести все более замкнутый образ жизни. В этих работах он уходит от ясности композиционных решений. А брат Уильям стал сооснователем общества прерафаэлитов и литературным критиком.