В них с большим мастерством изображены ликующее в солнечных лучах море, сверкающие всеми красками закаты, тихие лунные ночи. Это было возможно только при действительно хорошем знании натуры. Т. е. Оно известно всем.
О картине ходили легенды. С 1845 г. Айвазовский жил в Феодосии, где был очевидцем военных маневров Черноморского флота, сам нередко участвовал в морских баталиях. Трудно найти человека, которому бы она не была известна.
Чем бы, вы думали, он там занимался. Это грандиозное полотно (размеры его превышают три на два метра) является одним из украшений Государственного Русского музея. Если повнимательнее взглянуть на картину, то можно увидеть затихающую бурю.
Это было смелым и новаторским решением. Это человек, спасающийся на небольшом деревянном предмете. Свои картины художник писал не с натуры, а по памяти используя схематичные рисунки. Иван Константинович Айвазовский – известный русский художник-маринист. Обратите внимание на плавающий предмет на гребне волны. Цикл этих картин обладал не меньшими достоинствами, чем «голубые марины» Айвазовского.
А это характерные признаки подобного направления в искусстве. Изображение моря было единственным, что он умел и любил делать. Но лишь немногие из них сумели удержаться от ложного пафоса. А красоты – только фон, указывающий на условия, в которых люди находятся. Художник экспонирует картину «Девятый вал» сначала в Академии художеств в Петербурге, на следующий год – в Москве Огромная популярность пришла к нему сразу же после показа, состоявшегося осенью 1850 года в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Еще один матрос пытается взобраться на этот обломок, хватаясь за падающего с нее человека.
Вслед за «Девятым валом» целая серия «бурь» рождается на его полотнах: «Бурное море ночью» (1853г. ) «Овцы, загоняемые бурею в море» (1855г. ), «Буря ночью» (1865г. ), «Бурное море» (1868г. ), «Буря» (1872г. ), «Буря у скалистых берегов» (1875г. ), «Буря у мыса Айя» (1875г. ). Люди приходили ее смотреть по многу раз, как когда-то на брюлловский «Последний день Помпеи». Он был самым последним и ярчайшим и российских художников-романтиков.
Это единство движения придает произведению особую законченность и цельность. Картина «Девятый вал» была написана в 1848 (или в 1850) году, когда художнику было всего 33 года и он находился в самом расцвете творческих сил. Это и определило его дальнейшую судьбу – Айвазовский убрал от своей фамилии мешающее «г» и отправился путешествовать по Крыму.
«Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта: сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём моей кистью. На полотне запечатлен драматический момент.
Бурное море давно стало излюбленным мотивом пейзажистов-романтиков. 6000 картин, оставленных им, неравноценны. В 1944 году он потерпел кораблекрушение и чудом уцелел.
Не без того, но не это было основным. Искусство твое высоко и могущественно, так как тебя вдохновляет Гений".
Среди них есть и шаблонные и среднего качества, но есть и отличные, вроде знаменитого "Девятого вала" (1850), который волнует своей эффектной романтичностью или "Черного моря" (1881), решенного, напротив, с удивительной сдержанностью. Она была представлена публике в 1850 году. Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня и восторг овладел мною. Суеверие имело несколько вариантов. Ей не пришлось ждать признания несколько десятилетий, а то и столетий.
Как певец моря, И Айвазовский всегда был одним из самых известных русских художников. Существует легенда, что Айвазовский написал собственное приключение в Бискайском заливе. Его употребляют, когда хотят сказать, что чего-то очень много и в этом можно утонуть.
С поразительной точностью им переданы мотивы движения. А саму картину люди по-прежнему любят. После возвращения получил звание академика АХ и был причислен к Главному морскому штабу. В 1850 году художник показал только что законченный «Девятый вал» сначала в Петербурге, затем в Москве. Страх и восхищение можно увидеть в лицах матросов. На огромном холсте (221х332см) художник изобразил рассвет на море после штормовой ночи.
Как Пушкину в поэзии был свойствен «строй чувств и мыслей гордых, вольнолюбивых», так и Айвазовский в своих романтических произведениях передал ощущение «упоения в бою» идею невозможности счастья без бурь и волнений. Именно эту легенду и выбрал Айвазовский и в 1950 году он создает картину Девятый вал. Сам художник говорил: «Движения живых струйнеуловимы для кисти писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Его притягивала свобода морской стихии и ее, словно женская, переменчивость.
Вопреки изображённому сюжету, картина не имеет трагического настроения. Часть полотен была небольшого размера.
Солнце начинает вставать над горизонтом. Мир изменился, он вдруг перестал быть безмятежным, а значит и его искусство художника должно, как говорил Белинский, волновать и потрясать. Он был последним наиболее ярким представителем романтического направления в русской живописи и по сей день остается им. Люди их взаимовыручка – вот содержание картины.
Тем не менее, по крайней мере, наброски к картине «Десант в Субаши» Айвазовский рисовал с натуры, наблюдая с берега за высадкой десанта русских войск в долине реки Шахе. До него еще никто так верно и живо не изображал свет, воздух и воду. Они близки не только по замыслу и композиции, но и по цветовому решению. Картины были высоко оценены, появились отклики в газетах.
Этот образ самодостаточен в своей выразительности. Ведь не на фото же видел Айвазовский 9 вал. Тут уместо вспомнить ещё одну легенду, согласно которой именно девятая волна – самая большая, самая опасная для моряков.
На них движется самая большая и страшная волна – легендарный Девятый вал. Красочное великолепие раннего солнечного утра над волнующимся еще морем передано И. Айвазовским с замечательной смелостью и силой. В «Девятом вале» он особенно резко противопоставляет бушующее море и упорство нескольких человек. Яркая, мажорная красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии. Российский монарх был не единственным поклонником этого шедевра. Море вошло в жизнь Айвазовского с детских лет.
Безупречное знание моря спасло Айвазовского от фальшивой надуманности. На всех написан бурный прибой зимним ветреным днем. Он соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зеленые и синие она. Она уже готова обрушиться на несчастных.
В его лучах всегда стихает клокочущая ярость волн. Морская стихия привлекла его и в результате появились полотна, достойные звания шедевров, одно из которых – «Девятый вал».
На своем полотне И. Айвазовский изобразил рассвет после бурной ночи. К ним он обращался на протяжении всей своей творческой жизни. Картины «Девятый вал» и «Черное море» за тридцать лет работы мне часто приходилось рассматривать с детьми на занятиях в детском саду (в программе прописаны) и примерно с теми же комментариями про подвиг человека. Автор переплетает нить между природной стихией и человеческими эмоциями. Зритель сразу же может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки.
Прощание», «Суда на рейде», «Севастопольский рейд» (все в 1851г. ), «Лунная ночь в Крыму» (1859г. ), «Море» (1864г. ), «Буря на Северном море» (1865г. ). Моряк, лежащий на спине смотрит в сторону и машет рукой. Остаётся молча застыть в восхищении перед творением великого мастера.
Она написана самыми яркимикрасками палитры. Но теплый свет неба дает зрителям надежду, что выжившим после шторма удастся спастись. Общий колорит полотна полон торжествующего оптимизма. Игра света и тени, глубина неба и иллюзорная прозрачность морской волны на холсте мастера заставляли людей на выставках долгими часами стоять именно перед этим полотном. Солнце, едва поднявшееся над горизонтом, освещает страшную картину – на обломке мачты разбитого бурей корабля спасается маленькая группа людей, а у них над головами поднимается гребень последней, «девятой» волны, высотой с гору. Солнце – лучший друг мореплавателя.
На лице нет отчаяния. Очевидно, обращаясь к другому товарищу, он своим жестом говорит: греби к нам. Это произведение давно стало знаковым для нескольких поколений русской публики.
Широкая публика была потрясена виртуозным мастерством Ивана Айвазовского. Лучшими романтическими произведениями Айвазовского этого периода являются картины «Буря на Черном море» (1845г. ), «Георгиевский монастырь» (1846г. ), «Вечер в Крыму. Набираясь опыта, писал тогда главным образом с натуры, а в мастерской лишь заканчивал начатое.
Иван Константинович Айвазовский – самый знаменитый русский художник-маринист, а самой известной его картиной, без сомнения, можно назвать «Девятый вал». О картине «Буря под Евпаторией» (1861г. ) Ф. М. Достоевский писал: «В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре. В 1837 г. за две новые работы (Штиль на Финском заливе и Большой рейд в Кронштадте) он получил большую золотую медаль и звание художника. По стилистическому и жанровому определению её, безусловно, следует отнести к романтизму. Учился он у пейзажиста М. Н. Воробьева, но собственные интересы определились не сразу.
Буря, отправившая на дно их корабль, ещё не стихла. И перечисленные выше полотна отличаются особой звучностью, мажорностью цветового решения. Айвазовский родился в семье разорившегося коммерсанта, армянина по национальности. Но недолго строил Айвазовский столичную карьеру – вернулся в родную Феодосию. Впереди было ещё пятьдесят лет творчества и десятки грандиозных шедевров. Однако девятый вал – последний, по морским поверьям, порыв шторма.
(Да и мне не пришлось еще увидеть творчество того, кто его превзошел в этом) Теперь главное в изображении образа моря — это цвет воды и как можно больше красок (разводим, смешиваем) Жаль только, для что занятий по жанрам живописи не так много отпускают времени. Примечательна история этого произведения.
Именно ему и машет тряпкой товарищ: друг, греби к нам. Сам рискуя быть смытым, не держится обеими руками, чтобы махать товарищу. В начале 1836 г. Таннер взял юношу себе в помощники и обучил этим приемам.
Самый старый из них из последних сил держится за обломок корабля. На картине предрассветное море. По сравнению с тонким и сдержанным колористическим диапазоном в русских пейзажах первой половины XIX века «Девятый вал» поражает зрителей напряженной яркостью и богатством цветовых сочетаний. Наверняка, многим интересно, что означает название картины.
Здесь изображены люди, попавшие в исключительные обстоятельства. 1840–1860-е годы были для Айвазовского счастливой творческой порой. Существует мнение, что Айвазовский изобразил на картине собственные переживания.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. Прославленный маринист был инициатором строительства железной дороги «Феодосия – Джанкой», художник открыл школу искусств и картинную галерею, делал пожертвования на благоустройство города, занимался вопросами устройства водопровода в Феодосии и охраны памятников Крыма. Волна надвигается на фоне неправдоподобной красоты солнечного заката.
Первым его собственником был Государь Император Николай Первый. Художник решил, что лучше всего передать это можно в борьбе со стихией. Описание словами здесь излишне. Детство его прошло в бедности, но одаренность мальчика была замечена, ему помогали. Благодаря этому эпизоду, а не фото, Айвазовский создает картину «9 вал», ставшую мировым живописным шедевром.
Из-под его кисти вышел еще целый цикл картин изображающих бурное море: «Обвал скалы» (1883г. ), «Волна» (1889г. ), «Буря на Азовском море» (1895г. ), «От штиля к урагану» (1895г. ) и другие. В один из дней на Айвазовского нахлынуло чувство глубокой потери. Маринист написал ее в1950 году. Он давно стал общеизвестным и классическим.
Картина, написанная в 1850 году в Феодосии, была сразу выкуплена Николаем I для Эрмитажа. Все ему было доступно, все готово было служить его искусству. «Девятый вал» стал самой известной картиной Айвазовского – его «визитной карточкой» и одной из самых популярных в русской живописи картин. Для Айвазовского, как и для всех романтиков, цвет был средством художественного выражения чувства и именно в колористическом строе «Девятого вала» с наибольшей отчетливостью воплощено романтически возвышенное мироощущение мастера.
Близкий конец испытания предвещает и начинающийся день. Ялта» (1848г. ), «Венеция» (1849г. ) «Вход в Севастопольскую бухту», «Морской берег. За полтора века возле этого полотна замирали миллионы людей.
Мы стараемся отыскать то, что дает нам уверенность в счастливом спасении. Из начинающего художника он превратился в мэтра, гениальной кисти которого была подвластна изменчивая морская стихия. Именно такой стала новая картина художника, так появился на свет пронзенный духом эпической героики «Девятый вал» – вершина первого, романтического периода в его творчестве.
Айвазовскому немало досталось от новейшей критики, но даже ее апологет, В. Стасов, неизменно признавал, что "маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник абсолютно исключительный". Лишь потом присматриваетесь и видите уцелевших пятерых мужчин. До конца дней художник был поглощен идеей создания образа взволнованной морской стихии. Не стала исключением и, наверное, самая известная картина Айвазовского «Девятый вал» (холст, масло 221х332 см). Айвазовский изобразил море после сильнейшего шторма. Теплые краски и пробивающиеся сквозь низкие облака лучи солнца, дают надежду на спасение морякам, для которых обломки мачты погибшего корабля стали последней надеждой на жизнь.
Море писал. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Держась поблизости, они стараются подбодрить себя и других. Художник всюду накладывает на бушующую поверхность успокаивающие пятна солнечного света.
Папа Григорий XIV приобрел картину И. Айвазовского «Хаос» и поставил ее в Ватикане, куда удостаиваются быть помещенными только произведения первейших в мире художников. люди разбросаны по морю, спасающиеся на мачте стараются им помочь. 1840-44 гг. Выходец из крымского курортного городка, сын священника, с неблагозвучной фамилией Гайвазовский, впоследствии достиг мировой славы как художник-маринист. Вот, казалось, каким счастливым был для Ивана Константиновича 1850 год: слава, благосостояние, прекрасный дом и мастерская, молодая жена (с ней пока никаких размолвок), рождение первой дочери, любовь земляков Но эмоции художника не подвластны даже ему самому.