Несмотря на то, что библейские истории давно остались в прошлом, живописцам удается отразить через них современную действительность жизни. Семирадский привнес в свои полотна на библейские сюжеты живописность, что сделало их яркими, запоминающимися, живыми. Древнерусская живопись всегда четко следовала библейскому тексту, ее первоначальной задачей было воссоздать образ, о котором повествует Библия и Евангелие.
Вокруг Него изображены сидящие группами апостолы (слева направо): Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цветов), Петр и Иоанн Фома, Иаков Зеведеев и Филипп Матфей, Иуда Фаддей и Симон. Изображён момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его и реакция каждого из них на эти слова. У Иуды в руке небольшой мешочек, возможно, с серебром, полученным им за предательство Иисуса или просто обозначающим его в качестве казначея. Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено на Него. Развитию исторического жанра в России способствовало основание Академии художеств, чёткая специализация классов которой заложила собою основы деления на жанры. Так, нож – важная деталь и в сюжетном и в композиционном плане – наделён самостоятельным декоративным значением и вносит особое звучание в общий колористический аккорд: цвет рукояти перекликается с цветом волос ангела, а серебряное лезвие – с сединой Авраама, что ещё более объединяет и облагораживает колорит. Именно роспись «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи изменила направление развития западной живописи. Роспись Леонардо нельзя в полном смысле слова назвать фреской, так как фреска создаётся на влажной штукатурке, а Леонардо да Винчи писал «Тайную Вечерю» на сухой стене. Писатель второй четверти XIX века Н. В. Кукольник в статье своей «Художественной газеты» особенно отмечал то, что А. П. Лосенко «искал своего идеала во всей истории художества, он сравнивал, вникал, соображал все памятники искусства добивался художественной анатомии, правды, пропорции».
Они стали использоваться спекулятивно. Изобразительному искусству христианская религия всегда отводила служебную. В ситуации, когда людей не объединяла ни вера, ни единая церковь, когда католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили по соседству, росло всеобщее чувство незащищенностии тревоги. Наибольшее место в творчестве Понтормо занимают глубоко трагические образы, выразившиеся прежде всего в его церковных росписях и картинах, В созданном в 1525-1528 годах «Положении во гроб» (см. Согласно Е. И. Шпинарской, для барокко «вне движения не существует ни живописность, ни единство, ни основанное на чувстве бесконечности понимание пространства». сл. Он обладал энциклопедическими познаниями в теологии и науке, литературе и медицине. Он нежно склонился над сыном, опустив ему наспину слабые старческие руки.
Но откуда он исходит. Наибольшую известность получили также такие его картины, как «Благовещение», «Мадонна с цветком» (см. Рембрандт в картине словно предвосхищает слова своего современника философа Спинозы: «Как свет обнаруживает и себя самого и окружающую тьму, так истина есть мерило самой себя и лжи». Левая сторона «Сада наслаждений» изображает сцену «Сотворения Евы», а сам рай блестит и переливается яркими, свершающимися красками. В. Лебедев объясняет предпочтение Рембрандтом тем из Ветхого Завета их «близостью сознанию голландца-протестанта». Рембрандт вообще отказался от изображения агнца.
По верному наблюдению И. А. Доронченкова «Исаак может быть зарезан, но никак не заколот». Начало XIX века обозначилось ярким пятном академизма в полотнах по библейским мотивам. Федор Бруни работал над ней в Италии, где впервые показал в 1841 году. В Библии много и довольно подробно описано, как Бог общался с людьми.
Надуманным кажется следующее утверждение, касающееся непосредственно «Жертвоприношения Авраама»: «Закрученная барочная композиция словно несёт в себе воспоминание об иконе действие развивается параллельно плоскости холста, практически не маскируемое даже той псевдопространственностью, которая была в «Чудесном улове рыбы». Возразить этому утверждению можно словами А. Л. Кагановича: «В конце концов и сам жанр этот – картина изображающая событие из священной истории, был новым и совсем непохожим на сцены из церковных росписей или иконы Лосенко воспринимал окружающее как вполне осязаемую материальность и стремился возможно полнее и ярче воплотить её в своих работах, что сказалось отчасти и в картине «Жертвоприношение Авраама». Другая работа Глазунова – «Воскрешение Лазаря» еще более эклектична и многослойна. Такой приём придаёт изображённой сцене уже неоднократно нами отмеченное свойство высокохудожественной драматичности-театральности, которое заставляет зрителя почувствовать себя среди библейских персонажей и с ещё большей силой сопереживать им. Действие разворачивается на фантастическом нейтральном фоне. Там он женился на Сарре.
В статье В. Розенвассера отмечается важное отличие полотен Рембрандта и Лосенко. Такие изображения часто встречаются в средневековом искусстве: «Золотые ворота» Фрейнбергского собора, «Княжеский портал» собора в Бамберге, роспись Успенского собора во Владимире. Олоферн был полководцем армии царя Навуходоносора, войска которого вторглись в Иудею. Для А. П. Лосенко, так же, как Рембрандта, «Жертвоприношение Авраама» – одно из тех произведений, которые характеризуют собою определённый творческий этап в жизни художников и в полной мере отражают их духовный мир через особенности художественно-пластического языка.
Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Силуэт и жесты ангела, графично резкие, но едва заметные на втором плане очертания его крыл, передают быстроту полёта, а невозмутимое выражение лица с правильными «античными» чертами контрастирует с экспрессией мимики патриарха. Это желание увидеть как можно больше (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. Это обусловлено рядом объективных причин. «Так как красота её пленила душу его, – меч прошел по шее его. » Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно.
Левой рукой ангел только успел схватить руку Авраама. На картине «Мадонна в гроте» впервые изображено четыре персонажа: Мадонна, ангел, маленький Христос и Иоанн Креститель.
В одном из своих писем 30-х годов XVII века Рембрандт пишет о том, что стремится «придать явлениям величайшую и предельно естественную подвижность». Для Рембрандта красиво то, что декоративно, сложно изящно и натурально. сл.
Ангел спешит исполнить повеление Бога, предотвратить жертвоприношение. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. В конструктивном отношении линия изгиба фигуры подчёркивает S-образную структуру. Слева и справа от престола изображения Богоматери и Иоанна Крестителя. Эпизод об искушении Авраама чрезвычайно драматичен.
Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Облако несёт отражённый от другого источника свет, а не прямой. Композицию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи писал по заказу герцога Лодовико Моро, который правил Миланом.
Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немой укор и горестную смиренность. Одним из наиболее трогательных образов, созданных Джотто, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (см. Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, чтосуровые испытания судьбы сближают людей. Они положены крупными пятнами и создают мистическое освещение. В позднеиудейских и христианских представлениях существует понятие «Лоно Авраамово» – потустороннее место упокоения умерших праведников.
Повествовательное начало в картине «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко ощутимо и тогда, когда все составляющие образа Авраама – от общего силуэта до мимики – направлены на то, чтобы передать мгновенность происходящего. Однако позднее «священное изображение» прочно вошло в церковную практику и было узаконено в 787 г. на VII Вселенском соборе в Никее. Схожая тенденция прослеживается и в изображении библейских персонажей. По верному наблюдению Эмиля Верхарна, «для Рембрандта обнажённое тело священно Г. Вёльфлин в качестве характернейшего свойства стиля барокко отмечал «упрощение композиции и подчинение её единству замысла». Например, масштабная работа «Deisis.
были созданы два произведения на этот сюжет – художниками Караваджо (1571 – 1610) и Лудовико Карди (Чиголи) (1559 – 1613). Общая площадь фрески 600 кв.
Исаак, несущий хворост, – прообраз Христа, несущего свой крест. Его Бог находился повсюду, а сам художник постоянно прибывал в пограничном состоянии между реальностью и магическим миром подсознания. Тогда же Бог повелел Аврааму именоваться Авраамом (отец толп народов) и чтобы весь мужской род в доме Авраама был обрезан. Лицо Авраама написано густым масляным «тестом», широкими мазками черты моделированы лишь светотенью, отчего они кажутся только частицей окружающего пространства. Мария — заступница человеческая — несет навстречу людям своего сына.
98х217 см. Если А. П. Лосенко достигает гармоничной теплохолодности (термин А. Л. Кагановича) изображая Исаака, при помощи тщательности рисунка и лессировок, то Рембрандт использует здесь и выразительные свойства грунта. На отсутствие у предметов собственного цвета обратил внимание ещё в XV веке великий художник Леонардо да Винчи: «Никакое тело никогда всецело не обнаруживает свой природный цвет». Нередко первоисточником становится Священное писание. Третье лицо — бог-дух святой, дающий жизнь всему сущему.
Бог явился к нему в облике трех ангелов. На картине «Распятие святого Петра» мы видим казнь апостола, который был распят на кресте вниз головой. " Сыну же, которого ты родишь, дашь имя Измаил ибо услышал Бог о страданиях твоих. По словам Ю. И. Кузнецова «художник использует язык и стилистику барокко в мифологических и библейских сюжетах – там, где остаётся верен традиционной трактовке мифа или легенды и там, где традиции рвутся смело, решительно и окончательно». сл. 41).
Так как же понимали время Рембрандт и А. П. Лосенко. Стоит обратить внимание на то, что на равеннской мозаике в системе обратной перспективы все три персонажа (Авраам, Исаак и агнец) представлены одинаково близко к зрителю. Франциск», «Апостолы Петр и Павел» (см. По пути в Дамаск его внезапно ослепил небесный луч и, упав с коня, он услышал голос Христа: «Савл, за что ты гонишь меня. » После прозрения Савл становится одним из самых преданных учеников Христа – апостолом Павлом.
51), Обращение Павла (см. Например, автор верно определяет декоративность «важнейшим выразительным средством, раскрывающим идею единства мироздания на визуально чувственном уровне и приводящим к цельности изобразительную плоскость картины». Исходя из этого утверждения, мы можем опровергнуть мнение В. Розенвассера о том, что «если одежды получились обезличенные, слабо связанные с трагической основой образа, то полные горестной экспрессии жесты рук и, особенно, выражение лица Авраама – решительное и скорбное одновременно, оказались внутренне правдивыми». В моделировке складок одежд героев картины проявилась именно та декоративность, о которой писала Л. В. Гиндина. Авраам догадался, что под видом трех странников от принимает три лица Троицы. Агарь ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил впоследствии стал родоначальником арабских племён, прозванных измаильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери). Надпись на алтаре сообщает, что он был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех» и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве».
Выбор междудобром и злом, между верой и неверием человек вынужден делать постоянно, напротяжении всей жизни — так же, как были вынуждены делать этот выбор его предкии как делают его сегодня множество других людей. Вот таким образом-то свет на полотне Рембрандта и похож то на «свет лампы в подвале», то на «зрелище, напоминающее вулкан». Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати» (см. Для них, наверное, прообразом Христа мыслился не столько Исаак, сколько агнец.
Художник ощутил, как, в сущности, внутренне схожи оба эти эпизода, за которыми стоят драмы сыновей, приносимых в жертву собственными отцами и чувства самих отцов: с одной стороны – готовность Авраама лишить жизни своего единственного и любимого сына и, с другой стороны – согласие Б-га на принесение в жертву своего «Сына Человеческого». Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. Один из образов Авраама в изобразительном искусстве связан со взглядом на него как на «отца верующих». Овен оказывался Христом, принесённым в жертву.
А. П. Лосенко наделяет рассматриваемую деталь и декоративным и философским смыслом. 1915 г., «Блудный сын» (см. Но композиционной основой этого произведения на библейский сюжет служит здесь античная скульптурная группа «Гибель Лаокоона и его сыновей» (50 г. до н. э., Рим, Ватиканский музей), о чём говорит тот факт, что Андреа дель Сарто «изучал группу Лаокоона во время подготовительных работ к своей картине». Современники Рембрандта не смогли по достоинству оценить его живописную манеру. Всё в картине пронизано светом. Один из ангелов (св.
Авраам догадался, чтопод видом трех странников от принимает три лица Троицы. Интересные замечания на этот счёт мы встречаем в статье журнала «Памятники культуры» за 1975 год: «Бросается в глаза неравномерность красочного слоя, очень тонкого в тёмных частях картины (фон и т. п) и возвышающегося отчётливым рельефом в освещённых местах как известно, рельефные мазки содержат значительное количество свинцовых белил, тогда как тёмные пятна проложены тонким слоем жидкой лессирующей краски». Кстати, само имя Сальвадор переводится как «Спаситель».
События Тайной Вечери постоянно вспоминаются во время совершения литургии, перед Причастием. Тайная Вечеря является сюжетом множества икон и картин из которых самое известное – «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи. Данное изображение находится в трапезной монастыря, на задней стене. Этим он выражает чувство скоротечности жизни, ощущение тревоги и драматичности. Звучные тени выявляют замечательную лепку формы. А. П. Лосенко высоко ценил творчество Рубенса, Тициана, Рембрандта.
Выше заблуждений, обид, тщеславия оказываются любовь, доверие, взаимопонимание. Поражает то, что и в многофигурной композиции А. П. Лосенко остаётся истинным портретистом. Однако ещё в Византии стали изображать не связанную непосредственно с ветхозаветным сюжетом «Троицу новозаветную».
Несомненно, эта тема всегда волновала художников (Джованни ди Паоло – «Изгнание из рая» – 1445г., Дюрер – «Изгнание из Рая» – 1510г., Уильям Блейк – «Адам перед судом бога» – 1795г. / Он отвечал: вот я, сын мой. / Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. Она представляет собой художественную иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира.
Важную роль играют здесь ещё и драпировка фигуры Авраама. Такое объяснение позволяло говорить о божественном происхождении Иисуса. И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына. ».
Новые религиозные толкования практически вытеснили ветхозаветные изображения «Троицы». Далее возможны дополнения: седовласый старик (Авраам), пожилая женщина, готовящая еду или просто наблюдающая за происходящим (Сарра), слуга, подносящий угощение (старший слуга Элизер). Так, одним из первых светских живописцев, обратившихся к сюжету жертвоприношения Авраама был яркий представитель искусства Высокого Возрождения во Флоренции Андреа дель Сарто (1486 – 1530), полотно которого датируется 1529 годом (Дрезден, Картинная галерея). сл. 7).
Сходство пространственного решения «Жертвоприношения Авраама» Лосенко с картиной Рембрандта стоит в том, что все персонажи размещены в пределах переднего плана, а соответственно развитие сюжета происходит в намеренно ограниченном пространстве. На этой работе Христос предстает в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух.
Она — сама чуткость, сама настороженность. Как Лосенко, так и Рембрандт развивают динамику жестов главного героя по диагонали. сл 9) (фрески капеллы дель Арена в Падуе, 1304-1306).
Средикартин Караваджо нет праздничных сюжетов – таких, как «Благовещение», «Обручение», «Введение в храм», которые так любили мастера Возрождения. сл.
Грубая ткань одеяния патриарха логически дополняет образ многое пережившего человека. Из искусства иллюстрирующегоиконопись превратилась в искусство познающее. другу. Флорентийский художник, обращавшийся в своём творчестве к художественному наследию и Л. Чиголи и Караваджо, Якопо да Эмполи (1551-1640) придал пейзажу большое выразительное значение в своей картине на медной основе (Флоренция, Уффици).
Этот отрывок Пятикнижия – основополагающего документа иудаизма, декларирующего единство Б-га, стал толковаться в христианстве как явление «Троицы» – Б-га, бытие которого проявляется в трёх ипостасях (Отца, Сына, Духа). Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, что суровые испытания судьбы сближают людей. Автор обширной статьи, знакомый с биографическими материалами о художнике, видел в произведении «эклектизм, придающий некий исторический интерес – интерес творческих исканий лучшего русского академика XVIII века».
Далее следуют изображения музицирующих ангелов. Караваджо наблюдал эти тяготы жизни. метров. В силу параболической структуры, лежащей в основе композиции «Жертвоприношения Авраама», практически отсутствуют вертикальные линии. На левых створках— шествие воинства Христова и Праведных Судей. Другой мастер, находившийся под влиянием караваджистов, Иоганн Лисс (1595-1631), создавший своё полотно (Флоренция, Уффици) на десятилетие раньше Рембрандта, превратил пейзаж в нераздельную, стремительную стихию, как бы сливающуюся в одно целое с персонажами. Они раскаялись и взмолились о прощении и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия.
Знаменитая картина «Христос Святого Иоанна Креста» отражает позицию автора на формулу мироздания, в которой распятый Иисус возвышается над всем и является воплощением метафизической красоты. Отчасти они продолжают традиции средневековой иконописи, отчасти инспирированы самими текстом Библии. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. Художник наделяет здесь статичное по структуре пространство внутренней динамикой, кроящейся в светотени. Она почти совпадает с диагональю, которую можно построить из верхнего левого угла.
66х47 см. сл. Но зато каждая фигура – обобщённый символ. В одном из своих писем в тридцатые годы Рембрандт писал, что стремится «придать явлениям величайшую и предельно естественную подвижность».
Снова большая человеческая трагедия. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Все совершается неторопливо, в почтительном и печальном безмолвии. Вторая часть, решенная художником в ярко-красных тонах, вдохновлена одной из самых загадочных книг Библии – «Песнь Песней Соломона».
Связующим веществом темперных красок служат эмульсии: натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Но только до конца мое решение изменило второе видение (прим.
У А. П. Лосенко жесты ангела строго обусловлены повествованием сюжета. 6) (1430—1432) — единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха. При этом, стоит учитывать, что преемство – это не подражание или копирование, а «передача, переход от предшественника к преемнику». 35) для церкви Санта Феличита.
Вожак, возглавляющий цепочку калек-слепых, падает, остальные, спотыкаясь, неудержимо следуют за ним судорожны их беспомощные жесты, воцепенелых от ужаса лицах резко проступает печать разрушительных страстей ипороков, превращающая их в мертвенные маски.
Выразительное декоративное звучание создаётся за счёт сочетания рыжего цвета ткани с белым цветом набедренной драпировки Исаака. Картины из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря. Цецилия) играет на органе с металлическими трубами. благодаря самой значительной работе уже зрелого художника – росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (см. Нет иначе тень его руки упала бы на грудь Исаака. Первым, кто увидел бога, был праведный старец Авраам.
Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Именно в них сюжет приобрёл наиболее выразительную интерпретацию. Каждый видит по-своему, со своей точки зрения, каждый выражает свои чувства и выбирает главное по своему разумению.
Отмечу, что картина является программной для всей первой части «Послания». Они совсем не похожина мелочных, самодовольных бюргеров— егосовременников. Так, даже черты лица Авраама, ритмичные по рисунку, подчинены общей динамике композиции. Художники воспевают красоту мгновенного, составляющего вечное.
Силуэт его фигуры совпадает с диагональю исходящей из нижнего левого угла холста. Тинторетто работал непрерывно, напряженно и самозабвенно, нередко бесплатно. Караваджо (Флоренция, Уффици) как бы противопоставляет своё художественное видение этого сюжета всяческим канонам вообще. Часто к библейским образам обращался испанский гений Сальвадор Дали.
Рокко). Выдающийся исследователь христианского искусства и архитектуры Н. В. Покровский писал: «так как протестантские храмы не допускали настенных изображений, то ни Рембрандт, ни другие голландские художники не занимались ею, да и вообще религиозная живопись не могла здесь процветать». Её тона самые тёмные на переднем плане, отчего она кажется ближе всего к зрителю. Рассмотрим роль агнца в истории иконографии сюжета. Отдельные черты барокко, хоть и весьма незначительные, выделим мы и в произведении «Жертвориношение Авраама» Рембрандта, так как «середина 1630-х годов – время наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщенному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, мирным соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и жестокости».
Русские художники охотно использовали сюжеты евангельских притч для своих картин. Деревянная панель, масло. На этом полотне 1615 года запечатлена история ветхозаветных героев Юдифи и Олоферна.
Кроме того, здесь удачно соседствуют тёплый тон золота и холодный – серебра, выражая принцип теплохолодности (термин А. Л. Кагановича), который был присущ и творческому методу А. П. Лосенко. Она— сама чуткость, сама настороженность. сл. 56) Боткин Михаил Петрович.
Вместе с тем есть у Караваджо здесь и то, что сближает картину с другими как религиозными, так и светскими произведениями на этот сюжет, но несвойственно творческому методу самого художника. Единым эмоциональным порывом пронизаны движения персонажей. сл. В связи с этой цитатой вспоминаются слова Т. А. Седовой об особенности творческого метода Рембрандта в «Жертвоприношении Авраама»: «Он изучает стилистику барокко, усиливает декоративное начало в своей живописной манере». Иисус изображен на фоне многоэтажных построек, митингующих с плакатом «Гласность. Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды. Серьёзный анализ значения этого приёма проведён Эмилем Верхарном он называет свет «идеальным, созданным мыслью или воображением».
В творчестве Рембрандта «Жертвоприношение Авраама» ознаменовало период творческой зрелости и в то же время открыло простор для поиска новых средств выразительности в 30-е годы он доводит до совершенства свои технические приемы. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стукплотничьего топора. У Рембрандта её образует мысленно проведённая линия, соединяющая кисти его рук. «Лосенко придавал натюрморту большое значение в своих картинах» – писал А. Л. Каганович, доказывая правоту своего утверждения на примере изображения рыб в «Чудесном улове» и поленницы в «Жертвоприношении Авраама». Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св.
Между тем Авраама тревожила его бездетность, но Яхве снова обещал, что у него будет потомство бесчисленное, как песок земной. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде)— пяти метров. сл.
Одновременно, в задачу работы входит оценка самобытности таланта А. П. Лосенко, сумевшего добиться гармоничного сочетания приемов двух противоречащих, по сути, друг другу стилей (барокко и классицизма) и выразить со всей полнотой и целостностью художественный образ. На протяжении 40-х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Ангелы становились неотличимыми от амуров.
Кажущееся пестрым из-за богатства оттенков крыло написано натюрмортно и явно с натуры. События Нового Завета служили источником вдохновения многих живописцев. 65).
Рембрандт действительно «вторгается» в сюжет, выделяя из него наиболее яркую, значительную грань для творческого осмысления. Он решает ее до гениальности просто и вместе с тем глубоко сакрально. Предстояние» – он создает собственный иконостас. Выбор между добром и злом, между верой и неверием человек вынужден делать постоянно, на протяжении всей жизни – так же, как были вынуждены делать этот выбор его предки и как делают его сегодня множество других людей.
Черты сакрального, таинственного, мистического действительно присутствуют в «закрученной» композиции, но это не роднит картину с иконой. В них заключены духовное содержание и глубокий нравственный смысл. Вавилоняне осадили город Ветилую, в котором жила добродетельная молодая вдова Юдифь. Сложная задача для художника – гармонично совместить крылья с человеческой фигурой, рассчитать допустимые пропорции, построить цветовые сочетания. Иванов также делал акварельные эскизы к росписям «Храма человечества», но почти никому их не показывал.
Эти детали – символы, раскрывающие сущность гостей Авраама – ангелов в образе людей. Пока не случилось страшное: его любимая сестра серьезно заболела и перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «писать большую картину на давно задуманную тему «Христос и грешница». Развитие действия в пределах первого плана соответствует той театральности, что позволяет живописцам со-творить (термин Вл. Вайдле) библейское предание. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. отдельности.
Именно первый план произведения Рембрандт делает самым напряжённым в колористическом отношении и резким по светотеневой моделировке форм. Это обещание было скреплено заключением союза (завета) Бога и Авраама. Он не смотрит ни на сцену с Исааком, ни на распятие Иисуса, он погружён в глубокие размышления, пытаясь понять смысл жертвоприношения этих двух еврейских мальчиков. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Мы видим только кисть руки божьего посланника.
В то же время в нем пробуждается благородный гнев и он властно сжимает скипетр. В ней лишь одна яркая деталь – сброшенные одежды Исаака. Иначе говоря, художник пользуется не прямым светом, а отражённым. Но Леонардо и здесь выступает основоположником. На картине А. Иванова мы видим совсем другой образ Иоанна Крестителя, более схожий с описанием евангелистов. Какое значение в этих своих произведениях отвели ему.
Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. И он сдержал слово. В «Мадонне. » нет ни того, ни другого: это и не рассказ и не предстояние, это сама жизнь, её частичка и здесь всё естественно. Широко известно полотно величайшего художника российской современности Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына».
Здесь, как и у Рембрандта, свет выполняет функцию объединяющего элемента колорита. Его гнетет даже не страх смерти, а тяжкое сознание морального одиночества. «Библейские сюжеты – это главное в творчестве Караваджо. Но стоит вглядеться – и мы начинаем сомневаться в реальности этого пейзажа, «вылепленного» исключительно светом и тенью и от того напоминающего мираж. По справедливому мнению Е. И. Ротенберг важную роль в структуре барочного образа играет именно «специфическая обращённость к зрителю Безусловно, колористическое решение и освещение в картине «Жертвоприношение Авраама» – новый шаг в истории русской живописи и недооценивать его значение (как значение творчества А. П, Лосенко в целом) невозможно.
В евангелической традиции Иисус Христос именуется сыном Авраама. сл. В прославленных Слепых (см.
Его взгляд устремлён к небу. 1867, «Нагорная проповедь» (см. (Отказ от индивидуализации внешнего облика станет одним из важнейших средств выразительности в творческом методе Рембрандта в знаменитом шедевре мировой живописи «Возвращение блудного сына»). «В нем (прим. Традиция изображения сцены принесения в жертву Авраамом своего сына Исаака берёт свои истоки как из раннехристианского искусства, так и из иудаистического начала новой эры. Кроме «Библейского Послания», Шагал оставил потомкам серию иллюстраций – литографий к Ветхому Завету.
Она играет важную роль в организации пространства картины. Безгранична скорбь старика, принимающего мертвого Христа. Известный исследователь творчества Рембрандта В. Лебедев считает картину одним из тех немногочисленных примеров в мировой живописи, когда художник, отводя важное место декоративной стороне в своей работе, выражает в полной мере и психологию действующих лиц сцены и сложную религиозно-философскую идею: «Стремясь превратить мифологическую картину в зрелище яркое и захватывающее, художник уделяет особое внимание фантастической, праздной костюмировке персонажей». Возможно, художники, придерживающиеся такой трактовки, апеллируют к следующему фрагменту книги Бытия: «И взял Авраам дрова для всесожжения и возложил на Исаака, сына своего взял в руки огонь и нож и пошли они оба вместе. / И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой.
Агарь на руках с Измаилом была вынуждена уйти в изгнание. Вся сила выразительности заключена в его руках. Так, один из виднейших идеологов передвижнического движения В. В. Стасов считал, что все произведения на исторические и библейские темы «от Лосенко до Брюллова представляют собою жалкие, смешные или нелепые пародии на историю и психологию».
Прерывисто-неравномерный ритмдвижения фигур развивают тему неминуемой гибели. Рядом скорбящие люди, среди которых женщина с ребёнком на руках, по-видимому, мать самого Иисуса со своим сыночком, прижимающая его к груди и как бы защищающая от ужасного зрелища казни – такой знакомый всем жест матери, не дающей ребёнку «смотреть на страшное». сл. Согласно преданию, первоначально имел имя Аврам, родился в Уре халдейском. В раскрытом виде размеры алтаря увеличиваются в два раза. Какую же роль играет фигура этого персонажа в композиционном построении обеих картин.
Среди наиболее известных – полотна А. Дель Сарто (Дрезден, Картинная галерея), Караваджо (Флоренция, галерея Уффицци) картина Тициана, Венеция, церковь Санта-Мария делла Салюте картина Рембранта (С. -Петербург, Эрмитаж) рельеф Ф. Брунеллески для северных дверей баптистерия (Флоренция, Национальный музей). Из ветхозаветного рассказа художник выбраллишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие, –гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. сл. 23) (Мадонна Бенуа), «Поклонение волхвов» 9см. Лувр (Париж)Это произведение относится к позднему периоду творчества художника. Внимание зрителя полностью концентрируется на изображённой фигуре благодаря отсутствию какого-либо пейзажа или интерьера. Пейзаж Рембрандта, словно слепленный из света и тени, напоминает фантастический мираж, от которого веет завораживающей древностью библейской легенды, а А. П. Лосенко отказывается от пейзажного фона, причины чего будут рассмотрены выше. Оба художника разделяют пространство на реально осязаемое (первый план) и на иллюзорное (фон). О заслугах Рембрандта в этом жанре верно сказал Ю. И. Кузнецов: «Как исторический художник, он претворил далёкие античные и библейские легенды в согретый высоким гуманизмом рассказ о реальных земных человеческих чувствах и отношениях».
Жест стремителен и в то же время полон патетики. Однако, такое мнение верно лишь частично. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немойукор и горестную смиренность.
В библейском сюжете рассказывается о том, как однажды к 99-летнему Авраму явились три ангела под видом «трёх мужей», трёх странников. Леонардо да Винчи был наиболее яркой личностью, явив миру идеал «универсального человека» Возрождения. Актуальность поставленных в Писании вопросов не имеет пространственных или временных привязок.
сл. Несмотря на то, что «единой, устоявшейся точки зрения на Рембрандта и на его искусство нет», его гений всё же был практически всегда неоспорим. Вопрос о том, кто из художников лучше справился с задачей, в данной работе не ставится.
Из искусства иллюстрирующего иконопись превратилась в искусство познающее. Агнец в светской живописи будет изображаться на втором плане (например, у Якопо да Эмполи) или запутавшимся в кустах, как у Андреа дель Сарто, Караваджо и А. П. Лосенко. С этим обстоятельством связана знаменитая легенда о «побеждённом учителе»: Вероккьо был настолько потрясён мастерством своего ученика, что после этого забросил кисть. Всё большее отражение в полотнах художника находят подлинные человеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменятся подлинной драмой жизни. Первоначально новая трактовка лишь незначительно затронула художественную композицию, она достаточно часто встречалась в мозаиках V- VI веков (Санта-Мария Маджоре в Риме, Сан-Витале в Равенне) и была доведена до совершенства великим Андреем Рублёвым в известной иконе, написанной для Троицко-Сергиевой лавры (Москва, Третьяковская галерея). В прославленных«Слепых» (1568) евангельская притча использована для воплощения идеио слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем засудьбой-фортуной.
сл. 55) Н. М. Алексеева (1813-1880). Безграничнаскорбь старика, принимающего мертвого Христа. Все евангелисты описывают чудеса, которые, Иисус Христос совершал во время земной жизни. Блудный сын изображен по пояс оголенным, в одних джинсах.
Фигуры Девы Марии и архангела Гавриила разделены изображением окна, в котором виден городской пейзаж, который, как считается, соответствовал виду из окна в доме Вейдтов. сл.
Правой рукой он благословляет сидящую у своего дома Марию. Дева Мария изображена с Библией (дань традиции). Реалистичность картины на этом и заканчивается.
под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона осуществлялась масштабная реставрация. Эти эскизы были изданы более 100 лет назад в Берлине и с тех пор больше не переиздавались.
Шипы в лесной чаще – терновый венец и т. д». Так образовалось «поликультурное общество», где особенноостро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве. «Подражательными и неудачными» считал исторические композиции А. П. Лосенко глава «Мира Искусства» А. Н. Бенуа. «Возрождение» знало два типа изображения.
Примером может служить картина «Иисус Христос спасает утопающего Петра» (см. И реально-мистический мир Рембрандта и противопоставление божественного земному у А. П. Лосенко увлекают зрителя «со всею силою страсти, непосредственно и непобедимо». По-иному взглянуть на произведения мастера заставляют две статьи, опубликованные в сборнике научных трудов Академии Художеств «Вопросы теории и истории искусства» за 1997 год. На холсте Рембрандта свет порождался самими телами, всей пространственной средой, т. е. Злой разбойник на кресте (см.
На правых боковых створках изображены шествия отшельников и пилигримов. Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии. 47), созданная художником в 1645 году. Микеланджело и Эль Греко, Дюрер и Андрей Рублёв, Рембрандт и Рубенс. У ног Бога-Отца лежит корона, символизирующая превосходство над всеми царями.
Отсюда в данной картине Шагала, мы не видим Творца, но созерцаем Его деяние: создание первого человека. Картина «Жертвоприношение Авраама» показательна в отношении рассмотрения одной из граней творчества Рембрандта, то есть его талант как мастера исторического жанра. Изучая историю иконографии сюжета жертвоприношения Авраама, особенно интересно отметить то, что особой популярностью он пользуется у живописцев первой четверти XVIII века. Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, — сразу разрушится гармония целого. сл. 27) (1508-1512).
По темпу роста Антверпену не было равных в Европе, он стал новым финансовым и экономическим центром западного мира. Натаких картинах, как «Шествие на Голгофу», «Перепись вВифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь ИоаннаКрестителя», «Обращение Павла», «Рождество», награвюре «Успение Богоматери» библейские персонажи присутствуют средисовременников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейскиесцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей. Например, фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почти теряется средимножества других впечатлений любого из изображенных на картине людей и людиэти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога. Истинный вид божества неизвестен человеку – бога же не виде никто (Иоанн, 1, 18). О том, насколько значимым для А. П. Лосенко было пространство в картине, в своём исследовании Л. В. Гиндина: «Осознанный интерес к пространству как к активному фактору композиционной выразительности в русской живописи эпохи Просвещения стал важнейшим завоеванием А. П. Лосенко».
Это были как явления изменяющие природу вещей, так и исцеления страждущих или даже воскрешения умерших. По его мнению, Рембрандт достиг «предельного стирания грани между мистическим и реальным Лосенко же делит предложенный ему материал на пласты земной и небесный». О том, что Рембрандт «осуществил перенос мифа в сферу человеческого духа, в область психологии, то есть высших душевных движений», пишет Е. Ротенберг в своей статье в журнале «Творчество». Открывает экспозицию «Библейского Послания» большое многофигурное полотно «Сотворение человека» (см. Колорит строится на чистых, диссонирующих между собой красках.
Выразительность колористического решения во многом обусловлена знанием свойств грунтов. Как великолепно чувствуешь свое ничтожество до небытия». сл. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стук плотничьего топора. Надежды для горожан на спасение не было.
Всё закончилось чудесным спасением Исаака, хотя формально ритуал был соблюдён. Но на божественность его природы указывает не только пара крыльев, а «небесный» синевато-зеленоватый цвет легкой накидки с сиреневыми и изумрудно-зелёными переливами.
Можно выделить несколько иконографических трактовок. Черту, о которой идёт речь, отмечает автор замечательного каталога «Уффици и Питти» М. Грегори: «Эту прекрасную картину отличает пейзаж в правой части – редкая вставка в полотнах Караваджо». На антиготичность (термин Владимира Вайдле) Рембрандта в данном полотне указывает нам в первую очередь стремительный полёт сабли. Одним из крупнейших живописцев Венеции был Якопо Робусти, по прозвищу Тинторетто (1518--1594), создавший свой художественный стиль, Его сложные композиции с обилием фигур и действием больших масс, находящихся в стремительном движении, полны динамизма и экспрессия. Но.
Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. Бог явился к нему в облике трех ангелов.
В православной иконографии это были изображения Отца в виде старца, Христа, как отрока («Отечество») или взрослого мужа и Духа в виде голубя, а в католических религиозных картинах – изображения седовласого Соваофа-властителя небесного, распятого Христа и голубя-Духа. Художник работал с архетипами, чего нам сейчас не хватает в искусстве. 57х69 см. На рассматриваемых полотнах очевидна связь построения пространства с драматизмом образов. Они сказываются во многих его деталях и, прежде всего, в композиционном строе картины, пронизанном истинно барочной динамикой и декоративностью».
25). Рассказ о ней хочется начать словами из «Бытия» – первой книги Святого Писания: «И сотворил Бог человека по образу» Своему (Быт 1:26). У Рембрандта в пейзаже продолжается тема контраста света и тени.
«Аврам послушался слов Сары. Илья Репин в своем творчестве неоднократно обращался к евангельской теме. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизнидома. Верроккьо больше занимался скульптурой, но иногда обращался и к живописи. произведении) воплощено философско-религиозное и эстетическое кредо Дали.
Правая рука указывает на голову запутывающегося в зелени плюща жертвенного агнца. По дороге Яхве пообещал, что потомство Авраама станет великим народом. В поздних произведенияхБрейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Сейчас уместно было бы обратиться к ещё неотмеченным нами, но немаловажным нюансам. В «Жертвоприношении Авраама» А. П. Лосенко немаловажно отметить соотношения общего цветового фона и тонов тел персонажей.
Одно из лучших решений этой темы — эрмитажная картина «Святое семейство», созданная художником в 1645 году. Освящён 6 мая 1432 года. Этот приём служит важнейшим фактором целостности художественно7го образа. Мучительные размышления по поводу смысла жертвоприношения Исаака и распятия Иисуса отражены в картине Марка Шагала, еврея по происхождению, но не по вере, оценивавшего оба эпизода с общегуманных позиций, сопереживая одновременно по поводу обеих жертв.
В этом проявилось превосходное владение светотенью. Художнику важна была не «документальная» правдивость, а религиозная идея, вот таким образом он отказался от изображения фигуры ангела, которая только бы загромождала композицию и отвлекала бы верующих зрителей от сути.
На таких картинах, как Шествие на Голгофу (см. В Евангелии от Матфея он описан так: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды (саранча) и дикий мед» (Матф. 3:4). На картине Леонардо да Винчи изображён изнеженный женоподобный молодой человек, образ которого никак не вяжется с аскетом Иоанном, питавшимся саранчой. Это, возможно, граничит с тем, что голландцу XVII века вертикаль напоминала аскетичность готического искусства, ассоциировавшегося в те времена лишь с варварством «средневекового мрака». Невидимая пропасть отделила его от царя и царицы.
В прославленных Слепых (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Отсюда — еще одна приметапроизведений Брейгеля, роднящая их с иконами, но очень редко встречающаяся всовременном искусстве, - совмещение временных и пространственных пластов. Еговлекут темы трагические. Он обращался к библейской тематике.
В данной работе внимание будет уделено картинам Рембрандта и А. П. Лосенко. Здесь воздух и свет и конструкция и сон и явь и надежда и сомнение», – пишет теоретик искусства Евгения Завадская. сл. Однако, сопоставление художественных средств выразительности у Рембрандта и у А. П. Лосенко невозможно было бы проводить с целью условного определения «в каком стиле» каждый из них работал.
Действительно, театральность присутствует в картине, но она – не в отдельных жестах, не в выражениях лиц и т. д., она во всём: в постановке фигур, в самой лепке форм, в освещении. У А. П. Лосенко фон оттеняет экспрессию. сл. Н. А. Яковлева в своей статье «Антон Лосенко и жанровые процессы в русской живописи XVIII века» указывает на те грани таланта живописца, которым ранее искусствоведы и критики не уделяли должного внимания. Но оба художника могут с равной силой воплотить в своих картинах познание жизни».
Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. превратилось в явление ее людям, о котором и рассказывалось в старинных сказаниях. Первым, кто увидел бога, был праведныйстарец Авраам. Следуя определению В. А. Фаворского, необходимо обратить внимание на то, как художники запечатлели на холстах время, ведь «стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное». Рембрандт в этой ситуации на первый взгляд больше реалист, нежели мистик.
В «Жертвоприношении Авраама» А. П. Лосенко организующим началом композиции является рисунок силуэтов фигур, а модулем пространства, его исходной мерой, служит трактовка объёмов человеческого тела. Уффици (Флоренция)Андреа дель Верроккьо (1435-1488) – итальянский скульптор и художник эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи. Приглушённые коричневатые тона нижней части поленницы усиливают насыщенность рыжего цвета упавших одежд Исаака, способствуя обострению зрительной ассоциации этой ткани с пламенем жертвенного огня. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. С помощью цвета Рембрандт достигает необыкновенной материальности изображаемого. На картине «Распятие святогоПетра» мы видим казнь апостола, который был распят на кресте вниз головой. «Обращение Савла» показано безжалостное гонение на христиан их смерть подпятой коня и момент озарения Савла.
Плавный изгиб тела Исаака у А. П. Лосенко динамичен: кажется, он медленно отклоняется назад. Самой известной и узнаваемой остается еврейская вдова в полотне Джорджоне «Юдифь», но Густав Климт осмелился на изображение «своей» Юдифи, с укладкой, припудренной каплей сексуальности и страсти в опущенных веках. При первом впечатлении. Завершают ряд обнаженные фигуры Адама и Евы.
Образы на его полотнах перетекают друг в друга, пренебрегая пространственным ограничением. Во-вторых, в образе Исаака мы не видим должного по религиозным представлениям благородства: черты лица его изображены безобразно искажёнными страшным криком человека, желающего жить, а не умирать пусть даже и во имя веры. 39), «Моление о чаше»). В 1604 – 1605 г. г.
Время изначально присуще происходящему на полотнах именно оно и есть то содержимое, которое наполняет динамику художественного образа «Жертвоприношения Авраама» кисти двух великих художников. Уффици (Флоренция)Картинка из ВикипедииСюжет «Благовещения» – из Евангелия, он повествует о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа. Гавриил открывает тайное знание Бога. «Картина «Жертвоприношение Авраама» подводит итог целому периоду творчества художника, она свидетельствует о степени его возросшего мастерства, о композиционном мышлении и, наконец, является отражением взгляда на стиль в искусстве». Сопоставление изобразительных средств, применённых художниками, рассмотрение особенностей колористического и композиционного решений полотен, попытка проанализировать характеристики отдельных персонажей – всё это составляет основное содержание данной работы. Современники восхищались мастерски выполненными многофигурными жанровыми композициями и как будто бы «живыми» портретами.
Вот таким образом мне было интересно цитировать Караваджо. Первая часть «Послания», объединенная общей сине-изумрудной гаммой, в основном связана с пятью книгами Святого Писания, называемыми «Пятикнижие Моисея». Единственной обширной монографией, содержащей ценные биографические данные и развернутый анализ произведений мастера, а так же включающей в себя богатый документальный материал, является поистине монументальный труд А. Л. Кагановича «Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия». Огромная заслуга автора в том, что он рассматривает творчество А. П. Лосенко в тесной связи с эпохой зарождающегося классицизма, но вместе с тем уделяет внимание влиянию стиля барокко на художника, которое проявилось в рассматриваемом нами полотне.
Его большие глаза наполняются слезами. Среди картин Караваджо нет праздничных сюжетов – таких, как «Благовещение», «Обручение», «Введение в храм», которые так любили мастера Возрождения. Абсолютно иное художественное явление представляет великий нидерландский художник Босх. Такой приём не будет применяться художниками последующих лет. С той же тщательностью, с какою Рембрандт изображал каждое пёрышко крыла небесного посланника, Лосенко пишет аккуратно разложенные брёвна их коричневатые и зеленоватые оттенки хорошо сочетаются с тонами драпировок. Эта мысль неоднократно пригодится нам в ходе анализа и в заключительной части работы. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья.
50), Перепись в Вифлееме, Избиение младенцев, Проповедь Иоанна Крестителя (см. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. На его полотнах люди страдают испытывают жестокие мучения. Дерево, масло. Плавная обтекаемая форма древневосточной сабли особенно выразительна в полёте.
«Я не забочусь, — сообщал он в одном из своих писем, — ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений». Всё большее отражение в полотнах художника находят подлинныечеловеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменятсяподлинной драмой жизни.
Потрясен услышанным, горько разочарован Ассур. Но, в любой светской живописи, в отличии от собственно религиозной и сквозь библейский сюжет несомненно проступают черты современности и в трактовке отдельных персонажей и в предпочтённых художниками средств выразительности светская живопись ориентируется не на каноны старины, а на требования своего времени. Такое решение, безусловно, граничит с сакральным смыслом. Несмотря на кажущуюся асимметрию, всё же именно симметрия лежит в основе построения композиции переднего плана, так как сама S-образная структура её предполагает, но эта симметрия мастерски замаскирована резкими ритмами и своеобразием группировки фигур. С. С. Аверинцев объясняет это так: «в обращенном к Аврааму стихе сказано: «благословятся в семени твоём все народы земли», а под «семенем» христианские толкователи разумели Христа».
После этого «Спаситель» проходил экспертизу в нескольких музеях Европы и США. Обращается внимание на высокое мастерство исполнения стеклянной державы (символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом), воздушную лёгкость голубых одеяний использование сфумато (разработанный Леонардо да Винчи приём смягчения очертаний фигур и предметов), полное соответствие пигментов нью-йоркского «Спасителя» и «Мадонны в скалах» Леонардо. Справа на полотне в тёмных красно-коричнево-синих тонах изображён Иисус, распятый на кресте. Условная по цвету, она наделена насыщенным звучанием в общем композиционном аккорде. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство» (см.
Сам Христос объяснил апостолам причину использования притч так: «для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, потому говорю им притчами, что они видя не видят и слыша не слышат и не разумеют». Перед жертвенником расположен фонтан— символ христианства. Именно так воспринимается лицо патриарха не только из дали, но и вблизи. В центре изображения – Иисус Христос. И всё та же лёгкая блуждающая леонардовская улыбка.
сл 19-20) или «Сад наслаждений» (1503). Правое крыло смело показано художником целиком. Мастер приблизился вплотную к решению задачи, неизменно встававшей в ту пору перед живописцами: как «расставить по местам» разнообразные фигуры и предметы, как внести в мир картины порядок. После смерти Сарры Авраам женился на женщине по имени Хеттура (Кетура), у него родилось ещё 6 сыновей.
58) Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Изнемогает от горя Мария.
Рембрандт лишь вводит в свой творческий метод немногие художественные средства барокко, но в целом сила его талант и в «Жертвоприношении Авраама» не может быть ограничена рамками того или иного стиля вообще. По меткому наблюдению И. А. Доронченкова, Рембрандт «со-творит библейское предание в своих картинах, воплощая не только события, но и передавая их глубинный смысл, отходя порой от повествования, но следуя общему смыслу Писания, направляя свой «вымысел» по его стопам». Из-за спины ангела. 1850-е, «Христос-сеятель» (см. сл. Здесь опять невольно приходится вернуться к рассмотрению эффекта театральности.
Ощущение рельефности изображённого усиливает и сама фактура крупнозернистого холста. 40), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста» (см. В полотнах стали появляться иные ветхозаветные персонажи.
На обоих полотнах мы не увидим глаз Исаака. Присмотримся к фигуре Иакова.
Оно состоит в соотношении реального и мистического. сл. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизни дома. В содержании живописных работ появились темы о Рае и тех, кто некогда был изгнан из божественного сада («Изгнание из Рая» и «Изгнание из Эдемского сада» Томаса Коула). Неубедительно выглядит утверждение, будто Рембрандт «вторгается в сюжеты бесцеремонно, без благоговения перед тем, что пишет».
Проследим мысленно траекторию жестов героев «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко: изящную линию исходящую из нижней части холста, образует фигура Исаака, а в верхней части холста в одну плавную кривую сливаются силуэт ангела и плечо Авраама. был только отражённым. Значит, те черты сходства, которые позволяют нам сравнивать «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко с шедевром Рембрандта, обусловлены не прямым заимствованием, копированием, а использование художником тех приёмов выразительности, которые он почерпнул из творческого наследия Рембрандта. Великие художники мира отображали в своих картинах библейские сюжеты.
Именно вот таким образом она вызывает особый интерес искусствоведов и публики. Отсюда – еще одна примета произведений Брейгеля, роднящая их с иконами, но очень редко встречающаяся в современном искусстве, - совмещение временных и пространственных пластов. Человек Брейгеля обладаетсвободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Уже одной только этой деталью художник в полной мере реализовал своё стремление. «Сад радостей земных» 9см. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь.
Он видел в этом противопоставление «язычеству» Итальянского Ренессанса и Античности. В «Предстоянии» вы найдете Иисуса Христа, Богоматерь, святых апостолов, Александра Македонского, Николая II и других не менее значимых персонажей. Первое лицо Троицы есть Бог-отец, сотворивший небо и землю, все видимое и невидимое. 57) Ломтев Николай Петрович (1817 — 1859).
1841 г, «Проповедь Христа в храме» А. А. Иванов. Композиция Чиголи (Флоренция, Питти, Галерея Палатина) более канонична изображение ангела в верхнем левом углу картины уравновешивается тщательно исполненной головой овна в нижнем правом углу, центром композиции является фигура Авраама. Подобную смелость в отношении к священному тексту напрасно искать в более ранних иконах.
Из ветхозаветного рассказа художник выбрал лишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие, – гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. Почему. Она — сама чуткость, сама настороженность. Он единоборствовал с Богом, явившимся ему в виде ангела (выход на Text9 «Время ангелов», часть 2), потомство его будет многочисленно, как песок морской.
Она не в силах стоять, теряет сознание, падает наруки заботливо обступивших ее людей. Тора запрещает изображение людей и животных. К Библии обращались и продолжают обращаться мастера разных стран и эпох.
Доска, масло. Одно из лучших решений этой темы — эрмитажная картина «Святое семейство» (см. сл. сл. Чтобы проверить силу веры Авраама, Бог велел принести Исаака в жертву Ему. На фоне поленницы выразительно выглядят ноги Исаака. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись. А. Л. Каганович пишет: «Барочные влияния ещё в полной мере присущи этому полотну.
Вообще, в творчестве каждого из художников «Жертвоприношение Авраама» ознаменовало собою новый важный этап. Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках. Вспомогательную роль посредника иллюстратора Священного Писания. Особое негодование вызывали человеческие жертвоприношения.
Снова большаячеловеческая трагедия. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает на руки заботливо обступивших ее людей. «Судя по названию классов, в живописном искусстве произошло размежевание по жанрам в зависимости от тематики произведения». Дерево, масло. Когда Аврааму было 100 лет, а Сарре – 90, родился Исаак.
/Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». На левой стороне этого триптиха изображен Рай, на правой – Ад, а между ними помещался образ земного бытия. В центре композиции обычно находятся трое мужчин (три странника), сидящих за столом, на котором расставлены угощения – это главная смысловая часть изобразительного ряда. «Задерживают внимание: ангел в пышной драпировке, удерживающий театральным жестом руку Авраама, напоминающий гениев и муз, что жеманной толпой наполняют плафоны эрмитажей и монплезиров».
Рембрандт придаёт крыльям выразительное декоративное звучание на полотне. Таков, к примеру, сюжетный ряд известной картины А. Дюрера «Поклонение Троице» (1511 г), находящейся в венском Музее истории искусств. Во-первых, он разрушает основной стереотип восприятия этой сцены – вертикализм композиции. уезжает в Германию. Как пишет С. С. Аверинцев, «толкователи сообщают об искусительных речах, которыми сатана пытался склонить Исаака к возмущению против своей жертвенной участи однако Исаак остался безропотным и, боясь малодушия, сам попросил отца связать его по рукам и ногам». уезжает в Германию. Повышенная патетика, заключённая в таком пространственном соотношении планов, позволила обоим мастерам создать образ, непосредственно обращённый к зрителю. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стук плотничьего топора.
А в другом письме (брату) заявлял с полным правом: «Я тружусь через силу, больше чем любой человек, когда-либо существовавший». Ссылаясь на слова Е. Ротенберга, такое построение композиции можно соотнести с эстетикой стиля барокко, согласно которой «мир воспринимается как находящаяся в поток бесконечного движения единая космическая стихия». Выше заблуждений, обид, тщеславияоказываются любовь, доверие, взаимопонимание. Ощущение времени на холсте и Рембрандта и А. П. Лосенко созвучно мысли философа.
В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченности Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. Только после смерти художника эти рисунки стали известны. Автор статьи пишет, в частности, о том, что «Лосенко в высшей степени одарён способностью отождествлять себя со своими героями, великолепно чувствует и умеет воплощать душевное состояние человека». «Беседа Христа с учениками» (см.
Авраам – по Библии первый из трёх библейских патриархов, живших после всемирного потопа, родоначальник евреев и (через Исмаила) арабов. Шагал пытается расшифровать заложенные в священную книгу образы, выискивая вдохновение между строк и преобразуя идейные открытия в живописные произведения. Можем ли мы говорить в данном случае о бунте художника-творца против догматического понимания религии или о том, что «картина носит атеистический характер». В статье С. Эрнста интересна, но весьма полемична мысль о большем соответствии манеры живописца в «Жертвоприношении Авраама» стилю барокко, чем классицизму.
Разумеется, Моисей и его обнаружение дочерью египетского фараона постоянно всплывали в творчестве живописцев (Паоло Веронезе – «Обретение Моисея», Поль Пил – «Спасение Моисея из Нила», Клод Лоррейн – «Пейзаж с обретенным Моисеем»). А. П. Лосенко пользуется и отражённым и прямым светом. С 1978 по 1999 гг.
Библейской тематикой пронизано творчество Марка Шагала. Действия героев полотен их фигуры и жесты доминируют над окружающим пространством, от чего приобретают большую значительность и своеобразную торжественность. Дождавшись, когда Олоферн заснул, она отрезала ему голову и вернулась в свой родной город.
В 2013 г. это полотно купил российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев. При этом он заявляет об отсутствии личной привязанности к какой-либо конфессии. 24), «Мадонна в гроте» (см.
Если Лука трепетно «конспектировал», пусть красочно и ярко, библейские события («Смерть Моисея»), то Фредерик Гудол и Уильям Хогарт давали понять, что среди окружения святых персонажей были довольно-таки обычные и сексуальные особы, грациозные и, быть может, грешные в своей природной привлекательности и соблазнительной женственности (например, полотно Гудола «Обнаружение Моисея в Ниле» или Хогарда «Моисей перед дочерьми Фараона»). Все творчество художника пронизывает одна тема: борьба добра и зла, божественных и адских сил. Ангелы— без крыльев. Архангел Гавриил изображён коленопреклонённым с белой лилией в левой руке (символ непорочности Девы Марии). Силен он будет, как дикий осел и пойдет от него многочисленный народ".
Интересно попутно отметить, что лишь у Рембрандта и уА. П. Лосенко образ Исаака доведён до предельного обобщения. В европейских Академиях художеств сохранилась традиция обязательных «программ» – написание картины на библейский сюжет. Свое полотно Воскрешение дочери Иаира Иван Крамской обдумывал целое десятилетие. 53) (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Тело ангела написано очень живо, материально.
На полотне Рембрандта фигура Авраама практически не видна, так как погружена в тень. Освещенные тела написаны густо в отличие от теневых частей картины плотной живописи лица Авраама и тела его сына противостоит широкая живопись тёмных одежд, находящейся в тени поленницы и фона в верхней правой части холста. В структурном отношении – динамика исходит из вершины параболы и с одинаковой силой нарастает в двух направлениях. Некоторые исследователи творчества Рембрандта полагают, что картина «Жертвоприношение Авраама» всецело принадлежит стилю барокко.
сл. Его влекут темы трагические. Один из них называется «Ройтбурд vs Караваджо».
Через полотно отчетливо проходит понимание Шагалом священности вопроса. Иван Крамской Свое полотно «Христос в пустыне» Иван Крамской обдумывал целое десятилетие. На его полотнах люди страдают испытывают жестокиемучения. Не менее известная его «Тайная вечеря». На фоне фантастического пейзажа Рая, заполненного разнообразными животными и растениями, мастер показывает пробуждающегося Адама.
На Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры – Евхаристия, что в переводе с греческого означает «благодарение». Замечательный иконографический образец сюжета в религиозной живописи раннего средневековья предстаёт перед нами в мозаике пресбитерия базилики Сан Витале в Равенне (VI век). На самом деле, его библейские и евангельские герои во многомнапоминают современных ему простых людей, неизменно привлекающих симпатиихудожника.
Полотно «Поклонение волхвов» как бы покрыто белоснежной пеленой. 22) и «Джоконда». Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, он создал величественные полотна, среди которых наиболее известны «Тайная вечеря» (см. Господь с Тобою благословенна Ты между жёнами. Для А. П. Лосенко «Жертвоприношение Авраама» – итоговая работа первой в истории Академии Художеств вообще пенсионерской поездки в Париж, где он учился в мастерской известного педагога Кейлюса Вьена.
В прославленных "Слепых" (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. В этом городе-«базаре» c крупнейшим морским портомжило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением. Караваджо наблюдал эти тяготы жизни. Ослепительно бледны лицо и грудь юного Исаака, чья фигура ярко освещена. После создания этой Василий Поленов картины Поленов приступил к созданию целого цикла картин под названием «Из жизни Христа», которому он отдает несколько десятилетий неустанных творческих и духовных поисков.
Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизни дома. Художник наделил лицо библейского персонажа портретными индивидуализированными чертами. На протяжении 40-х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства.
Одно из лучшихрешений этой темы— эрмитажная картина «Святое семейство», созданная художником в1645 году. Светотень для Рембрандта – не просто художественный приём, а метафора добра и зла, небесного и земного. В центре верхнего ряда изображен Бог-Отец, сидящий на престоле (в некоторых источниках пишут Христос). Кроме того, Исаак был «Божьим даром» (в соответствии с «заветом») и подобно всему, что Б-г даровал человеку, принадлежал Б-гу. 177х151 см.
На протяжении 40-х годовРембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Однако, есть среди драпировок замечательные исключения в цветовом отношении – это, например изображенная в нижней части картины под аккуратно выложенной поленницей огненно- рыжая ткань, возможно – туника Исаака (жаль, что краски ныне из-за пожухания утратили частично былую выразительность и яркость, ведь именно эта деталь настраивает весь колорит на драматически напряженный лад, вступая в резкий контраст с основной бледно-зеленоватой гаммой полотна). Картина мастерски скомпонована. На его полотнах люди испытывают ужасные мучения и нечеловеческие страдания. Интересно, что именно с «театральностью» мы сталкиваемся и в произведении Рембрандта.
Протянутая с неба рука здесь играет роль своеобразного знака-символа (термин Ч. Пирса) всевластной и справедливой воли Бога. Перестройка» и горящего храма. Вместе с Саррой он покинул родную страну. Частная коллекция (Нью-Йорк)Авторство этой картины, как и других работ Леонардо да Винчи, долгое время подвергалось сомнению.
Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник. Теперь же стоит обратиться к недавним исследованиям творчества А. П. Лосенко. Множество статей посвящено исследованию не только средств художественной выразительности, но и технике живописи Рембрандта. Наиболее последовательно и лаконично эта мысль высказана в книге Н. Лившиц и Л. Каганэ, посвященной искусству XVII века вообще: «Жертвоприношение Авраама» отличает столь сложная композиция, настолько контрастное построение, что искусство Рембрандта на этом этапе как бы вливаясь в общий поток развития стиля барокко, составляет его своеобразную грань».
Один из мужчин, взобравшись по приставной лестнице, вытаскивает гвозди, с помощью которыхХристос распят на перекладине другие принимают на руки его сползающее внизтело женщины готовят ложе для останков, расстилая на земле большую тяжелуюткань. Вот таким образом картины так притягивают. Однако, вряд ли можно считать справедливым его мнение о том, что в картине «Жертвоприношение Авраама» «свет более не исходит от тел как струящаяся духовная сила, делающая предметы нематериальными». В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. За решетчатым окном видны дома городка.
Иоанн Креститель был аскетом. Он вошел к Агари и она зачала. В композиции «Сад радостей земных» выделяют три плана: на первом плане показаны «различные радости», второй занят кавалькадой многочисленных всадников, которые едут на различных животных, третий (самый дальний) венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и помощью собственных крыльев.
Этим же требованиям стиля следует и А. П. Лосенко изображая поленницу дров. А Ева извлеченная из ребра Адама, – это не просто женщина, а еще и орудие совращения. С. С. Аверинцев определяет изначальный смысл сюжета как «одновременно и воспоминание о временах человеческих жертвоприношений и фиксация момента их принципиальной отмены и требование готовности принести в жертву свою собственную волю». По справедливому мнению М. В. Доброклонского «театрализация внешнего облика, составляющая очень существенную черту в творчестве Рембрандта, равно как и влечение его ко всему необычайному, является проявлением фантастического в его творчестве».
Дать точный ответ на этот вопрос невозможно. 52), Рождество, на гравюре Успение Богоматери библейские персонажи присутствуют среди современников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейские сцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей. Действие разворачивается на фоне «скалистого пейзажа, уступы которого, похожие на обломки кристалла, окрашены в яркие голубые, желтые, зелёные, лиловые и пурпуровые тона и местами тронуты золотом». «И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается. Александр Иванов — автор картины «Явление Христа народу», которая стоила ему 20 лет настоящего труда и творческого подвижничества. «Библейское Послание Марка Шагала» насчитывает 17 холстов и тематически разделено на две части.
Тени позволяют нам подробно проследить направление световых лучей. По словам А. Г. Верещагиной «подобно тому как в петровское время не было ещё исторической науки, но зато все исторические знания служили современности, так и совсем ещё молодая историческая живопись прославляла величие свершавшегося». Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его и будет царствовать над домом Иакова во веки и Царству Его не будет конца» (Евангелие от Луки, 1, 28-33). Одна из самых лаконичных формулировок понятия времени принадлежит Иммануилу Канту: «время является формальным априорным условием всех явлений вообще». Но при более внимательном рассмотрении становится понятно, что это не так. В глубокой тени, в одиночестве изображен Аман.
49) вообще скрыто за завесой снегопада. Картины этого периода проникнуты некоторой долей мистицизма («Введение Марии во храм» (см.
На это указывает в своей статье А. Виннер: «Благодаря умелому использованию оптическо-живописных свойств тонированного грунта Рембрандт смог достичь исключительной глубины и звучности красочных тонов и добиться изумительной сгармонированности колористического построения своих произведений». 59) Николай Дмитриевич Лосев.
Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. Сарра настояла на том, чтобы отправить Агарь с младенцем Исмаилом в пустыню. Третье лицо – бог-дух святой, дающий жизнь всему сущему. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Тень ног Исаака – на поленнице, чего никак не могло быть, если бы они освещались облаком (тогда бы тень падала параллельно поленнице на землю).
Он сдвигает их куда-то вбок, скрывает среди обычных людей. Иоанн и св. Между тем мысль о том, что какие-то недруги строят против него козни, не покидала его. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна.
Мысленно проведём линию от плеча ангела к левой руке Авраама. Суровую характеристику дал «Жертвоприношению Авраама» А. П. Лосенко в 1914 году Сергей Эрнст в журнале «Старые годы»: «Холодный, парадный ковёр в слабых бессильных тонах, написанный с большим мастерством и знанием анатомии». Однако, для А. П. Лосенко светотень служила способом мастерской моделировки форм, а для Рембрандта она была одним из основополагающих средств выразительности. На нём белая рубаха с чёрной каймой снизу – рисунок «талита», молитвенного покрывала использующегося евреями во время службы в синагогах. Александр Иванов «Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля.
36), росписи в здании братства св. Светлая возвышенность запечатленного мгновения сказывается и втом, что к матери и мальчику неслышно спускаются ангелы. По христианскому вероучению, бог, будучи единым по существу, троичен в лицах. Новозаветные сюжеты составляют часть библейских сюжетов1. Войска врага, оказавшись без начальника, обратились в бегство.
«Обращение Савла» показано безжалостное гонение на христиан их смерть под пятой коня и момент озарения Савла. В историю искусства этот цикл вошел под называнием «библейские эскизы». Его знаменитые работы это Гентский алтарь (см. Каждый из них раскрыл особый философско-этический пласт библейской легенды.
По пути в Дамаск его внезапно ослепилнебесный луч и, упав с коня, он услышал голос Христа: «Савл, за что ты гонишьменя. » После прозрения Савл становится одним из самых преданных учеников Христа– апостолом Павлом. Можно считать, что в этих словах заключен творческий принцип мастера, который он пронес через всю жизнь. Истинныйвид божества неизвестен человеку — бога же не виде никто (Иоанн, 1, 18). Однако иногда, как гласит христианское предание, бог являлся людям, принимаядля этого доступный человеку облик. Но вот героиня «Книги Юдифи» была редкой гостьей в творчестве художников.
На обеих картинах время как бы сливается с движением в неразделимую стихию. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. В композиционном решении «Жертвоприношения Авраама» и А. П. Лосенко и Рембрандта «настроение не разрешается, а переходит в состояние страстного напряжения». Тогда же Аврааму стало известно, что его потомки будут рабами на своей земле ещё 400 лет.
Он нежно склонился над сыном, опустив ему на спину слабые старческие руки. Библейские темы в изобразительном искусстве художника прослеживаются на полотнах «Распятие святого Петра», где изображена казнь апостола, распятого вниз головой на кресте и «Положение во гроб» с изображением народной драмы. Рембрандт и Лосенко в своих полотнах наделяют крылья ангела разными значениями. После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака на патриархальном торжестве в день, когда его отняли от груди, старая неприязнь между госпожой и служанкой (осложнённая правовой коллизией между первородством Измаила и законнорожденностью Исаака) вспыхнула с новой силой.
Список можно продолжить. Он понимает, что Ассур и Эсфирь никогда не простят его, как ни тяжело им осуждать друга. Они совсем не похожи на мелочных, самодовольных бюргеров — его современников. Такими мы видим Марию и Господа на деревенской площади, Иоанна Крестителя с Христом в толпе народа, а Поклонение волхвов (см сл. Хотелось и свою лепту положить в Иерусалим» Позже он говорил: «всюду живая Библия», «так грандиозно я почувствовал Бога живого», «Боже. сон), возможно из-за испанской поговорки, которая гласит: «мало Христа, слишком много крови».
Если нож на полотне Рембрандта в колористическом отношении служит своеобразным декоративным аккордом общей цветовой гаммы и так же, как все изображённые объекты является носителем света, отражая его от своей поверхности, то у Лосенко нож – одна из деталей, указывающих взгляду зрителя источник света.