Иван Иванович Шишкин – биография. Биографы отмечают одну особенность характера Ивана Шишкина. Оценивая талант художника, биографы и поклонники Шишкина сравнивают его с биологом – в стремлении изобразить не романтизированную красоту природы Иван Иванович внимательно изучал растения. Биография и эпизоды жизни Ивана Шишкина.
Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Каждое из них вызывало интерес зрителей. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию.
В новом десятилетии, когда прекратили выставляться А. И. Куинджи и А. К. Саврасов, а М. К. Клодт и Л. Л. Каменев не достигли такого художественного уровня, как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовым возглавил передвижническую школу пейзажа. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету молодой порослью. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. В академии его картины одна за другой награждались медалями. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Ничуть не бывало.
В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Воробьева. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом.
Лес выглядит небольшим и просторным. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Что впереди. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Зимой 1877 года Иван Иванович познакомился с молодой красавицей, художницей Ольгой Антоновной Лагодой.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Чувствуется глубина оврага, глушь. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Был похоронен на Смоленском православном кладбище1. Так в реальной жизни не бывает.
«В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
В течение всей жизни Шишкин писал лес. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения.
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало.
Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Их картины поражали воображение величественными пейзажами, которые им навевала их фантазия. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1).
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. — Ср.
В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Случайность. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. У работы было очень много положительных отзывов. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом.
Однако все его наброски предельно просты – сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег реки. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Русская дорога выступает национальным символом, показывающим устремлённость к горизонту и за горизонт, символизируя странничество. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Последователь Крамского, убежденный сторонник просветительской идейно-художественной программы передвижников, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь, он в 1896 году с гордостью писал: Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Третьяков решил судьбу картины по-своему.
На всех его картинах есть или лучи полуденного солнца или много открытого неба или водоём или дорога. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Мрачное настроение. Первое место занимает Шишкина Рожь. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс.
Окрестности Москвы. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Ему уже сопутствовала известность. В его картинах – чуткое отношение к деталям. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Они были куплены и художник получил первые большие деньги. В окрестностях Москвы. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Примечательно то что, это полотно было создано не только Шишкиным, главные персонажи картины три медвежонка и медведица являются творением анималиста Константина Савицкого. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Она – свидетельствуя о том, что и в старости художник нисколько не утерял твердости руки, зоркости взгляда, способности к типизации при сохранении точности фактуры и деталировки, – словно суммирует все достоинства шишкинской творческой манеры.
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. «Утро» полностью лишено всего этого.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Художником были созданы сотни зарисовок углем, которые он в будущем использовал для создания гравировок. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах.
Лесная глушь (1872). С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца.
Богато нюансирован цвет. Тогда только картина будет выглядеть достоверно.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Отец художника Иван Васильевич Шишкин, слывший человеком честным, неподкупным, на протяжении нескольких лет был головой Елабуги. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь».
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Эскиз-вариант, хранящийся в Государственном Русском музее имеет авторскую надпись: Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме.
Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1).
На другой выставке в 1893 г. демонстрировались произведения, выполненные в течении последнего лета. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Мастер смело экспериментировал. За эту картину Шишкин получил звание профессора.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
С малых лет мальчик проявлял сильный интерес к природе и очень часто гулял в лесу, который находился недалеко от его дома. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Примером таких работ является картина Рубка леса. Возможно такую символическую отсылку художник невольно изобразил из-за его постоянного одиночества. Эту технику художник освоил еще за границей.
Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
«Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища.
Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества.
Для Шишкина не было лучшего времяпрепровождения чем прогулка в лес или в поле с мольбертом и красками. Густые кроны бросают на них тень. На их воскресеньях разыгрывались шарады, дурачились, танцевали в разных смешных костюмах, веселились от души, без стеснения.
Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Брался ли Шишкин за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны или ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм – деревьев, листвы, травы, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. Крамским.
Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Отец не стал настаивать.
К ним относятся Уголок заросшего сада. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой».
Это очевидно. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Обе его жены скончались раньше него, а дети повзрослев не были заинтересованы в общении с отцом. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края.
Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ). Все сковано морозом и погружено в тень.
Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов.
До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2).
Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
Каждое дерево обладает своим «характером». 90-е годы Шишкин встретил полный сил. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Занимательный жанровый мотив, введённый в картину, во многом способствовал её популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье.
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище.
Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. По инициативе купца и на его же деньги Елабуга обрела деревянный водопровод, который до сих пор частично работает. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Васильева.
Изображал ли Иван Шишкин дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. В них нет политики и социальной направленности. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе.
Самыми главными произведениями его жизни были и остаются такие полотна как «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Корабельная роща». Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением, несмотря на то что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге.
В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
«Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Сосновый бор». Иван Шишкин умер скоропостижно, 8 марта 1898 г. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Это несомненно. Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Нередко он дорабатывал печатную форму сухой иглой, нанося рисунок на металлическую доску даже после травления и дополняя изображение новыми деталями.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Весной 1862 года вместе с В. И. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. А когда эту картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье.
Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. В Рубке леса это видно по упругой округлости спиленной ели, которая кажется стройной античной колонной, сокрушенной варварами. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
У него были какие-то свои трения с Савицким. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр.
В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Это было выступление против мёртвого академизма.
Здесь его творчество расцвело. Много работал Шишкин и за границей. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Его репутация была безупречной. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией.
организованы две выставки работ художника. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Чувствуется глубина оврага, глушь. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Медведей написал Савицкий в самой картине. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень».
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. В таких картинах, как «Полдень. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.
В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью Братцево, свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины Полдень.
«Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Биография художника зашифрована в его творениях. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью.
Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Шишкина в инфракрасном свете. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.
С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Жил преимущественно в Петербурге.
Лучшая работа этих лет – Полдень. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М.
Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей.
Их он стремился передать как можно конкретнее. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Лежащий в основе работ художника четкий рисунок является существенным признаком, дающим возможность отличить подлинные произведения мастера. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. География работ Шишкина чрезвычайно широка.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Тем более, что остров славился своей живописной природой.
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Крамским.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. О его рисунках постепенно узнала вся школа. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. Вообще пейзажисты очень любят изображать природу во время восходов или закатов, в грозу, бурю или туман.
Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. А их было немало. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
Для определения лица пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника.
Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни он указывал, сверх того, на 68оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Шишкин стремился к другому.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ). Он начал опускаться нравственно, его характер портился, так как ничто не влияло на него так ужасно, как водка.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому.
Эту картину приобрёл П. Третьяков. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Воробьев.
Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Художник Шишкин, биография и творчество которого неразрывно связаны с Россией, писал не только отечественные пейзажи. В 90-е гг.
Картина Полдень. Кроме этого увлекался археологоией историей. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Здесь исчезла всякая таинственность. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1).
В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2.
Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. В 1860-х гг. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор.
Характерна в этом смысле «Рожь». «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. И в этом уже проявляется своеобразие художника.
Это дерево давно должны были спилить на дрова. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).
Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику.