Копия картины «Красная комната» («Гармония в красном») 1908 года – одной из самых ярких работ великого французского живописца, лидера течения фовистов Анри Матисса.
В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные. Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
Некоторое время начинающий художник являлся лидером группы фовистов. В этом же году он получил заказ на изготовление декоративного панно, предназначенного для Музея Барнса в Мерионе (США). И тогда интенсивный сияющий розовый тон начинает звучать метафорой утреннего света. 1 Считается, что в рисунке «Рыбак» из московского Музея изобразительных искусств им.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В творческом наследии художника существует ряд декоративных панно, где цветовая гамма состоит всего из трех локальных оттенков. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
В композициях художника появляются вазы с роскошными цветами на фоне разноцветных занавесок и стен, окрашенных яркими красками («Вазы с ирисами», 1912 «Букет цветов на веранде», 1913, обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Голубая ваза с цветами на синей скатерти», 1913, ГМИИ, Москва). Портрет. Тема панно — танец. Год за годом его колорит делался всё насыщеннее инаконец сумрачная гамма ранних «темных картин» вспыхнула.
В 1943 году Матисс, уже будучи тяжелобольным и прикованным к постели изобрел новую живописно-графическую форму, получившую название «декупаж». Краски принесла мать итут сее сыном случилось настоящее наваждение. Увидели свет «Заметки живописца», написанные Матиссом. Важное значение в работах Матисса имеют также линии, являющиеся границами цвета и составляющие «арабески», то есть часть орнаментального узора, звено ритмического построения картины.
«Когда я начал писать, я почувствовал себя враю»— вспоминал свои ощущения Матисс. Контурный рисунок Матисс нанес на белый фон стен. Сам я очень удовлетворен схемой. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Как правило их композиции строились на сочетании интенсивных локальных оттенков.
Он очень поздно начал заниматься живописью. А когда появился красный, картина приобрела абсолютно новые оттенки. После знакомства с Щукиным жизнь Матисса кардинально изменилась.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Таким для него явился Поль Гоген. Его картины становятся светлее и воздушнее («Булонский лес», ок. Ушло пленительное очарование молодости и нежности.
В духе Сезанна исполнены фигурные композиции и натюрморты 1900 года («Обнаженная натура. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. В. «Поместить рядом голубой, красный, зеленый, соединить их экспрессивно иструктурно. Начало 1900-х было ознаменовано для живописца большими переменами – круг его общения постепенно становится всё шире, а сам Матисс с головой погружается в искусство, знакомясь с новыми мастерами, в том числе и весьма одиозными.
Анри Матисс родился в Като-Камбрези — городке на севере Франции, в семье хлеботорговца.
Танжер», «Зора на террасе», «Вход в казба», 1912, ГМИИ, Москва). В начале 1920-х годов Матисс увлекся восточной тематикой. Неистовую круговерть «Танца» уравновесить и подчеркнуть могла только строгая неподвижность абсолютно изолированных фигур.
В это время Матисс находился в расцвете творческой силы. Монументальную композицию «Красная комната» мастер называл «декоративным панно». Такова композиция «Красная комната» (1908), где общий красно-коралловый фон выгодно оттеняется приглушенной зеленью пейзажа в окне и «Натюрморт с голубой скатертью», в котором узоры ткани оптически кажутся более крупными, поскольку сопоставляются с относительно небольшими по размеру предметами. В 1904 году он познакомился с П. Синьяком, благодаря которому освоил приемы дивизионизма. Впечатления от увиденного преобразились в чудесные натюрморты, портреты, пейзажи, где элементы экзотики вплетены в общий декоративный строй живописи Матисса («Испанский натюрморт», 1910–1911 «Севильский натюрморт», 1910–1911, оба — в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Госпожа Матисс в манильской шали», 1911, Художественный музей, Базель «Вид из окна. Характерно, что в картине, где, казалось бы, все преображено по воле художника, быть может, наиболее странные (с позиций соответствия натуре) белые деревья – мотив, реально увиденный художником по пути в мастерскую, когда он обнаружил сад неожиданно белым от ночного мороза.
Вернувшись в родной Сен-Кантен, Анри стал работать клерком по своей новой специальности. Наиболее известные произведения, созданные в подобной технике, — «Полинезия. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
«Сожалею, что натюрморт скерамикой перешел вдругие руки Будьте добры, спросите ум-ль Вейль, торговки картинами, за какую цену она согласится продать мне его», — просил Щукин Матисса, скоторым весной 1908года вступил врегулярную переписку. Гармония в красном» – не менее точен, чем ее основное название. Насыщенный и яркий, даже агрессивный красный становится главным героем на полотне. Они становятся центром композиции и вносят устойчивость в этот красочный мир.
Фовизм, скажет спустя годыМатисс, «стал для меня испытанием средств». 1901 год можно назвать годом становления художника. Статичность отдельных друг от друга фигур создает ощущение покоя и наслаждения. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
А. С. Пушкина). 5 Эсколье несколько произвольно объединяет картины, выполненные совсем не одновременно: «Кармелина» (Бостон, Музей искусств) была написана в 1903 году, «Идол» (Берн, коллекция Корфера), «Красные ковры» и «Читающая Маргарита» (обе в Гренобльском Музее живописи и скульптуры) — в 1906 году, а «Туалет» (Штутгарт, Государственная художественная галерея) и «Голубой натюрморт» (Мерной, коллекция Барнса), неправильно названный «Синими коврами», — в 1907 году. В 1905 году Матисс стал лидером нового художественного направления — фовизма, что в переводе с французского языка означает «дикие». С меткой точностью запечатлены пучеглазые рыбки. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905.
В таких случаях художник брался за кисть и изображал на полотне погибшую фигуру. В это время ему уже было 20 лет. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий.
Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. В декоративном панно «Красная комната» Матисс с полной свободой соединяет поверхность стола и стену в единую, ровную узорную плоскость в соответствии со своим пониманием композиции. В этом эксперименте я выяснила, что для меня важны оба этапа знакомства с произведением. В«Даме на террасе», считал Яков Тугендхольд, «был весь Матисс» искусство которого открылось во всем своем разнообразии только вгалерее Щукина. Матисс подчеркивает физическое бытие и значимость в структуре холста и цветочного горшка и двух кувшинов (все это существовало в Севильском натюрморте, но не имело пластической выявленности). Не сюжет, не повествовательная сторона и не иллюзорная точность натуре привлекают Матисса, а мир красок их звучные сопоставления, гармония, которую создает сложное единство цвета и ритм линий, выражающий настроение композиции в целом. Прибегнув к композиционной схеме, которой он следовал еще в реалистической Бретонской служанке" (1896, картина всегда оставалась в собрании художника, сейчас Музей Матисса, Като-Камбрези), а затем в импрессионистическом Десертном столе" (1897, собрание Ниархоса.
Он был сложившимся мастером со своим неповторимым стилем. И хотя эта работа прекрасна, Матисс ею недоволен и не думает ее отдавать». 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок.
Из их цветового единства рождается зеленый тон роскошных волос, великолепной древесной кроной венчающих изображение. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Ещё в начале недели зародилось сомнение, то ли это чем мне показалось в начале. Художник одухотворяет вещи: полотна и статуи кажутся ожившими, ведущими молчаливый диалог с окружающими их предметами («Фрукты, цветы, панно Танец», 1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Мастерская художника», 1911, ГМИИ, Москва «Красная мастерская», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Настурции на фоне Танца», 1912, ГМИИ, Москва). Русский прямо обезумел от вашей картины. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
Художник начинал писать полотно как «Гармонию в голубом», взяв за образец декоративную ткань с голубыми узорами. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец.
Морозовым. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). И действительно, ритм «Танца» властно захватывает все существо зрителя. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. В щукинской галерее находилось тридцать семь полотен французского художника. Ещё один вопрос возник при моей «жизни с картиной»: насколько важна информация, которая стоит за произведением. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник.
Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. А линии контура фигуры женщины, сервирующей стол, оказались созвучными изгибу сине-голубых узоров и наклону ветвей деревьев. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Цветовая гамма утратила свою яркость все чаще в картинах преобладали темные, приглушенные оттенки, а контуры предметов стали геометризированными («Вид на Нотр-Дам», 1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Вместе с произведениями Пабло Пикассо (1881-1973) они составляли ядро его живописной коллекции.
В настоящее время существует в двух версиях. После Англии художник отправился на Корсику. Очертания стола с трудом угадываются. Об этом свидетельствует работа «Роскошь, покой и наслаждение» (1904, Национальный музей современного искусства, Париж) с типичным для этого движения разложением сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксировались на полотне отдельными мазками и рассчитывались на их оптическое смешение при зрительном восприятии.
Матисс много общался с Дереном, Писсарро, Марке и Пюи. Сергею Щукину понадобилось много смелости, чтобы привезти и повесить в своем доме «каннибалистические» ню. «Однажды он пришел на набережную Сен-Мишель посмотреть мои картины», — вспоминал Матисс появление всвоей мастерской Щукина. Картины Матисса этого времени характеризуются яркими локальными цветами и передают праздничное восприятие жизни. Творческая лаборатория живописцаВ самом начале XX века А. Матисс просто копировал классические произведения и даже обычные открытки. В35лет он открывает для себя возможности цвета: вгруппе молодых живописцев, которым после появления на Осеннем салоне 1905года дадут прозвище Lesfauves (дикие), он признанный лидер. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. На вечерних курсах школы Матисс познакомился с Альбером Марке, который помог ему поступить в мастерскую Гюстава Моро в Школе изящных искусств.
Сидение вадвокатской конторе особой радости неприносило. Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов)., он показался мне недостаточно декоративным и я не мог поступить иначе. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Кроме того, в последней работе внимание зрителя акцентируется на ярко-рыжем медном кофейнике и желто-красных яблоках, создающих общий эмоциональный настрой и особый тон. Увидев весной 1906года на Салоне независимых большой холст «Радость жизни», коллекционер захотел познакомиться савтором ипопросил Амбруаза Воллара устроить встречу смсье Матиссом. В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Интерьер с незабудками», 1916, Институт искусств, Детройт). Техника абстрактного геометризма создает абсолютно иные, непривычные интерьеры: пространство рассекается на взаимно перекрещивающиеся зоны балконными решетками, оконными рамами и карнизами, которые и создают ритмическую организацию полотен («Художник и модель», 1916, Национальный музей современного искусства, Париж «Окно. Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном». Доминика и Девы Марии.
Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе.
Я остановилась у картины Анри Матисса «Красная комната (Гармония в красном)». В этом эксперименте я выяснила, что для меня важны оба этапа знакомства с произведением.
Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. Коралловый фон, голубой сад», 1947, частное собрание «Молчание в домах», 1947, частное собрание). Из-за этого при повороте станка скульптуры падали и разбивались.
Ее характерный интерьер узнаваем в обеих картинах. На становление его живописи заметное влияние оказало творчество Винсента ван Гога (1853-1890) и Поль Синьяка (1863-1935) искусство арабского Востока. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Самым выразительным средством живописи Матисса являются контрасты. Так было с изображенным в левом углу окном. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.
Другие же, как говорит куратор выставки Анн Балдассари, «приходили посмеяться над Щукиным». Замечательны его «Красный интерьер, натюрморт на голубом столе» (1947, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Египетская занавесь», 1948, частное собрание, Вашингтон). Нужно было в течение пяти минут выбрать всего одну картину, которая привлекла нас своим цветом, композицией изображенными предметами или фигурами. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Узоры создаются при помощи небольших штрихов, которые порой процарапываются в красочном слое («Розовая обнаженная», 1935, Музей искусств, Балтимор «Дама в синем», 1937, частное собрание, Филадельфия «Румынская блуза», 1940, Национальный музей современного искусства, Париж). А дом Щукина в Москве называли «маленьким музеем Матисса и Пикассо». Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Вид из окна был излюбленным мотивом со времён Ренессанса. Первоначальное художественное образование Матисс получил в Школе Вентин де ла Тур. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
1920 год оказался для мастера чрезвычайно насыщенным в художественном отношении. Этому мотиву словно вторят цветущие кусты вокруг столика, плавный контур плетеного кресла.
Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. 108, 5х221Задание, которое мы выполняли на экспозиции Анри Матисса, не казалось сложным. Н. Делекторской создан Матиссом спустя восемь лет после Молодой женщины в синей блузе (Эрмитаж). В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. Море» (1946, Национальный музей современного искусства, Париж), «Композиция (Бархатные ткани)» (1947, Художественный музей, Базель), «Зульма» (1950, Государственный музей искусств, Копенгаген), серия «Синие обнаженные» (1952). Красно-коралловая поверхность приобрела особую яркость, оттенённая зеленью пейзажа в окне. Значительное влияние на творческую манеру художника оказали работы П. Сезанна. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
Увлечение оказалось настолько сильным, что он вступил схудожником впереписку. В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
Цветовая гамма Букета чиста и празднична. В цвете важнее всего соотношения». Под этим названием первый из щукинских натюрмортов фигурировал на Салоне независимых 1902года, ана выставке вгалерее Воллара в1904году именовался «Серебряный кофейник». Важно ли знать что «Красная комната» написана в 1908 году в Париже, что вдохновением Матиссу служила поездка в Алжир и мусульманский орнамент. В 1910–1913 годах художник совершил путешествия в Испанию, Марокко и Танжер. Но утверждая плоскостность красного цвета, художник создает внутри нее впечатление пространства, в котором способна двигаться склонившаяся над вазой женская фигура, а пролет окна, за которым открывается зеленый сад с цветущими деревьями, дает глазу движение в глубину холста. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера.
Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Однако накануне осеннего Салона 1908 в Париже Матисс неожиданно кардинально переписал его, объяснив это тем, что оно показалось ему недостаточно декоративным и в красном цвете все выглядит значительно красивее. Их не перепутаешь с произведениями других авторов, настолько они необычны, полны жизненной силы и декоративны. Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. Именно таковы полотна «Танец» и «Музыка», которые украсили особняк московского дворянина С. Щукина. – Красную комнату. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них.
Таковы «Одалиска в красных шароварах» (1924–1925, Музей Оранжери, Париж), «Одалиска» (1928, Музей современного искусства, Стокгольм). Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. Над этими композициями Матисс работал в комнате севильского отеля. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Вскоре умер Моро и Матисс оставил занятия в Школе изящных искусств.
Формы предельно обобщаются и утрачивают свою объемность. Художник открыл собственную мастерскую. В 1910 г. по заказу известного московского любителя и собирателя живописи С. И. Щукина Матисс создает ансамбль из двух больших декоративных панно: «Танец» и «Музыка». Автор переделал полотно.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Ж. Помпиду, Париж). В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Помогает определиться в пространстве также окно.
В 1907 году Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В 1908 году С. И. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». Влюбившись вхудожника, он немог успокоиться, пока неполучал желаемую работу.
Ж. Помпиду). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Он писал: «Лавина цвета сама по себе беспомощна, в цвете важнее всего соотношения».
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-1947, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке.
Столько лет нужды— ивдруг такой щедрый, аглавное, верный клиент. Он является продолжением ковра на стене. Важно ли знать что «Красная комната» написана в 1908 году в Париже, что вдохновением Матиссу служила поездка в Алжир и мусульманский орнамент. Севильский натюрморт написан Матиссом в Испании, куда художник уехал в октябре 1910 г. Там же был создан и Испанский натюморт, также принадлежащий Эрмитажу. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. «Именно вэтой картине Матисс впервые отчетливо воплотил свое намерение исказить пропорции человеческого тела, чтобы гармонизировать простые смешанные содним только белым цвета иусилить значение исмысл каждого цвета, — говорила первая почитательница художника американская писательница Гертруда Стайн. — Он использовал искажение пропорций так же, как вмузыке используют диссонанс Сезанн пришел ксвойственной ему незавершенности икискажению натуры по необходимости, Матисс сделал это намеренно». Он говорил: «Лавина цвета сама по себе беспомощна. Замечательно дополняют ансамбль легкие светильники и золотистый алтарь. Эти работы создавались при помощи наклеек, вырезанных из бумаги, окрашенной гуашью. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Атмосфера восточной красочности царит в Севильском натюрморте. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные. Будущий реформатор живописи вюности инепомышлял об искусстве.
Здесь он создает множество интерьеров, композиций, показывающих мастерскую. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях.
Он уговорил отца отпустить его, уехал вПариж ипоступил вШколу изящных искусств кГюставу Моро, который вскоре произнес пророческую фразу: «Вам суждено упростить живопись». Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ярким примером оригинальной техники фовистов служат такие знаменитые полотна Матисса, как «Дама в шляпе» (1905) и «Вид Коллиура».
В 1911 году Матисс посетил Москву, через год — Марокко. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Сергей Иванович купит 37матиссовских полотен иотправит мэтру столько же писем. Франция 1908Холст, масло. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Он считал, что «детализация» нарушает цельность чувства, вот таким образом использовал контрастное сочетание немногих цветов и создавал обобщённый рисунок. Что касается фигуры с удочкой, в ней видят то самого Матисса, то Синьяка. 2 Мореас Жан (настоящее имя Яннис Панадиамандопулос 1856 — 1910) — французский поэт, грек по происхождению. 3 Эта картина Марке, 1905 года, находится в Париже, в частном собрании.
Композиционные ритмы картины безупречно отлажены и содержательны. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Динамичный мазок, строящий картину, вносит в нее живое дыхание. Больше ничего нет. В 1930 году едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). После поездки в Италию Матисс написал серию колоритных полотен из которых наиболее известными являются «Испанский натюрморт» (1911, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Госпожа Матисс в манильской шали» (1911, Художественный музей, Базель). Тема панно — танец. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Творчество Анри Матисса одним из первых оценил русский коллекционер Сергей Иванович Щукин (1854-1937). Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду). К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. как только снова приняться за него, чему сегодня я радуюсь. В середине 1900-х годов Матисс вырабатывает свой собственный оригинальный стиль.
В своем собрании Щукин видел и просветительскую роль. Матисс получил от него крупные заказы. Интересно, что во время лепки Матисс слишком часто смачивал глину. Но его картины – не рабское копирование природы, а мир, где действуют свои законы.
Навеянный восприятием народных танцев мотив хоровода (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм и экспрессию XX века. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Серия подобных композиций составила альбом «Джаз» (1947). Его детство прошло в Боэн-ан-Вермандуа.
У Матисса они уже готовы. Но такова уже логика и сила убедительности искусства Матисса. Таким образом, цвет преобладает над формой, появляется пестрота, узорчатость, стилизация.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Русский уже сейчас заплатил за картину «Игра в шары». Ни одной лишней детали. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
В 1909 году Матисс приобрел дом в Исси-ле-Мулино. Вот, оказывается, почему вщукинском собрании оказалось так много полотен, приближающихся по размеру кпанно. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. Снова приехав в Париж, он начинает учиться сначала в Академии Жюлиана, затем в вечерней школе декоративных искусств, где был замечен и приглашен без конкурса в Школу изящных искусств Гюставом Моро, пророчески предсказавшим Матиссу: «Вам предстоит упростить живопись». Подзаголовок картины – «Десерт. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
Родился Анри Матисс 31 декабря 1869 г. в Като-Камбрези, на севере Франции. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. «Эмоции за счёт простых средств», – таков художественный принцип живописца. Тогда же и за тем же занятием жену Матисса написали Дерен и Камуэн. 4 Эсколье ошибочно называет «Итальянкой» «Испанку с бубном», 1909 года (Музей изобразительных искусств им. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
Большие вазы и другие объемные предметы, украшающие комнаты, как будто теряют свою материальность и кажутся такими же изящными и легкими, как узоры на коврах и сосудах («Статуэтка и вазы на восточном ковре», 1908, ГМИИ, Москва «Красная комната (Гармония в красном)», 1908 «Натюрморт с голубой скатертью» панно «Танец» и «Музыка» для московского особняка С. И. Щукина, 1910, все — в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Щукин влюбился вживопись Матисса всем сердцем раз инавсегда. М. У. Тёрнера, Матисс начинает применять более насыщенные краски. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе.
В 1930 году Матисс в течение трех месяцев проживал на Таити. Слуга» (1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Посуда на столе» (1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж). Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Он не только писал картины, но и создавал скульптуры, литографии, оформлял спектакли.
Эти картины получили название «вырезанные». «Мне очень нравится свежесть иблагородство вашей работы», — написал счастливый обладатель «Игры вшары». Эта картина относится к числу лучших натюрмортов, созданных Матиссом в 1909 г. Художник обращается к любимой голубой скатерти, которую он писал и в Вазе, бутылке и фруктах (1906, Эрмитаж) и в трансформированном виде в Красной комнате (1908, Эрмитаж). Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи.
«Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. А в работах художника повторяется на протяжении всего творчества. Лаконизм и четкость выражения и демонстративную обнаженность приемов (что станет в дальнейшем характерным в искусстве XX в. ) можно видеть и в двух знаменитых панно Матисса – «Танец» и «Музыка».
Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов). Парижская критика упрекала художника в грубости за яркость красок и лаконизм форм. Скатерть, незаметно переходящая в стену, предельно красная, а арабески пронзительно синие.
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Но объединение фовистов просуществовало недолго.
Напор, мощь роста, существующая в орнаменте ткани – метафора чувства и страсти. «Если она всё еще будет интересовать меня, то я оставлю ее за собой», — сказал он, глядя на «Натюрморт ссупницей», написанный Матиссом год спустя после приезда вПариж. Фоном им служат синее небо и зеленая трава.
Таковы композиции «Обнаженная натура. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. А. С. Пушкина, который Матисс подарил С. И. Щукину, Дерен изображен купающимся. Главное живописное средство выразительности для художника — контрасты. Картины Матисса изображают мирные мгновения: женщины за чтением, музыкальными занятиями или в минуты задумчивости натюрморты и пейзажи.
Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном». В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). " В России картина более известна как Красная комната".
Художник настойчиво утверждал новый тип художественной выразительности. Ее же утверждает розово-алая поверхность стола.
Это и предметы меблировки и украшение стола: горшок с геранью и два кувшина. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Знакомство с Полем Синьяком в 1904 году также повлияло на молодого мастера, создавшего несколько произведений в пуантилистской технике («Роскошь, покой и наслаждение», 1904, Национальный музей современного искусства, Париж). В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства.
В 1907 году группа фовистов распалась. Тогда выразительные пейзажи Средиземноморья, написанные открытым чистым цветом Матиссом и его друзьями Дереном, Марке, Камоэном, Вламинком, воспринимались как новое видение в живописи, поражая интенсивностью цветов и манерой письма. Сказочный орнамент изумрудной обивки дивана, в котором видятся цветы и птицы, органично включает в свой мир яркие пятна цветущей герани и сталкивается с мелким темным узором желтой шали на столе. Но композиция картины демонстрирует новый взгляд на знакомый мотив. Через две споловиной недели полутораметровое полотно оказалось вособняке на Знаменке.