Арль был небольшим городом — во времена ван Гога в нем жило около 25 000 жителей. Ван Гог написал в Арле более 200 живописных произведений. Van Gogh Walk это галерея картин Ван Гога его жизни в Арле. Ван Гог жил в Арле с 1888 по 1889 годы, здесь он создал одни из самых значимых своих шедевров, здесь его живопись приобрела своё своеобразие, здесь же он впервые перенёс приступы болезни, после которой уже так никогда и не оправился и был помещён в психиатрическую лечебницу. По видимому, Ван Гог застал такое же зрелище и подарил нам картину «Зрители в Арлезианском амфитеатре».
Арль – это прежде всего Ван Гог. Слава откладывала визит к художнику и он был вынужден согласиться на предложение Тео ван Гога, который обещал Полю выплачивать по 150 франков за то, что тот поедет в Арль и будет жить в одном доме с его братом Винсентом. Свои впечатления Ван Гог воссоздал на полотне«Les Arnes», в России эта картина известна под названием «Зрители на арене в Арле», ее можно увидеть в Эрмитаже.
Во время пребывания в Арле Ван Гог нарисовал свою спальню. Пожалуй, самая печальная утрата Арля — знаменитый Желтый дом на площадиЛамартин, где располагалась мастерская Ван Гога. В Арле он написал более 180 своих работ и именно здесь произошел известный случай с «ухом Ван Гога», когда в октябре 1888 года к художнику приехал друг Поль Гоген.
Но в творческом плане жизнь ван Гога в Арле оказалась на редкость плодотворной. Арльский период в жизни и творчестве Ван Гога длился недолго, но он был самым плодотворным в его жизни. Арль в первую очередь знаменит тем, что Ван Гог нарисовал здесь прославленную картину «Красные виноградники в Арле». В туристическом офисе Арля можно взять карту экскурсионного тура, который проведет вас по различным достопримечательностям Арля, связанным с Ван Гогом и его шедеврами: «Звездная ночь над террасой кафе Rhoneand наPlace du Forum, Арль ночью и др. Хотя, ни одна из работ Ван Гога не выставлена в Арле и прожил он здесь совсем не много именно Арль, стал звёздным часом Ван Гога.
Позже, жителями Арля была написана петиция, результатом которой стал перевод Ван Гога на жительство в монастырь Сен-Реми-де-Прованс. На улочках Арля расположено множество маленьких кафе, одно из них было запечатлено Ван Гогом и сегодня является обязательной частью любой экскурсионной программы. В январском номере журнала «Меркюр де Франс» в 1890 году появилась первая критическо-восторженая статья про картину Ван Гога «Красные виноградники в Арле» за подписью Альбера Орье.
Вообще, Мари повезло, ведь она позировала не только Ван Гогу, но и Полю Гогену, когда тот приехал в Арль осенью 1888 года — это Мари Жино изображена на картине Гогена «Кафе в Арле».
Помимо этого, он посещал городские музеи и галереи, любуясь работамиЖана-Франсуа МиллеиЖюля Бретона. Там же он получал уроки рисования. В 1880 году Винсент поступает в Брюсселе в Академию художеств. А начинался этот год с наилучших предзнаменований, с той первой, единственной и неожиданной продажи его картины Красные виноградники в Арле. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.
Винсент старается возместить эти деньги и – как он стал делать с 1884 года – посылает ему свои картины и снова забрасывает письмами. За свою жизнь Ван Гог продал лишь одну картину (Красные виноградники в Арле), а ровно через сто лет на аукционе Кристи в Нью-Йорке его Портрет доктора Гаше был куплен за 82, 5 миллиона долларов (рекорд среди живописных произведений). На юг, в Арль Винсент перебрался в 1888 году. «Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны», – признается он в письме к брату. Винсент Ван Гог был впечатлен спектаклем, он отметил красоту и талант актрисы, блиставшей в этот вечер на сцене, а в письме своему брату сообщил: «После увиденного я впервые за долгое время спал без кошмаров».
А 22-е число того же месяца стало важной датой в жизни Ван Гога: в Арль прибывает Поль Гоген, которого неоднократно приглашал Винсент (в конце концов его убедил Тео), приняв предложение разместиться в Желтом домике. Например, серия из трех картин «Спальня в Арле», о которой художник писал: «Вид картины должен успокаивать мозг, вернее сказать, воображение. В январском номере журнала «Меркюр де Франс» появилась первая восторженная критическая статья о его творчестве за подписью Альбера Орье. Двери лиловые. Античная арена – один из самых древних амфитеатров во всем наследии Древнего Рима.
Сюда приходили писать картины Ван Гог и Гоген. Пребывание Ван Гога в Арле окрестили «арльским периодом» и расцветом творчества художника.
Увы, заключительная. В феврале 1888 года он отправляется в сторону Арля, в теплые объятия Прованса. Трудно сказать, действительно ли подобный колорит способен успокоить воображение. Ван Гога, в свою очередь, бесило нежелание Гогена принять идею коллективного направления во имя будущего живописи. О том, насколько разным было восприятие художников окружающей действительности, можно понять, сравнив полотна Ван Гога и Гогена, написанные ими в Алискампе — древнем некрополе Арля.
Это холм Монмажур (Montmajour), где расположено аббатство Святого Петра. Именно он и прославил новейшую историю Арля, хотя сам город был неласков к Ван Гогу при его жизни (местные жители боялись художника, считая его буйнопомешанным), да и после смерти великого живописца в местных музеях не найти ни одной из его работ. Сергей, а у меня об этом городе осадочек остался. Каждая картина голландца – мудрая притча о мире и человеке, о смысле и красоте жизни.
В начале мая он снимает за пятнадцать франков в месяц четыре комнаты в здании на площади Ла-Мартин, у въезда в город: это знаменитый Желтый домик (разрушенный во время Второй мировой войны), который Ван Гог изображает на одноименном полотне, ныне хранящемся в Амстердаме. «Вокруг, куда ни бросишь взгляд, все просится на картину», – прав ли был Ван Гог, может проверить каждый, кто побывает в Арле. Но то было меньшее горе, чем падение камеры. А Ламбри как всегда спасибо. Винсент пойдет как по первому, так и по второму пути, но в обоих случаях потерпит неудачу. Арль, как и весь Прованс, неразрывно связан с Ван Гогом.
Так же написаны ограждающие поле деревья, уходящие к горизонту. У меня от этого города мало чего есть. Умывальник — оранжевый, таз — голубой. Древность оставила Арлю немало туристических достопримечательностей: древнеримский амфитеатр (рассчитанный на 25 000 зрителей), монастырь и церковь святого Трофима (этот святой был уроженцем Арля и первым его епископом), древнеримский театр, античный некрополь, римские термы, ратушу (построенную в 1672 году самим Мансаром)и даже египетский обелиск. Также в Арле был музей — особенно славилась находящаяся в нем статуя «арльской Венеры». Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах (Жёлтый дом (1888), Кресло Гогена (1888), «Жатва.
Отель был двухэтажным, с небольшой террасой на крыше и балконом на первом этаже. «Красные виноградники в Арле» стали итогом одной прогулки, описанной художником в письме брату Тео. С ней у Винсента возникает короткий роман: художник делает с нее красивый портрет изображая ее сидящей за одним из столиков собственного кафе (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). Неизвестно – кем был Винсент Ван Гог в прошлой жизни.
В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: «Пшеничное поле с воронами». Говорили, что это "Мистраль". Мебель — крупных размеров и всем своим видом выражает незыблемый покой. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885), музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Едоки картофеля» (1885), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), «Башмаки» (1886), Музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Ван Гог с удовольствием писал двор этой больницы, с его арками и клумбами.
Мне не было весело, но и не скажу, что грустно, — это было прекрасно. Особенно это касается всего, что создано после парижского этапа жизни и творчества. Ван Гогу, впрочем, ни музей, ни статуя не понравились. Там впервые выставляются Сера со своей картиной «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт» и Синьяк, впоследствии возглавившие движение постимпрессионизма (известное также как дивизионизм или пуантилизм), которое ознаменовало конечный этап импрессионизма, доведя до крайности его технические основы. Дела у него шли всё хуже и в мае 1875 он опять был переведён вПариж.
Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Винсент Ван Гог использует здесь найденные на юге Франции, в «Подсолнухах» и «Желтом доме» особые вибрации желтого цвета, который охватывает жаркое пламя оранжевого и красного. Затем он едет в Овер-на-Уазе и вначале останавливается в гостинице Сент-Обен, а после поселяется в кафе супругов Раву на площади, где расположен муниципалитет. Его упоминали Данте, Ариосто.
Его переписка с братом (с 13 декабря 1872 года по 1890 год Тео получает 668 его писем из общего числа 821) как всегда полна трезвого самоанализа относительно своего умственного и эмоционального состояния и насыщена ценной информацией о художественных замыслах и их воплощении. И вот 27 июля Ван Гог выходит из дома и отправляется в поля, чтобы поработать на пленэре. Его картины это потрясающий, полный любви и страдания диалог – с самим собой, с богом, с миром.
В 1888 году Ван Гог переехал вАрль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Арена была рассчитана на 24 тысячи зрителей. «Мне ничего не разрешают, даже курить, что разрешено другим пациентам. Переход от реализма, характерного для голландского периода и сохранившегося в первых парижских работах, к манере, свидетельствующей о подчинении Ван Гога (правда, никогда – безоговорочном или буквальном) диктату импрессионизма и постимпрессионизма, явственно проявился в серии натюрмортов с цветами (среди которых – первые подсолнухи) и пейзажи, написанные в 1887 году.
Но большая часть набережной, равно как и некогда знаменитых ее баров и бистро, была разрушена в ходе бомбардировок Второй мировой войны. Вдобавок импульсивный характер и бескомпромиссная позиция часто вовлекают его в споры и распри и даже Тео наконец не выдерживает и жалуется в письме к сестре Виллемине, как сделалось «почти невыносимым» жить с ним вместе. Позднее будет найдена квартира побольше на улице Лепик. Некогда в этом здании располагался госпиталь Отель-Дье, где художник находился на излечении после истории с отрезанным ухом. С этого периода нам в наследство достались величественные памятники: развалины императорского Дворца и соседствующие с ними Термы, древнейшая арльская Арена и живописные руины античного Театра, построенного в 46 году до н. э. Романский стиль юго-восточной Франции получил воплощение в архитектуре церкви Сен-Трофим (X – XI вв. ). В июле его сильно беспокоят семейные проблемы: у Тео финансовые трудности и плохо со здоровьем (он умрет через несколько месяцев после Винсента, 25 января 1891 года), да и племянник не совсем в порядке.
В частности, он пригласил Поля Гогена (1848-1903) который провел в Арле около двух месяцев, что кончилось бурным конфликтом и непонятным эксцессом, в результате которого Ван Гог лишился части уха. Город имеет древнюю историю.
От этой тоски я так и не избавился», — сообщал своей сестре в одном из писем Винсент Ван Гог. В 1886 году художественная жизнь столицы богата захватывающими событиями. Портреты, пейзажи, знаменитые «Подсолнухи», «Ночное кафе», «Звездная ночь над Роной» – всё это написано в Арле и его окрестностях.
«Я нахожу, что то, чему я научился в Париже исчезает и я возвращаюсь к тем мыслям, что пришли ко мне на природе, до знакомства с импрессионистами», – пишет Винсент в августе 1888 года Тео. Долина Ла-Кро» (1888), Музей Винсента Ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе» (1888), музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле» (1888), Музей Винсента Ван Гога, Амстердам). В 1889 году именно тут появилась картина «Внутренний двор госпиталя в Арле». Однако и тот и другой накопленный опыт будет оказывать большое влияние на его дальнейший выбор.
Его порыв крепнет, вытесняя при этом интерес к работе в «Гупиле». «Я мечтаю украсить ателье полдюжиной полотен с подсолнухами, — пишет Ван Гог. «Чтобы преуспеть, нужно тщеславие, а тщеславие мне кажется абсурдом», – заявляет Винсент брату.
Однако его творческое наследие поразительно. Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая1857 года, родился его братТеодорус Ван Гог (Тео). Его речи часто были сумбурны, мне трудно было понять их логику. Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. Обстановка накалилась в первые же минуты после встречи художников.
Именно здесь снимался знаменитый фильм Гладиатор. Это был важный финикийский порт. В 123 г. до н. э. В этой больнице, которую возглавляет доктор Пейрон, Ван Гогу все же предоставляется некоторая свобода и он даже имеет возможность писать на открытом воздухе под надзором персонала. Среди поля видны фигуры работающих женщин и повозок. Осенью на призыв Ван Гога приехать в Арль откликнулся Поль Гоген именно его Винсент видел своим главным соратником. Во время проживания в отеле Carrel Ван Гог создает такие картины, как «Заснеженный пейзаж с Арлем на заднем плане», «Арльcкая старуха» и «Лавка мясника.
Выйдя на прогулку с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета в область сердца (купил его для отпугивания птичьих стай во время работы напленэре), а затем самостоятельно добрался до лечебницы, где, спустя 29 часов после ранения, скончался от потери крови (в 1:30 ночи29 июля1890 года). Земляной, сдержанный колорит времени «Едоков картофеля» сменили звенящие, чистые цвета. Так рождаются фантастические шедевры «Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой», «Оливы, синее небо и белое облако» – произведения из серии, отличающейся предельным графическим напряжением, которое усиливает эмоциональное исступление неистовыми завихрениями, волнообразными линиями и динамичными пучками.
Ван Гог прибывает в Прованс среди зимы, там даже лежит снег. Ван Гог не любил запах скипидара, которым растворяли краски и потому в теплое время года охотнее работал на пленэре, нежели в мастерской.
На стенах портреты, зеркало, полотенце и кое-что из одежды. В конце концов Париж становится ему отвратителен. Все в том же 1886 году закладывается, наконец, фундамент Эйфелевой башни (она будет завершена три года спустя к Всемирной выставке 1889 года), передовой постройке, возведенной целиком из железных конструкций, отражавшей значение Парижа того времени как центра технологического эксперимента. Там он познакомился с доктором Гаше (художником-любителем, другом импрессионистов), который его высоко оценил.
Двери лиловые». В значительном количестве работ он изображает крестьян и ткачей – тот самый трудовой народ, который мог всегда рассчитывать на его поддержку и которого воспевали те, кто был для него авторитетами в живописи и литературе (любимые Золя и Диккенс). Она же позирует для его единственных написанных маслом ню, а может быть и для «Итальянки» (Париж, Музей дОрсэ). Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблялабсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни.
Юлий Цезарь основал здесь колонию. Тем временем его непохожесть на других начинает пугать арлезианцев и до такой степени, что в марте 1889 года тридцать граждан пишут петицию с просьбой освободить город от «рыжего безумца». «Ночное кафе показано с наружной стороны, мы видим несколько фигур, сидящих за столикам, гигантская желтая лампа освещает террасу, переднюю часть дома и мостовую, которая приобретает от этого фиолетово-розовый оттенок.
Ничего хорошего из этой затеи не вышло. Так он и поступает. Среди первых работ, созданных в Арле, много изображений цветущих деревьев.
В конце марта 1876 года его уволили из фирмы Goupil Cie. Движимый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, он решил стать священником. К концу 1883 года бремя семейной жизни сделалось невыносимым. Столько, сколько в Провансе, тогда еще никем не признанный (кроме родного брата и такого же бедного и не принятого обществом Гогена) ван Гог не писал никогда. 22 октября Гоген приехал в Арль.
Там он за два с небольшим месяца написал почти восемьдесят полотен. Ван Гог прибывает в Париж 28 февраля 1886 года. Фасады домов под звездным небом, темно-голубым или даже фиолетовым рядом зеленое дерево. Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. В январе 1890 года он выставляется на восьмой выставке Группы двадцати в Брюсселе, где продает за весьма лестную сумму в четыреста франков «Красные виноградники в Арле».
Жизнь выдающихся людей полна загадок и мифов. Здесь он посещал выставки вСалонеиЛувре. Два месяца, проведенные живописцем среди южных пейзажей, вдохновили мастера на создание картины «Красные виноградники в Арле». Прибыв в Арль, Винсент поселяется в гостинице Каррель, в доме 3 по улице Кавалери. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине вДордрехте. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг.
Которую, согласно легенде, принес в бордель. Море — глубокий ультрамарин, берег, как мне показалось, фиолетовый и блекло-рыжий, а кустарник на дюне (дюна — пять метров высотой) — цвета синей прусской» — писал он брату. Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы.
За плечами остаются уроки импрессионизма и дивизионизма парижского периода. В 1887 году, когда он уже переехал в Париж – место, куда с XIX века неотступно стремились все те, кто так или иначе был причастен к искусству, – он пишет своей сестре Виллемине: «Я считаю, что из всех моих работ картина с крестьянами, которые едят картофель, написанная в Нюэнене, безусловно лучшее из того, что я сделал».
ИзображениепубликиFolies-Arlsiennes можно увидеть на картине«Зал для танцев в Арле», которая сегодня входит в собрание парижского музея Орсэ, правда, написана эта работа была до госпитализации, в 1888 году. В 1888 году Ван Гог переезжает из Парижа в Прованс, на юг Франции. Возможно, это произошло в результате психического расстройства Ван Гога.
Вокруг города возвели стену, были построены театр, бани, амфитеатр, триумфальная арка и множество других памятников. 20 февраля 1888 года в Арль прибыл Винсент ван Гог. В итоге загадочного конфликта он потерял мочку уха. Умывальник – оранжевый, таз – голубой.
И именно под руководством этого признанного мастера в 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), Ван Гог создает свои две первые живописные работы: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (ныне в Амстердаме, в Музее Винсента Ван Гога) и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами» (Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт). Тем не менее он оставил много работ изображающих интерьеры. Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая1867) и три сестры— Анна Корнелия (17 февраля1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая1859) иВил (Виллемина Якоба, 16 марта1862). Всего художник создаст 7 картин серии, вторая версия «Подсолнухов» была уничтожена во время Второй Мировой войны, а самые известные полотна серии можно увидеть в Новой Пинакотеке Мюнхена, Лондонской Национальной галерее, Музее Ван Гога в Амстердаме, музее Sompo в Токио и в Филадельфийском Музее Искусств.
Стены — бледно-фиолетовые, пол — из красных плиток. В старой больнице, где художник лечился от безумия, ныне располагается музей Ван Гога. Запомнился амфитеатр, да рисунок на стене в переулке, фигура женщины, кажется. В Арле находится знаменитый Алискан (Alyscamps) – место, вдохновлявшее художников, писателей и поэтов – это античный некрополь, со средневековыми церквями и часовнями. Одеяло — ало-красное.
Таковы и «Красные виноградники в Арле». Винсент Ван Гог (1853-1890) прожил жизнь сроком в классические для гениев 37 лет, активно занимался живописью около 10, но успел пройти путь от начинающего самоучки до мастера, перевернувшего мир живописи. Трагическая жизнь Винсента Ван Гога сегодня популярна как какая-то священная легенда, которая, кажется, нужна людям больше, чем сияние его звезд и подсолнухов. с тонкими полосами оранжевого». Именно здесь Ван Гог создаст свои самые известные картины, в том числе, серию «Подсолнухи», «Тараскон Дилижанс», «Звездную ночь над Роной» и, конечно же, серию работ «Спальня в Арле». Следуя традиции, поколения Ван Гогов избирали для себя две сферы деятельности: церковную (Теодорус сам был сыном пастора) и торговлю произведениями искусства (как трое братьев отца). В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника.
Но в скором времени отношения с родителями резко ухудшаются, а затем и вовсе прерываются. Одно из них – «Тамбурин», кабаре на бульваре Клиши, на Монмартре, хозяйкой которого была итальянка Агостина Сегатори, в прошлом модель Дега.
Может даже голой. То, что все же остается от предыдущего опыта, так это верность светлым тонам и работе на пленэре: краски – в особенности желтая, преобладающая в арлезианской палитре в таких насыщенных и ярких тонах, как в полотнах «Подсолнухи», – приобретают особое сияние, как бы вырываясь из глубины изображения. Благодаря брату он знакомится с некоторыми ее самыми знаменитыми представителями: Клодом Моне, Камилем Писсарро (вместе со своим сыном Люсьеном он станет другом Винсента), Альфредом Сислеем, Пьером-Огюстом Ренуаром, начинающими Полем Синьяком (с ним он будет вместе писать на пленэре) и Жоржем Сера. Повторно художник был госпитализирован 7 февраля и его снова изолировали от окружающих. Его художественные вкусы часто ставили меня в тупик». Тео посылает ему на жизнь и работу двести пятьдесят франков в месяц.
Такая работа позволяет ему упрочить его отношения с цветом. Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера— был тихим, серьёзным и задумчивым. «Хочу, чтобы это был настоящий дом для художников, — писал о будущей мастерской художник, — но чтобы никаких ценностей в нем не было, абсолютно никаких ценностей — даже наоборот, но чтобы всё от стула до картины имело бы особый характер».
Он почти не играл с другими детьми. Ван Гог начинает действовать в городе возможностей и побуждений при помощи брата Тео, который дал ему пристанище у себя в доме на улице Лаваль (ныне улица Виктор-Массе). В городке Арль он снимает под студию небольшой дом. Ван Гог отличался от других людей. Знаменитая Арена — главная достопримечательность Арля, тоже увековечена Ван Гогом. Окно — зеленое. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу вгаагскийфилиал крупной художественно-торговой фирмыGoupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Цент»).
Каковым и оставался во времена ван Гога. Таким образом написанные ночные виды – отметим «Ночное кафе» и «Звездная ночь над Роной», оба созданные в сентябре 1888 года, – становятся одними из его самых чарующих картин и обнаруживают, до какой степени яркой может быть ночь. Вид из окна». Так, госпожа Жину будет позировать ему для «Арлезианки», почтальон Рулен – старый анархист веселого нрава, описанный художником как «человек с большой сократовской бородой», – будет запечатлен на некоторых портретах, а его жена появится в пяти вариантах «Колыбельной». Она была построенаво времена правления Адриана, а вмещает примерно 24 тысячи зрителей. Но важно знать и другое – творчество Ван Гога основано на высоком интеллекте.
Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Работать не перестала, но. он назывался Арелат, который населяли лигуры.
По возвращении, после настойчивых расспросов четы Раву, обеспокоенных его подавленным видом, он признается, что стрелял в себя из пистолета (оружие так никогда и не будет найдено). «Порой мне кажется, что моя кровь начинает более или менее циркулировать снова, — писал из отеля Carrel Винсент своему брату Тео, — в Париже я не чувствовал себя живым и я не мог выносить этого больше». Начинается период горечи и одиночества, который он проводит на севере Голландии в Дренте. «Надо понять определяющее слово, содержащееся в шедеврах великих мастеров», – пишет он Тео в июле 1880 года, – «и там окажется Бог». Параллельно, он работает над серией «Подсолнухи», о чем подробно рассказывает в письме художникуЭмилю Бернару. Винсенту хорошо даются языки—французский, английский, немецкий. Шедевром этого периода является полотно «Едоки картофеля» (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога), созданное в апреле-мае 1885 года, на котором художник изображает обычную сцену из жизни крестьянской семьи.
Брат узнает о приезде Винсента только из записки с предложением встретиться в Лувре, которую ему доставляют в художественную галерею Буссо Валадон, новых владельцев фирмы «Гупиль и Ко», где Тео постоянно работает с октября 1879 года, дослужившись до директора. В конце 1889 года, в момент кризиса, он проглатывает краски. Здесь он намеревался создать «Мастерскую Юга» — творческое объединение художников, в рамках которого все непризнанные современниками новаторы могли бы плодотворно трудиться для будущих поколений. На прибрежном участке земли, у изгиба небольшой речки идут работы по сбору винограда.
И именно японские гравюры послужили образцом для этих работ, а также для нескольких вариантов «Моста Ланглуа», напоминающих отдельные пейзажи Хиросиге. С 24 сентября 2013 года картина «Закат в Монмажуре» выставлена в Музее Винсента Ван Гога в Амстердаме. В них он – начитанный, образованнейший человек, владеющий знаниями и теоретической базой. Мауве был еще к тому же дальним родственником матери Винсента. Не понравились ему и местные художники — мировой судья и бакалейщик. Срочно прибывает доктор Гаше и сразу же сообщает Тео о случившемся.
— Вид картины должен успокаивать мозг, вернее сказать, воображение. Рамка — поскольку в картине нет белого — будет белой». Однако в скором времени Винсенту разонравилось жить вCarrel, говорят, его не устраивали еда и вино в ресторане отеля, в письмах он неоднократно называл местную кормежку «ядом», а через некоторое время Ван Гог начал подозревать, что владелец отеля нагло его обсчитывает. 8 мая 1889 года Ван Гог добровольно отправился в психиатрическую лечебницу монастыря Сен-Поль-де-Маусоль в Сен-Реми-де-Прованс, где впоследствии и написал свою знаменитую «Звездную ночь». Сегодня в бывшем старом госпитале Арля открыт Центр Ван Гога, здесь хранятся документы, связанные с пребыванием художника в больнице, есть экспозиционные залы, но главная ценность — внутренний дворик с арками, отреставрированный в цветовой палитре картины«Больничный сад в Арле».
Арль расположен на самом юге Франции.
И попал в больницу «Отель Дьё» (Htel-Dieu), ставшую сегодня центром ван Гога. До трагических событий оставалось немногим больше двух месяцев. Первая попытка найти свое место в жизни восходит к 1869 году, когда, в возрасте шестнадцати лет, Винсент поступает на работу – с помощью дяди, своего тезки (его ласкательно называют дядя Сент) – в филиал парижской художественной фирмы «Гупиль», открывшийся в Гааге. «Янахожу, что мне удобно рисовать сразу. Она была свидетельством трагической смерти художника. Однако местным властям не по вкусу такие крайности и они отказывают ему в этой должности. Живопись Винсента не укладывается в рамки искусства символизма, находящего вдохновение в литературе и философии, приветствующего мечту, тайну, волшебство, устремляющегося в экзотику, – того идеального символизма, линия которого прослеживается от Пюви де Шаванна и Моро до Редона, Гогена и группы «наби».
Систематизированная в 1891 году Альбером Орье (как уже говорилось, он станет первым критиком, давшим в 1890 году положительную оценку Ван Гогу), эстетика символизма имела своих предшественников: Пюви де Шаванна (1824-1898) и Гюстава Моро (1826-1898), «автора Саломей», которого столь почитал герой романа «Наоборот» Гюисманса, ключевого литературного произведения того периода. Среди наиболее значительных – последняя выставка группы импрессионистов на улице Лафит. Для него, с восторгом читавшего «О подражании Христу», стать слугой Господа означало прежде всего посвятить себя конкретному служению ближнему, в полном соответствии с евангельскими постулатами.
В желтом цвете здания художник тоже видел определенную магию. «Природа здесь необычайно прекрасна», – пишет Винсент брату из Арля. Это первое острое любовное разочарование, это первая из тех невозможных связей, которые с постоянством будут омрачать его чувства. В том же 1886 году поэт Жан Мореас публикует в «Фигаро» «Манифест символизма», обозначив этим термином существующую, по его определению, тенденцию созидательного духа в искусстве. Итак, нервный недуг, который всегда в нем тлел, все-таки прорвался наружу. Его здоровье ухудшалось и в итоге он оказался в клинике для душевнобольных вАрле (врачи поставили диагноз «эпилепсия височных долей»), затем вСен-Реми-де-Прованс (1889—1890), где познакомился с доктором Гаше (художником-любителем) и вОвер-сюр-Уаз, где он предпринял попытку покончить жизнь самоубийством 27 июля 1890 года.
«В Аньере, я видел больше красок, чем когда-либо раньше», – отметит он. Среди этих пейзажей – «Мосты в Аньере» (ныне в частной коллекции в Цюрихе), где изображено одно из излюбленных мест в импрессионистской живописи, которое неоднократно привлекало художников, как, впрочем и другие деревеньки на берегу Сены: Буживаль, Шату и Аржантейль. Надо поискать в архивах. Что же было на самом деле остается неизвестным. Одеяло – ало-красное. НаРождествоВинсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Тот испугавшись, бежит из дома и отправляется в гостиницу.
«Закат в Монмажуре» был закончен в июле 1888 года, но по какой-то причине художник не подписал картину, а после смерти Винсента Ван Гога она находилась в коллекции его брата Тео. До моря недалеко — около 35 километров. И 16 мая Винсент один отправляется в Париж. Оба художника творили как раз в эти последние десятилетия XIX века. Но парижская действительность совсем иная, там царит дух соперничества и напряжение.
Казалось бы, чашу терпения хозяина мог переполнить язвительный отзыв о картине, которую он нарисовал специально к приезду гостя – это, кстати, были знаменитые «Подсолнухи». В первую очередь это год его перехода в лондонский филиал «Гупиля», отрицательно сказавшегося на его будущем творчестве. В Овере он энергично принимается за работу.
Окно – зеленое. В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств вБрюсселе (1880—1881) иАнтверпене (1885—1886), пользовался советами живописца А. Мауве вГааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. На этом заканчивается его формальное образование. Он буквально сбежал сюда в 1888 году из Парижа, в котором, по его словам, ощущал тоску, навязчивую, как «больничный запах».
Художник впервые поднялся сюда уже через две недели после приезда в Арль. О своём детстве он вспоминал так:«Моё детство было мрачным, холодным и пустым».
Все идет вполне удачно вплоть до 1873 года. Когда то, около 800 лет до н. э. Но впечатление он оставляет незабываемое.
Начиная с картины «Уборка картофеля» (ныне в частной коллекции в Нью-Йорке), написанной в 1883 году, когда он еще живет в Гааге, тема простых забитых людей и их труда проходит через весь его голландский период: упор делается на экспрессивность сцен и фигур, палитра темная, с преобладанием глухих и мрачных тонов. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, 20км от родного дома. «Природа здесь невыразимо прекрасна», – писал художник своему брату Тео. Как всегда, всё замечательно.
Это желание вновь начать, упорядоченно и спокойно, контролировать свои эмоции и воспроизводить их на холсте четко и гармонично: в портретах (два варианта «Портрета доктора Гаше», «Портрет мадмуазель Гаше за пианино», «Двое детей»), в пейзажах («Лестница в Овере») и в натюрмортах («Букет роз»). Символизм укореняется в качестве реакции на эстетику реализма и натурализма, заполонившую литературу и изобразительное искусство середины XIX века и высшими достижениями которой стали романы Флобера и Золя и живопись Курбе и Милле. «Места эти мне кажутся прекрасными, как Япония из-за прозрачности воздуха и игры жизнерадостных красок», – пишет Винсент. Кроме того музей устраивает уникальные выставки, собирающие многочисленных ценителей. Ван Гог бродил по полям, рощам и виноградникам, жил в «Желтом доме», частенько сиживал в кафе со стаканом абсента, захаживал в бордели. Картина «Красные виноградники в Арле» – удивительная гармония теплых, горячих цветов с холодным мерцанием оттенков синего и голубого, очень сложного зеленого. Назвав этот случай катастрофой, ван Гог написал автопортрет с перевязанным ухом.
В Арле родилась его серия натюрмортов «Подсолнухи» (ими он собирался украсить свою студию), а также картины «Спальня в Арле», «Красные виноградники в Арле», «Розовый персик в цвету», портреты, в которых он осваивал новую технику – в общей сложности более 200 полотен. Отсюда такие формальные противоречия, как в «Церкви в Овере», где изящество композиции диссонирует с буйством красок или же конвульсивные беспорядочные мазки, как в «Стае ворон над хлебным полем», где медленно парит мрачное предзнаменование неминуемой смерти. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком. Но худшее наступает тогда, когда Винсент, сменив ставшую слишком дорогой квартиру на пансион, который содержит вдова Луайе, влюбляется в ее дочь Урсулу (по другим данным – Евгению) и оказывается отвергнутым.
Повторное исследование «Заката в Монмажуре»провели специалисты Музея Винсента Ван Гога Луи ван Тилборг (Louis van Tilborgh) и Тей Медендорп (Teio Meedendorp). В июне 1873 года его перевели в Лондонский филиал Goupil Cie. Вот и все, что есть в этой комнате с закрытыми ставнями.