В XV – XVI вв. В статье достаточно подробно излагалось содержание книги Э. Говарда «Город будущего». То же, что у римлян атриум (см.
Фронтоны зданий и сооружений дорической архитектуры имеют треугольную форму.
Философия стиля — «форма определяется функцией». Пантеон). Ионические колонны более изящные и стройные, ствол их имеет каннелюры. firmitas —прочность, лат.
фиг. Новшества готического стиля связаны с деятельностью аббата Сюжера в церкви Сен-Дени к северу от Парижа (1136 – 1140), строительством собора в Дареме, Англия (ок. архитектонъ, от греч. Небольшие кокошники венчали наличники многих оконных проемов. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.
В эпоху Итальянского Возрождения, в середине XV в., архитектор Ф. Брунеллески применил аркаду по колоннам – композицию, в которой пяты (основания) арок опираются непосредственно на капители колонн (прототипы этой композиции имелись в арабской, византийской и испано-мавританской архитектуре). Трапециевидный — в виде трапеции. Над ареной натягивали тент – велум – от солнца. аркатура). Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки и экономная «краснокирпичная» архитектура).
Термин «архитектура» имеет латинское происхождения, но при этом характеризуется греческими корнями. Впервые аркады стали использовать древние римляне (см. Ампир – (от франц. было граничит с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (filmnoir) и очарованием 30-х гг. al-kasr – крепость), укрепленный дворец, замок испанских рыцарей XIV – XVI вв.
Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио Мьюзик Холла (RadioCityMusicHall) и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. Над крыльцом устраивалась обычно шатровая крыша, нередко украшенная кокошниками. На Невском проспекте и в прилегающих кварталах окончательно сформировался район «петербургского сити». Треугольный — в виде равнобедренного треугольника.
В каждой из них дается разъяснение термина и его этимология. 139, фиг. Тяжесть сводов передавалась с помощью аркбутанов (в форме полуарки) на контрфорсы – ряды опорных столбов, вынесенных за пределы объема здания.
Их сочетание и взаимодействие определяются жанром архитектурного творчества (сакральная или храмовая, архитектура, дворцовые, жилые здания, технические сооружения). (лат. ) — архитектурно оформленный проем, являющийся обычно входом в здание. Манифестами деконструктивизма считаются пожарная часть «Витра» ЗахиХадид (1993) и музей Гуггенхейма в Бильбао Фрэнка Гери (1997), Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто (арх. В Германии такую перегородку именуют леттнер, в Англии – скрин.
ГОТИКА, ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (франц. В противоположность хай-теку, архитектурная выразительность конструкций зданий био-тека достигается заимствованием природных форм. contreforce – противосила) и аркбутанов (франц. триконх тетраконх).
Главное качество древнегреческой архитектуры – тектоничность (см. Антаблемент членится на три части (снизу вверх): архитрав, фриз, карниз. 3 табл. бут), вот таким образом их здания, в первую очередь дворцы и храмы, требовали мраморной облицовки.
perpteros — окруженный колоннами, от per — вокруг и ptern — крыло, боковая колоннада) – тип древнегреческого храма в антах, вокруг которого со всех сторон дорический ордер (чаще всего), колонны в один ряд.
1 и 2. При увеличении сегмента круга фронтон становится циркульным. Общеизвестно, что язык художественного творчества универсален. В Риме крупнейшие архитектурные ансамбли создавались в XVII в., в эпоху Барокко. Однако по своим пропорциям он более изысканный, чем ионический.
Для них характерен квадратный, шести-, восьми – или двенадцатиугольный план. Требовалась новая конструкция. АРКА (франц. А. Фомин, О. Р. Мунц, М. Х. Дубинский, С. С. Серафимов). Предлагаемая серия словарей Мир искусства состоит из нескольких выпусков (Византийское и древнерусское искусство, Декоративно-прикладное искусство, Язык произведения изобразительного искусства и др. ).
В Англии и Шотландии в правление династии Тюдоров (XV—XVI века) получили распространение такие окна в постройках с остроконечными крышами. Происходит от древнегреческого мегарона или огороженного двора с очагом в центре (отсюда и название). Они сложились в Древней Греции и Древнем Риме: дорический ионический, коринфский, тосканский и композитный.
Если смотреть с греческой точки зрения, то слово можно перевести как «высшее плотничество» или «строительное искусство». АНТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА (от лат. Сюжетами для них служили мифы о жизни и подвигах богов и героев Эллады.
Вот таким образом Б. Р. Виппер называл архитектуру в высшей степени изобразительным искусством. ВОЛЮТА (итал. Arkatur, франц.
Архитектурный словарь позволяет найти определения интересующих архитектурных терминов. АБАК, АБАКА (франц. ensemble – вместе, сразу, от semblable – похожий, подобный греч., лат. Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. alcazar, от араб. Конха — полукупол, перекрывающий апсиды и ниши.
Над архитравом устраивался пояс дентикул, увенчанный декорированным киматием. Освободившиеся площади охотно занимают люди искусства, привлеченные как функциональными характеристиками жилья (высокие потолки, хорошее освещение), так и низкими, по сравнению с обычными квартирами, арендными ставками. Образцовой улицей этого времени стал Каменноостровский проспект — «экспозиция» лучших произведений модерна и неоклассицизма.
5 г табл. Отверстие в кровле называли гипетроном (греч. arcature см. Классическими представителями Artdco в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан РоберКолине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Гибеллины поддерживали германских императоров в их борьбе с римскими папами (по одной из версий, от наименования г. Вайблинген в Германии их главной резиденции). 3 ж и фиг.
Усиленное строительство каменных крепостей велось в конце XV— XVI вв. арка), ряд одинаковых арок, опирающихся на столбы или колонны. moderne — современный), ар-нуво (фр. н. э. ).
Например, одна из популярных тем у бруталистов, часто используемая в проектах административных и общественных зданий — это ступенчатая пирамида, перевернутая основанием вверх и приподнятая над землей на пилонах (Посольство Великобритании в Риме, 1971. Арх. nervurе – ребро), системы наружных опор из контрфорсов (франц. Права на изображения принадлежат их авторам. Эстетически брутализм вписывается в контекст европейского модернизма 50-70-х годов (в сфере пластических искусств — в кино, фотографии, графике, скульптуре, оформлении интерьеров) — с его поисками новых средств выразительности. Аналогичные изваяния мифических полулюдей-полуживоггных были распространены и в других странах Древнего Востока.
Полукруглый — с полуциркульным завершением. barocco, от португ. арка), ряд ложных (рельефных) арок на поверхности стены, скомпонованных в виде фриза.
В Москве, Петербурге, Чебоксарах и Екатеринбурге уже построены (и находятся на стадии проектирования) бизнес-центры и жилые комплексы в этом стиле. Самый знаменитый из амфитеатров – Колизей в Риме (72 – 80 гг. В 1485 – 1516 гг. Такие окна нередко декорировались пышной лепниной с использованием стукко. АМФИТЕАТР (греч.
П. Ю. Сюзор). 136, фиг.
Однако в истории архитектуры значение абаки различно. utilitas — польза и лат. Небольшие кокошники венчали наличники многих оконных проемов. Каждый ярус подчеркивался большим ступенчатым профилированным карнизом. Гостиный двор — место в городе, где купцы — «гости» (отсюда и название) вели торговлю и хранили товары. амфипростиль диптер периптер простиль псеадопериптер толос).
Они дают тень и прохладу. Мегарон послужил прообразом для древнегреческих храмов. Пластичность бетона, его «скульптурные» возможности очень привлекали архитекторов-бруталистов. также аппаратор).
Такой декоративный элемент возник в средневековой архитектуре романского периода в результате последовательного уплощения обходных галерей с аркадами на колоннах, которые изначально располагались вокруг апсиды храма. В истории античного искусства выделяют несколько периодов: протоантичное искусство (от греч. architectura см. arc, от лат. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах».
Архитектурный стиль — это совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (приёмы построенияпланов и объёмов композиций зданий, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов, декоративное оформление интерьеров входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера. Прерванный — с горизонтальным карнизом, прерываемым для вставки, например, окна. В результате, логическим продолжением архитектурной специализации стало отдельное направление, получившее название «градостроительство». мегарон вилла), выработана композиция античного храма (см.
gothi), художественный стиль западноевропейской архитектуры XIII – XV вв. Служат укрытием для стрелков. Места для зрителей поддерживались арочными конструкциями из римских архитектурных ячеек. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения.
Невозможно правильно оценить то или иное архитектурное сооружение, не оценивая его с градостроительной точки зрения. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. при создании оборонительного пояса Руси от Старой Ладоги до Смоленска. Снизу конхи, как правило, поддерживались притворами к зданию храма.
basilicae – дома басилевсов) строили также в Риме, в частности на Римском Форуме. также ламассу.
(Стоит заметить, что в парадигме современной эстетики слово «красота» носит характер индивидуалистического отношения человека к рассматриваемому объекту или явлению — вот таким образом такая формулировка считается устаревшей. ) По его мнению все это лежит в определённом гармоническом отношении к пропорциям человеческого тела. до н. э. ) период классики (середина V в. до н. э. ) поздний или эллинистический, период (IV – I вв. Сейчас стиль «Лофт» становится популярным и в России. Именно здесь сосредотачивается артистическая жизнь Нью-Йорка. Римляне строили из кирпича и так называемого римского бетона (смеси цемента и гравия см. Фабрика Энди Уорхола дала старт тенденции, захлестнувшей всю Америку, а затем и Европу.
После пожара 2 мая 1917 года в Барнауле встал вопрос обеспечения жильем погорельцев. По всей высоте ствола идут каннелюры. Это, в частности интерес к локальному цвету, пластичной броской «модернистской» форме, остро-выразительным фактурам.
Петров. Например, расположенные в предместье Парижа дома Жауль, построенные из простого красного кирпича, его «Жилая единица» в Марселе, характерный пример нового «коллективного жилья» (1947-52), а также здания, построенные им в Чандигархе и Ахмадабаде в 1950-60-х годах. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Чем больше нагрузка, тем лучше они пружинят. В его основе была идея возведения для пострадавших от пожара оригинального городка. 28 февраля 1932 года было издано постановление «Об организации работ по окончательному составлению проекта Дворца Советов».
Для арабской и мавританской архитектуры характерны подковообразные (суживающиеся книзу) арки, для древнерусской и индийской – килевидные (с заострением наверху). 2 а и фиг. «Проект преобразования С. -Петербурга» Ф. Е. Енакиева и Л. Н. Бенуа, сравнимый с генеральным планом, предусматривал всестороннюю реконструкцию города и его инфраструктуры с прокладкой новых улиц и транспортных артерий.
А. включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. и. ). Их барабаны выступают из здания в виде апсид. В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сечас "Дом Книги") на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. voluta, от лат. Многие храмы Древней Греции строили гипетральными по необходимости.
Дентикулы (зубчики) – (от лат. В «Стримлайн Модерн» мы находим все большее влияние промышленных штамповочных, а также аэродинамических технологий, которые брали начало от развития науки и предметов массового производства, приводя к тому, что в произведениях этого стиля появились очертания самолетов или револьверных пуль — тех предметов, для которых так важны линии обтекания. Следует отметить, что концепция био-тека предполагает не только опосредованное, но и прямое использование форм живой природы в архитектуре (в виде элементов природного ландшафта, живых растений).
В средневековье атриумом стали называть большой открытый двор перед храмом с водоемом для омовений (см. до н. э. ) римский период (I в. до н. э. – V в. н. э. ). Замечу, что еще во времена Древнего Рима под словом «архитектура» подразумевали обширную область специализаций, в том числе военную, гидротехническую, корабельную и т. д. Издали антефиксы выглядят как украшение, наподобие зубчатого карниза. Испанское барокко или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке.
artnouveau, букв. ajvan – свод, туннель, коридор), в архитектуре эллинизированного Востока (IV в. до н. э. – V в. н. э. ) – большой, прямоугольный в плане храмовый зал с арочным проемом главного фасада, превращающим его в подобие перекрытого туннеля или глубокой ниши.
В середине XIX в. возник стиль Необарокко. Каждая эпоха, каждая страна, каждый стиль создавали свои типы орнамента: это и древнегреческий меандр и растительный орнамент (акант, пальметта) и зооморфный декор (изображение животных) и др. Архитектура коттеджей удивительно гармонично сливается с ландшафтом, со всей окружающей природой.
Под термином «архитектура» нередко подразумевают облик зданий либо собирательное понятие о здании или сооружении в целом. Цоколь – (итал. В первом этаже размещаются гостиная, столовая, кухня, хозяйственные помещения.
2. Часто крыша является характерной особенностью того или иного архитектурного стиля. В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Для любого ордера характерны строго установленный состав элементов их форма и взаимное расположение, а также профили (обломы) и орнаменты.
Ряд арок образует аркаду. Дворец — парадное здание, отличающееся большими размерами и монументальными формами. Прямоугольный в плане дом крито-микенского периода, состоявший из двух частей: зала и портика (или лоджии) перед ним, огражденного с боков вынесенными вперед концами продольных стен здания. В античную эпоху был создан классический тип жилого дома (см. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль индо-сарацинский стиль) называютэклектикой в советской и российской практике.
В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский (автор — Бржозовский С. А. ). Фасады дворцовых зданий с сильно выступающими ризалитами отличаются величественной строгостью: на фоне гладких стен отчетливо прорисовываются стройные и изящные ордерные колоннады, пилястры, большие профилированные карнизы и другие элементы архитектурного декора. Барабаны конх, как правило опоясывает такая же оконная аркада, как и у основного барабана. В старину архитектором называли также и заказчика сооружения. АРХИТЕКТОНИКА (греч. Восточная часть заканчивается апсидой, но апсиды могут также завершать рукава трансепта.
Многие пагоды имели богатый архитектурный и пластический декор, украшались скульптурой. Барочные волюты S-образного изгиба (с двумя завитками на концах) выражают идею динамики, напряжения, скрытого усилия и пластически обогащают переход от вертикальных к горизонтальным элементам здания. В русской архитектуре XV—XVIII вв. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала DieJugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modernstyle, букв.
Лоренцль (Австрия). Двор, окруженный колоннами, называют перистилем. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумф, арки, памятные колонны) иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен, — повторение арки Септимия Севера в Риме). Модуль). Над архитравом, часто не имевшим разделений на фасции, располагался декорированный фриз.
Таков знаменитый алтарь Зевса в Пергаме (ок. Орнаменты отличаются большим разнообразием рисунка. Город – сад в Барнауле – В 1914 году в газете «Жизнь Алтая» была опубликована статья «Города будущего, города-сады». посадами назывались некоторые поселки городского типа. Греческое название гелика. АНТЕФИКС (греч., лат.
Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. Крепости на Руси первоначально были деревянными, а с XII—XIII вв.
Архитектор становился проектировщиком. Богатое скульптурное убранство фасада и интерьеров подчеркивает великолепие зданий. АРКАДА (франц. Связан в первую очередь с изменениями композиции средневековых кафедральных соборов.
Вскоре за оригинальным жильем окончательно закрепился статус элитного. В философском смысле мы все, независимо от места проживания и национальности, происходим из Древней Греции и Рима. Наиболее влиятельным представителем органической архитектуры в Европе был финн АлварАалто. (ср. Художники разных стран, эпох, направлений и школ прекрасно понимают друг друга.
fastigium – вершина). В Риме воссоздан Алтарь мира Августа, возведенный в 13 г. до н. э. в честь военных побед императора Октавиана Августа. Термин «брутализм» употреблен первоначально Элисон и Питером Смитсонами в их теоретических записках и статьях, в которых они объясняли свои взгляды и свои архитектурные творения начала 50-х годов. Дождевая вода стекала по дорожкам из плоских черепиц – солен – между калиптерами и антефиксами. Платные материалы или материалы с пометкой «Реклама» размещаются на правах рекламы. На колонне покоится антаблемент.
В средневековье – главный строитель, руководитель артели каменщиков (см. Модерн – (от фр. Отсюда авлический стиль, т. е. богатый, дворцовый, аристократический. Внутри Периптер обычно состоял из пронаоса и наоса (латинское целла), позади наоса часто устраивался опистодом.
Постепенно, опытным путем, облегчая своды введением каркаса из нервюр (франц. Ствол тосканской колонны — гладкий. 138, фиг.
sphinx). архитектура) искусство архитектуры древних греков и римлян. Другой яркий пример — магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, арх. basilike – дом басилевса), прямоугольное в плане здание. Классические ордеры оказали влияние на дальнейшее развитие стилей архитектуры. Выпуклые элементы — полувалы — декорированы чаще всего орнаментом — «плетенкой».
Архитрав дорического ордера представляет собой гладкую балку, завершенную тенией. кантория). 19-20 вв. gotico, от лат. Крыши могут быть утепленные и холодные, чердачные (при наличии чердака в здании) и бесчердачные, которые называются покрытием. — декоративное обрамление оконного проема.
Иначе – несомая часть архитектурного ордера (в отличие от несущей опоры). Пешеходные площади могут создаваться как парадный центр города, как театральные, торговые, мемориальные (в честь исторических событий, выдающихся государственных деятелей, ученых, мастеров искусства). АЙВАН (араб. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «NieuweKunst» в Голландии, «еловый стиль» (stylesapin) в Швейцарии.
Подавляющее большинство исторических цивилизаций имеют собственные архитектурные достижения. АНФИЛАДА (франц. АТРИУМ (лат. 8-л 9-а, б, е). Аулой древние греки называли богатую, роскошную одежду, шитый ковер затем – крытое помещение, внутренний двор жилого дома (в древности роль стен играли ковры, завесы). Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко.
Каждый выпуск посвящен определенной теме. Это создание Дворцов Культуры, спортивных комплексов индустриальных центров, санаториев и пионерских лагерей. Не все архитектурные стили обладают достаточными ансамблевыми возможностями. Во 2-й пол. крестово-купольные храмы ротонда).
Крепость — фортификационное сооружение, служащее для обороны во время военных действий. architektura, от ср. -лат.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. arena – песок) – площадка для гладиаторских боев или иных представлений. По верху плиты тянется сима.
Био-тек — архитектурное движение, находящееся пока на стадии написания манифестов. Ларионов, заместителем – А. И. Каннелюры, число которых по фусту колонны 24, отделены друг от друга узкими «дорожками» и имеют вверху полуциркульное завершение. Аналогичную функцию в нижней части колонны выполняет плинт базы. Ему принадлежит оформление площади собора Св.
Лучковый — дугообразный, напоминающий натянутый лук. gothique итал. Крыша — верхняя часть здания, защищающая его от дождя и снега. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «findesicle» (букв. произведения.
архитектоника). Так же популярна «стилизация» частных апартаментов под «лофт». Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота).
Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность. В русском языке слово «архитектура» издревле заменялось словом «зодчество», которое имеет старославянские корни (зьдь – материя, глина). Стены освобождались от нагрузки, появилась возможность прорезать их большими окнами – так возникли готические витражи. АРХИТЕКТОР (др. -рус. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном для императорского двора и новой знати, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греческого и римского декора, ренессансных фресок и орнаментов созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба и бронзовым изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки богатого древнеримского жилого дома.
Они прикрывали торцы калиптеров – выпуклых (двускатных) черепиц. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
Дворцовое строительство достигло широкого размаха в средние века, а позже, в XVI—XVIII столетиях, в Европе сформировался новый тип дворца — королевский, царский императорский. При отделке зала применялись ценные породы древесины и дорогие виды горных пород. требовал возведения больших кафедральных соборов (чтобы под их сводами смогло собраться на воскресную мессу все население города). Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический ионический, коринфский (разновидность дорического ордера — тосканский, коринфского и ионического — композитный). В таком характере были выдержаны грандиозный план жилого района «Новый Петербург» на острове Голодай (И. Крыша состоит из несущей части — стропил и ограждающей — кровли.
Только при этом условии возможен научный диалог. Вот таким образом задачей архитектора является согласование в пространстве и во времени (концептуальном времени восприятия художественного произведения) многих тем, форм, объемов, силуэтов. abaque, от греч. 4. В храмах, построенных в древней Византии, а также в России в конце XIX — начале XX веков (неовизантийский стиль), конхи, как правило играли роль малых куполов, как бы подпирающих снизу объём центрального купола. abax, лат. Особое обрамление для статуи божества в храмовых святилищах Древнего Египта, представлявшее собой первоначально небольшой (в рост человека) закрывающийся деревянный шкаф, позднее оформлявшееся в виде архитектурно обработанной каменной призмы (квадратной или почти квадратной в плане) с открытой прямоугольной нишей для статуи размеры этих последних сооружений колеблются примерно от 1 до 4 м. в ширину и от 2 до 7 м в высоту.
Поперечный неф подобного типа храма называют трансептом. Ле Корбюзье эволюционировал в сторону более скульптурного подхода к архитектуре, при котором подчёркивалась грубая структура бетона (так называемый «брутализм»). Периптер сложился к началу 7 в. до н. э. и был наиболее распространённым типом храма в эпоху архаикиПонятие ввел Витрувий, который дал типологию древнегреческих храмов (мегарон, простиль, амфипростиль, периптер, диптер). машикули). Вот таким образом архитектурные объекты всегда сопоставляются с потребностями и возможностями людей. Дальнейшее развитие они получили в периодических изданиях Рема Колхаса.
Но революционные потрясения трагически разломили его судьбу. Большие волюты называют также суппортами или эвольвентами. Наибольшей стройностью отличаются каннелированные колонны коринфского и композитного ордеров. Среди его зарубежных работ — здание Национальной Ассамблеи Кувейта. Ее поддерживали мощные богато декорированные столбы. Когда дизайн первого автомобиля фирмы Крайслер, пущенного в массовую продажу «ChryslerAirflow» в 1933 г. оказался популярным, формы использующие «линии обтекания» стали использоваться даже для таких предметов, как точилки карандашей или холодильники.
опеон). Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Две волюты являются частью капители ионического ордера. Дверные проемы анфилады позволяют просматривать ее насквозь, что придает интерьеру особую торжественность, парадность. За основной модуль принимался нижний диаметр колонны (см. С IX в. стали делать чертежи, в XIV – XV вв.
В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х гг. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. В архитектуре Итальянского Возрождения и Барокко волюты стали использовать в качестве конструктивных (в поддерживающих консолях) и декоративных элементов. ЙорнУтзон – Во время международного конкурса на строительство Оперного театра в Сиднее (1957) великий Эро Сааринен настоял на том, чтобы победителем был объявлен экспрессивный проект, представленный малоизвестным Утзоном.
Распределение конкурсных призов дало понять, что рационалистам и конструктивистам больше рассчитывать не на что — пристрастия Сталина к классической архитектуре теперь играли гораздо большую роль, чем прославляемая в 1920-е целесообразность и «пролетарская аскетичность форм». antiquus – древний см. К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге (Ф.
Малые архитектурные формы — общее название различных сооружений небольших размеров, которые дополняют или детализируют архитектурные, градостроительные или садово-парковые композиции. Каноническую последовательность представляют собой анфиладные аванзал (или антикамера), аудиенц-зал, тронный зал. Малые архитектурные формы, к которым могут быть отнесены памятники, небольшие обелиски и другие уникальные сооружения, часто выполняют роль композиционных доминант городских ансамблей. римская архитектурная ячейка). АНТАБЛЕМЕНТ (франц. АЛЬКАСАР (исп.
arcade см. Из-за огромных размеров навести каменную или деревянную кровлю не представлялось возможным даже с использованием внутренних опор. aula – двор, дворец), главный, актовый зал средневекового университета, коллегиума. Этим средствам соответствуют приемы акцентирования, уравновешивания, пропорционирования. Связан с конструкцией венецианского окна (гирька заменяет в таком окне среднюю колонку).
Модные художники открывают в лофтах свои галереи и студии. гипостиль). ГИПЕТРАЛЬНЫЙ ХРАМ (от греч.
Прямоугольные зубцы стен с раздвоенным завершением наподобие ласточкина хвоста. 3. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Высота дорической колонны от 6 до 7, 5 диаметров.
Анфилады жилых комнат характерны для архитектуры русского классицизма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. Г. В. Барановский). 1. Осуществлению этих предложений помешала Первая мировая война.
– макеты. Периптер – (от греч. Древнеримский атриум имел отверстие в кровле – комплювий (изначально для выхода дыма от очага) и бассейн под ним – имплювий для сбора дождевой воды. АМВОН, АМБОН (др. -рус. Айван внутреннего двора жилого дома в странах Ближнего Востока называют тарма. Возникающий при этом боковой распор позволял конструкции держаться без цемента или дополнительных креплений. Ионический ордер Древнего Рима отличался от древнегреческого.
Римляне заимствовали эту конструкцию и сооружали многокилометровые арочные мосты (иногда многоярусные с учетом понижения земной поверхности) с трубами, по которым подводили питьевую воду из близлежащих горных источников в Рим. АКРОТЕРИИ (греч. Открытые дворы древнеегипетских храмов также называют гипетральными (ср. В храмах, построенных в древней Византии, а также в России в конце XIX — начале XX веков (псевдовизантийский стиль), конхи, как правило играли роль малых куполов, как бы подпирающих снизу объём центрального купола. Западноевропейские христианские базилики имеют план в виде удлиненного латинского креста. Примерами европейских лофтов, существующих в формате культурных центров, сдающих часть своих помещений под офисы, шоу-румы, рестораны, ателье, танцевальные студии и т. д., являются CABLE FACTORY в Хельсинки, MELKWEG в Амстердаме, TEA FACTORY в Лондоне, SUPERSTUDIO в Милане, Лофт Проект ЭТАЖИ и Креативное пространство ТКАЧИ в Санкт-Петербурге, «Лофт» в Екатеринбурге. Капитель ионической колонны отличается большим богатством декора.
Изваяние мифических существ с телом льва и с человеческой головой иногда с головою священного животного (например в Карнаке – с головой барана). В конце XVIII — нач. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х гг. Пространство стало легким и светлым. Зал — 1.
Ордер — важнейший элемент архитектуры классицизма иногда использовался и в барокко. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённостьформ, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil).
В Византии басилевс – эпитет императора. Именно вот таким образом градостроительство тесно граничит с архитектурой и наоборот. В отличие от качеств тектоничности (ясном выявлении на поверхности формы ее внутренней конструкции), архитектоника несет в себе композиционный смысл. Отсюда изогнутые (выпуклые и вогнутые) фасады, витые колонны, разорванные фронтоны, просторные наружные лестницы, перспективы городских магистралей и создание грандиозных архитектурных ансамблей. В 1915 году в Барнауле был открыт филиал русского общества городов-садов. denticulus — зубец) или «ордерные сухарики» — ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора. БАЗИЛИКА (греч.
В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» (IledeFrance) и «Нормандия» (Normandie). Аналогичное хранилище для священной ладьи (также в Дреенем Египте), отличавшееся от наосов для статуй своими пропорциями и размерами (достигавшее 10 м в длину). Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя. Архитектуру относят к бифункциональным (двойственным) искусствам, в композиции которых соединяются утилитарная и художественная функции. авла). Римляне центральный акротерий называли фастигием (лат. Ориентируясь, как и классицизм, на образцы античного искусства, А. включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио.
В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов. voluto – катать, скатывать), архитектурная деталь в форме спирального завитка. Чаще всего для акротериев использовали изображение пальметт: симметричную форму из расходящихся в стороны листьев устанавливали в центре, на вершине фронтона, а по двум сторонам крепили согнутые под прямым углом пальметты таким образом, чтобы они одинаково выразительно смотрелись и с главного и с боковых фасадов здания.
Мегарон (греч. Во Франции со времён Людовика XII аналогичные окна сооружались на крышах замков. Колонны устанавливаются на профилированные базы. В отличие от плоских архитравных перекрытий (которые должны выдерживать нагрузку на прогиб и вот таким образом ограничены по длине), арочные и сводчатые конструкции теоретически способны перекрывать огромные пространства (см. Несущие части: колонна с капителью, базой иногда с пьедесталом.
Это были сооружения в виде павильонов, обелисков, многоярусных пирамидальных башен, устанавливаемых на высоких платформах. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов.
Понятие антаблемента относят только к плоским или архитравным, перекрытиям. Например: Итальянское Возрождение (оба слова с прописной буквы), Северное Возрождение. protos – первый, начальный) или искусство Крита и Микен (III – II тысячелетия до н. э. ) архаический период (VII – VI вв. aquae-ductus, от aqua – вода и duco – веду), древнеримский водопровод.
150-метровая длина собора, высота сводов 40 – 50 м, высота башен 80 м становились нормой. Коринфский ордер сложился во второй половине V в. до н. э. и особенно большое распространение получил в парадных постройках Древнего Рима. Посередине находилась арена (лат.
Председателем общества стал управляющий алтайской железной дорогой А. М. В раннехристианских храмах апсиды могли находиться и со всех четырех сторон (см. Но творчество – сокровенный индивидуальный и субъективный процесс. БАРОККО (итал. Черты интимности и лиризма присущи московским особнякам в стиле А., построенным архитектором А. Г. Григорьевым (дома Селезневой, 1814, ныне Музей А. С. Пушкина и Станицкой, 1817—22, ныне Музей Л. Н. Толстого), с их удобно расположенными и уютными интерьерами.
Название происходит от средневековой партии гибеллинов, противников гвельфов. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. С тех пор гирька стала типичным мотивом русской архитектуры. Снизу конхи, как правило, поддерживались притворами к зданию храма. В средневековье алтари помещали внутри церкви – в средокрестии или апсиде (см.
Табл. abacus – доска), верхняя часть капители (навершия колонны), создающая зрительный переход от вертикали колонны к горизонтали перекрытия (см. Русский А. дал мирового значения образцы градостроительных решений (ансамбли Ленинграда, архитектор К. И. Росси), общественных сооружений (Адмиралтейство, 1806—23, архитектор А. Д. Захаров и Горный институт, 1806, архитектор А. Н. Воронихин, — в Ленинграде), произведения монументальной скульптуры (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804—18, скульптор И. П. Мартос) и прикладного искусства ("Гурьевский сервиз", 1809—18, Императорский фарфоровый завод в Петербурге). В архитектуре арку, как и купол, всегда сравнивали с небесной Аркой. Отдали дань эстетике этого направления и такие индивидуалистические мастера «органической архитектуры», как Фрэнк Ллойд Райт и АлварАалто. Их место заняли успешные адвокаты и финансисты. План такого храма построен в форме греческого креста по типу центральной симметрии.
виадук). В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. также мегарон).
Рококо – (фр. Антаблемент без архитрава называют облегченным, без фриза – неполным. basileus – царственный, мудрейший). Эхин декорирован пояском иоников. Наос (греч.
1133), собора Нотр-Дам (Парижской Богоматери). «Лофт» имеет чисто американское происхождение и берет свое начало от фабричных построек, складов и мастерских. Вот таким образом архитектоника является художественно-образным качеством архитектурной формы. По одной из версий происхождения христианского храма, такие базилики служили первыми помещениями для совместных молений. Арку выкладывали снизу вверх из клинчатых (трапециевидных) кирпичей или мелких камней и запирали в середине дуги, в верхней точке замковым камнем. 18.
(франц. ) — 1. venustas — красота (т. В нем отражена наиболее важная и актуальная информация. кремальеры машикули мерлоны). Транспортные имеют различные специализированные назначения (вокзальные, с обширными стоянками автомобилей и др. ). антаблемент архитрав).
41, фиг. 180 г. до н. э. ). Входы оформлялись обычно ордерными портиками.
Разорванный — с не сходящимися вверху и оставляющими между своими верхними концами (иногда переходящими в волюты) свободное пространство для помещения пьедестала для вазы, бюста или какого-либо другого украшения. В первом выпуске рассмотрена терминология архитектуры. базилика клуатр ср. Стремительный рост населения европейских городов в XII – XIII вв. Все современные градостроители имеют высшее архитектурное образование.
Преобладавшая в период постконструктивизма тенденция в творчестве архитекторов — стремление к умеренному «обогащению» внешнего облика зданий, преодолению «излишнего аскетизма» архитектуры авангарда. Статьи расположены в алфавитном порядке. Правитель восседал на троне в апсиде, а вдоль нефа (продольного помещения), обычно разделенного двумя рядами колонн на центральный неф и два боковых, к нему шли просители. В XVIII в. стиль Барокко распространился в архитектуре Германии, Австрии и России. Уступы как бы уходят в глубину стены, уменьшаясь в размерах. Антаблемент ионического ордера на раннем этапе состоял только из архитрава и карниза.
Десятки зданий находятся на грани разрушения, поскольку по каким-либо причинам не занесены в реестр охраняемых государством памятников (последний крупный скандал связан с пожаром в доходном доме работы Кекушева здание долгое время было заброшено, по некоторым данным было незаконно заселено приезжими рабочими из Ближнего Зарубежья). Такая аркада создает легкий изящный образ пружинящей конструкции (ср. Цоколь обычно получает декоративную обработку.
Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». От ствола колонны капитель отделяется горизонтальными врезами. Происходит термин от французского «btonbrut» — «необработанный бетон». Деревянный амбар рубился в виде прямоугольной клети. entablement – надстолье, от лат.
Интернациональный стиль проник в архитектурно консервативные страны, где появились свои «поэты железобетона» — Пьер ЛуиджиНерви в Италии и Оскар Нимейер в Бразилии. В Древней Греции городами управляли архонты (греч. Слова, выделенные курсивом, являются заголовками других статей.
filаге – вытягивать в нитку, линию), ряд внутренних помещений, комнат, залов, расположенных вдоль одной оси. базилика храм). При копировании материалов для интернет-изданий обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка вне зависимости от объема используемых материалов (полного или частичного). archontes – правитель), которых называли басилевсами (греч. И. Лидваль 1913—1914).
Основные типы сводов: а) крестовый – состоит из четырех распалубок, применяется для перекрытия квадратных и прямоугольных в плане помещений, давление крестового свода сосредоточено на четырех углах б) сомкнутый – состоит из четырех (или большего числа) лотков, применяется для перекрытия квадратных или прямоугольных в плане помещений давление сомкнутого свода передается на все протяжение опорных стен, а не только на углы, как в крестовом своде в) зеркальный – разновидность сомкнутого свода, верх которого срезан горизонтальной плоскостью, оставшиеся боковые цилиндрические части сомкнутого свода называются – падугами, а средняя горизонтальная часть – зеркалом – обычно отделяется от падуг четкой рамой и часто используется для росписи г) крещатый – свод образованный двумя пересекающимися крест накрест цилиндрическими сводами, на пересечении которых стоит световой барабан д) парусный – свод на парусах е) звездчатый – одна из форм крестового готического (нервюрного) свода в котором введены ряд дополнительных (вспомогательных) ребер (нервюр) в тонком каркасе звездчатого свода четко выделяются основные диагональные ребра ж) веерный – в английской готике -свод, в котором нервюры исходящие из одного угла имеют одинаковую кривизну образуют равные между собой углы и расходятся наподобие веера, образуя воронкообразную поверхность. «новое искусство»), югендштиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века.
Ствол колонны был как гладкий, так и с каннелюрами. В истории искусства много терминов греческого и латинского происхождения. abaculus – цветной камешек для мозаичного набора. В более конкретном значении – декоративный элемент, расположенный по углам (вершинам) треугольного фронтона здания.
В 1934 году создаётся Академия архитектуры СССР и Союз архитекторов СССР, который объединяет творческие силы для решения новых задач, поставленных перед мастерами. АНСАМБЛЬ (франц.
Отцом Барокко считают великого Микеланджело. Декларативной лёгкости и приглаженности «интернационального стиля» брутализм противопоставил впечатляющую мощь конструкций и объемов, смелые крупномасштабные композиционные решения. Другое наименование – каведиум. На нижней стороне ее в качестве декора расположены небольшие регулы с шестью гуттами (каплями), а над архитравом — фриз из чередующихся триглифов, находящихся над центрами каждой колонны и метоп. Оригиналом для человеческой головы сфинксов изображавшей одного из египетских богов (бога Тум), обычно служил царствующий фараон. Испанские алькасары – одно из самых романтических проявлений национального искусства. (португ. ) — здание буддийского храма в странах Древнего Востока, архитектурный облик которого сложился в Китае в первые века н. э. Пагоды возводились перед главным зданием храмового ансамбля и были доминирующими над всеми строениями. Д. Либескинд), Центр обработки данных MIT.
также архитектоника). башмак на деревянной подошве) — многозначный термин: Цоколь в архитектуре — лежащая на фундаменте нижняя, обычно несколько выступающая, утолщённая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны. В этом случае верхние украшения именовали акротериями, а нижние – полуакротериями.
Особенным богатством выделялись каменные крыльца хором, палат и соборов. Жилой комплексAltonWestEstate, в Роэгемптоне, Лондон (1954—1959, арх. Возникновение орнамента восходит к древнейшим историческим цивилизациям. АБУТ (франц. В древнегреческой мифологии известна богиня Арка, сестра Ириды (олицетворяющей радугу).
Образно-эстетическое начало архитектуры граничит с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Современная терминология также основана на размежевании и строгом определении границ используемых понятий. Плавный переход от арок к барабану осуществляется с помощью парусов.
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. В центре амвона устанавливали Триумфальный крест с распятием. Их барабаны выступают из здания в виде апсид. Базилики (лат.
С XI в. получили распространение перспективные порталы. стали возводиться из камня. римская архитектурная ячейка).
Свод – перекрытие здания имеющее криволинейное (чаще всего – арочное) очертание. Древние римляне называли бога границ и межевых столбов Терминусом. Такие акведуки пересекали Вечный город в разных направлениях.
АЛТАРЬ (лат. Раскрепованный — с выступающими вперёд частями — раскреповками (см. : Раскрепованный ордер). enfilade – по нитке, от лат. Акведуки, переброшенные через овраги и русла рек, являются одновременно мостами (см. Табл.
Римляне использовали преимущественно коринфский архитектурный ордер, как самый пышный и добавили к существовавшим прежде композитный (сложный). Но живой мир художественного творчества разрушает эти границы. На крыльцо вела лестница с резным или сплошным ограждением.
Многие проекты создаются в результате всесоюзных конкурсов. zoccolo, букв. Отнесение архитектуры к неизобразительным искусствам весьма спорно. Сфинксы (греч.
Архитектор оперирует понятием композиция и использует выразительные (композиционные) средства: метр и ритм, симметрию и асимметрию, отношения величин и пропорции. Город обретал новые черты столичной импозантности и европейского лоска. Много позже (в XV веке) Альберти добавил четвёртое начало — целесообразность, которую можно, впрочем, определить и как производную от первых трёх составляющих. Аркатурный пояс с колонками называют аркатурно-колончатым.
Мы видим смелое применение зигзагообразных и ступенчатых форм, широких и энергичных кривых линий (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Типы сводов на рис. 4. Лишь немногие из них решаются браться за реконструкцию исторических (но не охраняемых государством) построек. АРХИТЕКТУРА (через польск.
Святилище в храмах различных стран древнего мира, главное храмовое помещение, в котором стояло изображение божества то же, что целлa (см. ). Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Антаблемент завершался карнизом. Типы крылец отличались большим разнообразием. АРКАТУРА (нем.
амбонъ, от греч. значительных размеров помещение в зданиях различного назначения. По одной из версий, такие завитки воспроизводят мотив распускающегося цветка. В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. Арка, продолжающаяся в глубину, образует свод. ordo — порядок)— художественно осмысленное сочетание несущих и несомых частей. В начале XX века были почти полностью заново застроены вся Петроградская сторона, многие кварталы на Васильевском острове и в левобережных районах.
Этот элемент характерен, в частности, для владимиро-суздальских храмов XII – XIII вв. Ныне остатки грандиозных акведуков сохранились в основном вне Италии, в бывших римских провинциях – это Гардский мост близ Нима (Южная Франция), акведуки в Сеговии и Алькантара (Испания).
в Древней Руси — составная часть поселения, пункт торговой и промышленной деятельности. Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент. н. Триада Витрувия).
Ср. АВЛА, АУЛА, АВЛИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (лат.
В сравнении с живописью, скульптурой, графикой архитектор действительно (за исключением декоративных деталей) не изображает конкретные предметы. Ансамбль стилистически разнородных элементов называют контекстуализмом. Постконструктивизм — введённое С. О. Хан-Магомедовым название для «промежуточного» стиля советской архитектуры в период 1932—1936 гг., когда под влиянием политических и идеологических факторов происходил переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. В мусульманской архитектуре айваны открываются во внутренний двор медресе.
hypaithron). АКВЕДУК (лат. Ионический ордер появился около середины VI в. до н. э. Он более стройный и утонченный по своим пропорциям. Хрестоматийный пример — «Фабрика» Энди Уорхола.
— декоративный узор, выполненный на архитектурном сооружении, на его частях или деталях. Бруталистские здания и жилые комплексы, выстроенные целиком из бетона, суровые, лишенные регионального своеобразия, бескомпромиссные в своей программной чистоте, не всегда воспринимались в Великобритании (да и в других странах тоже) однозначно. В 1950-е гг. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма. Карниз дорического ордера состоит из поддерживающих обломов, выносной плиты, на нижней поверхности которой находятся мутулы.
Архитектор А. Фьораванти из Болоньи впервые применил этот элемент в портале западного фасада Успенского собора Московского Кремля (1475 – 1479). Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Ордера архитектурные (от лат. Самый знаменитый алькасар (XVI в. ) находится в г. Сеговия. Неофициальным девизом движения был предложенный Мисван дер Роэ парадокс: Thelessismore («чем меньше — тем больше»).
rococo, от фр. Их суровый облик замечательно соответствует скалистому пейзажу этой страны. Комбинация зала и портика входила в состав более сложных архитектурных комплексов и служила, по-видимому, «мужским домом», «мужской половиной», парадным залом. «streamline» — «линия обтекания», термина из области аэродинамики, характеризующего такие внешние формы машин и механизмов, которые обеспечивают им наилучшую функциональность и скорость при движении или полете). Единственный недостаток арки и свода – боковой распор, разваливающий опоры.
naos – первоначальное знач. : жилище (божества). 1 табл. Барабаны конх, как правило опоясывает такая же оконная аркада, как и у основного барабана. В области жилой архитектуры заключена в знаменитом постулате Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья». Название возникло позднее, в эпоху Итальянского Возрождения (готами древние римляне называли германские племена к северу от Альп).
С XI в. в Италии появлялись подписи главных строителей на возводимых ими зданиях. В античности жертвенники находились перед храмом, на специальной площадке – теменосе и все культовые церемонии проводили снаружи (храм считали жилищем божества). XX вв. megaron – зал, палаты). Наличник – декоративное обрамление оконного проема. Ступенчатый — в виде ступеней, уменьшающихся в своих размерах кверху.
Фуст – ствол колонны от базы до капители. — 1.
131 табл. сэр БэзилСпенс). В русской архитектуре XV—XVIII вв.
В христианской символике амвон – Голгофа, а храм – весь мир. empire — империя), стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию классицизма. aulicus – дворцовый, от греч. Термин получил широкое распространение после того, как британский архитектурный критик РайнерБэнем использовал его в названии своей книги «Новый брутализм — этика или эстетика. », 1966 г., в которой описал постройки определенного архитектурного характера, в Европе, в частности. (работы Питера Айзенмана и Даниэля Либескинда).
Это и понятно, ведь Древняя Греция и Рим – колыбель европейской культуры.