Диего Веласкес краткая биография на украинском языке великого испанского художника изложена в этой статье. В статье «Диего Веласкес: биография и творчество, видео» краткая биография художника и описание нескольких его картин. Картины и биография Диего Веласкеса.
Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Так, если говорить о зарубежных художниках, то Иероним Босх и Тициан, которым благоволил король Филипп II, «проиллюстрированы» здесь лучше, чем в любом другом музее мира.
Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо). Так, венецианский художник и писатель Марко Боскини, встречавшийся с Веласкесом, писал, что это был «прекрасно образованный и воспитанный человек, обладавший чувством собственного достоинства». «Портрет Франсиско Лескано» представляет нам несчастного человека, страдающего – по всем признакам – болезнью Дауна «Дон Хуан Калабасас» – горбуна, улыбающегося бессмысленной улыбкой («калабасас» в переводе с испанского означает «тыква»).
Именно в этой школе молодой Веласкес получил свою первую техническую подготовку и эстетические навыки, в ней же подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном. С 1622 года он возглавил правительство. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Эти картины запечатлели короля в разные годы его жизни: от юности до старости.
Впоследствии оно только увеличивалось.
Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Веласкес Диего, великий испанский художник. У него, правда, есть некоторая «специфика» – здесь представлены в основном «детские» портреты Веласкеса, запечатлевшие королевских отпрысков. В то время она украшала библиотеку дворца-монастыря Эскориал, расположенного неподалеку от Мадрида, но вполне вероятно, что до этого портрет изрядно «попутешествовал».
Некоторые из них — например, два конных портрета — в мае 1627 года были отправлены герцогу Гонзаге в Мантую его мадридским посланником, а некоторые погибли при пожаре 1734 года. Его самобытная манера складывалась естественно, как бы исподволь, без метаний и разочарований. На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. В Ватикане Веласкеса благосклонно принял новый папа римский Иннокентий X, заказавший художнику свой портрет. В 1834-1835 гг.
Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
То же и портреты Веласкеса. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Можно подумать, что эти работы созданы двумя абсолютно разными художниками. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников — художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Именно в этой школе молодой Веласкес получил свою первую техническую подготовку и эстетические навыки, в ней же подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо.
Вокруг этой картины существует множество споров: по одной версии, художник хотел показать обыденность и приземленность божественного образа, по другой, на картине изображена Фламиния Тривио – итальянская художница и возлюбленная Веласкеса. На рубеже 1630-1640-х годов он создал знаменитую серию, состоявшую из четырех картин. Вскоре после отъезда Рубенса Веласкес упросил короля дать ему разрешение на эту поездку, длившуюся с августа 1629 года по январь 1631 года. Этот портрет – одно из немногих произведений, подписанных Веласкесом (среди других подобных вещей отметим портрет папы Иннокентия X). Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Так же немалую пользу в жизни художника принесла встреча с Рубенсом, в качестве дипломата в 1628 году прибывшим в Мадрид.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. На религиозном полотне у него запросто появлялись натуралистические детали, «запрещенные» в традиционной религиозной живописи.
Художник же как мог оттягивал отъезд. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков». Теперь штрих художника становится прозрачнее, палитра же – светлее. Этот конкурс помог изменить устоявшиеся вкусы королевского двора, отказаться от приверженности старому стилю живописи и проникнуться новой игрой красок. Создать ее Веласкес мог как сразу после возвращения из Италии, так и во время своей второй поездки туда.
Четыре с лишним десятилетия длилось сотрудничество (вскоре переросшее в дружбу) короля и живописца. По словам Франсиско Пачеко, Веласкес с юных лет кропотливо работал над рисунком. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629).
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Реальные пряхи работают в реальной мадридской мастерской, обслуживающей королевский двор, а на стене висит изысканный гобелен (плод их работы) со сценой, сюжетом дм которой взят фрагмент «Метаморфоз» Овидия. В первый раз это произошло в 1615 году, его избранницей тогда стала французская принцесса Изабелла Бурбонская (она умерла в 1644 году).
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. В 1617 получил звание мастера. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Он увидел картины великого Тициана, которые произвели на него глубочайшее впечатление.
Новым жанровым предпочтениям соответствовала новая техника. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Искусствоведы долгое время относили их к позднему периоду творчества художника, датируя 1650-51 годами (временем второго визита в Италию), однако новейшие исследования показали, что оба пейзажа созданы во время первой итальянской поездки художника, то есть двадцатью годами раньше.
Что же до сохранившихся рисунков, то они в который раз демонстрируют выдающееся мастерство художника. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Вообще, полотен, написанных позже XVIII века, мы обнаружим в музее не слишком много. Автор прописал её очень крупно и реалистично, а уверенность и точность движений он передаёт при помощи изображения крупных рук с закатанными рукавами и широкой спины.
Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Последним событием, в котором Веласкес принимал участие, стало устройство брака между Людовиком ХIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезией, заключённого в честь Пиренейского мира 1660 года, положившего конец долгой вражде между Испанией и Францией.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Есть в ней что-то от радости долгожданной встречи. Севильский период в творчестве художника Веласкеса определяется с 1617 по 1623 год.
Покидая Севилью, художник взял с собой свой лучший, по общему признанию, бодегонес «Водонос», 1620. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию.
Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Менин часто называют картиной создания картины.
Кроме этого, сохранилось несколько превосходных копий, выполненных в мастерской художника. Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню.
Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Модернизация его техники диктовалась высокими – вообще говоря, духовными – задачами.
Антонио Паломино, автор книги «Жизнеописания испанских живописцев» (1724), отмечал, что в доме Пачеко, который современники называли «академией», «собирались величайшие умы Севильи». Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку.
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Костюм, в котором здесь изображен король, давно стал знаменитым. Луки и общества виртуозов Пантеона. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки.
Если рассматривать картину вблизи, то она превращается в набор хаотических мазков краски стоит же отступить на пару шагов назад и эта художественная «какофония» волшебным образом преображается в сверкающее серебром одеяние. В 1649 году, спустя пять лет после смерти Пачеко, увидел свет его трактат «Искусство живописи», в целом законченный еще в 1622 году и суммирующий опыт педагогической и творческой деятельности автора. В своей художественной работе Пачеко пытался сочетать две линии – романтического «равнения» на ренессансные образцы и своеобразного реализма, сильно отдающего так называемым «караваджизмом».
Эта не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на венценосного заказчика, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. В 1617 году Веласкес был принят в гильдию живописцев Святого Луки в Севилье. Успех сопутствовал художнику на протяжении всей жизни.
Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо. Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Но они никак не проявили себя. Каганэ. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623 году Веласкес вернулся в Севилью.
Картина представляет собой групповое изображение королевской семьи и двора. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
Хотя резкая экспрессия картины противоречила ее парадному, официальному предназначению, король пришел в восторг от работы Веласкеса и велел выставить картину в одном из дворцовых залов для всеобщего обозрения. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Картина «Непорочное зачатие», ок. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Знакомство с королевским собранием картин (преимущественно итальянских художников, в том числе Тициана), встречи с П. П. Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию мастерства Веласкеса. Справа представлен его рисованный портрет кардинала Борджиа. Во-первых, его картины никогда не покидали залов королевского дворца, куда, естественно, допускались немногие.
Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. Характерно, что четкую границу между этими двумя жанрами он не обозначал и они порой «взаимопроникали».
Если говорить о немногих исторических картинах Веласкеса, то его «Сдача Бреды» – по своей реалистической точности – сравнима с цветной фотографией, но ценность этой работы заключается не в ее «фотографичности», а в гениальном композиционном решении. С неё было сразу же сделано немало копий. В. И. Хотя резкая экспрессия картины противоречила ее парадному, официальному предназначению, король пришел в восторг от работы Веласкеса и велел выставить картину в одном из дворцовых залов для всеобщего обозрения. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Его родители, заметив у своего ребенка наклонности к искусству, отвели его в мастерскую к известному художнику Ф. Эрреры. Рисует он опять же портреты.
Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало заметное влияние на живописца: его стиль стал более свободным и блестящим, колорит — менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Вскоре популярность Веласкеса возросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы. Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
Один из них представлен слева. Эта церковь XV века с недавних пор является собственностью музея. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Парадные конные портреты королевских особ бесстрастны, холодны и великолепны сдержанно-подчёркнутой красотой одежд, коней, величием пейзажа (первая половина 1630-х гг., Прадо).
Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. В 1649 году королевский выбор пал на его племянницу, совсем юную Марианну Австрийскую.
К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. Сохранилось около десятка подобных работ. Появляются картины Завтрак, Старая кухарка, Служанка-мулатка, Музыканты, Завтрак двух юношей, Водонос. Портреты, жанровая живопись исторические темы, религиозные картины, мифологические, во всём этом великому художнику нет равных.
К тому же периоду относятся исполненное красоты и свежести полотно Венера перед зеркалом (1648-49, Национальная галерея, Лондон) и, возможно, два пейзажа Вилла Медичи (1650-51, Прадо по другому мнению – около 1630), в которых художник с необычной для своего времени кажущейся этюдностью письма создал целостные образы природы. Точная дата его рождения неизвестна, но документально зафиксирован день крестин – 6 июня (в те времена младенцев было принято крестить сразу после рождения, то есть «около» этого дня будущий художник и родился). Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века). Немало он, будучи вхож в высокие круги, помог юноше и своей протекцией. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Филипп IV женился дважды. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) уроженцев Севильи Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца.
Художники – народ «проблемный». Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Отсюда и второе название картины («Миф об Арахне»), зафиксированное в инвентарных списках XVII века. Объясняется это просто – подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией. На ней была изображена одна из самых трагических страниц испанской истории – изгнание из страны всех, кто имел арабское происхождение.
Некоторые современные исследователи оспаривают «рабское» положение Парехи, ссылаясь на документ, датированный 1630 годом, где тот именуется «художником». Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию.
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Уже в двенадцатилетнем возрасте подросток окончательно решил стать художником. У её босых ног лежит кошка. Она была очень успешна. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». При этом испанская живопись – главное сокровище музея Прадо.
Изображает сцену передачи ключей от города. Имена их – за исключением Хуана дель Мазо, зятя художника, – неизвестны. Огромную роль в судьбе Веласкеса сыграл его тесть – поэт, художник и теоретик искусства Франсиско Пачеко (1564-1644). Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Впрочем, не бывает правил без исключений.
В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана). Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654).
Диего получил хорошее образование. и о наличии вакансии на это место. «Менин» часто называют «картиной создания картины». Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника— но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». Он никогда не жил в нищете, не имел явных врагов, не знал творческих кризисов. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Для расширения своих творческих возможностей в 1629-1631 г. г.
Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. На этом фоне выделяется лондонская Национальная галерея, владеющая девятью работами великого испанского живописца.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
По сюжету молодая кухарка отрывается на минуту от приготовления пищи, повинуясь жесту старой женщины, указывающей ей на висящую на стене картину. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Да и поздние, дошедшие до нас, произведения этого жанра можно пересчитать по пальцам. Впоследствии оно только увеличивалось. Художник Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения.
Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Первым среди испанских художников Веласкес был посвящен в рыцари, что явилось знаком признания его заслуг перед родиной и искусством.
Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. И портрет удался. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Пачеко вспоминал, что был «восхищен его (Веласкеса) добродетельностью, честностью и талантом и с радостью отдал ему в жены свою дочь». Звание мастера он получил в 1617 году. Картина смотрится на удивление современно, напоминая опыты импрессионистов. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Каганэ. Взошедший на престол шестнадцатилетний король Филипп IV сменил практически все придворное окружение своего отца. Однако и это не помогло. На портретах Веласкеса король изображен по-разному: в одних случаях – по пояс, в других – в полный рост («Портрет Филиппа V»).
Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Это произошло 6 августа 1660 года. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. После возвращения художник много работает, тридцатые годы стали самым плодотворным периодом его творчества. Годом позже он женился на дочери Пачеко, совсем юной (тремя годами моложе своего мужа) Хуане. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо).
Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника — «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид). Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины», «Пряхи» (1657) — обе в Прадо. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Пейзаж встречается у Веласкеса и в качестве фона – это касается нескольких королевских портретов и охотничьих сцен – подобных «Королевской охоте на кабана». Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Севильское землячество при королевском дворе в Мадриде обладало большим весом, чему немало способствовала деятельность Гаспара де Гусмана Оливареса имевшего обширные поместья в Севилье и бывшего с 1615 года камер-юнкером инфанта, будущего короля Филиппа IV. Наполеоновские солдаты умудрились даже ободрать свинцовые листы, покрывавшие крышу. Если «верить» веласкесовской библиотеке, включавшей в себя и «разноязычные» поэтические сборники, то ее хозяин читал на итальянском испанском языках и на латыни. Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velбsquez) (1599-1660) испанский художник.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Веласкес – редкое исключение из этого правила. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Эти качества позволили Веласкесу сделать и административную карьеру. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
Есть среди них и конные портреты короля – такие, как «Филипп IV на коне». Отметим, что это свидетельство никак нельзя назвать полным – славен был этот парк, помимо прочего и как традиционная «площадка» проведения дуэльных поединков и как укромная «точка» для случайных любовных связей. Главной фигурой со всей силой своего озорного обаяния, является маленькая инфанта Маргарита, которая ворвалась в студию Веласкеса, сопровождаемая придворными дамами, карликами и собаками, в ворохе юбок, плащей и лент, в то время как он был полон решимости нарисовать короля и королеву, чьи единственные лица и являются четкими, отражаются в зеркале на стене фоном, где видны две большие мифологические картины, одна – Рубенса, другая – Джорданса, также висящие на стене. Архитектурный проект здания выполнил Хуан де Виллануэва (1739-1811), адепт строгого неоклассицизма, самого модного в то время в Европе художественного направления.
с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Первые года обучения он провел в местной монастырской школе, как и все мальчики его возраста. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. К сожалению, ранние рисунки художника не сохранились. В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение действительности во всём её богатстве и противоречивости, целостность её образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы.
До 1623 Веласкес работал в Севилье. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. 1625 год. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV. Типичный пример веласкесовской «картины в картине», когда миф служит поводом для изображения сцены из современной жизни. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
Слухи о молодом мастере достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Веласкес работал над украшением нового дворца Буэн Ретино.
Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Спроектировал пристройку Рафаэль Монео (год рождения – 1937) известный тем, что в 1990-е годы по его же проекту построили Музей современного искусства в Стокгольме.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами.
После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – «Венера из Рокеби». В том же году Веласкес женится на Хуане, дочери своего учителя Пачеко. Подпись – своего рода оценка художником собственного труда.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Последнее условие Веласкеса, мечтавшего о рыцарстве, ставило в затруднительное положение. Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма прескверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Испанское слово «бодегон» означает дешевый трактир или харчевню – соответственно к жанру бодегонес относились картины изображающие сценки из жизни занятых едой и питьем простолюдинов.
В переводе с испанского, «прадо» означает «луг», а применительно к топографии Мадрида – это старинный парк известный с XVI века. Нейтральный фон обладает глубиной и воздушностью благодаря соотношению валёров тёмные тона одежд направляют внимание зрителя на ровно освещённые лица. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Филипп IV без своего фаворита чувствовал себя неуютно. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых тонов – эмоциональный ключ к пониманию жёстко-правдивого образа папы Иннокентия X (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию (конец 1648 – середина 1651). Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Возводили громадное здание около 20 лет, но, прежде чем успели его «заселить», оно оказалось разграбленным французами, оккупировавшими Испанию в 1808 году.
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид. Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. Именно в этой школе молодой Веласкес получил свою первую техническую подготовку и эстетические навыки, в ней же подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью.
Совсем молодым человеком (ему не было еще 25 лет) Веласкес оказался при дворе испанского короля Филиппа V должности придворного живописца, которую отправлял до конца своих дней. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Там его избрали членом римской Академии св. Это решение оспорил король Филипп IV. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Практически ничем не отстает от нее венский Художественно-исторический музей.
В 1623 году в биографии художника Диего Веласкеса происходят изменения. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Именно Пачеко учил юного Веласкеса «во всем следовать природе». Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Это объяснимо. На одном из самых знаменитых портретов Веласкеса запечатлен Хуан де Пареха (ок. и о наличии вакансии на это место. Он представляет собой излюбленное место отдыха горожан. Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса.
А обрабатывать эти детали Веласкес умел мастерски, достигая такого уровня реализма, что зрителю хотелось (да и сейчас хочется) потрогать изображенный предмет. Строгая темная гамма оживлена изысканными сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого.
У Диего и Хуаны родились две дочери: Франсиска (в 1619 году) и Игнасия (в 1620 году). Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
С 1622 года он возглавил правительство. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Им стал Франсиско Гойя.
Помимо живописных полотен, музей располагает обширной коллекцией скульптур, рисунков (в том числе и довольно редких рисунков Веласкеса) и произведений прикладного искусства (мебели, керамики, монет и пр. ). В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу, чтобы взглянуть на знаменитый Эскориал (там хранилось богатейшее живописное собрание, а сам дворец называли «восьмым чудом света») и прощупать почву на предмет приличного «трудоустройства». Характерно – они выполнены черным мелом широкими мощными штрихами, живо напоминающими знаменитые мазки кисти Веласкеса.
С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Этот факт нам многое говорит о характере самого автора. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Во-вторых, жанр портрета в тогдашней испанской живописи находился на положении пасынка гораздо большей популярностью пользовались религиозные сюжеты, да и стилистика в ходу была более эмоциональная (не без налета легкой сентиментальности), нежели у Веласкеса.
Этот, одобренный в 1787 году королем, проект предусматривал, что в новостройке будут соседствовать академия наук (для нее отводился первый этаж) и естественно-исторический музей (на втором этаже). Иногда фон вообще выбирался условный. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Несмотря на то, что в рафинированной художественной среде сам жанр считался «низким», Веласкес подходил к работе над бодегонес со всей серьезностью.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Именно Рубенс убедил Веласкеса поехать в Италию. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал.
Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало. Как не так давно выяснилось, удерживали его в Риме не только дела. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegon — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Диего Веласкес оставил яркий след в истории мирового изобразительного искусства. В картине Сдача Бреды (1634, Прадо), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, проявились гуманистические тенденции творчества Веласкеса (человечность, этика отношений победителей и побеждённых), присущая ему как историческому живописцу объективность. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес.
С неё было сразу же сделано несколько копий. В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана.
Филипп V (1605-65) изображен на двенадцати дошедших до нас портретах Веласкеса. В 1628 году, Питер Пауль Рубенс приехал ко двору в Мадриде по дипломатическим делам. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Первые сведения об этой картине относятся к XVIII веку. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. «Картина изображает обнаженную женщину, – описывал свое приобретение первый ее владелец, – лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок».
Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Тот без раздумий принял это предложение. Именно эти короли приобретали полотна, составившие неразложимое музейное «ядро». Карьера Веласкеса закончилась на его самой выдающейся работе – Менины. В 1774 году (шла эпоха Просвещения – с ее трепетным отношением к рациональному, преимущественно естественнонаучному, знанию) по распоряжению короля Карла III и в рамках задуманного им благоустройства города (именно в это время в Мадриде появились, например, первые уличные фонари) в парке заложили ботанический сад, а чуть позже построили рядом здание, в котором предполагалось разместить академию наук.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Примером тому может служить виртуозно написанная картина «Мулатка» (другое название – «Ужин в Эммаусе»). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. В своих «Жизнеописаниях испанских живописцев» Антонио Паломино характеризовал Пареху как «полукровку неизвестного происхождения, который был рабом Веласкеса и сам пытался писать». В 1868 году в Испании произошла революция. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату— кардиналу-инфанту, уступить очередь позирования. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Менее чем за три года у них родились две дочери из которых выжила только одна, Франциска. На протяжении девяти месяцев крупнейшие художники XVII века интенсивно общались.
Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Впоследствии оно только увеличивалось.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Тот без раздумий принял это предложение. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Отсюда появилось большое количество завистников. По второй, наоборот инфанта со своей свитой пришла в гости во время позирования короля и королевы художнику. Какого-то серьезного влияния на современных ему художников Веласкес не оказал. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Этот конкурс помог изменить устоявшиеся вкусы королевского двора, отказаться от приверженности старому стилю живописи и проникнуться новой игрой красок. Высказывались мнения, что моделью для образа Святой Девы послужила юная жена художника (а быть может, тогда еще невеста), Хуана.
Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. В последние годы жизни Веласкес написал самые знаменитые свои картины: Лас Менинас (Фрейлины 1656) и Пряхи (1657 – обе в Прадо.
Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Эту работу он подарил одному из вельмож, помогавшему столичному неофиту на первых порах. «Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа.
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Веласкес стремительно отправился ко двору, остановился в доме своего друга капеллана и написал его портрет. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
От первого брака у короля было двое детей, переживших детский возраст от второго – пятеро (среди них и будущий наследник испанской короны, Карл II). В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Художник неустанно писал прославившие его портреты, создал ряд полотен религиозного и мифологического содержания.
Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. В Лас Менинас, отличающихся смело развёрнутой композицией, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отражённой в зеркале в глубине зала) предстаёт как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). На первой из них Филипп еще не вышел из юношеского возраста ему – около 17 лет.
О Хуане мы практически ничего не знаем – за исключением разве что того, что она позировала Веласкесу для его ранних религиозных полотен. В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Свои названия – «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» – эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир.
Мадридский период художника Веласкеса (1623-1649), помимо традиционных портретов, замечателен созданием «античных» картин (Вакх или пьяницы, Кузница Вулкана, Триумф Вакха). До 1623 работал в Севилье. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
25 мая 1651 года художник покинул Италию. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.
В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет. Внимание к мельчайшим деталям и фрагментам отличает все творчествоживописца и это относится также к исторической картине «Сдача Бреды», стоящей в первом ряду мировых произведений этого жанра. Детские портреты, созданные художником, удивительны по своему настроению и цветовой гамме (в качестве примера приводим «Портрет инфанты Маргариты в красном платье»). Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь.
Работа была признана лучшим историческим произведением западноевропейской живописи. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Мазок у начинающего Веласкеса был густым, но гибким, а в палитре преобладали темные тона.
В картине «Менинах», наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Мало у кого из его собратьев по цеху жизнь сложилась столь же счастливо. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. Правившая в то время королева Изабелла II лишилась трона и бежала из страны. Его фасад сохранился в первоначальном виде, хотя внутренние помещения неоднократно перестраивались и модернизировались. – все 1631-48, Прадо).
Затем он отправился в Толедо, чтобы увидеть работы Эль Греко и других художников этого города, в том числе Педро-де-Oрренте (1580-1645) и Хуана Санчеса Котана (1561-1627). В зрелом возрасте он предпочитал писать картины непосредственно на холсте, не делая предварительных набросков и внося необходимые поправки «по ходу дела». Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е).
Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма скверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
Во время своей первой итальянской поездки знакомство с творчеством Тициана продолжилось. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. «В свете подобного толкования, – пишет В. И.
Эта книга, с одной стороны, является ценным источником многих фактов биографии Веласкеса (равно как и других живописцев той эпохи), а с другой, представляет собой свод основных правил тогдашней живописи. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Портрет на долгие годы становится его основным жанром.
При дворе онделает успешную карьеру и пишет портреты членов королевской семьи. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Героями трех из этих работ стали карлики.
В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса. А сдав успешно экзамен – получил звание мастера. В 1623 Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
Культ Девы Марии распространен в Испании как ни в одной другой христианской стране. Да, Веласкес работал в собственной мастерской, воспитывал собственных учеников. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (Хуан Матеос, около 1632, Картинная галерея, Дрезден Герцог Оливарес, около 1638, ГЭ Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Картины пропитаны большим психологическим смыслом. В картинах Вакх (Пьяницы до 1630), Кузница Вулкана (1630, обе – в Прадо) мифические образы Веласкеса объединил с грубоватыми, земными образами людей (Вакх и фавн, пирующие в обществе бродяг), наделил их естественным поведением и реальными характерами (Кузница Вулкана). Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Он приобрел известность еще в юности. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Сохранилось несколько портретов, на которых видно, как постепенно она взрослела и как менялось ее лицо. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV.
Но сильнее всего его манила живопись. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины.
Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV имевший большой успех и вскоре получает звание придворного живописца. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. «Здесь и только здесь, – цитируем свидетельство, датируемое 1560 годом, – вы можете в полной мере насладиться как прохладным вечерним воздухом, так и звуками хорошей музыки». Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Среди них отметим: 1) дворянское происхождение (как по отцовской, так и по материнской линии) 2) отсутствие иудейских и мавританских примесей в крови 3) наличие состояния (кандидат – равно как его родители и деды – не должен был зарабатывать на жизнь своим трудом). Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Их судьбы зачастую трагичны. Севильский период Веласкеса отмечен необыкновенным интересом художника к этому жанру. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец.
Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
Великий художник Диего Родриго Веласкес предпринимает путешествие по Италии, где знакомится с произведениями Ван Дейка и Леонардо да Винчи, Тициана и Микеланджело, Веронезе и Тинторетто. bodegon – трактир, харчевня).
1625 год. Мастерство, проявляющееся в изображении ряда деталей (например, капли воды на кувшине), удивительно для столь молодого живописца, каким был тогда Веласкес.
Но это была лишь одна сторона медали. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет — «Вакх» или «Пьяницы» (16281629). Однако отражение это темно и неясно. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Картины, выполненные Веласкесом в Севилье до 1622, были нарисованы в стиле бодегонес (очень популярный жанр изображения сцен из повседневной жизни, кухни или сцены в таверне, в которых еда и питье играет основную часть), его первые портреты и религиозные композиции: Старуха, поджаривающая яйца, Трое мужчин за столом, Продавец воды из Севильи, Мать Жеронима де ла Фуэнте, Поклонение волхвов. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657). Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. 1608-1670).