Из художников направление арт нуво поддерживали Константин Сомов, Куно Амье, Леон Бакст, Густав Климт, Ян Тороп и Шарль Морен. Работы в стиле арт-нуво Эрте – одного из самых успешных художников ХХ века Романа Петровича Тыртова : поверхность бронзовых женских фигурок покрывалась цветной патиной, позолотой и серебром. Не зря арт нуво провозгласили стилем художников и вообще людей искусства. Для того чтобы проникнуться настроением Арт-нуво, понадобиться также творчество Чешского художника Альфонса Мухи.
Однако оп-арт так и не стал массовым движением в искусстве и дизайне, каковым был поп-арт. Абстрактные визуальные эффекты отлично подходили для рекламы и дизайна интерьеров – пример тому – большие настенные пано известные как «Суперграфика». Может, все-таки, существует женщина-человек. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы.
Также Pavillon Bleu – ресторан рядом с Pont dIena у подножия Эйфелевой Башни работы Гюстава Бови (1858-1910). Мотивы природы используются различными способами. В обеих работах художники акцентируют внимание на волнообразных линиях.
Простите, не удержалась от комментария. Это кредо послужило основой неповествовательных картин, например, Ноктюрнов Вислера. В 1896году в Мюнхене начал выходить журнал «Югенд». Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей.
Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна— «югендстиль». Оп-арт (1965-1973) Стиль в абстрактном искусстве и графике, возникшей в Европе и, позднее, в США в 1960-х гг. Другие международные выставки с большим количеством представленных на них произведений Арт Нуво проходили в Чикаго (1893), Турине (1902), Сен-Луи (1904) и Милане (1906). Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. Линия приобрела удивительную силу.
К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. Он сочетает традиции древнегреческой и древнеримской архитектуры с традициями Ренессанса. Однако его чаще всего называют Арт Нуво после создания Зигфридом Бингом (1838-1905) галереи de LArt Nouveau (Дом нового искусства) с магазинами и художественными мастерскими в Париже в декабре 1895 года. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка.
Бабочки, стрекозы, цикады, пауки стали изысканными и неповторимыми. Для света— белая бумага, для тьмы— черная тушь. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные6. Ориентация на женщин, готовых при любом удобном случае скинуть перед камерой одежду.
Павильон Union Centrale des Arts Dcoratifs (Объединения декоративно-пригладного искусства) отражал стремления к возрождению и модернизации декоративного искусства в качестве экономического стимула и выражения национальной самобытности. Луи Комфорт Тиффани продает свои произведения в Париже через Бинга. Экзотические породы деревьев из различных колоний стали определять стиль Арт Нуво.
Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Это четко отделило Арт Нуво от его предшественника – направления Искусства и Ремесла. Вдохновением для нового стиля служили различные источники и в большинстве своем объекты Арт Нуво в высшей степени эклектичны. Обосновавшиеся в Нанси дизайнеры Эмиль Галле и Луи Мажорель открывают магазины во многих больших городах, включая Лондон. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы. В Бельгии он назывался Стиль Нуиль или Стиль куп де фйе.
Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель. В Испании он был Модерниста в честь модернистского движения в Барселоне и его главного сторонника архитектора Антонио Гауди (1852-1926). Стены помещений покрывались не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли— автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга». Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть— буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трех- или четырехстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками). Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов», философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре1. И это МОДА.
Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. Быть может, наиболее важным методом использования природы в искусстве была эволюционная модель. И что бы это значило.
Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета. Роскошная мебель с инкрустацией позолоченными литыми вставками представлена ведущими краснодеревщиками Жорж-де-Фье (1868-1943), Луи Мажорелем (1859-1926), Эдуардом Колонна (1862-1948) и Эженом Гайар (1862-1933). Например The Studio впервые публикует линеарные символические рисунки Обри Бердслея (1872-1898), созданные как иллюстрации к произведению Оскара Уайльда Саломея (1894). Надо отметить, что наибольший вклад в развитие ювелирики в стиле «арт нуво» внесли художники Франции и США.
И никаких полутонов. Окна— прямоугольные, удлинённые вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна»— широкие, наподобие витрин. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне12. «новое искусство») или «fin de sicle» (фр.
Здесь его называли по-разному: стиль Жюля верна, Le Style Mtro (после того, как Гектор Гимара сделал из железа и стекла входы в метро), Art belle Epoque и Искусство fin de sicle (конца века). Естественные и на редкость органичные извилистые линии создают впечатление вечно изменчивой природы.
Это было первое архитектурное сооружение, выполненное в стиле Арт Нуво, а вслед за ним последовали декорации Обри Бердсли (1872-1898) к пьесе Оскара Уайльда Саломея. Работы других влиятельных художников-графиков, включая Альфонса Муху, Жюля Чере и Анри де Тулуз-Лотрека, чье яркое искусство плаката часто превозносит роль женщины, согласно принципу сообщества Бель-Эпок (belle poque society) – femme nouvelle (новая женщина, отвергающая традиционные идеалы женственности, семьи и подчинения). Очень яркий след этот стиль оставил и в ювелирном искусстве. Например, во Франции использование асимметричных и витиеватых форм и чувственных образов стиля Рококо одновременно служило связующим звеном Арт Нуво с периодом расцвета мастерства ремесел и декадентской экстравагантности. Извилистые кривые – характерная особенность стиля – были получены, в частности из ботанических исследований и исследований глубоководных форм жизни таких ученых, как немецкий биолог Эрнст Генрих Геккель (1834-1919), написавшего в 1899 году труд Kunstformen der Natur (Художественные формы в Природе).
Согласно эволюционной теории, человек – это его часть. Конечно, «Новое Искусство» прошлось по всей Европе, не исключая Российскую Империю, но именно французы довели украшения арт-нуво до абсолюта, а американцы сделали из их труда правильные выводы (деньги). Родоначальником модерна считается Англия— старейшая страна капитализма. В США – Стиль Тиффани в честь легендарного Favrile glass художника Луиса Комфорта Тиффани. Другие публикации, в том числе Флористический Орнамент (1849) Готического Возрождения Августуса Уэлби Нортмор Паджин (1812-1852) и Грамматика Орнамента (1856) британского архитектора и теоретика Оуэна Джонса (1809-1874), предвосхищали Природу как основной источник вдохновения для целого поколения художников, стремящихся вырваться из оков старых стилей. Les Vingt, как и большинство художественных сообществ по всей Европе и Америке, отметили ведущие теоретики 19-го, такие, как французский неоготический архитектор Эжен-эммануэль Виоллет-ле-Дюк (1814-1879) и британский арт-критик Джон Рескин (1819-1900).
Впервые демонстрируются уникальные проекты, включая Porte Monumentale entrance – продуманная инженерная конструкция полихромного купола с электрической подсветкой, спроектированная Рене Бине (1866-1911). Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Первые произведения Арт Нуво появились в 1893 году при оформлении особняка Тасселя в Брюсселе Виктором Орта (1861-1947). Америка традиционно переплавила достижения мастеров Англии и Франции, сочетая местные мотивы американских колонистов и туземных индейских племен. И этот чайный сервиз является самым выдающимся примером геометрического направления.
Змеи с гибкими телами и радужной чешуей служили символом вечности и сексуальности. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. В России он назывался Стиль модерн. Всемирную выставку в Париже в 1900 г. посетило более 51 миллиона человек.
Мода на женскую фигуру. Многие объекты Арт Нуво и объединяют человеческие формы с миром природы.
Но стиль арт нуво не ограничивался рисунком. Началась новая эра графики. В формах модерна преобладал— отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую.
Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона»9.
Начиная с 1880 года вплоть до Первой Мировой Войны, Западная Европа и США становятся свидетелями развития стиля модерн (Новое Искусство). Двери стиля модерн— прямоугольные, часто арочные.
Возникновение Арт Нуво было сложным явлением, которое объединило самые разнообразные факторы во всех странах, где оно развивалось. Эти детали важно обозначить, так как буфет, как предмет мебели, отличается максимально традиционной формой во все времена— изменить ее было не под силу даже такому «своенравному стилю», как модерн.
Отсюда выработалось кредо последователей Ар Нуво: искусство ради искусства. Следуя теориям Дарвина, многие дизайнеры считали природу подходящей моделью для дизайна. Излюбленной техникой была эмаль, для изготовления которой использовались старые техники и изобретались новые. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов. 13 Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму.
Графика Бёрдсли— классика модерна. Еще один крупный центр дислоцировался в Австрии и Венгрии, где назывался Сезессионстил. Стиль модерн обратился также к элементам традиционного японского искусства (японизмы), которые заполонили западные рынки, в основном в виде ксилографических оттисков.
Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Фирма поставляла восточную керамику и текстиль эстетствующей лондонской знати в 1870 году и производила в английской версии модерна серебряные изделия на основе так называемого Кельтского Возрождения Кимрик и Тутрик (серебро Арчибальда Нокса, 1864-1933).
Хотя галерее приписывают популяризацию движения и связывают его с именем Бинга, стиль модерн достиг международной аудитории главным образом и посредством тиражной графики (издания Савой, La Plume, Jugend, Dekorative Kunst, Желтые страницы и The Studio). Мода на определенный тип женщин. В Германии это был Югендштиль (молодежный стиль с легкой руки популярного журнала Die Jugend). Арт Нуво Бинг представил серию из шести интерьеров, вдохновленных искусством символистов. Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели.
Боз-арт (1885-1920) – зародился во второй половине XIX века в парижской Школе изящных искусств, коснулся он архитектуры, дизайна интерьеров, мебели и тканей. Благодаря международным выставкам огромное количество людей знакомится с Арт Нуво. Бриллианты использовались лишь в качестве подсвечивающего фона, как «обертка» для цветных камней.
Конструкции стиля— часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). И при чем здесь ню-фото.
Различные мануфактуры и предприятия продемонстрировали образцы инновационного направления. Стиль Ар Нуво исторически связан с Францией. В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. Поскольку такая обложка принадлежала книге, посвящённой архитектуре и купленной, вероятно, многими британскими архитекторами, она оказала сильное воздействие на создание изгибов и форм архитектурного стиля ар-нуво7.