Чтобы как-то сгладить недовольство среди граждан, в связи с возросшим социальным положением военных, Каракалла задумал возвести новую общественную баню. Бани были построены по приказу Фридриха I, который мечтал возродить культуру купален древнего Рима и поэтому купание здесь сильно отличается от посещения Каракаллы – здесь соблюдают особые банные ритуалы. Среди этих бань были и принадлежащие императору Каракалле (официально они назывались Антониновыми). При Каракалле от него сделали ответвление, снабжающее цистерны бань чистой холодной водой.
К строительству новой римской бани приступили в 212 г., а ее двери были открыты в 217 г. Император Каракалла к тому времени уже умер, а его имя было увековечено в поистине грандиозном сооружении, которое по праву входит в знаменитый лист «Чудес Рима». Бани эпохи императора Каракаллы назывались термами. Огромный банный комплекс Каракалла занимает территорию более 12 гектаров.
Помпезное здание бань Фридрихсбад находятся всего в 500 метрах от терм Каракалла прямо около церкви Штифтскирхе. Именно по этой причине, чтобы склонить римлян на свою сторону, Каракалла повелел немного расширить функционал бань. Завершилось строительство в 217 году уже при императоре Каракалле (в честь которого эти общественные бани и были названы). Одним из исторических сооружений, благодаря которым император оставил память о себе, стали воздвигнутые под его руководством и названные именем Каракалла термы (общественные бани).
Скорее всего в данном вопросе подразумеваются бани времен Древнего Рима, судя по упоминанию императора Каракаллы, сына Септимия Севера. Если вы планируете посещение этих бань, смотрите раздел «Как добраться в Термы Каракалла». Термы Каракаллы (Terme di Caracalla) или Антониановые бани, расположившиеся у Аппиевой дороги, в аккурат между Авентином и Целием, уже многие века сопровождают своё существование множеством легенд и интересных историй. Строго говоря, возведение бань началось еще при отце Каракаллы, а закончилось в 217 г. – уже после его смерти. Открыты бани Каракалла для посетителей ежедневно, начиная с 9 часов утра.
Внутренняя обстановка Фридрихсбада осталась практически без изменения. Посетитель находил здесь и клуб и стадион и сад отдыха и дом культуры. Люди вернулись сюда только в XVI веке, чтобы провести раскопки. По обе стороны от кальдария были расположены комнаты для собраний, рецитаций ит. п. Для отшельников грязь была добродетелью.
Именно такого развития событий более всего опасался император Каракалла. При посещении Терм Каракаллы нужно помнить, что музейная территория включает не только центральный блок бань, но и прилегающую территорию, основная часть которой расположена с южной (противоположной от входа) стороны. А вот по части разнообразия услуг — намного превосходит.
К VII веку в восточной части комплекса был устроен некрополь— по языческим понятиям это было чудовищное богохульство, но бал уже правили христиане и кладбище, вероятно, возникло при местной церкви (Святых Нерея и Ахилла— эта очень древняя христианская базилика стоит напротив главного входа на территорию терм). Известные граждане не просто мылись, а обсуждали волнующие всех вопросы. И атлеты во время состязаний и птицы и рыбы и фантастические существа. Они занимали площадь в 11 га. Как только посетитель попадал в первую залу, его одежду тут же снимали рабы.
Поливая их водой, получали влажный пар. Упадок империи сопровождался всё большим отказом от условностей. Через отверстие в центре купола в зал опускался столб дневного света. По бокам от центрального зала посетители упражнялись в двух палестрах, тоже симметрично расположенных и, наконец, со стороны входа были раздевалки, а между ними— большой плавательный бассейн (natatio). Вокруг него были расположены гимнастические залы. Это новшество было предназначено для бедняков, не имеющих возможности мыться дома, однако оно быстро завоевало популярность у всех слоев населения.
Стена, правда, к баням отношения не имеет. Стены зала были выложены полированным мрамором.
Посетитель находил здесь и клуб и стадион и сад отдыха и дом культуры. и продолжалось 11 лет. В эпоху Возрождения ее довольно сильно отреставрировали и в виде многочисленных гравюр, рисунков и фотографий она вошла в хрестоматийный фонд изобразительного искусства, вплоть до настольной книги юных любителей античности, «Легенд и мифов Древней Греции» Н. А. Куна. Для этого пол был двойным.
Комплекс Терм Каракаллы размером 353335 метров состоял из огромного главного здания (216112 метров), окружённого со всех сторон парковой зоной с колоннадами. Для этой цели даже пришлось перестраивать посадочную полосу аксумского аэропорта: ее не хватало, чтобы принять гигантский транспортный «Ан-124», который только и мог перевезти стелу домой.
На одном из этих этапов (каком именно— точно не известно, возможно, он зависел от конкретных бань или пристрастий посетителя) происходила основная помывка на каком-то еще посетитель тщательно соскребал с себя пот и грязь специальной щеточкой. Свод, разделённый на сегменты с розетками внутри, опирался на высокие колонны. Важнейшую роль в забвении культуры гигиенических процедур и посещении бань сыграло христианство, которое проповедовало ничтожность тела и «умерщвление плоти», ведь «тело — ничто, только душа имеет значение». н. э. Фарнезский бык— самая большая из дошедших до нас античных скульптур. После падения Римской империи (476 год) в течение двух веков практически все термы на территории Европы пришли в полный упадок.
Впрочем, в старинные времена и римляне не роскошествовали: по крайней мере, в одном сельскохозяйственном трактате содержится рекомендация для землевладельца не устраивать помывку для батраков чаще чем раз в неделю. К 1 веку до н. э. А теперь кто решился бы здесь вымыться. В-третьих, помещения бань надо было обогревать.
Как оказалось, напрасно. Во время войны с вестготами 535 – 553 гг. Они располагались в специальных нишах и маскировали собой огромную толщину стен терм. Все это богатство пошло на украшение Палаццо Фарнезе на Марсовом поле, которое Павел III начал строить еще в бытность кардиналом, но после восхождения на папский престол существенно расширил.
Над ним повыше находились цистерны с водой для терм: 64 сводчатых помещения, шедших в два ряда и в два этажа. Спаситель Рима умер за два века до рождения Сенеки, но философ, очевидно, побывал в его термах, «маленьких, темных и тесных – по стародавнему обычаю». Если посмотреть на стену с внешней стороны (с Виа Марсала или из одного из вокзальных ресторанов), то можно увидеть отметки в виде греческих букв, которые ставили на блоках из туфа в каменоломнях. Величие в данном случае— это функция от величины.
Термы — это общественные бани. Светоний рассказывает, что мать Августа Атия, дама вполне светская, получив после совокупления с Аполлоном отметину на теле в виде змеи, перестала пользоваться общественными банями (из чего следует, что до этого пользовалась). Сюда приходили не только смыть грязь, здесь отдыхали.
Сенека не видел в этом укора для вознесенного на вершину славы героя первейшей величины. Первое наставление строитель терм выполнил странным образом — уничтожил всех своих конкурентов и друзей: отца отравил, брата зарезал, остальные сами перестали «дружить» с жестоким владыкой. Императоры не только стремились к художественной отделке своих терм, не только облицовывали стены мрамором, покрывали мозаиками полы и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусства. Строительство терм было начато в 206 году н. э. В «банный корпус» вело четыре входа через два центральных входили в крытые залы, находившиеся по обе стороны фригидария. Максимальная глубина всех бассейнов составляет 1, 35 метра.
Нарекли его так из-за названия галльского плаща, в котором он любил щеголять. Что это. Кроме того, бани были названы очагами разврата и духовной заразы. За входом находились раздевалки, за ними – зал спортивных упражнений (палестра).
Высокопоставленный чиновник Марк Агриппа (Marcus Agrippa) потратил колоссальные деньги на строительство акведуков, доставлявших чистейшую родниковую воду в столицу. Целительная термальная вода из глубины 2000 метров подается из 12 раздельных источников. Верхний его слой стоял на вертикальных глиняных трубах. В каждой из таких комнат мог располагаться бассейн соответствующей температуры.
Выступить на арене терм Каракаллы было равнозначно мировому признанию. Термы Каракаллы считались одним из чудес Рима. н. э. Главное здание, «банный корпус», лежит в парке, который окружен сплошной линией разных помещений. По размеру они были такие же огромные, как Термы Каракаллы, вот таким образом их сохранившиеся части разделяет порой большое расстояние. Особенное значение имели термы для бедняков.
Внешними границами парковой зоны выступали двухэтажные постройки. Площадь Терм к моменту окончания строительства уже составляла практически 12 гектаров. С 2001 года, после 10 лет реставрационных работ, комплекс снова встал на службу искусству. Перед ними— стадион, смотреть на который можно было и из самих терм (из задних комнат) и с этого амфитеатра. Наш путь лежит мимо юго-восточной оконечности Большого цирка (единственной, где сохранились остатки строений), вниз по Виа ди Сан Грегорио на площадь, которая называется Пьяцца ди Порта Капена.
Бунт в Риме, словно пожар, мог распространиться по всей Империи. В неё заливалась бетонная масса.
В центре между этими залами расположены амфитеатром ряды сидений ряды эти несколько закругляются к обоим концам. Общая площадь комплекса составляет более 900 квадратных метров. Наряду с каналами, фонтанами и водопроводом, в Риме стали появляться бани (термы), посещение которых долгое время являлось прерогативой людей богатых и власть имущих.
В V веке термы еще действовали, но в 537 году всему пришел конец: очередные варвары перекрыли акведуки, чтобы уморить осажденный город жаждой, все бани были заброшены. Ватиканским музеям досталась мозаика (на самом деле части двух мозаик) из палестр, на которых изображены атлеты самого устрашающего вида и для компенсации— мирный одетый бородатый человек, то ли судья, то ли тренер. Система водоснабжения терм брала свое начало у горного источника Аква Марция (Acqua Marcia). Для интерьера – слишком грандиозно. Полторы тысячи метров площади бывшего тепидария были переоборудованы в зрительный зал на 8000 (после реконструкции – на 20000) зрителей. Особенное значение имели термы для бедняков. С двух сторон этого великанского вестибюля находились две полукруглые апсиды, развалины которых хорошо видны, а в углах размещались еще два симметрично расположенных помещения— вероятно, библиотеки (как мы помним, библиотеки в Риме чаще всего строили парами— для греческих и латинских книг).
Лучшие ваятели Рима украшали помещения терм мраморными скульптурами и уникальной мозаикой. Развалины еще одного большого полукруглого зала, обращенного на юг, — это кальдарий (caldarium), самое горячее помещение бани. Не являются они и частью природы, поскольку это творение рук человеческих.
Стены из полированного мрамора упирались в высокий свод. Кроме того, раньше здесь красовались драгоценнейшие статуи – Бык Фарнезе и Геркулес Фарнезе – теперь их можно оценить в неаполитанском Археологическом музее. В задней части сада (напротив главного входа), в правом и в левом углах, две просторные залы судя по их внутреннему оборудованию их следует считать библиотеками с трёх сторон вдоль стен шли низенькие приступки, по которым поднимались к нишам, где хранились свитки. Многие здания, которые кажутся сложенными из отдельных плит, в действительности состоят из одного отвердевшего бетонного «куска».
Эту статую, как сообщает Плиний Старший, вытесали из цельной мраморной глыбы два братаскульптора с острова Родоса, а в Риме она попала в коллекцию Азиния Поллиона, друга поэтов Вергилия и Горация. В большом бассейне температура воды 32С, в двух наружных выложенных мрамором, до 38С. В пространстве между трубами циркулировал горячий воздух, нагревавший пол. Главное здание «банного корпуса» располагалось в парке, окружённом разными дополнительными строениями. Источники были открыты римлянами более 2000 лет назад.
Вид из терм открывался только на запад и восток. Главная стена его ничем не украшена, лишь двери парадных входов (правого и левого) были отделаны бронзой и окружены мраморной стеной. Эти колонны, скорее всего, стояли в библиотеке Терм Каракаллы.
Главный зал — роскошно декорированное помещение площадью 2700 м (50 54) с высокими окнами–фонарями (архитектурные прототипы сводчатых окон средневековых церквей). Термальная вода Каракаллы стимулирует весь организм. Именно такого хода событий более всего опасался Каракалл. Строительство этого масштабного комплекса началось в 212 году н. э. и уже тогда они стали считаться одним из превосходных чудес великолепного Рима. Вода для этих цистерн была отведена из Аква Марция.
Продолжилось строительство уже в 212 году после того, как Каракалла стал единоличным правителем в Риме. 3атвердевая, бетон становился крепче камня. Из кирпича или тёсаных камней римляне выкладывали как бы скорлупу здания. Эти бани по праву считаются одними из самых красивых, построенных в Европе. Утонули в окружающей зелени парка гигантские развалины.
Таким спасением и стали на долгий период времени Термы Каракаллы. В просторном зале рабы принимали у посетителей одежду. На другой стороне площади— вход в Музей Терм с уникальной коллекцией античных надписей и, вплотную к вокзалу Термини (чье имя, говорят, тоже граничит с термами), — кусок древнеримской стены. Это «фригидарий» — холодные бани.
Для бань в латинском языке было два названия— balneum (во множественном числе balnea от этого слова происходит термин «бальнеология» и само русское слово «баня») и thermae, от греческого слова «теплый» (как в словах «термальный», «термометр»). Историки не зря отмечают, что у римлян было 3 главных способа времяпровождения: участие в форумах, лицезрение боев в амфитеатрах и посещение терм. Чего здесь только не изображено. После смерти отца Септимий и его брат Гета совместно унаследовали власть. Температура воды в скважине составляет 68С. (найдена в 1824г., хранится в Латеранском музее).
Сюда приходили не только смыть грязь, здесь отдыхали. В них располагалась библиотека, спортивные площадки, на которых показывали свое мастерство спортсмены и площадки, где каждый желающий мог бы лично принять участие в спортивных играх. В термах Каракаллы стояли когда-то Фарнезскийбык, статуи Флоры и Геракла, торс АполлонаБельведерского (не считая множества других менее значительных статуй). Его имя стало синонимом коварства и зла.
Вокруг калидария находились небольшие комнаты, в которых можно было мыться поодиночке. Другие останки бань разбросаны по всему кварталу.
До начала VI века термы Каракаллы оставались самым посещаемым местом Рима. Сейчас на территории Терм проводятся театральные выступления прямо под открытым небом. В императорские времена за Капенскими воротами город не кончался, но Аппиева дорога была в этом месте узкой (около четырех метров) и, несомненно, очень многолюдной (нынешняя аллея, Виале делле Терме ди Каракалла, проложена в 1930-е годы). Сделано это было не случайно — такое положение комплекса позволяло посетителям бань не испытывать дискомфорт от ярких солнечных лучей.
В результате цепочки династических браков коллекция Фарнезе оказалась в собственности неаполитанских Бурбонов (при которых начались систематические раскопки Помпей и Геркуланума). Сюда приходили не только смыть грязь, здесь отдыхали. Пол был составлен из нескольких тысяч каменных кубиков самых различных цветов и оттенков. Ко входу в термы вела живописная аллея, благоухающая ароматами сотен живых цветов. Цены на услуги (2—3 часа) — от 15 до 25 евро. Питавший бани акведук (отдельная ветка, протянутая от Клавдиева водопровода) был, как и большинство других римских акведуков, разрушен варварами-готами во время осады Рима в VI веке.
н. э. Периодически издавались законы, запрещавшие совместное присутствие лиц разного пола в одной бане, однако соблюдались они далеко не всегда. В память о знаменитом банном комплексе в Италии запущена профессиональная линия косметических средств, называемые Terme Di Caracalla (термы Каракаллы). Бани, которые строили с имперским размахом, были инженерным чудом. Термы Каракаллы получили циклопические размеры (двор 400х400 метров, главный банный комплекс 150х200 метров) и были рассчитаны на 1500 посетителей.
Из-за этого зал освещён ровным золотистым светом. Бани были расположены в самом престижном районе Рима, хотя основная их клиентура проживала в соседних районах имеющих средний достаток. В средние века постройки постепенно растаскивали на строительные материалы, а больше всего термы пострадали от деятельности папы Павла III (урожденного Фарнезе) в XVI веке: он утащил оттуда почти все оставшиеся колонны и гигантские статуи. Лечебная вода поступает в Термы «Каракалла» из подземных глубин 2000 метров и разливается в чудесных открытых и крытых бассейнах, гротах (от 18С до 30С), ваннах с гидромассажем и каскадных водопадах.
В термах Каракаллы стояли когда-то Фарнезский бык, статуи Флоры и Геркулеса, торс Аполлона Бельведерского (не считая множества других менее значительных статуй). Так процесс купания превращался в особое эстетическое наслаждение. Главный вход – это огромная арка. Она гораздо старше, еще республиканских времен. Одежду можно было оставить у служителя (сохранилась эпитафия супружеской четы, где указано, что муж служил гардеробщиком в банях Каракаллы).
В центральном здании располагались разные по размерам помещения, здесь имелось специальный фригидрарий (помещение с холодной водой), который не имел крыши и служили для остывания людей после бани. Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно. В середине ее арка — главный вход в термы. Таким спасением и стали на долгий период времени термы Каракаллы.
Фридрихсбад расположен поблизости от оздоровительного комплекса Каракалла – Термы. Перед ними— стадион, смотреть на который можно было и из самих терм (из задних комнат) и с этого амфитеатра. (найдена в 1824г., хранится в Латеранском музее).
Полторы тысячи метров площади бывшего тепидария (тёплой сухой комнаты) переоборудованы в зрительный зал на 8000 (после реконструкции – на 20000) зрителей. В неё заливалась бетонная масса. В них горели дрова для подогрева помещений и находились цистерны, в которые поступала чистейшая вода. Тогда Павел III Фарнезе добывал себе материал для дворца. Тогда же зафиксировано источниками и периодическое использование терм Каракаллы в качестве места проведения фешенебельных концертов Рима— дань уважения, которую во второй половине ушедшего столетия платили в основном более ясным, более сохранным и более «правильным» памятникам. Кальдарий окружали маленькие отделения, где можно было мыться поодиночке.
Они занимали площадь в 11 га. Самое заметное здание на площади— гигантский комплекс Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (Food and Agriculture Organization, ФАО на ее логотипе— стилизованный колос и латинский девиз fiat panis, что значит «да будет хлеб»). Позже правила стали меняться. По обе стороны от главного входа были сооружены две глубокие полукруглые ниши эскедры, напротив которых располагались гимнастические залы (палестры).
Возведенные в III веке общественные бани известные как термы Каракаллы, получили свое название от прозвища императора Марка Аврелия Антонина Августа, правившего с 211 по 217гг. Эти помещения— фригидарий (холодный зал) и бассейн— восьмидесятишестилетний Микеланджело превратил в церковь Санта-Мария-дельи-Анджели, которая по сей день стоит на этом месте (правда, в XVIII веке ее развернули на 90 градусов и украсили в позднебарочном вкусе). Находится в центре города в прекрасном парке.
Термы Каракаллы считались одним из чудес Рима. – при осуществлении масштабной реставрации. Центральный блок был завершен в правление императора Каракаллы из династии Антонинов (около 216 года н. э. )— отсюда оба названия памятника, старое латинское (thermae antoninianae) и более распространенное— «Термы Каракаллы». Остальные пункты поучения выполнял неукоснительно.
В императорскую эпоху бани, наряду с очевидными гигиеническими функциями, стали чем-то вроде клубов, где досужие люди могли проводить дни напролет в физических упражнениях, приятной беседе, за чтением (при банях часто строились библиотеки) и даже за едой. Выступления были прерваны лишь во времена Второй мировой войны и с 1993 по 2003гг. Сегодня мы расскажем о грандиозных остатках античных бань.
Первый оперный сезон стартовал здесь в 1937 году оперой Доницетти, а в июле 1990 года в термах состоялся концерт трёх легендарных теноров Доминго, Паваротти и Каррераса, событие достойное войти в анналы. Архитекторы нового времени старались чтить классическую древность, на костях которой они возводили свои постройки так, очертания площади (Пьяцца делла Репубблика), образованной фасадами зданий XIX века, повторяют форму банной экседры.
В конце концов термы стали местом оргий и всяческого дебоширства. Во-первых им требовалось постоянное водоснабжение в гигантских масштабах (цистерны Терм Каракаллы вмещали больше восьми миллионов литров). Вопросам личной гигиены в античном Риме уделялось особое внимание. Визит в бани следовал определенному ритуалу. Позже про такую деликатность забыли, хотя разные императоры неоднократно (и, видимо, безуспешно) пытались запретить смешанные купания. В стенах главной залы были вырезаны огромные окна имевшие форму полукруга. Фарнезский бык и не менее знаменитый фарнезский Геркулес (тоже родом из Терм Каракаллы) сейчас находятся в Национальном археологическом музее Неаполя— пожалуй, лучшем в мире собрании античного искусства.
Посетив Фридрихсбад можно не только насладиться pимско-ирландскими банями, но и увидеть уникальные бассейны, выложенные каррарским мрамором и Круглый зал (высота 17, 5 м), сделанный по образцу римской термальной бани. Здесь, как в музее, были выставлены произведения искусств разных стран. Из-за этого зал освещён ровным золотистым светом. Так, например, Папа Павел III из рода Фарнезе приказал по возможности использовать руины терм в качестве строительного материала для постройки своего нового дворца. К началу 3 века н. э. Палестры эти расположены абсолютно симметрично: одна— на северо-восточной, а другая— на северо-западной стороне здания, на каждую из них выходила абсида.
Многие здания, которые кажутся сложенными из отдельных плит, в действительности состоят из одного отвердевшего бетонного «куска». Летом 1937 года мэр Рима Пьеро Колонна распорядился передать историко-археологический комплекс в распоряжение Римского оперного театра (Teatro dellOpera di Roma). Закаляет, регенерирует и может даже уменьшить боли в зависимости от заболевания. 3атвердевая, бетон становился крепче камня.
Завораживает взгляд открывающаяся с Палатина панорама с юго-западной части столицы. Боясь, что всех благодетельств недостаточно (он всю жизнь этого боялся), решил построить грандиозные термы. Еще более радикальному преображению подверглось основное ядро купальных помещений, расположенных по стандартному плану вдоль одной оси и повернутых так, чтобы максимально использовать солнечное тепло и свет.
Здесь когда-то давно располагались самые изысканные статуи Империи, включая торс Аполлона Бельведерского и Флору с Геркулесом, а также множество изысканных мозаик, что отвечало традиции римлян окружать себя изысканными произведениями искусства. В задней части сада (напротив главного входа), в правом и в левом углах, две просторных залы судя по их внутреннему оборудованию их следует считать библиотеками с трёх сторон вдоль стен шли низенькие приступки, по которым поднимались к нишам, где хранились свитки. Здесь отличные терапевтические кабинеты (лечение светом, теплом, лазером), сауны, бани, солярии, фитнес-залы, массажные залы, есть детская игровая зона для малышей от полутора лет и настоящая римская баня с мозаиками, фресками и скульптурами. Каждый камешек мозаики как бы заменял мазок кисти в картине. Римляне находились в бане обнажёнными.
Палаццо Фарнезе стоит на Пьяцца Фарнезе, в двух шагах от Кампо деи Фьори. Срок аренды истекает в 2035 году, а плата по договору составляет один евро в месяц. Особенное значение имели термы для бедняков. Здесь отдыхали, размышляли о вечном и вели свои диалоги посетители. За кальдарием был тепидарий (tepidarium)— теплый зал, а дальше— центральный зал бань, наверняка ослеплявший посетителей роскошью убранства.
(найдена в 1824г., хранится в Латеранском музее). Посетитель находил здесь и клуб и стадион и сад отдыха и дом культуры. В германском Баден-Бадене (бывшей колонии под названием Аква Аврелия), на месте римских терм расположен современный и один из самых популярных в Европе банных комплексов, названных «Термы Каракаллы». Вода для этих цистерн была отведена из Аква Марция.
По бокам от него, возможно, располагались другие горячие комнаты— что-то вроде турецкой бани. Уже в Vв. Скрабы и гоммажи для тела позволяют освободить дерму от грязи и старых клеток. Эта проблема была решена в самом начале IV века, когда после долгой смуты в империю вернулась стабильность. Из бассейна посетитель по мраморной лестнице попадал в главную залу Терм Каракалла. Между Виа Чернайа и Виа Париджи— восьмиугольный зал с бетонным куполом.
Главное здание, «банный корпус», лежит в парке, который окружен сплошной линией разных помещений. Над фригидарием крыши не было за ним на одной оси лежала большая зала, которую долгое время ошибочно принимали за тепидарий, хотя в ней нет никаких приспособлений для топки, тепидарий и за ним круглый кальдарий, купол которого (35м в диаметре) поддерживало восемь мощных пилястров два из них и посейчас стоят на месте. Изобретателем такого метода (под названием «гипокауст») считается некий Сергий Ората, предприимчивый бизнесмен, который известен также тем, что он первый стал разводить устриц в Неаполитанском заливе. Основное здание Национального Римского музея (Палаццо Массимо)— тут же, на Пьяцца деи Чинквеченто, где до конца XIX века еще были видны остатки гигантского резервуара, снабжавшего бани водой из Марциева акведука.
Уход за телом начал считаться грехом. Очищающая линия «Розовый грейпфрут» способствует регуляции жироотделения кожных клеток. Примерно посередине восточной стены, там, где начинается (если смотреть от входа) закругление апсиды, был обнаружен митрей— самый большой из найденных в Риме. Позднее термы строили римские императоры: Нерон, Тит, Каракалла. К 217 году строители освоили 11 гектар римской земли между холмами Целий (Celio) и Авентин (Aventinus).
Их нельзя назвать сейчас архитектурным шедевром, слишком разрушенными выглядят. Неф роскошной средневековой церкви Санта-Мария-ин-Трастевере украшают восемь ионических колонн, на которых изображены Исида, Серапис и Гарпократ— боги греко-римского Египта (Гарпократ, которого греки переделали из египетского Гора, — бог молчания, его характерный признак— жест «т-ссс. »). Дальше последовательно располагались: терпидарий (комната с горячим сухим воздухом около 45), фригидарий (помещение без крыши, огражденное стенами, где посетители охлаждались после горячих процедур) и, наконец, большой бассейн — натация. Доподлинно известно, что вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости.
Во-вторых, гигантские здания и поражающие воображение своды требовали ювелирного мастерства в обращении со строительными материалами, в первую очередь— бетоном. Цельные стены из камня и бетона снаружи также были облицованы мрамором. На внутреннем дворе размещалась огромная цистерна-отстойник, в которой отстаивалась вода. В термах Каракаллы стояли когда-то Фарнезский бык, статуи Флоры и Геракла, торс Аполлона Бельведерского (не считая множества других менее значительных статуй).
В июле 1990 года здесь состоялся самый первый— и, по мнению знатоков, лучший— концерт «трех теноров» (Пласидо Доминго, Хосе Каррераса и Лучано Паваротти). Единственное, что осталось от древних времен, – название. Термы вмещали одновременно до 1600 человек. Комнаты были построены по одному из следующих типов: фригидарий (frigidarium) — огражденные стенами помещения без крыши, в которых посетители охлаждались после горячих процедур тепидарий (tepidarium) — комната с горячим сухим воздухом, аналог сауны кальдарий (caldarium) — большая комната с бассейном с теплой водой в центре. Сначала посетитель платил за вход (плата была чисто символической, доступной любому бедняку детей и иностранцев пускали бесплатно) и раздевался. Иногда для женщин устанавливались особые часы посещения или даже строились отдельные бани.
Пизанский собор получил колонны из палестр (гимнастических залов) с изображением орлов и молний— символов Юпитера. Обсаженная кипарисами аллея вела к зданию, до половины закрытому деревьями. Кроме собственно самих бань они включали в себя гимнасии (залы для занятий спортом), сцены для театральных постановок, библиотеки, залы для общения и парковые зоны. Также горячий воздух циркулировал непосредственно между стенами и их мраморной облицовкой.
Они были построены в 1877 году и являются старейшими в Европе. Солдатам платил щедро, хлеб неимущим раздавал часто, бои и состязания устраивал регулярно. После этого посетитель приступал к упражнениям, которые в нынешних спортзалах называются «кардио», — римляне опытным путем пришли к тем же методам, что и современная физкультура. Из кирпича или тёсаных камней римляне выкладывали как бы скорлупу здания.
н. э. После активной разминки посетители шли в сауну (судаторий), потом калидарий (большая комната, в центре которой находился бассейн с теплой водой). Мытьё стало источником наслаждения.