Именно вот таким образом творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. Самым жестоким критиком свои произведений всегда был он сам. Он стал как бы импрессионистом наоборот.
Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Гоген добивается эффекта прежде всего чисто живописными средствами, создавая композицию, тяготеющую к плоскости, почти статичную, с упрощением форм, с сопоставлением контрастных сочетаний ярких, локальных цветовых пятен, не соответствующих естественному цвету изображаемого предмета (красные и лиловые плоскости, обозначающие поверхность воды в реке, оранжевая собака, черно-коричневые листья). Композиция Пьеро и Арлекин (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику марди гра последнему дню карнавала перед постом. Демонстративно открыто нанесенные на холст отдельными черточками, «штрихами» и «пятнами», они передают не только структуру предмета (ветви, стебли растений, листья), но как бы его жизнь, движение, рост и даже звук.
Люди и вещи составляют единый материальный мир. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства.
Настолько образы получились пропитанными влагой, а очертания расплывчато-радужными. Кое-где проступают совсем белые просветы. Завсегдатаи и те, кто проходил вдоль витрин улицы Лаффит, называли картины Сезанна «уродливыми».
Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия (Убийство, 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа суета сует (Натюрморт с черепом и подсвечником, 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения (Оргия, 1864-68, частное собрание, Париж). Художники-консерваторы, сплотившиеся под крышей Академии изящных искусств, яростно защищали свое право управлять общественным мнением, не допуская произведения молодых живописцев в Салон.
Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872 – 1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Картина изображающая местность в Иль-де-Франсе близ селений Кретей и Пюто со старым мостом через Марну, представляет один из эталонов пейзажного творчества Сезанна. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. Этих живописцев объединяет темпераментность стиля, что и было привлекательно для молодого Сезанна, отличавшегося резкими сменами настроения.
Так начался их роман их Битва любви. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Сам же Сезанн верил, что формы природы образуют в конечном счёте органическое единство и в конечном счёте в основе всего существующего лежит некое ограниченное количество основных форм. Речи о браке быть не могло. Первые рисунки Поля вызывали насмешки других начинающих художников в Академии Сюиса. В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе.
И, конечно, в этой одноименной, полной чистой эротики картине присутствовала Гортензия. Сам художник, однако, предпочитал другой термин – «синтетизм», подчеркивая внутренний смысл этих образов, органически связанный с формой, его раскрывающей.
Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Строгая логика «Девушки у пианино» не была рождена внезапно, а была результатом длительного творческого поиска. Среди отверженных выставлялся и Поль Сезанн. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Плотным кажется зеркало воды, отразившее деревья и здания на берегу реки.
Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Композиция картины с выделенным центром, обрамленным деревьями, замкнута и стабильна. Их, этих портретов, 29 – масло, акварель, графика.
Построение пространства, создающее впечатление глубины, трехмерности, цветовое решение картины, тонкие фактурные градации впечатляют глубокой продуманностью и завершенностью, отличающими творческий почерк художника. Сезанн начинает работать над портретами (Портрет А. Воллара, 1899, Пти Пале, Париж Портрет Г. Жеффруа, 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Вечность, сокрытая в видоизменениях мира, таит в себе великие радости и печали. Это был сложный период для французской живописи.
Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. В 1888 – 1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы – в Эксе. Именно таков герой произведения. Сезанн неоднократно писал виды реки Марны.
Художник ограничивает выбор сюжетов и тем. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция Большие купальщицы (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Художник искал в натуре не сиюминутное, а вечное и неизменное. Это можно увидеть, скажем, в произведениях Моне или в произведениях Мориса Вламинка, которые вы можете увидеть в соседнем зале («Вид на Сену», «Городок на берегу озера»). Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями.
Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье.
Музицирование – мотив, популярный у художников-новаторов этой эпохи. начинается тема купальщиц и купальщиков, которая станет важной в последующие десятилетия. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания.
Но мотивы таитянской жизни, экзотическая пластика движений маори, среди которых он жил, особенности быта и верований, диковинные растения, яркие краски – все это обогатило искусство Гогена, по-особому трансформировавшись в работах «таитянского периода». В этих условиях альтернативный Салон отверженных стал настоящей сенсацией. Поль Сезанн всегда стремился выявить в нарочито грубых образах себя, свой темперамент. Картина «Хижины», написанная Ван Гогом в год смерти, дает представление о «полыхающем» стиле последнего периода в жизни мастера. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. В изображении Сезанна курильщик непоколебим, как скала.
Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. В Девушке у пианино (ок. Впрочем, это не рекорд: Огюст Роден обвенчался со своей Розой, когда их сыну было 50. Этим характеризуются практически все его поздние полотна.
Сезанн родился 19 января 1839 года. Родился в Экс-ан-Провансе. Это не было явное противоборство, когда герой вступает в прямой и открытый бой. Это одно из редких качеств, присущих произведениям высокого искусства. Отказавшись от буквальной точности в передаче зрительных восприятий (в частности, атмосферных условий, особенностей освещения), Ван Гог стремится с помощью экспрессивной формы вызвать эмоции, адекватные испытанным им самим. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна.
Вскоре этот «грубый и жадный» человек — таким он запомнился друзьям детства Сезанна — сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. Разговоры об искусстве почти бесполезны. Пять вариантов композиции Игроки в карты (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея.
Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. Вдобавок, узнав, что Поль живёт вместе с возлюбленной, отец вдвое уменьшил ему содержание. Вся жизнь этого замечательного живописца была постоянным борением.
В этом произведении Сезанна отражение неподвижно, вода напоминает застывшее зеркало. Кажется, куст колышется на ветру и звенят, шелестя, его листья. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна.
В числе значительных работ раннего периода Портрет отца (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198 118 см). В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины Увертюра к Тангейзеру). Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. Картины не покупали. На картине изображена северная река Франции и правый приток Сены, река Марна.
Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость. Зачастую материально помогал друг Эмиль Золя. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). Но кубизм, даже в лице Пикассо, оказался беднее по своему содержанию живописи Сезанна, так как утратил те чисто живописные качества, богатство цвета, многослойное письмо, которого добился Сезанн в результате упорного труда. В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе.
Джон Ревалд, восстанавливая точную топографию пейзажей Сезанна идентифицировал изображенную местность как городок Кретей на Марне, расположенный неподалеку от ее впадения в Сену. В этот ранний период творчества художника появилась картина «Девушка у пианино» (Увертюра в «Тангейзеру»). Своеобразие таких работ особенно ощутимо при сопоставлении их с пейзажами импрессионистов. Кто-то называл произведения Сезанна «мазней», «страшилищами», а кто-то – шедеврами, живописью с большой буквы.
Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты. Краски Сезанна это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого.
Композицию картины отличают равновесие форм, замкнутость, целостность. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. В пейзажах Сезанна нет человека, здесь царит уплотненное пространство. Динамичная композиция, построенная почти целиком на диагоналях и контрастах цвета, написанная как бы мгновенными, резкими и нервными движениями кисти, когда каждый мазок предельно активен и «врезается» в память зрителя, заставляет нас ощутить взволнованность, драматизм остроты переживания художника.
Этот странный южанин стал для многих художников 20-ого века пророком потому, что он воплотил идеальный образ бескорыстного художника, которого интересует лишь «самореализация» в искусстве, для которого живопись – это способ «передать природу». Он стал как бы импрессионистом наоборот.
Один из них «Автопортрет в каскетке», написанный примерно в 1872 году. Любовь налетела стремительно и через три года родился Поль, единственный сын. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна.
«Больше всего, – говорил Сезанн, – я люблю облик людей, которые состарились, ничем не нарушив обычаев».