Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Однако между мгновенным селфи и автопортретом Рембрандта существует одна большая разница. В целом, автопортреты Рембрандта отличаются мастерством изображения, экспрессивной наглядностью, емким смыслообразующем контентом.
Великолепный мастер автопортрета – Рембрандт. В этом самом последнем из рембрандтовских автопортретов так же беспощадно вскрыты приметы старости – глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу. В автопортретах Рембрандта особенно впечатляет сочетание методичной скрупулезности и смелых технических приемов, считает Бетси Висман, куратор выставки Рембрандта в Национальной галерее, где были представлены шесть автопортретов великого мастера.
Автопортрет (с кистями, палитрой и муштабелем) (1663) В этом автопортрете Рембрандт хочет передать благородство своего занятия, представ перед зрителем с инструментами художника. Рембрандт демонстрирует владение кистью и творческий прорыв, не прибегая к зеркалу. Важным обстоятельством является то, что одежда на художнике характерна для начала XVI века, Рембрандт не только показывал в автопортрете свой статус современникам, но и бросал вызов великим художникам XVI века: Дюреру, Тициану и Рафаэлю. К 1634 году Рембрандт уже написал несколько автопортретов, а предстояло создать много больше. Знакомство с творчеством Рембрандта Харменса ван Рейнаголландскогохудожника, рисовальщика и гравёра, великого мастера светотени, крупнейшего представителя золотого века голландской живописи, мне хотелось бы начать с его автопортретов.
Автопортреты Рембрандта – история жизни художника. Интересно, что автопортрет Рембрандта был пожертвован Национальному тресту вдовой Гарольда Сэмюэла, барона Вичкросского — известного коллекционера голландской живописи, магната недвижимости. Также Рембрандт делает серии гравюр с автопортретами и портретами многочисленных родственников. Такой тюрбан можно встретить на нескольких автопортретах Рембрандта.
Амстердам (1651-1669) Малый автопортрет (1956) Рембрандт выдвинул лицо прямо на передний план, выделенный на темном фоне пучком направленного света. В первые амстердамские годы автопортрет занимает видное место в творчестве Рембрандта изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства, годы постоянного художественного маскарада. Вот как это сформулировала Висман: Автопортреты Рембрандта – это не просто изображение художника. В некотором смысле именно автопортреты Рембрандта, а не другие его произведения сделали его знаменитым, – говорит Джеймс Холл искусствовед и автор книги Автопортрет в истории культуры.
Следующие поколения предали почти полному забвению его искусство. Однако все это купается в свойственной только ему светотени. Для него это была своего рода автобиография, даже если потом портреты продавались. блудного сына, пирующего с куртизанкой. В 1630 г. это уже зрелый человек.
Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. Открытый взгляд персонажей, устремленный на зрителя (кажется, что они приглашают разделить их радость бытия), сияющее лицо Рембрандта, будто достигшего всех жизненных благ, – вот настроение этого полотна. Он пока работает «для себя», но к 1630 году уже начинает получать заказы. Она важна как с точки зрения высокого искусства, так и с точки зрения истории. Одна из гениальных картин мастера на мифологическую тему – «Даная», находящаяся в экспозиции Эрмитажа.
И она сохранила те черты ребенка, за которым хочется ухаживать. На автопортретах, написанных в 53-летнем возрасте, Рембрандт выглядит гораздо старше. Перед нами предстает полный желания творить, настоящий мастер Рембрандт. «Автопортрет в возрасте тридцати четырёх лет»1 написан Рембрандтом в 1640 году. Он был отличным рисовальщиком и гравером.
Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Бугристый шишковидный нос, по позволяет предположить у художника ринофиму (rhynophima – наличие ярко-красных мягких узловых разрастаний кожи носа с обезображиванием его). Живописи Рембрандта стала доступна духовная жизнь человека в пространстве времени. «Пир у Эсфири» на библейский сюжет сложен своей глубокой психологичностью.
Волосы подобраны изящной сеточкой, в ушах висячие серьги. Перед вами юный Рембранд, автопортрет. Лопез, проживавший в Амстердаме с 1637 по 1641 годы, владел и картиной Тициана «Портрет Джероламо (. ) Барбариго», которую, по-видимому, Рембрандт хорошо знал. Но по-прежнему пишет Рембрандт автопортретмолодого человека – себя.
В 1634 году художник женится на Саскии ван Юпенборх. Но парнишка неустанно рисовал и хотел учиться живописи. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. Но сначала был сделан карандашный эскиз, абсолютно не похожий на законченную работу.
К 1628 году он стал настоящим художником. А затем их, естественно, устранить. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Моментально схватывает натуру Рембрандт.
К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына». Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех. Через два года они поженились и некоторое время жили у Гендрика, но через несколько лет Рембрандт купил ставший теперь знаменитым дом на Бреестраат. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Это период его восхождения. В возрасте 35 лет Рембрандт был уже признан в Амстердаме одним из выдающихся художников.
И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Сначала это была латинская школа, а затем университет в Лейдене. Сначала это была латинская школа, а затем университет в Лейдене. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. Вот таким образом своему четвертому сыну он смог дать образование. К этому времени мельница работала в полную силу и дела отца шли на удивление хорошо.
Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. После Рембрандта сам термин «офорт» определяется в первую очередь исходя из его практики и его результатов. При «врачебном осмотре» Рембрандта на автопортрете 1659 года, находящегося в Национальной галерее Вашингтона, поражает вид художника, которому всего 53 года. Носогубная складка грубая, широкая мышцы рта напряжены, опуская углы рта в гримасе. У художника отложной воротник свободно открывает шею.
Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично. Перед вами юный Рембранд, автопортрет. Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками.
Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Он получает заказы на картины от самых влиятельных и богатых голландцев, штатгальтера и представителей семейств Трип («Портрет Марии Трип»), де Графф и Витзен. Рембрандт ван Рейн был всего лишь сыном мельника.
Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. Другой погрудный автопортрет Рембрандта, самый последний из дошедших до нас, написан в год смерти и находится в гаагском музее Маурицхейс (его высота пятьдесят девять, ширина пятьдесят один сантиметр). По этой и по многим другим причинам, картина «Автопортрет с Саскией» считается шедевром мирового значения. Начинается с разгадки – ДЖОКОНДА НЕ УЛЫБАЕТСЯ. Этот поздний автопортрет Рембрандта провозглашает самым сокровенным образом старый девиз Термина – «Я ни перед кем не отступаю». К этому времени мельница работала в полную силу и дела отца шли на удивление хорошо.
Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. Офорт «Автопортрет» Рембрандта — поистине одна из жемчужин коллекции Дальневосточного художественного музея. На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. К 1628 году он стал настоящим художником.
Это жестокий ответ. «Автопортрет с Саскией на коленях» – апофеоз его житейского благополучия.
Подобные внешние черты нередко наблюдаются у лиц, злоупотребляющих алкоголем, хотя за Рембрандтом подобных увлечений замечено не было. Вогнутые зеркала, к слову, были известны с древнейших времен. На одном из первых изображен 22-летний растрепанный юноша с пытливым лицом. Никто не отозвался, никто не подал ему руки помощи в минуты тяжелого испытания.
На голове – любимый берет. Удивительно, как сенатор Дмитрий Александрович Ровинский, помимо государственной службы, собрал самую крупную в мире частную коллекцию офортов Рембрандта. Ими всего семь лет будет наслаждаться Рембрандт.
В нем нет мастерства, в нем нет живописи, в нем – жизнь. Он родился 15 июля 1606 года. Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям. Грязно-малиновые пятна на щеках, красноватый толстый нос.
Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. А художник, улыбаясь и придерживая рукой молодую женщину излучает счастье. Благодаря, в первую очередь, офортам, его слава вышла за пределы Нидерландов, его картины покупают коллекционеры и королевские особы Европы, например, король Англии Карл I. В апреле 1639 года Рембрандт присутствовал на аукционе, когда португальский коллекционер Альфонсо Лопез купил картину Рафаэля «Портрет Бальтасара Кастильоне». Менялись костюмы, прическа, возраст, но облик этого человека, вокруг которого кипели нешуточные страсти – от яркой ненависти до всепоглощающей любви – был всегда узнаваем.
Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев». И он отвечает: никто не умирал, ничто не уходило, была бесконечная щедрость мира. Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника.
В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом.
В 1630 г. это уже зрелый человек. При продолжительном воздействии паров свинца возникают нарушения со стороны различных органов и систем (желудочно-кишечный такт, почки, кроветворная и нервная система). В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов. Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника.
Он родился 15 июля 1606 года. Это было время, когда прижизненная слава художника достигает зенита. Картина рассказывает о внезапно открывшемся предательстве. Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином.
Таков довольно краткий период счастья и довольства художника. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. На первом плане художник, а за ним маленькая пухленькая женушка с небрежно выбившимися волосами на лбу и вокруг овала лица, такая нежная и милая. В настоящее время находится в Дрезденской галерее. У него уже есть ученик Герард Доу, впоследствии очень известный художник. Эти годы – плодотворный период у художника. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины.
Автопортрет запечатлел все эти изменения. Перед нами предстает полный желания творить, настоящий мастер Рембрандт. Офорты поступили в коллекцию Эрмитажа в 1897 году из частного собрания Ровинского. О нем, с трудом подбирая слова, говорит Эсфирь царю Ассуру. Дополнительными основаниями для подобной диагностической гипотезы могли быть пережитые художником жизненные невзгоды (смерть жены, сына, домогательства кредиторов и др).
Один из первых – «Автопортрет» из амстердамского Рейксмузеума, где растрепанный двадцатидвухлетний художник всматривается в свое лицо, пытаясь с помощью светотени передать впервые пробудившееся осознание себя художником. Почти каждый автопортрет давал обильную пищу исследователям и рождал все новые и новые диагностические спекуляции. Красными мазками справа «обозначены височные сосуды».
В нем нет ни старческой немощи, ни творческой возбужденности. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне». Это было время, когда прижизненная слава художника достигает зенита. Приглушенные, блеклые тона портрета еще более подчеркивают мягко-благожелательные, немного усталые черты художника. Но по-прежнему пишет Рембрандт автопортрет молодого человека – себя.
За всю его сложную жизнь, менявшуюся от достатка к нищете и забвению, он напишет около шестисот картин, сделает около двух тысяч (. ) рисунков и триста офортов. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер. Поздняя живопись Рембрандта доводит предмет ее изображения до такого масштаба самовыражения, что заключенное в ней, полное энергии представление о человеческой диалектике заставляет нас в конце концов забыть о самой мотивировке картин, портретов и автопортретов великого живописца. Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками. «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло).
Лишь в XIX веке Рембрандт был вновь открыт. Но он выглядит и печальным, смотрит из-за плеча, нет блеска в глазах.
В Хабаровске в коллекции Дальневосточного художественного музея есть офорт Рембрандта «Автопортрет», который был передан Эрмитажем в 1931 году. Вот таким образом своему четвертому сыну он смог дать образование. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. А на щеках Рембрандта имеется 9 небольших красных пятен, которые он интерпретировал как телеангиэктазии (расширение капилляров). Автопортрет запечатлел все эти изменения. Одной рукой обнимая Саскию, Рембрандт другой поднимает бокал, со смехом оборачивается к зрителю, словно приглашая его принять участие в пиршестве. Это было время, когда прижизненная слава художника достигает зенита. Отсюда родилась еще одна «автопортретная» диагностическая гипотеза – анемия и хроническая почечная недостаточность вследствие свинцовой интоксикации.
Его автопортреты отражают не только возрастные и болезненные черты, но и динамику собственного мироощущения. «Автопортрет в возрасте тридцати четырёх лет» написан Рембрандтом в 1640 году.
Но парнишка неустанно рисовал и хотел учиться живописи. Специалисты не могли упустить столь уникальной возможности проанализировать не только процессы старения Рембрандта, но и попытаться обнаружить на автопортретах какие-либо внешние признаки, позволяющие предполагать наличие физических или душевных недугов у великого голландца. Все окутано воздушным пространством. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. Много лет спустя напишет Рембрант автопортрет с Саскией, которой давно уже нет.
На последующих же автопортретах их вовсе нет. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. А затем их, естественно, устранить. Он получает заказы на картины от самых влиятельных и богатых голландцев, штатгальтера и представителей семейств Трип («Портрет Марии Трип»), де Графф и Витзен.
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. В одном из писем секретарю принца Оранского Константину Хейгенсу он определял свои художественные намерения стремлением выразить «наивысшую и наиестественнейшую подвижность», подразумевая под этим отнюдь не внешнюю динамику образа, а выражение малейшего движения души. Все окружающее становится его моделью. Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином – признак достатка.
Другой портрет того же года более официален. Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. Их привлекали как новизна содержания, так и новаторство живописных приемов Рембрандта. За свою жизнь Рембрандт создал около ста автопортретов — картин, гравюр и рисунков. Вид у них домашний. Он выглядит больным. В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной.
Продолжая диагностический поиск по автопортретам художника, можно обратить внимание на линии кремового цвета в области нижнего века и высказал предположение о наличии у художника ксантелазм (отложение жировых субстанций, в частности холестерина). Фотограф может применить это к фотографии.
В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. Он получает заказы на картины от самых влиятельных и богатых голландцев, штатгальтера и представителей семейств Трип («Портрет Марии Трип»), де Графф и Витзен. Это серьёзная разработка, которая вызовет нападки, но продвинет застоявшееся мировоззрение двух религий. расточил имение свое, живя распутно».
Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Выражение лиц у изображаемых становится более угрюмым и суровым. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. Всем известно, как одевал он свои фигуры и изображения: его тюрбаны, алебарды, рубины достойны, по меньшей мере, удивления, как будто он ищет не красоту, а наоборот, — безобразие. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей).
В углу, в тени, затаился предатель Аман. На картине запечатлены радость жизни, ликование от обладания любимой – составляющие эмоционального состояния живописца этого периода. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Духовное родство автопортретов особенно впечатляет, если вспомнить, что здесь Рембрандт еще не достиг вершины успеха и только собирается жениться, не сознавая, какие испытания уготованы ему в будущем. Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника.
Он пока работает «для себя», но к 1630 году уже начинает получать заказы. Автопортрет написан Рембрандтом в 1640 году. Мироощущение мастера, воплощенное в его поздних произведениях, столь высоко ценимых ныне, осталось непонятным для его современников. Все окружающее становится его моделью. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия.
Теперь она своей лиричностью и теплым золотистым колоритом вновь радует посетителей. Царь только нервно комкает в руках платок, едва сдерживая чувства.
В отличие от кельнского автопортрета, он прост, спокоен и собран. Размеры картины: 161х131. Эти годы – плодотворный период у художника. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
В Вене хранится рисунок Рембрандта с наброском этой картины, где на полях Рембрандт сделал отметку, что картина куплена за огромную по тем временам сумму в 3500 гульденов (по переписке Рембрандта со штатгальтером того же года можно судить, что свои картины Рембрандт тогда оценивал в 600—1000 гульденов). «Возвращение блудного сына» – еще одна из вершин творчества Рембрандта. К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. У него уже есть ученик Герард Доу, впоследствии очень известный художник. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Также все устойчиво в мире творца. Перед этой аллегорией смерти избежать которой никто не в силах, художник дает отпор времени, миру и им самим избранной судьбе – с непостижимой и скрытной усмешкой, с явной издевкой, с триумфирующим спокойствием и иронией, освещенный «золотым сиянием угасающего послеобеденного света». В том же 1632 году Рембрандт познакомился с Саскией ван Эйленбург, родственницей своего домохозяина. Его лицо покрыто морщинами, знак «омеги» на челе.
Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет. Примечательно, что в Евангелии Лука ясно говорит:«. Она полуобернулась к зрителю и спокойно смотрит на нас темными глазами. Автопортрет с Саскией изображен лицом к лицу. Что же касается «красных пятен» па щеках художника, то они заметны только на вашингтонском и отсутствуют на эдинбургском автопортрете, написанных в один и тот же год. По композиции это устойчивый равнобедренный треугольник.