Картина написана около 1888 года в Шантийи изображает одинокий двухэтажный усадебный дом с башенкой, на берегу реки Марны, окруженный тополями и ивами с отражением в воде. Картина написана около 1888 года в Шантийи изображает одинокий двухэтажный усадебный дом с башенкой, на берегу реки Марны, окруженный тополями и ивами с отражением в неподвижной воде. Это можно сказать о его картине «Берег Марны». Полотно «Берег Марны» было представлено на выставке на улице Лаффит (Париж) в 1895 году.
Строгая логика «Девушки у пианино» не была рождена внезапно, а была результатом длительного творческого поиска. Именно таков герой произведения. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника.
В «Натюрморте с драпировкой» он синей полосой очерчивает часть объема плодов и плотными мазками краски соответствующих цветов передает его среднюю, наиболее выпуклую часть, добиваясь впечатления объемности и, кроме того, тяжести и материальности. Его «Люксембургский сад» – обитель покоя и тихих прогулок-знакомств, сулящих какие-то неведомые радости. Демонстративно открыто нанесенные на холст отдельными черточками, «штрихами» и «пятнами», они передают не только структуру предмета (ветви, стебли растений, листья), но как бы его жизнь, движение, рост и даже звук. Композиция Пьеро и Арлекин (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику марди гра последнему дню карнавала перед постом.
Поль Сезанн всегда стремился выявить в нарочито грубых образах себя, свой темперамент. Завсегдатаи и те, кто проходил вдоль витрин улицы Лаффит, называли картины Сезанна «уродливыми». Оледеневшие сердца пришедших на выставку оттаивают в этом настоящем Эдеме.
На картине Альфреда Сислея «Городок Вильневда-Гаренн» – наоборот, все четко, зримо, ясно, осязаемо. Родился в Экс-ан-Провансе. Кое-где проступают совсем белые просветы. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру.
Когда я вижу это полотно, то всегда вздрагиваю от похожести парижского здания и «Метрополя» в Москве. Кто-то называл произведения Сезанна «мазней», «страшилищами», а кто-то – шедеврами, живописью с большой буквы. Из четырех картин Винсента Ван Гога (1853–1890), хранящихся в музее, наиболее яркое и мажорное впечатление производит «Куст» (зал 317). Кажется, куст колышется на ветру и звенят, шелестя, его листья. В Девушке у пианино (ок.
Париж» 1927 года, представленное на выставке. На картине изображена северная река Франции и правый приток Сены, река Марна. Плотным кажется зеркало воды, отразившее деревья и здания на берегу реки. В пейзажах Сезанна нет человека, здесь царит уплотненное пространство.
Это не было явное противоборство, когда герой вступает в прямой и открытый бой. Это был сложный период для французской живописи. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты. Два варианта одной и той же прелестной женщины. Сергей Щукин любил этого французского художника. Но мотивы таитянской жизни, экзотическая пластика движений маори, среди которых он жил, особенности быта и верований, диковинные растения, яркие краски – все это обогатило искусство Гогена, по-особому трансформировавшись в работах «таитянского периода».
Кажется, куст колышется на ветру и звенят, шелестя, его листья.
Впрочем, так и нужно двигаться по вернисажу. К сожалению, бОльшая часть парижских работ Сарьяна сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину. Зато другие качества были выявлены сполна: форма шара, объемность, плотность, вес. И вот снова в центре внимания. Он стал как бы импрессионистом наоборот.
В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. Музицирование – мотив, популярный у художников-новаторов этой эпохи. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Среди отверженных выставлялся и Поль Сезанн. Я советую посмотреть немного Анри Руссо. Сам художник, однако, предпочитал другой термин – «синтетизм», подчеркивая внутренний смысл этих образов, органически связанный с формой, его раскрывающей. В числе значительных работ раннего периода Портрет отца (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198 118 см).
Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Он говорил: «Сезанн – это корочка черного хлеба после мороженого». Удивительные теплые и нежные обнаженные фигуры, от которых веет ароматом и лаской.
Сезанн неоднократно писал виды реки Марны. Классическая гармония, ничего не скажешь. Настолько образы получились пропитанными влагой, а очертания расплывчато-радужными. Вернувшись в Экс после нескольких лет ученичества, он вложил свои сбережения в оптовую и розничную торговлю шляпами, преуспел в этом и со временем стал ссужать деньгами производителей шляпного фетра. В своем искусстве Сезанн всегда шел от натуры. Наглая телевизионная реклама советовала нам приобрести «немного Олби». Композиция картины с выделенным центром, обрамленным деревьями, замкнута и стабильна.
В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. Отсюда название этого стиля – «клуазонизм». Сам художник, однако, предпочитал другой термин – «синтетизм», подчеркивая внутренний смысл этих образов, органически связанный с формой, его раскрывающей.
начинается тема купальщиц и купальщиков, которая станет важной в последующие десятилетия. В этом произведении Сезанна отражение неподвижно, вода напоминает застывшее зеркало. Плотным кажется зеркало воды, отразившее деревья и здания на берегу реки. Композицию картины отличают равновесие форм, замкнутость, целостность. Тем ценнее полотно «На берегу Марны. Первые рисунки Поля вызывали насмешки других начинающих художников в Академии Сюиса.
Но мотивы таитянской жизни, экзотическая пластика движений маори, среди которых он жил, особенности быта и верований, диковинные растения, яркие краски – все это обогатило искусство Гогена, по-особому трансформировавшись в работах «таитянского периода». Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. В изображении Сезанна курильщик непоколебим, как скала. Художник ограничивает выбор сюжетов и тем. Отказавшись от буквальной точности в передаче зрительных восприятий (в частности, атмосферных условий, особенностей освещения), Ван Гог стремится с помощью экспрессивной формы вызвать эмоции, адекватные испытанным им самим. В этих условиях альтернативный Салон отверженных стал настоящей сенсацией. Вся жизнь этого замечательного живописца была постоянным борением. Отказавшись от буквальной точности в передаче зрительных восприятий (в частности, атмосферных условий, особенностей освещения), Ван Гог стремится с помощью экспрессивной формы вызвать эмоции, адекватные испытанным им самим.
В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины Увертюра к Тангейзеру). Этим характеризуются практически все его поздние полотна. Сезанн начинает работать над портретами (Портрет А. Воллара, 1899, Пти Пале, Париж Портрет Г. Жеффруа, 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872 – 1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. В этот ранний период творчества художника появилась картина «Девушка у пианино» (Увертюра в «Тангейзеру»).
Гоген добивается эффекта прежде всего чисто живописными средствами, создавая композицию, тяготеющую к плоскости, почти статичную, с упрощением форм, с сопоставлением контрастных сочетаний ярких, локальных цветовых пятен, не соответствующих естественному цвету изображаемого предмета (красные и лиловые плоскости, обозначающие поверхность воды в реке, оранжевая собака, черно-коричневые листья). Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция Большие купальщицы (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Пушкина, царствуют роскошь цвета и нега искусства. Своеобразие таких работ особенно ощутимо при сопоставлении их с пейзажами импрессионистов. В 1926 году художник оказался в Париже, где проработал два года.
К 1880-м годам, когда уже определились основные черты искусства Поля Сезанна (1839–1906), относится эрмитажная картина «Берега Марны» (зал 318). Жанна Самари в двух лицах. Люди и вещи составляют единый материальный мир.
И оба чрезвычайно выразительны. Этот странный южанин стал для многих художников 20-ого века пророком потому, что он воплотил идеальный образ бескорыстного художника, которого интересует лишь «самореализация» в искусстве, для которого живопись – это способ «передать природу». В 1888 – 1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы – в Эксе. Один из них «Автопортрет в каскетке», написанный примерно в 1872 году. Пять вариантов композиции Игроки в карты (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея.
Гоген добивается эффекта прежде всего чисто живописными средствами, создавая композицию, тяготеющую к плоскости, почти статичную, с упрощением форм, с сопоставлением контрастных сочетаний ярких, локальных цветовых пятен, не соответствующих естественному цвету изображаемого предмета (красные и лиловые плоскости, обозначающие поверхность воды в реке, оранжевая собака, черно-коричневые листья). Бегло хотя бы представим некоторые картины (бегло – чтобы не лишить удовольствия читателей, которые захотят перейти в категорию зрителей если не на этой выставке, то на очередном другом вернисаже). Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). И, конечно, прекрасно Бессмертный «Оперный проезд в Париже» Камиля Писсарро. Экономика с политикой вкупе с экологией берут за горло. Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия (Убийство, 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа суета сует (Натюрморт с черепом и подсвечником, 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения (Оргия, 1864-68, частное собрание, Париж). Написанная в далеком 1908 году, она предвосхитила чернобыльских мутантов и монстров.
Методы Ван Гога окажут впоследствии заметное влияние на творчество мастеров европейского экспрессионизма. Картина «Хижины», написанная Ван Гогом в год смерти, дает представление о «полыхающем» стиле последнего периода в жизни мастера. Динамичная композиция, построенная почти целиком на диагоналях и контрастах цвета, написанная как бы мгновенными, резкими и нервными движениями кисти, когда каждый мазок предельно активен и «врезается» в память зрителя, заставляет нас ощутить взволнованность, драматизм остроты переживания художника. Сен-Тропез». Зеленые берега Марны писали Камиль Коро и Поль Сезанн, Анри Руссо и Альбер Марке. Краски Сезанна это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого.
Сезанн родился 19 января 1839 года. «Больше всего, – говорил Сезанн, – я люблю облик людей, которые состарились, ничем не нарушив обычаев». Все кажется серым и безысходным. Разговоры об искусстве почти бесполезны.
Узнаваемость похожих архитектурных стилей Поль Синьяк. Пламенеющая «Сосна Бьерто. В душах москвичей сумятица.
Вечность, сокрытая в видоизменениях мира, таит в себе великие радости и печали. На улице сыро и холодно. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). Александр Бенуа по этому поводу писал: «Иван Абрамович Морозов расхрабрился до того, что дал Дени возможность высказаться вполне».
Вскоре этот «грубый и жадный» человек — таким он запомнился друзьям детства Сезанна — сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. Шесть панно «История Психеи» украшали особняк Морозова на Пречистенке. Трудно дышать.
На Волхонке произошла встреча двух полотен Огюста Ренуара. Невольно вспоминаются слова Роберта Фалька: «Для меня Ренуар в своих портретах женских гораздо больше говорит об эпохе, стиле той жизни, о характерах, чем документальные романы Золя». Это одно из редких качеств, присущих произведениям высокого искусства. Это можно увидеть, скажем, в произведениях Моне или в произведениях Мориса Вламинка, которые вы можете увидеть в соседнем зале («Вид на Сену», «Городок на берегу озера»). С другой картины Сезанна на вас направлен тяжелый взгляд «Мужчины, курящего трубку». Особой выразительности Сезанн достигает умелым использованием краски не только лишь как носителя цвета, но и как материала, обладающего определенными признаками (плотность, густота, шероховатая или маслянистая поверхность).
Динамичная композиция, построенная почти целиком на диагоналях и контрастах цвета, написанная как бы мгновенными, резкими и нервными движениями кисти, когда каждый мазок предельно активен и «врезается» в память зрителя, заставляет нас ощутить взволнованность, драматизм остроты переживания художника. Они подобны аппликациям восточного ковра или четко разграниченным цветным пятнам французских перегородчатых эмалей – «клуазоне». Самым жестоким критиком свои произведений всегда был он сам. Своеобразие таких работ особенно ощутимо при сопоставлении их с пейзажами импрессионистов.
Картина «Хижины», написанная Ван Гогом в год смерти, дает представление о «полыхающем» стиле последнего периода в жизни мастера. В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. Темные кроны деревьев и огненная черепица фабричных зданий в окружении серебристого неба и воды вдохновили Сарьяна на несколько пейзажей в импрессионистском духе. Художник искал в натуре не сиюминутное, а вечное и неизменное.
Искусство Поля Гогена (1848–1903) представлено в Эрмитаже 15 картинами (зал 316), относящимися к периоду, когда художник, покинув Францию, жил на острове Таити. Начав свой творческий путь с неловких подражательных опытов, Поль Сезанн к концу жизни стал знаменитым художником, создавшим собственный уникальный стиль, оказавший огромное влияние на многих идущих следом за ним мастеров кисти. Портрет актрисы Жанны Самари из коллекции Ивана Морозова, хранящийся в музее на Волхонке, наконец-то встретился с полным портретом в рост из Эрмитажа (собрание Михаила Морозова). После Октября картины-фрески томились долгие десятилетия в запасниках. Транспорт переполнен.
Мы уже вроде бы давно пригляделись к Пабло Пикассо, но все равно его «Дриада», привезенная из Эрмитажа, заставляет слегка вздрогнуть. Одна из лучших и наиболее характерных работ Гогена в Эрмитаже – «Таитянские пасторали».
Демонстративно открыто нанесенные на холст отдельными черточками, «штрихами» и «пятнами», они передают не только структуру предмета (ветви, стебли растений, листья), но как бы его жизнь, движение, рост и даже звук. Неотразимо фосфоресцирующие краски неба и воды на холсте Поля Сезанна «Берега Марны». Это более стоящее дело. А тут, в Музее изобразительных искусств им.