Картины и биография Диего Веласкеса. В статье «Диего Веласкес: биография и творчество, видео» краткая биография художника и описание нескольких его картин.
Несмотря на то, что в рафинированной художественной среде сам жанр считался «низким», Веласкес подходил к работе над бодегонес со всей серьезностью. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Справа представлен его рисованный портрет кардинала Борджиа. Эту работу он подарил одному из вельмож, помогавшему столичному неофиту на первых порах. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. В картинах Вакх (Пьяницы до 1630), Кузница Вулкана (1630, обе – в Прадо) мифические образы Веласкеса объединил с грубоватыми, земными образами людей (Вакх и фавн, пирующие в обществе бродяг), наделил их естественным поведением и реальными характерами (Кузница Вулкана).
Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. По второй, наоборот инфанта со своей свитой пришла в гости во время позирования короля и королевы художнику. Характерно, что четкую границу между этими двумя жанрами он не обозначал и они порой «взаимопроникали».
Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко. 1620, Национальная галерея, Лондон). Севильское землячество при королевском дворе в Мадриде обладало большим весом, чему немало способствовала деятельность Гаспара де Гусмана Оливареса имевшего обширные поместья в Севилье и бывшего с 1615 года камер-юнкером инфанта, будущего короля Филиппа IV. С 1622 года он возглавил правительство.
«Портрет Франсиско Лескано» представляет нам несчастного человека, страдающего – по всем признакам – болезнью Дауна «Дон Хуан Калабасас» – горбуна, улыбающегося бессмысленной улыбкой («калабасас» в переводе с испанского означает «тыква»). В. И. В ИталииВторой поездке Веласкеса в Италию (1649-51) сопутствовал традиционный успех. Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом. Пейзаж встречается у Веласкеса и в качестве фона – это касается нескольких королевских портретов и охотничьих сцен – подобных «Королевской охоте на кабана». Художник неустанно писал прославившие его портреты, создал ряд полотен религиозного и мифологического содержания.
Костюм, в котором здесь изображен король, давно стал знаменитым. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников — художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
Это объяснимо. Сохранилось около десятка подобных работ. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Модернизация его техники диктовалась высокими – вообще говоря, духовными – задачами. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Но сильнее всего его манила живопись. Каганэ.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую.
– Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Картины, выполненные Веласкесом в Севилье до 1622, были нарисованы в стиле бодегонес (очень популярный жанр изображения сцен из повседневной жизни, кухни или сцены в таверне, в которых еда и питье играет основную часть), его первые портреты и религиозные композиции: Старуха, поджаривающая яйца, Трое мужчин за столом, Продавец воды из Севильи, Мать Жеронима де ла Фуэнте, Поклонение волхвов.
В своих «Жизнеописаниях испанских живописцев» Антонио Паломино характеризовал Пареху как «полукровку неизвестного происхождения, который был рабом Веласкеса и сам пытался писать». Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
Если бы располагать информацией, как объяснил бы нам тот самый сюжет сам Веласкес. Помимо живописных полотен, музей располагает обширной коллекцией скульптур, рисунков (в том числе и довольно редких рисунков Веласкеса) и произведений прикладного искусства (мебели, керамики, монет и пр. ). Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Для расширения своих творческих возможностей в 1629-1631 г. г. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом посредством плечо теснятся испанцы. «В свете подобного толкования, – пишет В. И.
В 1834-1835 гг. Есть в ней что-то от радости долгожданной встречи. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо, ), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Работа была признана лучшим историческим произведением западноевропейской живописи. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Именно эти короли приобретали полотна, составившие неразложимое музейное «ядро».
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. 1625 год. В Вечном Городе художник пробыл до конца следующего года.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. В 1617 году Веласкес был принят в гильдию живописцев Святого Луки в Севилье. Если говорить о немногих исторических картинах Веласкеса, то его «Сдача Бреды» – по своей реалистической точности – сравнима с цветной фотографией, но ценность этой работы заключается не в ее «фотографичности», а в гениальном композиционном решении. Они высказывали сомнения по поводу его таланта.
В марте 1617 года 17-летний Веласкес, сдав экзамен, вступил в корпорацию севильских художников и начал самостоятельный путь. В 1649 году, спустя пять лет после смерти Пачеко, увидел свет его трактат «Искусство живописи», в целом законченный еще в 1622 году и суммирующий опыт педагогической и творческой деятельности автора. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Они высказывали сомнения по поводу его таланта.
Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
В то время она украшала библиотеку дворца-монастыря Эскориал, расположенного неподалеку от Мадрида, но вполне вероятно, что до этого портрет изрядно «попутешествовал». Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса. Менин часто называют картиной создания картины. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. 1633, Эрмитаж), хмурый вельможа Хуан Матеос (ок. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника.
Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства. Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины», «Пряхи» (1657) — обе в Прадо. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. и о наличии вакансии на это место.
Им стал Франсиско Гойя. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Покидая Севилью, художник взял с собой свой лучший, по общему признанию, бодегонес «Водонос», 1620. Филипп IV без своего фаворита чувствовал себя неуютно. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
Уже в двенадцатилетнем возрасте подросток окончательно решил стать художником. При дворе онделает успешную карьеру и пишет портреты членов королевской семьи. Этот, одобренный в 1787 году королем, проект предусматривал, что в новостройке будут соседствовать академия наук (для нее отводился первый этаж) и естественно-исторический музей (на втором этаже). До 1623 Веласкес работал в Севилье. Свет, также как и взгляды родителей, направлен на девочку. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую.
1648, галерея Уоллес, Лондон). В портретах королевских карликов и шутов Веласкес снепредвзятой зоркостью взгляда раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма («Барбаросса», 1636-38 «Эль Бобо дель Кориа», ок. Отметим, что это свидетельство никак нельзя назвать полным – славен был этот парк, помимо прочего и как традиционная «площадка» проведения дуэльных поединков и как укромная «точка» для случайных любовных связей. Картины пропитаны большим психологическим смыслом. «Менин» часто называют «картиной создания картины».
Свои религиозные полотна, например, художник писал с обычных мужчин и женщин, преображая модели так, что они превращались в надмирных носителей тайны. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
Таким образом творец выразил почтение испанской монархии, легко подминающей под себя не только отдельных людей, но и любые территории. В конце августа 1629 года Веласкес прибыл в Геную. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Во-вторых, жанр портрета в тогдашней испанской живописи находился на положении пасынка гораздо большей популярностью пользовались религиозные сюжеты, да и стилистика в ходу была более эмоциональная (не без налета легкой сентиментальности), нежели у Веласкеса.
В том же году Веласкес женится на Хуане, дочери своего учителя Пачеко. В ход пошел исторический, филологический и академический аппарат. Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.
Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Однако и это не помогло. В картине «Менинах», наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Более того, сам ход творчества стал сюжетом картины. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Однако уже тогда Веласкес не ограничивался простым изображением жанровых сцен на близкие севильским гражданам темы. Это картина, вошедшая в ансамбль Зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, — одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Менин зачастую называют картиной создания картины.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Менины Ателье Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Эти качества позволили Веласкесу сделать и административную карьеру. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины.
В Лас Менинас, отличающихся смело развёрнутой композицией, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отражённой в зеркале в глубине зала) предстаёт как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Эта поездка оказала значительное воздействие на стиль живоисца, в котором появились свобода мазка, блеск и более яркий колорит. В своей художественной работе Пачеко пытался сочетать две линии – романтического «равнения» на ренессансные образцы и своеобразного реализма, сильно отдающего так называемым «караваджизмом». Председатель жюри Хуан Баутиста Майно выбрал среди представленных эскиз Веласкеса и заявил о его победе.
Изображает сцену передачи ключей от города. В центре полотна фигуры двух полководцев согбенный под тяжестью поражения Ниссау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю.
И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его обличье. В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Точная дата его рождения неизвестна, но документально зафиксирован день крестин – 6 июня (в те времена младенцев было принято крестить сразу после рождения, то есть «около» этого дня будущий художник и родился). Мазок у начинающего Веласкеса был густым, но гибким, а в палитре преобладали темные тона.
Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Во время своей первой итальянской поездки знакомство с творчеством Тициана продолжилось. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и завидущая жаба. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков».
Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. А обрабатывать эти детали Веласкес умел мастерски, достигая такого уровня реализма, что зрителю хотелось (да и сейчас хочется) потрогать изображенный предмет. В свете подобного толкования, – пишет В. И.
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). Севильский период Веласкеса отмечен необыкновенным интересом художника к этому жанру. Впрочем, скорее всего, здесь речь идет о полном тезке Парехи, поскольку в другом документе, опубликованном в 1983 году, он упоминается действительно как раб Веласкеса.
Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Стали выискивать потаенный толк картины. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Художники – народ «проблемный». Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма прескверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать.
Мадридский периодЖизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Диего Веласкес оставил яркий след в истории мирового изобразительного искусства. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629).
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Но согласимся ли мы с ним нынче Действительно, пряхи налицо, они заняты своим делом. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. На дальнем плане находятся две придворные дамы, разглядывающие висящий на стене ковёр, яркие и чистые цвета которого придают этой части комнаты ощущение торжественного и сказочного представления.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Севильский период в творчестве художника Веласкеса определяется с 1617 по 1623 год. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью.
Веласкес работал над украшением нового дворца Буэн Ретино. Реальные пряхи работают в реальной мадридской мастерской, обслуживающей королевский двор, а на стене висит изысканный гобелен (плод их работы) со сценой, сюжетом дм которой взят фрагмент «Метаморфоз» Овидия. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Свои названия – «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» – эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир. К тому же периоду относятся исполненное красоты и свежести полотно Венера перед зеркалом (1648-49, Национальная галерея, Лондон) и, возможно, два пейзажа Вилла Медичи (1650-51, Прадо по другому мнению – около 1630), в которых художник с необычной для своего времени кажущейся этюдностью письма создал целостные образы природы.
Председатель жюри Хуан Баутиста Майно выбрал среди представленных эскиз Веласкеса и заявил о его победе. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Наряду с другими испанскими творцами Диего обращается к библейским сюжетам, но они не занимают большого места в жизни автора. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.
Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. Мало у кого из его собратьев по цеху жизнь сложилась столь же счастливо.
1620, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок. Объясняется это просто – подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Тот без раздумий принял это предложение. — все Прадо).
Музыкальный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась. Карьера Веласкеса закончилась на его самой выдающейся работе – Менины. Франсиско Пачеко хотел использовать эту возможность для представления своего талантливого зятя ко двору, установив соответствующие контакты, вот таким образом Веласкес был в первый раз отправлен в Мадрид под предлогом знакомства с коллекцией живописи Эскориала. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Детские портреты, созданные художником, удивительны по своему настроению и цветовой гамме (в качестве примера приводим «Портрет инфанты Маргариты в красном платье»).
Филипп IV женился дважды. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Портрет римского папы Иннокентия X (1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), необычайно смелый по откровенности образ (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: «Слишком правдиво. ») стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании в Риме его без конца копировали. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Так, если говорить о зарубежных художниках, то Иероним Босх и Тициан, которым благоволил король Филипп II, «проиллюстрированы» здесь лучше, чем в любом другом музее мира. В 1617 получил звание мастера. С неё было сразу же сделано немало копий.
Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). В переводе с испанского, «прадо» означает «луг», а применительно к топографии Мадрида – это старинный парк известный с XVI века. На одном из самых знаменитых портретов Веласкеса запечатлен Хуан де Пареха (ок. Первые сведения об этой картине относятся к XVIII веку. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Единственным минусом такой жизни стало ограничение тематики картин, которые творил Веласкес Диего.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Мастерство, проявляющееся в изображении ряда деталей (например, капли воды на кувшине), удивительно для столь молодого живописца, каким был тогда Веласкес. Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Он выносит действо на природу, почему ровнее становится освещение, богаче сверкают краски.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина.
Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. На портретах Веласкеса король изображен по-разному: в одних случаях – по пояс, в других – в полный рост («Портрет Филиппа V»). Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
До 1623 работал в Севилье. Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план интерес к точной передаче внешних особенностей натуры, плотность письма сближают живопись Веласкеса севильского периода с караваджизмом. Луки и общества виртуозов Пантеона. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Огромную роль в судьбе Веласкеса сыграл его тесть – поэт, художник и теоретик искусства Франсиско Пачеко (1564-1644).
– пишет А. Якимович. Один из них представлен слева. Главной фигурой со всей силой своего озорного обаяния, является маленькая инфанта Маргарита, которая ворвалась в студию Веласкеса, сопровождаемая придворными дамами, карликами и собаками, в ворохе юбок, плащей и лент, в то время как он был полон решимости нарисовать короля и королеву, чьи единственные лица и являются четкими, отражаются в зеркале на стене фоном, где видны две большие мифологические картины, одна – Рубенса, другая – Джорданса, также висящие на стене.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Диего получил хорошее образование. Антонио Паломино, автор книги «Жизнеописания испанских живописцев» (1724), отмечал, что в доме Пачеко, который современники называли «академией», «собирались величайшие умы Севильи».
Есть среди них и конные портреты короля – такие, как «Филипп IV на коне». К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов» (1619, Прадо) «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Архитектурный проект здания выполнил Хуан де Виллануэва (1739-1811), адепт строгого неоклассицизма, самого модного в то время в Европе художественного направления. Она была очень успешна.
Полагают, что тут воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657). Картины отмечены даже некой тенью трагизма, так как отображает характер шутов, образ жизни и внутренний мир переживаний. Каганэ.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». – все 1631-48, Прадо). Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Их судьбы зачастую трагичны. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
Успех этой картины принес художнику назначение придворным художником и привилегию стать единственным художником, которому разрешено рисовать короля в будущем. Неудивителен задний проект. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Веласкес был избран членом римской Академии св. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Лишь более века спустя после смерти Веласкеса у него обнаружился по-настоящему великий последователь. Это произошло 6 августа 1660 года.
Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник. У него, правда, есть некоторая «специфика» – здесь представлены в основном «детские» портреты Веласкеса, запечатлевшие королевских отпрысков. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. С 1622 года он возглавил правительство. Примером тому может служить виртуозно написанная картина «Мулатка» (другое название – «Ужин в Эммаусе»).
«Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. 1625 год. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. С неё было сразу же сделано несколько копий.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид. Возводили громадное здание около 20 лет, но, прежде чем успели его «заселить», оно оказалось разграбленным французами, оккупировавшими Испанию в 1808 году. Правившая в то время королева Изабелла II лишилась трона и бежала из страны. Какого-то серьезного влияния на современных ему художников Веласкес не оказал.
Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. bodegon — трактир, харчевня) изображавших скудные завтраки, кухонные сцены с немногими полуфигурами и выделенными на переднем плане натюрмортами.
Филипп V (1605-65) изображен на двенадцати дошедших до нас портретах Веласкеса. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Героями трех из этих работ стали карлики.
«Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. Впоследствии оно только увеличивалось. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. В первый раз это произошло в 1615 году, его избранницей тогда стала французская принцесса Изабелла Бурбонская (она умерла в 1644 году).
Взошедший на престол шестнадцатилетний король Филипп IV сменил на практике все придворное окружение своего отца. Эти картины запечатлели короля в разные годы его жизни: от юности до старости. Рисует он опять же портреты. Это решение оспорил король Филипп IV. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
И портрет удался. Веласкес Диего, великий испанский художник. 1617-18, Эрмитаж сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Старая кухарка», ок.
Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является ее дядей. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых тонов – эмоциональный ключ к пониманию жёстко-правдивого образа папы Иннокентия X (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию (конец 1648 – середина 1651). bodegon – трактир, харчевня). Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника— но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). В 1649 году королевский выбор пал на его племянницу, совсем юную Марианну Австрийскую.
Отсюда появилось большое количество завистников. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Портреты 1630-40Качества новой свободной живописи Веласкеса, его интерес к изображению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете), стремление наполнить жизнью схемы парадных изображений отличают его работы после возвращения из Италии — так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623 году Веласкес вернулся в Севилью. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Каганэ. Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Искусствоведы долгое время относили их к позднему периоду творчества художника, датируя 1650-51 годами (временем второго визита в Италию), однако новейшие исследования показали, что оба пейзажа созданы во время первой итальянской поездки художника, то есть двадцатью годами раньше. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу, чтобы взглянуть на знаменитый Эскориал (там хранилось богатейшее живописное собрание, а сам дворец называли «восьмым чудом света») и прощупать почву на предмет приличного «трудоустройства». Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Да и поздние, дошедшие до нас, произведения этого жанра можно пересчитать по пальцам. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Впоследствии оно только увеличивалось. «Картина изображает обнаженную женщину, – описывал свое приобретение первый ее владелец, – лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок». Этот портрет – одно из немногих произведений, подписанных Веласкесом (среди других подобных вещей отметим портрет папы Иннокентия X). Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
1632, Картинная галерея, Дрезден) итальянский кардинал Камило Асталли (1649-50, Музей Испанского общества в Америке, Нью-Йорк), полный внутренней энергии неизвестный кабальеро (возможно Алонсо Кано, 1630-е гг., музей Веллингтон, Лондон), погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес (1635-38, Прадо) или овеянная благородным изяществом «Дама с веером» (ок. Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню. От первого брака у короля было двое детей, переживших детский возраст от второго – пятеро (среди них и будущий наследник испанской короны, Карл II). bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ).
У Диего и Хуаны родились две дочери: Франсиска (в 1619 году) и Игнасия (в 1620 году). Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Каганэ. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) уроженцев Севильи Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
Луки и общества виртуозов Пантеона. В последние годы жизни Веласкес написал самые знаменитые свои картины: Лас Менинас (Фрейлины 1656) и Пряхи (1657 – обе в Прадо. Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве.
В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
Спроектировал пристройку Рафаэль Монео (год рождения – 1937) известный тем, что в 1990-е годы по его же проекту построили Музей современного искусства в Стокгольме. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (Хуан Матеос, около 1632, Картинная галерея, Дрезден Герцог Оливарес, около 1638, ГЭ Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Слухи о молодом мастере достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Камердинер королевского брата кардинал-инфанта Фердинанда отнёс этот портрет во дворец и показал принцу. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана). Таков воззрение здравомыслящего, рассудительного века Просвещения. После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – «Венера из Рокеби».
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). Некоторые современные исследователи оспаривают «рабское» положение Парехи, ссылаясь на документ, датированный 1630 годом, где тот именуется «художником». Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velбsquez) (1599-1660) испанский художник. В 1623 году в биографии художника Диего Веласкеса происходят изменения. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. 1644, «Хуан Австрийский», начало 1650-х гг. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegon — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
То же и портреты Веласкеса. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье. Парадные конные портреты королевских особ бесстрастны, холодны и великолепны сдержанно-подчёркнутой красотой одежд, коней, величием пейзажа (первая половина 1630-х гг., Прадо). Именно Пачеко учил юного Веласкеса «во всем следовать природе».
Впрочем, не бывает правил без исключений. Великий художник Диего Родриго Веласкес предпринимает путешествие по Италии, где знакомится с произведениями Ван Дейка и Леонардо да Винчи, Тициана и Микеланджело, Веронезе и Тинторетто. Он приобрел известность еще в юности. Совсем молодым человеком (ему не было еще 25 лет) Веласкес оказался при дворе испанского короля Филиппа V должности придворного живописца, которую отправлял до конца своих дней. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Что же до сохранившихся рисунков, то они в который раз демонстрируют выдающееся мастерство художника. Из опубликованного в 1983 году документа следует, что в Италии у Веласкеса родился внебрачный сын Антонио – но уже после того как мастер уехал в Испанию. Веласкес – редкое исключение из этого правила. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов.
В 1868 году в Испании произошла революция. Кроме этого, сохранилось несколько превосходных копий, выполненных в мастерской художника. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.
Тот без раздумий принял это предложение.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. По словам Франсиско Пачеко, Веласкес с юных лет кропотливо работал над рисунком.
1625 год. Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Четыре с лишним десятилетия длилось сотрудничество (вскоре переросшее в дружбу) короля и живописца.
Но это была лишь одна сторона медали. Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. Теперь штрих художника становится прозрачнее, палитра же – светлее. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Годом позже он женился на дочери Пачеко, совсем юной (тремя годами моложе своего мужа) Хуане.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. На протяжении девяти месяцев крупнейшие художники XVII века интенсивно общались. Если рассматривать картину вблизи, то она превращается в набор хаотических мазков краски стоит же отступить на пару шагов назад и эта художественная «какофония» волшебным образом преображается в сверкающее серебром одеяние. Среди них отметим: 1) дворянское происхождение (как по отцовской, так и по материнской линии) 2) отсутствие иудейских и мавританских примесей в крови 3) наличие состояния (кандидат – равно как его родители и деды – не должен был зарабатывать на жизнь своим трудом). Как не так давно выяснилось, удерживали его в Риме не только дела. Затем он отправился в Толедо, чтобы увидеть работы Эль Греко и других художников этого города, в том числе Педро-де-Oрренте (1580-1645) и Хуана Санчеса Котана (1561-1627).
Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. «Здесь и только здесь, – цитируем свидетельство, датируемое 1560 годом, – вы можете в полной мере насладиться как прохладным вечерним воздухом, так и звуками хорошей музыки». Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. Немало он, будучи вхож в высокие круги, помог юноше и своей протекцией.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Но они никак не проявили себя. Именно Рубенс убедил Веласкеса поехать в Италию. Она связана с прядением и ткачеством. Его самобытная манера складывалась естественно, как бы исподволь, без метаний и разочарований. Оттуда он направился в Милан, а затем — в Венецию.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо). Этот факт нам многое говорит о характере самого автора.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Да, Веласкес работал в собственной мастерской, воспитывал собственных учеников. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес.
Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. «Он платил немного денег деревенскому парню, – вспоминал Пачеко, – который охотно позировал ему за это.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». У Эрреры Диего проучился краткосрочно они не сошлись характерами. Во времена Веласкеса обнаженная женская натура была очень редким гостем в испанской живописи. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). Менее чем за три года у них родились две дочери из которых выжила только одна, Франциска. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.
Типичный пример веласкесовской «картины в картине», когда миф служит поводом для изображения сцены из современной жизни. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Однако отражение это темно и неясно. 1643-44 «Мальчик из Вальескаса», ок. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
Иногда фон вообще выбирался условный. В 1774 году (шла эпоха Просвещения – с ее трепетным отношением к рациональному, преимущественно естественнонаучному, знанию) по распоряжению короля Карла III и в рамках задуманного им благоустройства города (именно в это время в Мадриде появились, например, первые уличные фонари) в парке заложили ботанический сад, а чуть позже построили рядом здание, в котором предполагалось разместить академию наук. Имена их – за исключением Хуана дель Мазо, зятя художника, – неизвестны.
Последнее условие Веласкеса, мечтавшего о рыцарстве, ставило в затруднительное положение. Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника.
В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. Севильский период. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Далее.
Среди подобных портретов этого периода необходимо подметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Хотя в работах этого периода цвета палитры великого портретиста еще темны, контрасты резки, подчеркнут реализм в изображении людей и предметов, однако достоинство их бесспорно благодаря отлично выстроенной композиции и игре света. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо.
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Вскоре популярность Веласкеса возросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы.
Огромное полотно, напоенное серебристым туманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственной глубины, решено в сдержанном изысканном колорите. Отсюда и второе название картины («Миф об Арахне»), зафиксированное в инвентарных списках XVII века. На религиозном полотне у него запросто появлялись натуралистические детали, «запрещенные» в традиционной религиозной живописи. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет — «Вакх» или «Пьяницы» (16281629). Звание мастера он получил в 1617 году.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. В зрелом возрасте он предпочитал писать картины непосредственно на холсте, не делая предварительных набросков и внося необходимые поправки «по ходу дела». А сдав успешно экзамен – получил звание мастера.
В 1628 году, Питер Пауль Рубенс приехал ко двору в Мадриде по дипломатическим делам. Он представляет собой излюбленное место отдыха горожан.
Живопись и творчество Диего Веласкеса Примечание. Эта книга, с одной стороны, является ценным источником многих фактов биографии Веласкеса (равно как и других живописцев той эпохи), а с другой, представляет собой свод основных правил тогдашней живописи. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Осенью 1623 года Веласкес вкупе со своим тестем приехал в Мадрид.
Внимание к мельчайшим деталям и фрагментам отличает все творчествоживописца и это относится также к исторической картине «Сдача Бреды», стоящей в первом ряду мировых произведений этого жанра. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Практически ничем не отстает от нее венский Художественно-исторический музей. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. В. И.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника — «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид). Культ Девы Марии распространен в Испании как ни в одной другой христианской стране.
Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Этот этап творчества художника характеризуется влиянием караваджизма — подчёркнутым реализмом в изображении предметов и точной передачей черт натуры, усиленных контрастным освещением фигур переднего плана, а также плотностью письма. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Если «верить» веласкесовской библиотеке, включавшей в себя и «разноязычные» поэтические сборники, то ее хозяин читал на итальянском испанском языках и на латыни.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. При этом испанская живопись – главное сокровище музея Прадо. Стойный деревья копий (отседова второе наименование картины Копья) создает ощущение численного превосходства и мощи испанского отряда. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Подпись – своего рода оценка художником собственного труда. В картине Сдача Бреды (1634, Прадо), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, проявились гуманистические тенденции творчества Веласкеса (человечность, этика отношений победителей и побеждённых), присущая ему как историческому живописцу объективность. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Там картина провисела несколько недель, после чего король велел перенести ее в зеркальный зал, где висели его любимые картины Тициана и Рубенса. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Картина смотрится на удивление современно, напоминая опыты импрессионистов.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Вскоре в народе картину переименовали в Копья, которые, казалось, хотят прервать момент мирной капитуляции. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV.
По одной из них, Веласкес изобразил перерыв в работе над портретом инфанты, когда в мастерскую заглянули её родители. Он увидел картины великого Тициана, которые произвели на него глубочайшее впечатление. В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Он никогда не жил в нищете, не имел явных врагов, не знал творческих кризисов. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Знакомство с королевским собранием картин (преимущественно итальянских художников, в том числе Тициана), встречи с П. П. Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию мастерства Веласкеса.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Портрет его ученика мулата Хуана Парехи (1644-50 Нью-Йорк, Метрополитен-музей) был восторженно встречен в римских художественных кругах. В 1623 Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Можно подумать, что эти работы созданы двумя абсолютно разными художниками.
Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. К сожалению, ранние рисунки художника не сохранились. Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала.
Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы («Завтрак», ок. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Мадридский период художника Веласкеса (1623-1649), помимо традиционных портретов, замечателен созданием «античных» картин (Вакх или пьяницы, Кузница Вулкана, Триумф Вакха). Раздольская, – особое значимость приобретает в ней автопортрет художника. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент.
Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. Там его избрали членом римской Академии св. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Картина «Непорочное зачатие», ок. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. и о наличии вакансии на это место.
Картина представляет собой групповое изображение королевской семьи и двора. Теперь Диего Веласкес, биография которого приобретает более яркие краски, перестаёт зависеть от случайных заработков. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу.
А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Испанское слово «бодегон» означает дешевый трактир или харчевню – соответственно к жанру бодегонес относились картины изображающие сценки из жизни занятых едой и питьем простолюдинов. Успех сопутствовал художнику на протяжении всей жизни. Его папа был выходцем из Португалии и это положение во многом определило судьбу Диего.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. Новым жанровым предпочтениям соответствовала новая техника. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом» (до 1651, Национальная галерея, Лондон), редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. У её босых ног лежит кошка. В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих. В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями». Художник же как мог оттягивал отъезд.
Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских карликов и шутов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо и др. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Оказалось, что в картине есть скрытая, чуть-чуть замаскированная мифологическая предмет. Эта церковь XV века с недавних пор является собственностью музея.
Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесёнными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, тёмно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками.
Наполеоновские солдаты умудрились даже ободрать свинцовые листы, покрывавшие крышу. 1608-1670). Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа.
1621 — обе музей Веллингтон, Лондон). «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Впоследствии оно только увеличивалось.
Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. На первой из них Филипп еще не вышел из юношеского возраста ему – около 17 лет. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены.
На рубеже 1630-1640-х годов он создал знаменитую серию, состоявшую из четырех картин. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Эта работа, в которой он тонко уловил и натурально и бескомпромиссно изобразил горечь, присутствовавшую в лице позировавшего поэта, способствовала укреплению репутации Веласкеса среди столичной знати как умелого портретиста. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.
Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Пачеко вспоминал, что был «восхищен его (Веласкеса) добродетельностью, честностью и талантом и с радостью отдал ему в жены свою дочь». Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Веласкес стремительно отправился ко двору, остановился в доме королевского капеллана поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, соперника Лопе де Веги и написал его портрет, находящийся ныне в Музее изящных искусств в Бостоне.
В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Так, венецианский художник и писатель Марко Боскини, встречавшийся с Веласкесом, писал, что это был «прекрасно образованный и воспитанный человек, обладавший чувством собственного достоинства». 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку.
1637-39 «Эль Примо», 1644 «Себастьяно дель Морра», ок. Именно в Венеции художник столкнулся с наиболее яростным неприятием итальянцами испанцев как таковых и в октябре 1629 года спешно покинул город и устремился в Рим, где, в случае чего, можно было рассчитывать на заступничество Папы. «Сдача Бреды»Картина «Сдача Бреды» (1634, Прадо, вошедшая в ансамбль Зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, — одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон.
Вообще, полотен, написанных позже XVIII века, мы обнаружим в музее не слишком много. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе.
В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Высказывались мнения, что моделью для образа Святой Девы послужила юная жена художника (а быть может, тогда еще невеста), Хуана.
Пряхи – апогей мастерства художника.