Диего Веласкес краткая биография на украинском языке великого испанского художника изложена в этой статье. В статье «Диего Веласкес: биография и творчество, видео» краткая биография художника и описание нескольких его картин. Смотря на рекорды продаж аукционов, найдите произведения Веласкеса на предстоящих аукционах, проверьте уровень цен и индексы его работ, ознакомьтесь с его биографией и стилем, получите доступ к базе данных художественных ценностей.
«Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Именно Рубенс убедил Веласкеса поехать в Италию. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Появляются картины Завтрак, Старая кухарка, Служанка-мулатка, Музыканты, Завтрак двух юношей, Водонос.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков». «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец.
В 1623 Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. «бодегон»). Обе картины перекликаются между собой и могут восприниматься и как обычное изображение жизненного эпизода и как аллегорическое напоминание о вечных ценностях. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627).
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены.
Естественно, Веласкесу пришлось писать и заказные парадные портреты. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. Но само обращение к демократическому типажу было многозначительным.
Отец художника происходил из португальского семейства, перебравшегося в Андалузию. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). В 1626 году Веласкес начинает писать картину «Вакх» или «Пьяницы». Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник.
Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velбsquez) (1599-1660) испанский художник. Это и «Кузница Вулкана» (1630) и «Взятие Бреды», многочисленные портреты Филиппа III, Филиппа IV их чад и домочадцев. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
А слева у деревянного станка в небрежно наброшенном на голову платке сидит уставшая ткачиха и разговаривает со своей помощницей. Рубенсом, посетившим Мадрид. Он не сразу преодолел каноны этого жанра.
Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegon — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
На переднем плане группа ткачих за работой. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет — «Вакх» или «Пьяницы» (16281629). Севильский период в творчестве художника Веласкеса определяется с 1617 по 1623 год. 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок.
При дворе онделает успешную карьеру и пишет портреты членов королевской семьи. В 1617 получил звание мастера. Полная юной прелести босоногая пряха составляет как бы поэтическую параллель образу античной Арахны. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.
Впоследствии оно только увеличивалось. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе.
и о наличии вакансии на это место. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Тем более, что такая трактовка перешла и в религиозные полотна Веласкеса, такие, как «Поклонение волхвов» (1619) и «Христос в доме Марфы» (ок.
Франсиско Пачеко хотел использовать эту возможность для представления своего талантливого зятя ко двору, установив соответствующие контакты, вот таким образом Веласкес был в первый раз отправлен в Мадрид под предлогом знакомства с коллекцией живописи Эскориала. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Каганэ.
Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Особенно раскрывается этот дар Веласкеса в небольшом погрудном портрете Олювареса (ок. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент.
Наивысшего мастерства достиг Веласкес в портрете папы Иннокентия X (1650. В том же году Веласкес женится на Хуане, дочери своего учителя Пачеко. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Впоследствии оно только увеличивалось.
Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Художник передает ее мягкие, детские черты лица. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Каждый образ на редкость красноречив. Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. В 1628 году, Питер Пауль Рубенс приехал ко двору в Мадриде по дипломатическим делам. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Звание мастера он получил в 1617 году.
Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Рубенс пробудил в нем желание посетить Италию. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Карьера Веласкеса закончилась на его самой выдающейся работе – Менины. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
До 1623 Веласкес работал в Севилье. На заднем плане с оружием и знаменами проходит гарнизон павшей крепости. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины.
«Слишком правдиво. » — воскликнул, по свидетельству современника, папа, увидев этот портрет. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Зато издали она совершенна, что позволило И. Н. Крамскому сказать о Веласкесе: «Этот человек работал не кистями, а нервами».
1620), «Старая кухарка» (ок. Для расширения своих творческих возможностей в 1629-1631 г. г. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Картину невозможно смотреть вблизи. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Но здоровье Веласкеса было подорвано. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу.
Картины пропитаны большим психологическим смыслом. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Хотя в работах этого периода цвета палитры великого портретиста еще темны, контрасты резки, подчеркнут реализм в изображении людей и предметов, однако достоинство их бесспорно благодаря отлично выстроенной композиции и игре света. «Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). По возвращении в Испанию в 1631 году Веласкес был назначен гофмейстером королевского двора, в 1634 году художник получил почётное звание гардеробмейстера. Полотно пронизано светом и воздухом, оно написано жидкими красками.
До 1623 работал в Севилье. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх».
Существует предположение, что живописцу позировала для этой работы известная итальянская художница Фламиния Тривио. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых тонов – эмоциональный ключ к пониманию жёстко-правдивого образа папы Иннокентия X (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию (конец 1648 – середина 1651). Знаменита картина «Пряхи» (1657) — апофеоз реалистической живописи Веласкеса. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
В 1649 году, будучи в Италии, Веласкес создает один из своих шедевров «Портрет папы Иннокентия X». «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Знакомство с королевским собранием картин (преимущественно итальянских художников, в том числе Тициана), встречи с П. П. Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию мастерства Веласкеса. Рим. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет.
Слева в беспорядке толпятся голландцы. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала.
К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Семья его была не богата, по происхождению были португальские евреи, которые потом приняли христианство. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. С неё было сразу же сделано несколько копий. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Художник Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Менин часто называют картиной создания картины. «Менин» часто называют «картиной создания картины». Эррера Старший, а потом — Ф. Пачеко.
Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657). «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Луки и общества виртуозов Пантеона.
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. Затем он отправился в Толедо, чтобы увидеть работы Эль Греко и других художников этого города, в том числе Педро-де-Oрренте (1580-1645) и Хуана Санчеса Котана (1561-1627).
Мадридский период художника Веласкеса (1623-1649), помимо традиционных портретов, замечателен созданием «античных» картин (Вакх или пьяницы, Кузница Вулкана, Триумф Вакха). К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. 1625 год. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку.
Она была очень успешна. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Далее. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую.
Менее чем за три года у них родились две дочери из которых выжила только одна, Франциска. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. В картинах Вакх (Пьяницы до 1630), Кузница Вулкана (1630, обе – в Прадо) мифические образы Веласкеса объединил с грубоватыми, земными образами людей (Вакх и фавн, пирующие в обществе бродяг), наделил их естественным поведением и реальными характерами (Кузница Вулкана).
В «Пряхах» художник вновь обратился к теме труда. и о наличии вакансии на это место. По сути на холсте в образе богини любви изображена обыкновенная женщина, смотрящаяся в зеркало, что придаёт картине оттенок доброй иронии автора: Веласкес как бы подсмеивается над ожиданиями зрителей увидеть в очередной раз античную Венеру и в то же время даёт понять, что любая женщина является богиней такого высокого чувства.
В 1627 в соревновании с другими художниками написал картину «Изгнание мавров», за победу ему было присвоено звание гофмейстера. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) уроженцев Севильи Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. В 1622 году Веласкес впервые посетил Мадрид, чтобы увидеть его художественные сокровища и завести полезные знакомства. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.
Мадрид. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.
1620). Веласкес Диего, великий испанский художник. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). Мастер обрел большую, чем его соотечественники, свободу в создании произведений светского содержания, но оставался ограниченным заказами своего господина Филиппа IV. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века).
За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Ранние работы Велаокеса представляли собой жанровые сцены из народного быта. При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Художник проницательнее всматривался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями, постигал проявления реальной жизни человека и природы искал пути к их живописному осмыслению и широкому обобщению. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Ему в одном из крыльев дворца отведены парадные апартаменты, а в пригороде, в одном из замков, у него есть просторная мастерская.
Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Каганэ. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. До 1623 Веласкес работал в Севилье. В последние годы жизни Веласкес написал самые знаменитые свои картины: Лас Менинас (Фрейлины 1656) и Пряхи (1657 – обе в Прадо.
Работа была признана лучшим историческим произведением западноевропейской живописи. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
bodegon – трактир, харчевня). Первым учителем его был Фр. Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля.
25 мая 1651 года художник покинул Италию. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Веласкес работал над украшением нового дворца Буэн Ретино. Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст.
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. – все 1631-48, Прадо). В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). 1657). К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Его творчество существенно отличалось от других своим проникновением в характер модели, насыщенным и тонким колоритом, обострённым чувством гармонии. В доме учителя Диего познакомился со своей женой.
Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Знакомство с искусством Италии сделало стиль художника более свободным и блестящим. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. «В свете подобного толкования, – пишет В. И. Полотно оригинально во всех своих качествах.
В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены.
Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. В июле 1629 года художник, получив от короля разрешение, в сопровождении генерала Спинолы, только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покинул Мадрид.
В. И. Маленькая инфанта с распущенными золотыми волосами в пышном, странном для ребенка, платье с кринолином находится в центре композиции. Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV имевший большой успех и вскоре получает звание придворного живописца. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Изображает сцену передачи ключей от города. Знаменитая картина Веласкеса «Сдача Бреды» или «Копья» была закончена им в 1636 году. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (Хуан Матеос, около 1632, Картинная галерея, Дрезден Герцог Оливарес, около 1638, ГЭ Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). В Италии (1629—30) Веласкес изучал творчество Рафаэля и Микеланджело, а также антики.
В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. В 1617 году Веласкес был принят в гильдию живописцев Святого Луки в Севилье. Карьера молодого живописца складывалась успешно.
На сей раз это труд прях на королевской мануфактуре по выделке шпалер. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Тот без раздумий принял это предложение. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.
На следующий год ему был заказан портрет Филиппа IV верхом на коне. Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков.
Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес.
Сложный характер портретируемого раскрыт художником прямо и глубоко. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. В последний период творчества Веласкес создал две многофигурные композиции: «Менины» (1656. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.
Впоследствии оно только увеличивалось. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). В Ватикане Веласкеса благосклонно принял новый папа римский Иннокентий X, заказавший художнику свой портрет.
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Ни до, ни после он не создавал ничего подобного. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Отсюда появилось большое количество завистников. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Прадо) и «Пряхи» (ок. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Это произошло 6 августа 1660 года.
1638 г. ). В 1628 состоялось его знакомство с П. -П.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. «Слишком правдиво» — воскликнул папа, увидав свой портрет, но это не помешало ему наградить Веласкеса золотой цепью. В центре полотна фигуры двух полководцев согбенный под тяжестью поражения Ниссау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю. Изображена внутренность мастерской шпалер. Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. С 1622 года он возглавил правительство. В 1623 году в биографии художника Диего Веласкеса происходят изменения. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Она изображала сцену придворного быта.
Картина представляет собой групповое изображение королевской семьи и двора. С 1622 года он возглавил правительство. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей».
Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
Победителю предоставлялось право нарисовать картину в Большом главном зале Королевского дворца в Мадриде на тему изгнания мавров из Испании. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. В поблекшем лице короля, в его потухшем взгляде Веласкес блестяще передает усталость, разочарование, горечь, которые не могут скрыть горделивая осанка и привычно надменное выражение.
И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо). Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. 6 октября он был назначен придворным живописцем вместо умершего Вильяндрандо с жалованием в двадцать дукатов в месяц, не включавшим в себя будущие гонорары за картины.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623 году Веласкес вернулся в Севилью.
Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. К тому же периоду относятся исполненное красоты и свежести полотно Венера перед зеркалом (1648-49, Национальная галерея, Лондон) и, возможно, два пейзажа Вилла Медичи (1650-51, Прадо по другому мнению – около 1630), в которых художник с необычной для своего времени кажущейся этюдностью письма создал целостные образы природы. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника— но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства».
А сдав успешно экзамен – получил звание мастера. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. 1620, Лондон, собрание Веллингтона). Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Практически все картины, созданные после Италии, можно отнести к числу шедевров.
Внимание к мельчайшим деталям и фрагментам отличает все творчествоживописца и это относится также к исторической картине «Сдача Бреды», стоящей в первом ряду мировых произведений этого жанра. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Живопись и творчество Диего Веласкеса Примечание. Полотно «Менины» (Придворные дамы) считается лучшим из всего, что создано Веласкесом. Картины, выполненные Веласкесом в Севилье до 1622, были нарисованы в стиле бодегонес (очень популярный жанр изображения сцен из повседневной жизни, кухни или сцены в таверне, в которых еда и питье играет основную часть), его первые портреты и религиозные композиции: Старуха, поджаривающая яйца, Трое мужчин за столом, Продавец воды из Севильи, Мать Жеронима де ла Фуэнте, Поклонение волхвов. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».
Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало заметное влияние на живописца: его стиль стал более свободным и блестящим, колорит — менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Дворец Дория). Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко.
По разрешению короля и, возможно, совету Рубенса, вместе с известным полководцем Амбросио Спинолой Веласкес посещает соседний полуостров, где он копирует картины и фрески именитых мастеров, знакомится с античной скульптурой и творчеством своих современников. Его Вакх — простоватый, чуть располневший юноша, а в его спутниках, грубоватых, полных жизни, удали, душевного размаха, угадывается что-то крупное и значительное. Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины», «Пряхи» (1657) — обе в Прадо. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
Дочь Пачеко стала женой Веласкеса. 1617), «Продавец воды» (ок. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника — «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид).
Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса. 1625 год. Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов.
Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Портрет исключительно хорош в живописном отношении. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). «Лас Менинас» — так называлась одна из (последних картин Веласкеса, созданная им уже в 1656 году.
Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей.
Король и королева не показаны совсем их отражения только видны в зеркале. Председатель жюри Хуан Баутиста Майно выбрал среди представленных эскиз Веласкеса и заявил о его победе. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654).
Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана. Придворные дамы прелестны, но, в сущности, безлики.
Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. В Лас Менинас, отличающихся смело развёрнутой композицией, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отражённой в зеркале в глубине зала) предстаёт как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Портрет на долгие годы становится его основным жанром.
Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. Там его избрали членом римской Академии св. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу.
Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Живые движения работниц, сочные краски, лучи света, врывающиеся в окна мастерской, — все проникнуто «трезвым отношением к действительности», которые определяли стиль Веласкеса. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
В 1834-1835 гг. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Родился в Севилье, одном из крупнейших художественных центров Испании конца XVI – начала XVII века.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. В центре полотна показаны испанский и голландский полководцы в момент передачи ключей от крепости. С неё было сразу же сделано немало копий. На первом плане зритель видит огромную собаку и одутловатое лицо карлицы.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Веласкес отказался от этих условностей, закладывая основы реалистической исторической картины. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». У её босых ног лежит кошка.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. В картине «Менинах», наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Глубокий реализм делает этот портрет королевской семьи историческим документом. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.
В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно Сдача Бреды, где его мастерство предстает во всем блеске. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
На переднем плане – несколько работниц. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Рисует он опять же портреты. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. Парадные конные портреты королевских особ бесстрастны, холодны и великолепны сдержанно-подчёркнутой красотой одежд, коней, величием пейзажа (первая половина 1630-х гг., Прадо). Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. В Менинах Веласкес показывает придворных в будничной обстановке, возвеличивая повседневность, представив ее приподнято-монументально.
В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ).
Изображенная на фоне горного пейзажа компания испанских бродяг пирует вместе с античным богом Вакхом и сопровождающим его фавном. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Картины «Завтрак» (ок. В мастерской Пачеко Веласкес занимался писанием голов с натуры. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников — художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».
В картине Сдача Бреды (1634, Прадо), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, проявились гуманистические тенденции творчества Веласкеса (человечность, этика отношений победителей и побеждённых), присущая ему как историческому живописцу объективность. Вот они- то и являются главными персонажами полотна.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Только в одной заказной картине, написанной, вероятно, в то же время, в прелестной «Венере с зеркалом», мастер запечатлел еще раз обаятельный тип испанской национальной красоты, так убедительно переданный в «Пряхах». Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью.
Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения.