Творчество художника претерпевало значительные изменения в процессе его взросления и становления как личности, поэтому для того, чтобы наиболее полным образом оценить всю глубину таланта Валентина Серова, стоит подробней ознакомиться с его занимательнейшей биографией. Через год в биографии Валентина Серова снова появился родной город: в 1880 году юный художник поступил Императорскую художественную академию, в класс Павла Чистякова, воспитавшего Михаила Врубеля, Илью Репина, Василия Поленова.
В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Валентин Александрович Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года (старый стиль) в семье известного композитора Александра Николаевича Серова. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.
Только очень счастливый человек так глубоко чувствует внутренний мир ребёнка. Получив широкую известность, став в 1894 членом ТПХВ (см. Так рождались тонкие творения мастера. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.
Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи (Пётр I, темпера, 1907, ГТГ), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ). Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением.
После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Это было время пика, наивысшего расцвета идеи передвижничества. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Возраст модели другой, мироощущение – соответственно. Вот и остался почти в одиночестве Серов Валентин Александрович. Излюбленные модели Серова – артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в ГТГ).
Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903г. ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902г. ). Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Я только высмотрел, подметил. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Портреты Ермоловой, Горького. 1906.
Портрет жены его Ольги Фёдоровны, например. Среди молодых живописцев нового поколения он сразу оказался впереди других. Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства». 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии.
Радость, как жизненная ценность. Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем и инцидент был исчерпан. Я хочу, хочу отрадного. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ).
Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Стиль: реализм, неоклассицизм. Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства». Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма.
Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Акимовой (1908). В дальнейшем серовская чересчур медленная и кропотливая работа порой вызывала удивление.
и жанром («Заросший пруд. Домотканово". 1896.
Педагог это был чрезвычайно строгий. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Портрет художника Левитана, например, написан в строгой классической манере. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. На стене играет солнечными бликами майоликовое блюдо. Петр на «журавлиных» ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру.
Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея).
Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию.
Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Именно эти две картины принесли художнику успех и славу. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался.
Профессор увидел талант в своем ученике и смог заинтересовать его манеры исполнения великих старинных мастеров, ознакомив его со многими экспонатами Эрмитажа. Из окна струится свет, а за окном – знаменитый абрамцевский парк. Серов много работал в различных графических техниках – акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, ГТГ), пастели, литографии и пр. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты».
Серов хотел вот такой беззаботности, лёгкости. Трубниковой. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ).
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Здесь и создал художник одну из лучших своих картин, назвав её «Дети Саша и Юра». В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств. И. Грабарь, увидевший картину, восхищённо воскликнул: «Девочка с персиками. » Это было время воспевания юности. Мамонтовой. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.
С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Серов Валентин Александрович – (1865 – 1911), русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. Выходит из ТПХВ.
Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова. И так благостно смотреть на такие портреты – душа радуется. Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое. Острую иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели даёт Серов в портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911 все – в ГТГ), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба – в ГРМ).
Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое.
Были две абсолютно разные фигуры того же мальчика. Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии. А тут – радость. В 1874 – 1875 и 1878 – 1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880 – 1885).
Жил в Петербурге и Москве. Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). Матэ. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. В эти несчастные пропуски он писал пруд («Заросший пруд. Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909) среди учеников – П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.
Домотканово», 1888 «Октябрь. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Мать Серова, Валентина Семёновна (урождённая Бергман), была талантливой пианисткой. Первое название картины звучало просто – «Портрет Веры Мамонтовой».
Портрет И. И. Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910 – 1911). Вскоре после этого B. C. Поездка в Рим и Париж. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса).
С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации. Поездка с женой в Италию. 1905. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. После знакомства с мужем она бросила консерваторию, увлеклась революционными идеями «шестидесятников», следовала убеждениям нигилистов. С сентября десятилетний художник начал посещать гимназию Кара Мая в Санкт-Петербурге.
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893.
Биография знаменитого художника определялась в значительной степени моментами из ранних лет жизни. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). Поездка в Германию. 1903. Сам Серов объяснял ее позу и выражение на портрете словами: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо».
В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. Вопрос нерешаемый.
С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Коровина (1891), И. Е. Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911). такую же безмятежность. Он рос среди людей, для которых самым главным в жизни было искусство.
Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. На портрете он предстает в артистическом амплуа с головой, гордо поднятой вверх, одетой в берет.
1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). Цельный нераздробленный силуэт актрисы воспринимается как скульптура или колонна, шлейф длинного платья — как постамент. Многие же воспринимали «Петра» как карикатуру. Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды. Лесков (1894, ГТГ).
Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Серов считал его мнение даже авторитетнее мнения Репина. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. «Девочка с персиками», как я назвал в свое время этот портрет-картину, давно уже вошла в золотой фонд русского искусства.
«Девочка с персиками» – лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение – человека. – Что надоело. Картина вышла вовсе не школьная, а – грандиозная, хоть и не большая по размерам. Портреты Ф. Таманьо, К. А.
Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова. Рождение сына Михаила. 1897.
В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Репина (1892), И. И. В картинах на мифологические сюжеты (Одиссей и Навзикая, темпера, 1909-10, ГТГ и ГРМ Похищение Европы, темпера, 1910, ГТГ) Серов, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Серов традиционен в истории русской живописи его можно было бы назвать сыном Репина. Как вспоминал один из мемуаристов, Серову в Академии попросту надоело. Большего контраста невозможно придумать.
Он рано начал учиться рисовать, учился у многих художников (у австрийского художника Кёппинга, у Репина, в Академии художеств у Чистякова), рано выучился и стал самостоятельным. Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Выходит из состава преподавателей МУЖВЗ в знак протеста против отказа допустить к занятиям скульптора А. С. Голубкину ввиду ее "политической неблагонадежности". А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом.
Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. «Прошло свыше шестидесяти лет с тех пор, как написан портрет, — писал И. Грабарь.
Таковы «А. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же). Дервизом. 1885. В 1890-х – начале 1900-х гг.
Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. – Стены вот, коридоры.
Женитьба на О. Ф. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Они работали одновременно и оба – по первоисточникам венецианского Возрождения. Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея).
Кроме музыкантов в их доме бывали Антокольский, Репин. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Он также увлеченно пишет детские портреты.
В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же). После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей). Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. В 1900-е гг.
Это становится понятным не только по манере письма. Самому художнику в это время было 23 года. Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др.
Итак, в первых рядах оказался художник Валентин Серов. Серов видел Петра ужасным, а не «слащавого оперного героя и красавца», как он писал. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Мамонтовыми. Но и Чистяков любил Серова и гордился им. Истосковавшись по работе, он возвращается в Москву и сразу же едет в Абрамцево, где и был создан шедевр «Девочка с персиками».
Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Спустя год, Валентин вернулся в Россию и поселился в Абрамцеве летом, где написал натюрморт «Синяя ваза». Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге).
В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Возвращение в Россию. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Знакомство с А. Н. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. заменялся кодексом. Творили Репин, Суриков, Поленов, Левитан. Серовы жили открыто их дом всегда был полон гостей. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12.
Валентин Серов вышел из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович. Ведь именно картина «Девочка с персиками» принесла художнику известность. Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея). Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование.
Встречается с Л. Н. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. Начало систематических занятий с И. Е. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов.
Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. В начале июня В. А. Серов был избран в совет Третьяковской галереи, созданный после смерти П. М. Третьякова. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде.
В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Самое счастливое время (со слов самого русского художника) была весна 1887 года, проведённая в Италии. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14.
Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея). Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Становится преподавателем МУЖВЗ. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, – вот, в сущности, тема картины.
Поездка в Вену и Италию с И. С. Очень достоверно передана обстановка комнаты. В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Похоронен на Донском кладбище в Москве. В «Девочке с персиками» изображена дочь С. И.
"Октябрь. Самое сильное и интенсивное пятно — лицо актрисы. Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд. Избран действительным членом венского Сецессиона.
У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная. Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства». Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове.
Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета.
И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887г. ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить «свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров». Одна из лучших композиций – темпера «Петр I» (1907г. ). Мая. 1876. Живет с матерью в Мюнхене. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки».
Приходилось брать – у Врубеля гроша денег не было. Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения. Дервиза Домотканово. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году.
Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. Поездка в Мюнхен и Голландию. Не поладив с директором учебного заведения, ушла и начала брать частные уроки у Александра Серова, за которого в скором времени вышла замуж, несмотря на 26-летнюю разницу в возрасте. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника.
Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. Совсем портретчиком становлюсь. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью.
В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Так началась целая серия портретов императорской семьи.
В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Правда, больше всего понравились Валентину огромный пес и диковинные фазаны, разгуливающие по внутреннему двору композитора. Вот таким образом он и стал тем художником, который органично соединил искусство XIX и XX столетий. в зеркале у края холста). Репина, Т. А.
Работа шла ежедневно: только для «Девушки, освещенной солнцем» потребовалось не менее 90 сеансов. Трубниковой (1865-1927). 1893 год— Конец предыдущего года и первая половина текущего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи для семейного портрета Александра III были написаны портреты его детей. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву.
За картину «Девочка с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств, а второй портрет тотчас купил Третьяков. Искусствоведы писали о «подлинности» этой картины. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. Но, отвлекаясь от ужасов современности, он создал жизнеутверждающие, при всей их иронии и драматизме, образы родной истории.
Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. "Девочка с персиками". 1888. Александр Николаевич написал ряд популярнейших опер – «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила». Писал он темперой, чтобы картина не отличалась масляным блеском и лоском. У Врубеля – ночной, даже несколько траурный колорит, роскошь переходящая в царственную, яркая и тяжелая пышность Востока. В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы».
Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами.
В годы Революции 1905-07 Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Знакомство с К. А. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве.
В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. К примеру, творчество Врубеля было фактически не известно широким массам на тот момент, а сам он находился на большом расстоянии от столицы, в Киеве. После смерти отца (Валентину тогда было шесть лет) для Серова началась жизнь скитальца. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886.
Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Серова решено было отдать в обучение к Репину.
Римского-Корсакова (1898). Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Утренняя девочка и девушка в полдень.
На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Он был все время в пути.
Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени.
В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19. Юноша поселяется в семье художника в Москве и начинает усердно работать под его руководством.
В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками». Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Он слышал выстрелы, видел убитых.
Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. В 1906 году к Серову обратился известный издатель и книгопродавец И. Н. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет.
Да ещё и с издевательствами. Именно Третьякову принадлежит эпохальная фраза: «Большая дорога лежит перед этим художником» именно Третьяков дал начинающему Серову путевку в жизнь, став одним из первых ценителей и собирателей его произведений. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства.
Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16. Это произведение вместе с портретами М. Ф. Композиционным центром картины является лицо девочки, с лукавым взглядом, чуть искоса глядящей на зрителя. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Но сохранил своё видение жизненных ценностей художник Валентин Серов. Ее организовали разночинцы.
Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Начало занятий рисунком с Карлом Кеппингом, впоследствии известным офортистом и керамистом. 1874.
На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. На портрете княгини О. К. Орловой – роскошная гостиная, украшенная стильной мебелью и картинами в золоченых рамах, силуэт позирующей княгини с обнаженными плечами, остро выдающимся вперед коленом, в меховом манто и огромной, словно воронье гнездо, шляпе, лицо Орловой, красивое и холодное, образуют одно целое, по выражению И. Грабаря, образ «одной из последних русских аристократок при дворе последнего царя».
Им также был издан журнал «Музыка и театр». В феврале родилась дочь Ольга. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других.
1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры «Девушка, освещенная солнцем» (1888г. ). В отличие от крупноформатного живописного портрета Сергея Михайловича (1895), эскиз портрета Павла Михайловича (1899) невелик и выполнен в технике акварели, однако остается для нас одним из самых драгоценных свидетельств не только внешнего облика Третьякова, но и тончайших проявлений его великой и неординарной души.
Впрочем, Чистякову именно это качество ученика и нравилось более всего. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства».
В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Родился сын Георгий. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Биография художника получилась спокойной, без особенных всплесков, хотя с самого детства предпосылки были иными.
На рубеже 19 – 20 вв. – писал Серов из Венеции своей невесте. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Это случилось в 1871 году. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Морозовой и С. М. И ещё множество таких же примет, дат и переброшенных мостиков от одного события к другому. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв.
Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). Правильней всего на этот вопрос было бы ответить так: и то и другое. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.
Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Над образом Александра III Серов работал пофотографии.
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров.
Среднерусская природа с рощами, полянами, оврагами, перелесками, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи. Он приехал в Терноки к своему другу В. В. Также по просьбе Владимира Дервиза, написал портрет его отца, члена Государственного Совета Д. Г. Дервиза. В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Поездка в Париж. Картину «Дети» художник исполнил в то время, когда у него было много заказов, но он иногда писал для себя, как будто отдыхая от «повинности».
Детская тема играет важную роль в творчестве художника. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков.
Серов всегда и прежде всего портретист и в «Девочке с персиками» его влекла к себе живая и непосредственная девочка-подросток с густыми каштановыми волосами, смуглым румянцем и темными, подетски чистыми и ясными глазами, в «Девушке, освещенной солнцем»— задумчивая девушка, за спокойствием которой угадывается богатая внутренняя жизнь. Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора. В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул. Матэ был известным гравером, академиком, профессором Академии художеств.
В портрете Ермоловой идеал Серова выражается наиболее полнокровно и ярко. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Все переломы, все повороты в мире искусства словно запечатлены в том, что написал Валентин Серов. Бенуа. Рождение сына Антона. 1902.
15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. Картина «дети» создана в 1899 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907).
Лескова (1894), композитора Н. А. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Бакстом в Грецию и на Крит. Коровиным.
Радость беспричинная. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Переезд с матерью в Киев. 1878. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Мамонтова, И. Е. Своего рода памятный знак этих пристрастий – поливное блюдо изображенное в Девочке с персиками. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим.
А. Коровин» (1891), «Ф. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897г. ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899г. ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Смерть отца. 1872. Одновременно Серов писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин, в которых стремился раскрыть их душевную непосредственность и чистоту (Дети, 1899, ГРМ Мика Морозов, 1901, ГТГ). Таманьо» (1891), «Н.
Осенние и зимние тропинки и дороги изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми. Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, – оба в ГТГ многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, ГТГ, ГРМ и других собраниях). Орловой. Лишь через три года занятия с Репиным продолжились. В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф.
Среди них были и приближенные императора. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Биография его тем не менее поворотными событиями не богата.
В мамонтовский кружок в 1889 году Врубеля привел именно Серов. Поездка в Париж. 1907. А в 1900-м он рисует портрет Николая II. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Чистяковская педагогическая манера была весьма жестокой: он воочию умудрялся доказать ученикам их бессилие перед натурой, заставлял рисовать детские кубики, подвергая насмешливой беспощадной критике каждый неточный штрих. В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера.
В ореоле струящегося света мягко вырисовывается «девочка в розовом» с приколотой к черному банту красной гвоздикой. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения.
Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. Девочка на фоне персидского ковра написана за год до Девочки с персиками. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком).
Поездка с Л. С. Получает звание академика живописи. 1899. Н. Ермолова», 1905 «Ф. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Влиянию Чистякова Серов обязан и своей вдумчивой манере письма: Чистяков не терпел легкости и приблизительности в запечатлении натуры. Становится членом "Мира искусства".
В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Через год Серов пишет «Девушку освещенную солнцем», натурой для которой была его двоюродная сестра. Гиршман. 1908. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки.
На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Абрамцево), с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшим произведениям раннего периода (Девочка с персиками, 1887, Девушка, освещённая солнцем, 1888, – оба в ГТГ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 90-х гг. Остроуховым, М. С.
1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Моделью для картины послужила 12-летняя дочь Савы Мамонтова – Вера. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Рождение дочери Натальи. 1909.
Просто так. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион.
Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Домотканово», 1888г. ). Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Здесь описано более длительное состояние природы и человека – явный постимпрессионизм. Работа над полотном шла три месяца.
После усмирения», «1905 год. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Произошло это спустя пять лет после поступления. Знакомство с семьей Мамонтовых. В 1890-е годы Серов много путешествует по городам России, работая над заказными портретами. Героическая эпоха Петра, суровая и небывалая, завладевает воображением художника.
В 20 лет он бросил Академию, а в 22—23 года стал известным живописцем – автором великолепных картин «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» – портреты Верочки Мамонтовой и Маши Симонович, двоюродной сестры художника. Биография Крамского окончилась – умер великий портретист, символ на знамени реализма передвижников, – и тут же написана картина Девочка с персиками (1887), словно наследство от автора Неизвестной получено. Краткая биография того периода может быть выражена двумя словами – жизнь кочевая. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Биография, личная жизнь могли бы сложиться радужно и блестяще. Здесь они спокойно созерцают что-то в мире своих безмятежных детских фантазий.
Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Девочка с персиками и Девушка, освещенная солнцем сделали Серова знаменитым. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд".
И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова.
После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге.
От него ждали аналогичного началу и продолжения: столько же солнца. А где можно было брать основной материал. Домотканово, 1888, ГТГ). Нет, Савва Иванович был себе на уме. Виды на урожай 1906 года» (1905г. ).
Здесь молодой художник завоевывает уважение, его талант вызывает восхищение. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов.
Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Ему неизвестно было чувство удовлетворенности. Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу).
Вскоре Серов покидает академию. С той же свободой и безупречным видением цвета написана и «Девушка, освещенная солнцем»: светлая блуза с цветными тенями, нежно-зеленоватыми и перламутровыми рефлексами листвы, голубые отсветы юбки на руках. А уж время для его жизни выпало на события чрезвычайно богатое.
Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Но в этом жанре – пленэрном – Серов уже всё показал, что хотел. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. Наезжал в Абрамцево. Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 80-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным, широким мазком.
Это говорит о том, что во времени, где жил художник Валентин Серов, биография его отмечалась творчеством, а не бытовыми подробностями. Возвращение в Москву. Левитана. Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением.
Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. «Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова.
Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а затем и картина «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905г. ), «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана» (1905, Гос. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд.
В 1899 году Серов побывал на побережье Финского залива. Художник отказывается от подробностей обстановки, многоцветья богатой палитры: скупой и сдержанный по цвету и формам интерьер зала, члененный прямыми линиями и фигура в черном — цветовая гамма сведена к контрастам и единству черных и серебристо-серых тонов. В 1875 году Серовы – мать и сын – вернулись в Россию. Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге.
(«Н. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ.
В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Сыновья Серова Юра и Саша охотно позировали отцу и при всей их похожести друг на друга художник сумел всё-таки передать разницу – позами, жестами. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Но, по свидетельству мемуариста, Врубель не нравился тогда: находили его диким, непонятным, а именно Серова признавали.
Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. Был написан портрет императора Николая II. мастерство Серова-портретиста достигла апогея.
Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». А в 1887 году в Абрамцево появляется полотно «Девочка с персиками», на котором изображена 12-ти летняя дочка Мамонтовых Вера. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».
Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Вот таким образом немудрено, что Серова окружающие любили. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания.
Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях). Но иначе работать Серов не умел, да и не хотел. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага. за этюд с натуры».
В шесть лет его постигла первая утрата – умер горячо любимый отец. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье».
У генерала (отца модели) в доме висело два портрета дочери, писанных одновременно – Репина и Серова. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». А кар тины кажутся созданными, что называется, на одном дыхании. Переезд с матерью в Париж. Когда же Врубель запротестовал, Мамонтов ему сказал: Бери, а потом ничего не дам.
Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. С 1900-х гг. Поездка в Берлин и Париж. 1910. Круг друзей Серова сложился помимо Академии. 18 февраля вместе с В. Д.
В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова и это потрясло его. Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. и Ю. С.
Портрет O. K. Обучение в гимназии К. И. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Портретов Репина у Серова очень много, вот этот – один из самых известных. На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками».
«Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства. Репина.
В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников. В 1874 году Валентин Серов вместе с матерью переехал в Париж и начал заниматься у И. Е. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни.
«Он слышал выстрелы, видел убитых. С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Серов Валентин Александрович (1865-1911), русский художник. Передвижники), Серов вынужден был много работать над заказными, как правило, парадными портретами (великого князя Павла Александровича, 1897, ГТГ С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в ГРМ), в которых всё более последовательно использовал линейно-ритмическое построение композиции и декоративные цветовые сочетания. Петр I Портрет Г. Л. Далее, он практически стал членом семьи Репиных. Левитана (1893), писателя Н. С.
Он создаёт серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты – М. Горького, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, уголь, 1905, – оба в ГТГ). Рождение сына Александра. 1894. Мать будущего художника также была известной личностью. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы.
Мазини» (1890), «К. Это было открытием, которое, конечно же, не все восприняли адекватно.
Он изобразил своих старших сыновей. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Рождение сына Георгия. 1895.
1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Еле уловимая полуулыбка делает особенно привлекательным её смуглое и нежное лицо с быстрым взглядом живых карих глаз.
Но зрителю знаком именно образ созданный Серовым. Коровина зачастую Мамонтов заставлял дожидаться в передней. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М.
Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Мамонтова Веруша. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Домотканово, 1895, ГТГ Баба в телеге, 1899, ГРМ).
Иначе. Продолжение занятий с Репиным. 1880. Своё «настоящее» название картина получила на VIII периодической выставке в Москве, прошедшей в декабре 1888 года. Непризнанным в то время был и Константин Коровин. Коровина. 1892. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей.
Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911г. ), который, по свидетельству дочери Серова, «все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана». Он родился в Петербурге 7 января 1865 года в музыкальной семье, принадлежащей к творческой элите российского общества. Серов казался между ними просто любимцем богов. Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909).
Сама картина написана в холодных голубоватых тонах. Коллеги-передвижники были не столько возмущены, сколько обескуражены. Серов искал больше, чем другие. В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. Портрет, написанный на одном дыхании, отражает молодость, чистоту, радость жизни. Избран членом ТПХВ.
Поездка в Крым и Сочи с В. Д. От Чистякова эта серовская вдумчивость письма. В кружок, организованный Мамонтовым, Врубеля впервые привел Серов, однако он долгое время не был по достоинству принят и оценен публикой, оставаясь немного непонятным и диковатым. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Весна и лето.
Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888 – 1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Вернувшись в Москву, в 1886-м художник рисует этюд «Зима в Абрамцево», а также несколько портретов, включая и портрет Трубецкой. Избран действительным членом Академии художеств. 1904.
Но ведь подлинные продолжатели традиций не останавливаются на месте, а идут вперед и ищут. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича).
Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. Два года семья, главой которой стал новый муж матери Василий Иванович Немчинов, прожила в Киеве, там Валентин посещал гимназию и продолжал учиться рисованию. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». Известная картина «Пётр I» исполнена в 1907 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился).
В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Вот таким был Валентин Серов. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель.
Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10. Детство Серова прошло в артистической среде. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды.
В доме Серовых всегда было шумно и весело. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор. Официальное оформление выхода из Академии художеств. У него и правда всё шло хорошо – даже в личной жизни, что редкость. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. «Серов был реалистом в лучшем значении этого слова, — писал В. Брюсов.
Я только высмотрел, подметил». Свет играет яркими пятнами на всех предметах и на скатерти, поражая цветовыми переливами. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет.
Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Турчанинова (1907), М. Н. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру.
Репиным.