Но, создавая в 1722 году «Цветы», он изменил своему правилу и воспользовался темным фоном, благодаря чему выразительность нарядного натюрморта значительно усилилась. Так, Иос ван Клеве (1464 — ок. Лежащие на столе часы позволяют многим исследователям причислить этот натюрморт к типу vanitas («суета сует»). Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские.
В 1640 году он был принят также в Делфтскую гильдию. Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. На передке повозки — три яблока. С таким же мастерством показаны и обычные домашние птицы: яркие утки, куры, горластые петухи, прогуливающиеся между гордыми «иностранцами» («Домашние птицы», «Птицы в парке», 1686 — обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Как следствие, голландцы неожиданно приобрели самый высокий уровень жизни в мире.
Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Однако это не так. Каких только экзотических пернатых красавцев не встретишь в его композициях. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Особую прелесть композиции придают красиво изогнутые виноградные лозы.
Отец умер, когда мальчику было 6 лет. Так, для Утрехта характерен цветочный, для Гааги — рыбный, в университетском Лейдене сложился тип ученого натюрморта vanitas (суета сует), в Роттердаме предпочитали изображения кухонной утвари в интерьере, а в Харлеме — знаменитые завтраки. Он писал натюрморты. Не только состав предметов — сама живопись становится драгоценной в этих натюрмортах. От своего учителя Бейерен перенял интерес к изображению рыб.
Не менее красивы и букеты, написанные Хейсумом на светлом фоне. Таковы картины «Рыбы на столе», «Рыбы в корзине» (обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург), «Морские рыбы и краб» (Маурицхёйс, Гаага), где сверкание серебристой рыбьей чешуи подчеркивается блеском металлической посуды: кувшинов, блюд, мисок.
Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Он был основателем гильдии художников в Гааге. Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Он часто помогал попавшим в нужду коллегам и знакомым.
поселился в Париже. Натюрморты с цветами оставались популярными у голландцев и в следующем веке. В амстердамский период в свои совершенные натюрморты Кальф стал включать экзотические предметы: китайские вазы, раковины и до этого времени не виданные тропические фрукты — полуочищенные апельсины и лимоны. Внизу на выпавшем из вазы стебле сидит светлая бабочка — обычный элемент букетов Хейсума.
Рядом с ним справедливо назвать Абрахама ван Бейерена. Корнелия была известным каллиграфом и поэтессой. У них родилось четверо детей. Художник разместил цветы не хаотично, а с определенным расчетом: внизу располагаются самые крупные (розы, маки и др. ), над ними — более мелкие (тюльпаны, нарциссы). Каждый художественный центр разработал определенный тип натюрморта. Частый персонаж его натюрмортов — муха, мирно ползущая по нежному лепестку тюльпана. Смысл был в том, что типичный голландский натюрморт – цветы и фрукты, битая птица и рыба или предметы, связанные с наукой – книги, оптические приборы и т. д. - содержал полную иллюзию реальности.
Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии. В слиянии ненастного и ветреного морского пейзажа со сваленным на берегу крупным уловом – мокрыми серебристыми телами рыб, крабами, устрицами – создается необычный и запоминающийся образ. Также он написал ряд цветочных пейзажей.
Творчество Абрахама ван Бейерена принадлежит к вершинам голландского натюрмортного жанра. Интерес к этому жанру художник воспринял от своего учителя, Питера де Пюттера. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам.
Тщательно продумана композиция прекрасного натюрморта «Цветы и плоды» (1723, Эрмитаж, Санкт-Петербург), где букет из алых маков и разноцветных гвоздик гармонично сочетается с лежащими на мраморном столе фруктами. Таким образом мастер добивался разнообразия цветовых нюансов и валеров. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. За веткой с лавровыми листьями стоит красивая белая фаянсовая ваза с синим рисунком.
Несмотря на свою состоятельность, Кальф так и не обзавёлся собственным домом. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета.
В 1640-х годах он писал преимущественно морские пейзажи. Ягоды и фрукты на его картинах кажутся только что принесенными из сада. Там, благодаря своим «крестьянским интерьерам», написанным во фламандской традиции, близкой к творчеству Давида Теньера и других художников XVII в., Кальф быстро завоевал признание. Большую роль в композициях играет свет, придающий всем предметам достоверность и динамичность. Иногда Бейерен переносит свои рыбные натюрморты в закрытое помещение. Художник Маринус ван Реймерсвале (ок.
Эрмитаж). Творческое воображение помогает Бейерену постоянно находить оригинальные решения темы.
Как и все натюрморты того времени, творения Кальфа были призваны выразить иконографическую мысль о бренности — «memento mori» («помни о смерти»), служить предостережением о том, что все вещи, живые и неживые в конце концов преходящи. Таков «Десерт» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), авторство которого ранее приписывалось художнику круга Яна Давидса де Хема, а затем живописцу Верендалю. Среди лучших работ художника — «Натюрморт с фруктами» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), свидетельствующий о необыкновенном колористическом мастерстве автора. 1493 — ок.
Элементы натюрморта впервые появились в древних наскальных рисунках, где изображенные вещи имели ритуальный смысл. Расцвет этого жанра закономерен в прибрежном городе, каким является Гаага. Мало что известно о личной жизни Абрахама ван Бейерена. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. В XVII веке Амстердам стал крупнейшим торговым портом мира. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя.
Знаменитым мастером роскошных натюрмортов был художник из Делфта Виллем Калф. Розы, которые скоро увянут, трактуются Л. И. Болом как символ vanitas, напоминающий зрителю о недолговечности земной роскоши.
Голландская Ист-Индская компания была основана в 1602 году и 21 год вела счастливую монополистическую торговлю со странами Азии. Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. Пышный букет увенчан листьями и тонкими стеблями, составляющими изящный узор. Искусствоведы считают, что в ее пышном букете затесались бабочки и пчелы (что до меня, я бабочек вижу, а пчел – увы).
Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Уснувшая, неподвижная рыба на полотнах мастера выглядит необыкновенно выразительной. Натюрморт «Закуска» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) восхищает своим красочным богатством, виртуозной передачей материальной сущности предметов: дорогой посуды из блестящего металла и стекла, сочных фруктов, пронизанных теплом летнего солнца. Световые блики играют на поверхности стеклянной и металлической посуды, переливаются на складках скатерти и атласной занавески, придающей изображению зрелищный характер.
В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима. 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. На фотографии Натюрморт с омарами, холст, масло, 105x130.
Лежащие на столе часы позволяют многим исследователям причислить этот натюрморт к типу vanitas («суета сует»). Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. Виллем Кальф умер в возрасте 74 лет. Состоит в том, что, например из 3 кг мяса лучшая его часть, но крайне незначительная используется в натуральном виде, в то время как остальная (большая) превращается в фарш и идет на котлеты. Годы жизни: 1620 – 1690. Однако и натуральное филе и котлеты делаются абсолютно одинаковыми по форме и размерам и, кроме того, панируются одинаковой панировкой (обычно кляроподобным соусом), а непосредственно перед подачей к столу и те и другие изделия обжариваются во фритюре так, что приобретают одинаковый вид — порой и сам повар не может отличить мясо-филе от котлеты.
В 1650-ые и 1660-е годы он рисует китайский фарфор, стекло, серебро и фрукты. Крабы и омар, виноград и дыпя – по том временам весьма изысканные кушанья. На заднем плане изображены серебряный кувшин с крышкой и бокал венецианского стекла. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Цветовая гамма полотна основана на оттенках желтого (занавеска), оранжевого (апельсины), бело-голубого (ваза) и зеленого (бархатная скатерть). Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды.
Завоевав формальную независимость, натюрморт помнил о своих корнях. Свет, падающий слева, выхватывает всю предметную группу и отделяет ее от темного фона. Таковы картины «Рыбы на столе», «Рыбы в корзине» (обе – в Эрмитаже, СанктПетербург), «Морские рыбы и краб» (Маурицхёйс, Гаага), где сверкание серебристой рыбьей чешуи подчеркивается блеском металлической посуды: кувшинов, блюд, мисок.
Иногда Бейерен переносит свои рыбные натюрморты в закрытое помещение.
Натюрморт «Закуска» (Эрмитаж, СанктПетербург) восхищает своим красочным богатством, виртуозной передачей материальной сущности предметов: дорогой посуды из блестящего металла и стекла, сочных фруктов, пронизанных теплом летнего солнца. Создавая разные композиции на одну тему, художник в одном случае размещает улов на берегу моря (Рыбы на берегу), в другом — располагает на кухонном столе (Рыбы на столе), в третьем подвешивает на крюке на стену (Рыбы в корзине). Перед ними – китайское блюдо, на котором лежит бокал-румер. Морской промысел очень много значил в хозяйстве Голландии и в жизни ее народа.
Название происходит от французского слова эпиграмма, что означает — насмешка. Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. Большая каменная ваза полускрыта роскошным букетом. Кальфу однако было важно другое.
Ярким цветовым пятном выделяется красное вино, до половины заполнившее высокую рюмку. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Ярким примером творчества Юриана ван Стрека является полотно «Закуска» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Со Средиземного моря к ним везли соль, вино, лимоны, виноград и миндаль.
В десертах дано изображение накрытого стола с драгоценной посудой и изысканными закусками. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. Можно спорить о том, относятся ли эти произведения к жанру натюрморта (хотя выше уже упоминалось, что для голландских живописцев натюрморт — это не только изображение «мертвой натуры»), но в искусстве Голландии подобные композиции пользовались необыкновенной популярностью.
Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь. Художник так правдиво и верно передает фактуру предметов, что нежно-розовые персики, сливы, абрикосы, виноград, пламенеющие зерна очищенного граната, орехи и спелые ягоды малины на ветке кажутся осязаемо реальными. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами. Кунстхауз, Цюрих. Бейерен очень внимательно фиксирует мельчайшие свойства вещей.
Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Бейерен очень внимательно фиксирует мельчайшие свойства вещей. В общей сдержанной гамме натюрморта рыбы создают звучный цветовой аккорд. Неумолимо отсчитывая бег времени, они свидетельствуют о бренности земной красоты. Он показывает богатый улов рыбы на берегу, на столе, в корзине.
Пример тому – работа Рейчел Руиш. Ярким примером великолепных натюрмортов является картина «Цветы» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), написанная Хейсумом в 1722 году.