Каждая из Муз диптиха образует с фигурой своего поэта самостоятельную группу. Бессоновой позволяли ей быть активным и желанным участником научных и творческих конференций, проводимых МГУ и РГГУ, а также ведущими музеями и научно-исследовательскими институтами, в том числе Институтом философии и Институтом русского языка РАН. Изображая букет цветов в вазе на подоконнике, написанный по воспоминаниям о французских натюрмортах XVIII века, художник, по существу, выходит за пределы этого жанра. Гораздо лучше обои и пейзаж на стене.
Нам очень мало известно о круге интересов Руссо и его научных занятий. Старьевщик свалил в кучу несколько холстов перед входом в лавку. В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья.
Ее принято считать заказным портретом. См. : Vallier D. Op. Тогда понятно, почему его руки анатомически неправильно приставлены к туловищу. «Картина излучает красоту, это неоспоримо, — писал Аполлинер. Знания о модели позволили Руссо создать ее точную схему, отвечающую поставленным художником задачам.
Импрессионизм, неоимпрессионизм, символизм, ар нуво, фовизм, кубизм, футуризм, абстракция, функционализм, дадаизм вспыхивают, подобно кометам, на фоне официального, признанного публикой и критикой салонно-академического искусства и исчезают, оставляя за собой зримые следы в виде набора поставленных, но еще «непереваренных» в теории искусства проблем, а также в серии произведений, выполненных эпигонами этих направлений средней руки. Аполлинер и Лорансен во втором варианте почти полностью утратили портретные черты. Этим свойством наделены не только растения в пейзажах, но и цветы в натюрмортах.
Высокая и стройная Мари Лорансен, по словам Гертруды Стайн, похожая на портреты Клуэ, у Руссо превратилась в монументальное изваяние истукана со скуластым круглым лицом, раздувшимися ноздрями и широко расставленными миндалевидными глазами. Ряд мотивов в портрете Муза, вдохновляющая поэта говорит о близком знакомстве Руссо с произведениями Боттичелли. Постимпрессионистов отвергали те же противники.
В 1894 году познакомился с поэтом и драматургом Альфредом Жарри, который много сделал для популяризации живописного и литературного творчества Руссо и, в частности, придумал ему ставшее знаменитым прозвище – «Таможенник». P. 144). Одним из первых в искусстве XX века он преображает бесхитростные плоды массовой культуры, превращая цветы на обоях в «восхитительный сад». У растений и цветов в картинах Руссо есть еще одно, только им присущее свойство.
Таким он хотел запечатлеть себя для потомков. Критически относившаяся к ней Фернанда Оливье впоследствии писала, что «с возрастом изящная Мари становилась все более похожей на портрет Руссо». На полотне тщательно написан фон вплоть до проработки деталей и оставлены места (нанесен только рисунок) для фигур. P. 103–108.
У ног поэта и Музы не растут, а скорее, воткнуты одинокие левкои на высоких тонких стеблях за их фигурами написаны заросли стеблей и ветвей между двумя деревьями с голыми черными стволами и переплетающимися кронами. В развитии европейского искусства нового и новейшего времени наблюдается ускоренный, по сравнению с эволюцией искусства предшествующих эпох, темп зарождения, роста и упадка сменяющих друг друга стилей и направлений течений. Весь вечер Руссо исполнял роль короля шутов. Аполлинер держит в руке гусиное перо — атрибут своего ремесла. Щукин. Холст был довольно крупного формата.
Поэт держит гусиное перо и свиток, простые атрибуты, объясняющие его ремесло. Муза «держит» поэта – вот почему он «одержим», – говорил Платон. Paris, 1925. Их лица, став совсем плоскими, превратились в аккуратно расчерченные симметричные маски.
Ему важно было не ошибиться в расчетах изготовляя свой трафарет-ширму. Букет преображается, превращаясь в сад, фантастический расцветший лес. Перед нами готовый трафарет, в который остается только «встать» Аполлинеру и Лорансен и картина будет окончена.
Несмотря на все «измерения», в портрете отсутствовала «фотографическая» точность. Catalogue, 14). — Спросите у художников, они все единодушны в своем восхищении». Щукина.
Упорное желание Руссо точно передать облик персонажей привело к парадоксальному результату. Вероятно, Руссо проводил много часов в древнеегипетском отделе Лувра. Воллар был единственным постоянным покупателем работ наивного Таможенника. Л., 1977.
На нем юные Музы в венках предаются музицированию. В настоящее время находится в Лувре, в галерее Же-де-Пом. Реальное лицо становится игрушкой в руках художника, актером, который и не подозревает о том, что уже играет написанную для него автором роль. P. 84, 111, 112.
Период 1860–1890-х годов был временем борьбы изобразительного искусства за независимость от потребительских вкусов заказчика, за право исследовать природу и видеть ее непредвзято (к чему стремились импрессионисты) или воссоздать на полотне собственную философскую доктрину вселенной, проникая в недра ее эволюции (что воплотилось в искусстве Сезанна, Гогена и Ван Гога). Описание банкета см. : Raynal M. Ор. Она успевала делать поразительно много. Художник считал себя изобретателем нового жанра – «портрета-пейзажа». Себя и свою жену Руссо видит как отражение в дагерротипе.
Поэт и Муза и сегодня вызывает у неискушенного зрителю улыбку. Следует подвергнуть это утверждение сомнению. О каком заказе здесь может идти речь. Служил в армии кларнетистом полкового оркестра. С 1905 года выставлялся в Осеннем салоне.
В этом процессе скачкообразного ускоренного развития художественных тенденций, чем ближе к середине ХХ века, тем сложнее становятся взаимоотношения «свободного» художника, отстаивающего независимость и правоту своего метода отражения в искусстве видимого глазом мира, с официально-потребительскими точками зрения, закрепленными в официальном сознании массового зрителя, ставшими неотъемлемой частью художественно-педагогической практики и поощряемыми официальной критикой и посредниками, дельцами от искусства. Фотография-прототип группового свадебного деревенского портрета не сохранилась или не найдена, но факт ее существования в качестве образца не вызывает сомнения. Надо думать, к этому восхищению примешивалась и толика зависти. Эффект картины состоит в переворачивании нормальных представлений о масштабе.
Очевидно, художника привлекла пластическая четкость объемов на фотографии и неестественная застылость поз и выражений лиц, привносящая в бытовую будничность сцены мотив вечности. Бессоновой, созданные более чем за 25 лет. Вскоре Руссо написал для Аполлинера новый вариант картины (Художественный музей, Базель). На следующий год картину у Воллара приобрел С. И.
Ребенок-Судьба в картине – не слепая фортуна, но источник жизни (в облике монстра) и вдохновения. Известно, что, когда портрет показали Аполлинеру, он в первый момент выразил свое неудовольствие и недоумение. cit. ). Однако, принимая во внимание сложность датировки произведений Руссо ибо в дошедших до нас работах почти невозможно проследить эволюцию стиля, а также предлагая гипотезу о работе Руссо над этим портретом по стамбульской фотографии, автор статьи склонен датировать Портрет Лоти после 1904 года. В галерее Воллара в Париже на них обратил внимание Сергей Щукин и вскоре (по совету Пабло Пикассо) приобрел несколько полотен Руссо для своей московской галереи. В этом сборнике представлены избранные труды выдающегося искусствоведа Марины Александровны Бессоновой (1945–2001). Данное издание объединяет работы М. А. Близкими себе живописцами считал Эдгара Дега, Поля Гогена и Одилона Редона.
P. 48–65 Stein G. Op. В Автопортрете также присутствуют Музы. Он несколько раз позировал художнику, причем во время сеансов Руссо, подобно портному, снимал с него и с Мари мерку.
Поэт представлен с атрибутами своего ремесла – гусиным пером и свитком. Существенная часть творческой деятельности М. А. Он вызывал улыбки у друзей из окружения Аполлинера и Пикассо. Но было и другое.
Paris, 1964. В подоле у ребенка-Судьбы лежат цветы – символы бессмертия, «цветы поэта». Этот натюрморт экспонировался в Салоне под названием Цветы поэта. Документальные характеристики модели, своего рода «отпечатки пальцев», должны остаться, присутствовать в образе, трансформированном воображением художника и особенностями его стиля. Разочарование Аполлинера при первом знакомстве с портретом можно понять.
Излюбленными жанрами Руссо были портрет, портрет в пейзаже и городской ландшафт. Муза Урания изображена Лесюером с поднятой в указующем жесте правой рукой. Она была лектором института «Открытое общество», вела занятия по проблемам современного искусства со студентами филфака МГУ. Это полотно находилось в мастерской Руссо вплоть до его смерти, украшая одну из стен.
Жанр портрета-пейзажаПодобный тип вневременного канонического портрета, ярким примером которого является «Муза, вдохновляющая поэта», не исключение в творчестве Руссо. 1900–1930», «Шагал. По поводу картины «Сон» (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) Руссо теребили насмешливым вопросом: каким образом красавица на красном канапе оказалась среди джунглей. Анри Руссо. Возвращение мастера», «Гоген.
У Музы слишком большая голова с лунообразным лицом, вросшая в плечи и приставленная к ее телу «чужая» гигантская рука. Д. Валье подчеркивает, что Руссо сознательно подходил к проблеме «кривого зеркала» в портрете искажая натуру с присущей ему экспрессией (Vallier D. Op. Не случайно их узнавали современники. Я спросил цену. Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 1871—1893 годах в налоговом управлении Парижа из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник». Они по смыслу отделены от него, «оторвались» и висят в пространстве, как на полотнах сюрреалистов, поскольку это не просто руки, а эмблема поэта в представлении Руссо.
Пушкина. P. 94).
За весь вечер художник не проронил ни слова, только что-то чертил в своем блокноте. О сознательной «наивности» Руссо пишет и Н. Бродская (Бродская Н. В. Эта книга выдержала несколько изданий. Поэт обретает вдохновение извне, будучи избранным.
Тем самым портрет представляет собой аллегорию Судьбы. Ему была уготована роль стать китчем, продукцией массовой обывательской культуры. Муза увенчана венком и облачена в античный пеплос. Узнавали и потому смеялись. У ее ног копошатся овца и корова, микроскопические рядом с этим колоссом. Кажется, что Руссо наделяет почву на своих картинах (гладкую закрашенную поверхность, обозначающую зеленый луг) особой плодоносной силой. На основе лиц московского портрета Руссо создал торжественные, отрешенные лики, чем-то напоминающие раннехристианские примитивные иконы восточного происхождения.
При всей искренней любви к художнику, увидев конечный результат его трудов, Аполлинер не мог не почувствовать себя одураченным. Здесь можно было вдосталь посмеяться. Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен. А. С.
Выдуманный пейзаж не хуже настоящего. Пушкина подготовил к своему 105-летию специальный видеопроект «С точки зрения». Позднее Пикассо вспоминал: «Я шел по улице Мартир. P. 6). cit.
cit. ). Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки. Если бы мне удалось сделать картину, передающую этот эффект».
Репертуар Руссо был весьма разнообразен. Более того: элементы этого чудаковатого типа и впрямь были в Руссо. Взгляд из России», «Морозов и Щукин – русские коллекционеры: от Моне до Пикассо» и многих других. Он также имитирует по композиции групповой фотоснимок. Подобный тип вневременного канонического портрета, ярким примером которого является Муза, вдохновляющая поэта, не исключение в творчестве Руссо. По саркастическому замечанию спутницы Пикассо Фернанды Оливье, здесь предстали «Аполлинер, тонкий и хрупкий, каким он никогда не был» и «Лорансен, тяжелая и дородная, какой она еще не стала». Довольный своей работой, Руссо продемонстрировал ее в Салоне независимых в марте 1909 года, где портрет стал мишенью для насмешек. Датировка портрета между 1904 и 1906 годами представляется достаточно убедительной. «Поэт и его муза» Анри Руссо (1909)Год выхода: 2017Страна производитель: РоссияЖанр: ДокументальноеДлительность: 4 мин. Режиссёр: Андрей ТарасенкоПроизводитель: ГМИИ им.
В Салоне Независимых этот портрет фигурировал под названием Муза, вдохновляющая поэта. ПушкинаГосударственный музей изобразительных искусств имени А. С. Но к чему искать гипотетического заказчика. 85. В трактовку этой темы Руссо вводит еще один мотив известный нам по картине Муза, вдохновляющая поэта.
Картины Руссо не принимали всерьез в качестве произведений искусства. Он родился в 1844 году в городке Левале, был сыном жестянщика, воспитывался в местном лицее, окончив который, стал письмоводителем в какой-то конторе, где его быстро уличили в «злоупотреблении доверием» и тогда — от греха подальше – он поспешил завербоваться в солдаты, а когда его часть отправили воевать в Мексику, почему-то остался во Франции (потом как бы подразумевалось, что он был за океаном), вскоре демобилизовался, женился, перебрался в Париж и поступил на службу в акциз, а не на таможню, давшую ему прозвище, ставшее потом вторым именем. У платоников Муза отождествлялась с бессмертной душой поэта и философа. Этот банкет оставил яркий след в памяти его участников.
Гипертрофируется и само понятие официального и неофициального, непризнанного искусства. В целом базельский вариант отличается от московского строгой иконописностью. Эта идея окончательно оформилась после знаменитого пародийного банкета в честь Руссо, устроенного в ноябре 1908 года в мастерской Пабло Пикассо в Бато-Лавуар («Плавучая прачечная» – общежитие художников) на Монмартре. Гипертрофированная торжественность героев портрета выглядит невольным ироническим парафразом культа, созданного вокруг Руссо парижскими художниками-модернистами.
Над портретом смеялась не только искушенная публика. Вероятно, что картина Девочка в розовом платье написана с живой модели. Очевидно, что перед нами не портрет девочки, а аллегория Весны. На протяжении многих лет она составляла вместе с Е. Б.
Базельский вариант – наглядный зрительный комментарий к московской картине. Он отвечал, что спящая представлена в окружении своих снов.
И далее: «Как отличительный признак он носит густую бороду и является участником Салона Независимых в течение ряда лет, веря, что абсолютная свобода творчества вознаградит смельчака». Считается, что это портрет первой жены художника. Остроумная Мари Лорансен, увидев себя в облике Музы, от души расхохоталась. В 1968 году она закончила исторический факультет МГУ и вскоре пришла в Музей изобразительных искусств имени А. С. Рядом, чуть сзади поэта, стоит Муза с распущенными рыжими волосами и гирляндой цветов на лбу и груди. Отличительный признак жанра изобретенного Руссо, состоит в том, что, невзирая на его название, в «портрете-пейзаже» отсутствуют как портрет, так и пейзаж в классическом смысле.
Фотография была сделана в 1904 году и приводится в каталоге Д. Валье (Vallier D. Op. P. 98), Д. Валье датирует эту картину 1895 годом. cit. Портрет находится в Кунстхаузе в Цюрихе.
Ведь известно, что, когда он хотел выразить свое восхищение перед понравившейся ему картиной, он говорил: «Это вышло просто по-египетски. ».
Этот уникальный документ демонстрирует процесс работы Руссо над портретом. Недаром Руссо считал себя «великим реалистом». Цветы на первом плане призваны символизировать бессмертную душу поэта. Руссо ежедневно заставлял Аполлинера позировать измеряя его фигуру и лицо Мари Лорансен отказалась приходить в мастерскую и художник был вынужден писать ее по памяти.
Лес составлен из самых обыкновенных цветов и отдельно стоящих ветвей, покрытых листьями. Талант и широта интересов М. А.
P. 78–83 Salmon А. Op. Пейзаж теряет функцию передачи не только образа «данной конкретной местности», но и природы вообще он сводится к сумме простейших элементов и становится знаком, указателем к портрету, составляя с ним целое. Musee National dArt Moderne. Как и в Париже, работа вызвала неоднозначную реакцию.
Фотография была нужна, чтобы, сделав ее предметом художественного анализа, создать «стиль Руссо». Завершает сборник раздел, посвященный памяти автора. В цветистый пейзаж «примитивного» искусства прорвался мотив, заимствованный из репертуара официальных Салонов — обнаженная на ложе и художническая интуиция Руссо отреагировала на неожиданность этой встречи сюжетом переполоха в девственном лесу. И все же фотоснимок необходим художнику. Его «Муза, вдохновляющая поэта» (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Их Руссо мог видеть в Париже и в Анжере, где он жил в юности.
Подрабатывал игрой на скрипке, составлением документов изредка писал портреты на заказ. (См. : Le Monde des Naifs. В ней Шеттук решительно отрицает легенду о Руссо как о «талантливом юродивом», считая его яркой личностью (не без способностей к мистификациям) и уникальным живописцем. Сергей Иванович против своего обыкновения (он весьма неохотно расставался с картинами даже на время) решил в 1913 году предоставить «Поэта и музу» на выставку общества «Бубновый валет».
Художник считал себя изобретателем нового жанра – «портрета-пейзажа». Его картины неизменно вызывали у людей начала века приступы гомерического хохота. К концу XIX века этот темп стремительно нарастает.
Она работала в разных творческих комиссиях, в том числе в Комиссии по авангарду ВНИИ искусствознания, Государственной экспертной комиссии Министерства культуры России, Комиссии по народному искусству МОСХ (председатель). Летом 1910 года повредил ногу и умер от заражения крови. Отличительный признак жанра изобретенного Руссо, состоит в том, что, невзирая на его название, в «портрете-пейзаже» отсутствуют как портрет, так и пейзаж в классическом смысле. cit. Тело Музы скрыто под античным пеплосом.
Пять су, – ответил старьевщик. – Вы можете использовать его оборотную сторону. (Perruchot H. Op.
cit. Этот «портрет-пейзаж», если пользоваться терминологией Руссо, запечатлел его новых друзей: поэта, критика и эссеиста Гийома Аполлинера (1880 – 1918) и его спутницу, художницу Мари Лорансен (1883 – 1956). Данный портрет следует также отнести к изобретенному Руссо жанру «портрета-пейзажа», о чем пойдет речь ниже и что лишний раз указывает на более позднюю датировку. cit. Все это означает, что Аполлинер на своем портрете стоит в «канонической» позе артиста-творца в момент вдохновения. cit. В 1861 году, по окончании лицея, переехал из Лаваля в Анжер, где работал клерком.
А. С. Не случайно он повесил ее на стену мастерской и показывал ученикам как значительное свое произведение. Фотография понадобилась Руссо не для подтверждения сомнительного сходства с изображенными людьми, а для решения чисто художественных задач. Был похоронен на кладбище для бедняков.
На картине странный раздутый младенец в белом платьице, вырисовывающийся, как изваяние, на фоне голубого неба в позе балаганного зазывалы, держит на веревочке «ожившего» полишинеля в ярком шутовском костюме и с лицом, напоминающим самого Анри Руссо. На разных этапах этой борьбы, отделенных друг от друга не столько во времени, сколько по смыслу разнонаправленных идейных установок, при всем их отличии друг от друга выносился приговор развлекательному, услаждающему обывателя и «просвещающему» его искусству. Модели (Аполлинер и Лорансен) как бы попали в царство кривых зеркал и художник навеки запечатлел их искаженные отражения. Муза поэзии по установившейся традиции должна носить голубые, небесные цвета. Многое опуская, тут же скажем, что службу Руссо навсегда бросил в 1893 го-ду. Olivier F. Op.
C. 19).
В копии Руссо не только переписал «цветы поэта», но поправил оригинал, лишив его обаяния натуры и ассоциативной сложности, обнажив программную основу. Из фотографии в портрет П. Лоти перешли суммарно переданные черты лица, турецкая феска, стоячий белый воротник манишки (своего рода пьедестал для головы) и ясные, четкие контуры вылепленной светом фигуры. Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра. Вот для чего измерял Руссо их лица и руки. cit.
Эти строки через год после смерти Анри Руссо написал мелом на его надгробном камне Гийом Аполлинер, один из немногих современников (вместе с супругами Делоне и хозяином дома, где жил Руссо, месье Кевалем), любивший и понимавший искусство Таможенника. Портрет обычно датировался началом 1890-х годов. В 1886 году продемонстрировал четыре работы в Салоне Независимых и с тех пор принимал участие в нем каждый год (кроме 1899 и 1900). Георгиевской полный каталог собрания французской живописи второй половины XIX–XX века в ГМИИ, вышедший в свет в 2001 году. В каталоге выставки «Мир наивов», состоявшейся в Париже в 1964 году, приводятся сведения о покупке этого портрета комедиографом Ж. Куртели для домашнего «музея ужасов» в 1906 году.
.