И в апофеозе счастья в 1633-ем году, вскоре после свадьбы, Рембрандт пишет свой всемирно известный "Автопортрет с Саскией на коленях", в котором синтезируются все его юношеские искания в автопортретном жанре. «блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях»)— автопортрет Рембрандта с женой Саскией, на котором они представлены героями библейской притчи о блудном сыне.
Но одного сходства мало. Эсфирь была любимым образом протестантов, когда они подвергались гонениям за веру. В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына. Огромное полотно (первоначальные размеры 55 м) Заговор Юлия Цивилиса, согласно различным версиям или так и не было вывешено в ратуше или занимало отведенное для него место не более двух лет и затем было заменено картиной Овенса на тот же сюжет.
На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника.
Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет. Однако все это купается в свойственной только ему светотени. А потому любой трактир для них может стать дворцом, где на дивном пиршестве жизни все счастливы и веселы. Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев».
Но в "Автопортрете с Саскией на коленях" Рембрандт все же не только и не столько протестует и ниспровергает. Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. Вдалеке, за спиной Ионафана, видны развалины древнего города.
Рембрандт «Святое семейство и ангелы», Холст, масло, 117х91. Перед нами предстает полный желания творить, настоящий мастер Рембрандт. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу.
Его большие глаза наполняются слезами. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Теперь она своей лиричностью и теплым золотистым колоритом вновь радует посетителей. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину. На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска.
Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Бесстрастное лицо ничего не говорит о плодородии. Свет чарует ее, вырывает из холодного окружения. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей).
Картинная галерея. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. Возможно, впоследствии Саския сказала ему, что на этом портрете она выглядит печальной.
В 1634 году художник женится на Саскии ван Юпенборх. Конечно, визуальные признаки болезни могут быть с большей достоверностью выявлены врачом или специалистом (дерматолог, невролог и др. ) Так, на уже упомянутом автопортрете Рембрандта обращает на себя внимание раннее появление признаков старения.
Одна из гениальных картин мастера на мифологическую тему – «Даная», находящаяся в экспозиции Эрмитажа. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Она полуобернулась к зрителю и спокойно смотрит на нас темными глазами. Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими контурами игрой света и тени. В офорте Три дерева (1643) контраст густо заштрихованных фрагментов изображения и белой бумаги доведен до предела наклонные параллельные линии на фоне неба прекрасно передают ощущение летней грозы. «Автопортрет с Саскией на коленях» – апофеоз его житейского благополучия.
(Флора)» (1641, Дрезденская Картинная галерея). Почти три года Рембрандт провел в Лейдене в мастерской малоизвестного художника Якоба ван Сваненбурха, затем учился в Амстердаме у модного тогда живописца Питера Ластмана, после чего, вернувшись в Лейден, открыл в 1625 году совместно со своим земляком Яном Ливенсом собственную мастерскую. Противопоставление духа и плоти получает здесь также и пространственную выраженность, но Рембрандт не удовлетворяется и этим. Основа сложившегося у мастера идеала160 облик его соотечественниц.
На столе видно блюдо с павлином, символом тщеславия. Рембрандт ван Рейн был всего лишь сыном мельника. (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. «Возвращение блудного сына» – еще одна из вершин творчества Рембрандта.
Некоторые искусствоведы предполагают, что, возможно, показывая себя и свою жену, художник хотел бросить вызов ее богатым родственникам, с которыми был не в ладах. Большинство произведений в творчестве Рембрандта отражают его способность проникновения в человеческий характер. Свет чарует ее, вырывает из холодного окружения. Но в "Автопортрете с Саскией" (или в "Похождениях блудного сына") основная идея – гимн человеческому счастью. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, "Автопортрет в шлеме", "Саския в виде Флоры" и др. ). Двадцатидевятилетний Рембрандт, с выбивающимися из-под шляпы распущенными локонами подкрашенных черных волос, опускающихся к плечам и закрывающих шею, сел боком к зрителю, слегка откинулся назад (то есть спиной вправо) и полностью повернул к нам свое грубоватое безбородое лицо, проясненное щедрой улыбкой, как бы предлагая разделить с ним безмерную радость.
Подчас исследователи творчества Рембрандта пытаются увидеть черты той или иной знакомой им модели в картинах, для которых позировала не Саския. 1643, Кассель, Картинная галерея). Эти годы – плодотворный период у художника. Это период его восхождения.
В результате их отношений она забеременела и родила сына Соломона. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. На столе стоит блюдо с павлином, который символизирует тщеславие. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс ldquoПортрет старухиrdquo, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург ldquoСын Титус за чтениемrdquo, 1657, Музей истории искусств, Вена). Картина ldquoУрок анатомии доктора Тюлпаrdquo (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте.
Не глядя на руки, Эсфирь машинально сминает платок. Теплый свет играет на лице и открытой шее. Написанная вскоре после смерти Саскии, любимой жены Рембрандта, картина несет в себе отголосок безмерного горя художника, навеки расставшегося с возлюбленной.
Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Волосы подобраны изящной сеточкой, в ушах висячие серьги.
Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (ldquoПринесение во храмrdquo, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). «Ночной дозор» – групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением. Головку Саскии венчает цветочная гирлянда, гармонирующая с нежным румянцем щек.
В тюрьме, куда отправили Иосифа, вместе с ним находятся хлебодар и виночерпий царя. Но по-прежнему пишет Рембрандт автопортрет молодого человека – себя. «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло). Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Много лет спустя напишет Рембрант автопортрет с Саскией, которой давно уже нет.
Конечно, Рембрандт рассказал Саскии историю Софонисбы. Картина иллюстрирует рассказ из Евангелия от Луки 15:13: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно». Он понимает, что Ассур и Эсфирь никогда не простят его, как ни тяжело им осуждать друга.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Дозволившие Саскии выйти замуж за Рембрандта, церковной в книге расписались крестные – пастор с женой, приехавший вместе с женой Тицией и свояк Франс Купаль, сестрой Саскии. Правителей Южной Фландрии – инфаты Изабеллы и эрцгерцога Альберта. Пальцы касаются друг друга. Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. Картина рассказывает о внезапно открывшемся предательстве. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
У художника отложной воротник свободно открывает шею. Рембрандт превращаетгрупповой портрет в массовую сцену, произвольно вводит дополнительныефигуры, повышает контраст освещения, погружая отдельные участки в глубокуютень и вырывая ярким светом главныхперсонажей (благодаря этому картинаполучила неверное, но укоренившеесяназвание Ночной дозор), применяетсочный, с включением мажорных желтых икрасных тонов, колорит. Картина – это сито. Он живет в мире мечтаний и радостей, вдали как от простых людей, так и от чванных лодырей и ловких дельцов. По композиции это устойчивый равнобедренный треугольник.
Перед нами группа слушателей-хирургов, одетых в праздничные костюмы. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Автопортреты великих художников прошлого дарят нам потрясающую возможность увидеть любимых творцов практически такими, какими они были при жизни. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину "Солдат и его девка". Выставляя себя в таком виде, он и не думает, что в этом можно усмотреть безвкусие.
Экспонируется в Дрезденской галерее (Германия). На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. А потому после смерти Скаукье (1619) и последовавшей вскоре смерти Ромбертуса (1624), Саския была младшей сестрой, пока она не достигла того возраста, братья заботились о ней до тех пор, когда смогла получить свою отцовского долю наследства. Сам колорит картины, переливающийся всеми оттенками киновари и золота, показывает, какое смятение вызвал рассказ Эсфири. Кисть возвращает жизнь мертвой плоти и красоту безобразию.
Эта картина — радостный гимн побеждающей любви. «Пир у Эсфири» на библейский сюжет сложен своей глубокой психологичностью. Бурный темперамент, великолепная жизненная энергия, страстное упоение всеми благами бытия – вот те чувства, которыми напоена картина. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте.
Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно ldquoВозвращение блудного сынаrdquo (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине).
Он желал, чтобы у них было лицо Саскии. Барокко. «Автопортрет с Саскией на коленях»). По этой и по многим другим причинам, картина «Автопортрет с Саскией» считается шедевром мирового значения.
В углу, в тени, затаился предатель Аман. Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. А затем их, естественно, устранить. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
На картине Рембрандт играет роль блудного сына, расточающего «имение своё с блудницами», элегантно одетого в камзол со шпагой, шляпу с пером, высоко поднимающего хрустальный бокал с вином. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Сначала это была латинская школа, а затем университет в Лейдене.
Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына». Рембрандт изобразил событие, описанное в Анналах римского историка Тацита (1 в. ) : вожди племени батавов клянутся на мече бороться за освобождение от римского владычества.
Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Очевидно, желая загладить "нескромность" Рембрандта, картину долгое время называли "Пир блудного сына", несмотря на то, что портретное сходство явно выдавало действующих лиц. Как это часто бывает у Рембрандта источник света не может быть точно определен, но все пространство картины насыщено переливами золотистого сияния.
В 1630–1640-е годы он рисовал, сочетая линии разной толщины с тончайшей отмывкой. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»). Именно вот таким образом в 18 в. картина была ошибочно названа Ночной дозор.
Притча о блудном сыне была востребованна Рембрантдом, который через 31 год напишет свою знаменитую картину «Возвращение блудного сына». Как это часто бывает у Рембрандта источник света не может быть точно определен, но все пространство картины насыщено переливами золотистого сияния.
Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Саския ван Эйленбург (Эйленбюрх) родилась в городе Леувардене, провинция Фрисландия, в 1612 году в обеспеченной и влиятельной семье исповедовавшей кальвинизм. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. У него уже есть ученик Герард Доу, впоследствии очень известный художник.
В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Восхищенная королева наградила Барберини бриллиантом стоимостью в 4000 скуди. Ими всего семь лет будет наслаждаться Рембрандт. Как истинный профессионал он не испытывает ни страха, ни смущения, ни робости.
Картина описывает известную притчу из Евангелия от Луки. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Он был отличным рисовальщиком и гравером. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Как истинный профессионал он не испытывает ни страха, ни смущения, ни робости.
Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (ldquoДавид и Ионафанrdquo, 1642, ldquoСвятое семействоrdquo, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Следует вспомнить, что тема «блудного сына» появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов.
Розовеют освещенные щеки, поблескивает и переливается молочно-матовое жемчужное ожерелье, в прозрачной тени под шляпой мерцает левая сережка. За всю его сложную жизнь, менявшуюся от достатка к нищете и забвению, он напишет около шестисот картин, сделает около двух тысяч (. ) рисунков и триста офортов. И в семейной жизни у художника все было хорошо. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Вид у них домашний.
Торжественность значительного ветхозаветного события благословление Иаковом внуков выражена строгой композицией и яркими красками картины. Все окутано воздушным пространством. К 1628 году он стал настоящим художником. В 1642 году он нанял няню для Титуса — вдову Гертье Диркс. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши.
На полотне Рембрандт изображен в роль блудного сына, который растрачивает свое наследство. Рембрандт ни в чем не изменил своего образа жизни. Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ).
Лицо героя с многочисленными морщинами говорит о богатом жизненном опыте. «Жертвоприношение Исаака».
В картине Даная Рембрандт продолжает образ так называемого типа куртизанки. Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника. Позже экспертиза признала мужчину сумасшедшим.
На стене заметна грифельная доска, котороя в то время использовалась для записи долгов. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным.
Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином – признак достатка. Холст, масло, 117х91. Ему и в голову не приходит, что они могут возмущаться, что его могут осуждать. Но их усилия оказались тщетными. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена).
Это единственная картина голландского художника, на которой он изображен вместе с Саскией (хотя известен ещё офорт «Автопортрет с Саскией», нарисованный через год). Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. Он показывает только, что он безумно рад и счастлив, так как его жена прекрасна и нарядна, хотя одежда ее сдержана по цвету. Двадцатидевятилетний Рембрандт, с выбивающимися из-под шляпы распущенными локонами подкрашенных черных волос, опускающихся к плечам и закрывающих шею, сел боком к зрителю, слегка откинулся назад (то есть спиной вправо) и полностью повернул к нам свое грубоватое безбородое лицо, проясненное щедрой улыбкой, как бы предлагая разделить с ним безмерную радость. Автопортрет с Саскией изображен лицом к лицу.
Потрясен услышанным, горько разочарован Ассур. Моментально схватывает натуру Рембрандт. Он спрашивает себя, не получится ли так, что его непримиримость, неистовство, бесчинства в искусстве (а на самом деле сила, побуждающая его вкладывать в каждое произведение такое богатство чувств, что изображение всегда становится неоднозначным благодаря соединению страдания и наслаждения), не случится ли, что трагизм его темперамента сделает жизнь Саскии полной опасностей. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Сейчас картина «Блудный сын в таверне» выставляется в Дрезденской галерее.
Изображения Рембрандта и Саскии глубоко индивидуальны, портретны по своей сути, хотя не всегда они отличаются полным внешним сходством. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Хотя он успел прославиться и как очень строгий педагог, считающий, что занятия живописью не должны соседствовать с развлечениями.
Он родился 15 июля 1606 года. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. И она – почему, сидя у него на коленях, она так напряжена, так чопорна. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Образ любимой женщины вышел за рамки того, что сама она считала границами своих владений.
В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне». В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов.
Открытый взгляд персонажей, устремленный на зрителя (кажется, что они приглашают разделить их радость бытия), сияющее лицо Рембрандта, будто достигшего всех жизненных благ, – вот настроение этого полотна. Доктор Тюлп спокоен, уверен в себе и не боится смотреть в глаза действительности. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть.
Рембрандт всегда избегал классицистической идеализации в изображении человеческого тела. Он хохочет, но смех его как-то вымучен и нарочит.
Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына. Но смех Рембрандта донельзя печален. Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей. В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной.
Этому способствовало и изменение прописанной светлой живописью. Этой деталью Рембрандт напоминает о том, что за все когда-то придеться платить. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте.
Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. Она важна как с точки зрения высокого искусства, так и с точки зрения истории.
В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. В своих портретах Рембрандт открыл совершенно новые принципы использования светотени: например, в картине «Ночной дозор» (1642) он отказался от традиционного расположения всех участников по одной линии. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. В 1609 году он становился придворным живописцем. В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов. Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно.
Для достижения новых выразительных эффектов он часто сочетал разные техники: иногда проходил резцом по уже протравленной кислотой доске иногда гравировал «сухой иглой» – инструментом с алмазом на конце, который оставляет на металле бороздки с зазубринками, придающими мягкость и бархатистость штриху на отпечатке. Его мать происходила из патрицианского католического рода. О нем, с трудом подбирая слова, говорит Эсфирь царю Ассуру. Царь Давид, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Должна ли любовь присутствовать в их игре.
Лист Благовестие пастухам (1634) – настоящее барочное театрализованное действо. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. И первым станет смех Саскии. Давид в отчаянии припадает к груди своего друга, он безутешен. расточил имение свое, живя распутно».
Глаза зрителя невольно приковывает ее контур. Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно. Саския сдержанно улыбается.
Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Художник явно хочет показать хрупкость, эфемерность мифологического существа. Вершиной этой серии мифологических полотен, несомненно, является «Даная», самая прекрасная «одалиска» Рембрандта изумительный пример слияния человечности и поэзии, столь свойственного всему творчеству художника.
175, 5 x 210, 5 см. В лице – доверчивая серьезность супруги, занятой лишь присутствием в себе еще одной жизни. Картина была создана в 1635 году, в самый счастливый период жизни художника. Такие художники, как, например, Рембрандт Харменс Ван Рейн, обладая незаурядным талантом, могли с большой достоверностью передать не только внешность, но даже характер и атмосферу. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
К ногам Христа припадают маленькие дети. С наибольшей степенью выразительности передать эмоции, переживаемые персонажами – вот, что хочет Рембрандт.
Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет— в склянке была серная кислота. Он был счастлив и в семейной жизни и решил создать портрет своей семьи. Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям. Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно. Этот эстамп теперь известен под названием "Трех дерев".
К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Примечательно, что в Евангелии Лука ясно говорит:«.
Невидимая пропасть отделила его от царя и царицы. «Блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях») – знаменитый автопортрет Рембрандта с женой Саскией, на котором они представлены героями библейской притчи о блудном сыне. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. Все это, безусловно, в ней есть.
Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. Нидерланды (Голландия). В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Таков довольно краткий период счастья и довольства художника. Это уже настоящее признание. В обстановке, в которую он поместил их обоих, он мрачен. Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе. В тепло-коричневой глубине фона приглушенно вспыхивают горячие красные тона.
Однако эта гипотеза явно неудачна. Это единственная картина Рембрандта, на которой он изобразил себя с Саскией (есть ещё офорт «Автопортрет с Саскией», датируемый 1636 годом). Мать, дитя, даже колыбель чисто голландские типы XVII века. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый ldquoПортрет жены брата художникаrdquo, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва ldquoПортрет старика в красномrdquo, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Кассель. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Но в Автопортрете с Саскией основная идея – гимн человеческому счастью.
Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина ldquoНочной дозорrdquo (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. В любом городском семействе все мальчики знают по-латыни, а девочки – по-французски.
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Картина «Философ» универсальна по своему воздействию – нельзя предусмотреть ход мысли, понять, в каком направлении сейчас движется сознание. Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка. Его наследие представлено более чем 400 картинами, свыше тысячи рисунков и почти тремя сотнями гравюр. Саскию, с ее большими небесно-голубыми глазами и золотыми вьющимися волосами, еще можно назвать красивой, но чувствуется, что красота эта слегка поблекла после четырех беременностей (только один ребенок выжил) и туберкулеза, ставшего причиной ее смерти в 1642 году.
Всего лишь маскарад. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Но парнишка неустанно рисовал и хотел учиться живописи. Бесшумно соскальзывает покрывало, обнажая женское тело. На коленях у него сидит Саския, тоже в богатой одежде в роли блудницы. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Новая подруга его жизни Сендрикье Стаффельс (ее портрет, написанный в середине 1650-х годов – один из самых поэтичных портретов художника) и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговли картинами и антиквариатом. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени.
1660, Амстердам, Рейксмузеум). 73 x 61, 5 см Эрмитаж, Сюжет картины заимствован из Библии.
Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Нейман, В. Вейсбах и др. ), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание.
На портрете супруги пируют, наслаждаясь жизнью.
Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника.
Он опустил здесь изображение золотых монет, этого мотива продажной любви. В настоящее время находится в Дрезденской галерее.
Какая-то невзрачная доска вряд ли могла служить в таком доме украшением, да притом единственным. Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. На стене изображаемого интерьера, в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. Автопортрет запечатлел все эти изменения.
И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Перед вами юный Рембранд, автопортрет. Мягкий свет свечи моделирует формы фигур и предметов, расположенных на переднем плане. С лёгкой иронией смотрит он поверх голов господ хирургов.
Портрет Саскии должен ласкать и радовать глаз, он должен быть праздником для созерцающего. Сложная жизнь цвета воспринимается, как аккомпанемент к человеческим переживаниям. Да, поскольку они примеряют на себя образы героев легенд и так же легко с ними расстаются. Двадцатидевятилетний Рембрандт, с выбивающимися из-под шляпы распущенными локонами подкрашенных черных волос, опускающихся к плечам и закрывающих шею, сел боком к зрителю, слегка откинулся назад (то есть спиной вправо) и полностью повернул к нам свое грубоватое безбородое лицо, проясненное щедрой улыбкой, как бы предлагая разделить с ним безмерную радость. блудного сына, пирующего с куртизанкой. На картине Вирсавия (1654, Париж, Лувр) женщина, которую царь Давид увидел купающейся и полюбил за необыкновенную красоту изображена не в момент купания, столь часто избиравшийся художниками для рассказа этой истории и вовсе не красивой.
В таком случае нет оснований удивляться роскошной одежде молодого человека, ведь «блудный сын» ушел из богатого дома. Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного.
Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. О том, что на картине изображён именно Рембрандт говорят другие автопортреты знаменитого художника, черты лица на которых практически идентичны с чертами лица человека, который изображён на этом полотне.
На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К. Бюст прибыл в Оутлендский дворец в июле 1637 года и был восторженно принят «не только за мастерство исполнения, но и по причине чрезвычайной схожести с обличием короля». К этому времени мельница работала в полную силу и дела отца шли на удивление хорошо. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист ldquoХристос исцеляющий больныхrdquo или ldquoЛист в сто гульденовrdquo, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж ldquoТри дереваrdquo, офорт, 1643). Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже "восточные" одежды натурщиков. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого.
В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. А потому любой трактир для них может стать дворцом, где на дивном пиршестве жизни все счастливы и веселы. Размеры картины: 161х131. Лишь чудесный блеск света освещает переливающиеся нежными тонами тело женщин Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх.
Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Как уже указывалось выше, некоторые исследователи предполагают, что в картине запечатлено одно из похождений «блудного сына». Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши.
К теме блудного сына художник вернется год спустя в офорте «Возвращение блудного сына» и 31 год спустя – в финальной картине «Возвращение блудного сына». Вот таким образом он решил создать семейный портрет. Рембрандт. Он пока работает «для себя», но к 1630 году уже начинает получать заказы.
И она сохранила те черты ребенка, за которым хочется ухаживать. Картины Рембрандта лейденского периода (1625–1631) тоже принадлежат этому течению. Сейчас он достанет им до верхнего края полотна. Красавица. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.
Но Рембрандт проучился недолго — решил стать художником. Холст, масло. Ее художник желает всем и каждому: обе фигуры в композиции повернуты лицами к зрителю и Рембрандт приветствует его своим щедрым жестом и открытым взглядом. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Все окружающее становится его моделью. Пятна света разбросаны по всему холсту, оживляя его живописную поверхность.
Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет в склянке была серная кислота. Вот таким образом своему четвертому сыну он смог дать образование. Эрмитаж. Семья Рубенса вернулась на родину лишь в 1589 году, после смерти отца. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится.
Царь только нервно комкает в руках платок, едва сдерживая чувства. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер. Но сначала был сделан карандашный эскиз, абсолютно не похожий на законченную работу. Также все устойчиво в мире творца.
Позже экспертиза признала мужчину сумасшедшим. В 1630 г. это уже зрелый человек. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция ldquoДанаяrdquo (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. На голове – любимый берет. На его коленях сидит Саския, облаченная в богатую одежду распутницы.
Дела шли все хуже. Историческая перспективане всегда при этом прямо способствуетустановлению истины. Эрмитаж. Первый крупный заказ, полученный Рембрандтом в Амстердаме, – картина Анатомия доктора Тюльпа (1632, Гаага, Маурицхёйс).
Но человек порой задумывается о том, что отвергает художник: например, об утрате смеха. Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка. И вот на этой тихой, хотя и людной улице, поскольку здесь проживал важный в Республике человек – Пенсионарий Бореель, родился их первенец, мальчик, которого 25 декабря 1635 года торжественно отнесли в Олдекерк (Старую церковь). А художник, улыбаясь и придерживая рукой молодую женщину излучает счастье.
И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. Следует вспомнить, что тема «блудного сына» появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду).