Именно отсюда, по её мнению и проистекают «целомудренная красота и душевная чистота, которыми пронизано изображение обнажённого тела». Закончил. По словам Амшинской, в картине «Баня» нет сиюминутной конкретной сюжетности, зато есть обобщённость. По-видимому, многие из них были крестьянского происхождения и вообще подразумевалась деревенская баня— по словам Алексея Савинова, эта картина «была существенно важным шагом в приближении Серебряковой к темам деревни и её людей»20. Ан нет, Владимир Высоцкий считал, что нет голых там, где нет одетых. По его словам, сильные фигуры девушек изображённых на картине и их неторопливые движения вызывают «ощущение целомудренного покоя», а их лица— «милые иногда курносые и скуластые»— свидетельствуют об их независимости и скромности29. 1946 г. Евгений Изосимов Баня. Игорь Панов Банька.
Веники, как и раньше, применяют березовые, пихтовые, дубовые, липовые. Александр ЛандовФедор Самусев После бани. Двери – хлоп. 1990 г. Владимир Горшунов Суббота. На полотне изображены одиннадцать молодых женщин16.
Выбор во многом зависит от оздоровительного эффекта, который вы хотите получить. Вот облился я водой, Не из крана – ледяной, И скорее на мороз, Чтоб остыл хотя бы нос. Слабовато РенуаруДо таких сибирских ню. Валенки с красными ромбами прямо намекают на сравнение с лагерем.
Все. Об этом свидетельствует «и общий спокойный колорит полотна, выдержанного в искусно варьируемом и обогащаемом розово-золотом тоне смуглого нагого тела и несложность композиции, столь приятной спокойными положениями фигур». Левая рука обозначает народ, а правая – власть. Стала б Галка мазохисткой, Я б хлестал и Галку. Ледяной воды напьюсь яИ луплю по крупу. Это вам не «сюси-пуси»В молодости глупой. Затихающие звукиИ следы по коже. Я поднять не в силах руки. Помогай, Сережа. Этим они отличаются от других фигур, которые написаны в характерных для мытья в бане позах. Автор под ником ИгоркаАлександр Лысенко Летний вечер. Страна на полотне, нами разбираемом, голая.
В отличие от первого варианта (этюда), в котором Серебрякова использовала вертикальный формат холста, в основном варианте картины художница выбрала горизонтальный формат. Видны все атрибуты для приятного провождения в бане. Бани. В один из дней они собираются в горячем доме и истязают себя прутьями до изнеможения. По словам Эрнста, в этом произведении Серебряковой «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»9. Спрячу веник про запас, Приду мыться ещё раз.
Центральные персонажи выглядят будто бы непричастными к происходящему действию, на что указывает их облик, «с лёгкой таинственной улыбкой на губах и отстранённым взглядом выразительных глаз»3. Конец XVIII в. Василий Фомюк Ожидание. Григорий Чайников В бане. Герасим Эфрос В бане. БанькаРастоплю я часом баньку, В ненастную погоду. Из ручья студеногоПринесу я воду. Загудит в трубе, завоетПесня заунывная, Ветер с пламенем заспорят, Огрызаясь дымом. Забурлит в котле вода, Задышат камни жаром. Ах. 1979 г. Sarah Jane Szikora After the Baths. Женщина в искусстве символизирует страну. Ж-1909)1. Нам известен оздоровительный природный эффект пара. Особое внимание Серебрякова уделяет «взаиморасположению и ритмической согласованности превосходно пластически проработанных женских тел».
У власти «правые», потому и холм этой власти справа и церковь – главное здание в русском селе – тоже справа на этом холме. Художественный критик Михаил Боде, проводя параллель между картиной «Баня» и творчеством французского художника-академиста Жана-Огюста-Доминика Энгра (автора «Турецкой бани» и ряда других картин в жанре «ню»), называет стиль Серебряковой «энгризмом с поправкой на российские типажи и память о Венецианове»31. 2005 г. Виталий Тихов В бане. Филарет Пакун Соперницы. В бане тает жир и сало. Символично и количество елочек слева их шесть (число раба, число народа), а ель, опять-таки, дерево поминальное. Нынче пятница у нас. Мыться в бане – в самый раз. Мы с моею жёнкой КлавкойЗаходили к свату в лавку, На углу, что за Тверской. (В ней товар есть хоть какой. ) И по жёнкину указуВсе для бани взяли разом:Венички березовы, Полотенца розовы, Мыла свежего кусок, Клаве – новенький платокИ столичные баранкиПрипасли мы спозаранку, Чтобы сразу после паруС ними чай пить с пылу с жару. Эх, очистится душа -Банька, право, хороша.
2003 г. Ильдар Акжигитов Суббота. Теплый вечер. Что мадонны. Мастера сами устанавливают цены работ и условия доставки и оплаты, сами совершают отправку покупки заказчику. Как не упомянуть искусство массажа вениками.
Она играет здесь не малую роль, неся в себе сюжетную и смысловую нагрузку. В баньку. Обсуждая картину «Баня», Савинов отмечал, что перед произведением Серебряковой таких ощущений не возникает— «девушки её картины окрепли в труде и чужды изнеженности их нагота здорова и спокойна».
2003 г. Андрей Вилков Банный день. Biruta Baumane In The Bathhouse. В нарушение академических канонов композиция срезана краями полотна, что «вносит ощущение фрагментарно увиденной и живо запечатлённой сцены»— такой приём был характерен для живописи начала XX века27. Как последний акцент, основной цвет на холсте – синий. Березка символ власти, благосостояния.
Красный ромб – бубновая масть (кроме всего прочего) и символ этот как символ тюрьмы не вчера был выдуман. Баня не только «уравнивает», но и окрыляет, она сама как поэма. В бане хорошо помыться, Чтоб зимой не простудиться. В трактовке обнажённых тел появилась определённая идеализация, связанная с мечтой художницы о прекрасном в человеке, — «образ русской крестьянки здесь возвышен, в нём синтезировано конкретное изученное в натуре и черты искомого идеала»5.
По сравнению с подготовительными материалами, художница смягчила остроиндивидуальные особенности натурщиц, «облагородила лица, удлинила пропорции». Выбраться из этой мертвечины так же сложно как из тюрьмы. Последнее, что надо сказать об окружении персонажей – это вода. Я там в центре стою, нагнувшись, но лицо моё закрыто женщиной, сидящей с тазиком»6.
После этого Серебрякова увлеклась идеей создания полотна изображающего русскую баню13. Изделия из стекла и пластика в парной или комнате отдыха смотрятся слишком неорганично. 2009 г. Бани.
Близкую связь между произведениями Серебряковой и Венецианова также отмечал Алексей Савинов— он писал, что «оба они были родственны друг другу в утверждении русской красоты, воплощённой в девушке-крестьянке»20. О постановке тел. Бабы прыгают в сугробПрямо с пылу, прямо с жару- Ну и Ну.
На этюде изображены шесть женских фигур— две на переднем плане и ещё четыре в глубине16. 2007 г. Александр Лысенко Банька. 1942 г. В банеМы заходим в баню – ух, Перехватывает дух. В этом нет ничего плохого или хорошего, это лишь факт. Вместе с замечательным веничком да опытным банщиком время пролетит незаметно и полезно. А когда вода ледяная, значит и период, о котором идет речь, ледяной, холодный, мертвый. Такова ситуация в стране.
На полотне изображены одиннадцать молодых женщин. В процессе работы над картиной «Баня» Серебрякова создала много этюдов и набросков с натуры15. 1960-е гг. Виктор Малинка Горячий пар. Зато правая рука держит березовый веничек. Об этом свидетельствует «и общий спокойный колорит полотна, выдержанного в искусно варьируемом и обогащаемом розово-золотом тоне смуглого нагого тела и несложность композиции, столь приятной спокойными положениями фигур».
Холст Алексея и Сергея Ткачевых «Семейная баня» 1982-83 годов передает всю красу и быт семьи. В отличие от первого варианта (этюда), в котором Серебрякова использовала вертикальный формат холста, в основном варианте картины художница выбрала горизонтальный формат. В своих воспоминаниях Дудченко писала: «Я позировала ей. По словам Эрнста, в этом произведении Серебряковой «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой». Марина ЮринаВ. С. Терещенко Чистая суббота.
Цвет зла, насилия, коварства и обмана синий цвет военной формы. В статье, посвящённой столетию со дня рождения Серебряковой искусствовед Александра Амшинская писала, что в картине «Баня» «осознание человеком себя, своего тела, своей физической природы проходит через изображение чрезвычайно важного ритуала русской крестьянской жизни». Автор под ником ChisarВалерий Кокурин Суббота.
Исполнив этот ужасный ритуал, они вновь заходят в горячий дом, где продолжают истязание. 1922 г. Александр Герасимов В русской бане (этюд) 1940-е. Русская баняРусская баня – одно удовольствие. Первой картиной Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица» (холст, масло, 98 89см, ГРМ), для которой ей позировала её сестра Катя, которая, кстати, была очень похожа на саму художницу1314. 2007 г. С. С. Князева отмечает, что в этом произведении присутствуют приёмы старого академизма, а также то, что в нём заметно следование традициям Алексея Венецианова— в первую очередь, его картины «Купальщицы», написанной в 1829 году30. В своей монографии о Серебряковой искусствовед Валентина Князева пишет, что в картине «Баня» художница «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»10. Пусть помоет мне бока, Я без веника пока.
Искусство так как мастерски орудовать этим предметом банного обихода надо еще уметь. По словам искусствоведа Валентины Князевой, «этюд пленяет женственностью и поэтичностью образов, живой передачей натуры» в то же время она отмечает его камерный характер, связанный с жанровой трактовкой темы13. Одной из моделей для второго, основного варианта картины «Баня» была Василиса Дудченко— крестьянка из села Нескучное, в течение ряда лет работавшая кухаркой в семье Лансере— Серебряковых519.
Помните, у А. Блока в поэме «Двенадцать» строки об этих двенадцати как о бандитах и зеках: «в руках винтовка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз». Серебрякова начала работу над этим этюдом летом 1912 года иногда его называют первым, неоконченным вариантом картины «Баня»8.