Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Илл.
Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). 158, 159. Илл. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.
Это, конечно, не так. Илл. 182, 187, 188, 189.
Тем самым ей отводится центральное место. Илл. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини).
Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Он побежден. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. 166, 167. Илл.
Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Библейского героя Давида, победившего великана Голиафа, Микеланджело изобразил обнаженным, вернув тем самым наготе тот этический смысл, каким она обладала в античной пластике. Это два составных звена единой архитектурной концепции.
Мастер объединяет в одном аспекте самые противоречивые мотивы движения, неизменно выбирая ту точку зрения, которая для данной фигуры и для данного характера является наиболее выигрышной. Именно этим рельефом юный скульптор во всю силу заявил о новаторстве своего метода. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II.
А подсказал ему этот сюжет итальянский поэт Анджело Полициано. 23, 24. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. 48-55.
Фигура погружается в сон. 99, 101, 102.
Илл. Базиликальная партия была партией клерикально настроенных традиционалистов и в конце концов, в разгар контр реформации, она победила. А называется роман «Муки и радости».
Другие — отодвинуты на второй план, рельеф их ниже и подчеркивает общую пространственность решения. ок. Илл. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу.
В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. 21, 22.
Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту.
Мрамор. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. И тогда полностью раскрываются ее красоты. Его рука сгибается к плечу. Здесь она была призвана символизировать свободу республики.
184. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, недалеко от Флоренции. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. И это приводит к трагической разобщенности образов.
Кроме Микеланджело. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. В этом разрыве с идеалами молодых и зрелых лет, с идеалами Ренессанса и проявился во всей своей трагической обнаженности тот глубочайший кризис, которым отмечены последние десятилетия жизни Микеланджело. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia).
Бой настолько ожесточенный, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. Но какой ценой. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Ни одна другая страна не подарила миру такого числа выдающихся мастеров, как ренессансная Италия. 149.
Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Его отец был градоправителем или по-другому подеста. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева.
И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию.
Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. 183. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). В Риме Микеланджело вращался главным образом в кругу флорентийских эмигрантов, убежденных политических противников герцога Козимо Медичи. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом.
Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Таков, несомненно, был его основной замысел. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж.
Илл. Молодой скульптор подал батальную сцену.
Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Илл. Слева – обрамляющий фигуру Адама холм и лишенное листвы дерево, как бы высеченное из мрамора, в глубине – бесконечный морской горизонт.
Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Увиденное потрясло воображение многих людей. И этому оно учит и нас. Он стал уже высекать статую св.
Пейзаж пустынен и гол. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Холодный, расчетливый политик и жестокий деспот, Козимо проводил чисто абсолютистскую политику, враждебную буржуазии, зато целиком отвечавшую интересам крупных землевладельцев.
Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. 92, 93, 94. В этом высоком рельефе нет ничего от графичности трехпланового построения. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. 38.
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). В своих наиболее зрелых произведениях Микеланджело уже не допускает таких просчетов, достигая органического перетекания одного аспекта в другой, не исключая и тех случаев, когда фронтальную точку зрения он считает главной и самой выигрышной.
Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. В углу слева— фигура умирающего юноши, получившего ранение головы.
Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Только в 1531 году Микеланджело возобновил свой проект капеллы. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Они называли Микеланджело divino (божественным).
Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Вазари, верный клеврет Козимо, целиком от него зависевший и всячески добивавшийся герцогского благоволения, поставил себе задачей завуалировать конфликт между Козимо и Микеланджело, для чего в жизнеописании художника он прибег к явной фальсификации. Этот проект существовал в нескольких вариантах. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше).
174. То же относится и в значительной мере к театру и литературе. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера.
Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия.
По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. И всюду Микеланджело выходил победителем.
Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок).
140, 141. И только в тех случаях, когда это необходимо.
Илл. 185, 186. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Илл. Илл.
На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства.
С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Но, пожалуй, самое замечательное в фигурах сивилл и пророков – это их пластическая выразительность. В толпе молодых воинов выделяется фигура юноши с камнем в руке, который он пытается бросить.
Вскоре, во Флоренции разгораются массовые мятежи против тирании Медичи. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). 145.
В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Молодой скульптор подал батальную сцену.
Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи.
Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам.
Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим.
17, 18, 19, 20. И в ней мастер смело порывает с традицией. Ее раздирали непрерывные войны, вторгшиеся в нее испанские и французские войска поколебали веру народа в возможность национального объединения, целые области и многие города становились жертвами насилия и грабежа.
Например, деревянная модель собора св. Илл. Илл. Он создал гениальные, произведения. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая.
В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Илл. Этап этот, как отмечал Ф. Энгельс, был величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством (См. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско.
По-видимому, это была статуя Вакха. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. В палаццо Медичи молодой Микеланджело имел постоянно перед глазами замечательные произведения античного и современного ему искусства. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. 1530. Илл. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.
Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Именно этим рельефом юный скульптор во всю силу заявил о новаторстве своего метода.
155. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. 107, 108.
Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Это было обусловлено классицистическими вкусами маркизы, более всего ценившей в графике rifinito. 80. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность.
И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага). Илл. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
Моисей восседает в торжественной позе. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом.
Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. 47. Илл. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим.
Это позволяет выбирать несколько точек для обозрения. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. В пафосе познания природы вещей была сила восторга, пьянящая радость открытия.
Данная композиция напоминает живопись, но в то же время отличается от нее. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Его искусство учило многому.
36.
Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Позже Микеланджело вообще отрицал учёбу у Гирландайо, называя свой талант богоданным. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. После заключения в 1542 году нового контракта на гробницу Юлия II работы пошли быстрым темпом и к 1545 году гробница была завершена.
Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. Академия изящных искусств, Флоренция. Микеланджело Буонаротти.
Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. 1521-1534. Илл.
В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. 161. Внизу рельефа представлена фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело.
На всем его искусстве лежит печать прозаизма, а это было как раз совершенно чуждо Микеланджело. В. Лазарев:Микеланджело был ваятель, архитектор, художник и поэт. Скульптор нагромождает горы мускулов, в выглядывающей из-за плеча голове есть что-то угрожающее.
Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. 41.
Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. В постройках Микеланджело, писали они, мы видим искаженной любую деталь согласно случаю и произволу. Имея дело с уже готовой конструкцией, мастер ограничился незначительным изменением местоположения окон и приступил затем к проектированию внутренней отделки, полностью восходящей к его замыслу.
К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Высота: 174 см. В углу слева— фигура умирающего юноши, получившего ранение головы.
86-88. Уже само название романа говорит о трудной судьбе гения на тропе искусства ваяния. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. 56-71).
Этот потрясающий контраст между цветущим девическим телом и обитающей в нем смертельно усталой душой возносит статую Авроры на высочайшие вершины искусства. И если в тематике «Битва кентавров» существует связь искусства Микеланджело с одним из его истоков -- античной пластикой и, в частности, с рельефами древнеримских саркофагов, то в трактовке темы ярко выражены новые устремления. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело.
Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности.
Илл.
Ближайший ученик мастера Тиберио Кальканьи используя сделанную Микеланджело предварительную модель, любовно собрал отколотые куски и восстановил всю скульптурную группу. И как раз эту ренессансную основу микеланджеловской архитектуры не учуяли маньеристы, вставшие на путь чисто внешнего усвоения ее отдельных деталей, которые они произвольно вырывали из идейного контекста. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов.
Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Для нас Микеланджело – мастер Ренессанса, мастер той эпохи, которая, по словам Энгельса, нуждалась в титанах и которая породила титанов. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии.
Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. 167. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными.
Это предназначенные для украшения гробницы Св. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Илл. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу.
е. уважением классической традиции). Илл. Илл.
Илл. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици.
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. В борьбу включился и Микеланджело.
В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. К сожалению, город не смог отстоять свои права и в конечном итоге пал. Это был последний бой, происходивший на свадьбе, вот таким образом в сюжете присутствуют две женские фигуры (сверху слева и в центре снизу). Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями. 86-91. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью.
Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. И этой же цели служит цвет. Подобными приемами, новыми для его времени, мастер добился в своем плане замечательной ясности и гармонии, освободив архитектурный облик площади от всего случайного и наносного. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты.
Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Предельное напряжение духовных и физических сил людей, мужество в борьбе, страстность в размышлении о судьбах человека – вот основное содержание искусства Микеланджело. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. 7, 8.
Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Илл. Илл.
Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Илл. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности.
Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. 3, 4. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Действительность не оправдала их надежд. Илл.
Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. 114, 115. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию.
При этом движение лишено всякой скованности. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции.
Капелла перекрыта зеркальным сводом, отстоящим от пола на 20, 73 м. На продольных боковых стенах расположено по шесть окон, два окна находятся и на входной стене. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Этому его научила скульптура. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь.
Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Собираясь приступить к работе над статуями для гробницы, он узнает стороною, что Юлий отказывается от оплаты заготовленного мрамора.
Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.
Илл. Илл. В этих фресках, самых поздних из исполненных Микеланджело, лица нередко уподобляются трагическим маскам, что в связи со статуарностью фигур порождает тяжелое чувство отчужденности. Микеланджело изобразил святое семейство в рост, чего обычно избегали кваттрочентистские художники.
Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.
Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Его тело наполнено смелостью и отвагой.
Он даже не дотрагивается до нее. Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. Однако и здесь царит дух отчужденности.
Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. 10, 11, 12. Илл. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. В этом образе, пожалуй в последний раз в микеланджеловской пластике, чувствуются живые отголоски чисто ренессансной веры в безграничные возможности человека.
1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Но несомненно, что по мере завершения росписи у Микеланджело все более нарастала тревога за судьбу его родины, раздираемой на части вторгшимися в Италию французскими и испанскими войсками.
Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». Однако стоит приглядеться к деталям. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Микеланджело полностью подчиняет его форме. Вот человек поистине одержимый гением.
Это были тяжелые годы. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. 79, 142.
Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Илл. 119, 111. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах).
К числу таких рисунков относятся Распятие в Лондоне, Пьета в Музее Гарднер в Бостоне, Святое семейство в собрании герцога Портландского, картон Богоявление в Лондоне. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Мастер изобразил убийцу Юлия Цезаря с резко повернутой вправо головой, придав облаченной в античную тогу полуфигуре юрдую осанку. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам.
Ее основал флорентийский правитель Лоренцо Медичи. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. Илл. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело.
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Микеланджело принимает участие в этом конфликте и выступает в качестве военного инженера. Илл. ок.
В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346). Илл.
Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. В каком тяжелом душевном состоянии пребывал Микеланджело, когда он работал над Страшным судом, с особой наглядностью свидетельствует одна деталь этой фрески. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.
110, 112. На ней изображен Давид перед схваткой с Голиафом. Но, как сообщает нам Челлини, когда Микеланджело ощущал недостаточность маленьких моделей, то он приступал с величайшим смирением к выполнению моделей в размер мрамора. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него.
Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Ева послушно следует слову творца. За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения.
Но между Браманте и Микеланджело к работе над проектом собора были привлечены сначала Рафаэль и его ученик Бальдассаре Перуцци, а затем Антонио да Сангалло, который отдал предпочтение базиликальному варианту и начал его энергично претворять в жизнь. Подесту – отца звали ди Людовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными.
И если в тематике «Битва кентавров» существует связь искусства Микеланджело с одним из его истоков — античной пластикой и, в частности, с рельефами древнеримских саркофагов, то в трактовке темы ярко выражены новые устремления.
Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. 170. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.
Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Продолжал жить в мире, который радикально изменил свое лицо и который с каждым годом становился ему все более далеким и чуждым. 13, 14, 15. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков.
Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года.
В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Илл.
Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. 39.
Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Илл. Илл.
Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей.
Фигура коренастая, сильная, мужественна. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Петра. 16.
Он победил. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». Его мировоззрение приобретает трагический характер. Его слуги, его ученики и помощники души в нем не чаяли, хотя порою он был с ними резок и даже несправедлив.
Художник охотно принял это предложение. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини.
изобразил Микеланджело мессера Томмазо на большом рисунке в натуральную величину ни прежде, ни после того портретов он не делал ибо ужасала его мысль срисовывать живого человека, если он не обладает необычайной красотой. Илл. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. В ученики к Гирландайо он поступил на несколько лет позже, чем это было принято.
Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Она состояла из восемнадцати обнаженных, статуарно трактованных фигур, представленных в самых разнообразных мотивах движения, многие из которых были почерпнуты из античной пластики.
С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. 131, 132. Петра (Музео Петриано). Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело.
Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Илл. Илл.
Чтобы подчеркнуть гигантское усилие скованного раба, Микеладжело выбрал тот момент, который как раз предшествует освобождению. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. 159. Мадонна с младенцем (Мадонна Медичи). В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой).
Трудность своего характера осознавал и сам художник. Внизу рельефа представлена фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут.
После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Этот прелестный жанровый мотив, несколько необычный для Микеланджело, так понравился Рафаэлю, что он скопировал его в рисунке и дважды использовал в своих работах.
Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Илл.
Илл. Переходя к рубке камня, Микеланджело отправлялся от передней плоскости блока, что очень хорошо видно на примере статуи апостола Матфея. Но созданные ими образы, если их сравнивать с микеланджеловскими, лишены подлинной монументальности и внутренней динамики. В этом высоком рельефе нет ничего от графичности трехпланового построения. Илл. Недаром его любимым материалом была бронза. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться.
Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости.
И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Илл. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Илл.
Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. 163. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. 32.
Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. 109-112, 116-119. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти.
Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. Впоследствии эта скульптура станет символом Флорентийской республики, а современники признают эту работу верхом человеческого гения.
Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов.
«В это самое время по совету Полициано, человека учености необыкновенной, Микеланджело на куске мрамора, полученном от своего синьора, вырезал битву Геркулеса с кентаврами, столь прекрасную, что иной раз, разглядывая ее сейчас, можно принять ее за работу не юноши, а мастера высокоценимого и испытанного в теории и практике этого искусства. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Илл. 37.
Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино.
46. Илл. Илл. Илл.
Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. Это человек действия (vir activus). Далее автор предупреждает об опасности подражания подобным лютеранским прихотям, которые погребают веру и благочестие. Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Тольнаи полагает, что эта модель пропала, а Кёрте отождествляет ее с моделью, хранящейся в музее при соборе св. Илл.
Народ требовал соблюдения своих прав и получения свободы от диктата. Илл. Но роспись обладает и другим аспектом. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых.
На барельефе изображена женщина, сидящая у лестницы и играющие вокруг нее дети. Она оставляет мало места для вошедшего в вестибюль и она толкает его на то, чтобы он как можно быстрее поднялся по ее ступеням. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Статуя осталась незаконченной.
В этой пластической выразительности слова – секрет особого очарования микеланджеловской лирики. 174. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами.
Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.
Илл. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы. Вот таким образом статуя Моисея не рассчитана на низкую постановку, которую она получила в окончательном варианте гробницы. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки.
Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). А воля художника была поистине безмерна. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл.
Илл. 106, 113.
При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Все время приходилось ему преодолевать препятствия. Когда он делал для каменотесов зарисовки обрамлений окон и дверей, либо профилей карнизов, то они были больше рассчитаны на то, чтобы дать общее представление о детали, нежели точно рассчитанную инструкцию для ее выполнения.
И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. 81-84.
Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Мрамор. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики.
Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного.
150. Их он терпеть не мог и не щадил. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной.
30), довольно точно передающая ее общий вид. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Беспрецедентное влияние на последующее развитие западного искусства оказали работы великого мастера. Илл. Атлант. Илл. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения.
Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб». Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению.
На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Мадонна у Микеланджело не изображена хрупкой или слабой, ее душа не наполнена болью. 109, 111.
Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus).
В стране вспыхивает революция. В этом плане микеланджеловская статуя как нельзя лучше отвечала тому центральному в ансамбле города месту, которое ей отвела авторитетная комиссия. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан).
Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. Зато вид группы справа мало удачен. В толпе молодых воинов бросается в глаза фигура юнца с камнем в руке, который он пытается бросить.
Для мастера это было единственным средством выразительности. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров.
Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Илл. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению.
Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. При этом основываются главным образом на чисто формалистическом анализе архитектурных работ Микеланджело. 136. 1519 г. – вдоль боковых стен и парная гробница внуков Козимо-Лоренцо и Джулиано – около входной стены). Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи.
Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Поначалу борьба со строптивым отцом. И это понимает только один человек – апостол Петр. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней.
Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. И здесь его постигает страшный удар.
Фигура Мадонны создает монументальность произведения, несмотря на его небольшие размеры. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора.
Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Илл. Жизнь Микеланджело была трудной. Бой настолько ожесточенный, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых.
Хитон и плащ Марии, ложащиеся красивыми складками, оттеняют наготу беспомощного, хрупкого, тонкого тела Христа. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Илл. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики.
135, 139. Он избегает детализированной характеристики места. 75-78.
Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. 126.
Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. 122-125. Оно обогатило его представления о человеческой фигуре и воочию показало ему, какие гигантские возможности таит она в себе для скульптора. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино.
Бой настолько ожесточенный, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. Даже Рафаэль, находясь под впечатлением от этой росписи, частично изменил собственный стиль письма. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж.
Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело.
Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. В углу слева – фигура умирающего юноши, получившего ранение головы. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
Рельеф «Битва кентавров» стал свидетельством горячего, тревожного сознания семнадцатилетнего юноши, который по молодости еще не имел военного опыта, но сумел показать и ожесточенность боя и ужасные стороны каждой военной схватки, связанной с уничтожением людей. Вазари прямо пишет:.
Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. Илл. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции.
Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. 130. Старые источники свидетельствуют, что на восточном фасаде собора и на палаццо Фарнезе были установлены временные деревянные карнизы в размер будущих каменных, дабы позволить Микеланджело внести необходимые исправления. 175, 176. Здесь все построено на контрастах.
Он являет собой образ человека-борца. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Тут столкнулись два сильных характера.
И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Петра.
Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. Ребёнок был вторым сыном из шести у подесты (городского правителя и судьи) Кьюзи и Капрезе. 155, 156. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны.
Последняя была предназначена для хора старого собора св. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. У ног Христа, справа, восседает на облаке св.
Илл. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом.
Илл. все члены изменяются по ширине и длине во время движения.
Это позволяет выбирать несколько точек для обозрения. 173. Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма.
Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Этот жест символизирует молчание. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров.
В ней много усеченных слов и вводных речений, расстановка предложений отличается большой сложностью, широко применяются переносы строк. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Недаром они украшали пилястры.
Уже в письме от 1547 года Луке Мартини Микеланджело писал: Я стар и смерть отняла у меня все помыслы молодости. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Слева мы видим райский сад.
Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Высота: 226 см. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо. Точное название скульптурной группы – «Битва кентавров с лапифами».
В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Петра, с чем папа был полностью согласен. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Илл. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года.
Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Диаметр: 69 см. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе).
Илл. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.
Сравнивая статуи Капеллы Медичи с более ранними произведениями мастера, бросается в глаза изменение пропорций фигуры: они сделались более вытянутыми, конечности стали более тонкими, головы несколько уменьшились в размере. Непонятно, например, где, как и когда он прекрасно овладел художественной техникой. Тогда приняли решение заново отстроить Капитолийский холм, сделав его центром городской планировки. Пьета. 146-148. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки.
Через месяц после рождения сынасрок службы Лодовико ди Лионардо на посту мэра подошел к концу. Стихи, относящиеся к более раннему времени, немногочисленны и далеко не всегда оригинальны. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья.
Это помогало ему сохранять чувство целого. Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать). Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства.
Оторвавшись от цеха, в чьих строгих рамках протекала вся художественная жизнь XV века, Микеланджело, как и Леонардо, принужден был искать себе сильных покровителей и богатых заказчиков иначе его творческой деятельности угрожал паралич. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах.
Илл. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции.
97, 98. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Илл. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Но созванная 25 января 1504 года комиссия, состоявшая примерно из тридцати человек, решила поставить статую перед стеной палаццо Веккио, где находилась Юдифь Донателло.
Это даёт основание предположить, что он уже обладал определёнными навыками. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви.
Илл. К главному входу второго этажа, с мощным портиком, ведут две наклонных лестницы, здание увенчано по средней оси башней.
Илл. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Петра со стороны апсид. Ныне она хранится на память о нем в доме его племянника Лионардо, как вещь редкостная, каковой она и является» Вазари.
Но каждый из них и все вместе они совершили переворот в искусстве, продвинув его за пределы всех известных стандартов. 160. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции.
На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Илл. Он принадлежал к древней благородной флорентийской фамилии, правда, сильно обедневшей.
Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533).
Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. 171. Илл. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город.
Они утратили волю. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II.
Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Сюжет близок к бытовому жанру. Мрамор. Илл. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал.
Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Петра. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора.
Замечательный роман написал о Микеланджело Ирвинг Стоун. Таким представил его и Микеланджело.
Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко.
179-181. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. И, хотя о жизни Микеланджело известно довольно много, в ней есть и «белые пятна». Что смерть, что время здесьне побеждает. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов.
Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий.
Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Рельеф «Битва кентавров» стал свидетельством горячего, тревожного сознания семнадцатилетнего юноши, который по молодости еще не имел военного опыта, но сумел показать и ожесточенность боя и ужасные стороны каждой военной схватки, связанной с уничтожением людей.
В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. И в небесной зоне и в земной слишком много внутренне неоправданного движения, что придает всей сцене несколько внешний характер. 162.
Три года напряженнейшей работы пропали даром. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Она напоминает мощную лавину. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить.
Этот рельеф производит впечатление поистине взрывчатой силы, он поражает мощной динамикой, бурным движением, пронизывающим всю композицию, богатством пластики. К своим вершинам искусство Возрождения поднималось на поэтических крыльях.
И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна.
Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Рельеф «Битва кентавров» стал свидетельством горячего, тревожного сознания семнадцатилетнего юноши, который по молодости еще не имел военного опыта, но сумел показать и ожесточенность боя и ужасные стороны каждой военной схватки, связанной с уничтожением людей.
С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Илл. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое.
Илл. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Илл.
Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Он должен думать о смерти.
2. 134. В действительности оно так и получилось. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. 177, 178. Особенно выразительна правая фигура.
Данный образ широко использовался как художниками, так и скульпторами XV века. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа.
По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного.
Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. Странно и то, что Микеланджело не платил за обучение, но сам получал заработную плату. Высота: 277 см. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье.
В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля.
Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Но школярская учеба не привлекала мальчика. Но все усилия напрасны. Через год Микеланджело поступает в художественную школу «Сады», находящуюся при монастыре в Сан Марко.
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу.
Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела.
Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. В это время Микеланджело создает свое бессмертное произведение — капеллу Медичи.
25, 26. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Этот рельеф производит впечатление поистине взрывчатой силы, он поражает мощной динамикой, бурным движением, пронизывающим всю композицию, богатством пластики. 33, 34.
В барельефе «Мадонна у лестницы» узнается влияние Донателло, прослеживаются элементы зрелого Микеланджело. 164. Всячески подчеркивая физическую мощь фигуры Дня, Микеланджело усиливает тем самым контраст между ней и фигурой Ночи, выступающей носительницей совсем иных настроений. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии.
Выполнена она по его личному архитектурному проекту. Илл. 20 мая 1511 года французы отняли у папы Болонью, 19 февраля 1512 года они устраивают кровавый погром в Бреше летом этого же года испанцы, как бы соревнуясь с французами, подвергают жестокому разграблению Прато, после чего республике во Флоренции приходит конец и город открывает ворота перед Медичи.
Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее.
Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни.
Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию.
Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. 169. Однако все эти моменты были ими восприняты довольно внешне, преимущественно в декоративном плане. И результаты были самыми плачевными. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге.
Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Его гений искал более широкого поля деятельности. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Вскоре Микеланджело был принят в группу юных талантов, живших при дворе Лоренцо. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора.
Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. 89-91. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Третий этаж Микеланджело сделал более высоким, утяжелил и усложнил обрамления окон, ввел цокольную зону и двухступенчатую композицию пилястров, чем облегчил себе возможность широко использовать раскреповки. Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми.
1498-1499. Он действует только словом. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. 151. На самом же деле между ними лежала бездна.
Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Внезапно раздался крик: мы пропали. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Чтобы вызвать у зрителя впечатление богатства и пышности райского сада, художник изображает лишь несколько покрытых листьями веток и намечает волнистой линией землю. Но как раз этого не произошло.
Прожил до 18 февраля 1564 года. Поручая Микеланджело исполнение своей гробницы, Юлий II мечтал о том, чтобы она превзошла своими размерами и богатством все гробницы мира. 116-119.
Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых.
Петра. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей. И здесь бог изображен в активном действии.
Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Здесь невольно вспоминается фактура картин позднего Тициана, в которых индивидуальный почерк мастера выступает не менее ощутимо. Пестрые украшения кваттрочентистов были бы здесь неуместными, в то время как повторяющаяся беловато-серая краска, в сочетании с лаконичными архитектурными формами, помогла живописцу организовать огромную плоскость потолка и расчленить ее на такие отрезки и ячейки, которые диктовала тематика росписи. Все это придает его архитектуре величественный характер. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий.
С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Писать стихи Микеланджело начал не позднее 1502 года, к которому относится фрагмент самого раннего из дошедших до нас стихотворений художника.
Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. В Риме на него произвели сильное впечатление античные памятники, с которыми он впервые соприкоснулся так близко. 5, 6.
Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Илл.
Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Середина же всегда свободна по желанию, подобно тому, как нос, находящийся в середине лица, ничем не обязан ни тому, ни другому глазу, но одна рука, конечно, обязана быть такой же, как другая и один глаз таким же, как другой имея в виду обе стороны и соответствия между ними. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал.