С витражного промысла, поэтому цветное стекло и мозаичные стеклянные картины – еще одна специфика арт-нуво. Женщины на картинах стилистики арт нуво, напротив, умиротворены и спокойны. Выгодно подчеркнуть интерьер можно с помощью картин в стиле арт-нуво. Арт нуво соответствует примерно каждая 3-я картина Морена.
С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Его истоки естественным образом трансформировались из стиля ар нуво. Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. Даже символическое изображение человеческого тела или даже отдельных его частей (например почки) активно применяется в новом стиле, подчеркивая связь человека с природой. Начать с того, что «новобранец», как все более ранние классические стили, стремился к эстетическому благозвучию всех элементов интерьерного ансамбля и требовал авторской разработки предметов мебели и всего декоративного убранства.
Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). В наибольшей степени Арт-Нуво проявляется в поисках современного национального стиля в периоды роста националистических тенденций. Единственное украшение, за исключением врезных драгоценностей, – тонкая горизонтальная линия выпуклых точек в нижней части каждого предмета.
В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de sicle» (букв. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Виктор Орта радикально изменил пространство внутри здания, открыл его. Интерес представляют металлические колонны в интерьере особняка, которые полны орнаментального смысла и одновременно имеют конкретную функциональность. Родоначальником модерна считается Англия— старейшая страна капитализма.
Отсюда выработалось кредо последователей Ар Нуво: искусство ради искусства. Он родился в Бельгии, в Генте, 6 января 1861 года. Высшие художественно-технические мастерские были открыты в Москве 29 ноября 1920 года. Комнаты особняка были просто залиты светом.
Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. Это течение формировалось в разные годы, в разных странах и различными художниками, как правило, не знавшими друг друга, но связанными общими идеалами и идеями. Вот таким образом в таких интерьерах не лишними будет и китайская или японская живопись.
В США – Стиль Тиффани в честь легендарного Favrile glass художника Луиса Комфорта Тиффани. Состоял из основного (общеобразовательного) отделения и факультетов: архитектурного, скульптурного, живописного, полиграфического, деревоотделочного, металлообрабатывающего и текстильного. Создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и в частности языческой, дохристианской истории (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Уильям Моррис (1834 – 1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (англ. ) (1851 – 1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике. Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи.
Первая мировая Война вытеснила эту чувственность. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Набор символов — причудливые цветы, морские редкости, волны. Здание полностью отвечало запросам владельца и даже превосходило их. Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. Для света— белая бумага, для тьмы— черная тушь.
Стильмодерн ар нуво, «тиффани» (по имени Луиса Комфорта Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» во Франции, «югендстиль» в Германии, «стиль Сецессион» в Австрии, «модерн стайл» в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, "еловый стиль" (Style sapin) в Швейцарии. )получил распространение в 1918-1939 годах во Франции, отчасти в других европейских странах и США. В архитектурных формах и живописи преобладаютизвилистые линии, необычное сочетание дорогих и экзотических материалов изображение фантастических существ, формы волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных женщин. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. После 1910 значение модерна стало угасать. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты.
Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли— автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга». Будучи ещё совсем молодым человеком, он работал во Франции, у архитектора Ж. Дюбуйссона. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы. Его особенностью было и остается наличие композиционного центра интерьера. «новое искусство»), модерн (moderne – современный), югендстиль (нем. Отсюда и противоречивые сочетания прогрессивных и классических форм в рамках одного стиля.
Лоренцль (Австрия). Например The Studio впервые публикует линеарные символические рисунки Обри Бердслея (1872-1898), созданные как иллюстрации к произведению Оскара Уайльда Саломея (1894). Любое самое прозаическое содержание может быть представлено в высокохудожественной форме. Его учителем был А. Бала.
Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона»9. Однако его чаще всего называют Арт Нуво после создания Зигфридом Бингом (1838-1905) галереи de LArt Nouveau ("Дом нового искусства") с магазинами и художественными мастерскими в Париже в декабре 1895 года. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. «новое искусство») или «fin de sicle» (фр.
Потом появился ряд домов в Брюсселе, а также особняк Тасселя. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике. В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России. Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Графика Бёрдсли— классика модерна. В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни.
Еще один крупный центр дислоцировался в Австрии и Венгрии, где назывался Сезессионстил. Art nouveau, «Новое искусство», а в русской критической мысли «модерн») – один из последних «больших» стилей, вдохновленных искусством и получивших свое яркое самобытное выражение в архитектуре, предметном и интерьерном дизайне. Натуральные растительные формы и мотивы приобретают все большую роль в новом стиле. Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления.
«конец века») в Англии— «современный стиль» (англ. Широкую известность приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность.
ВХУТЕМАС, первоначально (до 1921 года) – Свободные художественные мастерские, основаные в 1918 в Москве на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского художественно-промышленного училища. Первой самостоятельной работой Виктора Орта стали три дома в родном городе Гента. Для этого стиля характерны ассиметричные, волнообразные закругленные и плавные линии. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» – по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв.
Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей. Les Vingt, как и большинство художественных сообществ по всей Европе и Америке, отметили ведущие теоретики 19-го, такие, как французский неоготический архитектор Эжен-эммануэль Виоллет-ле-Дюк (1814-1879) и британский арт-критик Джон Рескин (1819-1900). Период раннего развития модерна принято называть модернизмом. Источником этой «новой формы» стали природа и женщина. И это МОДА.
Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма. С середины 1920-х годов он резко меняет направление своего творчества. Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель. Конструкции стиля— часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде.
Первые произведения Арт Нуво появились в 1893 году при оформлении особняка Тасселя в Брюсселе Виктором Орта (1861-1947). Ар-нуво (фр. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Виктор Орта начал своё обучение в консерватории города Гента, однако интерес к изобразительному искусству и архитектуре оказался сильнее привязанности к музыке и позднее он поступил в академию художеств на архитектурное отделение. Также Pavillon Bleu – ресторан рядом с Pont dIena у подножия Эйфелевой Башни работы Гюстава Бови (1858-1910). Он заменил перегородки хорошо выполненными металлическими конструкциями.
В Германии это был Югендштиль (молодежный стиль с легкой руки популярного журнала Die Jugend). В Испании он был Модерниста в честь модернистского движения в Барселоне и его главного сторонника архитектора Антонио Гауди (1852-1926).
Он отличался новизной — в его внешнем виде отсутствовали черты прежних исторических стилей. Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики2. Учрежден в Москве в 1926-27 на базе ВХУТЕМАСа. В Бельгии он назывался Стиль Нуиль или Стиль куп де фйе.
Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели. В декабре 1985 года немецкий арт-дилер Зигфрид Бинг (Siegfried Bing) открывает на rue de Provence в Париже галерею Art nouveau, позаимствовав для названия выражение из статьи художественного критика Эдмонда Пикара (Edmond Picard).
Возникновение Арт-Нуво было сложным явлением, которое объединило самые разнообразные факторы во всех странах, где оно развивалось. В 1896году в Мюнхене начал выходить журнал «Югенд». Это было первое архитектурное сооружение, выполненное в стиле Арт Нуво, а вслед за ним последовали декорации Обри Бердсли (1872-1898) к пьесе Оскара Уайльда "Саломея". Здесь выставляются работы Ван де Вельде, Родена, Тулуза-Лотрека и Тиффани.
Но в большей степени это модерн с примесью неоклассицизма. В России он назывался Стиль модерн. Символом Art Deco в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Отчасти вдохновлённые«Русскими сезонами» Дягилева искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Двери стиля модерн— прямоугольные, часто арочные. Линия приобрела удивительную силу.
art nouveau, букв. Нельзя сказать, что его произведения особенно выделялись в общем стиле модерн. П. Беренс пришел на должность «художественного директора» фирмы имея за плечами большой опыт строительства архитектурных сооружений, проектирования мебели, посуды, текстиля (рис. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.
В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов13. Особняк Тасселя это воплощение богатой фантазии и художественного вкуса его создателя. Деятельность формалистов во ВХУТЕМАСе вела к развалу и ликвидации художественного образования.
Однако проникшие к руководству ВХУТЕМАСа формалисты применяли в нем уродливые методы обучения, препятствовавшие развитию творчества молодежи в духе реализма и национальных традиций (пропаганда формализма под видом пролетарского искусства, создание мастерских по вульгарному ремесленно-технологическому принципу). «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Работы других влиятельных художников-графиков, включая Альфонса Муху, Жюля Чере и Анри де Тулуз-Лотрека, чье яркое искусство плаката часто превозносит роль женщины, согласно принципу сообщества Бель-Эпок (belle poque society) – femme nouvelle (новая женщина, отвергающая традиционные идеалы женственности, семьи и подчинения). Многое модерн также взял от искусства стан Азии.
Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Павильон Union Centrale des Arts Dcoratifs (Объединения декоративно-пригладного искусства) отражал стремления к возрождению и модернизации декоративного искусства в качестве экономического стимула и выражения национальной самобытности. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича». Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. ВХУТЕМАС включал восемь факультетов: печатно-графический, живописный, скульптурный, деревоотделочный, архитектурный и факультет металлообработки. В обеих работах художники акцентируют внимание на волнообразных линиях.
Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Создание же определенного лица фирмы (архитектурный облик сооружений, шрифт реклам и т. п. ) было только одним из средств для достижения этой цели. В особняке Тасселя, Виктор Орта впервые применил линию, названную «удар бича», которая стала образным выражением напряжённого духа времени того периода, а её изящество — образцом графического искусства и стилизации в окнах и витражах зданий стиля модерн.
Арт Нуво Бинг представил серию из шести интерьеров, вдохновленных искусством символистов. Хотя галерее приписывают популяризацию движения и связывают его с именем Бинга, стиль модерн достиг международной аудитории главным образом и посредством тиражной графики (издания Савой, La Plume, Jugend, Dekorative Kunst, Желтые страницы и The Studio).
Такие полотна, как: Апафеоз истории славянства, Праздник Свентовита, Славянский праздник под липою и многие другие заняли своё почётное место в истории высокого искусства. Простите, не удержалась от комментария. Стиль становится актуальной темой творческих дискуссий – между Веной и Глазго в лице Отто Вагнера (Otto Wagner) и Шарля Ренни Маккинтоша (Charles Rennie Mackintosh), между Парижем и Брюсселем в лице Эктора Гимара (Hector Guimard) и Виктора Орта и т. д. Началась новая эра графики. Там же он позаимствовал и пристрастие к созерцанию тварей и творений природных.
И никаких полутонов. Окна— прямоугольные, удлинённые вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна»— широкие, наподобие витрин. 60). В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de sicle» (букв.
С 1897 года Виктор Орта начал преподавание в этой академии, а в 1927 году он её возглавил. Мода на определенный тип женщин. Различные мануфактуры и предприятия продемонстрировали образцы инновационного направления. Арт Деко (ар-деко) – популярное течение в международном декоративном искусстве 1925-1939 годов. На формирование пластического тезауруса стиля также большое влияние оказали элементы неготической архитектуры, в частности, работы Артура Макмёрдо (Arthur Heygate Mackmurdo) и Эжена Виолле-ле-Дюка (Eugne Viollet-le-Duc).
Однако в программах и практике обучения ВХУТЕИНа еще сохранялись элементы формализма. Впервые демонстрируются уникальные проекты, включая Porte Monumentale entrance – продуманная инженерная конструкция полихромного купола с электрической подсветкой, спроектированная Рене Бине (1866-1911). Типичными для работ Ар Нуво мотивами становятся изображения вьющихся водных растений (лилии, кувшинки) изображения женских фигур со струящимися волосами, Активно используются необычные для того времени формы: круг, овал, квадрат. «Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л. Райта14. Это кредо послужило основой неповествовательных картин, например, Ноктюрнов Вислера. Это направление в искусстве известно в разных странах под названиями: стиль модерн, Le Style Guimard, Le Style Metro, Style 1900, Jugendstil, Stile Floreale, Stile Liberty, Sezessionstil, Modernisme Nieuwe Kunst и Tiffany Stile.
Классическими представителями Art Deco в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Именно их «безделушки» прозвучат триумфально на Парижском салоне 1900 года и навсегда останутся эталонами ар-нуво в общекультурном европейском сознании. Недаром многие считают его первым дизайнером в настоящем смысле этого слова.
В формах — подчеркнутая асимметрия. Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму. ВХУТЕИН – Высший государственный художественно-технический институт.
Важнейшим событием в художественно-технической жизни того времени было приглашение Петера Беренса художественным директором Всеобщей электрической компании (АЭГ), монополизировавшей производство электрических ламп, электроприборов, электромоторов и т. п. на всем западном полушарии. Естественные и органические извилистые линии отражают вечную изменчивость природы. Стены помещений покрывались не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Эта продукция не имела прообразов, даже отдаленных. Термин модерн, впервые упомянут в 1880-х годах в бельгийском журнале LArt Moderne, описывающем работы Les Vingt – двадцати художников и скульпторов, стремившихся к реформам через искусство. В 1926-1927 ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН.
В Германии и СССР ар-деко превращаетсяиз модерна в«новый ампир». Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. modern style) в Германии— «югендштиль» (нем. Jugendstil— «молодой стиль»— по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Jugend) в Австрии, Чехословакии и Польше— «сецессион» (нем. Secession— «отделение, обособление») в Шотландии— «стиль Глазго» (англ. Glasgow style) в Бельгии— «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884) в Италии— «либерти» («стиль Либерти») в Испании— «модернизмо» (исп. modernismo) в Нидерландах— «Nieuwe Kunst» в Швейцарии— «еловый стиль» (style sapin) в США— «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в России— «модерн». Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. Jugendstil – «молодой стиль») – художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX – начале XX века.
Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. И этот чайный сервиз является самым выдающимся примером геометрического направления. Стиль ар-деко не всегда было принято обозначать как самостоятельный. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов).
Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов», философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре1. Среди преподавателей было много формалистов. Тем не менее, эпицентром легендарного французского ар-нуво, чувственного и натуралистичного, становится город Нанси, где работают Эмиль Галле (mile Gall), стеклодувы братья Даум (Daum), мастер витража Жак Грюбер (Jacques Grber), декоратор Луи Мажорель (Louis Majorelle).
«конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» – нем. Новое символическое значение в стилизованных формах приобретают животные, насекомые, рептилии.
Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные6. Не отказываясь от золота, ювелирный стиль ар-нуво среди излюбленных материалов выделял полудрагоценные непрозрачные камни, такие как опал, лунный камень, бирюза, а также жемчуг, эмаль, слоновую кость. Многие художники этого стиля (или периода) были очарованы восточной живописью – на картинах того же Густава Климта мы часто видим персонажей в китайских или японских одеждах. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне12.
Далее он продолжил обучение в Брюсселе, в академии изящных искусств. Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна— «югендстиль». В различных странах стиль имел разные названия: во Франции— «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв.
Стиль Ар Нуво исторически связан с Францией. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции.
Этому стилю свойственны изысканность, утонченность, одухотворенность изменчивость. Ар-нуво (от фр. Стиль модерн обратился также к элементам традиционного японского искусства (японизмы), которые заполонили западные рынки, в основном в виде ксилографических оттисков.
Фирма поставляла восточную керамику и текстиль эстетствующей лондонской знати в 1870 году и производила в английской версии модерна серебряные изделия на основе так называемого Кельтского Возрождения Кимрик и Тутрик (серебро Арчибальда Нокса, 1864-1933). В основе стиля — тезис, согласно которому форма в искусстве важнее содержания. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Здесь его называли по-разному: стиль Жюля верна, Le Style Mtro (после того, как Гектор Гимара сделал из железа и стекла входы в метро), Art belle Epoque и Искусство fin de sicle (конца века).
Эти детали важно обозначить, так как буфет, как предмет мебели, отличается максимально традиционной формой во все времена— изменить ее было не под силу даже такому «своенравному стилю», как модерн. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Стиль Арт-Нуво появился в начале 1890-х годов и быстро распространился в Европе и Америке.
Своей экзальтированной эстетикой причудливо переплетающихся органических мотивов ар-нуво, победоносно преобразившее урбанистическую и жилую среду крупных европейских и американских городов на рубеже XIX и ХХ столетий, обязано сразу нескольким английским художественным направлениям – прерафаелизму, эстетизму и «Искусствам и ремеслам» Уильяма Морриса. Роскошная мебель с инкрустацией позолоченными литыми вставками представлена ведущими краснодеревщиками Жорж-де-Фье (1868-1943), Луи Мажорелем (1859-1926), Эдуардом Колонна (1862-1948) и Эженом Гайар (1862-1933). Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть— буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трёх- или четырёхстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками). Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. (Или кто-то просто очень хотел его закрыть. ) В 1930 ВХУТЕИН был закрыт. Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа или кожа акулы или зебры, редкие породы дерева, серебро). Например, во Франции использование асимметричных и витиеватых форм и чувственных образов стиля Рококо одновременно служило связующим звеном Арт-Нуво с периодом расцвета мастерства ремесел и декадентской экстравагантности.
Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета. С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение от декоративности «растительного» модерна, с другой – конкурировал с эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм. Это могут быть растения и цветы изображающиеся в стилизованной форме.