Картина Анри Матисса ТАНЕЦ II: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Когда в 1905 он выставил свои работы в парижском «Осеннем салоне» вместе с другими художниками, среди которых были, в частности, Андре Дерен и Морис де Вламинк их резкие, энергичные краски буквально потрясли публику и один из критиков дал художникам ироничное прозвище «Fauves» («дикие»). В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере.
Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал.
Мир Матисса 151 это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Они поглощены эмоциональным экстазом и для них в этом мгновении – настоящая жизнь. Отнюдь не случайно, что в своих танцевальных разработках мастера этого стиля предпочитали мужским фигурам женские.
Заказы поступали со всех уголков света и вскоре ему понадобилась помощь. Ж. Помпиду, Париж). Зрителям предлагалось стать свидетелями гибели старой живописной традиции, с ее нимфами и пастухами и наслаждаться зрелищем какого-то необычного и лишенного ясных очертаний «сборища теней, словно насмехающихся над всей пасторальной традицией». В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Мне легко жить с танцем. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию.
Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. д. Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в ldquoМарокканцеrdquo, ldquoИгре в мячrdquo и других вещах цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света) или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др. ). Визит Матисса был недолгим — всего пару недель. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере.
Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Новое мировосприятие закрепилось в названии фовизм. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Кажется, что слепящее марокканское солнце, которое Матисс застал, приехав в Танжер во второй раз, в конце октября 1912 года, съело все очертания предметов, выжгло яркие краски прежних Матиссовых живописных панно. Помогает определиться в пространстве также окно. Тогда он придумал особую технику декупажа (papier decoup) — составление ярких сюжетов из обрезков предварительно выкрашенной гуашью бумаги. 1901 год можно назвать годом становления художника. Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47).
В особенности смотрел на фарандолу. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет.
Однако Щукину подобный сюжет не подходил. Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия. Теперь Матисс наконец-то мог вздохнуть полной грудью, ведь ему было на что жить. В настоящее время существует в двух версиях. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства.
Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Речь идет о русском коммерсанте Сергее Ивановиче Щукине. Исчезают стул и обои. «По морю, неспокойному, но беспримерно синему, корабль скользит, не раскачиваясь, не взлетая на волнах.
«Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи.
У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше.
Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см. Его построение основано, скорее, на визуальном восприятии картин старых мастеров и используя этот опыт, он выстраивает свою композицию буквально «на глаз», почти интуитивно.
Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Картина написана в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. За ним находятся изумрудно-зеленые деревья, покрытые белыми цветами. Работы Матисса узнаваемы. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. п. Но не академические опыты («Натюрморт с рыбой», 1893) принеслиизвестность молодому художнику, а такназываемые вечерние пейзажи.
Панно Музыка" должно указывать в какой-то мере на характер дома. Чтобы увидеть на листе свои большие живописные панно Танец и Музыка, принять участие в развеске других полотен, приобретенных С. Щукиным, а также решить для себя вопросы о новых монументальных циклах для щукинского домашнего музея, Матисс осенью 1911 года вместе со Щукиным приехал из Парижа через Петербург в Москву. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм.
Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописных композиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Так и получилось, что вся композиция словно подчинена единому ритму танца». На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Композиция II" представляла изображение купающихся девушек.
Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ). Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Я работаю с этими девушками иногда по многу лет, пока не иссякнет интерес.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Я смотрел, как танцуют. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Это произвело настоящий фурор во всей среде живописцев, ценителей и критиков и послужило налом становления нового жанра. Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям.
Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета (Красные рыбы, 1911 Натюрморт с раковиной, 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Визит Матисса был недолгим – всего две недели. В 1891 году он оставил юридическую практику и поступил в Академию Жюлиана в Париже. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса.
Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. Там начался его отход от техники дивизио-низма. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме.
Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Результатом двух путешествий в Марокко (19111511913) стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). Его картина полыхает яркими красками, столь рассердившими парижских критиков и ценителей искусства. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года.
Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Стайны подружились с художником. Он порывает с налетом светскости изнеженности, создавая монументальныеполотна: Розовая обнаженная женщина, Сон, Натюрморт с раковиной (1940), Натюрморт с устрицами – одноиз самых совершенных его созданий. Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. И здесь и там действие совершается на холме.
Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Она дала ему возможность соединить рисунок и цвет в единое целое.
В 30-40-х гг. Матисс дал новое видение мира. Вместо него он хотел панно, символизирующее власть музыки. Картина была заказана в 1909 за 15000 франков. Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду.
Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины в Эрмитаже). fauves). Ритм больших плоскостей локального цвета оживляет композицию. Фоном им служат синее небо и зеленая трава. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
Он прожил еще 13 лет. Замысел Танца", как и тесно связанной с ним Музыки" (ГЭ), кристаллизовался в течение целого пятилетия. Первый — это набросок Танца".
В период 19461511948 краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия). На холсте (260 см х 391 см) изображены пять фигур, которые кружатся в танце и сплетены в хитрый орнамент силуэтов.
Онне успел еще растратить жара своейдуши». Примеру Щукина последовал и Иван Морозов, превративший свой особняк в Москве в настоящий музей, открытый для публичных сеансов. Матисс больше всего любил рисовать цветы, деревья и женщин.
Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. Под впечатлением от их произведений Кандинский начинает создавать свои «Композиции», заимствуя этот термин именно из музыки. Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму.
Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства.
Отправной точкой стал осенний салон 1905 года, поразивший публику непривычно яркими красками картин, за что выставлявшихся там молодых художников тут же окрестили «клеткой диких». «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. К концу XIX века французской школой живописи уже накоплен колоссальный опыт достижений импрессионистов и постимпрессионистов, но Матисс создает собственный художественный язык. Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию. Мотив находил естественное выражение в замкнутой форме, столь лелеемой приверженцами модерна: из нее легко было извлекать те гибкие, гнущиеся линии, без которых модерн немыслим. По его замыслу, человек, входящий в дом с улицы, должен был проникнуться «чувством облегчения», вот таким образом для первого этажа Матисс выбрал сюжет с танцем. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент.
В начале 1909, когда Матисс работал над первой версией Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Сергей Щукин, несомненно, видевший его, заказал для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера, в сравнении с прежним ставшее зна-чительноболеединамичным. Тем не менее, необходимо отметить, что уже в те годы художник осознал, что не желает следовать по проторенной дороге. Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока. Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Его учителем был мастер салонного искусства Виллиам АдольфБугро. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
Очертания стола с трудом угадываются. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Но об этом уже сказано в других разделах. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Пейзаж служили им не столько объектом изображения, Природа, напряженных цветовых сколько симфоний, поводом для создания экспрессивных, не порывающих, однако, связей с увиденной действительностью. Зачем.
В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка. «В этой композиции, — продолжает Матисс, — первым и главным элементом был ритм, вторым — большое пространство интенсивного голубого цвета (как августовское небо над Средиземным морем), третьим — зелень холма (средиземноморская зелень на фоне голубого неба). Художник сделал несколько эскизов. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Матисс проявил настоящий героизм, представив картину «Радость жизни» в качестве своей единственной вещи на Салоне 1906 года, но и ее восприятие в то время требовало героических усилий. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник.
Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Матисс отправился наодно представлений изтанцевальных Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее когда Щукин заказал ему панно. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Все остальное здесь придумал сам Матисс.
Вкартинах все больше появляется асимметрии. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Свой медовый месяц молодожены провели в Лондоне, где Матисс увлекся творчеством великого мастера цвета Тернера. Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ).
Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53). К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц.
Группа обнажённых, схематически изображённых людей кружатся в диком первобытном танце их красные тела парят на сине-зелёном фоне вопреки законам физики всякая перспектива отсутствует. Эта дружба в его судьбе значила многое. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ).
ldquoВход в Казбуrdquo 151 малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый. В произведениях 20-х гг. А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает вырезать). В моем доме много музицируют., . В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.
Конечно же, ритм управляет и кистью художника. По возвращении домой я написал свой танец на четырехметровом холсте, напевая в процессе работы все ту же веселуюмелодию. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Преобладают женские фигуры в праздничныхплатьях, которые позируют художнику вкреслах, на фоне ковров, рядом с цветамив вазах и пальмами (Желтое платье ишотландка, Королевский табак, Отдых танцовщицы)». Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих.
Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами. Анри Матиссу (Henri Matisse) удалось приобрести известность и немного поправить финансовое положение, что дало ему возможность продолжить занятия живописью. Матисс говорил: «Я очень люблю танец. Всере-дине марта он написал Матиссу о получении его писем с эскизами больших картин". Речьидетодвухак-варельных эскизах Композиция I" и Композиция II" (ГМИИ).
Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски). Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ). Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.
Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ). Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Разумеется, это иллюзия. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее».
Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Масляные краскинанесены тонкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивает белизнахолста, что в целом создает ощущениеживого присутствия голубизны неба, синевы моря, свежести зелени и букетовфиолетовых и красных цветов, стоящихна подоконнике Как указывает «Историяискусств»: «В 30–40 годы происходит новыйподъем, возвращение к фовистам и ихпоискам. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого.
Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу. Это произвело настоящий фурор во всей среде живописцев, ценителей и критиков и послужило налом становления нового жанра.
Он является продолжением ковра на стене. Больше ничего нет. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Знакомство Матисса и Пикассо произошло в салоне Стайн на Рю де Флёр в Париже.
На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность – «Танец и Музыка». У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Третье панно «Купание или медитация» осталось лишь в набросках.
Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. В 40-х гг. полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего. Скандал, вызванный появлением дерзких полотен на Осеннем сезоне, был только на руку «дикарям». В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств.
Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см.
Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера.
Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Помимо него имеется еще два рисунка этой композиции — карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля). Другое название этой работы – «Десерт». Живопись в буквальном смысле слова звучит. (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Жил Матисс в это время трудно.
Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Свет господствуетв замечательном холсте Открытоеокно с видом на бухту в Танжере. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Предыдущий (второй) вариант был дописан и в 1936 году был куплен Музеем современного искусства Парижа.
1901-04 151 годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. На деньги, заработанные от продажисвоих полотен русским коллекционерам– Щукину и И. А. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Третье панно 151 «Купание или медитация» 151 осталось лишь в набросках. жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию. Он прибегает к приему, Избегая смешения красок, прокладке на темной краске более аналогичному светлой, лессировкам старых мастеров, например на розовой 151 белой, на синей 151 лиловой и т. д. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.
Пространство позади фигуры заполнено тремя цветовыми плоскостями, написанными так же смело, как и лицо мадам Матисс. Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. Несмотря на известность, что Матисс приобрел, «прогремев» на Осеннем салоне 1905 года, его финансовое положение оставалось стесненным. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Со второй половины 1900-х гг. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Именно в этой технике выполнены иллюстрации к книге «Джаз» (Le Jazz), которую Матисс не только оформил, но и написал. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Ни одной лишней детали. И он отправился путешествовать.
Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Тогда выразительные пейзажи Средиземноморья, написанные открытым чистым цветом Матиссом и его друзьями Дереном, Марке, Камоэном, Вламинком, воспринимались как новое видение в живописи, поражая интенсивностью цветов и манерой письма. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Я очень Вам благодарен и надеюсь вскоре получить эскиз второго панно. Преподавание велось на некоммерческой основе.
Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма.
В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Так появились на свет две самых известных работы Матисса — «Танец» (La Danse) и «Музыка» (La Musique). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. 2 Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Я полностью Вам доверяю и уверен, что Музыка" будет столь же успешна, как и Танец"». 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. Какговорил Мондриан: «Новое творчествоосваивает и раскрывает истины, обнаруженныенаукой, а именно понимание того, чтовремя и субъективное восприятие прячутнастоящую реальность» «1) Средством пластическоговыражения должна быть плоскость илипрямоугольная призма основных цветов (красного, синего и желтого) и нецветов (белого, черного и серого). Картина «Танец II» была написана Матиссом по заказу Щукина. А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Над этой дивной картиной живой природы господствует охристое марокканское солнце, пронизывающее собой все части композиции.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Она же стала сиделкой для его супруги во время ее болезни. Один из первыхкритиков творчества Мондриана заметил, что его пейзажи «переворачивают душу, трогают до самых ее глубинных уголков». Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол151 красная гармония», 1908). Первым пунктом назначения стал Алжир.
Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. У создания картины «Танец» своя необычная история. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе.
Далее Матисс планировал поступить в Школу изящных искусств, но это ему не удалось. В 19081511912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
Около этого времени Матисс познакомился с виднейшим последователем Сера Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета. Художник рассказывал: «Когда я должен был исполнить версию «Танца» для Щукина, я просто пошел в воскресный полдень в Мулен де Лашале и несколько часов кряду наблюдал за танцовщиками. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
Матисс пытается подвести итогсвоим открытиям, сочетая декоративность, красочность с точным рисунком (панноТанец, 1932). Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. В настоящее время существует в двух версиях. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Пикассо был молод, с трудом говорил по-французски и жаждал славы. Особенно вдохновила меня задорная фарандола (старинный провансальский танец).
Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Человек в этой красочной реальности не венец природы, а часть всеобщей живописности. В 1905-07 лидер фовизма.
Искусство XX века оказалось сильно идеологизированным (пожалуй, начало этой тенденции можно проследить уже в импрессионизме XIX века) и речь здесь идёт даже не о политических или социальных идеологиях, а о том, что каждый стиль или направление не довольствуются больше просто демонстрацией своего существования, но остро ощущают необходимость самоустановления, оправдания, теоретизации. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Для второго этажа художник придумал сюжет с музицирующими и слушающими. Доминика и Девы Марии. Я был очень рад Вашему ответу: примите окончательный заказ на панно Танец" за 15000 фр. Калитина.
Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег».
Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Они темне менее имеют ту же ценность, 2) Необходимаэквивалентность пластических средств. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Он заказал у художника несколько картин и хотел получить что-то необычное на тему танца и музыки для украшения своего московского особняка. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось.
Он постепенно перестаёт копировать других художников и находит свое видение мира через картины. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец».