На этой работе Христос предстает в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух. На холсте Рембрандта свет порождался самими телами, всей пространственной средой, т. е.
У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Например, автор верно определяет декоративность «важнейшим выразительным средством, раскрывающим идею единства мироздания на визуально чувственном уровне и приводящим к цельности изобразительную плоскость картины». Исходя из этого утверждения, мы можем опровергнуть мнение В. Розенвассера о том, что «если одежды получились обезличенные, слабо связанные с трагической основой образа, то полные горестной экспрессии жесты рук и, особенно, выражение лица Авраама – решительное и скорбное одновременно, оказались внутренне правдивыми». В моделировке складок одежд героев картины проявилась именно та декоративность, о которой писала Л. В. Гиндина. А. Л. Каганович пишет: «Барочные влияния ещё в полной мере присущи этому полотну. «В нем (прим. Третье лицо — бог-дух святой, дающий жизнь всему сущему.
Из-за спины ангела. Но при более внимательном рассмотрении становится понятно, что это не так.
Прерывисто-неравномерный ритмдвижения фигур развивают тему неминуемой гибели. Давид позже раскаивался в содеянном. Из искусства иллюстрирующегоиконопись превратилась в искусство познающее. Теперь Давиду оставалось одно – бежать из страны. Из схватки он вышел победителем и вытащил свою добычу из воды.
По-иному взглянуть на произведения мастера заставляют две статьи, опубликованные в сборнике научных трудов Академии Художеств «Вопросы теории и истории искусства» за 1997 год. На отсутствие у предметов собственного цвета обратил внимание ещё в XV веке великий художник Леонардо да Винчи: «Никакое тело никогда всецело не обнаруживает свой природный цвет». Значит, те черты сходства, которые позволяют нам сравнивать «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко с шедевром Рембрандта, обусловлены не прямым заимствованием, копированием, а использование художником тех приёмов выразительности, которые он почерпнул из творческого наследия Рембрандта. У А. П. Лосенко миф и реальность вступают в то же взаимодействие, в каком находятся лучи отражённого и прямого света. Широко известно полотно величайшего художника российской современности Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына».
Кроме того, здесь удачно соседствуют тёплый тон золота и холодный – серебра, выражая принцип теплохолодности (термин А. Л. Кагановича), который был присущ и творческому методу А. П. Лосенко. А. П. Лосенко пользуется и отражённым и прямым светом. Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т. к. С. С. Аверинцев объясняет это так: «в обращенном к Аврааму стихе сказано: «благословятся в семени твоём все народы земли», а под «семенем» христианские толкователи разумели Христа».
В этом городе-«базаре» c крупнейшим морским портомжило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением. Художник воспевает в образе Авраама ту старость, что является синонимом мудрости, а не слабости. По этой линии и развивается динамика: от стремительно летящего ангела – к отшатнувшейся фигуре Авраама.
Художник наделил лицо библейского персонажа портретными индивидуализированными чертами. Разумеется, Моисей и его обнаружение дочерью египетского фараона постоянно всплывали в творчестве живописцев (Паоло Веронезе – «Обретение Моисея», Поль Пил – «Спасение Моисея из Нила», Клод Лоррейн – «Пейзаж с обретенным Моисеем»). (Отказ от индивидуализации внешнего облика станет одним из важнейших средств выразительности в творческом методе Рембрандта в знаменитом шедевре мировой живописи «Возвращение блудного сына»). Художнику важна была не «документальная» правдивость, а религиозная идея, вот таким образом он отказался от изображения фигуры ангела, которая только бы загромождала композицию и отвлекала бы верующих зрителей от сути.
Правая рука указывает на голову запутывающегося в зелени плюща жертвенного агнца. Караваджо (Флоренция, Уффици) как бы противопоставляет своё художественное видение этого сюжета всяческим канонам вообще. Через полотно отчетливо проходит понимание Шагалом священности вопроса. В. Лебедев объясняет предпочтение Рембрандтом тем из Ветхого Завета их «близостью сознанию голландца-протестанта».
Художник работал с архетипами, чего нам сейчас не хватает в искусстве. Человеческому разуму непостижимо, как единое существует в трех лицах, вот таким образом учение о Троице входит в число основныхдогматов христианских религий и в качестве такого является объектов веры, а непредметом осмысления.
Такое решение, безусловно, граничит с сакральным смыслом. Возможно, художники, придерживающиеся такой трактовки, апеллируют к следующему фрагменту книги Бытия: «И взял Авраам дрова для всесожжения и возложил на Исаака, сына своего взял в руки огонь и нож и пошли они оба вместе. / И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой. В долгом и опасном пути его сопровождают верный пёс Нимврод и некий Азария.
Пейзаж Рембрандта, словно слепленный из света и тени, напоминает фантастический мираж, от которого веет завораживающей древностью библейской легенды, а А. П. Лосенко отказывается от пейзажного фона, причины чего будут рассмотрены выше. Суровую характеристику дал «Жертвоприношению Авраама» А. П. Лосенко в 1914 году Сергей Эрнст в журнале «Старые годы»: «Холодный, парадный ковёр в слабых бессильных тонах, написанный с большим мастерством и знанием анатомии». Этот жест служит важным элементом, выявляющим психологическую связь между двумя персонажами, так как патриарх смотрит не в глаза ангела, а именно на его руку. Они договорились встретиться после того, как Ионафан попытается умилостивить царя. Часто к библейским образам обращался испанский гений Сальвадор Дали. Однако позднее «священное изображение» прочно вошло в церковную практику и было узаконено в 787 г. на VII Вселенском соборе в Никее.
Иисус изображен на фоне многоэтажных построек, митингующих с плакатом «Гласность. Для А. П. Лосенко, так же, как Рембрандта, «Жертвоприношение Авраама» – одно из тех произведений, которые характеризуют собою определённый творческий этап в жизни художников и в полной мере отражают их духовный мир через особенности художественно-пластического языка. Рембрандт действительно «вторгается» в сюжет, выделяя из него наиболее яркую, значительную грань для творческого осмысления. Перестройка» и горящего храма.
Александр Иванов «Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля. Лицо Авраама написано густым масляным «тестом», широкими мазками черты моделированы лишь светотенью, отчего они кажутся только частицей окружающего пространства. Отдельные черты барокко, хоть и весьма незначительные, выделим мы и в произведении «Жертвориношение Авраама» Рембрандта, так как «середина 1630-х годов – время наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщенному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, мирным соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и жестокости». Знаменитая картина «Христос Святого Иоанна Креста» отражает позицию автора на формулу мироздания, в которой распятый Иисус возвышается над всем и является воплощением метафизической красоты.
Во-первых, он разрушает основной стереотип восприятия этой сцены – вертикализм композиции. Она почти совпадает с диагональю, которую можно построить из верхнего левого угла. Ослепительно бледны лицо и грудь юного Исаака, чья фигура ярко освещена. На антиготичность (термин Владимира Вайдле) Рембрандта в данном полотне указывает нам в первую очередь стремительный полёт сабли. При этом он заявляет об отсутствии личной привязанности к какой-либо конфессии.
17, 6) и их же, спускающихся с горы. / Он отвечал: вот я, сын мой. / Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения.
Дать точный ответ на этот вопрос невозможно. Однако, есть среди драпировок замечательные исключения в цветовом отношении – это, например изображенная в нижней части картины под аккуратно выложенной поленницей огненно- рыжая ткань, возможно – туника Исаака (жаль, что краски ныне из-за пожухания утратили частично былую выразительность и яркость, ведь именно эта деталь настраивает весь колорит на драматически напряженный лад, вступая в резкий контраст с основной бледно-зеленоватой гаммой полотна). В одном из своих писем 30-х годов XVII века Рембрандт пишет о том, что стремится «придать явлениям величайшую и предельно естественную подвижность».
Русская религиозная живопись ярко представлена работами Андрея Рублева: иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, фрески и икона Богоматери Владимирской «Умиление» Успенского собора во Владимире икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (Сергиев Посад). У Рембрандта её образует мысленно проведённая линия, соединяющая кисти его рук. Обликом и поведением он больше напоминает женщину.
Писатель второй четверти XIX века Н. В. Кукольник в статье своей «Художественной газеты» особенно отмечал то, что А. П. Лосенко «искал своего идеала во всей истории художества, он сравнивал, вникал, соображал все памятники искусства добивался художественной анатомии, правды, пропорции». Темное сине-зелёное пространство, окутывающее героев полотна, не отвлекает взгляд от происходящего и служит хорошим фоном для выразительных лиц и экспрессивных жестов. Ту же цель преследовал и Рембрандт, но для её достижения использовал лишь один, но без преувеличения виртуозный художественный приём. произведении) воплощено философско-религиозное и эстетическое кредо Дали. В волнах реки Тигр мальчик вступил в бой с напавшей на него огромной рыбиной. В библейском сюжете рассказывается о том, как однажды к 99-летнему Авраму явились три ангела под видом «трёх мужей», трёх странников.
Современники Рембрандта не смогли по достоинству оценить его живописную манеру. В работе будут рассмотрены использованные художниками живописные приёмы, тяготеющие к изобразительной системе какого-либо стиля.
Черту, о которой идёт речь, отмечает автор замечательного каталога «Уффици и Питти» М. Грегори: «Эту прекрасную картину отличает пейзаж в правой части – редкая вставка в полотнах Караваджо». Но вот героиня «Книги Юдифи» была редкой гостьей в творчестве художников.
Среди наиболее известных – полотна А. Дель Сарто (Дрезден, Картинная галерея), Караваджо (Флоренция, галерея Уффицци) картина Тициана, Венеция, церковь Санта-Мария делла Салюте картина Рембранта (С. -Петербург, Эрмитаж) рельеф Ф. Брунеллески для северных дверей баптистерия (Флоренция, Национальный музей). Ангел спешит исполнить повеление Бога, предотвратить жертвоприношение. Флорентийский художник, обращавшийся в своём творчестве к художественному наследию и Л. Чиголи и Караваджо, Якопо да Эмполи (1551-1640) придал пейзажу большое выразительное значение в своей картине на медной основе (Флоренция, Уффици).
Автор обширной статьи, знакомый с биографическими материалами о художнике, видел в произведении «эклектизм, придающий некий исторический интерес – интерес творческих исканий лучшего русского академика XVIII века». На новгородской иконе XV в. изображающей Преображение Господне, можно увидеть и Христа, поднимающегося с учениками на гору и Господа Преобразившегося и учеников, «павших на лица свое» (Мф.
Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия).
Список можно продолжить. Здесь, как и у Рембрандта, свет выполняет функцию объединяющего элемента колорита. Вот таким образом мне было интересно цитировать Караваджо.
Знаменитая «Даная» – одна из самых спорных его картин именно из-за сюжета. Для них, наверное, прообразом Христа мыслился не столько Исаак, сколько агнец. «Судя по названию классов, в живописном искусстве произошло размежевание по жанрам в зависимости от тематики произведения». Плавная обтекаемая форма древневосточной сабли особенно выразительна в полёте.
Особое негодование вызывали человеческие жертвоприношения.
Здесь представлены практически все основные составляющие стиля барокко: одна мысль и множество сравнений».
Всё большее отражение в полотнах художника находят подлинныечеловеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменятсяподлинной драмой жизни. На нём белая рубаха с чёрной каймой снизу – рисунок «талита», молитвенного покрывала использующегося евреями во время службы в синагогах. «Картина «Жертвоприношение Авраама» подводит итог целому периоду творчества художника, она свидетельствует о степени его возросшего мастерства, о композиционном мышлении и, наконец, является отражением взгляда на стиль в искусстве». Сопоставление изобразительных средств, применённых художниками, рассмотрение особенностей колористического и композиционного решений полотен, попытка проанализировать характеристики отдельных персонажей – всё это составляет основное содержание данной работы. В композиционном решении «Жертвоприношения Авраама» и А. П. Лосенко и Рембрандта «настроение не разрешается, а переходит в состояние страстного напряжения».
Но Саул, после разговора с сыном, разозлился еще больше. По меткому наблюдению И. А. Доронченкова, Рембрандт «со-творит библейское предание в своих картинах, воплощая не только события, но и передавая их глубинный смысл, отходя порой от повествования, но следуя общему смыслу Писания, направляя свой «вымысел» по его стопам». Безграничнаскорбь старика, принимающего мертвого Христа. Проследим мысленно траекторию жестов героев «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко: изящную линию исходящую из нижней части холста, образует фигура Исаака, а в верхней части холста в одну плавную кривую сливаются силуэт ангела и плечо Авраама. И объятия этих людей напоминают больше не объятия двух товарищей, отважных воинов, которых разлучает судьба, а объятия отца с сыном.
Образы на его полотнах перетекают друг в друга, пренебрегая пространственным ограничением. Один из них действительно Давид, но это тот, который стоит к нам лицом. Человек Брейгеля обладаетсвободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Вот таким образом-то свет на полотне Рембрандта и похож то на «свет лампы в подвале», то на «зрелище, напоминающее вулкан». Действительно, в композиции почти всех своих работ Рембрандт избегал устремлённых вверх силуэтов, линий.
А. П. Лосенко наделяет рассматриваемую деталь и декоративным и философским смыслом. Так, один из виднейших идеологов передвижнического движения В. В. Стасов считал, что все произведения на исторические и библейские темы «от Лосенко до Брюллова представляют собою жалкие, смешные или нелепые пародии на историю и психологию». В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченности Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. Вот таким образом картины так притягивают.
Библейской тематикой пронизано творчество Марка Шагала. Действительно, так и произошло. Новые религиозные толкования практически вытеснили ветхозаветные изображения «Троицы». Он даже отправился в качестве паломника на Святую Землю, чтобы увидеть самому те места, где ходил и проповедовал Христос. По словам А. Г. Верещагиной «подобно тому как в петровское время не было ещё исторической науки, но зато все исторические знания служили современности, так и совсем ещё молодая историческая живопись прославляла величие свершавшегося». Узнав об этом, Мардохей потребовал от Эсфири, чтобы она заступилась перед царём за свой народ.
Для А. П. Лосенко «Жертвоприношение Авраама» – итоговая работа первой в истории Академии Художеств вообще пенсионерской поездки в Париж, где он учился в мастерской известного педагога Кейлюса Вьена. Самой известной и узнаваемой остается еврейская вдова в полотне Джорджоне «Юдифь», но Густав Климт осмелился на изображение «своей» Юдифи, с укладкой, припудренной каплей сексуальности и страсти в опущенных веках. Эти эскизы были изданы более 100 лет назад в Берлине и с тех пор больше не переиздавались. Блудный сын изображен по пояс оголенным, в одних джинсах. Этот отрывок Пятикнижия – основополагающего документа иудаизма, декларирующего единство Б-га, стал толковаться в христианстве как явление «Троицы» – Б-га, бытие которого проявляется в трёх ипостасях (Отца, Сына, Духа). Вирсавия была вынуждена подчиниться.
В евангелической традиции Иисус Христос именуется сыном Авраама. Но откуда он исходит. В «Предстоянии» вы найдете Иисуса Христа, Богоматерь, святых апостолов, Александра Македонского, Николая II и других не менее значимых персонажей. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись. Одна из самых лаконичных формулировок понятия времени принадлежит Иммануилу Канту: «время является формальным априорным условием всех явлений вообще».
В них заключены духовное содержание и глубокий нравственный смысл. Если Лука трепетно «конспектировал», пусть красочно и ярко, библейские события («Смерть Моисея»), то Фредерик Гудол и Уильям Хогарт давали понять, что среди окружения святых персонажей были довольно-таки обычные и сексуальные особы, грациозные и, быть может, грешные в своей природной привлекательности и соблазнительной женственности (например, полотно Гудола «Обнаружение Моисея в Ниле» или Хогарда «Моисей перед дочерьми Фараона»). Эти детали – символы, раскрывающие сущность гостей Авраама – ангелов в образе людей. В творчестве Рембрандта «Жертвоприношение Авраама» ознаменовало период творческой зрелости и в то же время открыло простор для поиска новых средств выразительности в 30-е годы он доводит до совершенства свои технические приемы.
Как Лосенко, так и Рембрандт развивают динамику жестов главного героя по диагонали. Стоит обратить внимание на то, что на равеннской мозаике в системе обратной перспективы все три персонажа (Авраам, Исаак и агнец) представлены одинаково близко к зрителю. Он видел в этом противопоставление «язычеству» Итальянского Ренессанса и Античности. Её тона самые тёмные на переднем плане, отчего она кажется ближе всего к зрителю.
Однако, такое мнение верно лишь частично. Шипы в лесной чаще – терновый венец и т. д». Он нежно склонился над сыном, опустив ему наспину слабые старческие руки. Известный исследователь творчества Рембрандта В. Лебедев считает картину одним из тех немногочисленных примеров в мировой живописи, когда художник, отводя важное место декоративной стороне в своей работе, выражает в полной мере и психологию действующих лиц сцены и сложную религиозно-философскую идею: «Стремясь превратить мифологическую картину в зрелище яркое и захватывающее, художник уделяет особое внимание фантастической, праздной костюмировке персонажей». Кажущееся пестрым из-за богатства оттенков крыло написано натюрмортно и явно с натуры.
Именно в них сюжет приобрёл наиболее выразительную интерпретацию. И называться она должна "Давид и Авессалом".
В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. «Библейские сюжеты – это главное в творчестве Караваджо.
Мастерски пишет Лосенко глубокие морщины лица, белоснежно седую бороду Авраама, подчёркивая старость этого человека. В данной работе внимание будет уделено картинам Рембрандта и А. П. Лосенко. Тело ангела написано очень живо, материально. Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник. На рассматриваемых полотнах очевидна связь построения пространства с драматизмом образов. Средикартин Караваджо нет праздничных сюжетов – таких, как «Благовещение», «Обручение», «Введение в храм», которые так любили мастера Возрождения.
Оно состоит в соотношении реального и мистического. На полотне Рембрандта фигура Авраама практически не видна, так как погружена в тень. Один из них называется «Ройтбурд vs Караваджо». Первым, кто увидел бога, был праведныйстарец Авраам. И он сдержал слово.
Одно из лучшихрешений этой темы— эрмитажная картина «Святое семейство», созданная художником в1645 году. В поздних произведенияхБрейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Эта история послужила сюжетом для многих известных живописных полотен. В связи с этой цитатой вспоминаются слова Т. А. Седовой об особенности творческого метода Рембрандта в «Жертвоприношении Авраама»: «Он изучает стилистику барокко, усиливает декоративное начало в своей живописной манере». Так, на холсте Рембрандта преобладают горизонтальные ритмы и отчасти динамика, развиваемая по диагонали.
В историю искусства этот цикл вошел под называнием «библейские эскизы». Именно так воспринимается лицо патриарха не только из дали, но и вблизи.
Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Давиду будет отменён ибо он признал свой грех. Полотно «Поклонение волхвов» как бы покрыто белоснежной пеленой. Ссылаясь на слова Е. Ротенберга, такое построение композиции можно соотнести с эстетикой стиля барокко, согласно которой «мир воспринимается как находящаяся в поток бесконечного движения единая космическая стихия».
Как великолепно чувствуешь свое ничтожество до небытия». Вся сила выразительности заключена в его руках. Неубедительно выглядит утверждение, будто Рембрандт «вторгается в сюжеты бесцеремонно, без благоговения перед тем, что пишет». Смотря на них, хочется разгадать тайну.
Однако по-прежнему контрастнойальтернативой человеческой суете предстает безмятежно гармоническая природазаднего плана, своим идиллическим покоем словно подсказывающая выход изтрагического тупика. Некоторые исследователи творчества Рембрандта полагают, что картина «Жертвоприношение Авраама» всецело принадлежит стилю барокко. Таков, к примеру, сюжетный ряд известной картины А. Дюрера «Поклонение Троице» (1511 г), находящейся в венском Музее истории искусств. Черты сакрального, таинственного, мистического действительно присутствуют в «закрученной» композиции, но это не роднит картину с иконой.
«Подражательными и неудачными» считал исторические композиции А. П. Лосенко глава «Мира Искусства» А. Н. Бенуа. Это, возможно, граничит с тем, что голландцу XVII века вертикаль напоминала аскетичность готического искусства, ассоциировавшегося в те времена лишь с варварством «средневекового мрака».
В позднеиудейских и христианских представлениях существует понятие «Лоно Авраамово» – потустороннее место упокоения умерших праведников. Так или иначе, ангел будет неотъемлемым персонажем композиции, ведь и караваджистов и Рембрандта и А. П. Лосенко интересовала драматическая развязка сюжета, жесты и выраженное в них эмоциональное состояние каждого из действующих лиц. Истинныйвид божества неизвестен человеку — бога же не виде никто (Иоанн, 1, 18). Однако иногда, как гласит христианское предание, бог являлся людям, принимаядля этого доступный человеку облик.
Но стоит вглядеться – и мы начинаем сомневаться в реальности этого пейзажа, «вылепленного» исключительно светом и тенью и от того напоминающего мираж. По его мнению, Рембрандт достиг «предельного стирания грани между мистическим и реальным Лосенко же делит предложенный ему материал на пласты земной и небесный». О том, что Рембрандт «осуществил перенос мифа в сферу человеческого духа, в область психологии, то есть высших душевных движений», пишет Е. Ротенберг в своей статье в журнале «Творчество». Например, масштабная работа «Deisis. На его полотнах люди страдают испытывают жестокиемучения. Из ветхозаветного рассказа художник выбраллишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие, –гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб.
Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. Тень ног Исаака – на поленнице, чего никак не могло быть, если бы они освещались облаком (тогда бы тень падала параллельно поленнице на землю). Мысленно проведём линию от плеча ангела к левой руке Авраама.
Первоначально новая трактовка лишь незначительно затронула художественную композицию, она достаточно часто встречалась в мозаиках V- VI веков (Санта-Мария Маджоре в Риме, Сан-Витале в Равенне) и была доведена до совершенства великим Андреем Рублёвым в известной иконе, написанной для Троицко-Сергиевой лавры (Москва, Третьяковская галерея). Вообще, в творчестве каждого из художников «Жертвоприношение Авраама» ознаменовало собою новый важный этап. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стукплотничьего топора. На фоне поленницы выразительно выглядят ноги Исаака.
Автор отталкивается от библейского сюжета, но не ограничивается им, перенося исходные данные в актуальные социокультурные координаты. На это указывает в своей статье А. Виннер: «Благодаря умелому использованию оптическо-живописных свойств тонированного грунта Рембрандт смог достичь исключительной глубины и звучности красочных тонов и добиться изумительной сгармонированности колористического построения своих произведений». Такой приём не будет применяться художниками последующих лет. Развитие действия в пределах первого плана соответствует той театральности, что позволяет живописцам со-творить (термин Вл. Вайдле) библейское предание.
Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизнидома. Это обусловлено рядом объективных причин. По словам Ю. И. Кузнецова «художник использует язык и стилистику барокко в мифологических и библейских сюжетах – там, где остаётся верен традиционной трактовке мифа или легенды и там, где традиции рвутся смело, решительно и окончательно». Вопрос о том, кто из художников лучше справился с задачей, в данной работе не ставится. При этом, стоит учитывать, что преемство – это не подражание или копирование, а «передача, переход от предшественника к преемнику».
Один из образов Авраама в изобразительном искусстве связан со взглядом на него как на «отца верующих». В центре композиции обычно находятся трое мужчин (три странника), сидящих за столом, на котором расставлены угощения – это главная смысловая часть изобразительного ряда. Илья Репин в своем творчестве неоднократно обращался к евангельской теме. И реально-мистический мир Рембрандта и противопоставление божественного земному у А. П. Лосенко увлекают зрителя «со всею силою страсти, непосредственно и непобедимо». В православной иконографии это были изображения Отца в виде старца, Христа, как отрока («Отечество») или взрослого мужа и Духа в виде голубя, а в католических религиозных картинах – изображения седовласого Соваофа-властителя небесного, распятого Христа и голубя-Духа. Кроме «Библейского Послания», Шагал оставил потомкам серию иллюстраций – литографий к Ветхому Завету. Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына.
Как пишет С. С. Аверинцев, «толкователи сообщают об искусительных речах, которыми сатана пытался склонить Исаака к возмущению против своей жертвенной участи однако Исаак остался безропотным и, боясь малодушия, сам попросил отца связать его по рукам и ногам». Ведь Давид и Ионафан были друзьями, то есть людьми примерно одинаковыми по возрасту. При первом впечатлении. Картина «Жертвоприношение Авраама» показательна в отношении рассмотрения одной из граней творчества Рембрандта, то есть его талант как мастера исторического жанра. Здесь опять невольно приходится вернуться к рассмотрению эффекта театральности.
С помощью цвета Рембрандт достигает необыкновенной материальности изображаемого. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. Можем ли мы говорить в данном случае о бунте художника-творца против догматического понимания религии или о том, что «картина носит атеистический характер». Авраам догадался, чтопод видом трех странников от принимает три лица Троицы. Но только до конца мое решение изменило второе видение (прим. Одновременно, в задачу работы входит оценка самобытности таланта А. П. Лосенко, сумевшего добиться гармоничного сочетания приемов двух противоречащих, по сути, друг другу стилей (барокко и классицизма) и выразить со всей полнотой и целостностью художественный образ.
Выше заблуждений, обид, тщеславияоказываются любовь, доверие, взаимопонимание. На обоих полотнах мы не увидим глаз Исаака. Федор Бруни работал над ней в Италии, где впервые показал в 1841 году. Постепенно оформились местные школы иконописи – Новгорода, Пскова, Киева, Чернигова. Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. На картине «Распятие святогоПетра» мы видим казнь апостола, который был распят на кресте вниз головой. «Обращение Савла» показано безжалостное гонение на христиан их смерть подпятой коня и момент озарения Савла.
сон), возможно из-за испанской поговорки, которая гласит: «мало Христа, слишком много крови». С. С. Аверинцев определяет изначальный смысл сюжета как «одновременно и воспоминание о временах человеческих жертвоприношений и фиксация момента их принципиальной отмены и требование готовности принести в жертву свою собственную волю». Правая рука, держащая длинный меч, высоко поднята, патриарх уже готов нанести удар, придерживая левой рукой голову жертвы. Зарождающаяся академическая живопись апеллировала к опыту европейских мастеров и к художественному наследию античности основной интерес художников стали составлять традиционные для всех академий мира мифологические и библейские сюжеты. Но оба художника могут с равной силой воплотить в своих картинах познание жизни». Эта мысль неоднократно пригодится нам в ходе анализа и в заключительной части работы.
Пока не случилось страшное: его любимая сестра серьезно заболела и перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «писать большую картину на давно задуманную тему «Христос и грешница». Рассмотрим роль агнца в истории иконографии сюжета. Этим же требованиям стиля следует и А. П. Лосенко изображая поленницу дров. Нет иначе тень его руки упала бы на грудь Исаака.
Уже одной только этой деталью художник в полной мере реализовал своё стремление. Эпизод об искушении Авраама чрезвычайно драматичен. Серьёзный анализ значения этого приёма проведён Эмилем Верхарном он называет свет «идеальным, созданным мыслью или воображением». Однако, приступая к рассмотрению роли каждого из персонажей в композиции, мы не можем ограничиться лишь анализом пространственного решения. Библейские темы в изобразительном искусстве художника прослеживаются на полотнах «Распятие святого Петра», где изображена казнь апостола, распятого вниз головой на кресте и «Положение во гроб» с изображением народной драмы.
Согласно Е. И. Шпинарской, для барокко «вне движения не существует ни живописность, ни единство, ни основанное на чувстве бесконечности понимание пространства». Облако несёт отражённый от другого источника свет, а не прямой. Левой рукой ангел только успел схватить руку Авраама. На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв.
Сама траектория полёта сабли параллельна линии движения правой руки ангела, удерживающей руку Авраама. Её писали Рубенс и Рембрандт, ей посвятил свою ораторию Гендель, а великий французский драматург Расин написал трагедию «Эсфирь». Однако, вряд ли можно считать справедливым его мнение о том, что в картине «Жертвоприношение Авраама» «свет более не исходит от тел как струящаяся духовная сила, делающая предметы нематериальными». А. П. Лосенко помещает крылья в тень так, что мы даже не можем определить их цвет, а видим лишь тёмные очертания, вторящие развевающемуся на ветру одеянию. А. П. Лосенко и ритмом складок головной повязки и тонкими, полными экспрессии лессировками и масштабностью фигуры акцентирует внимание зрителя на лице. Сейчас уместно было бы обратиться к ещё неотмеченным нами, но немаловажным нюансам. Но композиционной основой этого произведения на библейский сюжет служит здесь античная скульптурная группа «Гибель Лаокоона и его сыновей» (50 г. до н. э., Рим, Ватиканский музей), о чём говорит тот факт, что Андреа дель Сарто «изучал группу Лаокоона во время подготовительных работ к своей картине». Действие разворачивается на фоне «скалистого пейзажа, уступы которого, похожие на обломки кристалла, окрашены в яркие голубые, желтые, зелёные, лиловые и пурпуровые тона и местами тронуты золотом».
Она— сама чуткость, сама настороженность. Караваджо наблюдал эти тяготы жизни.
В полотнах стали появляться иные ветхозаветные персонажи. Грубая ткань одеяния патриарха логически дополняет образ многое пережившего человека.
Мы видим только кисть руки божьего посланника. В статье С. Эрнста интересна, но весьма полемична мысль о большем соответствии манеры живописца в «Жертвоприношении Авраама» стилю барокко, чем классицизму. Силуэт и жесты ангела, графично резкие, но едва заметные на втором плане очертания его крыл, передают быстроту полёта, а невозмутимое выражение лица с правильными «античными» чертами контрастирует с экспрессией мимики патриарха. Но на божественность его природы указывает не только пара крыльев, а «небесный» синевато-зеленоватый цвет легкой накидки с сиреневыми и изумрудно-зелёными переливами.
Рембрандт придаёт крыльям выразительное декоративное звучание на полотне. Она играет важную роль в организации пространства картины. О том, насколько значимым для А. П. Лосенко было пространство в картине, в своём исследовании Л. В. Гиндина: «Осознанный интерес к пространству как к активному фактору композиционной выразительности в русской живописи эпохи Просвещения стал важнейшим завоеванием А. П. Лосенко».
О заслугах Рембрандта в этом жанре верно сказал Ю. И. Кузнецов: «Как исторический художник, он претворил далёкие античные и библейские легенды в согретый высоким гуманизмом рассказ о реальных земных человеческих чувствах и отношениях». Еговлекут темы трагические. В «Жертвоприношении Авраама» А. П. Лосенко организующим началом композиции является рисунок силуэтов фигур, а модулем пространства, его исходной мерой, служит трактовка объёмов человеческого тела. Протянутая с неба рука здесь играет роль своеобразного знака-символа (термин Ч. Пирса) всевластной и справедливой воли Бога.
Наиболее последовательно и лаконично эта мысль высказана в книге Н. Лившиц и Л. Каганэ, посвященной искусству XVII века вообще: «Жертвоприношение Авраама» отличает столь сложная композиция, настолько контрастное построение, что искусство Рембрандта на этом этапе как бы вливаясь в общий поток развития стиля барокко, составляет его своеобразную грань». Предстояние» – он создает собственный иконостас. Так, одним из первых светских живописцев, обратившихся к сюжету жертвоприношения Авраама был яркий представитель искусства Высокого Возрождения во Флоренции Андреа дель Сарто (1486 – 1530), полотно которого датируется 1529 годом (Дрезден, Картинная галерея). Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий. Давид послал приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении.
После создания этой Василий Поленов картины Поленов приступил к созданию целого цикла картин под названием «Из жизни Христа», которому он отдает несколько десятилетий неустанных творческих и духовных поисков. По справедливому мнению М. В. Доброклонского «театрализация внешнего облика, составляющая очень существенную черту в творчестве Рембрандта, равно как и влечение его ко всему необычайному, является проявлением фантастического в его творчестве». означает «молитвенный образ». Картина мастерски скомпонована. Такое объяснение позволяло говорить о божественном происхождении Иисуса. Рембрандт вообще отказался от изображения агнца.
призван не отображать реальность, а передать идею божьего начала, в котором художники ищут идеал. /Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Кстати, само имя Сальвадор переводится как «Спаситель».
Несомненно, эта тема всегда волновала художников (Джованни ди Паоло – «Изгнание из рая» – 1445г., Дюрер – «Изгнание из Рая» – 1510г., Уильям Блейк – «Адам перед судом бога» – 1795г. А. П. Лосенко высоко ценил творчество Рубенса, Тициана, Рембрандта.
Следуя определению В. А. Фаворского, необходимо обратить внимание на то, как художники запечатлели на холстах время, ведь «стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное». Рембрандт в этой ситуации на первый взгляд больше реалист, нежели мистик. Правое крыло смело показано художником целиком. На протяжении 40-х годовРембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства.
Бог явился к нему в облике трех ангелов. Тени позволяют нам подробно проследить направление световых лучей. Агнец в светской живописи будет изображаться на втором плане (например, у Якопо да Эмполи) или запутавшимся в кустах, как у Андреа дель Сарто, Караваджо и А. П. Лосенко. У Рембрандта в пейзаже продолжается тема контраста света и тени. В трагической истории их взаимоотношений был эпизод, когда Авессалом пришел каятся к отцу и тот его простил.
В содержании живописных работ появились темы о Рае и тех, кто некогда был изгнан из божественного сада («Изгнание из Рая» и «Изгнание из Эдемского сада» Томаса Коула). В его картинах можно увидеть Господа и пресвятую Марию, Христа и Иоанна Крестителя. Какое значение в этих своих произведениях отвели ему.
Ощущение времени на холсте и Рембрандта и А. П. Лосенко созвучно мысли философа. Единым эмоциональным порывом пронизаны движения персонажей. Теперь же стоит обратиться к недавним исследованиям творчества А. П. Лосенко.
В конструктивном отношении линия изгиба фигуры подчёркивает S-образную структуру. Автор статьи пишет, в частности, о том, что «Лосенко в высшей степени одарён способностью отождествлять себя со своими героями, великолепно чувствует и умеет воплощать душевное состояние человека». Рука расположена под углом к оси симметрии так, что кажется именно она разделяет левую и правую части холста. Облако густого желтоватого света из которого возникает посланник небесный, олицетворяет сверхъестественную силу и в то же время – есть такой же объект изображённый художником, как тела персонажей, поленница. Именно вот таким образом она вызывает особый интерес искусствоведов и публики. Почему.
Композиция Чиголи (Флоренция, Питти, Галерея Палатина) более канонична изображение ангела в верхнем левом углу картины уравновешивается тщательно исполненной головой овна в нижнем правом углу, центром композиции является фигура Авраама. Несмотря на то, что «единой, устоявшейся точки зрения на Рембрандта и на его искусство нет», его гений всё же был практически всегда неоспорим. Отец посылает мальчика в далёкую Мидию (местность в пределах нынешнего Ирана), где у него остались кое какие сбережения. В статье В. Розенвассера отмечается важное отличие полотен Рембрандта и Лосенко. был только отражённым.
Микеланджело и Эль Греко, Дюрер и Андрей Рублёв, Рембрандт и Рубенс. Они совсем не похожина мелочных, самодовольных бюргеров— егосовременников. На его полотнах люди испытывают ужасные мучения и нечеловеческие страдания.
Время изначально присуще происходящему на полотнах именно оно и есть то содержимое, которое наполняет динамику художественного образа «Жертвоприношения Авраама» кисти двух великих художников. Такой цветовой контраст зелёного и рыжего введён мастером не навязчиво, он не нарушает общего колористического строя и становится заметен зрителю лишь при длительном и внимательном рассмотрении. Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, чтосуровые испытания судьбы сближают людей. В прославленных«Слепых» (1568) евангельская притча использована для воплощения идеио слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем засудьбой-фортуной. По верному наблюдению Эмиля Верхарна, «для Рембрандта обнажённое тело священно Г. Вёльфлин в качестве характернейшего свойства стиля барокко отмечал «упрощение композиции и подчинение её единству замысла». Однако ещё в Византии стали изображать не связанную непосредственно с ветхозаветным сюжетом «Троицу новозаветную».
Сходство пространственного решения «Жертвоприношения Авраама» Лосенко с картиной Рембрандта стоит в том, что все персонажи размещены в пределах переднего плана, а соответственно развитие сюжета происходит в намеренно ограниченном пространстве. «Лосенко придавал натюрморту большое значение в своих картинах» – писал А. Л. Каганович, доказывая правоту своего утверждения на примере изображения рыб в «Чудесном улове» и поленницы в «Жертвоприношении Авраама». Его взгляд устремлён к небу. По пути в Дамаск его внезапно ослепилнебесный луч и, упав с коня, он услышал голос Христа: «Савл, за что ты гонишьменя. » После прозрения Савл становится одним из самых преданных учеников Христа– апостолом Павлом. Художники воспевают красоту мгновенного, составляющего вечное.
Такие изображения часто встречаются в средневековом искусстве: «Золотые ворота» Фрейнбергского собора, «Княжеский портал» собора в Бамберге, роспись Успенского собора во Владимире. Так образовалось «поликультурное общество», где особенноостро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве. Тора запрещает изображение людей и животных. Летом 1642 года после долгой болезни, медленно угасая, умерла Саския.
Иван Крамской Свое полотно «Христос в пустыне» Иван Крамской обдумывал целое десятилетие. Н. А. Яковлева в своей статье «Антон Лосенко и жанровые процессы в русской живописи XVIII века» указывает на те грани таланта живописца, которым ранее искусствоведы и критики не уделяли должного внимания. Выразительность колористического решения во многом обусловлена знанием свойств грунтов. Иначе говоря, художник пользуется не прямым светом, а отражённым.
Если А. П. Лосенко достигает гармоничной теплохолодности (термин А. Л. Кагановича) изображая Исаака, при помощи тщательности рисунка и лессировок, то Рембрандт использует здесь и выразительные свойства грунта. Пространство у Лосенко настолько неопределённо ирреально, что цвет небес такой же, как цвет земли, а ветка, обвитая тёмными листьями плюща появляется из тени, словно из бесконечности. Выдающийся исследователь христианского искусства и архитектуры Н. В. Покровский писал: «так как протестантские храмы не допускали настенных изображений, то ни Рембрандт, ни другие голландские художники не занимались ею, да и вообще религиозная живопись не могла здесь процветать». Один из мужчин, взобравшись по приставной лестнице, вытаскивает гвозди, с помощью которыхХристос распят на перекладине другие принимают на руки его сползающее внизтело женщины готовят ложе для останков, расстилая на земле большую тяжелуюткань.
Можно выделить несколько иконографических трактовок. Александр Иванов — автор картины «Явление Христа народу», которая стоила ему 20 лет настоящего труда и творческого подвижничества. Всё закончилось чудесным спасением Исаака, хотя формально ритуал был соблюдён. уезжает в Германию.
Вот таким образом, вероятно и нет на полотне Рембрандта агнца, который бы отвлекал зрителя от патетики движения, от экспрессии жестов. В 1604 – 1605 г. г. Второе ее лицо — Бог-сын, Иисус Христос, принявший образчеловеческий и сошедший с небес на землю ради спасения людей.
Натаких картинах, как «Шествие на Голгофу», «Перепись вВифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь ИоаннаКрестителя», «Обращение Павла», «Рождество», награвюре «Успение Богоматери» библейские персонажи присутствуют средисовременников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейскиесцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей. Например, фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почти теряется средимножества других впечатлений любого из изображенных на картине людей и людиэти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога. Рембрандт в картине словно предвосхищает слова своего современника философа Спинозы: «Как свет обнаруживает и себя самого и окружающую тьму, так истина есть мерило самой себя и лжи».
Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немойукор и горестную смиренность. По справедливому мнению Е. И. Ротенберг важную роль в структуре барочного образа играет именно «специфическая обращённость к зрителю Безусловно, колористическое решение и освещение в картине «Жертвоприношение Авраама» – новый шаг в истории русской живописи и недооценивать его значение (как значение творчества А. П, Лосенко в целом) невозможно. Интересно, что именно с «театральностью» мы сталкиваемся и в произведении Рембрандта. Предмет этот – нечто отделенное от фигуры, приданное ей извне.
У А. П. Лосенко жесты ангела строго обусловлены повествованием сюжета. были созданы два произведения на этот сюжет – художниками Караваджо (1571 – 1610) и Лудовико Карди (Чиголи) (1559 – 1613). Слегка пошевельнулся во снеребенок и женщина, повинуясь тонкому материнскому инстинкту, отрывается отчтения, приподнимает полог и озабоченно смотрит на малыша. Силуэт его фигуры совпадает с диагональю исходящей из нижнего левого угла холста.
В этом проявилось превосходное владение светотенью. Цвет каждой детали одежды, тела или фрагмента фона зависит исключительно от его светоносной силы. Нередко первоисточником становится Священное писание. Каждый из них раскрыл особый философско-этический пласт библейской легенды. Образ Исаака, согласно одной из них, – это образ сильного, бесстрашного отрока таким мы его видим на известной мозаике, у Лудовико Чиголи, Якопо да Эмполи, Рембрандта и А. П. Лосенко.
В силу параболической структуры, лежащей в основе композиции «Жертвоприношения Авраама», практически отсутствуют вертикальные линии. В одном из своих писем в тридцатые годы Рембрандт писал, что стремится «придать явлениям величайшую и предельно естественную подвижность». Она не в силах стоять, теряет сознание, падает наруки заботливо обступивших ее людей.
Иконопись в переводе с греч. Этот приём служит важнейшим фактором целостности художественно7го образа. К Библии обращались и продолжают обращаться мастера разных стран и эпох. Звучные тени выявляют замечательную лепку формы. Художник ощутил, как, в сущности, внутренне схожи оба эти эпизода, за которыми стоят драмы сыновей, приносимых в жертву собственными отцами и чувства самих отцов: с одной стороны – готовность Авраама лишить жизни своего единственного и любимого сына и, с другой стороны – согласие Б-га на принесение в жертву своего «Сына Человеческого».
Но Ионафан, любивший Давида известил его об этом. Другая работа Глазунова – «Воскрешение Лазаря» еще более эклектична и многослойна. Замечательный иконографический образец сюжета в религиозной живописи раннего средневековья предстаёт перед нами в мозаике пресбитерия базилики Сан Витале в Равенне (VI век). Жест стремителен и в то же время полон патетики.
Важную роль играют здесь ещё и драпировка фигуры Авраама. Исаак, несущий хворост, – прообраз Христа, несущего свой крест.
По верному наблюдению И. А. Доронченкова «Исаак может быть зарезан, но никак не заколот». А на иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа. Возможно изображая прощание двух библейских героев, художник рассказывал о своей утрате. На обеих картинах время как бы сливается с движением в неразделимую стихию. А Ионафану Рембрандт придал свои черты. А припадающий к его груди юноша – его бунтующий сын Авессалом.
Только после смерти художника эти рисунки стали известны. Повествовательное начало в картине «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко ощутимо и тогда, когда все составляющие образа Авраама – от общего силуэта до мимики – направлены на то, чтобы передать мгновенность происходящего. В ней лишь одна яркая деталь – сброшенные одежды Исаака. С натуралистической чёткостью Рембрандт передаёт фактуру оперения, находит идеальные переходы тёплых коричневатых оттенков, рисующих лёгкий пух, к холодным сизовато-серым, которыми написаны большие жёсткие перья крыла.
Современники восхищались мастерски выполненными многофигурными жанровыми композициями и как будто бы «живыми» портретами. Рембрандт лишь вводит в свой творческий метод немногие художественные средства барокко, но в целом сила его талант и в «Жертвоприношении Авраама» не может быть ограничена рамками того или иного стиля вообще. Для Рембрандта красиво то, что декоративно, сложно изящно и натурально.
Так, даже черты лица Авраама, ритмичные по рисунку, подчинены общей динамике композиции. Наиболее известные иконописцы Руси – Алипий и Григорий. Начало XIX века обозначилось ярким пятном академизма в полотнах по библейским мотивам. Давид был молод, значит, молод был и Ионафан.
Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода. Условная по цвету, она наделена насыщенным звучанием в общем композиционном аккорде. Рембрандт и Лосенко в своих полотнах наделяют крылья ангела разными значениями. Формат определяет во многом способ построения пространства – важнейшего образующего элемента композиции в целом. Рядом скорбящие люди, среди которых женщина с ребёнком на руках, по-видимому, мать самого Иисуса со своим сыночком, прижимающая его к груди и как бы защищающая от ужасного зрелища казни – такой знакомый всем жест матери, не дающей ребёнку «смотреть на страшное». Так как же понимали время Рембрандт и А. П. Лосенко.
Иванов также делал акварельные эскизы к росписям «Храма человечества», но почти никому их не показывал. Другой мастер, находившийся под влиянием караваджистов, Иоганн Лисс (1595-1631), создавший своё полотно (Флоренция, Уффици) на десятилетие раньше Рембрандта, превратил пейзаж в нераздельную, стремительную стихию, как бы сливающуюся в одно целое с персонажами. Урия пал в бою. В «Жертвоприношении Авраама» А. П. Лосенко немаловажно отметить соотношения общего цветового фона и тонов тел персонажей.
С древних времен наиболее распространенные типы религиозного искусства — живопись и скульптура, но наиболее ярким проявлением жанра являются архитектурные сооружения. Функция религиозного искусства – укрепление и прославление веры. Интересные замечания на этот счёт мы встречаем в статье журнала «Памятники культуры» за 1975 год: «Бросается в глаза неравномерность красочного слоя, очень тонкого в тёмных частях картины (фон и т. п) и возвышающегося отчётливым рельефом в освещённых местах как известно, рельефные мазки содержат значительное количество свинцовых белил, тогда как тёмные пятна проложены тонким слоем жидкой лессирующей краски». Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу.
Плавный изгиб тела Исаака у А. П. Лосенко динамичен: кажется, он медленно отклоняется назад. Снова большаячеловеческая трагедия. Всё в картине пронизано светом. Овен оказывался Христом, принесённым в жертву.
Какую же роль играет фигура этого персонажа в композиционном построении обеих картин. Единственной обширной монографией, содержащей ценные биографические данные и развернутый анализ произведений мастера, а так же включающей в себя богатый документальный материал, является поистине монументальный труд А. Л. Кагановича «Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия». Огромная заслуга автора в том, что он рассматривает творчество А. П. Лосенко в тесной связи с эпохой зарождающегося классицизма, но вместе с тем уделяет внимание влиянию стиля барокко на художника, которое проявилось в рассматриваемом нами полотне. У А. П. Лосенко фон оттеняет экспрессию. Кроме того, Исаак был «Божьим даром» (в соответствии с «заветом») и подобно всему, что Б-г даровал человеку, принадлежал Б-гу.
Далее возможны дополнения: седовласый старик (Авраам), пожилая женщина, готовящая еду или просто наблюдающая за происходящим (Сарра), слуга, подносящий угощение (старший слуга Элизер). Этим он выражает чувство скоротечности жизни, ощущение тревоги и драматичности.
Ощущение рельефности изображённого усиливает и сама фактура крупнозернистого холста. Надуманным кажется следующее утверждение, касающееся непосредственно «Жертвоприношения Авраама»: «Закрученная барочная композиция словно несёт в себе воспоминание об иконе действие развивается параллельно плоскости холста, практически не маскируемое даже той псевдопространственностью, которая была в «Чудесном улове рыбы». Возразить этому утверждению можно словами А. Л. Кагановича: «В конце концов и сам жанр этот – картина изображающая событие из священной истории, был новым и совсем непохожим на сцены из церковных росписей или иконы Лосенко воспринимал окружающее как вполне осязаемую материальность и стремился возможно полнее и ярче воплотить её в своих работах, что сказалось отчасти и в картине «Жертвоприношение Авраама».
Глубину пространства и объёмность изображенного Рембрандт подчеркивает разной плотностью нанесения краски. Хотелось и свою лепту положить в Иерусалим» Позже он говорил: «всюду живая Библия», «так грандиозно я почувствовал Бога живого», «Боже. Выразителен поединок жестов и взглядов над хрупким отроком: изумление, еще не стершее скорбную решимость – на лице Авраама, ужас неожиданности – в напряженном жесте его левой руки и – строгий взгляд вестника неба, непреклонность его поведения. Не менее известная его «Тайная вечеря». Оба художника разделяют пространство на реально осязаемое (первый план) и на иллюзорное (фон).
В той части Ветхого завета, которая называется Писания, есть Книга Эсфирь, рассказывающая об одной из знаменитых библейских женщин, спасшей свой народ в эпоху владычества персидского царя Ксеркса (именуемого в Библии Артаксерксом). Эсфирь, так же как и Версавия, стала героиней многих театральных постановок, музыкальных произведений и живописных полотен. Поражает то, что и в многофигурной композиции А. П. Лосенко остаётся истинным портретистом. Однако, сопоставление художественных средств выразительности у Рембрандта и у А. П. Лосенко невозможно было бы проводить с целью условного определения «в каком стиле» каждый из них работал. «Задерживают внимание: ангел в пышной драпировке, удерживающий театральным жестом руку Авраама, напоминающий гениев и муз, что жеманной толпой наполняют плафоны эрмитажей и монплезиров».
Мерцание световых рефлексов изменение цвета одного и того же предмета в тени, полутени и на свету привлекает художника возможностью показать материальный мир во всём его многообразии. К сожалению, сюжеты, заимствованные из библейской мифологии, сегодня известны далеко не каждому человеку.