Пикассо больше не рисовал балерин, а портреты жены перестали быть романтичными. Хохлова Ольга Степановна (17 июня 1891 – 11 февраля 1955 гг. ) – балерина русско-украинского происхождения, больше известна миру как первая супруга Пабло Пикассо. Во время репетиций «Парада» в Риме Пикассо познакомился со своей будущей женой, балериной Ольгой Хохловой.
В те годы темой большинства его работ стали неживые предметы. Пока молодожены наслаждались друг другом, Пабло не сильно тяготили условия договора. Ольга Хохлова прожила непростую жизнь с Пикассо, полную взлетов и падений, любви и пресыщения. Эта 17-летняя девушка вскружила голову Пабло и Ольге оставалось лишь страдать, понимая, что она практически ничего не может противопоставить чувству, захлестнувшему ее мужа. Пикассо к этому времени был знаменитым на всю Европу художником.
Оно напоминало чем-то плакат, объявлявший о гастролях цирка. «Вершиной балетного авангардизма» «Парад» назовут только через три года, а пока бродячая дягилевская труппа сбежала из ожесточенного Парижа в романтичную, не тронутую войной Испанию, где спектакль приняли с простодушной веселостью. Он простодушно радовался семейной жизни, наслаждаясь ролью мужа и отца (в 1921-м Ольга родила ему сына, Поля), честно заработанным богатством и блеском светской жизни. Кокто создал сюжет, как ничто лучше отвечавший внутреннему миру Пикассо. Быстро взять Париж ему не удалось.
Данный спектакль был для него «отправной точкой для целой серии таких проявлений и манифестаций которым суждено в будущем полностью изменить и искусство и нравы». Поль занимался главным образом старыми мастерами. Черная повязка на голове и Croix Guerre («Военный крест») требовали к себе уважения.
Однако это пророчество – единственная ложка дегтя в предсвадебные месяцы. По инициативе критиков затевается процесс о «преднамеренной клевете», но почему «о клевете». Его жена, напротив, стремилась к жизни светской. Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве.
К тому же, его картины не покупали. С 1992 года полотно хранится в музее Мадрида. «Вы меня компрометируете», – шипела она. Споявлением вжизни Пикассо Франсуазы вего картины возвращается лирика. По адресу актеров раздавались выкрики «Продажные боши7. » (самое грязное из всех возможных оскорблений в тогдашней атмосфере военного времени, царившей в Париже)8. Пикассо впервые встретился с Маринетти в 1909 году.
Именно в этом городе он увлекся керамикой. (В данном случае Ольга, его первая официальная жена, была в числе редкостных исключений). Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо»И. Апримерно через год еепортрет «Рыдающая женщина» был продан нааукционе за37миллионов франков.
Спасти Паблито не удалось. «Парад» оказался весьма важным событием в деле роста и распространения нового духа в искусстве. Различия в точках зрения нисколько не мешали его дружбе с итальянскими коллегами. Всю неделю Мари-Терез Вальтер исполняла роль музы и модели.
Впрочем, скорее, в корифейках. Прошло пять лет с тех пор, как Пикассо побывал в Барселоне в последний раз. В виде бонуса Пикассо написал специальный занавес из всего любимого: там был шар из «Девочки на шаре», Арлекин, Коломбина, тореадор, арап, белый Пегас, на его спине – балеринка, тоже с крыльями. В столице Каталонии труппа была принята с восторгом.
Разрабатывая собственное направление в живописи, глашатай футуризма и его ученики внимательно следили за каждым новым шагом кубизма. Подхватив первое «произведение» – сына Поля, Ольга сбежала из Парижа на Лазурный берег.
Ольга Пикассо ушла из жизни в Каннах летом 1955 года. Вслед за Пикассо, оформившим в антрепризе в общей сложности шесть спектаклей, в «Русские балеты» потянулись виднейшие художники эпохи: Жорж Брак, Хуан Грис, Андре Дерен, Мари Лорансен, Анри Матисс, Жорж Руо, Морис Утрилло.
По выходным полновластной хозяйкой выступала законная супруга художника. Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер. Как пишет голландский историк Шенг Схейн в книге «Сергей Дягилев.
Вместе с танцорами мы совершали прогулки при Луне, побывали в Неаполе и Помпее. Его предъязвенное состояние. Молодожены обосновались в двухэтажной квартире неподалеку от галереи, где выставлялись картины Пикассо.
Пикассо в свою очередь создавал декорации для выступлений и сопровождал труппу. Теперь ему предлагали вступить в труппу и работать в ней.
Первый, «Голубой бог», поставил создатель труппы и ее импресарио Дягилев в Париже в 1912 году, а затем, спустя год, в Лондоне. 1891 в семье военного инженера) стала первой официальной женой Пабло Пикассо. Свиньи. «Мы подготовили Парад в одном из римских подвалов, где труппа репетировала балет. К тому же Монруж мог служить лишь как временное прибежище.
Культурный атташе английского посольства в Париже свидетельствовал, что «Парад» стал самым большим успехом «Русского балета» в Лондоне. 4:418 Самому композитору не довелось стать свидетелем триумфа «Парада», за всю свою жизнь он видел этот балет всего один раз, на скандальной премьере 1917 года. Его двое детей, Марина и Бернар, последняя жена Жаклин и еще трое внебрачных детей Пикассо, Майя (дочь Мари-Терез Вальтер), Клод и Палома (дети Франсуазы Жило), были признаны наследниками художника. Многие Друзья отговаривали его от брака с Ольгой, считая, что он будет неудачным. Вздернутая кверху голова лошади, как бы ощущающей облегчение от последних конвульсий, стала символом, к которому художник будет часто возвращаться позднее.
Началась вторая мировая война. – Нет, это вы, -последовал ответ. Аполлинер оказался прав.
Об СССР речь не шла, но и в Испании пришел к власти генерал Франко, а разводы стали запрещены. Однако пожелали ему выработать свой индивидуальный, более узнаваемый стиль. 1. К ней хорошо относился Дягилев, который любил, чтобы в его труппе были девушки из хороших семей.
Свидетелем события был весь художественный бомонд: Сергей Дягилев, Жан Кокто, Гертруда Стайн, Гийом Аполлинер, Макс Жакоб, Анри Матисс. В этом выполненном в общепринятом стиле портрете, первом из многочисленных полотен изображавших Ольгу, воплощено его преклонение перед красотой его молодой возлюбленной. Между «менеджерами» приплясывала лошадь, составленная из двух артистов, кубиков и конусов.
Когда «Русский балет» покинул Барселону и отправился в турне по Южной Америке, Ольга Хохлова осталась с Пикассо. Выдающейся балериной она не была, ей недоставало «высокого горения» и выступала она преимущественно в кордебалете. Будучи женщиной исключительно порядочной, Ольга имела шансы стать доброй матерью семейства и осчастливить какого-нибудь почтенного буржуа, но с Пикассо она «не справилась». Он тут же взял холст и написал автопортрет.
Восемнадцатого мая 1917 года любовно выпестованный в Риме «Парад» с треском провалился в Париже. К тому же в те годы французы почему-то считали кубизм порождением немецкого искусства, а потому на премьере «Парада» яростно вопили: «Русские – боши. Ей досталась часть его сбережений.
Управители скорее выполняли функцию декораций. И формально оставалась его женой до самой смерти. Это лето оставило посебе дурные воспоминания. В результате Сати был осужден на восемь дней тюрьмы и штраф в тысячу франков. Одной из самых удачных картин этого периода считается «Портрет Ольги в кресле» (1917). Деньги он тратил на приобретение каких-то экзотических вещей, которые возбуждали его воображение и щедро помогал неимущим собратьям.
В Барселоне сын представляет ей избранницу – единственную из всех своих женщин. Но в 1904-м случилась «перемена курса» – уволили Мариуса Петипа, а заодно и его репетиторов. В роли Американской девочки выступала Тамара Карсавина (или «Тамара Карявина», как её называл сам Сати)4 — публика устроила ей овацию и вызывала на поклоны семь раз. Дягилев не разочаровался в бывшей «любительнице» и год за годом продлевал ей контракт.
Сдругимиже срабатывало. Пикассо таскался в бордели и ловил девчонок на Больших бульварах. Среди других танцоров выделялся великолепный китайский фокусник с характерными угловатыми движениями — благодаря им, а также удачному костюму он походил на некое блестящее насекомое Китайский маг и волшебник в исполнении Мясина был одет в костюм с блестками изготовленный из желтых, оранжевых, белых и черных посверкивающих лоскутов со смелыми узорами, символизирующими восходящее солнце, которое заслонялось кольцами дыма его головной убор, выполненный в тех же цветах, напоминал языки пламени или лепестки таинственного цветка. Все вокруг счастливы, даже Дягилев из труппы которого Ольга Хохлова уволилась после испанского турне: теряя второстепенную танцовщицу, он приобретал гениального «зятя» – величайшего художника Европы. Художник не внял их советам.
Он озабочен только собой». Говорят, Мария Пикассо посмотрела на Ольгу и сказала: «Бедная девочка. Свидетелями при регистрации брака выступали Аполлинер, Макс Жакоб и Кокто. Начались долгие юридические баталии за наследство, которое было оценено в 260 миллионов долларов – цифру сильно занизили по налоговым соображениям. А он творил более 70 лет.
С ее именем связан «классический» период в его живописи: она пришла в ужас, увидев кубистические работы мастера и требовала, чтобы он писал ее похожей. Помимо зрителей на неё с явным пристрастием смотрел Пабло Пикассо. А пока, в 1917-м, в Риме, Пикассо и Кокто накоротке сошлись с дягилевскими артистами: пропадали в репетиционных залах, гуляли в живописных кабачках. Позже, когда Дора вернулась кживописи, еестиль коренным образом изменился: теперь из-под еекисти выходили лиричные виды берегов Сены ипейзажи Люберона.
Пабло много времени проводит с труппой «Русских сезонов» : он не только с ней работает, но ещё ходит на их спектакли, с интересом общается с Дягилевым и Стравинским, рисует их портреты и ездит с ними по Италии. Именно этот балет положил начало авангардизму в танце.
Этот период творчества Пикассо далек от кубизма. Ненависть к жене Пикассо стал вымещать в картинах. В премьерном спектакле Парада участвовала Ольга Хохлова. Аполлинер написал вступительное слово к программке балета, озаглавив его «Парад и новый дух», где этот балет описывался с нескрываемым энтузиазмом и много говорилось о нем как о символическом рассвете, знаменующем начало новой эры. Пуэй вскоре получил от Сати открытку с такой формулировкой: «Месье и дорогой друг, вы всего лишь задница, но задница без музыки». В его антрепризе случился великий перелом.
В отличие от многих других потомков Пикассо, Марина распорядилась наследством с умом. Однако Жаклин, жена художника, ответила отказом. Дягилев посмеивался: «Осторожно, на русских девушках надо жениться. » Пикассо самонадеянно ухмылялся, но скоро понял, что иначе и впрямь никак.
Она была истинной русской барышней XIX века— любила балы, «чай икру ипирожные». «Яхочу узнавать свое лицо», — сказала ему молодая жена. «Все имеют право меняться, даже художники, »—острил сам Пикассо по этому поводу.
Его хрупкие Арлекины изображали жизнь за сценой. Неистовствовал не только владелец картинной галереи «Клуб де Фобур» и критик Лео Польдес, другие рецензии на премьеру «Парада» были ничуть не лучше.
А Кокто получил взыскание за то, что угрожал тростью адвокату пострадавшего. 4. Он продолжал много работать, обычно по ночам. Правда, такие эксперименты, как «Парад», считавшиеся слишком современными для провинциальной испанской публики, не были включены в репертуар.
Она изображена на нем с величайшей нежностью. Для работы Пикассо отправился в Рим и там влюбился в балерину Ольгу Хохлову. Марк Шагал как-то сказал, что Пикассо меняет стиль чаще, чем носки. Для страстной Доры разрыв сПикассо стал катастрофой. Скоро с мучительных американских гастролей вернулась и основная часть труппы.
Замысел Кокто, желавшего за веселой мешаниной (в балетике сплелись пантомима, цирк, кино и варьете) обнажить горькую экзистенциальную правду жизни, жизнелюбивый Пикассо отмел: цирк так цирк. Ольга родила Пабло первенца – Поля. Однако ситуацию спасло присутствие Аполлинера. Сдержанность Ольги тает на глазах. Носамым плохим былото, что онжил сженщиной, которая вовсе непонимала кубизма, онейненравился. И Соколова открыла частную школу. Однако ситуацию спасло присутствие Аполлинера. Именно этим предложением объяснялся энтузиазм, с которым он принялся за работу в Риме.
Друзья организовали вЛондоне выставку ееработ, ноона прошла незамеченной. Некоторое время она позировала художнику ибрала унего уроки. Но все это произойдет потом, в 1920-е, когда в труппе уже не будет Ольги Хохловой. В Барселоне Хохлова и Пикассо провели несколько месяцев, там он написал ее портрет в испанском головном уборе («Женщина в мантилье», Музей Пикассо в Малаге).
К тому времени Ольга тоже полюбила художника и не скрывает своих чувств. Спустя полгода после знакомства ихотношения переросли вроман. Л. Бакст, бывший до того самым популярным оформителем спектаклей «Русского балета», написал очень лестную статью о «Параде».
Когда Русский балет отправился в Латинскую Америку, Ольга решила остаться. Второй, столь же неожиданный, сплелся в Париже: Жан Кокто, молодой друг Пабло Пикассо, уломал богемного авангардиста связаться с такой буржуазной игрушкой, как балет, точнее, с «Русскими балетами» Дягилева.
Даисам Пикассо почти поверил вэто. Паблито в 24 года покончил жизнь самоубийством по невыясненным до сих пор причинам. Ложусь спать поздно.
Черная повязка на голове и Croix Guerre («Военный крест») требовали к себе уважения. «У меня 60 танцовщиц. Пикассо очень любил эту историю и видел в ней настоящий пример горения во имя искусства.
В труппе Дягилева было достаточно красивых и ярких танцовщиц. Здесь он создает пейзажи с видом на памятник Колумбу, воздвигнутый в конце улицы Рамблас. Она будет пророчески права, наверное, потому, что как никто знала своего сына. Жан Кокто написал либретто, композитор Эрик Сати написал музыку для двух фортепьяно. Еще двух волонтерок Дягилев высмотрел у Соколовой.
Большинство критиков разнесли спектакль в пух и прах. Восемь лет длилось это изматывающее сосуществование. Этим элегантным талантливым поэтом был Жан Кокто, ставший известным в те годы благодаря своей работе в «Русском балете». Вот таким образом Пикассо прибыл в Рим не с молодой женой, а с поэтом Жаном Кокто, который уговорил художника придумать костюмы и декорации к спектаклю «Парад». Пикассо даже подумать не мог о том, чтобы расстаться с половиной своих работ.
Каждый портрет Хохловой втовремя воплощал образ идеальной красоты античной богини. Она слишком многого от меня хотела». «Парад» с огромным успехом показали в Париже, потом повезли в Барселону. За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали.
Несмотря на тяготы военного периода, талант Кокто получил быстрое развитие. Через два с лишним года, в ноябре 1919-го, состоялась премьера в Лондоне, которая сопровождалось успехом. Досталось и Пикассо, которого называли не иначе, как «геометрическим мазилой». Аонвстречал Хохлову напороге мастерской водних трусах.
Друзья-кубисты неистово ругали Пикассо за желание примкнуть к «Русским балетам», но Пикассо не реагировал на проклятия. Но заметив Ольгу, всех остальных он просто перестал замечать. 12 июля 1918 года Пикассо женился на Ольге Хохловой. (Mapшан Поль Розенберг искал им квартиру в самом Париже).
Как ни странно, причина была не столько эстетического, сколько этического свойства. Эта молодая женщина с тёмным прошлым (сбежала из дома со скульптором, который потом сошёл с ума) и шатким настоящим (позировала художникам) на несколько лет стала любовницей и музой Пикассо. Я знаю всех женщин Рима», – хвастался он в письме Гертруде Стайн. Ольга привлекла художника своим изяществом, сдержанностью и кротостью.
И если раньше, при мирискусниках, дягилевские спектакли были ожившими картинами, то «Парад» стал ходячей декорацией. В 1930 году Пикассо приобрел маленький замок в Буажелу, в часе езды от Парижа. 5. Портреты Ольги конца 1920-х – скажем, «Большая обнаженная в красном кресле» с гнущимися ногами-сосисками, отвислой раскиданной грудью, оскаленными акульими зубами и угловато-наглой вагиной или «Сидящая в кресле», разъятая на части, как сгнивший труп, – полны такой телораздирающей ненависти-страсти, что впору испугаться.
После рождения сына Пикассо пишет такие картины как «Мать и ребенок у моря», «Семья на берегу моря», «Мать и ребенок». Ольга относилась к ребенку почти с болезненной страстью и обожанием. Пикассо знакомит её со своей мамой. Ему необходимы эксперименты и новые музы, жена уже не вдохновляет его на творчество.
Когда его доставили в больницу, врачи констатировали, что он сжег себе все внутренности. Пережив начетверть века того, кто, пословам Андре Бретона, был «безумной любовью» еежизни, Дора Маар скончалась виюле 1997 года в90-летнем возрасте водиночестве ивбедности. Загадочная «Коклова», как называл балерину Пикассо, была воплощением кроткой женской красоты. Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо. При этом характер она имела твердый, решительный, отвергавший компромиссы и страдала упрямством. Ей нравились обеды в дорогих ресторанах, приемы, балы, которые устраивала парижская знать.
Дягилев намеревался взорвать Париж. Эта поездка имела самые глубокие последствия для него и для будущего балетной труппы. Он покупал квартиры и дома, завел лакея и шофера, одевался у лучших портных, со смаком вытягивал из кармана золотые часы на толстой цепочке, охотно посещал светские приемы и сам принимал гостей, гордясь манерами жены, ее аристократической невозмутимостью, ее вкусом, любовью к чтению и непостижимой русской душой. «Русские балеты» превратились в балет европейский: все создатели «Парада» (кроме игравшего служебную роль Мясина) были родом не из России.
Голубой период. В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. Но она терпела, пока в 1935-м на пороге ее квартиры не возникла соперница с младенцем на руках: «Вот еще одно произведение Пикассо».
Дягилев предупреждает его: «Будь осторожен, она русская, а с русскими не шутят, на них женятся. ». «Женщина-цветок», написанная в1946 году— это ода женственности инежности. Но эта форма отношений не устраивала ни Ольгу, ни Пикассо. В годы испанской революции и войны Пабло Пикассо находится в Париже.
Поль открыл собственную галерею на той же улице Боэси рядом с квартирой Пикассо. По адресу актеров раздавались выкрики «Продажные боши. » (самое грязное из всех возможных оскорблений в тогдашней атмосфере военного времени, царившей в Париже). С её появлением в жизни мастера завершается так называемый «голубой период» (сумрачные картины в сине-зелёных тонах) и начинается «розовый», с мотивами любования обнажённой натурой, тёплым колоритом. Так завязался первый судьбоносный узел.
А Пабло Пикассо пробовал свои силы как художник по костюмам и декоратор. Они познакомились в Риме, во время работы над спектаклем.
Ты не знаешь, на что себя обрекаешь. Три месяца в нем поддерживали жизнь благодаря постоянным операциям и пересадкам, которые оплачивала Мари-Терез Вальтер, продав несколько картин Пикассо. Чуждая авангардистским эскападам, Ольга требовала, чтобы на портретах мужа она могла себя узнать. Уединившись всвоей квартире неподалеку отулицы Гран-Огюстен, она погрузилась вмистицизм иастрологию, приняла католичество.
1917 год перевернул жизнь Пабло Пикассо. Каретников, вышедшая в 1967 году. Через некоторое время художник увлекся новой пассией – Мари-Терез Вальтер. «Нарусских надобно только жениться», — советовал обольстителю Дягилев. Еще в 1914 году блестящий анализ его работ сделал Николай Бердяев. С этого момента Пикассо резко изменил свой художественный язык.
Среди других танцоров выделялся великолепный китайский фокусник с характерными угловатыми движениями – благодаря им, а также удачному костюму он походил на некое блестящее насекомое Китайский маг и волшебник в исполнении Мясина был одет в костюм с блестками изготовленный из желтых, оранжевых, белых и черных посверкивающих лоскутов со смелыми узорами, символизирующими восходящее солнце, которое заслонялось кольцами дыма его головной убор, выполненный в тех же цветах, напоминал языки пламени или лепестки таинственного цветка. Иунего иунее были романы сдругими. Она была выполнена в манере, предшествовавшей периоду кубизма, — в ней сочетались спокойствие и жизнерадостность. Уже в 1918 году они поженились, а в 1921 году у них родился сын Поль.
Как и при виде занавеса во время представления балета «Парад», публика вновь была обескуражена: наряду с работами, которые она не могла понять, было выставлено несколько полотен, свидетельствующих о возвращении Пикассо к реализму. Художник был приглашен для создания костюмов идекораций кбалету «Парад». Пикассо сопровождал труппу в этой поездке.
На свадьбе присутствовали в основном его друзья. Реализм ее воплощения превосходит сделанные им карандашные рисунки Макса Жакоба и Воллара. И, наверное, очень волновалась. Ему был 91 год.
А Кокто получил взыскание за то, что угрожал тростью адвокату пострадавшего. Реализация этого замысла шла уже полным ходом. В Риме мы общались с жизнерадостными футуристами», — вспоминал позднее Кокто. Во время столь тесного общения его мысли всё чаще и чаще начинают обращаться к Ольге. Тут художник решил представить свою избранницу матери. Тут он и увидел холодную русскую красивицу с зелеными глазами. В нем был исключительно сильно развит инстинкт разрушения. Более того – себе понравиться.
Он сосредоточен на себе, до других ему дела нет». Сексом он занимался со многими, но по-настоящему желал лишь одну: благовоспитанную, недоступную, девственную (в свои 26 лет) Ольгу, которую очень сердили публичные пылкости андалузца. Сам он утверждал, что бросил бы в печь и жену и детей – лишь бы не угас в ней огонь. Он завелся всерьез, придумав трехметровых «менеджеров» – ожившие кубистические фигуры: на «американце» громоздились ступенчатые небоскребы, «француз» дымил исполинской трубкой так, что за спиной у него стояло облако. А также длинный список европейских композиторов. Ольга Хохлова была безукоризненной светской дамой, требовательной хозяйкой, ответственной матерью (их сын Пауло родился в 1921 году), но женой и любовницей оказалась неважной.
Позади прорезь шатра приоткрывает вид на романтический пейзаж с разрушенными арками. Авторы балета отнеслись к этому философски, за исключением Эрика Сати, о котором журналист Жан Пуэй написал, что Сати недостает одновременно «изобретательности, ума и искусства композитора». Именно там, в Риме, Пабло Пикассо знакомится с балериной, полковничьей дочерью Ольгой Хохловой (Пикассо называл её «Коклова»). Парижская интеллигенция форменным образом рассердилась, посчитав, что ее сделали жертвой фарса, поставленного на сцене лишь затем, чтобы она выглядела смешной уже из-за того, что высидела до конца этого издевательства. Любвеобильный художник терял голову.
Величайший художник XX века Пабло Пикассо скончался 8 апреля 1973 года. Полотном, в котором он выразил весь свой накал страстей, был портрет Ольги в мантилье. Ольга Хохлова родилась 17июня 1891 года вНежине. Покинув негостеприимный Париж, труппа отправилась на гастроли в Южную Америку, а художник и балерина, понимавшая, что карьера окончена, а в охваченную революцией Россию дочери полковника царской армии лучше не возвращаться, буквально сбежали на родину Пикассо, в Барселону. Труппу опекает король Испании Альфонс XIII, не пропускающий ни одного представления. Художник в 1937 году создает полотно «Герника» в черно-белых тонах по заказу правительства Испании для Всемирной выставки в Париже.
И Пикассо, похоже, был уже готов к этому. Как правило, все картины этого периода художник выполнял в сине-зеленых оттенках.
Вацлав Нижинский, например, ставя «Послеполуденный отдых фавна», выбрал ее в числе шести нимф – за старательность и маленький рост. Если бы я была твоей подругой, я бы уговорила тебя этого не делать.
Предаваясь этой безумной страсти, художник пытался забыть Ольгу, вычеркнуть ее из жизни. «Парад» — так назывался спектакль — объединял сцены цирка и мюзик-холла с их великолепием иллюзиями и грубовато-яркими представлениями. Вот так в феврале 1911 года 19-летняя Ольга Хохлова, ни разу не бывавшая за границей и никогда не ступавшая на профессиональную сцену, оказалась в Монте-Карло в ранге артистки «Русских балетов» Сергея Дягилева. У Кокто был свой резон: он уже уговорил Эрика Сати написать музыку, вставив в партитуру звуки автомобильных клаксонов и пишущих машинок и теперь мечтал стать автором первого сюрреалистического балета на собственное – весьма лапидарное – либретто (зазывалы дают уличное представление перед убогим балаганчиком, на цирковом языке это называется «парад»). В 1921 году у супругов родился сын Паоло (Поль). Во время встречи она всех удивит тем, что печально улыбнувшись, промолвит: «Не думаю, что существует женщина, которая может быть счастлива с ним».
2. Дягилев представляет ему Пикассо. Творческая биография Пабло Пикассо по-настоящему экстремальна. Во время Первой мировой войны (1914—1918) Серт подружилась с поэтом Жаном Кокто и в 1916 году он попросил ее помочь с постановкой придуманного им балета. Я думаю, что умру, никогда никого не полюбив, - сказал однажды Пикассо.
В Париже труппа Дягилева репетировала балет «Парад», музыку к которому написал Эрик Сати, либретто – Жан Кокто, а Пабло Пикассо впервые попробовал свои силы в качестве сценографа и художника по костюмам, нарядив танцовщиков в «кубические» костюмы, сделанные из картона. Вызволил ееоттуда ивывел изкризиса давний приятель известный психоаналитик Жак Лакан. Это не было любовью с первого взгляда.
Премьера «Парада» состоялась 17 мая 1917 года в театре «Шателе», где «Русский балет», несмотря на военное время, открывал свой сезон. Именно он приглашает Пабло принять участие в создании декораций к балету Дягилева «Парад». Американский управитель, чью голову венчал на манер короны лоснящийся цилиндр, нес в руках мегафон и афишу с написанным на ней словом «Парад». Следующее представление «Парада» состоялось 5 августа 1917 года в Барселоне5. При оформлении спектакля Пикассо действовал с такой же уверенностью, с какой открыл для себя доступ в академии Барселоны и Мадрида.
Даже разбогатев, художник сохранил простые вкусы. Отныне своих зрителей Дягилев завоевывал не русской экзотикой, а европейским авангардом. Еежизнь остановилась, быть может в1944году, когда произошел разрыв сПикассо. В1917 году вРиме, танцуя вкордебалетеу Дягилева, она познакомилась сПикассо. Вообще-то это была революция, отчасти действительно сюрреалистическая. Пуэй вскоре получил от Сати открытку с такой формулировкой: «Месье и дорогой друг, вы всего лишь задница, но задница без музыки».
Нечего и говорить, что вслед за труппой отправился и Пикассо. Судьба Марины сложилась более благополучно. Но и не более того. Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. Он настолько разный в каждый следующий период, что кажется, что это писали разные люди. Она мечтает о светской жизни и традиционно-спокойной семье, а он явно не создан для этого.
Далее Аполлинер добавлял, что «зрители будут, конечно же, удивлены, но удивлены самым приятным образом и околдованы они научатся чувствовать и понимать все те добродетели модернистского движения, о котором ныне не имеют ни малейшего понятия». Герои—это бедные дети и матери, старики. Пикассо не сразу обратил внимание на скромную, сдержанную, даже строгую, Ольгу. Американский управитель, чью голову венчал на манер короны лоснящийся цилиндр, нес в руках мегафон и афишу с написанным на ней словом «Парад». Публика, ожидавшая очередной выходки со стороны создателя кубизма, была несколько изумлена при виде творения, которое оказалось им понятным. Я не верю, что с моим сыном женщина может быть счастлива.
40-летний художник был счастлив и посвящал всего себя заботе о жене и сыне. Следующие десять лет любимая жена была главной моделью Пикассо. К тому же он устал от бесконечных творческих терзаний, от внутреннего одиночества. Вряд ли кто-то будет счастлив с моим сыном. И ему это удалось.
Студия Пикассо находилась этажом выше. Пикассо не мог жить без общения с женщиной он пережил несколько романов после смерти Евы.
Ольгу Пикассо отметил в балете с говорящим названием «Женщины в хорошем настроении» : сдержанная грация и роскошная грива темно-рыжих волос не оставили его равнодушным. Это отмечали и ее современники и нынешние исследователи биографии знаменитого художника. Она радикально изменила не только быт художника, но и его творчество. Уже все друзья Пабло знают о том, что он любит Ольгу. И вся его жизнь прошла под знаком борьбы инстинктов созидания и разрушения. Но за этим скрывается то, что они всё больше отдаляются друг от друга.
«Выменя компрометируете», — говорила она испанскому мачо. Русские сезоны навсегда», возможно именно Мисиа свела вместе создателей будущего одноактного балета «Парад» — уже упомянутого Жана Кокто, композитора Эрика Сати и Пикассо. В начале 1918 года в своей галерее на Фобур Сент-Оноре он устраивает совместную выставку Матисса и Пикассо. Она пошла в балет вопреки запретам родителей. Но пока они абсолютно счастливы и полны планов на дальнейшую жизнь. Буржуазное счастье рухнуло в одночасье, когда стреноженный размеренной жизнью Пикассо вдруг пресытился благопристойной рутиной и ринулся в новый роман – с 17-летней девушкой-спортсменкой, которую подцепил у «Галери Лафайет». А на смену утончённым портретам жены пришли полотна, на которых художник, с головой ушедший в сюрреализм изображал Ольгу то старухой, то лошадью. Он часто писал портреты своей семьи, светлые образы были проникнуты любовью и нежностью.
Особым талантом Ольга не блистала, однако была достаточно прилежна, чтобы получить место в кардебалете. Хорошо воспитанная Ольга в обществе известных людей, которые окружали её на тот момент уже признанного гения-мужа, чувствовала себя, как рыба в воде. В Испании она исполняет едва ли не единственную свою сольную партию – придворную даму в новом балете «Менины» по картине Веласкеса и чувствует себя в центре всеобщего внимания. Большая белая кобыла с крыльями, крепящимися с помощью подпруг, неторопливо облизывает своего жеребенка, в то время как тот тянется к ней в поисках молока.
Его похоронили в той же могиле на кладбище Каин, где покоится прах Ольги. Он остановился в отеле неподалеку от моря. В результате Сати был осужден на восемь дней тюрьмы и штраф в тысячу франков.
Приют окрестили Деревня юности. Дягилев пришел в восторг.
Нобыло время, когда они жили врозь (лето иосень 1907года). В 1917 году Дягилев начал работу над балетом Парад. И почему-то корифейку Хохлову тоже оставил при себе.
1918год. Во время первого сезона «Русского балета» Дягилева в Париже в 1909 году труппа предстала перед зрителями в пышных азиатских костюмах и на фоне декораций, созданных Бакстом, тяга которого к подчеркиванию сладострастной неги сочетались с элементами романтизма 90-х годов прошлого столетия. В то время художник уже вовсю практиковал кубизм и это отразилось как на декорациях, так и на костюмах.
Большинство критиков разнесли спектакль в пух и прах. Рассудительность Ольги в дальнейшем гарантировала ей безбедное существование: перед заключением брака она настояла на подписании контракта, согласно которому в ее распоряжение переходила половина состояния мужа (включая полотна) в случае развода. Балерина с многообещающими крылышками, балансирующая на спине лошади, пытается достать обезьянку на ярко расписанной полосатой лестнице. Иони расстались— Пикассо иФернанда. На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано».
Ольге даже удалось на какое-то время отдалить от художника его богемных друзей. По инициативе критиков затевается процесс о «преднамеренной клевете», но почему «о клевете». Убийцы. С самого начала Пикассо писал жену как трофей, а не как объект желания. Там Пикассо встречает Фернанду Оливье или «Прекрасную Фернанду».
Леонид Мясин выступил как хореограф. Постановка не принадлежала к числу выдающихся и не имела успеха. Русская балерина Ольга Хохлова (р. Успевший устать от бессмысленной светской жизни, Пикассо замкнулся в себе и словно отгородился от жены невидимой стеной. Пикассо дал себя уговорить и в феврале 1917-го приятели прибыли к Дягилеву в Рим. Наиболее драматичное выражение эта тема найдет почти двадцать лет спустя в «Гернике». Да он и не против.
В день похорон Паблито выпил флакон с деколораном – обесцвечивающей химической жидкостью. Было еще одно обстоятельство, которое делало развод невозможным. В бывших конюшнях он устроил себе мастерскую.
Аполлинер утверждал, что удивительный сплав сценографии Пикассо и хореографии Мясина произвел на свет своего рода реализм высшего качества (сюрреализм), который и возвещает пришествие Нового Духа9. Паблито, внук его и Ольги, умолял отца разрешить ему присутствовать на похоронах деда. Пабло Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой в Риме весной 1917 года. Некоторые приятели художника обнаружили в персонажах сходство с дягилевцами – особенно потешались, опознавав в арапе Игоря Стравинского.
Он сразу же познакомился с Дягилевым и окружавшими его людьми. Стремясь создать нечто ультрасовременное, он познакомился с Эриком Сати, обещавшим ему написать музыку к балету, который удивит весь мир своей оригинальностью. Дора попала впарижскую психиатрическую лечебницу святой Анны, где еелечили электрошоками. Благодаря вмешательству Мизии имевшей связи в правительственных кругах, распоряжением министра внутренних дел Жюля Памса от 13 марта 1918 года композитор получил «отсрочку» от наказания4:387. Это был самый тяжелый период в жизни начинающего художника.
Авторы балета отнеслись к этому философски, за исключением Эрика Сати, о котором журналист Жан Пуэй написал, что Сати недостает одновременно «изобретательности, ума и искусства композитора».