Презентация для школьников на тему Библейские сюжеты в живописи по мировой художественной культуре (МХК). Семирадский привнес в свои полотна на библейские сюжеты живописность, что сделало их яркими, запоминающимися, живыми.
На правых боковых створках изображены шествия отшельников и пилигримов. Свое полотно Воскрешение дочери Иаира Иван Крамской обдумывал целое десятилетие. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть немой укор и горестную смиренность. «Картина «Жертвоприношение Авраама» подводит итог целому периоду творчества художника, она свидетельствует о степени его возросшего мастерства, о композиционном мышлении и, наконец, является отражением взгляда на стиль в искусстве». Сопоставление изобразительных средств, применённых художниками, рассмотрение особенностей колористического и композиционного решений полотен, попытка проанализировать характеристики отдельных персонажей – всё это составляет основное содержание данной работы.
Художник воспевает в образе Авраама ту старость, что является синонимом мудрости, а не слабости. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам.
Справедливы в данной ситуации слова Н. Н. Волкова: «Два художника изображая один и тот же сюжет, никогда не создадут одинаковых картин. Рембрандт в картине словно предвосхищает слова своего современника философа Спинозы: «Как свет обнаруживает и себя самого и окружающую тьму, так истина есть мерило самой себя и лжи». Жест стремителен и в то же время полон патетики. Правой рукой он благословляет сидящую у своего дома Марию. Дева Мария изображена с Библией (дань традиции). Реалистичность картины на этом и заканчивается.
Так образовалось поликультурное общество, где особенно остро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве. сл. сон), возможно из-за испанской поговорки, которая гласит: «мало Христа, слишком много крови». Они положены крупными пятнами и создают мистическое освещение.
Из ветхозаветного рассказа художник выбрал лишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие, – гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. Знаменитая картина «Христос Святого Иоанна Креста» отражает позицию автора на формулу мироздания, в которой распятый Иисус возвышается над всем и является воплощением метафизической красоты.
Всё большее отражение в полотнах художника находят подлинныечеловеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменятсяподлинной драмой жизни. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Здесь, как и у Рембрандта, свет выполняет функцию объединяющего элемента колорита. метров.
Для А. П. Лосенко «Жертвоприношение Авраама» – итоговая работа первой в истории Академии Художеств вообще пенсионерской поездки в Париж, где он учился в мастерской известного педагога Кейлюса Вьена. Звучные тени выявляют замечательную лепку формы. В качестве матери Измаила, традиционно считающегося прародителем арабов, Агарь занимает важное место в арабских преданиях. У А. П. Лосенко жесты ангела строго обусловлены повествованием сюжета. Всё в картине пронизано светом. Третье лицо – бог-дух святой, дающий жизнь всему сущему.
Подобную смелость в отношении к священному тексту напрасно искать в более ранних иконах. 1850-е, «Христос-сеятель» (см. сл. Почему. Художник наделил лицо библейского персонажа портретными индивидуализированными чертами. «Аврам послушался слов Сары.
В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Рассказ о ней хочется начать словами из «Бытия» – первой книги Святого Писания: «И сотворил Бог человека по образу» Своему (Быт 1:26). Тогда же Бог повелел Аврааму именоваться Авраамом (отец толп народов) и чтобы весь мужской род в доме Авраама был обрезан.
Образы на его полотнах перетекают друг в друга, пренебрегая пространственным ограничением. На холсте Рембрандта свет порождался самими телами, всей пространственной средой, т. е. сл.
«Подражательными и неудачными» считал исторические композиции А. П. Лосенко глава «Мира Искусства» А. Н. Бенуа. Это были как явления изменяющие природу вещей, так и исцеления страждущих или даже воскрешения умерших. В связи с этой цитатой вспоминаются слова Т. А. Седовой об особенности творческого метода Рембрандта в «Жертвоприношении Авраама»: «Он изучает стилистику барокко, усиливает декоративное начало в своей живописной манере». «Обращение Савла» показано безжалостное гонение на христиан их смерть под пятой коня и момент озарения Савла.
На отсутствие у предметов собственного цвета обратил внимание ещё в XV веке великий художник Леонардо да Винчи: «Никакое тело никогда всецело не обнаруживает свой природный цвет». Примером может служить картина «Иисус Христос спасает утопающего Петра» (см. Рафаэль невероятным образом достигает зыбкого равновесия между телесным и духовным. «Лосенко придавал натюрморту большое значение в своих картинах» – писал А. Л. Каганович, доказывая правоту своего утверждения на примере изображения рыб в «Чудесном улове» и поленницы в «Жертвоприношении Авраама». Золотисто-коричневый тонированный грунт помогает придать равную силу холодным и тёплым тонам полотна. Например, масштабная работа «Deisis.
Отмечу, что картина является программной для всей первой части «Послания». Там он женился на Сарре. Именно в них сюжет приобрёл наиболее выразительную интерпретацию. На обоих полотнах мы не увидим глаз Исаака. Облако несёт отражённый от другого источника свет, а не прямой.
В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченности Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. Общая площадь фрески 600 кв. Так, мы не можем предположить из какого материала выполнен нож в руках Авраама на холсте А. П. Лосенко, но зато насколько выразительно передана его форма, напоминающая не богатую древневосточную саблю, как у Рембрандта, а скорее римский меч ближнего боя гладиус в виде вытянутого тетраэдра, одна из видимых нам граней которого полностью погружена в тень, а другая – тревожно сверкает. По верному наблюдению И. А. Доронченкова «Исаак может быть зарезан, но никак не заколот».
В «Жертвоприношении Авраама» А. П. Лосенко организующим началом композиции является рисунок силуэтов фигур, а модулем пространства, его исходной мерой, служит трактовка объёмов человеческого тела. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство» (см. Они совсем не похожина мелочных, самодовольных бюргеров— егосовременников. Ангелы становились неотличимыми от амуров. Частная коллекция (Нью-Йорк)Авторство этой картины, как и других работ Леонардо да Винчи, долгое время подвергалось сомнению.
Рембрандт и Лосенко в своих полотнах наделяют крылья ангела разными значениями. С помощью цвета Рембрандт достигает необыкновенной материальности изображаемого. Вытянутый вверх формат сам по себе несёт ощущение возвышенности, предусматривает развитие действия по вертикали, то есть по линии, символически связывающей небесный мир и мир земной. Если А. П. Лосенко достигает гармоничной теплохолодности (термин А. Л. Кагановича) изображая Исаака, при помощи тщательности рисунка и лессировок, то Рембрандт использует здесь и выразительные свойства грунта.
И всё та же лёгкая блуждающая леонардовская улыбка. По меткому наблюдению И. А. Доронченкова, Рембрандт «со-творит библейское предание в своих картинах, воплощая не только события, но и передавая их глубинный смысл, отходя порой от повествования, но следуя общему смыслу Писания, направляя свой «вымысел» по его стопам». И начали веселиться. Серьёзный анализ значения этого приёма проведён Эмилем Верхарном он называет свет «идеальным, созданным мыслью или воображением».
Такое решение, безусловно, граничит с сакральным смыслом. Ослепительно бледны лицо и грудь юного Исаака, чья фигура ярко освещена. Силуэт и жесты ангела, графично резкие, но едва заметные на втором плане очертания его крыл, передают быстроту полёта, а невозмутимое выражение лица с правильными «античными» чертами контрастирует с экспрессией мимики патриарха. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает наруки заботливо обступивших ее людей. Вместе с Саррой он покинул родную страну. " Сыну же, которого ты родишь, дашь имя Измаил ибо услышал Бог о страданиях твоих.
Именно в колористическом решении фигуры Исаака А. П. Лосенко благодаря длительным работам над изучением натуры добился наиболее выразительного сочетания тёплых и холодных тонов. Мысленно проведём линию от плеча ангела к левой руке Авраама. Иначе говоря, художник пользуется не прямым светом, а отражённым. Это обусловлено рядом объективных причин.
Его взгляд устремлён к небу. уезжает в Германию. Проработка объёмов осуществляется мастером за счёт соотнесения тени со светом, лучи которого как бы пронизывают одновременно три слоя картины: тонированный грунт, рельефный подмалёвок и тёмные цвета лессировок. Дева Мария на картине Рафаэля является воплощением материнской любви и христианской жертвенности и милосердия.
Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его и будет царствовать над домом Иакова во веки и Царству Его не будет конца» (Евангелие от Луки, 1, 28-33). О заслугах Рембрандта в этом жанре верно сказал Ю. И. Кузнецов: «Как исторический художник, он претворил далёкие античные и библейские легенды в согретый высоким гуманизмом рассказ о реальных земных человеческих чувствах и отношениях». Отдельные черты барокко, хоть и весьма незначительные, выделим мы и в произведении «Жертвориношение Авраама» Рембрандта, так как «середина 1630-х годов – время наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщенному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, мирным соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и жестокости».
Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Так, одним из первых светских живописцев, обратившихся к сюжету жертвоприношения Авраама был яркий представитель искусства Высокого Возрождения во Флоренции Андреа дель Сарто (1486 – 1530), полотно которого датируется 1529 годом (Дрезден, Картинная галерея). Образ Бога-Сына здесь близок по решению к Христу франкфуртской Троицы, но его мертвое тело не имитирует скульптуру, а подчинено общему живописному строю композиции.
сл. Рембрандт придаёт крыльям выразительное декоративное звучание на полотне. На его полотнах люди страдают испытывают жестокиемучения. Протянутая с неба рука здесь играет роль своеобразного знака-символа (термин Ч. Пирса) всевластной и справедливой воли Бога. Его картины Московский дворик Бабушкин сад Христос и грешница принесли художнику признание. Выбор между добром и злом, между верой и неверием человек вынужден делать постоянно, на протяжении всей жизни – так же, как были вынуждены делать этот выбор его предки и как делают его сегодня множество других людей. был только отражённым. Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках.
В центре изображения – Иисус Христос. Первое лицо Троицы есть Бог-отец, сотворивший небо и землю, все видимое и невидимое. 22) и «Джоконда». Её тона самые тёмные на переднем плане, отчего она кажется ближе всего к зрителю. Бьющим изнутри светом А. П. Лосенко воздействует на зрителя физически ощутимо, взывая к диалогу, требуя наиболее острого чувственного восприятия. Такой приём не будет применяться художниками последующих лет. Известный исследователь творчества Рембрандта В. Лебедев считает картину одним из тех немногочисленных примеров в мировой живописи, когда художник, отводя важное место декоративной стороне в своей работе, выражает в полной мере и психологию действующих лиц сцены и сложную религиозно-философскую идею: «Стремясь превратить мифологическую картину в зрелище яркое и захватывающее, художник уделяет особое внимание фантастической, праздной костюмировке персонажей».
Дать точный ответ на этот вопрос невозможно. 25). Само действо разворачивается в левой части холста, правая часть холста – крутой, темный обрыв скалы и густые облака над ним.
57х69 см. сл. 41). Вот таким образом картины так притягивают.
На протяжении 40-х годовРембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Ветхозаветное предание о принесении в жертву Богу патриархом Авраамом своего сына Исаака привлекало живописцев напряженным драматизмом ситуации, а так же яркостью характеров персонажей. Лишён раздвоенности и противоречивости в рассматриваемых произведениях, пожалуй, только образ Исаака, воплотивший жертвенную покорность. Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Часто к библейским образам обращался испанский гений Сальвадор Дали.
1841 г, «Проповедь Христа в храме» А. А. Иванов. 1915 г., «Блудный сын» (см. Одна из самых лаконичных формулировок понятия времени принадлежит Иммануилу Канту: «время является формальным априорным условием всех явлений вообще».
Свет распределён по поверхности крыла с такой же равномерностью, с какой и на волосах ангела. Вопрос о том, кто из художников лучше справился с задачей, в данной работе не ставится. В этом проявилось превосходное владение светотенью. В таких легендах находили свое выражение чаяния народа о справедливости, желание и потребность простых людей представить небесную царицу и покровительницу в непосредственной близости. На рассматриваемых полотнах очевидна связь построения пространства с драматизмом образов.
Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Следуя определению В. А. Фаворского, необходимо обратить внимание на то, как художники запечатлели на холстах время, ведь «стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное».
Если Лука трепетно «конспектировал», пусть красочно и ярко, библейские события («Смерть Моисея»), то Фредерик Гудол и Уильям Хогарт давали понять, что среди окружения святых персонажей были довольно-таки обычные и сексуальные особы, грациозные и, быть может, грешные в своей природной привлекательности и соблазнительной женственности (например, полотно Гудола «Обнаружение Моисея в Ниле» или Хогарда «Моисей перед дочерьми Фараона»). Его влекут темы трагические. Встал и пошел к отцу своему. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Иисус возлег с двенадцатью учениками на трапезу, во время которой Он предсказал предательство одного из них.
Христос у Леонарда идеал человеческой красоты, ничего не выдаёт в нём божества. Авраам догадался, чтопод видом трех странников от принимает три лица Троицы. Мария — заступница человеческая — несет навстречу людям своего сына. Работая над полотном, он менее всего апеллировал к каким-либо собственно религиозным иконографическим образцам, если вообще был знаком с ними.
Рембрандт лишь вводит в свой творческий метод немногие художественные средства барокко, но в целом сила его талант и в «Жертвоприношении Авраама» не может быть ограничена рамками того или иного стиля вообще. С той же тщательностью, с какою Рембрандт изображал каждое пёрышко крыла небесного посланника, Лосенко пишет аккуратно разложенные брёвна их коричневатые и зеленоватые оттенки хорошо сочетаются с тонами драпировок. Уффици (Флоренция)Андреа дель Верроккьо (1435-1488) – итальянский скульптор и художник эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи.
В одном из своих писем 30-х годов XVII века Рембрандт пишет о том, что стремится «придать явлениям величайшую и предельно естественную подвижность». Картины из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря. У некоторого человека было два сына и сказал младший из них отцу: отче. Интересные замечания на этот счёт мы встречаем в статье журнала «Памятники культуры» за 1975 год: «Бросается в глаза неравномерность красочного слоя, очень тонкого в тёмных частях картины (фон и т. п) и возвышающегося отчётливым рельефом в освещённых местах как известно, рельефные мазки содержат значительное количество свинцовых белил, тогда как тёмные пятна проложены тонким слоем жидкой лессирующей краски». Натаких картинах, как «Шествие на Голгофу», «Перепись вВифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь ИоаннаКрестителя», «Обращение Павла», «Рождество», награвюре «Успение Богоматери» библейские персонажи присутствуют средисовременников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейскиесцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей. Например, фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почти теряется средимножества других впечатлений любого из изображенных на картине людей и людиэти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога. Она представляет собой художественную иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира.
По словам Ю. И. Кузнецова «художник использует язык и стилистику барокко в мифологических и библейских сюжетах – там, где остаётся верен традиционной трактовке мифа или легенды и там, где традиции рвутся смело, решительно и окончательно». В прославленных«Слепых» (1568) евангельская притча использована для воплощения идеио слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем засудьбой-фортуной. На обеих картинах время как бы сливается с движением в неразделимую стихию.
Этот приём служит важнейшим фактором целостности художественно7го образа. Франциск», «Апостолы Петр и Павел» (см. «Библейское Послание Марка Шагала» насчитывает 17 холстов и тематически разделено на две части. Изучая историю иконографии сюжета жертвоприношения Авраама, особенно интересно отметить то, что особой популярностью он пользуется у живописцев первой четверти XVIII века.
Вторая часть, решенная художником в ярко-красных тонах, вдохновлена одной из самых загадочных книг Библии – «Песнь Песней Соломона». Черту, о которой идёт речь, отмечает автор замечательного каталога «Уффици и Питти» М. Грегори: «Эту прекрасную картину отличает пейзаж в правой части – редкая вставка в полотнах Караваджо». Данная тенденция особенно хорошо различима на примере работ Михаила Васильевича Нестерова (1862 – 1942) и Виктора Михайловича Васнецова (1848 – 1926). Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. Колорит строится на чистых, диссонирующих между собой красках.
сл. Однако Босх был глубоко религиозным человеком и о том, чтобы поместить себя в Аду, он и помыслить не мог. А. П. Лосенко наделяет рассматриваемую деталь и декоративным и философским смыслом.
Освящён 6 мая 1432 года. В ней лишь одна яркая деталь – сброшенные одежды Исаака. Тени позволяют нам подробно проследить направление световых лучей. Комната окутана нежным полумраком из разных источников мягко вливается свет, трепетно скользя по лицу Марии, освещая колыбель, придавая изображенному оттенок одухотворенности. превратилось в явление ее людям, о котором и рассказывалось в старинных сказаниях.
В глубокой тени, в одиночестве изображен Аман. Однако, вряд ли можно считать справедливым его мнение о том, что в картине «Жертвоприношение Авраама» «свет более не исходит от тел как струящаяся духовная сила, делающая предметы нематериальными». Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране и он начал нуждаться и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. 6) (1430—1432) — единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха. Когда зритель стремиться соотнести направление зоркого, ясного взгляда ангела с движениями его рук, кажется, что жест левой руки устремлён на Авраама. Библия Сама жизнь подсказывала художникам, ваятелям, архитекторам наиболее важные, насущные для них образы, оптимальные художественные решения.
У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Это, возможно, граничит с тем, что голландцу XVII века вертикаль напоминала аскетичность готического искусства, ассоциировавшегося в те времена лишь с варварством «средневекового мрака». Можно выделить несколько иконографических трактовок. Внизу два ангелочка, забыв о своих играх, задумчиво глядят вверх. По пути в Дамаск его внезапно ослепил небесный луч и, упав с коня, он услышал голос Христа: «Савл, за что ты гонишь меня. » После прозрения Савл становится одним из самых преданных учеников Христа – апостолом Павлом. Уже одной только этой деталью художник в полной мере реализовал своё стремление.
Плавный изгиб тела Исаака у А. П. Лосенко динамичен: кажется, он медленно отклоняется назад. Истинныйвид божества неизвестен человеку — бога же не виде никто (Иоанн, 1, 18). Однако иногда, как гласит христианское предание, бог являлся людям, принимаядля этого доступный человеку облик. Он обладал энциклопедическими познаниями в теологии и науке, литературе и медицине.
Однако, для А. П. Лосенко светотень служила способом мастерской моделировки форм, а для Рембрандта она была одним из основополагающих средств выразительности. Самой известной и узнаваемой остается еврейская вдова в полотне Джорджоне «Юдифь», но Густав Климт осмелился на изображение «своей» Юдифи, с укладкой, припудренной каплей сексуальности и страсти в опущенных веках. На Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры – Евхаристия, что в переводе с греческого означает «благодарение». А. П. Лосенко пользуется и отражённым и прямым светом.
Развитие действия в пределах первого плана соответствует той театральности, что позволяет живописцам со-творить (термин Вл. Вайдле) библейское предание. В творчестве Рембрандта «Жертвоприношение Авраама» ознаменовало период творческой зрелости и в то же время открыло простор для поиска новых средств выразительности в 30-е годы он доводит до совершенства свои технические приемы. Овен оказывался Христом, принесённым в жертву. Это высший накал чувств человеческих отношений. С 1978 по 1999 гг.
У ног Бога-Отца лежит корона, символизирующая превосходство над всеми царями. отдельности. Левой рукой ангел только успел схватить руку Авраама. Время изначально присуще происходящему на полотнах именно оно и есть то содержимое, которое наполняет динамику художественного образа «Жертвоприношения Авраама» кисти двух великих художников. сл. 56) Боткин Михаил Петрович.
Нет иначе тень его руки упала бы на грудь Исаака. Он решает ее до гениальности просто и вместе с тем глубоко сакрально. В ее одиноком шествии выражена вся та скорбная и трагическая жертвенность, на которую обречена Богоматерь. Глаза Авраама широко открыты и по виртуозно написанным Лосенко нервным жилам глазниц зритель понимает, что герой едва сдерживает слёзы. Агнец в светской живописи будет изображаться на втором плане (например, у Якопо да Эмполи) или запутавшимся в кустах, как у Андреа дель Сарто, Караваджо и А. П. Лосенко. Но зато каждая фигура – обобщённый символ.
50), Перепись в Вифлееме, Избиение младенцев, Проповедь Иоанна Крестителя (см. Уффици (Флоренция)Картинка из ВикипедииСюжет «Благовещения» – из Евангелия, он повествует о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа. Гавриил открывает тайное знание Бога. Искусствовед: В картине «Возвращение блудного сына» изображён полный стыда и раскаяния сын. Шипы в лесной чаще – терновый венец и т. д».
А. П. Лосенко помещает крылья в тень так, что мы даже не можем определить их цвет, а видим лишь тёмные очертания, вторящие развевающемуся на ветру одеянию. Он вошел к Агари и она зачала. сл.
Именно роспись «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи изменила направление развития западной живописи. Роспись Леонардо нельзя в полном смысле слова назвать фреской, так как фреска создаётся на влажной штукатурке, а Леонардо да Винчи писал «Тайную Вечерю» на сухой стене. Первым, кто увидел бога, был праведныйстарец Авраам. Именно вот таким образом она вызывает особый интерес искусствоведов и публики. Выдающийся исследователь христианского искусства и архитектуры Н. В. Покровский писал: «так как протестантские храмы не допускали настенных изображений, то ни Рембрандт, ни другие голландские художники не занимались ею, да и вообще религиозная живопись не могла здесь процветать». Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды.
Ссылаясь на слова Е. Ротенберга, такое построение композиции можно соотнести с эстетикой стиля барокко, согласно которой «мир воспринимается как находящаяся в поток бесконечного движения единая космическая стихия». сл. Караваджо (Флоренция, Уффици) как бы противопоставляет своё художественное видение этого сюжета всяческим канонам вообще. Единственной обширной монографией, содержащей ценные биографические данные и развернутый анализ произведений мастера, а так же включающей в себя богатый документальный материал, является поистине монументальный труд А. Л. Кагановича «Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия». Огромная заслуга автора в том, что он рассматривает творчество А. П. Лосенко в тесной связи с эпохой зарождающегося классицизма, но вместе с тем уделяет внимание влиянию стиля барокко на художника, которое проявилось в рассматриваемом нами полотне. В Библии много и довольно подробно описано, как Бог общался с людьми.
Верроккьо больше занимался скульптурой, но иногда обращался и к живописи. Теперь же стоит обратиться к недавним исследованиям творчества А. П. Лосенко. Но композиционной основой этого произведения на библейский сюжет служит здесь античная скульптурная группа «Гибель Лаокоона и его сыновей» (50 г. до н. э., Рим, Ватиканский музей), о чём говорит тот факт, что Андреа дель Сарто «изучал группу Лаокоона во время подготовительных работ к своей картине». Правое крыло смело показано художником целиком. 51), Обращение Павла (см. После смерти Сарры Авраам женился на женщине по имени Хеттура (Кетура), у него родилось ещё 6 сыновей. Доска, масло. Для А. П. Лосенко, так же, как Рембрандта, «Жертвоприношение Авраама» – одно из тех произведений, которые характеризуют собою определённый творческий этап в жизни художников и в полной мере отражают их духовный мир через особенности художественно-пластического языка.
Отсюда в данной картине Шагала, мы не видим Творца, но созерцаем Его деяние: создание первого человека. Выразительность колористического решения во многом обусловлена знанием свойств грунтов. О том, насколько значимым для А. П. Лосенко было пространство в картине, в своём исследовании Л. В. Гиндина: «Осознанный интерес к пространству как к активному фактору композиционной выразительности в русской живописи эпохи Просвещения стал важнейшим завоеванием А. П. Лосенко». Оба художника разделяют пространство на реально осязаемое (первый план) и на иллюзорное (фон).
В «Предстоянии» вы найдете Иисуса Христа, Богоматерь, святых апостолов, Александра Македонского, Николая II и других не менее значимых персонажей. Караваджо наблюдал эти тяготы жизни. Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, что суровые испытания судьбы сближают людей. Эта театральность вовсе не нарушает целостность художественного образа, а напротив служит одним из специфических приёмов для наилучшего его выражения. /Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой».
Википедия дает следующее определение Ветхому завету: Ветхий Завет — первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом), часть христианской Библии, древнее еврейское Священное Писание («Еврейская Библия»), общий священный текст иудаизма и христианства. Вообще, в творчестве каждого из художников «Жертвоприношение Авраама» ознаменовало собою новый важный этап. С этим обстоятельством связана знаменитая легенда о «побеждённом учителе»: Вероккьо был настолько потрясён мастерством своего ученика, что после этого забросил кисть. Отец же его, выйдя, звал его. В композиции «Сад радостей земных» выделяют три плана: на первом плане показаны «различные радости», второй занят кавалькадой многочисленных всадников, которые едут на различных животных, третий (самый дальний) венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и помощью собственных крыльев. Несомненно, эта тема всегда волновала художников (Джованни ди Паоло – «Изгнание из рая» – 1445г., Дюрер – «Изгнание из Рая» – 1510г., Уильям Блейк – «Адам перед судом бога» – 1795г.
Все совершается неторопливо, в почтительном и печальном безмолвии. При этом он заявляет об отсутствии личной привязанности к какой-либо конфессии. Перестройка» и горящего храма. В этом городе-«базаре» c крупнейшим морским портомжило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением. В его картинах можно увидеть Господа и пресвятую Марию, Христа и Иоанна Крестителя.
Но оба художника могут с равной силой воплотить в своих картинах познание жизни». Далее следуют изображения музицирующих ангелов. Однако, такое мнение верно лишь частично. Между тем мысль о том, что какие-то недруги строят против него козни, не покидала его. Деревянная панель, масло.
Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с Библией. Не менее известная его «Тайная вечеря». «Задерживают внимание: ангел в пышной драпировке, удерживающий театральным жестом руку Авраама, напоминающий гениев и муз, что жеманной толпой наполняют плафоны эрмитажей и монплезиров». 177х151 см. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
Средикартин Караваджо нет праздничных сюжетов – таких, как «Благовещение», «Обручение», «Введение в храм», которые так любили мастера Возрождения. «Библейские сюжеты – это главное в творчестве Караваджо. Но на божественность его природы указывает не только пара крыльев, а «небесный» синевато-зеленоватый цвет легкой накидки с сиреневыми и изумрудно-зелёными переливами.
Так, даже черты лица Авраама, ритмичные по рисунку, подчинены общей динамике композиции. Библия – важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. Действие разворачивается на фантастическом нейтральном фоне.
Правая рука указывает на голову запутывающегося в зелени плюща жертвенного агнца. Мало найдется в истории искусства личностей столь загадочных и неоднозначных, как Брейгель. Он тоже знает свою судьбу, знает, кто он и зачем явился в этот мир. Архангел Гавриил изображён коленопреклонённым с белой лилией в левой руке (символ непорочности Девы Марии).
Для Рембрандта красиво то, что декоративно, сложно изящно и натурально. Рембрандт действительно «вторгается» в сюжет, выделяя из него наиболее яркую, значительную грань для творческого осмысления. Наиболее последовательно и лаконично эта мысль высказана в книге Н. Лившиц и Л. Каганэ, посвященной искусству XVII века вообще: «Жертвоприношение Авраама» отличает столь сложная композиция, настолько контрастное построение, что искусство Рембрандта на этом этапе как бы вливаясь в общий поток развития стиля барокко, составляет его своеобразную грань».
В прославленных Слепых (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. И реально-мистический мир Рембрандта и противопоставление божественного земному у А. П. Лосенко увлекают зрителя «со всею силою страсти, непосредственно и непобедимо». сл.
Флорентийский художник, обращавшийся в своём творчестве к художественному наследию и Л. Чиголи и Караваджо, Якопо да Эмполи (1551-1640) придал пейзажу большое выразительное значение в своей картине на медной основе (Флоренция, Уффици). Она не в силах стоять, теряет сознание, падает на руки заботливо обступивших ее людей. Одним из наиболее трогательных образов, созданных Джотто, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (см. Учитель: Ребята.
Сын же сказал ему: отче. Тень ног Исаака – на поленнице, чего никак не могло быть, если бы они освещались облаком (тогда бы тень падала параллельно поленнице на землю).
Левая сторона «Сада наслаждений» изображает сцену «Сотворения Евы», а сам рай блестит и переливается яркими, свершающимися красками. Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати» (см. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стук плотничьего топора. По его мнению, Рембрандт достиг «предельного стирания грани между мистическим и реальным Лосенко же делит предложенный ему материал на пласты земной и небесный». О том, что Рембрандт «осуществил перенос мифа в сферу человеческого духа, в область психологии, то есть высших душевных движений», пишет Е. Ротенберг в своей статье в журнале «Творчество». В. Лебедев объясняет предпочтение Рембрандтом тем из Ветхого Завета их «близостью сознанию голландца-протестанта».
Именно так воспринимается лицо патриарха не только из дали, но и вблизи. Как Лосенко, так и Рембрандт развивают динамику жестов главного героя по диагонали. Кроме «Библейского Послания», Шагал оставил потомкам серию иллюстраций – литографий к Ветхому Завету. Проследим мысленно траекторию жестов героев «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко: изящную линию исходящую из нижней части холста, образует фигура Исаака, а в верхней части холста в одну плавную кривую сливаются силуэт ангела и плечо Авраама.
сл. В поздних произведенияхБрейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. 39), «Моление о чаше»).
На левых створках— шествие воинства Христова и Праведных Судей. Так, один из виднейших идеологов передвижнического движения В. В. Стасов считал, что все произведения на исторические и библейские темы «от Лосенко до Брюллова представляют собою жалкие, смешные или нелепые пародии на историю и психологию». Она играет важную роль в организации пространства картины. 24), «Мадонна в гроте» (см. Дерево, масло.
Н. А. Яковлева в своей статье «Антон Лосенко и жанровые процессы в русской живописи XVIII века» указывает на те грани таланта живописца, которым ранее искусствоведы и критики не уделяли должного внимания. С. С. Аверинцев определяет изначальный смысл сюжета как «одновременно и воспоминание о временах человеческих жертвоприношений и фиксация момента их принципиальной отмены и требование готовности принести в жертву свою собственную волю». По христианскому вероучению, бог, будучи единым по существу, троичен в лицах.
Она — сама чуткость, сама настороженность. Эта мысль неоднократно пригодится нам в ходе анализа и в заключительной части работы. Какую же роль играет фигура этого персонажа в композиционном построении обеих картин. сл. 7). Снова большаячеловеческая трагедия.
Но. Здесь опять невольно приходится вернуться к рассмотрению эффекта театральности. Ощущение времени на холсте и Рембрандта и А. П. Лосенко созвучно мысли философа.
На его полотнах люди страдают испытывают жестокие мучения. Выше заблуждений, обид, тщеславия оказываются любовь, доверие, взаимопонимание. Караваджо наблюдал эти тяготы жизни.
В этих шедеврах мастер отказывается от плоскостного характера иконописных изображений на основе синтеза объема и плоскости. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии: натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Другая работа Глазунова – «Воскрешение Лазаря» еще более эклектична и многослойна. К Библии обращались и продолжают обращаться мастера разных стран и эпох. Тогда же Аврааму стало известно, что его потомки будут рабами на своей земле ещё 400 лет. Мастер приблизился вплотную к решению задачи, неизменно встававшей в ту пору перед живописцами: как «расставить по местам» разнообразные фигуры и предметы, как внести в мир картины порядок.
Писатель второй четверти XIX века Н. В. Кукольник в статье своей «Художественной газеты» особенно отмечал то, что А. П. Лосенко «искал своего идеала во всей истории художества, он сравнивал, вникал, соображал все памятники искусства добивался художественной анатомии, правды, пропорции». Они совсем не похожи на мелочных, самодовольных бюргеров — его современников. Вся композиция «Тайная Вечеря» пронизана движением, которое породили слова Христа.
В одном из своих писем в тридцатые годы Рембрандт писал, что стремится «придать явлениям величайшую и предельно естественную подвижность». Он осердился и не хотел войти. На картине «Распятие святого Петра» мы видим казнь апостола, который был распят на кресте вниз головой.
Художник работал с архетипами, чего нам сейчас не хватает в искусстве. В «Жертвоприношении Авраама» А. П. Лосенко немаловажно отметить соотношения общего цветового фона и тонов тел персонажей. Тинторетто работал непрерывно, напряженно и самозабвенно, нередко бесплатно.
Господь с Тобою благословенна Ты между жёнами. Многие века Библия привлекает внимание человечества.
Она — сама чуткость, сама настороженность. В европейских Академиях художеств сохранилась традиция обязательных «программ» – написание картины на библейский сюжет. На его полотнах люди испытывают ужасные мучения и нечеловеческие страдания. На фоне поленницы выразительно выглядят ноги Исаака. Всё большее отражение в полотнах художника находят подлинные человеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменятся подлинной драмой жизни.
При первом впечатлении. Великие художники мира отображали в своих картинах библейские сюжеты.
Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, чтосуровые испытания судьбы сближают людей. Из ветхозаветного рассказа художник выбраллишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие, –гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. Одно из лучшихрешений этой темы— эрмитажная картина «Святое семейство», созданная художником в1645 году. Потрясен услышанным, горько разочарован Ассур. Казалось бы, обращаясь к библейским и евангельским темам, Рембрандт уходит от изображения общества своего времени.
Рокко). Он нежно склонился над сыном, опустив ему на спину слабые старческие руки. «Сад радостей земных» 9см.
Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. На это указывает в своей статье А. Виннер: «Благодаря умелому использованию оптическо-живописных свойств тонированного грунта Рембрандт смог достичь исключительной глубины и звучности красочных тонов и добиться изумительной сгармонированности колористического построения своих произведений». сл. На антиготичность (термин Владимира Вайдле) Рембрандта в данном полотне указывает нам в первую очередь стремительный полёт сабли. Иоанн Креститель был аскетом. 55) Н. М. Алексеева (1813-1880). Стоит обратить внимание на то, что на равеннской мозаике в системе обратной перспективы все три персонажа (Авраам, Исаак и агнец) представлены одинаково близко к зрителю.
сл 19-20) или «Сад наслаждений» (1503). Агарь ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил впоследствии стал родоначальником арабских племён, прозванных измаильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери). Из искусства иллюстрирующего иконопись превратилась в искусство познающее. Истинный вид божества неизвестен человеку – бога же не виде никто (Иоанн, 1, 18). Цецилия) играет на органе с металлическими трубами. 49) вообще скрыто за завесой снегопада. «Так как красота её пленила душу его, – меч прошел по шее его. » Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно.
События Тайной Вечери постоянно вспоминаются во время совершения литургии, перед Причастием. Тайная Вечеря является сюжетом множества икон и картин из которых самое известное – «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи. Данное изображение находится в трапезной монастыря, на задней стене. В XVII в. еще велик стиль барокко, удивительно одухотворен Рембрандт фломанские и голанские художники XVII – XVIII веков в своих небольших картинах подробно разрабатывали сюжеты Ветхого и Нового Завета. Можем ли мы говорить в данном случае о бунте художника-творца против догматического понимания религии или о том, что «картина носит атеистический характер».
58) Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Сходство пространственного решения «Жертвоприношения Авраама» Лосенко с картиной Рембрандта стоит в том, что все персонажи размещены в пределах переднего плана, а соответственно развитие сюжета происходит в намеренно ограниченном пространстве. У Рембрандта её образует мысленно проведённая линия, соединяющая кисти его рук. А. Л. Каганович пишет: «Барочные влияния ещё в полной мере присущи этому полотну.
На картине «Распятие святогоПетра» мы видим казнь апостола, который был распят на кресте вниз головой. «Обращение Савла» показано безжалостное гонение на христиан их смерть подпятой коня и момент озарения Савла. Абсолютно иное художественное явление представляет великий нидерландский художник Босх. О формировании определенного художественного стиля можно говорить примерно с X в. Тогда уже отчетливо проступала особенность средневекового искусства. Он единоборствовал с Богом, явившимся ему в виде ангела (выход на Text9 «Время ангелов», часть 2), потомство его будет многочисленно, как песок морской. Безгранична скорбь старика, принимающего мертвого Христа.
сл. сл. Разумеется, Моисей и его обнаружение дочерью египетского фараона постоянно всплывали в творчестве живописцев (Паоло Веронезе – «Обретение Моисея», Поль Пил – «Спасение Моисея из Нила», Клод Лоррейн – «Пейзаж с обретенным Моисеем»). Согласно преданию, первоначально имел имя Аврам, родился в Уре халдейском. На самом деле, его библейские и евангельские герои во многомнапоминают современных ему простых людей, неизменно привлекающих симпатиихудожника. По верному наблюдению Эмиля Верхарна, «для Рембрандта обнажённое тело священно Г. Вёльфлин в качестве характернейшего свойства стиля барокко отмечал «упрощение композиции и подчинение её единству замысла».
Вспомогательную роль посредника иллюстратора Священного Писания. Она— сама чуткость, сама настороженность. Завершают ряд обнаженные фигуры Адама и Евы. Надуманным кажется следующее утверждение, касающееся непосредственно «Жертвоприношения Авраама»: «Закрученная барочная композиция словно несёт в себе воспоминание об иконе действие развивается параллельно плоскости холста, практически не маскируемое даже той псевдопространственностью, которая была в «Чудесном улове рыбы». Возразить этому утверждению можно словами А. Л. Кагановича: «В конце концов и сам жанр этот – картина изображающая событие из священной истории, был новым и совсем непохожим на сцены из церковных росписей или иконы Лосенко воспринимал окружающее как вполне осязаемую материальность и стремился возможно полнее и ярче воплотить её в своих работах, что сказалось отчасти и в картине «Жертвоприношение Авраама».
Нестерова и В. М. Черты сакрального, таинственного, мистического действительно присутствуют в «закрученной» композиции, но это не роднит картину с иконой. Один из них называется «Ройтбурд vs Караваджо».
Он понимает, что Ассур и Эсфирь никогда не простят его, как ни тяжело им осуждать друга. И отец разделил им имение. Наибольшее место в творчестве Понтормо занимают глубоко трагические образы, выразившиеся прежде всего в его церковных росписях и картинах, В созданном в 1525-1528 годах «Положении во гроб» (см.
Поражает то, что и в многофигурной композиции А. П. Лосенко остаётся истинным портретистом. Бог явился к нему в облике трех ангелов. На таких картинах, как Шествие на Голгофу (см. Каждый из них раскрыл особый философско-этический пласт библейской легенды. Ангел спешит исполнить повеление Бога, предотвратить жертвоприношение. Они стали использоваться спекулятивно.
Вообще, живописца вдохновляла как ветхозаветная философия, так и загадочная красота, колорит Древнего Востока. Суровую характеристику дал «Жертвоприношению Авраама» А. П. Лосенко в 1914 году Сергей Эрнст в журнале «Старые годы»: «Холодный, парадный ковёр в слабых бессильных тонах, написанный с большим мастерством и знанием анатомии». А в другом письме (брату) заявлял с полным правом: «Я тружусь через силу, больше чем любой человек, когда-либо существовавший». Автор отталкивается от библейского сюжета, но не ограничивается им, перенося исходные данные в актуальные социокультурные координаты.
Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немойукор и горестную смиренность. Рембрандт вообще отказался от изображения агнца.
Кроме того, здесь удачно соседствуют тёплый тон золота и холодный – серебра, выражая принцип теплохолодности (термин А. Л. Кагановича), который был присущ и творческому методу А. П. Лосенко. Третье лицо — бог-дух святой, дающий жизнь всему сущему. Мы видим только кисть руки божьего посланника. В центре верхнего ряда изображен Бог-Отец, сидящий на престоле (в некоторых источниках пишут Христос). «Судя по названию классов, в живописном искусстве произошло размежевание по жанрам в зависимости от тематики произведения».
По словам А. Г. Верещагиной «подобно тому как в петровское время не было ещё исторической науки, но зато все исторические знания служили современности, так и совсем ещё молодая историческая живопись прославляла величие свершавшегося». Его большие глаза наполняются слезами. Мы отправимся в виртуальную (как говорят сейчас) экскурсию по картинным галереям мира, чтобы еще раз убедиться в нетленности этой удивительной книги, а заодно повторить некоторые ее сюжеты. 98х217 см. Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Например, фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почти теряется среди множества других впечатлений любого из изображенных на картине людей и люди эти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога. Тема «Портреты библейских персонажей» является сложной темой седьмого класса.
Особое негодование вызывали человеческие жертвоприношения. Композиция Чиголи (Флоренция, Питти, Галерея Палатина) более канонична изображение ангела в верхнем левом углу картины уравновешивается тщательно исполненной головой овна в нижнем правом углу, центром композиции является фигура Авраама. (Отказ от индивидуализации внешнего облика станет одним из важнейших средств выразительности в творческом методе Рембрандта в знаменитом шедевре мировой живописи «Возвращение блудного сына»). Одно из лучших решений этой темы — эрмитажная картина «Святое семейство», созданная художником в 1645 году. При этом, стоит учитывать, что преемство – это не подражание или копирование, а «передача, переход от предшественника к преемнику».
Но только до конца мое решение изменило второе видение (прим. Единым эмоциональным порывом пронизаны движения персонажей. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трагичен, но он остаётся человеком. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. На протяжении 40-х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Смотря на них, хочется разгадать тайну.
В композиционном решении «Жертвоприношения Авраама» и А. П. Лосенко и Рембрандта «настроение не разрешается, а переходит в состояние страстного напряжения». Новозаветные сюжеты составляют часть библейских сюжетов1. После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака на патриархальном торжестве в день, когда его отняли от груди, старая неприязнь между госпожой и служанкой (осложнённая правовой коллизией между первородством Измаила и законнорожденностью Исаака) вспыхнула с новой силой. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизни дома. Наибольшую известность получили также такие его картины, как «Благовещение», «Мадонна с цветком» (см.
Среди картин Караваджо нет праздничных сюжетов – таких, как «Благовещение», «Обручение», «Введение в храм», которые так любили мастера Возрождения. Злой разбойник на кресте (см. Одним из крупнейших живописцев Венеции был Якопо Робусти, по прозвищу Тинторетто (1518--1594), создавший свой художественный стиль, Его сложные композиции с обилием фигур и действием больших масс, находящихся в стремительном движении, полны динамизма и экспрессия. А. П. Лосенко и Рембрандт принадлежали к разным школам, творили в разные исторические эпохи, но они оба являли своим творчеством новые рубежи в истории развития мировой живописи. За решетчатым окном видны дома городка.
В 1604 – 1605 г. г. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, он создал величественные полотна, среди которых наиболее известны «Тайная вечеря» (см. Автор статьи пишет, в частности, о том, что «Лосенко в высшей степени одарён способностью отождествлять себя со своими героями, великолепно чувствует и умеет воплощать душевное состояние человека». Бог явился к нему в облике трех ангелов. Но откуда он исходит. Изнемогает от горя Мария.
Е. Н. Важную роль играют здесь ещё и драпировка фигуры Авраама. В статье В. Розенвассера отмечается важное отличие полотен Рембрандта и Лосенко.
Предстояние» – он создает собственный иконостас. Его гнетет даже не страх смерти, а тяжкое сознание морального одиночества. Он нежно склонился над сыном, опустив ему наспину слабые старческие руки. В то же время в нем пробуждается благородный гнев и он властно сжимает скипетр. «И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается.
После этого «Спаситель» проходил экспертизу в нескольких музеях Европы и США. Обращается внимание на высокое мастерство исполнения стеклянной державы (символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом), воздушную лёгкость голубых одеяний использование сфумато (разработанный Леонардо да Винчи приём смягчения очертаний фигур и предметов), полное соответствие пигментов нью-йоркского «Спасителя» и «Мадонны в скалах» Леонардо. У А. П. Лосенко фон оттеняет экспрессию. Какое значение в этих своих произведениях отвели ему.
произведении) воплощено философско-религиозное и эстетическое кредо Дали. По пути в Дамаск его внезапно ослепилнебесный луч и, упав с коня, он услышал голос Христа: «Савл, за что ты гонишьменя. » После прозрения Савл становится одним из самых преданных учеников Христа– апостолом Павлом. На протяжении 40-х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства.
сл. По справедливому мнению М. В. Доброклонского «театрализация внешнего облика, составляющая очень существенную черту в творчестве Рембрандта, равно как и влечение его ко всему необычайному, является проявлением фантастического в его творчестве». под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона осуществлялась масштабная реставрация. Надпись на алтаре сообщает, что он был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех» и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве». Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин.
Одновременно, в изображении открытой ладони отразилось обращение Рембрандта к зрителю: жест ангела приобретает характер такого сценического монолога, в котором автор пьесы обращается через речь своего героя непосредственно к зрителю, расширяя ограниченное сценой пространство, обращая внимание на всеобъемлющую актуальность заключённой в сюжете идеи. 59) Николай Дмитриевич Лосев. 65).
Вокруг Него изображены сидящие группами апостолы (слева направо): Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цветов), Петр и Иоанн Фома, Иаков Зеведеев и Филипп Матфей, Иуда Фаддей и Симон. Изображён момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его и реакция каждого из них на эти слова. У Иуды в руке небольшой мешочек, возможно, с серебром, полученным им за предательство Иисуса или просто обозначающим его в качестве казначея. Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено на Него. Присмотримся к фигуре Иакова. Силен он будет, как дикий осел и пойдет от него многочисленный народ". В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья.
Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии. Леонардо да Винчи был наиболее яркой личностью, явив миру идеал «универсального человека» Возрождения. У Васнецова – монументально-экспрессивного, у Нестерова – лирического, утончённого. 40), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста» (см.
Ощущение рельефности изображённого усиливает и сама фактура крупнозернистого холста. В содержании живописных работ появились темы о Рае и тех, кто некогда был изгнан из божественного сада («Изгнание из Рая» и «Изгнание из Эдемского сада» Томаса Коула). Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизнидома.
Однако иногда, как гласит христианское предание, бог являлся людям, принимая для этого доступный человеку облик. 36), росписи в здании братства св. Это желание увидеть как можно больше (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. Действие разворачивается на фоне «скалистого пейзажа, уступы которого, похожие на обломки кристалла, окрашены в яркие голубые, желтые, зелёные, лиловые и пурпуровые тона и местами тронуты золотом». Однако, сопоставление художественных средств выразительности у Рембрандта и у А. П. Лосенко невозможно было бы проводить с целью условного определения «в каком стиле» каждый из них работал. А. П. Лосенко первым в русской живописи проявил интерес к раскрытию психологии персонажей в драматических, сложных ситуациях.
Картины этого периода проникнуты некоторой долей мистицизма («Введение Марии во храм» (см. На этой работе Христос предстает в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья.
Досадно, что недостаточен материал по технике живописного мастерства А. П. Лосенко, несмотря на то, что хорошо изучен его рисунок, ставший поистине высоким образцом для многих поколений учеников Академии художеств. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. Картина мастерски скомпонована. На уроках дети не пишут икон, а составляют иллюстрацию к выбранному сюжету с обязательным прорисовыванием персонажей (от 1 до 3 персонажей – в зависимости от способностей учащихся).
Тем не менее, значительные произведения на ветхозаветные темы создают не только голландцы – Рембрандт и художники его школы, но уроженец католической Фландрии Рубенс, набожные испанцы – Мурильо, Рибера, Веласкес итальянец Караваджо. Ничего вечного не существует, гармонии нет, мир пребывает в постоянном становлении, человек не совершенен, не идеален, но зато как многогранен, как интересен. Однако, есть среди драпировок замечательные исключения в цветовом отношении – это, например изображенная в нижней части картины под аккуратно выложенной поленницей огненно- рыжая ткань, возможно – туника Исаака (жаль, что краски ныне из-за пожухания утратили частично былую выразительность и яркость, ведь именно эта деталь настраивает весь колорит на драматически напряженный лад, вступая в резкий контраст с основной бледно-зеленоватой гаммой полотна). На картине «Мадонна в гроте» впервые изображено четыре персонажа: Мадонна, ангел, маленький Христос и Иоанн Креститель. Он сдвигает их куда-то вбок, скрывает среди обычных людей. Композицию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи писал по заказу герцога Лодовико Моро, который правил Миланом.
Условная по цвету, она наделена насыщенным звучанием в общем композиционном аккорде. Картина Рембрандта была продана на аукционе 1760 года в Амстердаме в частное собрание Уолпола, а в Эрмитажную коллекцию поступила в 1779 году. сл. 66х47 см. Один из ангелов (св. Безграничнаскорбь старика, принимающего мертвого Христа.
«Тайная Вечеря» – одно из величайших творений Леонардо, судьба которого оказалась очень трагична из – за людского варварства. Стоит ещё раз обратиться к проблеме взаимодействия мирского и божественного в творчестве обоих художников. В полотнах стали появляться иные ветхозаветные персонажи.
47), созданная художником в 1645 году. Вот таким образом мне было интересно цитировать Караваджо. / Он отвечал: вот я, сын мой. / Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. А. П. Лосенко высоко ценил творчество Рубенса, Тициана, Рембрандта. 57) Ломтев Николай Петрович (1817 — 1859).
Слева и справа от престола изображения Богоматери и Иоанна Крестителя. В данной работе внимание будет уделено картинам Рембрандта и А. П. Лосенко. Широко известно полотно величайшего художника российской современности Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына». Первым, кто увидел бога, был праведный старец Авраам.
Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стукплотничьего топора. Согласно Е. И. Шпинарской, для барокко «вне движения не существует ни живописность, ни единство, ни основанное на чувстве бесконечности понимание пространства». В силу параболической структуры, лежащей в основе композиции «Жертвоприношения Авраама», практически отсутствуют вертикальные линии.
Она почти совпадает с диагональю, которую можно построить из верхнего левого угла. сл. Этим он выражает чувство скоротечности жизни, ощущение тревоги и драматичности. Русские художники охотно использовали сюжеты евангельских притч для своих картин.
По-иному взглянуть на произведения мастера заставляют две статьи, опубликованные в сборнике научных трудов Академии Художеств «Вопросы теории и истории искусства» за 1997 год. Начало XIX века обозначилось ярким пятном академизма в полотнах по библейским мотивам. Автор обширной статьи, знакомый с биографическими материалами о художнике, видел в произведении «эклектизм, придающий некий исторический интерес – интерес творческих исканий лучшего русского академика XVIII века». Сейчас уместно было бы обратиться к ещё неотмеченным нами, но немаловажным нюансам.
Выбор междудобром и злом, между верой и неверием человек вынужден делать постоянно, напротяжении всей жизни — так же, как были вынуждены делать этот выбор его предкии как делают его сегодня множество других людей. Вся сила выразительности заключена в его руках. Замечательный иконографический образец сюжета в религиозной живописи раннего средневековья предстаёт перед нами в мозаике пресбитерия базилики Сан Витале в Равенне (VI век). Как пишет С. С. Аверинцев, «толкователи сообщают об искусительных речах, которыми сатана пытался склонить Исаака к возмущению против своей жертвенной участи однако Исаак остался безропотным и, боясь малодушия, сам попросил отца связать его по рукам и ногам».
В раскрытом виде размеры алтаря увеличиваются в два раза. 1867, «Нагорная проповедь» (см. Например, автор верно определяет декоративность «важнейшим выразительным средством, раскрывающим идею единства мироздания на визуально чувственном уровне и приводящим к цельности изобразительную плоскость картины». Исходя из этого утверждения, мы можем опровергнуть мнение В. Розенвассера о том, что «если одежды получились обезличенные, слабо связанные с трагической основой образа, то полные горестной экспрессии жесты рук и, особенно, выражение лица Авраама – решительное и скорбное одновременно, оказались внутренне правдивыми». В моделировке складок одежд героев картины проявилась именно та декоративность, о которой писала Л. В. Гиндина. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде)— пяти метров.
«Возрождение» знало два типа изображения. Приглушённые коричневатые тона нижней части поленницы усиливают насыщенность рыжего цвета упавших одежд Исаака, способствуя обострению зрительной ассоциации этой ткани с пламенем жертвенного огня. Иисус изображен на фоне многоэтажных построек, митингующих с плакатом «Гласность.
Грубая ткань одеяния патриарха логически дополняет образ многое пережившего человека. Он обращался к библейской тематике. Все евангелисты описывают чудеса, которые, Иисус Христос совершал во время земной жизни. Петрова пишет о творчестве М. В.
Другой мастер, находившийся под влиянием караваджистов, Иоганн Лисс (1595-1631), создавший своё полотно (Флоренция, Уффици) на десятилетие раньше Рембрандта, превратил пейзаж в нераздельную, стремительную стихию, как бы сливающуюся в одно целое с персонажами. Плавная обтекаемая форма древневосточной сабли особенно выразительна в полёте. Открывает экспозицию «Библейского Послания» большое многофигурное полотно «Сотворение человека» (см. Но при более внимательном рассмотрении становится понятно, что это не так.
Для них, наверное, прообразом Христа мыслился не столько Исаак, сколько агнец. Интересно, что именно с «театральностью» мы сталкиваемся и в произведении Рембрандта. Фигура Девы Марии одновременно и легка и весома: она обладает статичностью иконы и в то же время движется вперёд, к людям. сл.
Зритель понимает, что художник изобразил здесь тот самый момент, когда Авраам ещё не понял, что произошло, а только лишь успел увидеть божьего посланника. сл. Кажущееся пестрым из-за богатства оттенков крыло написано натюрмортно и явно с натуры. Дерево, масло. Некоторые исследователи творчества Рембрандта полагают, что картина «Жертвоприношение Авраама» всецело принадлежит стилю барокко.
Оно состоит в соотношении реального и мистического. «Беседа Христа с учениками» (см. Кстати, само имя Сальвадор переводится как «Спаситель». Ангелы— без крыльев.
сл. Нередко первоисточником становится Священное писание. Его знаменитые работы это Гентский алтарь (см.
Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, — сразу разрушится гармония целого. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизни дома. В 2013 г. это полотно купил российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев. Так как же понимали время Рембрандт и А. П. Лосенко.
Схожая тенденция прослеживается и в изображении библейских персонажей. Они раскаялись и взмолились о прощении и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия.
Художники воспевают красоту мгновенного, составляющего вечное. Авраам догадался, что под видом трех странников от принимает три лица Троицы. Сарра настояла на том, чтобы отправить Агарь с младенцем Исмаилом в пустыню. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели.
Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. 53) (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Повествовательное начало в картине «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко ощутимо и тогда, когда все составляющие образа Авраама – от общего силуэта до мимики – направлены на то, чтобы передать мгновенность происходящего. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову.
Рембрандт в этой ситуации на первый взгляд больше реалист, нежели мистик. Исаак, несущий хворост, – прообраз Христа, несущего свой крест. Значит, те черты сходства, которые позволяют нам сравнивать «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко с шедевром Рембрандта, обусловлены не прямым заимствованием, копированием, а использование художником тех приёмов выразительности, которые он почерпнул из творческого наследия Рембрандта.
С данной работой самостоятельно справляются 1-2 человека, остальным приходится помогать (не самому рисовать в альбомах учеников, а создавать ситуацию успеха). Несмотря на то, что «единой, устоявшейся точки зрения на Рембрандта и на его искусство нет», его гений всё же был практически всегда неоспорим. А Ева извлеченная из ребра Адама, – это не просто женщина, а еще и орудие совращения. В прославленных Слепых (см. Одновременно, в задачу работы входит оценка самобытности таланта А. П. Лосенко, сумевшего добиться гармоничного сочетания приемов двух противоречащих, по сути, друг другу стилей (барокко и классицизма) и выразить со всей полнотой и целостностью художественный образ.
Силуэт его фигуры совпадает с диагональю исходящей из нижнего левого угла холста. Сам Христос объяснил апостолам причину использования притч так: «для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, потому говорю им притчами, что они видя не видят и слыша не слышат и не разумеют». Отчасти они продолжают традиции средневековой иконописи, отчасти инспирированы самими текстом Библии. У Рембрандта в пейзаже продолжается тема контраста света и тени. сл.
Этим же требованиям стиля следует и А. П. Лосенко изображая поленницу дров. Федор Бруни работал над ней в Италии, где впервые показал в 1841 году. Перед жертвенником расположен фонтан— символ христианства.
В статье С. Эрнста интересна, но весьма полемична мысль о большем соответствии манеры живописца в «Жертвоприношении Авраама» стилю барокко, чем классицизму. Полотно «Поклонение волхвов» как бы покрыто белоснежной пеленой. Из-за спины ангела. В Евангелии от Матфея он описан так: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды (саранча) и дикий мед» (Матф. 3:4). На картине Леонардо да Винчи изображён изнеженный женоподобный молодой человек, образ которого никак не вяжется с аскетом Иоанном, питавшимся саранчой. Так образовалось «поликультурное общество», где особенноостро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стук плотничьего топора. В «Мадонне. » нет ни того, ни другого: это и не рассказ и не предстояние, это сама жизнь, её частичка и здесь всё естественно.
Авраам – по Библии первый из трёх библейских патриархов, живших после всемирного потопа, родоначальник евреев и (через Исмаила) арабов. Изобразительному искусству христианская религия всегда отводила служебную. Чтобы проверить силу веры Авраама, Бог велел принести Исаака в жертву Ему. Рассмотрим роль агнца в истории иконографии сюжета. У младенца выражение лица не по- детски серьёзное.
я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. дай мне следующую мне часть имения. Выше заблуждений, обид, тщеславияоказываются любовь, доверие, взаимопонимание. Библейские темы в изобразительном искусстве художника прослеживаются на полотнах «Распятие святого Петра», где изображена казнь апостола, распятого вниз головой на кресте и «Положение во гроб» с изображением народной драмы.
Когда Аврааму было 100 лет, а Сарре – 90, родился Исаак. Агарь на руках с Измаилом была вынуждена уйти в изгнание. Библейской тематикой пронизано творчество Марка Шагала. По справедливому мнению Е. И. Ротенберг важную роль в структуре барочного образа играет именно «специфическая обращённость к зрителю Безусловно, колористическое решение и освещение в картине «Жертвоприношение Авраама» – новый шаг в истории русской живописи и недооценивать его значение (как значение творчества А. П, Лосенко в целом) невозможно. На полотне Рембрандта фигура Авраама практически не видна, так как погружена в тень. С. С. Аверинцев объясняет это так: «в обращенном к Аврааму стихе сказано: «благословятся в семени твоём все народы земли», а под «семенем» христианские толкователи разумели Христа».
другу. «Я не забочусь, — сообщал он в одном из своих писем, — ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений». Но стоит вглядеться – и мы начинаем сомневаться в реальности этого пейзажа, «вылепленного» исключительно светом и тенью и от того напоминающего мираж.
Ни удивления, ни возмущения не выражает старик он давно простил сына и давно ждал этой встречи. Неубедительно выглядит утверждение, будто Рембрандт «вторгается в сюжеты бесцеремонно, без благоговения перед тем, что пишет». Теперь она приобрела философский и лирический оттенок. Невидимая пропасть отделила его от царя и царицы.
Это были либо статичный образ торжественного предстояния, либо рассказ, повествование на какую-либо тему. сл. 23) (Мадонна Бенуа), «Поклонение волхвов» 9см. Вот таким образом-то свет на полотне Рембрандта и похож то на «свет лампы в подвале», то на «зрелище, напоминающее вулкан». События Нового Завета служили источником вдохновения многих живописцев. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. были созданы два произведения на этот сюжет – художниками Караваджо (1571 – 1610) и Лудовико Карди (Чиголи) (1559 – 1613).
Мария изображена в уютном интерьере: с естественностью простой женщины она расположилась у камина, ее окружают обычные бытовые предметы. Первая часть «Послания», объединенная общей сине-изумрудной гаммой, в основном связана с пятью книгами Святого Писания, называемыми «Пятикнижие Моисея». сл 9) (фрески капеллы дель Арена в Падуе, 1304-1306). Еговлекут темы трагические.
Он видел в этом противопоставление «язычеству» Итальянского Ренессанса и Античности. Это обещание было скреплено заключением союза (завета) Бога и Авраама. Лицо Авраама написано густым масляным «тестом», широкими мазками черты моделированы лишь светотенью, отчего они кажутся только частицей окружающего пространства. сл. 27) (1508-1512).
Лувр (Париж)Это произведение относится к позднему периоду творчества художника. Внимание зрителя полностью концентрируется на изображённой фигуре благодаря отсутствию какого-либо пейзажа или интерьера. Человек Брейгеля обладаетсвободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына. ». Он же сказал ему: сын мой. Из искусства иллюстрирующегоиконопись превратилась в искусство познающее. Художнику важна была не «документальная» правдивость, а религиозная идея, вот таким образом он отказался от изображения фигуры ангела, которая только бы загромождала композицию и отвлекала бы верующих зрителей от сути. «В нем (прим. Одно из лучших решений этой темы — эрмитажная картина «Святое семейство» (см. Во-первых, он разрушает основной стереотип восприятия этой сцены – вертикализм композиции.
Картина «Жертвоприношение Авраама» показательна в отношении рассмотрения одной из граней творчества Рембрандта, то есть его талант как мастера исторического жанра. Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник. Через полотно отчетливо проходит понимание Шагалом священности вопроса. Мертвенно бледно ее изможденное лицо, сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть протянутой вперед руки. Жест руки, крепко сжимающей нож, ещё полон решительности, а сам патриарх отшатнулся назад в замешательстве.
35) для церкви Санта Феличита. Иоанн и св. Но вот героиня «Книги Юдифи» была редкой гостьей в творчестве художников. В евангелической традиции Иисус Христос именуется сыном Авраама. А ценность таланта А. П. Лосенко неоднократно ставилась под вопрос особенно на рубеже XIX и XX веков, когда с одной стороны сильны были идеи, выдвинутые передвижниками, а с другой – наступала эпоха русского модерна.
В прославленных "Слепых" (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Снова большая человеческая трагедия. Тело ангела написано очень живо, материально. По дороге Яхве пообещал, что потомство Авраама станет великим народом.
Современники Рембрандта не смогли по достоинству оценить его живописную манеру. Прерывисто-неравномерный ритмдвижения фигур развивают тему неминуемой гибели. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немой укор и горестную смиренность. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Блудный сын изображен по пояс оголенным, в одних джинсах. Ту же цель преследовал и Рембрандт, но для её достижения использовал лишь один, но без преувеличения виртуозный художественный приём. В конструктивном отношении линия изгиба фигуры подчёркивает S-образную структуру.