Тень фигуры не соответствует её положению. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Однако вскоре Эдуар находит новый сюжет для будущей картины. После обустройства в новой мастерской, в 1873 году Эдуар Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock») и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех.
Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города. Ряду произведений Мане (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне) свойственны подчёркнутая живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная вибрирующая красочная гамма. Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. В 1848 году отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро.
Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния.
В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». (Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) — в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере». Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства. Мане неоднократно писал портреты артистов испанского балета, гастролировавших в Париже.
Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ).
Вместе с К. Писсарро, А. Сислеем, Э. Дега, П. Сезанном и П. О. Ренуаром они создали группу, главой которой стал Мане. Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке». Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению. Учился у Т. Кутюра (1850-56, с перерывами).
Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. Выставлено пятьдесят работ — лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Эдуард Мане родился 23 января 1832 г. в Париже.
Последнее крупное произведение Мане – картина Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). В этих произведениях искусство Мане достигло наибольшей зрелости и совершенства. Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе).
Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо».
Его интересуют «секреты» живописи старых мастеров – Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Гойи, Эль Греко, Веласкеса, Халса, Ватто и Шардена, а среди новых – Делакруа. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Художник полагал, что достиг этой цели в картине Любитель абсента (1859, Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека). Картина «Бой «Кирседжа» и «Алабамы» (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. Мане Эдуард (Manet) (1832-1883), французский художник. Им послужил городской сад Тюильри, где по выходным парижская богема собиралась для прогулок и светских бесед. Однако вскоре Эдуардж находит новый сюжет для будущей картины.
Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой. В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. Их образы символизируют муз.
Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865. Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей.
Тень фигуры не соответствует её положению. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года.
Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Обращался к темам современной истории (Казнь императора Максимилиана, 1867, Кунстхалле, Мангейм), откликался на события Парижской Коммуны 1871 (Расстрел коммунаров, акварель, 1871, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. В эти же годы художник впервые достиг общественного признания. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Тематическая и техническая новизна картины снова вызвала удивление и непонимание близких Мане. В четком контуре изящной женской фигуры читается некоторая угловатость, при помощи которой великолепно передан характер модели, отвергающий всякие сопоставления с традиционным идеалом женской красоты.
В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне. Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году. В начале 1850 года Мане учится в Школе изящных искусств в Париже. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Он писал не мгновение, а процесс перевоплощения одного мгновения в другое. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.
После окончания колледжа он пытался поступить в мореходную школу, но, видимо, не очень усердствовал: экзамены были провалены. После возвращения из Испании Мане вновь приступает к написанию картин вопреки слухам, что сколь бы не была хороша следующая работа художника, жюри Салона всё равно её отвергнет. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнаженной натуры. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Трудно определить однозначно жанр последней большой картины художника – Бар в Фоли-Бержер (1881-1882). Его интересовал мир людей их отношений и чувств.
30 апреля 1883 года Эдуард Мане скончался. В них художник стремился передать сияние цветов, окутанных атмосферой, пронизанной светом – Розы в хрустальном бокале (1882-1883). Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон).
Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Если откровенная полемичность привнесла в картину Завтрак на траве нарочитость и искусственность, то написанная в том же году Олимпия (1863) – произведение редкого художественного совершенства. Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине.
Летом 1870 г. Мане создал свою первую картину на свежем воздухе – Сад. Именно в это время творческий путь Эдуарда Мане знаменуется государственными наградами и публичным признанием его выдающихся полотен, но весной 1883 года, после неудачной операции по ампутации ноги, художник умирает в родном Париже. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Но, хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, сам он не слился с этим движением. Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. В июле 1849 года, после возвращения в Париж, Мане ещё раз безрезультатно пытался сдать экзамен в Морскую школу. Изображение самого текущего времени было подлинной целью творческих исканий художника.
В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. В этих богатых цветом полотнах с удивительным мастерством передано чувство полноты жизни. Существуют четыре версии последней композиции: в Музее изящных искусств Бостона в Национальной галерее Лондона в Национальной художественной галерее в Копенгагене (все – 1867) и в Кунстхалле в Мангейме.
Мане часто делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Однако опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Томы Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка».
Частенько в такие вечера он доставал блокнот и делал небольшие зарисовки сидящих у камина людей. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона. Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. В том же году Мане пишет «Олимпию» (Музей дОрсе, Париж). Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов. которое привело его в Венецию и Флоренцию. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий.
Особенно совершенна работа В лодке. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».
Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» – своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки — она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». В том же темном колорите, что Любитель абсента, написана Музыка в Тюильри (1860, Лондон, Национальная галерея).
Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). Тематическая и техническая новизна картины снова вызвала удивление и непонимание близких Мане. В это время для Мане особенно ценной была поддержка, оказанная его друзьями и поклонниками. Но при таком количестве аналогий картина Мане очень оригинальна. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856).
В 1853 году он совершил традиционное для французских художников путешествие в Италию. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены.
В 1850 году жизнь Мане ознаменовалась знакомством и последующим бурным романом с некой пианисткой Сюзанной, вскоре родившей ему внебрачного сына, которому официально художник приходился крестным отцом. Юношу привлекла эта скандальная слава. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет – картинам «Аржантей» и «В лодке». стремился к жизненной достоверности образов, сочетая её с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Флейтист, 1866, – оба в Музее импрессионизма, Париж).
Такова была его художественная программа. Такие работы, как Большой канал в Венеции (1874), Мостильщики, улица Монье (1878), Подавальщица пива (1878) обнаруживают своеобразие импрессионизма Мане и его поиски в этом направлении. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. Вместо Венеры Мане изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной.
На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой.
Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства. В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист». В 1850–1856 учился в Школе изящных искусств в Париже у Тома Кутюра (1815–1879), одного из самых известных французских художников-академистов того времени. Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса.
Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Картина была выставлена на Салоне 1865 и подверглась яростным нападкам критиков. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар.
Так, он создает «Лолу из Валенсии» (1862, Музей дОрсе, Париж) — портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, «сокровище с розово-черным мерцанием» (Бодлер). «Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания.
Копии Мане особые в повторах картин Тициана или Веласкеса не трудно узнать именно его кисть. Нужно отметить, что картина В лодке – одно из высших достижений импрессионизма Мане. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. Однако, отношения между учителем и учеником не сложились.
Первое значительное произведение — картина «Любитель абсента» (1858-1859, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца — наследник романтических бродяг сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. В последние годы жизни он работал в основном пастелью и акварелью.
И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте.
В 1856-58 годах Мане приобретает известность как подающий надежды художник, его приглашают в различные салоны, где он знакомится с высшим кругом парижского общества. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане. И лишь в 1879 годщу Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860), выполненный как жанровая картина.
В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером.
От глухих и плотных тонов, напряжённого колорита с преобладанием тёмных цветов он перешёл к более светлой и свободной живописи, богатой прозрачными рефлексами и валёрами (В лодке, 1874, Метрополитен-музей). Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу.
Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году.
Любитель абсентаПервое значительное произведение – картина «Любитель абсента» (1858-1859), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен пропойца, наследник романтических бродяг. Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками.
«Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. Неприятие салоном картины было вполне обосновано: необычной была сама тема картины— реалистический и неприукрашенный портрет пьяницы, а не аллегория, порождённая воображением художника. Здесь также нет дальних планов, в то время как до Мане использовалась классическая перспектива, которая придавала глубину картинам. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном.
Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). Изменилась и техника художника, она стала подвижной, мазки приобрели разнообразную форму. Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи.
Да, теперь было слишком поздно. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой. В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол.
В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений. В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне). До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С.
1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. На картине Флейтист (1866, Париж, музей Д Орсе) изображан юный пехотинец играющий на флейте.
Родился в Париже 23 января 1832 в семье высокопоставленного государственного служащего. Основная тема произведений Мане – сцены современной парижской жизни (Нана, 1877, Кунстхалле, Гамбург В кабачке папаши Латюиль, 1879, Музей изящных искусств, Турне). Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице.
В 1863 Мане пишет картину «Завтрак на траве» (Музей дОрсе, Париж), которая под названием «Купание» была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели.
Его отец – Огюст Мане был шефом отделения в Министерстве юстиции. После возвращения из Испании Мане вновь приступает к написанию картин вопреки слухам, что сколь бы не была хороша следующая работа художника, жюри Салона всё равно её отвергнет. Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ). Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865.
Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней.
Мане добивается известности, хотя и скандальной. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка».
Эдуард Мане родился в семье крупного чиновника 23 января 1832 года в Париже. Этим двум картинам сильно досталось от критиков. В 1859 году Мане решил, что его художественное образование завершено и принял решение выставляться в Парижском салоне, престижной ежегодной парижской выставке. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. В 1874 году открылась первая выставка художников – импрессионистов.
В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. В скромно сервированном завтраке, пучке спаржи, нескольких фруктах (один из лучших натюрмортов Мане изображает лишь один лимон) и особенно в цветах художник раскрывает поистине драгоценное колористическое богатство, тончайшие оттенки цвета. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков.
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом.
Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой.
Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Завтрак в мастерской (1868, Мюнхен, Новая Пинакотека) и Портрет Эмиля Золя (1868, Париж, музей Д Орсе) ясно показывают, как возросло мастерство Мане. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов.
Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ). Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество.
Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны. Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против).
Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру. После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ.
Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса.
Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. В парных композициях начала 1880-х годов «Весна.
Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась военного караула. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), «Паломничество на остров Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для построения композиции — гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля «Суд Париса». Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. В 1839 г. Эдуарда отдали в пансион аббата Пуалу в Вожираре, а в 1844-1848 гг.
Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. При жизни его называли якобинцем живописи, попирающим традиции и хороший вкус. Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника.
Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне). Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния.
В том же году Мане написал картину Олимпия (Париж, музей Д Орсе), на которой изображена лежащая на ложе обнаженная девушка, которой служанка-негритянка подносит букет цветов, – сюжет, восходящий через Гойю к Тициану и Джорджоне. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры.
На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. В то же время импрессионизм был подготовлен эволюцией мирового искусства и, прежде всего, новаторскими исканиями мастеров предшествующего поколения – Делакруа, Курбе, Домье, Добиньи, Коро. Картина «Музыка в Тюильри» (1860, Национальная галерея, Лондон) — образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра.
У многих картин этого периода трудно даже определить жанр. Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон). Рисовать он начал еще в коллеже.
Он пишет своего друга Моне и его жену в лодке, которую они называли «плавучей студией» (1874, Мюнхен, Новая Пинакотека) и в том же году создает полотно Вечер (Турне, Музей изящных искусств), где также изображены две фигуры в лодке. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». По свидетельству современников, Мане был признанным авторитетом этой группы, тем не менее это неформально собрание было достаточно либеральным, его участники не боялись критиковать Мане. Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ).
В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в «Завтраке на траве», это Викторина Меран в ногах женщины помещена черная кошка — бодлеровский символ из «Цветов зла»), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени — черты марионетки и фетиша. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Копировал их и Мане и не только в Лувре.
Несмотря на неудачи в творчестве, Мане был уверен, что победу необходимо одержать именно в Салоне, важно добиться, чтобы на сторону большого искусства встали широкие слои парижской публики, а не лишь узкий круг избранных людей. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Сам же художник, вполне разделяя судьбу своих соотечественников, вместе со многими коллегами по цеху вступает в армию и участвует в защите Парижа.
Портреты Мане (С. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Но не тут-то было.
«Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана. В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами.
Тень фигуры не соответствует её положению. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Сперва Марине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных».
В самом значительном и глубоком произведении Бар Фоли-Бержер (1881-82, Институт Кортолда, Лондон) Мане раскрывает иллюзорность и призрачность счастья в сверкающем, праздничном современном мире. Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей. После того, как Эдуард окончил школу художников, он начинает путешествовать с целью изучения полотен мастеров старой школы со всего света.
Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. сблизился с Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром и перешёл к пленэрной живописи. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду.
К числу наиболее характерных импрессионистических полотен художника относятся картины, написанные в 1874 г. в Аржантее: Клод Моне в лодке, Аржантей, В лодке. Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными. Однако, начиная уже с 1874 года Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить так же дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения). Своих моделей нередко одевал в испанские наряды – Гитареро (1860), Викторина Меран в костюме эспада (1862). В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов. Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют «секреты» живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых — Делакруа.
Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень. Черная краска на картине не столько моделирует форму, сколько рассматривается как самостоятельный цвет, не менее важный на палитре, чем другие. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». В начале 1850 вместе со своим другом по гимназии А. Прустом (в будущем — автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной «Римляне эпохи упадка» (1847, Лувр).
Несмотря на это, ему было разрешено отправиться в учебно-подготовительное плавание на паруснике Гавр и Гваделупа в качестве юнги. Сияние светлых тонов подчеркнуто цветовыми контрастами, звучащими в букете и узоре шали, а также достаточно смелым введением оттенков черного цвета. Их признание имело значение. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари.
Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Это связанно с тем, что художник в одном произведении нередко объединял изображение быта и пейзажа – например, в таких работах, как: Завтрак в мастерской (1868), Балкон (ок. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Во всех этих работах есть оттенок известной театральности и игры. Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией.
В 1863 году Мане пишет картину «Завтрак на траве», следом – «Олимпию». Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров. Начиная с 1860 г., Мане ежегодно отправлял свои работы на выставки в Салон, хотя обычно жюри принимало лишь половину присланных им картин. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Респектабельное семейство надеялось на продолжение юридической преемственности рода, но судьба Эдуарда, как свидетельствует биография Мане, распорядилась иначе. Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Он запечатлел Париж в дни блокады и голода.
Художник планировал написать серию полотен – аллегорий четырех времен года, которые должны были олицетворять четыре его подруги, однако смог завершить только два – Весну, моделью для которой послужила Жанна Демарси (1881, частное собрание) и Осень, где моделью была Мари Ларан (1882–1883, Нанси, Музей изящных искусств). И тем не менее, ничто не прошло даром. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».
Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. Более поздние работы отличаются непринужденной эскизностью. Работа также интересна тщательностью найденных отношений больших колористических пятен и убедительностью деталей.
Родился в семье крупных чиновников. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением голой натуры. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Все это объединено в сцену современной жизни с предельно прозаической сюжетной мотивировкой (что может быть банальнее продавщицы за стойкой бара. ), претворенной художником в образ изысканного совершенства. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. Рисовать начал еще в коллеже. Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему – создает «Лолу из Валенсии» (1862), «Гитарерро» и «Викторина Меран в костюме эспады». Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов.
Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение. При таком подходе часть полотно, видимая с близкого расстояния, является ничем иным, как увеличенной деталью отдалённого вида. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III.
Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни. Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей импрессионизма, Париж). Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга.
В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. В произведениях 60-х гг. 1868-1869). В своих многочисленных письмах родным он описывал экзотических и красивых бразильянок, делился впечатлениями о карнавале в Рио-де-Жанейро. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой.
«Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Шардена,, П. -П. В 1860-е годы создаются «Самоубийца» (частное собрание), «Пейзаж с катафалком» (Метрополитен-музей), «Христос и ангелы» (там же), «Мертвый тореро» (Национальная галерея, Вашингтон). Бар в Фоли-Бержер подводит итог творческим исканиям Мане.
К примерам «чистой» живописи относится «Флейтист» (1866, Музей дОрсе, Париж). В 1848 отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. Но особенно важную роль в формировании этого течения сыграло творчество Эдуарда Мане.
Другие крупные произведения этого периода – Нана (1876–1877, Гамбург, Кунстхалле) Портрет г-на и г-жи Жюль Гиме в оранжерее (1879, Берлин, Национальная галерея) и В кабачке папашиЛятюиль (1879, Турне, Музей изящных искусств). Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна». Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой.
Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло.
Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии. Так, прима-балерина испанской труппы изображена за кулисами перед выходом на сцену – Лола из Валенсии (1862), а в картине Испанский балет танцоры запечатлены в момент выступления (1862).
Выставлено пятьдесят работ — лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы.
В начале 1860-х гг. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). В 1866 началась дружба Мане с импрессионистом К. Моне. Так, на раннем натюрморте Пионы (1864-1865) изображены распускающиеся красные и бело-розовые бутоны, а также уже расцветшие и начинающие увядать цветы, роняющие лепестки на скатерть.
Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. он учился в коллеже Роллэн. К «испанскому» циклу относятся также «Гитарерро» (Метрополитен-музей) и «Викторина Меран в костюме эспады» (там же).
Среди них были: писатель Золя, художники Фантен-Латур, Ренуар, Сезанн, Моне, Сислей, Гис, некоторые критики. Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой. Такого рода сцены природы воспринимались как живопись, предназначенная лишь для иллюстраций журналов и репортажей.
При этом композиционным и живописным строением произведения, а также его размерами художник утверждает поэтическую значительность образа. Он многократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри.
Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. Выставлено пятьдесят работ— лучшие картины, созданные за десять лет творчества.
Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. «Портрет Золя» – дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку. Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку».
Мане постоянно ссорился со своим учителем он стремился передать «настоящий дневной свет» и «писать жизнь в разное время такой, какая она есть». И, несмотря на то, что дважды проваливается на конкурсе в Борда, ему, всё же, удалось в качестве юнги совершить круиз в Рио-де-Жанейро. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего.
.