Стоит отметить и то, что в пейзажах с панорамным охватом Сезанн достигал величественной эпичности («Берега Марны»), а в натюрмортах подчеркивал структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры («Горшок с геранью и фрукты», «Натюрморт с яблоками и апельсинами»). В пейзажах с их широким, панорамным охватом наполненного светом ландшафта Сезанн достигает величественной эпичности (Берега Марны, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Он отказывается и от импрессионистического метода нанесения красочных мазков и передачи воздушной среды. Он даже никогда не использовал настоящих персиков или груш, только муляжи из папье-маше. На картине изображена северная река Франции и правый приток Сены, река Марна. В результате красочный слой на этих полотнах стал более облегчённым, словно бы высвечивая изнутри.
Это видно и в изменении гаммы красок — от холодного голубоватого тона таких пейзажей, как «Берега Марны», до горячих, расплавленных красок в пейзажах с видами горы Святой Виктории. Музицирование – мотив, популярный у художников-новаторов этой эпохи.
Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ). С импрессионизмом полотно роднит свободный мазок интерес к световым эффектам, однако, несмотря на эскизность письма и размытость контуров форма у Сезанна сохраняет большую определенность и плотность. Своеобразие таких работ особенно ощутимо при сопоставлении их с пейзажами импрессионистов. Этим характеризуются практически все его поздние полотна. В нем преобладают горизонтальные линии (линия горизонта, линия берега реки, линия моста, линии дома), отражение в воде деревьев и земли дает дополнительную неподвижность.
Кажется, куст колышется на ветру и звенят, шелестя, его листья. В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). Но мотивы таитянской жизни, экзотическая пластика движений маори, среди которых он жил, особенности быта и верований, диковинные растения, яркие краски – все это обогатило искусство Гогена, по-особому трансформировавшись в работах «таитянского периода». Сезанн родился 19 января 1839 года. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Разговоры об искусстве почти бесполезны. Лондон. Один из них «Автопортрет в каскетке», написанный примерно в 1872 году.
Они подобны аппликациям восточного ковра или четко разграниченным цветным пятнам французских перегородчатых эмалей – «клуазоне». Отказавшись от буквальной точности в передаче зрительных восприятий (в частности, атмосферных условий, особенностей освещения), Ван Гог стремится с помощью экспрессивной формы вызвать эмоции, адекватные испытанным им самим. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Это история жизни женщины, умевшей любить, но история любви несчастливой с многолетним ожиданием, когда Поль ответит такой же страстью, какую испытывает она.
Впрочем, это не рекорд: Огюст Роден обвенчался со своей Розой, когда их сыну было 50. Художник не задумывался, на что он будет покупать кисти и краски. Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция Большие купальщицы (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Так начался их роман их Битва любви.
Гоген добивается эффекта прежде всего чисто живописными средствами, создавая композицию, тяготеющую к плоскости, почти статичную, с упрощением форм, с сопоставлением контрастных сочетаний ярких, локальных цветовых пятен, не соответствующих естественному цвету изображаемого предмета (красные и лиловые плоскости, обозначающие поверхность воды в реке, оранжевая собака, черно-коричневые листья). Кто-то называл произведения Сезанна «мазней», «страшилищами», а кто-то – шедеврами, живописью с большой буквы. Вот таким образом о подобных состояниях и переживаниях следует говорить не словами, а используя краски и подходящую палитру. Гоген добивается эффекта прежде всего чисто живописными средствами, создавая композицию, тяготеющую к плоскости, почти статичную, с упрощением форм, с сопоставлением контрастных сочетаний ярких, локальных цветовых пятен, не соответствующих естественному цвету изображаемого предмета (красные и лиловые плоскости, обозначающие поверхность воды в реке, оранжевая собака, черно-коричневые листья). Художник искал в натуре не сиюминутное, а вечное и неизменное.
В «Натюрморте с драпировкой» он синей полосой очерчивает часть объема плодов и плотными мазками краски соответствующих цветов передает его среднюю, наиболее выпуклую часть, добиваясь впечатления объемности и, кроме того, тяжести и материальности. 55 x 65 см. Но мотивы таитянской жизни, экзотическая пластика движений маори, среди которых он жил, особенности быта и верований, диковинные растения, яркие краски – все это обогатило искусство Гогена, по-особому трансформировавшись в работах «таитянского периода». Зато другие качества были выявлены сполна: форма шара, объемность, плотность, вес.
Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Искусство Поля Гогена (1848–1903) представлено в Эрмитаже 15 картинами (зал 316), относящимися к периоду, когда художник, покинув Францию, жил на острове Таити. Сезанн неоднократно писал виды реки Марны. Вечность, сокрытая в видоизменениях мира, таит в себе великие радости и печали. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности.
Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва). Композиция Пьеро и Арлекин (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику марди гра последнему дню карнавала перед постом. Постимпрессионизм.
Писатель был его другом детства и эта дружба продолжалась всю жизнь. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). Гора и окружающая природа упрощены и сведены к геометрическим формам и плоскостям цвета. Теперь представьте себе, каково было все эти годы Гортензии: неопределённость, страх быть брошенной издержки трудного, взрывчатого характера Сезанна.
Пять вариантов композиции Игроки в карты (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Он добился этого, соединив непосредственное изучение натуры с классическим чувством формы. Специального художественного образования Сезанн не получил и был самоучкой, так как не желал подчиняться догмам академического искусства.
Среди отверженных выставлялся и Поль Сезанн. Зачастую материально помогал друг Эмиль Золя. Именно таков герой произведения. Кое-где проступают совсем белые просветы. начинается тема купальщиц и купальщиков, которая станет важной в последующие десятилетия.
Можно ли верить фотографиям. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины Увертюра к Тангейзеру). Сезанн же не показывает разницу в текстуре фруктов, в их поверхности.
«Больше всего, – говорил Сезанн, – я люблю облик людей, которые состарились, ничем не нарушив обычаев». Для Сезанна каждая картина — это итог долгого изучения натуры и размышлений. Речи о браке быть не могло. Картина «Хижины», написанная Ван Гогом в год смерти, дает представление о «полыхающем» стиле последнего периода в жизни мастера. Поль Сезанн всегда стремился выявить в нарочито грубых образах себя, свой темперамент.
Отсюда название этого стиля – «клуазонизм». Плотным кажется зеркало воды, отразившее деревья и здания на берегу реки. В этом произведении Сезанна отражение неподвижно, вода напоминает застывшее зеркало. В Девушке у пианино (ок. Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. Это можно увидеть, скажем, в произведениях Моне или в произведениях Мориса Вламинка, которые вы можете увидеть в соседнем зале («Вид на Сену», «Городок на берегу озера»). Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия (Убийство, 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа суета сует (Натюрморт с черепом и подсвечником, 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения (Оргия, 1864-68, частное собрание, Париж).
Сезанн говорил, что он «хочет вернуться назад к Пуссену через Природу». В 1888 – 1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы – в Эксе. Забавным кажется тот факт, что именно Золя мечтал стать художником, а Сезанн помышлял о писательской славе. Отец Сезанна был банкиром, за увлечение сына искусством он отказал ему в наследстве, но позже выплачивал ему ежемесячное пособие, которое было большим подспорьем Сезанну, эта так называемая «зарплата» от отца помогала ему. Постимпрессионизм. В числе значительных работ раннего периода Портрет отца (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198 118 см).
Франция. Завсегдатаи и те, кто проходил вдоль витрин улицы Лаффит, называли картины Сезанна «уродливыми». Динамичная композиция, построенная почти целиком на диагоналях и контрастах цвета, написанная как бы мгновенными, резкими и нервными движениями кисти, когда каждый мазок предельно активен и «врезается» в память зрителя, заставляет нас ощутить взволнованность, драматизм остроты переживания художника. Для художника персики — это сферы, кувшин — это цилиндр, сахарница — полусфера.
Картины не покупали. Любовь налетела стремительно и через три года родился Поль, единственный сын. Краски Сезанна это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Композицию картины отличают равновесие форм, замкнутость, целостность. Особой выразительности Сезанн достигает умелым использованием краски не только лишь как носителя цвета, но и как материала, обладающего определенными признаками (плотность, густота, шероховатая или маслянистая поверхность). Холст, масло.
И, конечно, в этой одноименной, полной чистой эротики картине присутствовала Гортензия. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку.
Разговоры об искусстве почти бесполезны. Картина «Хижины», написанная Ван Гогом в год смерти, дает представление о «полыхающем» стиле последнего периода в жизни мастера. Франция. Отказавшись от буквальной точности в передаче зрительных восприятий (в частности, атмосферных условий, особенностей освещения), Ван Гог стремится с помощью экспрессивной формы вызвать эмоции, адекватные испытанным им самим. Плотным кажется зеркало воды, отразившее деревья и здания на берегу реки.
Своеобразие таких работ особенно ощутимо при сопоставлении их с пейзажами импрессионистов. Что показывают картины: правду или ложь. Композиция картины с выделенным центром, обрамленным деревьями, замкнута и стабильна. А буржуазная публика, не имея ясных ориентиров, опасалась приобретать картины последователей бурно набирающего силу импрессионизма и других новых течений изобразительного искусства. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру.
В своем искусстве Сезанн всегда шел от натуры. В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Строгая логика «Девушки у пианино» не была рождена внезапно, а была результатом длительного творческого поиска.
Это одно из редких качеств, присущих произведениям высокого искусства. Это был сложный период для французской живописи. С годами отношение Сезанна к природе менялось — от пристально-бесстрастного наблюдения в 1880-е годы до восторженно-экспрессивного преклонения перед её мощью в 1890-е годы.
Из четырех картин Винсента Ван Гога (1853–1890), хранящихся в музее, наиболее яркое и мажорное впечатление производит «Куст» (зал 317). Демонстративно открыто нанесенные на холст отдельными черточками, «штрихами» и «пятнами», они передают не только структуру предмета (ветви, стебли растений, листья), но как бы его жизнь, движение, рост и даже звук. Он добился этого, соединив непосредственное изучение натуры с классическим чувством формы. Изображая, скажем, апельсины или яблоки, Сезанн обычно лишь в какой-то степени, а иногда и вообще никак не характеризовал эти плоды с точки зрения их отличительных черт. Гора Святой Виктории, расположенная недалеко от дома Сезанна в городке Экс в Провансе, была любимым мотивом его картин. Сам художник, однако, предпочитал другой термин – «синтетизм», подчеркивая внутренний смысл этих образов, органически связанный с формой, его раскрывающей. Этот странный южанин стал для многих художников 20-ого века пророком потому, что он воплотил идеальный образ бескорыстного художника, которого интересует лишь «самореализация» в искусстве, для которого живопись – это способ «передать природу».
Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость. Самым жестоким критиком свои произведений всегда был он сам. Для него все фрукты лишь материал. К 1880-м годам, когда уже определились основные черты искусства Поля Сезанна (1839–1906), относится эрмитажная картина «Берега Марны» (зал 318). Одна из лучших и наиболее характерных работ Гогена в Эрмитаже – «Таитянские пасторали».
Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872 – 1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Холст, масло. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Сезанн начинает работать над портретами (Портрет А. Воллара, 1899, Пти Пале, Париж Портрет Г. Жеффруа, 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Что заставляет людей делать метки на плоской поверхности.
Сопоставление всего нескольких взаимопроникающих цветов, особенно частых в пейзажах Сезанна, – сине-зеленого, оранжево-охристого и голубого – подчеркивает единство и цельность статичного и уравновешенного пейзажа. Сам художник, однако, предпочитал другой термин – «синтетизм», подчеркивая внутренний смысл этих образов, органически связанный с формой, его раскрывающей. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе.
Эдинбург. Вначале он работал вместе с Эмилем Золя.
Динамичная композиция, построенная почти целиком на диагоналях и контрастах цвета, написанная как бы мгновенными, резкими и нервными движениями кисти, когда каждый мазок предельно активен и «врезается» в память зрителя, заставляет нас ощутить взволнованность, драматизм остроты переживания художника. Как статичный образ на холсте или экране может вобрать в себя время и пространство. В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. Поль Сезанн приехал в Париж из провинции. 67 x 92 см. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого.
Родился в Экс-ан-Провансе. Первые рисунки Поля вызывали насмешки других начинающих художников в Академии Сюиса.
Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты. В этот ранний период творчества художника появилась картина «Девушка у пианино» (Увертюра в «Тангейзеру»). Демонстративно открыто нанесенные на холст отдельными черточками, «штрихами» и «пятнами», они передают не только структуру предмета (ветви, стебли растений, листья), но как бы его жизнь, движение, рост и даже звук.
В этих условиях альтернативный Салон отверженных стал настоящей сенсацией. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Вскоре этот «грубый и жадный» человек — таким он запомнился друзьям детства Сезанна — сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. Это не было явное противоборство, когда герой вступает в прямой и открытый бой. Очень хорошо сравнить эту работу с работами голландских мастеров натюрморта, на которых вы увидите бархатную поверхность персиков и сочные груши, виноград, который выглядит настолько натурально, что хочется их съесть.
Сезанн говорил, что он «хочет вернуться назад к Пуссену через Природу». Он снова и снова возвращался к ней, создавая пейзажи все более новаторские по своей концепции природы. Кажется, куст колышется на ветру и звенят, шелестя, его листья. Вдобавок, узнав, что Поль живёт вместе с возлюбленной, отец вдвое уменьшил ему содержание. Гора и окружающая природа упрощены и сведены к геометрическим формам и плоскостям цвета.
Вся жизнь этого замечательного живописца была постоянным борением. Несмотря на это, Сезанн, раздираемый сомнениями, вернулся в родной Экс и поступил на службу в банк отца, но не смог выдержать долго и вновь отправился в Париж. Люди и вещи составляют единый материальный мир.
В изображении Сезанна курильщик непоколебим, как скала. Настолько образы получились пропитанными влагой, а очертания расплывчато-радужными. В пейзажах Сезанна нет человека, здесь царит уплотненное пространство. Галереи института Курто.
Со временем, когда Сезанн стал увлекаться акварелью, он перенёс некоторые приёмы акварельной живописи в масляную: стал писать на белых, специально негрунтованных холстах. Художник ограничивает выбор сюжетов и тем. Их, этих портретов, 29 – масло, акварель, графика.