В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи.
XX в. Эрмитажная работа – одно из первых обращений к этой теме, не новой для классического западноевропейского искусства. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию.
В особенности смотрел на фарандолу. Его также очень интересовала проблема костюма для настоящего и механического соловья. И здесь и там действие совершается на холме. Так в его творчестве появляется и стремительно набирает обороты балетная тематика. По одной из версий, в основе композиционного решения лежит древнегреческая вазопись, по другой – автора вдохновили «Русские сезоны» Дягилева. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод. По его мнению, они должны были быть просты и элегантны.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В картине «Настурции.
Есть и другие отзывы. «Танец» написан с помощью всего лишь трех цветов – красного, зеленого и синего. Мы видим общение мужчины и женщины – разное в зависимости от их социальной принадлежности.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Ж. Помпиду). Панно "Танец" – важнейший элемент композиции. Когда умирающий Император – его танцевал Григорьев – в конце балета вернулся к жизни, он встал и развязал свою черную мантию, которая спала, покрыв около пяти квадратных метров сцены своей великолепной ярко-красной подкладкой.
Танец – воплощение свободы духа, движения души. Барнс, как показало время, оказался верен своему слову. Так же у Ланкре мы застаем танец с социального ракурса: придворные танцуют на пикнике, развлекаясь (картина Танец). Заказ на декоративное панно с танцевальной темой Анри Матисс (фр. HenriMatisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция – 3 ноября 1954, Ницца) получает от Щукина в 1908 году и сразу же начинает писать эскиз «Танца». «Люди всегда интересуются, как мне приходят идеи и что я вообще изображаю.
Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). И речь, конечно, пойдет о Дега. Какое упоение.
Он сам сотворил свой, неповторимый мир музыки, стремительного танца, мир сверкающих статуэток, ваз и плодов, мир безмятежного покоя и радостного забвения. Здесь приведен фрагмент фрески виллы мистерий в Помпеях. Интересный факт: бразильские СМИ заподозрили создателей логотипа Олимпиады-2016, которая должна пройти в Рио-де-Жанейро, в плагиате – якобы визуализация заимствована у американского благотворительного фонда Telluride Foundation, логотип которой в свою очередь имеет очевидные сходства с «Танцем» Матисса. Задник был белым, на трех падугах были нарисованы черные зубчатые края.
Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Доминика и Девы Марии. Серия картин на танцевальную тему: Танцы в Мулен де ля Галет 1876г., Танец в Бужевале 1883 г., танец в городе и Танец в деревне. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
Какая вакханка. Отнюдь не случайно, что в своих танцевальных разработках мастера этого стиля предпочитали мужским фигурам женские. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. 1912В картине «Настурции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
Такой коллекции могут позавидовать любые музеи мира. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»). Развернув стол под стремительно уходящим в глубину картины углом, Матисс вводит зрителя в свою мастерскую, приковывая его внимание к большому панно "Танец", установленному на мольберте. Мне легко жить с танцем. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Тема панно — танец.
Прием упрощения и схематизации фигур, где одна линия передает форму фигуры, наглядно присутствует в «Танце». В древних времен человек рисовал пляску: наполненную мистическим ритуальным смыслом или иную. Яблоко из шара превратилось в круг.
Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Каждая танцовщица занята каким-то своим делом. Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец».
Впервые он попробовал заниматься живописью после того, как попал в больницу и ему сделали операцию – удалили аппендицит. Хореограф балета Леонид Мясин вспоминает: «Незадолго до начала репетиций я поехал навестить его в Ницце, где он жил в квартире с надстройкой и одну из лучших комнат там занимала огромная клетка для птиц. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Образ танцовщиц часто встречается в работах современных авторов.
Мир эллинизма представлен как вечный праздник, как утраченный некогда людьми «золотой век», беспечное и беззаботное время неги и наслаждений. Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец». Возможно, сказались полученные знания о тяжком труде у станка.
«Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году. Матисс говорил: «Я очень люблю танец. Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха (Вход в Козба) или прохладной прозрачной воды в аквариуме (Красные рыбы). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
Панно "Танец"» художник стремится показать, что любое произведение искусства (в данном случае работа самого Матисса «Танец») создает вокруг себя особую одухотворенную среду. Анри Матисс не был исключением. И, кажется, миг и танец поднимет тебя к небу. Художник отправлялся в Америку, ожидая за океаном шумный прием и внимание прессы и публики. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Матисс дал новое видение мира.
Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Границы между уже подготовленными панно были меньше, чем следует.
Дега – Танцевальный класс Танцевальный класс, 1874. А вопрос, который меня волнует, – «Где найти время. », – рассказывает художник Брюс Холверда, автор серии сюрреалистичных работ с танцорами в главной роли. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом.
Композиционно картина восходит к «Радости жизни», где на дальнем плане кружится хоровод. Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца». Ваша живопись лучится красками, словно витраж». Изображены парные танцы, которым люди предаются, облекая свой досуг в культурную форму.
Кружащийся на вершине холма хоровод захватывает своей легкостью и простотой. Над этим первым вариантом "Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк) художник трудился одновременно с эрмитажной работой. На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Больше Матисс никогда не видел свой «Танец». Танцевальная тема продолжает волновать художника. Уже к ноябрю Матисс завершает «бумажный» вариант композиции, который тщательно переносит на новые, специально заказанные холсты. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Тема мастерской волновала художника на протяжении многих лет. Тема панно — танец. Особенно интенсивно она будет разрабатываться в 10-х гг.
Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Но в отношении танца как искусства нам эти картины ничего не дают. Вот что пишет один из современников: «Мы видели в Осеннем салоне удивительное полотно «Танец». В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Единственной публичной демонстрацией панно остались те десять дней, когда он показывал их близким друзьям в гараже в Ницце. Художник беспристрастен и объективен.
Слева большая фигура увлекает всю цепь. Его «натуралистическая кадриль» – это всегда яркая эмоция, накаленная динамика, разгул «животных страстей». «Балет – это идеальное сочетание визуальной и исполнительной составляющих. На картине четыре балерины в голубых балетных пачках переданы в ракурсе «вид сверху». В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
Николя Ланкре изобразил нам танцовщицу Камарго на одноименной картине. Не секрет, что известность автору принесла серия работ, посвященная ночной жизни Парижа. Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ). В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
Посетив его в прошлом году, я понял, что он горит желанием оформить какой-нибудь балет. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. И он решает возвратиться к первоначальному полотну, ждавшему его в мастерской-гараже. Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Все просто. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Саму же композицию он нарисовал на трех соединенных вместе пятиметровых холста – всю сразу, в размере оригинала, – вооружившись длинной бамбуковой палкой с куском угля на конце. И это пустое место в центре усиливает напряженность исходящую от фигуры танцовщицы.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Ещё одним полотном, которое являет собой переломный момент в творчестве Матисса, является Музыка. Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря.
«Мною владел ритм танца, который вел меня», – признавался он позже. Исследователями символики в древних культурах отмечено, что соединение рук в танцах означало союз земли и неба. Наиболее полное собрание картин великого художника Анри Матисса, находится в Эрмитаже. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Создание картины граничит с личностью знаменитого российского коллекционера Сергея Щукина, который познакомился с творчеством Матисса на парижской выставке и заказал художнику два декоративных панно для своего особняка. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Наставник Матисса Густав Моро предсказывал, что ученик «упростит живопись». Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. Но не все так зло набросились на «Танец» Матисса. На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). Матисс задумал ее как неотъемлемую часть постановки. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). «Я смотрел, как танцуют, – пишет Матисс. Образы молодых танцоров – символ чистоты и красоты», – рассказывает художник. Я выбрал Идзиковского на роль механического соловья и Карсавину – на роль настоящего. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке». Темой его панно для Барнса, как когда-то для Шукина, станет танец.
Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. Сразу же после завершения панно, получившего название «Парижский танец», художник пытается заинтересовать им публичный музей или владельцев открытого частного собрания.
Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Первоначально предполагалось, что «Танец» займет почетное место в павильоне Франции, однако первенство здесь осталось за Раулем Дюфи и его «Феей электричества», а панно Матисса находились в запасниках до конца 1970-х годов, когда они впервые были выставлены на всеобщее обозрение. Он искренне увлекся идеей создания декораций для Песни соловья. Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти.
Лотрека привлекало сценическое действие и танец как таковой. – Синий цвет передает небо, розовый – тела танцовщиков, а зеленым цветом изображен холм». Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия).
Доминика и Девы Марии. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Панно Танец» художник стремится показать, что любое произведение искусства (в данном случае работа самого Матисса «Танец») создает вокруг себя особую одухотворенную среду. Картина написана любимой художником пастелью. «Просто я очень люблю танец. Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св.
И вот теперь, вернувшись из Мериона к себе в Ниццу, Матисс приступает к мерионскому «Танцу». Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».
Я смотрел, как танцуют. Для людей искусства это было тяжелое время. Мне легко жить с танцем», – скажет он при создании «Танца» для Москвы. Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло. Яркое звучание трех цветов – красного, синего и зеленого – усиливает впечатление зрителя от монументального полотна, передает ощущение динамики.
Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины до насыщенности, так, что. Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства».
Это содержание картины обретало особый смысл в доме Сергея Щукина, где находилось знаменитое панно Танец" (ГЭ), доме, ставшем одной из первых в мире целостных реализаций художественной концепции Матисса. По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов.
Ж. Помпиду). Кажется, случайно подмеченный эффект танца" написанных на холсте фигур вокруг реальной вазы с цветами разрушает границу между реальным и воображаемым художником миром энергия танца" буквально выплескивается на зрителя. Он демонстрирует красоту женского тела в классическом понимании эстетских стандартов. Коллекционер чуть было не отказался от картин, но передумал и попросил у художника прощение за свою слабость. Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. Полотно «Голубые танцовщицы» лучшая из серии картин обнаженных женщин. Не даром, наверное, в Эрмитаже их повесили в одном зале и друг напротив друга.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Ж. Помпиду, Париж). Когда ты кружишься, кружишься в бесконечном цветном хороводе. Ярко-красные фигуры, написанные в примитивном стиле (фовизм) выражают собой нечто чистое изначальное, без примесей лишних деталей и отвлекающих моментов.
На картине мы видим танцовщицу в летящей позе, требующей равновесия, ноги ее выворотны. Их движения не скованы, величественны, сильны, уверенны. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Вдохновляли его не только сюжеты, увиденные в кабаре и салонах.
Именно в решении Анри Матисса она становится знаковой в европейском искусстве двадцатого века. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Еще одна встреча с балетным театром и хореографом Леонидом Мясиным произойдет в 1939 году. 4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно.
Сам Дега говорил: «Меня называют живописцем танцовщиц. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. «Танец написан мной всего тремя красками, – скажет Матисс. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты.
А также угловатость линий, напряженность или усталость на лицах участников процесса. Его «Танец» существует в двух вариантах, один из которых находится в петербургском «Эрмитаже». Включая в композицию собственное панно Танец" II (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Матисс вводит в работу интригу, создавая эффект картины в картине".
Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа. Картина «Танец среди мечей» была написана в Риме в 1881. Танец для Матисса продолжится и в балетном театре. Так просто, наивно, что замирает сердце. Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики. У создания картины «Танец» своя необычная история. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. В начале работы Матисс использует технику гуашного декупажа. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. «Этот танец, – говорил Матисс, – долго жил во мне, я уже поместил его в Радости жизни, моей первой большой композиции».
Панно «Танец» (вместе с «Музыкой») Анри Матиссу (1869-1954) заказал С. И. Щукин для украшения лестницы особняка в Москве. В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. Такая возможность представилась лишь в 1936 году, когда «Танец» (три панно) будет приобретен парижским музеем Пти-Пале на средства, выделенные для проведения Всемирной выставки 1937 года. Знаете, недостатка идей у меня не бывает.
«Он больной, – написал Матисс дочери. Другую, знакомую многим картину под названием «Голубые танцовщицы» написал Эдгар Дега. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», – заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон.
Когда ты работает с причудливыми сюрреалистическими образами, они сами находятся в мире твоих фантазий. Художник избегал показывать результаты и не сообщал об изобретенной им необычной технике. Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью.
Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона.
Построение композиции нужно было начинать заново.
Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец». Здесь есть нечто из тех цветных снов, которые порой снятся в детстве. «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», – смиренно говорил он позже. ИмпрессионистыКоренным образом изображение танца изменилось благодаря импрессионистам. Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые.
Вместе с танцовщицами изображен Жюль Перро – мастер романтического балета. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям.
Неистовый хоровод на синем фоне заставляет кружиться розовые тела. Танцующие фигуры на панно воспринимаются – подчас как живые, а стоящий натюрморт с настурциями – изображенным на стене. Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены. В 1920 году художник создаст декорации и костюмы к спектаклю «Песнь соловья» на музыку Игоря Стравинского (Русский балет Дягилева).
Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см.