Эта архитектура должна была привлекать всеобщее внимание, развлекать. Эта экспозиция возвестила о возрождении интереса к декоративным искусствам того периода, когда все они процветали под общим названием «модерн», но, в силу естественного развития художественных стилей, были вытеснены еще более популярным и универсальным «интернациональным» стилем безорнаментной архитектурой выразительных конструкций, заключавших динамическое пространство в закрытом объеме массы. Гладкие сияющие поверхности стали одним из основных признаков «ар деко».
По возможности в архитектуре следует избегать прямых и рациональных форм. Другое дело интерьер и мебель. Арт-деко возник сразу после первой мировой войны.
Особняк менял арендаторов, а к началу восьмидесятых и вовсе оказался без хозяев. Извилистые кривые – характерная особенность стиля – были получены, в частности из ботанических исследований и исследований глубоководных форм жизни таких ученых, как немецкий биолог Эрнст Генрих Геккель (1834-1919), написавшего в 1899 году труд Kunstformen der Natur (Художественные формы в Природе).
Желание запечатлеть таинственный мир заокеанских стран, открывшийся европейцам во время путешествий в Африку, Малую Азию, Австралию, Мексику, Перу, выразилось в многочисленных изображениях экзотических животных. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов13. Эти предметы и сегодня органично вписываются в самые разные варианты современного интерьера: от пышно-эклектичного в стиле «нувориш» до строго стилизованного в духе дизайна «хай – тек».
Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные6. В Ар-деко основные образы «криселефантинас» — танцовщицы, балерины, светские дамы в мехах, небрежно перекинутых через плечо. И этот чайный сервиз является самым выдающимся примером геометрического направления.
Модели имели артикул «MR» в соответствии с инициалами автора. В Германии это был Югендштиль (молодежный стиль с легкой руки популярного журнала Die Jugend). Он предлагал новое представление о роскоши.
Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. Консольное кресло «MR 534» известное как «Weissenhof», наглядно воплотило художественный идеал автора – подчинение формы функциональному назначению предмета при полном отсутствии декора. Понимая абсурдность произведенного на свет искусствоведческой наукой немыслимого количества «стилей» историки предпочли придерживаться первоначального варианта.
Для современного интерьера стилистика тридцатых годов дала чрезвычайно многое. В эти же годы происходит обращение к стилистике Ар Деко в СССР.
В принципах его формообразования заложено единство конструктивного и декоративного начал. moderne — современный) в Италии — либерти. Стиль модерн обратился также к элементам традиционного японского искусства (японизмы), которые заполонили западные рынки, в основном в виде ксилографических оттисков. Рациональность без излишков, выраженная в чистоте линий. Вместо этого, я покатывалась со смеху. «новое искусство») или «fin de sicle» (фр.
Нереализованные идеи создавали «резерв», обеспечивали своеобразный «запас прочности» культуры. В 1907 году франко-швейцарский художник Эжен Грассе (Eugne Grasset) и преподаватель рисунка в академии LAcadmie de la Grande Chaumire публикует во Франции свой труд Mthode de composition ornementale («Метод орнаментальной композиции»), основанный на «склонении» правильных геометрических форм. В особняках модерна все – от плана до дверной ручки – нужно было выдержать в едином стиле. И то и другое выльется в довольно крупную сумму.
В Модерне используются все оттенки древесины. Непревзойденными мастерами создания иллюзии трехмерного пространства по праву считались Караваджо (1571–1610) и его последователи. Одним из сподвижников Морриса был Эдвард Берн-Джонс (1833–98), чей декоративный стиль сформировался под влиянием прерафаэлитов. Российская практика несколько отличается в этом смысле от западной.
1923 году сформулировал суть новой эстетики жилища: «Дом – машина для жилья». Такие интерьеры создавались «с шиком» 1920-х годов, дорогих отелей и ресторанов и потому иногда их стиль называют «стилем Риц» (англ. «конец века») в Англии— «современный стиль» (англ.
«Ар деко» зародился накануне Первой мировой войны, когда преобладали тонкие, гибкие формы, присущие модерну или «ар нуж» (по-франпузски «Art Nouveau» – «новое искусство»). В Бельгии он назывался Стиль Нуиль или Стиль куп де фйе. В 1896году в Мюнхене начал выходить журнал «Югенд». нельзя забывать про бронзовые лампы и позолоченные подсвечники. В «эпоху потерянного поколения» особенно ценились дорогие экзотические материалы: слоновая кость, черное – эбеновое дерево, перламутр, бриллианты, шагреневая кожа, даже «шкурки ящериц» и кожа крокодила.
Декоративные элементы, такие как фигурки с капотов автомобилей, являются сейчас предметом коллекционирования, а на современных выставках «ар деко» можно нередко увидеть тщательно и целиком восстановленный интерьер, например, железнодорожного вагона. Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.
Каждая деталь интерьера ар нуво имеет свое значение и участвует в создании общего впечатления, элементы интерьера только условно можно назвать основными и второстепенными. Стиль впервые получил призвание в Европе, но очень быстро его влияние охватило Соединенные Штаты, где его огромной популярности в немалой мере способствовало всеобщее увлечение голливудской кино продукцией. Малые формы и более податливые материалы вдохновляли мастеров модерна на более тщательную и продуманную отделку и такие дизайнеры, как Хенри Ван де Велде (1863–1957), создавали эффектные эскизы предметов внутреннего убранства – письменных столов, подсвечников, светильников и столовых приборов.
В результате, в 1920–30-х годах стиль проник практически во все сферы повседневной жизни. Роль зигзага в архитектурном декоре или украшении предметов быта была столь значительна, что порой это явление, выделяли в отдельное направление, названное «стилем зигзага». Любопытно, что сам художник не обязательно должен приложить к нему руку ибо зрителю выдаются подробные инструкции по расстановке. Стиль Ар Нуво исторически связан с Францией. В геометрических формах и линиях он отражал прогресс в развитии новых технологий. В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни.
При этом сборная индустриальная архитектура Дворца пионеров в Москве (1963) сочеталась с яркими мозаичными панно, выполненными в манере детского рисунка и изображавшими природные стихии, с обилием зелени и водоемами в просторных холлах и внутренних двориках, с декоративной пластикой из легкого светлого металла. К примеру, Карл Андре (р. Как правило, эту роль выполняет гостиная. Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей. Показательно, что первая выставка художников-сюрреалистов состоялась в Париже в том же 1925 г. В декоративных росписях Ар Деко и вновь вошедших в моду витражах и мозаике изображались женские «извращенные фигуры» в экспрессионистски изломанных движениях, деформированные – с фантастически развитой «мужской» мускулатурой.
Человек с богатым воображением увидит в них огромные кочаны капусты из стекла и стали. Интерьеры, оформленные в стиле Ар Деко, производят впечатление не композиции, а суммы отдельных компонентов, группировки «стильных вещей» – мебели, тканей изделий из бронзы, стекла, керамики. Последствия Первой мировой войны, ставшей причиной череды европейских экономических кризисов, тем не менее благодаря солидным частным капиталам, а также все нарастающей потребности в «новой» роскоши еще более утвердили Францию в качестве законодательницы новой архитектурной и интерьерной моды. Движение искусств и ремесел оказало могучее влияние на развитие стиля модерн.
Сами же предметы, созданные художниками радикального крыла Ар Деко и последовательными сторонниками современного дизайна, демонстрируют единство конструктивного, функционального и декоративного, объединенных в художественное целое общностью признаков единого стиля, данного в наиболее четкой артикуляции. Вот таким образом атрибуты здорового образа жизни – бассейн, теннис и пр. Здесь его называли по-разному: стиль Жюля верна, Le Style Mtro (после того, как Гектор Гимара сделал из железа и стекла входы в метро), Art belle Epoque и Искусство fin de sicle (конца века).
Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. В эпоху Ар Деко любовь предшествующего стиля к спектральному цвету (небесно – голубому, ярко – зеленому, красному, лавандовому) сменил ахроматизм. Ар Деко культивирует роскошь и шик, в этом стиле главное – украшение. Сервиз почти ручной работы, однако, бескомпромиссная экономия Хоффманна наделила изделие абсолютно прямыми гранями, выпуклыми крышечками и квадратными ручками.
Этот органичный стиль довел до головокружительных высот знаменитый испанец Антонио Гауди (1852–1926), чьи феерические творения украшают улицы Барселоны. Международный современный декоративный стиль обозначил некую «равнодействующую», определил направление движения идущего в фарватере общего художественного процесса. Одной из важнейших составляющих орнамента нового стиля стали геометрические фигуры – треугольники, квадраты, спирали, круги. Однако сам термин возник еще позднее – в 1966 году, во время рождения выставки в парижском Musee de Arts Dekoratifs (музее декоративных искусств), посвященная Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности 1925 года. Далее, на других уровнях синтез усложняется и достигается тем, что каждая составляющая задействована во всех структурах художественного и целого: конструктивно- тектонической, содержательной (смысловой) и образно – символической. Многое модерн также взял от искусства стан Азии.
Столь безудержный полет фантазии был далеко не всем по вкусу. Эти детали становятся небольшим перформансом в принципиально другом по стилю интерьере. Если художники минувших лет интерпретировали повседневную реальность, то мастера поп-арта лишь фиксировали готовые изображения, демонстрируя свою «непричастность» к ним. «Четверка» работала, главным образом, в Глазго, реализуя такие проекты, как «Ивовые чайные комнаты», степы которых украшены в японском стиле женскими фигурами, вплетенными в стилизованные растительные мотивы на плоском монохромном фоне. modern style) в Германии— «югендштиль» (нем. Jugendstil— «молодой стиль»— по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Jugend) в Австрии, Чехословакии и Польше— «сецессион» (нем. Secession— «отделение, обособление») в Шотландии— «стиль Глазго» (англ. Glasgow style) в Бельгии— «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884) в Италии— «либерти» («стиль Либерти») в Испании— «модернизмо» (исп. modernismo) в Нидерландах— «Nieuwe Kunst» в Швейцарии— «еловый стиль» (style sapin) в США— «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в России— «модерн».
Эти детали важно обозначить, так как буфет, как предмет мебели, отличается максимально традиционной формой во все времена— изменить ее было не под силу даже такому «своенравному стилю», как модерн. Период раннего развития модерна принято называть модернизмом. Прогресс в развитии новых технологий открыл эру массового производства мебели.
При изготовлении мебели применяются аппликативные техники и инкрустация. Одно является средством выражения другого. Французский архитектор и дизайнер Ле Корбюзье, так же как Вальтер Гропиус и Мисс Ван дер Роз, прошедший еще до войны школу в мастерской берлинского архитектора Петера Беренса, в 1919-20 гг. В целом стиль «Ар Деко» можно рассматривать как последнюю стадию развития искусства периода Модерна или как переходный стиль отМодернак послевоенному функционализму, дизайну «интернационального стиля». Создавая свои модели, художник делал много тщательно проработанных эскизов выполнение отдельных элементов он доверял лишь опытным ремесленникам.
Львы и крупные кошки пришли из Месопотамии изящные статуэтки были вдохновлены «Русскими сезонами» Дягилева, а пропеллеры-вентиляторы и образы самолетов стали реакцией на развитие авиации, которая стала чуть ли не национальной идеей на западе. Иногда я даже склонен думать, что это вообще разные стили, объединенные одной эпохой. В ар-деко все вещи и предметы обязательно являются кричащими акцентами.
Отсюда выработалось кредо последователей Ар Нуво: искусство ради искусства. Так и образы «криселефантинас» во многом были навеяны «Русскими сезонами» Дягилева, роскошью знатных русских дам в эмиграции. Но методы борьбы были совсем разные. Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики2.
Детали орнаментов все больше уплощаются и имеют сугубо декоративный характер. В своем самом известном полотне Климт окружил созданную «четверкой» вытянутую женскую фигуру мерцающим узором абстрактных форм и многоцветьем красок с металлическим отблеском, приводящих на память полихромную стенную керамику Антонио Гауди. Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Параллель с межвоенной Европой напрашивается сама собой. В построении орнамента ар деко не ограничился использованием геометрических мотивов.
Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа или кожа акулы или зебры, редкие породы дерева, серебро). Двери стиля модерн— прямоугольные, часто арочные. Кроме того, деко нравился вид новейшей техники: машин или аэропланов. Декорации фильмов с участием Фреда Астера и Джинджер Роджерс – роскошные номера гостиниц, танцевальные залы, коктейль-бары – служат наглядными примерами стиля. Цвет в Ар Деко в основном мягкий, пастельный для стен и темный, почти черный для мебели.
Так, в 1917г. Стильмодерн ар нуво, «тиффани» (по имени Луиса Комфорта Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» во Франции, «югендстиль» в Германии, «стиль Сецессион» в Австрии, «модерн стайл» в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, "еловый стиль" (Style sapin) в Швейцарии. )получил распространение в 1918-1939 годах во Франции, отчасти в других европейских странах и США. В архитектурных формах и живописи преобладаютизвилистые линии, необычное сочетание дорогих и экзотических материалов изображение фантастических существ, формы волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных женщин. Пожалуй, ни одно художественное явление 20 века не вызывало столь разноречивых толкований, не претерпевало таких изменений в оценках, как Ар Деко. Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. В основе стиля — тезис, согласно которому форма в искусстве важнее содержания. Не случайно, вот таким образом, Сю и Мар специализировались на проектировании «выставочной» мебели, крупной, устойчивой, причудливо сочетавшей новую структурность с историческими ассоциациями.
В качестве характерных примеров приводятся работы скульпторов Н. Данько, И. Ефимова, В. Мухиной – произведения из фарфора, металла, стекла с необычной для того времени обобщенностью и геометризацией формы, а также «пышная, вызывающая декоративность набивных ситцевых тканей», украшенных, тем не менее, советской агитационной атрибутикой. К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. Его добило лишь вступление США во Вторую мировую войну. Все это свидетельствовало о кризисе вкуса. Интерьеры в стиле ар нуво всегда отличаются повышенной функциональностью и эргономичностью, кажется, что предусмотрено место для каждой мелочи, причем шкафы предусматривают отсеки для часто и редко используемых предметов.
Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму. Название ар нуво (фр. Лекальность четко выверенных линий ар-деко напоминает вовсе не флору, а фауну. Наиболее запомнившимися среди созданных ими образов стали символы путешествий и скорости – ипподромы и велотреки от Маргита до Ривьеры, лондонская подземка, – Синий поезд» и «Восточный экспресс», авиакомпания «Импириэл эйруэйз» и гигантские лайнеры, такие как «Нормандия» и «Иль-де-Франс».
Датой его рождения считается 1925 год, когда в Париже прошла грандиозная Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий. В отличие от Модерна, для Ар Деко характерна симметрия всех предметов интерьера. Приветствуется и рабочий кабинет. Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде. Под впечатлением увиденного Берн-Джонс предложил юноше создать серию из 350 иллюстраций к роману Мэлори «Смерть Артура».
Но в большей степени это модерн с примесью неоклассицизма. – стали популярными образами орнаментального декора. Для света— белая бумага, для тьмы— черная тушь.
Важное место в Модерне занимают кованные элементы. В России он назывался Стиль модерн. Он стал мировым стилевым феноменом. Конструкции стиля— часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). Стиль становится все более экзальтированным и эклектичным, впитывая и перерабатывая множество самых различных культурных и художественных влияний: графический деконструктивизм кубизма и футуризма, колористическую палитру фовизма, строгий неоклассицизм Этьена-Луи Булле (tienne-Louis Boulle) и Карла Шинкеля (Karl Friedrich Schinkel), архаичное искусство Египта и Древней Греции, африканский примитивизм и т. д. Начиная с этой выставки, в Европе за стилем закрепилось название «Ар Деко», а в США – «стиль модернистик».
Так в Реймсе на протяжении 1920-х годов возводится множество частных и муниципальных строений: знаменитая своим роскошным убранством библиотека американского филантропа Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie), церковь Saint-Nicaise, здание Промышленной палаты, вилла Андре Дуса (Andr Douce) и т. д. Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть— буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трёх- или четырёхстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками). Впервые демонстрируются уникальные проекты, включая Porte Monumentale entrance – продуманная инженерная конструкция полихромного купола с электрической подсветкой, спроектированная Рене Бине (1866-1911). Простые, обтекаемые формы автомобилей, поездов, самолетов и морских лайнеров стилистически были весьма в духе «ар деко» и в то же время градация транспорта по классам (уровням комфортабельности) привела к расцвету убранства салонов самолетов, кают пароходов и купе поездов. Неорококо и барокко стали невозможно немодными. Стиль звезд особенно прижился в Америке и в первую очередь в Голливуде.
Произведения мастера отличались чистотой, стройностью и изяществом форм. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы. Уже в работах Марселя Дюшана (1887–1968) и его последователей впервые появились обыденные предметы ширпотреба. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий.
Классическими представителями Art Deco в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. В конце XX столетия смелые контрасты обобщенной, геометризованной формы и яркого цвета, открытые стилем Ар Деко, возрождаются в дизайне и моде: оформлении интерьеров, ювелирных украшениях, одежде, рекламной графике. В 1891г. С их помощью оформляют мебель, лестницы, рамы зеркал и картин. Со временем картины кубистов и архитектура модернистов также оказали влияние на уже ставший популярным дизайн, сделав модной тенденцию к простым и строгим линиям.
Линии могли расходиться под разными углами, взрываться каскадом ниспадающих лучей. Для Арт-Деко это – искусство Древнего Египта – в очень высокой степени искусство Древней Месопотамии (их влияние граничит с активными раскопками в этих регионах) искусство Дальнего Востока, такие далекие друг от друга кубизм и эдвардианский неоклассицизм, этника и примитивное искусство – от африканских мотивов до древнегреческой архаики. Отсюда кстати, вытекает их основное, принципиальное различие – арт-нуво – стиль национальный, раздробленный так и не ставший интернациональным – об этом свидетельствует даже отсутствие единого названия – в каждой стране оно самобытно, соответственно арт-нуво так и не стал Большим Стилем – в отличие от арт-деко. «Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л. Райта14. Неясная картина художественных процессов столетия их пестрота и разнохарактерность отражались в такой же мозаичности обособленных локальных исследований «по направлениям», «по сторонам», «по политическим регионам». К наиболее часто используемым отнесем: витражи, лестницы с характерным растительным декором, резное оформление дверных проемов, декоративное освещение с витражной техникой в стиле «Тиффани», картины художников эпохи ар нуво, высокие вытянутые вазы.
Общие интеграционные процессы Ар Деко, развивавшиеся поэтапно, обновляли концепции синтеза при прохождении «зон доминирования»: модернистских течений идей авангарда, программы конструктивизма, а затем и исторических тенденций. Так что зал доставляет как веселье, так и удовольствие. Рюль-манн, Л. Сю, Р. Эрте, П. Янак. К 1893г. В Италии и Германии элементы стиля Ар Деко, соединяясь с формами Неоклассицизма, перерастали в архитектуру «нового Ампира» – фашистского стиля третьего Рейха.
Кинотеатры украшались «египетскими фризами», покрытыми охрой и позолотой. Хотя галерее приписывают популяризацию движения и связывают его с именем Бинга, стиль модерн достиг международной аудитории главным образом и посредством тиражной графики (издания Савой, La Plume, Jugend, Dekorative Kunst, Желтые страницы и The Studio). Название стилю «ар деко» дала прошедшая в 1925г. Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов», философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре1.
Больше, чем когда-либо, дизайнеры сочетают обстановку здания с его архитектурой. «Русские сезоны» на парижской сцене, начавшиеся в 1909 году, сыграли роль яркого экзотического впечатления, продемонстрировали успешный результат поисков нового. Вместо ярких цветов в стекле стали преобладать молочность и матовость.
Практически не используется мебель из тёмных пород дерева. Ему чужда романтичность и экзальтированность стиля рубежа веков.
Les Vingt, как и большинство художественных сообществ по всей Европе и Америке, отметили ведущие теоретики 19-го, такие, как французский неоготический архитектор Эжен-эммануэль Виоллет-ле-Дюк (1814-1879) и британский арт-критик Джон Рескин (1819-1900). Ар Деко соединил прошлое с будущим. День ото дня интерьерная мода принимает все более изысканные формы выражения. Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна— «югендстиль».
Вот таким образом в таких интерьерах не лишними будет и китайская или японская живопись. Линия приобрела удивительную силу. Успешное объединение изобразительного и прикладного искусства было достигнуто такими известными дизайнерами, как Виктор Орта и Генри Ван де Вельде, Чарльз Ренни Макинтош и Маргарет Макдональд, Йозеф Хоффманн и Густав Климт. В 1930-1950-х годах отмечают и существование «советского Ар Деко».
Интересно отметить, но именно это и обусловило «бессмертность» стиля – ведь идеологии имеют свойство устаревать, а стремление к комфорту и статусу вечно. Ар нуво стал прародителем стиля Ар деко. Расцвет Ар деко 1915-1920 гг. Общая стилистика. Получил распространение в 1918-1939 гг. – период декаданс.
Происхождение подобной техники восходит к эпохе Древней Греции, когда «криселефантинас» представляли собой идолов. Эта стержневая линия обозначила компромиссный путь.
Кроме того, шляпы в форме колпака, платья прямого покроя и короткие юбки создавали зрительный эффект более высокого роста даже четкие контуры и смелый цвет помады, наносившейся в форме «лука Купидона», могут рассматриваться как чистое проявление стиля «ар деко». Составляющие обстановки в этом стиле обязаны соответствовать самому высокому уровню отделочных материалов. Интерьер в эпоху модерна стал играть более важную роль— это было продиктовано архитектурой, которая создала новые способы компоновки внутреннего пространства и открыла путь к полному соответствию внешнего пространства внутреннему. Несмотря на принадлежность к одной временной эпохе, Модерн и Ар Деко характеризуются ярко выраженной индивидуальностью. Эти тенденции вместе с послевоенным стремлением ко всему красивому и новому сложились в 1920-е годы в оригинальный стиль «ар деко». Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели.
Арт Деко (ар-деко) – популярное течение в международном декоративном искусстве 1925-1939 годов. Сами здания кинотеатров часто храпят детали характерных интерьеров того периода.
Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. студию Берн-Джонса посетил 19-летний Обри Бердсли (1872–98), чтобы показать мэтру свои рисунки. Особым пристрастием к кривым линиям и зигзагам отличались американские художники. Вместе с женой Маргарет Макдопальд, ее сестрой Фрэнсис и мужем сестры Гербертом Макнейром Макинтош создал утонченный, холодный, прямолинейный стиль в архитектуре, декоре и мебели. Широко стал использоваться металл в сочетании со стеклом.
На таком «срединном пути» были неизбежны большие потери, утрата концепционной «чистоты» и полноты новых открытий, произвольная и поверхностная трактовка художественных идей, сама же «фигура стиля» при этом приобретала все более четкие очертания. Архитектурные образы Ар Деко, воплощенные в высотных зданиях и проектах, заключали в себе широкий диапазон культурных смыслов и символов, выстраивавшихся в многослойные преемственные ряды. Созданные модели вошли в коллекцию классических образцов мебели 20 века.
Арт Нуво Бинг представил серию из шести интерьеров, вдохновленных искусством символистов. Использовавшийся сначала для обозначения декоративного искусства в период между двумя войнами, сегодня термин «Ар Деко» стал всемирно признанным синонимом эффектности. во Франции, отчасти в других европейских странах и США. Другим архитекторам зачастую не хватало воображения на что-то большее, чем фасад особняка. Эти элементы могут использоваться в интерьере, как в комбинации, так и отдельно.
Даже их вступительные кадры, представляющие логотип киностудии, могут быть типичным «ар деко» – например, вращающийся стеклянный глобус и Солнечная система компании «Юниверсал пикчерс». Смелые, красочные костюмы и декорации Леона (Льва) Бакста поразили парижан и, подхваченные кутюрье Полем Пуаре, стремительно завоевали симпатии публики. Плакаты были одними из наиболее ярких порождений «ар деко».
Ар-деко соединял все, что нравилось его авторам – восточную экзотику исторические темы, новую технику, дорогие материалы и современное искусство, особенно кубизм. Другие публикации, в том числе Флористический Орнамент (1849) Готического Возрождения Августуса Уэлби Нортмор Паджин (1812-1852) и Грамматика Орнамента (1856) британского архитектора и теоретика Оуэна Джонса (1809-1874), предвосхищали Природу как основной источник вдохновения для целого поколения художников, стремящихся вырваться из оков старых стилей. Началась новая эра графики.
В поздних формах стиль Ар Деко сближается с геометрическим конструктивизмом. В мебельном декоре присутствуют природные и растительные мотивы. Это кредо послужило основой неповествовательных картин, например, Ноктюрнов Вислера. Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги).
Текучесть ар-нуво в ар-деко противопоставляется не только симметрией, но и статикой. Популярность в самых широких слоях общества обеспечила устойчивый «потребительский» интерес и коммерческую привлекательность стиля. Предметы, тяготеющие к конструктивной ясности линий и форм, более просты, элемент декора сведен в них к минимуму.
Костюмы и декорации к картине «Клеопатра» (1934 г. ) студии «Парамаунт» вызвали прямые ассоциации с орнаментами и горгульями нового нью-йоркского небоскреба Крайслер – билдинг. Например The Studio впервые публикует линеарные символические рисунки Обри Бердслея (1872-1898), созданные как иллюстрации к произведению Оскара Уайльда Саломея (1894).
Если его ранним проектам, в т. ч. «Каса Висенс» (1878–80), присущи геометричность декора и отголоски мавританского стиля, то в позднейших работах конструктивные и декоративные элементы сплетаются в извивистые, текучие растительные формы и кажется, будто здание выросло за ночь, как сказочный гриб. Этому стилю свойственны изысканность, утонченность, одухотворенность изменчивость. Коктейли, джаз и ар-деко переносили в Лондон, Париж и Милан ощущение радости жизни, охватившее Америку, не видевшую разрушений и жертв Первой мировой. Для архитектуры эпохи модерна обязательным считалось наличие эркера.
Бердсли довел до совершенства свой неповторимо изысканный стиль, выполнив иллюстрации к трагедии Оскара Уайльда «Саломея». Он давал возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Набор символов — причудливые цветы, морские редкости, волны.
Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. Благодаря сочетанию дорогих материалов и этнических мотивов в Ар Деко функционал уступает место внешнему эффекту. Со времен Возрождения в западном искусстве безраздельно господствовал реализм.
В Испании он был Модерниста в честь модернистского движения в Барселоне и его главного сторонника архитектора Антонио Гауди (1852-1926). Для ар деко, как и для стиля, модерн в целом, характерно нечто иное: сложные переходы с этажа на этаж и винтовые лестницы, наличие нескольких уровней в одном и том же помещении и обнаруживаемые внезапно потайные комнаты, замысловатой формы оконные переплеты и обязательно изломанная крыша. Для декора отлично подойдут большие полотна картин, дорогие статуэтки из дерева и слоновой кости, керамика, причудливые скульптуры из стекла. На этой выставке художники из Франции, Англии, Америки. После знаменитой парижской Международной выставки декоративного искусства и промышленности 1925 года (Exposition Internationale des Arts Dcoratifs et Industriels Modernes), давшей название уже оформившемуся течению, стиль стал стремительно распространяться по всему миру: сначала по Европе – Бельгии, Португалии, Испании и Великобритании, затем он проник в Северную Африку и все англо-саксонские страны (США, Канаду, Новую Зеландию, Индию, Филиппины и т. д. ) и, наконец, подчинил себе вкусы центральных городов Мексики, Вьетнама, Китая и Японии.
Некоторые декоративные элементы напрямую заимствовались из других культур. Модерн как глобальный стиль эстетизировал конструктивные элементы, пропагандировал правду материала и цельность проектирования «изнутри наружу», определялся цельной идеей автора. В различных странах стиль имел разные названия: во Франции— «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв. Пластик окрашивался в яркие цвета и, так же, как и хром, полировался до блеска.
Прямолинейный стиль Макинтоша и его соратников оказал сильное влияние на творчество австрийского живописца Густава Климта (1862–1918), едва ли не самого последовательного живописца стиля модерн. Темное дерево позволяет создать контраст, добавляет выразительность. Яркие сочные цвета – оранжевый, зеленый, красный в основном присутствуют в орнаментах.
В новых моделях большое внимание уделяли форме и обработке стекла. Вот таким образом в музей я отправилась в несколько скептическом настроении: «раз уж я здесь, то так уж и быть, пойду посмотрю». Термин «Ар Деко» происходит от названия Exposition Internationale des ПАВИЛЬОН ТУРИЗМА Роберт Малле-Стивенс, 1924 – 1925, перспективный эскиз построен для выставки 1925 года – Art Dekoratifs et industrieis Modernes. Общеизвестный «гламур», порой свойственный разного рода вечеринкам и богемным личностям, так же можно отнести к определенной интерпретации Ар Деко в современных неоднозначных реалиях. С искусством Модерна рубежа XIX-XX веков стиль Ар Деко объединяет и желание многих художников (исполняющих волю богатых заказчиков) создать иллюзию благополучия и «роскошной жизни» в трудные годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами. Первые проявления ар нуво наиболее тесно связаны с характерными признаками рококо.
Принимая во внимание близость этого стиля к такому понятию, как «промышленный дизайн» и учитывая развитие сегодняшних технологий строительства, не составит особого труда внести в планировку определенные оригинальные черты: они усложнят пространство, приблизив к заветной цели – подчинить интерьер дома изысканному стилю ар деко. «Ар деко» с его резкими и порывистыми линиями был, по сути, полной противоположностью модерну. Четкие формы, прямые ломаные линии являются одним из основных правил стиля. Наряду с оформлением частных домов растет число проектов интерьеров отелей, банков. Лоренцль (Австрия). Так появились оригинальные мотивы с использованием образов охотящихся тигров, парящих в высоте фламинго, притаившихся в зарослях диких кошек, бегущих антилоп. Для модерна характерна тянущаяся изогнутая, вьющаяся линия.
Шедевры Ар Деко легко становились предметом антиквариата в 1960-е годы. Пожалуй, больше всего споров в послевоенной Англии вызывало творчество Фрэнсиса Бэкона (1909–92), который в погоне за мощными всплесками эмоций тоже обращался к фотографии. Один напоминает интерьер дорогой машины или яхты, лобби нового отеля.
Графика Бёрдсли— классика модерна. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Но не только тяжелые атласные портьеры или натяжные потолки. В Париже по проекту Альберта Лапраде (Albert Laprade) строится музей колониальной истории и иммиграции – Palais de la Porte Dore («Дворец золотых ворот»), кинотеатр Le Grand Rex, а известный модельер Жак Дусе (Jacques Doucet) заново декорирует свою студию в фешенебельном пригороде Нейи-сюр Сен. artnouveau) обозначает «новое искусство», было дано новому художественному направлению, которое начало развиваться в конце 19 века. Так продолжалось до тех пор, пока искусство изучалось в параметрах моделей, сменяющих друг друга, циклически чередующихся во времени периодов, когда для решения актуальны проблем культуры, обращались к «классическим» системам художественного языка и образам прошлого, либо, напротив, активно отторгали наследие ища опору в современном и будущем. также «Венские Мастерские»).
Хотя у этого стиля был явный привкус шика (лишь очень богатые люди могли позволить себе, к примеру, черные лакированные ванны), характерные черты «ар деко», получившего огромную популярность, стали использовать и в товарах широкого потребления. В 1908 году иллюстратор и декоратор Поль Ириб (Paul Iribe)создает свой знаменитый модный альбом платьев для Поля Пуаре Les Robes de Paul Poiret racontes par Paul Iribe, который открывает принципы новой эстетики широкой публике.
Мастеров ар-деко вполне устраивала возможность украсить фасад стилизованными эмблемами. Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли— автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга». Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне12. Работы других влиятельных художников-графиков, включая Альфонса Муху, Жюля Чере и Анри де Тулуз-Лотрека, чье яркое искусство плаката часто превозносит роль женщины, согласно принципу сообщества Бель-Эпок (belle poque society) – femme nouvelle (новая женщина, отвергающая традиционные идеалы женственности, семьи и подчинения). Если верить мировым выставкам, а также ведущим журналам и порталам по дизайну, то все больший акцент делается на дорогих и сложных по фактуре материалах, простых и четких формах мебели, плавных линиях, симметрии и ясной геометрии архитектурных элементов. Это был последний «шикарный стиль» европейских столиц, сознательно ориентированный в прошлое.
И, наконец, в 1910 году, на Salon dAutomne («Осенний салон») выставляются работы мюнхенских художников и скульпторов, а Сергей Дягилев привозит в столицу свои роскошно декорированные ЛьвомБакстом балеты «Русских сезонов». Еще один крупный центр дислоцировался в Австрии и Венгрии, где назывался Сезессионстил. Новое время диктует новые условия и newart-decoготово им следовать, чтобы оставаться популярным. Многие художники последовали за французскими философами предложившими термин «постмодернизм». А второй – сказку о русалках и лесном царе. Открытие искусства Амарны, гробницы египетского фараона Тутанхамона (1922), оказывали на вкусы людей столь же сильное воздействие, как и обтекаемые формы новейших локомотивов и автомобилей.
Образ человека в орнаменте ар деко превратился в некий логотип – знак стиля. Художники и архитекторы модерна придавали своим работам сложную внутреннюю символику. Если для архитектора Ле Корбюзье его произведение знаменовало отход от конструктивизма к идеям, позднее получившим название «неопластицизма», то для ювелираР. Нередко встречались мотивы струящейся воды, клубящихся облаков, солнечных лучей и т. п.
Для него характерна сложная символика, сдержанная цветовая гамма, природные материалы, натуральные фактуры и асимметрия. Светлый деревянный материал увеличивает цветопередачу предметов интерьера. Стремление к красоте, здоровью и физическому совершенству были главными идеями того времени. Последователь Морриса Уолтер Крейн называл модерн «странной декоративной болезнью» и многие находили уродливыми гротескные образы Бердсли, Мунка и Торопа, утрированные формы Гимара и Гауди. «Геометризм» стал также отличительной чертой моды. Угловые абажуры из матового стекла или пергамента водружались на полированные хромированные металлические основы (латунь и алюминий).
Авангард – конструктивизм (функционализм, пуризм) – историцизм обозначили три фазы эволюции Ар Деко. Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. Его особенностью было и остается наличие композиционного центра интерьера.
Принципы структурирования формы не дают основания называть этот стиль эклектичным. Древесина становится основным действующим персонажем интерьера ар деко. В двадцатые годы, как, впрочем и сейчас, стало принято не любить пышную классику. Для этой выставки знаменитый французский архитекторЛе Корбюзье, один из основателей конструктивизма и функционализма, спроектировал и построил павильон «Эспри Нуво» (франц. Подойдет редкое пальмовое дерево проко, которое замечательно сочетается с эбеновым. Восток, загадочный и манящий, не мог не взволновать прагматичных европейцев. Ар-нуво претендовал на универсальность, ар-деко мог удовлетвориться фрагментарностью.
В развивавшемся параллельно с поп-артом минимализме художники стремились обнажить основы, размытые в концептуальных аспектах поп-арта. Начавшись как легкое изящное новшество навеянное балетными «Русскими сезонами», Ар Деко вскоре эволюционировал в олицетворение поразительной простоты и бескомпромиссности жизни в век машин. У ар-нуво и ар-деко был очень разный почерк. Характерным элементом стиля являются витражи.
В Германии и СССР ар-деко превращаетсяиз модерна в«новый ампир». Ар-деко больше любил животных. Различные мануфактуры и предприятия продемонстрировали образцы инновационного направления. 1935) взял для своих Срезов» (1967) одинаковые бетонные блоки и расставил их так, что они сплошь покрыли пол галереи. Он остановил на нем свой выбор. Но желание получить «дворец» у себя дома у сильных мира сего осталось. «Esprit Nouveau» – «Новый дух») знаменитый художник Р. Лалик – фонтан из цветного стекла со световыми эффектами и «стеклянный интерьер» павильона Севрской фарфоровой мануфактуры.
Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель. При имитации стиля, акцент следует делать на внутреннем оформлении пространства.
Эротизм Ар-нуво сменился кипучей энергией, страстью, неуемным стремлением жить Ар-деко. Стиль Ар Деко современно и необычно сочетает в интерьере восточные мотивы, элементы старины, абсолютно разные материалы вместе с новыми шедеврами искусства первой половины 20 века, особое предпочтение, отдавая кубизму.
Дюшан выставил под именем Р. Матт свое скандальное творение – писсуар, назвав его «Фонтан». Его главными чертами стали смелые, упорядоченные формы, яркие, чистые цвета и – что немаловажно – современные материалы, такие как полированный хром и пластик (в то время, как правило, бакелит). Стиль АР-НУВО (новое искусство), развившийся в архитектуре искусстве и дизайне Европы на рубеже XIX и XX вв. По отношению к «образцам» формы мебели Рульмана выглядели более упрощенными и слегка видоизмененными. Обратившись к технике мозаики, Климт добился ослепительного эффекта в своих фресках для дворца Стокле в Брюсселе (1905–11).
В зависимости от территориальной принадлежности он носил различные названия: венский, берлинский и парижский модерн— в Западной Европе, московский, петербургский, рижский и провинциальный модерн— в России и Восточной Европе6. Художники изготовляли кресла, подобные тронам фараонов используя египетские материалы. Бок о бок с экспрессивным абстракционизмом развивались и фигуративные течения. В стиле Модерн сочетаются разные материалы природного и искусственного происхождения. Оно явилось сферой, сохранявшей «классическую инфраструктуру» системы формообразования, межвидового синтеза, ансамбля, стилевого единства, в которой преобразования и обновления происходили постепенно, без рывков и разрушений.
И никаких полутонов. К тому же произведение не обязательно должно быть исполнено самим художником. Скандинавии представили свои новаторские произведения. Несмотря на то, что названия одного и того же стиля модерн (фр.
После войны, поставившей под сомнение смысл человеческого бытия, в искусстве появились новые образы человека, зачастую навеянные фотодокументами эпохи, Так, в «Склепе» Пабло Пикассо (1945) застыли в вечной муке изможденные тела узников концлагерей. Симметрия становится второстепенным композиционным элементом. Он передает особое настроение и образ жизни, появившиеся на Западе после шока Первой мировой войны и русской революции. Китайские зонтики, традиционные японские одежды, бамбуковые заросли, цветы сакуры отныне украшали крышки столешниц, тинки – панно.
В ход пошли элементы ампира, архаики, египетского и крито-микенского искусства, соединялись находки декораторов Русских Балетных Сезонов в Париже, живописцев-постимпрессионистов, экспрессионистов, сюрреалистов с формами восточного, японского, китайского и примитивного африканского искусства. Не отказываясь от золота, ювелирный стиль ар-нуво среди излюбленных материалов выделял полудрагоценные непрозрачные камни, такие как опал, лунный камень, бирюза, а также жемчуг, эмаль, слоновую кость. Широко применялись также стекло, кафель, эмаль, бронза и кованое железо. Такая черта ар деко, как его эклектичность, становится весьма удобной, поскольку позволяет с определенной степенью вольности включать обстановку декоративно – прикладные фрагменты эпохи почти столетней давности.
Так что, ар нуво в интерьере – далеко не самый бюджетный выбор. Павильон Union Centrale des Arts Dcoratifs (Объединения декоративно-пригладного искусства) отражал стремления к возрождению и модернизации декоративного искусства в качестве экономического стимула и выражения национальной самобытности. После международного архитектурного конкурса на памятник Христофору Колумбу в Санто-Доминго (1929) Ар Деко распространился в странах Латинской Америки, затем в Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке. В США – Стиль Тиффани в честь легендарного Favrile glass художника Луиса Комфорта Тиффани.
Роль декоративного искусства в сложении нового стиля очень велика. Используются в основном три цвета: белый, кремовый и черный. В 1905-1911 годах в Брюсселе, в столице европейского ар-нуво, австрийский архитектор Хоффманвозводит особняк для бельгийского финансиста Адольфа Стокле (Adolphe Stoclet), который впервые выводит на архитектурную авансцену «зарифмованную» геометрическую форму. Фирма поставляла восточную керамику и текстиль эстетствующей лондонской знати в 1870 году и производила в английской версии модерна серебряные изделия на основе так называемого Кельтского Возрождения Кимрик и Тутрик (серебро Арчибальда Нокса, 1864-1933).
В архитектуре одним из ярчайших представителей нового стиля стал бельгиец Виктор Орта (1861–1947), обратившийся к методам дизайна для изучения конструктивных возможностей стекла и стали в серии возведенных в Брюсселе особняков, отелей и офисных зданий. в Париже Выставка декоративных искусств, по-французски – «artsdecоratifs». Открытие гробницы Тутанхамона и массовая увлеченность Египтом привнесли в ар-деко египетские мотивы, геометрические стилизации росписей древних храмов и тему иероглифов. Кроме того, хорошо подходят веера, фонтаны, подиумы, кованые решетки. Дворец Стокле известен также и своими уникальными мозаиками из мрамора, стекла и полудрагоценных камней, выполненными Леопольдом Форстнером (Leopold Forstner) по эскизам Густава Климта (Gustav Klimt). Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции.
Многие художники этого стиля (или периода) были очарованы восточной живописью – на картинах того же Густава Климта мы часто видим персонажей в китайских или японских одеждах. При всем многообразии художественных аллюзий и ассоциаций формы Ар Деко органичны. В 1930- е годы в Париже было проведено пять салонов света. Ар Деко называют «последним из художественных стилей», соединявшим несоединимое. Тот же Уорхол часто репродуцировал газетные и журнальные фотоснимки тревожных событий, как в «Расовых волнениях» (1964).
Ар Деко можно назвать не только течением, а, скорее тенденцией в дизайне. Ар-нуво создавал новое искусство. Начиная с 1880 года вплоть до Первой Мировой Войны, Западная Европа и США становятся свидетелями развития стиля модерн (Новое Искусство). Для ар-деко главным было украшение. В данном случае лучше использовать «красивые» соотношения Пифагора.
Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета. Упорно разделяя и противопоставляя модернизм и Ар Деко историки пользуются термином «декоративный модернизм» и часто включают в книги об Ар Деко произведения, которые традиционно считаются модернистскими, привлекая их для пояснения свойств декоративного стиля. Казалось, мгновение, — и скульптуры оживут, продолжив недавно начатый танец. Одним из самых красивых, на мой взгляд, направлений Ар-деко, представленных в одноименном музее Саламанки, является «криселефантинас» — миниатюрные скульптурки, выполненные из бронзы, золота, слоновой кости иногда украшенные драгоценными или полудрагоценными камнями. Пластика ар-деко – это упругость напряженных мышц животного, готового к прыжку. Эффективность оформления фасадов, колоссальные размеры зданий, роскошные интерьеры, элегантные дорогие материалы – все служило тому, чтобы в обстановке стремительно меняющихся ценностей создать атмосферу всеобщего благоденствия и закрепить эту уверенность в массовом сознании.
Они широко использовали перламутровую инкрустацию по дереву, которая стала излюбленной техникой Ар Деко. moderne – современный) и ар нуво практически идентичны, по сути их принято разделять. Сам стиль подчеркнуто материален и объемен. Источником этой «новой формы» стали природа и женщина. Не случайно, многие из таких интерьеров назывались «павильон коллекционера», «ателье художника».
Символом Art Deco в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Отчасти вдохновлённые«Русскими сезонами» Дягилева искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». В качестве основы используются волнистые и изогнутые линии, присущие природе.
Абстрактное искусство зародилось еще до начала I мировой войны. Ар Деко оказал влияние на художников французского стекольного завода Баккара и английской керамической мастерской Даултон. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. Оба стиля по-своему противостояли прагматизму и культивировали изысканность.
Этот стиль с успехом подхватил парижский архитектор Гектор Гимар (1867–1942), снискавший известность проектами станций парижского метро. В формах — подчеркнутая асимметрия. Строительство ведется по сей день, но подвигается крайне медленно в силу невероятной сложности «органичного» проекта. Геометрия «ар деко» прослеживается во многих зданиях 1920–30-х годов, например, в очертаниях и декоре небоскребов (Эмпайр-стейт-билдинг и Крайслер-билдинг в Нью-Йорке) и штаб-квартиры Британской радиовещательной корпорации (Би-Би-Си) в Лондоне.
Эта органичность свойственна всем уровням его формирования. Ар-нуво, широко известный также как «модерн»- это не стиль, а скорее название периода в искусстве на стыке девятнадцатого и двадцатого столетий. Несколько снобистское отношение к деко у некоторых искусствоведов на Западе граничит с тем, что этот стиль процветал в Америке – и доказал, что кое в чем Новый Свет может превзойти старую Европу.
Любое самое прозаическое содержание может быть представлено в высокохудожественной форме. Роскошная мебель с инкрустацией позолоченными литыми вставками представлена ведущими краснодеревщиками Жорж-де-Фье (1868-1943), Луи Мажорелем (1859-1926), Эдуардом Колонна (1862-1948) и Эженом Гайар (1862-1933). Понятием Ар Деко определяются общие закономерности художественного развития широкого культурного ареала искусства стран и народов мира имеющих европейские корни или испытавших глубокое воздействие европейской культуры. Эти исторические стили разделены не только Первой мировой войной, но и многими отличиями. Ар Деко стал определяющим фактором развития международной моды, средств коммуникации, путешествий, работы и отдыха. Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960–70-х годов.
Огромную роль в формировании интерьера играет текстиль. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Окна— прямоугольные, удлинённые вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна»— широкие, наподобие витрин.
Ар деко «ратовал» за очищение от декоративности «растительного» модерна, с другой – конкурировал с эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм. разрабатывает проекты небоскребов из стекла и бетона. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ.
При самостоятельной росписи стекла в стиле ар нуво нужно уделять внимание цветовым соотношениям – все основные цвета должны быть в разных пропорциях (80-40-20), не стоит использовать более трех цветов. Также Pavillon Bleu – ресторан рядом с Pont dIena у подножия Эйфелевой Башни работы Гюстава Бови (1858-1910). Как любой художественный стиль ар нуво характерен присущими ему деталями. Музей Ар-нуво и Ар-деко (он посвящен сразу двум направлениям искусства двадцатого века) располагается в особняке Каса Лис (Casa Lis), построенным по заказу Дона Мигеля де Лис – владельца фабрики по выделке кожи. Сегодня вещи в стиле «ар деко» становятся редкими и дорогими экспонатами коллекций, здания перестраиваются или сносятся, однако интерьеры 20-х и 30-х годов еще можно увидеть во многих старых фильмах.
Именно это его отличает от нео ар-деко. Родоначальником модерна считается Англия— старейшая страна капитализма. Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона»9. Многие первоклассные художники плаката этого времени занимались рекламой.
К этому же стилю иногда причисляют наивного живописца Р. Дюфи. Ritz Style). В модерне чаще использовались растительные мотивы – изображения цветов. Используя язык образов, метафор и символов, орнамент ар деко подготовил почву для развития графического дизайна. Вот таким образом «ар деко» – не столько композиция, сколько сумма отдельных составляющих.
В XIX веке публика ценила в картинах, прежде всего, достоверное изображение реальности, удостаивая наивысших похвал фотографически скрупулезные картины таких мастеров, как Энгр (1780–1867). Ар-деко принципиально искал внешнего эффекта.