Бидермейер (Бидермайер нем. Biedermeier)— художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах. Бидермейер (бидермайер1 нем. Biedermeier)— художественный стиль в немецком и австрийском искусстве (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах. Стиль Бидермайер (Biedermeier) — первый самодостаточный стиль среднего класса, возник в Австрии в период между Венским Конгрессом (1815 г. ), перечертившим карту Европы и революцией 1848 года. Все это основные составляющие оформления в стилеbiedermeier.
Стиль — бидермейер (biedermeier) очень многофункционален. Термин Biedermeier также использован, чтобы относиться к стилю часов, сделанных в Вене в начале девятнадцатого века. Из-за строгого контроля над публикацией и официальной цензурой, авторы Biedermeier прежде всего интересовались аполитичными предметами, как историческая беллетристика и жизнь страны. Оригинальный период Biedermeier изменился с политическими волнениями 1845–1848 (его дата окончания).
Самая большая коллекция венских картин Biedermeier в мире в настоящее время принимается Музеем Дворца Бельведера в Вене. Интерьер в стиле бидермейер (biedermeier) можно с полным правом назвать универсальным. Biedermeier) – художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815 – 1848 годах.
Biedermeier) – художественный стиль в немецком и австрийском искусстве (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815 – 1848 годах. Biedermeier) — художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах. Biedermeier)— художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах.
Бидермейер (бидермайер нем. Biedermeier)— художественный стиль в немецком и австрийском искусстве (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах.
Бидермейер это не только скромность и нейтральность, это еще и стабильность (а что плохого в этом ощущении. ).
Это мебель для жизни. Это делает интерьер не совсем буржуазным, но вполне немецким. Именно он оказался переходным стилем на пути к новым архитектурно-художественным формам интерьерного убранства, заложив и сформулировав те важнейшие позиции, на основе которых будет развиваться в дальнейшем искусство интерьера.
Распространение получают различные складные и раздвижные столы. вышел сборник стихов «Комические песни Бидермайера» (Biedermaiers Liederlust), переизданный в 1911г.
спинеты. Он ценился современниками, которые украшали видами городов стены своих домов.
Один из признаков бидермейер — это большой камин с широким мраморным покрытием. Художники Бидермайера не создали принципиально новых, оригинальных форм, они использовали старые элементы Ампира, австрийского стиля цопф (Stil Zopf), английского Классицизма, соединив их с лиричностью Романтизма, учитывая при этом и привычный уклад жизни немецкого бюргерства. Никогда ещё мебель не была столь «мебельной» по характеру, то есть свободной от архитектурных форм и чужеродного декора. Именно в это время кабинет хозяина дома становится его своеобразной визитной карточкой.
Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями. Характерным примером особняка в стиле бидермайер можно считать замок Тегель (Schloss Tegel, 1824 г. ) в Берлине, выстроенный К. Ф. Для изготовления мебели использовали гораздо больше пород, чем раньше.
Мастер бидермейера относился к своим героям с теплотой, но не идеализировал их. И хотя буржуазная философия этого стиля мало соответствовала общим настроениям эпохи, в России стиль бидермейер прекрасно вписался в интерьеры дворянских домов, помещичьих усадьб и даже царских дач. Эта одержимость миром внешним и вещным имела вместе с тем и глубокий внутренний смысл.
На столах могут стоять изящные вазы, статуэтки и шкатулки.
К началу XX века это понятие стало отождествляться с ностальгией по прежним временам. Однако если литературным фоном, определившим лицо времени, становится так называемый «тривиальный бидермайер», потоком уютно-безобидной и филистерски-простодушной беллетристики и поэзии (вроде тех самых стихов Заутера), хлынувший со страниц сборников, альманахов и журналов для семейного чтения, крупнейшие писатели бидермайеры в своем нравственно-эстетическом противостоянии неприемлемому для них миру, в отстаивании идеи ценности человеческой личости, веры в добро и гармонию мироздания, выходят далеко за пределы этой эпохи, продолжая гуманистиеские традиции немецкой классики. Бидермейер, зародившийся в Германии, Австрии и Англии, не обошел стороной и Россию.
в статье «Будущее орнамента на примере развития обойного дела» и в книге П. Шмидта «Живопись Бидермайера» (1922). В стиле Бидермайер, может быть, в последний раз в истории «больших европейских художественных стилей» наблюдается полное соответствие обстоятельств жизненного уклада, быта широкого круга людей их внутреннего мира формам искусства.
Никогда еще мебель не была столь «мебельной» по характеру, то есть свободной от архитектурных форм и чужеродного декора. С необычайной любовью и вниманием Швинд выписывал костюмы, архитектурные панорамы, конскую упряжь и оружие. Бидермайер это понятие, берущее начало от фамилии вымышленного немецкими авторами Людвигом Эйхродтом и Адольфом Куссмаулем карикатурного героя, ограниченного и самодовольного филистера южной Германии «швабского школьного учителя Готлиба Бидермайера».
К. Зенфф, Г. Ф. Кёрстииг. – игра слов от Bidermann – бравый и Meier). Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Ф. О. Рунге. Представители бидермейера в живописи: немецкие художники Г. Ф. Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег, австрийские Мориц фон Швинд, Франц Ксавер Петтер и Фердинанд Вальдмюллер.
Вот таким образом в данном стиле уместно оформлять всю квартиру или этаж дома (коттеджа) целиком. В периодическом издании Repository of Arts Р. А. Исчезли совсем недавно широко распространённые балдахины для кроватей. Один из ведущих художников немецкого бидермейера, Шпицвег писал небольшие жанровые сценки из жизни городских чудаков и обывателей ("Бедный поэт", 1839, Национальная галерея, Берлин "Алхимик", около 1860, Государственная галерея, Штутгарт), своеобразное лирическое обаяние которых подчеркивают добродушная ироничность характеристики, мягкая живописность манеры письма, мастерская передача эффектов освещения.
Бидермейер является ответвлением Романтизма, пришедшего на смену Ампиру, вот таким образом его иногда называют «смесь Ампира с Романтизмом». Особенно ярко стиль проявился в декоративно-прикладном искусстве (мебель, костюм, посуда, украшения). Мебель свободна от излишнего декора, она изготавливается из качественных материалов и, в буквальном смысле, «на века». Сейчас в этих целях используется пластик. Это стиль для жизни.
Литература эпохи бидермайер — «между романтизмом и реализмом»: поздний романтизм соседствует здесь с формами позднего классицизма, зарождающийся реализм — со стилями Просвещения и все это несет на себе печать сложных общественно-политических противоречий времени, его консервативных и радикальных идейных движений. Для бидермейера характерна переработка форм ампира (главным образом в интерьере и декоративно-прикладном искусстве) в духе интимности и домашнего уюта. Учился в Академии художеств в Вене (1807-1813 профессор там же в 1829-1857). Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Было две движущих силы для развития периода. Наиболее известные художники Бидермейера: К. Бле-хен.
В эпоху бидермейер наиболее распространенными предметами бытовой мебели были разнообразные шкафы и комоды. К. Котгассер, Ф. Крюгер. Рисунок мебельной обивки старались сочетать с цветом оконных занавесок. Критерием полезности всех бытовых вещей, в т. ч. Это место для уединения, работы, деловых встреч и встреч с близкими друзьями.
Наиболее известные художники Бидермайера: Карл Блехен (Carl Blechen), Ф. Вальдмюллер, Ф. Васманн. Шпицвег (Spitzweg) Карл (1808-1885), немецкий художник и график. Именно тогда возник обычай содержать в буржуазных домах т. н. В мебели Бидермейера широко применяется фанеровка различными светлыми породами дерева. С годами этот идеал размеренной гармонии (оппозиционной к монументальной парадности больших стилей) стал универсальным, распространившись не только в бюргерских домах, но и в жилых покоях дворцов.
Поэзия тяготеет к безыскусной непосредственности, фольклорным имитациям идиллическим мотивам (у Э. Мёрике, А. фон Дросте-Хюльсхофф) циклизации (лирические циклы В. Мюллера). и мебели, теперь считается удобство исполнения и прочность. В отдельных случаях возможно нанесение или имитация позолоты. Это сформировало эстетическое единство, наиболее свидетельствуемое в портретах (например, Портрете Семьи Arthaber, 1837, Фридрихом фон Амерлингом), пейзажи (например, посмотрите пейзажи Волдмюллера или Гаюрмана) и современные сообщающие сцены жанра (например, Противоречие Извозчиков, 1828, Майклом Недером).
Это рождает спрос на новые формы небольших письменных столов, секретеров, бюро для хранения сентиментальных писем. Вскоре под вымышленным именем Готтлиба Бидермайера начали регулярно появляться произведения, пародирующие любительские стихи некого С. Заутера, провинциального школьного учителя, стилизованные под них пародии самого Л. Айхродта и его друга А. Кузмауля (1854 – 1857). Г. Вальдмюллер, Ф. Крюгер, Л. Рихтер, М. фон Швинд, К. Шпицвег) возобладали бытовые сценки, трактованные обычно идиллически, реже – иронически другие сюжеты (например исторические) часто обретали камерно-жанровый вид. В течение периода акцент был сохранен на чистые линии и минимальное украшение.
Шинкелем (Karl Friedrich Schinkel) по заказу семейства Вильгельма фон Гумбольдта известного немецкого учёного и государственного деятеля, основателя Берлинского университета. Раньше столы изготавливались из темно-красного дерева с тенденцией к имперскому стилю. Собственно говоря и появился этот стиль как раз в результате поиска простых истин и жизненных ценностей, умиротворенности и покоя.
Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Бидермайер – стиль преуспевающего буржуа, прежде всего немецкого и австрийского. Имя было построено из названий двух стихотворений — «Biedermanns Abendgemtlichkeit» (Вечерний Комфорт Бидермана) и «Bummelmaiers Klage» (Жалоба Баммелмэира) — который Джозеф Виктор фон Шеффель издал в 1848 в том же самом журнале. В эту эпоху возникла и так называемая «чистая комната» (гостиная). К 1900 понятие бидермайер уже в смысле «доброе старое время» стало использоваться для обозначения стиля удобной и практичной мебели эпохи Реставрации (1815—48), а также моды, архитектуры, прикладного искусства и, наконец (с 1922), живописи данного периода, с ее сочувственным изображением бытовых сторон жизни и тщательным, любовно-бережным воспроизведением деталей, будь то интерьер или пейзаж (Г. Ф. Керстинг, Л. Рихтер, К. Шпицвег — в Германии Ф. Г. Вальдмюллер, М. Швинд — в Австрии). Естественно, что она обставлялась с особой заботой.
Взяв за основу ампир, бидермейер лишил его помпезных элементов декора и стал своеобразным отражением типично «бюргерской» среды. Бидермейер в России – это пушкинское время.
Название происходит от фамилии карикатурного персонажа – ограниченного и самодовольного поэта-филистера, «швабского школьного учителя Готлиба Бидермайера» (немецкий bieder – простодушный), вымышленного Л. Айхродтом и А. Кусмаулем в 1850-е годы. Бидермейер – искусство семейных ценностей и жизненного уклада простого человека. По стенам развешивались картины, акварели, гравюры, вошедшие в моду "силуэты".
Техника фанерования достигла тогда весьма высокого уровня. В Петербурге — начало Бидермайера — это пушкинское время. Позже, будучи принятым королем Швеции (кто был бездетен), он стал шведским новым королем Карлом Йоханом. К. Зенфф, Г. Ф. Кёрстииг. В углу гостиной помещается, как правило, белая изразцовая печь. Внутри Шинкель использует формы эллинской архитектуры. К 1900 году понятие «бидермайер» стало использоваться для определения стиля удобной и практичной мебели, а также моды, архитектуры, прикладного искусства, чуть позже – живописи периода с 1815 по 1848 годы во 2-й половине 1920-х годов оно было распространено на литературу (немецким учёным П. Клукхоном и др. ), а затем (в 1970-е годы, в работах Ф. Зенгле об «эпохе бидермайера») – и на всю культуру этого времени.
Спинки диванов делали мягкими. В живописи — выписанность мельчайших, самых незначительных деталей так, чтобы было «точь-в-точь как в жизни». Еще в конце XVIII столетия в моду стал входить «английский стиль», привлекавший своей рациональностью, скромностью и простотой. немецкий поэт И. фон Шеффель опубликовал два стихотворения: «Вечернее уютное времяпровождение Бидермана» и «Сетования праздного Майера», а в 1850г. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте.
Адриан Людвиг Рихтер сообщал в дружеском письме: «Я живу хотя и тесно, но уютно за городом и пишу тебе это письмо (воскресенье днём), сидя в тенистой беседке. Обивочные ткани мебели, скатерти и покрывала часто украшаются вышивкой (petit point). В искусствознании термин Biedermeier впервые был применен в 1894г.
Пусть и «обывательский», но чрезвычайно уютный и надёжный стиль бидермейер удовлетворяет извечное стремление человека к собственному комфортному уголку. В эту эпоху возникла и так называемая «чистая комната» (гостиная).
Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. В стройной упорядоченности произведения искусства, как и окружающего мира — природы ли или изящных (как в рококо) вещей — видится мерцание смысла бытия как красоты, приобщаясь к которой очищается и обретает внутреннюю свободу и гармонию взыскующая идеала усталая душа.
Небольшой двухэтажный замок Тегель скромен и строг снаружи. по окончанию освободительных войн против Наполеона Бонапарта. Обязательный элемент – небольшой журнальный столик. В 1913 в Берлине писатель Георг Германн выпустил антологию «Бидермайер в зеркале своей эпохи», составленную из дневников, мемуаров, писем и рисующую яркий образ времени.
Нерасчленённые глади стен с обоями светлых (жёлтых, голубых, розовых) тонов и с узором из мелких цветочков, такая же обивка мягкой добротной мебели из неокрашенного дерева светлых пород (берёзы, липы, ясеня), более лёгкой по пропорциям, чем ампирная, но очень прочной и устойчивой, посуда из «каменной массы» в духе английских изделий Уэджвуда, отделанные кружевами женские платья на корсетах с узкой талией и пышными рукавами, узорные жилеты, цветные узкие фраки и цилиндры мужчин всё в упрощённом и удешевленном виде как бы повторяло бытовой уклад аристократа рубежа 1819 вв., но дышало большим комфортом и опрятностью. Бидермейер освоил художественный опыт романтизма с его поэтическим взглядом на мир, порой окрашенным иронией но при этом сгладил крайности этого стиля, «одомашнил» его в соответствии с бесконфликтной натурой обывателя. В это время нередко фанеровались даже ножки и локотники кресел и диванов. В Петербурге — начало Бндермейера — это пушкинское время.
С. 424). Комнаты должны быть светлыми и просторными (просторными не значит большими).
Такая комната обставлялась с особой заботой. Активно развивается роспись – появились новые орнаменты для фарфора и стекла. В соответствии с буржуазной любовью к комфорту обставлена «голубая гостиная», где у стен на фоне голубых обоев были расставлены обтянутые голубой тканью софа, кресла и стулья. В этот период появились чехлы, которыми обтягивали мягкую мебель.
Eiohrodt) из существительного «Biеdеrmann» и имени «Mеiеr» составил псевдоним, под которым стал публиковать свои стихотворения. Сиденья выполняются жесткими, мягкими или плетеными. Художественный стиль бидермейер – стиль упрощенный, лишенный вычурности и аристократизма. Середина – к последнему-Biedermeier дизайну мебели представляет объявление к историзму и эры возрождения, долго разыскиваемые. Декоративная живопись уступала место обоям, которые были гораздо дешевле.
Еще одна важная черта немецкого дома – дверь-болтушка, разделенная надвое по центру (то есть может открываться только верхняя или только нижняя секция). В Бидермейере отразились представления «бюргерской», «мещанской» среды и вкусов, формы стиля Ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Biedеrmеiеr – игра слов: «Славный (добрый, честный) Майер» от Biedеmiann и Mеiеr).
Мода искусство, декор, стиль становится достоянием более широких кругов общества. Однако обозначает это слово понятие как раз простое и обыкновенное. Термин «Biedermeier» казался первым в литературных кругах в форме псевдонима, Готтлиба Бидермаира используемого доктором страны Адольфом Куссмаулем и адвокатом Людвигом Айхродтом в стихах, что дуэт напечатал в Мюнхене Fliegende Bltter («Управляющий Листами187). Вы можете украсить стены изысканными старинными картинами, декоративными тарелками.
Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. В Петербурге – начало Бидермайера – это пушкинское время. Его герои много читают и пишут.
Однако, отрицая пафос и масштабность ампира, бидермайер строил собственный предметный мир на основе классицистических традиций. Стилистически, мебель была проста и изящна. Семейные сцены, портреты на фоне интерьера, сцены с детьми, вызывающие умиление, превратились в отдельный жанр живописи. В Дании период Biedermeier соответствует «датскому Золотому Веку» время творческого производства в Дании, которая охватывает картины Кристофера Вильгельма Экерсберга и его студенты, включая Вильгельма Бендца, Крестят Kbke, Мартинуса Рырбие, Константина Хансена и Вильгельма Марштранда, а также неоклассическую скульптуру, вдохновленную примером, поданным Бертелем Торволдсеном. Я чувствую гармонию с миром, самим собою, со всем бытием.
К. Котгассер, Ф. Крюгер. Жанры литературы бидермайер весьма разнообразны. Вместе со скромностью бидермейер привносит в обстановку уют и позволяет сделать любое помещение «живым» и домашним. Отдельные типы мебели Бидермейера часто имеют оригинальную конструкцию. Стиль «бидермейер» отличает прочность, добротность. Обивка мягкой мебели обязательно должна была гармонировать с цветом обоев. В живописных и графических произведениях художников Бидермайера на первое место выступали «незначительные» бытовые подробности, показанные либо в юмористическом, либо в сентиментальном плане.
Небольшой двухэтажный замок Тегель скромен и строг снаружи. Отсюда—разочарование, меланхолия и «мировая скорбь». Его представлениям о респектабельной устроенности быта отвечала характерная для Б. переработка форм ампира (главным образом в интерьере и в декоративно-прикладном искусстве) в духе интимности и домашнего уюта. Штифтер, И. Готхельф, В. Алексис) драматургия – исторической драмой (Ф.
Бидермейер, ощутивший художественную ценность настоящего, а не прошлого, был «питательной средой», в которой зародился реализм середины XIX в. БИДЕРМАЙЕР, бидермейер (немецкий – Biedermaier, Biedermeier), совокупность стилистических тенденций в искусстве и литературе немецкоязычных стран в период приблизительно с 1815 года (образование Священного союза) до буржуазных революций 1848-1849 годов. Он мог посмеяться над ними, как Иоганн Эрдманн Хюммель (1769—1852), автор картины «Увеселительный сад в Берлине» (1831 г. ). Дорические колонны, античные рельефы на стенах и скульптура относит нас к стилю ампир. Изобретение пружины повысило уровень обойных работ и явилось началом так называемого «века мягкой мебели». Это — новеллы, сказки, басни, сатиры, послания, лиро-эпические баллады, гекзаметрические опыты историко-идиллического содержания (у Мёрике), причем собственно идиллия встречается весьма редко (у Мёрике, ДростеГюльсшф), медитативная и дидактическая лирика, афоризмы, пиграммы (у Грильпарцера), стилизации народных песен, шуточные песни и песни о странствиях, зингшпили произведения часто образуют циклы.
Именно в это время возник обычай содержать так называемую «чистую комнату», обставленную с особой заботой и служащую для приема гостей и демонстрации «хорошего вкуса» хозяев. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приёма гостей. Мебель. Ф. О. Рунге, Карл Шпицвег (Carl Spitzweg). На окнах – муслиновые или бархатные шторы, на стенах – картины, акварели и небольшие миниатюры. Диван, овальный стол с двумя стульями, шкаф и книжный шкаф, колыбели – в центре внимания. Бидермейер возник как естественный отклик на стремление людей к спокойной и упорядоченной жизни после десятилетий революций и войн.
Федотова. Декоративные материалы выпускали главным образом гладкими или в полоску. В эпоху бидермайера производилось много мягкой мебели. Еще одна важная черта немецкого дома – дверь-болтушка, разделенная надвое по центру (то есть может открываться только верхняя или только нижняя секция). Мебель в стиле – Бидермейера. Аксессуары и особенности. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Стиль Бидермайер (Biedermeier) – первый самодостаточный стиль среднего класса, возник в Австрии в период между Венским Конгрессом (1815 г. ), перечертившим карту Европы и революцией 1848 года.
Его еще называют мещанским или обывательским. В мебели эпохи бидермейер мы уже можем обнаружить большую часть современных типов. Внутри Шинкель использует формы эллинской архитектуры.
Художник не просто безмятежно любовался миром, но находился в живом контакте с ним. В комнатах стояли удобные диваны, этажерки и прочая удобная мебель, можно было заметить и семейные реликвии. Стены выкрашиваются в однотонные цвета или оклеиваются обоями в тонкую полоску или с незамысловатым узором. Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Дорические колонны, античные рельефы на стенах и скульптура относит нас к стилю ампир.
Мёрике, перечитывая «Вильгельма Мейстера» Гёте, замечает в частном письме: «В моей душе разливается сияние солнца, я чувствую расположенность ко всему прекрасному. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Строгая политика принудила художников и общество в целом концентрироваться на прислуге и (по крайней мере, на публике) аполитичное. Делаются столы, стоящие на трёх-четырёх ножках. Допускается незатейливый растительный орнамент. Эстетическое сближается с этическим, что, однако, не предполагает целевой направленности искусства, задачи воздействия его на человека: «специфичность искусства эти писатели усматривали в том, что оно как бы накапливает, конденсирует в себе прекрасное, взятое из действительности».
Характерны уход от общественных проблем современности в сферу частного существования (семейный очаг и узкий круг друзей), погружение в мир собственных чувств, природы или истории, внимание к малому во всём – от примет родной местности до тончайших нюансов душевных движений. В бидермейере отразились представления «бюргерской» среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Характерной приметой поворота от романтизма к бидермейеру послужил «Автопортрет в мастерской» (1811 г. ) художника из Дрездена Георга Фридриха Керстинга (1785—1847), одного из друзей Каспара Давида Фридриха. Центрами производства мебели в эту эпоху были Лондон, Берлин и Вена. Ему свойственны безопасность интимность, комфорт и умеренность. Пейзажи и жанровые сцены наполнены умиротворяющей теплотой. Искусство Бидермайера провинциально. Только не нужно сразу же давать негативную оценку этому стилю. Для набивки мягких сидений и спинок используется конский волос.
К. Котгассер, Ф. Крюгер. Серьезные изменения претерпела техника обойных работ. Biedermeier – имя типичного австро-немецкого обывателя, вымышленного литературного персонажа из стихов поэта Эйхродта (Biedermaiers Liederlust – «увеселительные песенки Славного Мейера») (нем.
Позднее Фридрих Зенгле в трехтомном исследовании «Эпоха бидермайера» (1971-80) разграничил его литературу, связав ее с творчеством писателей достаточно консервативных взглядов (крупнейшие — Аннета фон ДростеГюльсгоф, 1797-1848 Эдуард Мёрике, 1804-75 — в Германии Фердинанд Раймунд, 1790-1836 Франц Грильпарцер, 1791-1872 Николаус Ленау, 1802-50 Иоганн Непомук Нестрой, 1801-62 Адальберт Штифтер, 1805-68 — в Австрии Иеремия Готхельф, 1797-1854 — в Швейцарии) и «эпоху бидермайера», понимая под ней всю совокупность жизненных и мыслительных явлений с 1815 по 1848. Типичный выход, вообще характерный для эпох кризиса общественной идеологии — «сентиментальных», по выражению А. Н. Веселовскош, когда «идеалом каждого становится развитие в себе «человека», присущих ему нравственных начал» — погружение в сферу частного существования: семейный очаг и круг друзей. В эту эпоху возникла и так называемая «чистая комната» (гостиная).
Широкое распространение получают письменные столы и столы-бюро. Наиболее известные художники Бидермайера: Карл Блехен (Carl Blechen), Ф. Вальдмюллер, Ф. Васманн. Бидермейер – заковыристое словечко, к тому же многим незнакомое. Существовали также скользящие шторы, в т. ч.
Интерьер бидермейер прекрасно дополнят кружевные салфетки и скатерти с ручной вышивкой. Полы, как правило, настилаются паркетом простого рисунка, а иногда простой доской. чистую комнату, предназначенную для приема гостей и проведения торжественных домашних мероприятий (своеобразное подражание светским салонам). Столики можно дополнить изящными вазами, шкатулками и статуэтками.
К. Зенфф, Г. Ф. Кёрстииг. В их орнаментах превалировали античные мотивы (рисунок в полоску, горошек), арабесковый орнамент. Стены декорировались обоями или тканью. Бидермейер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, вот таким образом его иногда называют «смесь ампира с романтизмом».
Рихтер (Richter) Людвиг (1803-1884), немецкий художник и график. Романы бидермайеров представлены творчеством А. Штифтера, И. Готхельфа, Зилсфилда. Ф. О. Рунге. Для художественного стиля Бидермайер действительно было характерно ограниченное восприятие действительности, тяготение к интимным, сентиментальным образам и сюжетам, камерность, поэтизация мира вещей, уюта домашнего интерьера, выражающие мировоззрение немецкого бюргерства, среднего класса, обывателя и мещанина (бюргерский стиль).
По примеру английских мебельных мастеров столяры бидермейера увлекались и конструированием многофункциональной, «комбинированной» мебели: раздвижных столов, столов с выдвижными или откидными столешницами, стульев и столов, трансформируемых в библиотечную лестницу, письменных столов и шкафов с различными ящичками и так далее. Интерьер в стиле Бидермайер обычно украшен изящно расцвеченными и скомпонованными обоями. Стены оклеиваются обоями с растительным орнаментом или в полоску. Наброски рисовались в небольших масштабах с изящными и элегантными формами.
Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приёма гостей.
Стиль этот очень быстро утвердился в Германии и Австрии. К. Шпитцвег. Название получило позднее по вымышленной фамилии простосердечного немецкого обывателя, стоявшей в заглавии стихов поэта Л. Эйхродта «Biedermaiers Liederlust» (изд. Швинд, Морис фон (1804-1871)Австрийский художник, представитель романтизма. Учился в Венской Академии художеств, позже в Мюнхенской, где его учителем был П. фон Корнелиус, художник-назареец, сыгравший определяющую роль в становлении Швинда как художника и личности.
Основные критерии мебели этого стиля – прочность, добротность и удобство. Немецкий поэт И. фон Шеффель опубликовал в 1848 г. два стихотворения: Сетования праздного Майера и Вечернее уютное времяпрепровождение бидермана, а другой поэт – Л. Айхродт – стал публиковать свои произведения под псевдонимом, составленным из Bidermann и Meier.
XIX в. увлечение романтизмом сказывается и на мебели, которая делается в неоготическом стиле с массой элементов готического декора. В стиле бидермейер оформляются не только жилые помещения (квартиры и частные дома), но и гостиницы, рестораны и кафе. Широкие мягкие диваны можно дополнить небольшими пуфиками и скамеечками для ног. Балдахины, которые ещё недавно были в моде, теперь выходят из употребления.
Вальдмюллер (Waldmьller) Фердинанд (1793-1865), австрийский художник. Отсюда любовь к малой, так называемой «швейной» форме столиков, здесь и там расположенных по всей квартире, так что в любой момент можно было сесть и продолжать. в 1850). Это также поставляло самые фантастические формы, в которых вторая половина периода (1830–1848) испытала недостаток, будучи под влиянием многих публикаций стиля из Англии.
Цвет обоев должен быть однотонным, либо в тонкую полоску. Можно также оформить интерьер с помощью ткани в шотландскую клетку. Несколько позже цветовая гамма пополняется бежевыми и песочно-жёлтыми оттенками.
К. Котгассер, Ф. Крюгер. Мебель с более раннего периода (1815–1830) была самой серьезной и неоклассической во вдохновении. под названием «Книга Бидермайера» (Das Buch Biedermeier). Его герои много читают и пишут. От всех предметов веет позитивом, кажется, что все окружающие предметы излучают свет. приспособляемость немецкой буржуазии к политике Реставрации.
Как историк Карл Шорск выражается, «Чтобы иллюстрировать и размножить его понятие Bildung, составленного бенедиктинского мирового благочестия, немецкого гуманизма и традиционности Biedermeier, Стифтер дал миру свой новый Der Nachsommer». В мебели для сидения ножки делаются четырехгранными в сечении, прямыми или слегка изогнутыми или точеными, суживающимися книзу. Лучше всего выбрать мебель из клена, груши, черешни, ясеня, карельская березы. Мебель освобождается от архитектурных принципов построения и лишнего декора. Так, например, сейчас модно вешать большие фотографии в тонких металлических рамках на лески, прикрепляя их к потолку. В изобразительном искусстве бидермайера (Ф.
Политическая реакция и застой, крушение надежд на социальные преобразования и связанные с этим разочарование, меланхолия и «мировая скорбь», пришедшие на смену эмоциональному подъёму периода освободительных антинаполеоновских войн, определили основные особенности искусства и литературы эпохи бидермайера. Также нередко он применялся и в оформлении интерьеров. георгианский стиль Регентства стиль в Англии).
Название этого стилевого направления случайно. Иногда встречается инкрустация, в т. ч. Позже Рихтер обратился к картинам, воссоздающим сцены патриархального быта немецкой провинции и деревни ("Свадебное путешествие весной", 1847, Картинная галерея, Дрезден) иллюстрировал "Народные сказки" И. К. А. Музеуса (1842), произведения И. В. Гете (1853-1856), Ф. Шиллера (1857) и других писателей, создавал рисунки на темы народных сказок и песен. Шинкелем по заказу семейства Вильгельма фон Гумбольдта известного немецкого учёного и государственного деятеля, основателя Берлинского университета. Годы творчества Швинда совпали со временем заката немецкого романтизма. Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни.
Бидермайер начался как течение немецкого Романтизма, но очень скоро выродился в ограниченный, мещанский и слащавый натурализм, сводивший на нет романтическую мечтательность идеалистичность и взволнованность «бытовщиной» и мелочностью. Его герои много читают и пишут. Тревожное положение и меланхолия вызывали необходимость ухода от реальности. В 1869г. Ф. фон Райский, Л. Рихтер, И. Данхаузер.
Он создавал загадочный мир, где рыцари в доспехах спешат на помощь к прекрасным принцессам, стоят зачарованные леса и волшебные замки («Сказка о семи воронах», 1857-58). Реакционные настроения и застой, господствовавшие в Австрии и Германии начала XIX века, породили необходимость ухода от реальности. Возник стиль бидермейер в начале 19 века в Германии. Прежде всего стиль бидермейер выразился в живописи.
Бидермайер вобрал в себя тенденции позденго неоклассицизма (ампир), стиля Георга III и аозднего немецкого и австрийского классицизма (Stil Zopf) придав ему лиричность романтизма. В живописи забидермайером также закрепилось название "ранний реализм", в котором выявлены его черты не как стиля, а как творческого метода, в котором основой являлось совершенно конкретное, без классицистиской идеализации воспроизведение действительности. По примеру англичан, мастера других стран в это время производят многофункциональную (комбинированную) и трансформируемую мебель: столы с откидными и выдвижными столешницами, раздвижные столы, стулья, трансформируемые в библиотечную лестницу, письменные столы и шкафы с различными техническими устройствами и т. д. В живописных и графических произведениях художников Бидермайера на первое место выступали «незначительные» бытовые подробности, показанные либо в юмористическом, либо в сентиментальном плане. В бидермейере отразились представления «бюргерской» среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта.
Задача искусства бидермайера – гармонизировать отношения человека с окружающим миром его наиболее яркая примета – идиллизм. Основными критериями в выборе мебели стали удобство, доброкачественность и практичность. Дизайн предоставляет свободу воображению. Мастера создавали причудливые стили.
В мебели эпохи бидермейер можно обнаружить большую часть современных типов. георгианский стиль Регентства стиль в Англии). Раймунд и Й. Н. Нестрой). Драматургия эпохи связана с именами Грильпарцера (историческая драма), Раймунда и Нестроя (народные комедиифарсы). Бидермейер считается одним из направлений романтизма и в то же время он обладает некоторыми чертами ампира – он вобрал в себя некоторые свойства обоих этих стилей. из тюля, которые крепились у самой оконной рамы.
А достоинством бидермейеровской мебели можно назвать именно сочетание различных стилей с эстетическими требованиями и комфортом.
Произведения прикладного искусства (в частности, мебель мастеров из семьи Данхаузеров в Австрии) воплощали идеал скромного изящества, образцом которого служили гостиные, уютно обставленные различными декоративными аксессуарами и безделушками, украшенные мелкофигурными картинками. Стиль был особо популярен в Германии и Австрии в эпоху между двумя мировыми войнами. Погружение в мир собственных чувств, природы или истории, внимание к малому во всем — от родной местности с ее былинками и насекомыми (Ф. Геббель называл Штифтера «певцом жучков и одуванчиков») до тончайших нюансов душевных движений, скромность требований, самоограничение, покорность судьбе, соблюдение во всем середины и меры, укрощение страстей, стремление сгладить противоречия, морализаторство и умиротворенность становятся характерными приметами литературы эпохи с ее наиболее яркой особенностью — идиллизмом.
Любимый мотив – натуралистически трактованные цветы, они везде – на обоях, коврах, тканях. В период реставрации были ликвидированы институты Французской империи (революции) и соответсвенно были восстановлены в своих правах дворянство и монархия. Несмотрянаобъединениераздробленной Германии и Австрии в единый Германский союз и рост промышленности и производства, в стране хватало проблем. Один из символов стиля бидермайер – это большой камин с широкой мраморной доской. Связанные с романтизмом титанические устремления предшествующего периода одомашниваются и «укрощаются», превращаясь в осязаемые и человеческие: вместо совершенной любви — любовь семейная, вместо пророчеств — психологизм, вместо движимой бурными страстями личности — человек, жизнь которого, как и жизнь природы, подчиняется единому закону «справедливости и добрых нравов», состоящему, как писал А. Штифтер, в том, «чтоб каждый существовал и был уважаем и чтим и жил без страха и без ущерба рядом с другим, чтобы он мог идти своим высшим путем человека, чтобы он заслуживал любовь и восхищение своих ближних, чтобы он был храним как сокровище ибо всякий человек есть сокровище для других».
Обстановку жилища дополняют витрины, этажерки, угловые шкафчики, трюмо и непременные, модные в то время, небольшие клавесины (спинеты). В мебели бидермейера все еще нередко встречаются неизбежные следы архитектоники в виде не сильно выраженных, тотчас схематично решенных карнизов, тимпанов, колонок либо пилястр и гладких, слегка мощных опор. Аксессуары и особенности. Очень часто мы устраиваем и оформляем свой дом по правилам именно этого стиля. Ф. фон Райский, Л. Рихтер, И. Данхаузер.
Предпочтение отдается круглым столам, предназначенным для различных целей. Это делает интерьер не совсем буржуазным, но вполне немецким. Именно тогда в буржуазных домах возникает понятие чистой комнаты – представительной комнаты для приёма гостей (этакое подражание светским салонам). Уже в 20 – 30 гг.
Интерьеры в стиле бидермейер существенно отличаются от интерьеров прошлого периода – теперь им свойственны интимность, соблюдение пропорций, простые формы и светлые цвета. Наиболее известные художники Бидермейера: К. Бле-хен. Учился в Дрездене, у своего отца, гравера Карла Августа Рихтера и в Академии художеств (преподавал там же в 1836-1877) в 1820-1821 работал во Франции, в 1823-1826 – в Италии.
(нем. Такие комнаты заполнялись несколько наивными сувенирами и украшениями: часами, вышивками, миниатюрами и акварелями на стенах, часто выполненными самими хозяевами, цветами на окнах.
Стихи этого персонажа, бывшие пародией на произведения швабских поэтов и непосредственно на «простодушные» и старомодные стихи выпустившего в 1845 свой сборник школьного учителя Самуэля Фридриха Заутера (1766-1846), публиковались в 1855-57 в мюнхенском журнале «Fliegende Blatter», а в 1869 вышли отдельным изданием. Темы Biedemeier укрепили чувства безопасности, gemtlichkeit, традиционного благочестия и простоты, сторонясь политического и социального комментария в течение эпохи.
Ф. О. Рунге, Карл Шпицвег (Carl Spitzweg). В Швеции Маршал Бернэдотт, которого Наполеон назначил послом в Швеции, чтобы ограничить его стремления, оставил свою поддержку Наполеона в проницательном политическом движении. По примеру английских мебельных мастеров столяры бидермейера увлекались и конструированием многофункциональной, «комбинированной» мебели: раздвижных столов, столов с выдвижными или откидными столешницами, стульев и столов, трансформируемых в библиотечную лестницу, письменных столов и шкафов с различными ящичками и так далее.
Как этикетка в течение эпохи, термин был использован приблизительно с 1900. Полы, обычно деревянные, застилаются однотонными коврами. Бидермейер (нем. Рихтер писал в духе позднего немецкого романтизма суховатые по манере, панорамные "идеальные пейзажи" ("Лесной источник близ Ариччи", 1831, "Озеро в Исполиновых горах", 1839, – оба в Национальной галерее, Берлин). Помимо резного орнамента, его частичного золочения или подкрашивания инкрустации, а иногда и маркетри, поверхности мебельных предметов декорируются также металлическими (бронзовыми или латунными) тягами или небольшими вставками. Мебель лишена архитектурных излишеств, а простота форм компенсируется теплой окраской (розовое, красное и светлое дерево), яркой расцветкой обивок и функциональной практичностью мебельных конструкций. В Россию бидермейер пришел во времена Пушкина.
Но при этом немало внимания уделено комфорту. Ф. фон Райский, Л. Рихтер, И. Данхаузер. А названием своим обязан имени Готлиба Бидермейера (псевдоним немецкого поэта Людвига Айхродта). Шинкелем по заказу семейства Вильгельма фон Гумбольдта. Цвет ковров, занавесей рекомендуется однотонный, гармонирующий с общей цветовой гаммой.
Период также видел развитие датской архитектуры в Неоклассическом стиле. Представительность такой комнаты в какой-то мере была подражанием салонам XVIII в., что приводило к «переполненности» интерьеров бидермайера самыми разными вещами. Конструкции отдельных типов мебели отличались остроумием и оригинальностью главное их достоинство— практичность и удобство в быту.
Мебель бидермайера удобна в пользовании. Романтические устремления превращаются в реализм. Все это должно равномерно располагать по всей комнате.
Для бидермейера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Городской пейзаж был излюбленной темой мастеров бидермаейра. Самыми популярными предметами мягкой мебели того времени стали раздвижные диваны (софы), а модными элементами интерьера – стеклянные витрины, в которых выставлялись семейные раритеты. По примеру английских мебельных мастеров столяры бидермейера увлекались и конструированием многофункциональной, «комбинированной» мебели: раздвижных столов столов с выдвижными или откидными столешницами стульев и столов, трансформируемых в библиотечную лестницу письменных столов и шкафов с различными ящичками и т. д. Ножки, столешницы и подстолья почти не имеют декора в виде резьбы или инкрустации. Занавеси и драпировки, обычно светлых тонов, подвешивались на бронзовых карнизах.
С бидермейером связана и живопись П. А. Полы, обычно деревянные, застилаются однотонными коврами. Название его буквально переводится как «обывательский». интарсия в виде небольших вставок дерева разных пород. Его герои много читают и пишут.
Прежде всего стиль бидермейер выразился в живописи. Крупнейший мастер австрийского бидермейера, Вальдмюллер писал поэтичные виды залитых солнцем долин, гор и лесов ("Большой пейзаж Пратера", 1849), сцены крестьянского быта ("Собиратели хвороста в Венском лесу", 1855), портреты ("Семья нотариуса Й. А. Эльца", 1835, – все в Австрийской галерее, Вена), отмеченные интимной непосредственностью образов, тонкостью и тщательностью трактовки деталей, патриархальной доброжелательностью настроения. В отдельных случаях возможно нанесение или имитация позолоты. По его собственным словам, он был образцом «скромного бидермайера, который, довольствуясь своей комнатушкой, крошечным садиком и жизнью в забытом богом местечке, умудрялся отыскать и в участи непрестижной профессии сельского учителя невинные радости земного счастья».
Ф. Вальдмюллер, Ф. Васманн. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.
Формы таких шкафов варьируются в широких пределах – от простых, выполненных в виде параллелепипеда, до весьма сложных, как бы состоящих из нескольких самостоятельных геометрических форм. Причем не только в быту, но и в искусстве. В это время выросло количество различных типов столов. Работал в Вене, Загребе, Праге, Брно. Основные критерии мебели этого стиля – прочность, добротность и удобство.
другой немецкий поэт Л. Айхродт (L. Можно украсить интерьер изящным бюро с множеством ящичков и «секретных» мест, угловыми шкафчиками для всяких мелочей, этажерками, креслом-качалкой. Бидермейер является ответвлением романтизма (как и эклектика), пришедшего на смену ампиру, вот таким образом его иногда называют «смесь ампира с романтизмом».
Изменился вид кровати, прошла мода на балдахины.
Грильпарцер) и народной комедией (Ф. Основное настроение эпохи, определившее характер литературы и сменившее эмоциональный подъем периода освободительных антинаполеоновских войн — ощущение тревожности и шаткости жизни, порожденное несбывшимися мечтами социальных преобразований, атмосферой реакции и застоя. секретеры, комоды, угловые шкафчики, буфеты и т. д. Романтичный, уютный, надежный – стиль бидермейер (biedermeier) удовлетворял извечную человеческую тягу к комфорту, олицетворял собой классическую мечту рядового жителя о своем уютном уголке. Стены выкрашиваются в однотонные цвета или оклеиваются обоями в тонкую полоску или с незамысловатым узором.
Вот и в «бидермейере» декоративность предметов обстановки отходит на второй план. Вместе с тем на искусстве бидермейера лежит печать тематической узости, созерцательности идеализации безмятежного, главным образом семейного быта (жанровые портреты Г. Ф. Керстинга, бытовые идиллические сцены на фоне пейзажа Л. Рихтера, эпизоды из жизни чудаков К. Шпицвега интимные жанровые картины И. П. Хазенклевера, зарисовки уличных сцен Ф. Крюгера). Рост среднего класса, порожденный в английской промышленной революции и многих проектах Бидермайера, должен их простоту грузинским линиям 19-го века, поскольку быстрое увеличение публикаций дизайна достигло свободных германских государств и Austro-венгерской империи.
К. Зенфф, Г. Ф. Кёрстииг. Название получило позднее по вымышленной фамилии немецкого обывателя, стоявшей в заглавии стихов поэта Л. Эйхродта Biedermaiers Liederlust (издано в 1850). Эти резные украшения обычно золотятся или покрываются черным лаком. В нём отразились некоторые явления буржуазной среды (бюргерства), а стиль ампир выразился в более мягких, «домашних» и «уютных» формах.
А в дальнейшем именно он стал показательным примером того, как при помощи скромных средств можно решить проблему лаконичного и стильного интерьера. Ф. Вальдмюллер, Ф. Васманн. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. К. Шпитцвег.
Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. В живописи – выписанность мельчайших, самых незначительных деталей так, чтобы было «точь-в-точь как в жизни». потайными. Характерным примером особняка в стиле бидермаейр можно считать замок Тегель (1824 г. ), выстроенный К. Ф.
Широко применяли вяз, красное дерево, черешню, ясень, дуб, орех. Это типовые функциональные и редкие оригинальные предметы, музыкальные часы, произведения искусства и работы дилетантов, ценные коллекции, альбомы с видами, зарисовками и стихами, семейные реликвии и «безделушки» — милые сувениры, которые начали собирать в то время (обычно таковыми были предметы памятного и сентиментального характера, связанные с каким-то большим жизненным событием или глубоким чувством). Характерен небольшой формат, тщательная отделка фактуры интерес к детали. Помимо обеденных, делаются читальные столы, курительные, рабочие, подцветочные, карточные (ломберные) и другие игральные столы.
В мебели эпохи бидермейер можно обнаружить большую часть современных типов. Она была разнообразной и часто изготавливалась гарнитурами, в состав которых входили кресла, диван, стулья и стол.
В каком-нибудь углу можно оформить круглую нишу с комнатными растениями. Никогда еще мебель не была столь «мебельной» по характеру, то есть свободной от архитектурных форм и чужеродного декора. Прежде всего стиль бидермейер выразился в живописи. В бидермейере отразились представления «бюргерской» среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Замок Тегель – небольшое двухэтажное здание, достаточно лаконичное и строгое снаружи. Ф. фон Райский, Л. Рихтер, И. Данхаузер.
Бидермейер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, вот таким образом его иногда называют «смесь ампира с романтизмом». Никогда ранее мебель не была такой «мебельной» по своей сути, как в эпоху бидермейера. Эта борьба post-Biedermeier, под влиянием историзма, создала свои собственные стили.
В такой комнате просто хочется жить.