Картина Анри Матисса ТАНЕЦ II: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Больше ничего нет. Зачем. реконструкцию в щукинском особняке и современную инсталляцию в Галерее Щукина и Морозова в Главном штабе) обусловлена не только заботой о декоративном единстве. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Матисс больше всего любил рисовать цветы, деревья и женщин.
1901-04 151 годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Ни одной лишней детали. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Человек в этой красочной реальности не венец природы, а часть всеобщей живописности. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году.
Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря. Со второй половины 1900-х гг. Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики.
Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Они темне менее имеют ту же ценность, 2) Необходимаэквивалентность пластических средств. Предыдущий (второй) вариант был дописан и в 1936 году был куплен Музеем современного искусства Парижа. Но об этом уже сказано в других разделах.
Матисс пытается подвести итогсвоим открытиям, сочетая декоративность, красочность с точным рисунком (панноТанец, 1932). Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств.
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Другое название этой работы – «Десерт». Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.
Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. д. Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в ldquoМарокканцеrdquo, ldquoИгре в мячrdquo и других вещах цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света) или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др. ). Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия). Речь идет о русском коммерсанте Сергее Ивановиче Щукине.
Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Чтобы достигнуть этого, он «берет в качестве исходной точки какой-нибудь предмет (человека или что-либо иное) и пользуется исключительно живописными средствами – краской и формой. «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», – смиренно говорил он позже. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Американская пресса уже готовилась устроить шумный прием мерионским панно, как Матисс вдруг сделал ужасное открытие. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Эта картина была написана, когда собственно фовизм как некая единая группа художников исповедующих одни и те же художественные принципы, уже не существовал, но, конечно же, она является последовательно фовистской.
Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
Доминика и Девы Марии. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. И здесь и там действие совершается на холме.
Далее Матисс планировал поступить в Школу изящных искусств, но это ему не удалось. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. Жил Матисс в это время трудно. Я был очень рад Вашему ответу: примите окончательный заказ на панно Танец" за 15000 фр. Я смотрел, как танцуют. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара.
Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол151 красная гармония», 1908). Композиция II" представляла изображение купающихся девушек. Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка.
Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Первый — это набросок Танца". Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро.
А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Далее творческий путь мастера выводил его за пределы станковой живописи – к монументальным росписям для Фонда Барнса. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло.
Свой медовый месяц молодожены провели в Лондоне, где Матисс увлекся творчеством великого мастера цвета Тернера. Его учителем был мастер салонного искусства Виллиам АдольфБугро. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет.
Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия. 2 Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов. На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). 1901 год можно назвать годом становления художника. Конечно же, ритм управляет и кистью художника.
Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами.
В настоящее время существует в двух версиях. Самым серьезным американским коллекционером его живописи был скандально известный Альберт Барнс, который, пользуясь бедственным положением художников, скупал картины в огромных количествах. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Матисс говорил: «Я очень люблю танец. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Полотно «Танец» и «Музыка» были написаны по заказу русского коллекционера С. И.
Особенно вдохновила меня задорная фарандола (старинный провансальский танец). Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов. Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов. Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ). В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Все остальное здесь придумал сам Матисс.
Они поглощены эмоциональным экстазом и для них в этом мгновении – настоящая жизнь. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. В 40-х гг.
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Они поглощены эмоциональным экстазом и для них в этом мгновении – настоящая жизнь. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски). Помимо него имеется еще два рисунка этой композиции — карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля).
Матисс проявил настоящий героизм, представив картину «Радость жизни» в качестве своей единственной вещи на Салоне 1906 года, но и ее восприятие в то время требовало героических усилий. Только выносливость и усвоенная с детства привычка к тяжелой нудной работе помогли Матиссу продержаться еще двенадцать месяцев. п. Но не академические опыты («Натюрморт с рыбой», 1893) принеслиизвестность молодому художнику, а такназываемые вечерние пейзажи.
Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. Новые приятели познакомили Матисса с юным тогда Пикассо, рядом влиятельных критиков и русским коллекционером С. Щукиным. Зрителям предлагалось стать свидетелями гибели старой живописной традиции, с ее нимфами и пастухами и наслаждаться зрелищем какого-то необычного и лишенного ясных очертаний «сборища теней, словно насмехающихся над всей пасторальной традицией». Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета (Красные рыбы, 1911 Натюрморт с раковиной, 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Онне успел еще растратить жара своейдуши». Интересно, что одноимённый балет – Послеполуденный отдых фавна – был поставлен Дягилевским балетом лишь в 1912.
До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Под впечатлением от их произведений Кандинский начинает создавать свои «Композиции», заимствуя этот термин именно из музыки. На холсте (260 см х 391 см) изображены пять фигур, которые кружатся в танце и сплетены в хитрый орнамент силуэтов. Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью. При этом он стать настоящим хозяином цвета. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше.
Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Помогает определиться в пространстве также окно. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке». «Он больной, – написал Матисс дочери.
В 1905-07 лидер фовизма. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. Я полностью Вам доверяю и уверен, что Музыка" будет столь же успешна, как и Танец"». Мир Матисса 151 это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине.
Живопись в буквальном смысле слова звучит. В начале 1909, когда Матисс работал над первой версией Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Сергей Щукин, несомненно, видевший его, заказал для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера, в сравнении с прежним ставшее зна-чительноболеединамичным. Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока. К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма. Мне легко жить с танцем.
Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ). Третье панно «Купание или медитация» осталось лишь в набросках. Матисс свел к минимум все, поставив во главу лишь цвет. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм».
Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Преподавание велось на некоммерческой основе. Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства».
Третье панно 151 «Купание или медитация» 151 осталось лишь в набросках. жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию. Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям.
Художник рассказывал: «Когда я должен был исполнить версию «Танца» для Щукина, я просто пошел в воскресный полдень в Мулен де Лашале и несколько часов кряду наблюдал за танцовщиками. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», – заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Щукина. Отсюда и такая яркая цветовая палитра, которая, тем не менее, сохраняет динамичность поз.
полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего. использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ). «Мною владел ритм танца, который вел меня», – признавался он позже. один из величайших современных художников – «пишет «картины» и в этих «картинах» стремится передать «божественное». Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий. Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу.
Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). Стайны подружились с художником. Никакого фона, ни одной лишней детали, только процесс. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны».
Вместо него он хотел панно, символизирующее власть музыки. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. На деньги, заработанные от продажисвоих полотен русским коллекционерам– Щукину и И. А. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца).
Матисс дал новое видение мира. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Однако консерватизм коллекционера потерпел поражение. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен-де-ла-Галетт. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.
Кандинский очень высоко ценил работы Матисса и писал о нем:. Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. Дата создания: 1914 Во время визита в Марокко Матисс заметил, что местные жители после употребления некоторых одурманивающих наркотических средств проводят время в молчаливом созерцании золотых рыбок.
Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. Он является продолжением ковра на стене. В принципе, воплощение мотива танца является у Матисса не просто очередным обращением к теме, постоянно повторяющейся в его творчестве, но выражением приобретенного опыта. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Он прибегает к приему, Избегая смешения красок, прокладке на темной краске более аналогичному светлой, лессировкам старых мастеров, например на розовой 151 белой, на синей 151 лиловой и т. д. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
(рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53). Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно).
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». Эта дружба в его судьбе значила многое. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально.
«В этой композиции, — продолжает Матисс, — первым и главным элементом был ритм, вторым — большое пространство интенсивного голубого цвета (как августовское небо над Средиземным морем), третьим — зелень холма (средиземноморская зелень на фоне голубого неба). Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения.
Его построение основано, скорее, на визуальном восприятии картин старых мастеров и используя этот опыт, он выстраивает свою композицию буквально «на глаз», почти интуитивно. «Мне стало неинтересно копировать предмет. В моем доме много музицируют., . Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Исчезают стул и обои. В 19081511912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Отправной точкой стал осенний салон 1905 года, поразивший публику непривычно яркими красками картин, за что выставлявшихся там молодых художников тут же окрестили «клеткой диких».
Художник отправлялся в Америку, ожидая за океаном шумный прием и внимание прессы и публики. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера.
Ритм больших плоскостей локального цвета оживляет композицию. На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно. Во-первых, благодаря своим внушительным размерам (4 м в длину), а во-вторых, за счет той легкости движений, естественности форм танцующих. Реальность воспринимается Матиссом через калейдоскоп – колоритно, живо, весело, с неким вызовом. Искусство XX века оказалось сильно идеологизированным (пожалуй, начало этой тенденции можно проследить уже в импрессионизме XIX века) и речь здесь идёт даже не о политических или социальных идеологиях, а о том, что каждый стиль или направление не довольствуются больше просто демонстрацией своего существования, но остро ощущают необходимость самоустановления, оправдания, теоретизации. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Свет господствуетв замечательном холсте Открытоеокно с видом на бухту в Танжере.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Я работаю с этими девушками иногда по многу лет, пока не иссякнет интерес. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Так и получилось, что вся композиция словно подчинена единому ритму танца».
Замысел Танца", как и тесно связанной с ним Музыки" (ГЭ), кристаллизовался в течение целого пятилетия. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Это был фурор. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.
Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Новое мировосприятие закрепилось в названии фовизм. Очертания стола с трудом угадываются.
Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец». Но были и настоящие ценители, понимавшие смысл этой живописи — в том числе и будущий его покровитель, который впоследствии, наряду с членами семейства Стайн, помог Матиссу превратиться из признанного лидера авангарда в преуспевающего художника. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Преобладают женские фигуры в праздничныхплатьях, которые позируют художнику вкреслах, на фоне ковров, рядом с цветамив вазах и пальмами (Желтое платье ишотландка, Королевский табак, Отдых танцовщицы)». На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме.
В особенности смотрел на фарандолу. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он.
Разумеется, это иллюзия. «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок.
С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. 4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Анри Матисс – революционер живописи, мастер и кумир цвета. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Матисс отправился наодно представлений изтанцевальных Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее когда Щукин заказал ему панно. Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.
В произведениях 20-х гг. В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. В настоящее время существует в двух версиях. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.
Однако Щукину подобный сюжет не подходил. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Больше Матисс никогда не видел свой «Танец». В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
Картина «Танец II» была написана Матиссом по заказу Щукина. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца». Результатом двух путешествий в Марокко (19111511913) стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Полувеком ранее Мане представил публике свою скандально известную картину, где на переднем плане мы видим такую же, как у Матисса, расстеленную на земле белую скатерть.
Панно Музыка" должно указывать в какой-то мере на характер дома. Он порывает с налетом светскости изнеженности, создавая монументальныеполотна: Розовая обнаженная женщина, Сон, Натюрморт с раковиной (1940), Натюрморт с устрицами – одноиз самых совершенных его созданий. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. «Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году.
В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту.
Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Когда в 1905 он выставил свои работы в парижском «Осеннем салоне» вместе с другими художниками, среди которых были, в частности, Андре Дерен и Морис де Вламинк их резкие, энергичные краски буквально потрясли публику и один из критиков дал художникам ироничное прозвище «Fauves» («дикие»). По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера.
Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. У создания картины «Танец» своя необычная история.
Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. На картине «Танец» мы видим пять женских фигур, танцующих в хороводе. Вкартинах все больше появляется асимметрии.
Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Первобытные танцы суть проявление магии, древнейший акт творчества, воплощенное торжество жизни над смертью. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Масляные краскинанесены тонкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивает белизнахолста, что в целом создает ощущениеживого присутствия голубизны неба, синевы моря, свежести зелени и букетовфиолетовых и красных цветов, стоящихна подоконнике Как указывает «Историяискусств»: «В 30–40 годы происходит новыйподъем, возвращение к фовистам и ихпоискам.
Для людей искусства это было тяжелое время. Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец». Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. В 1891 году он оставил юридическую практику и поступил в Академию Жюлиана в Париже.
Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Всере-дине марта он написал Матиссу о получении его писем с эскизами больших картин". Речьидетодвухак-варельных эскизах Композиция I" и Композиция II" (ГМИИ). ldquoВход в Казбуrdquo 151 малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый. Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале.
Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. Анри Матисс не был исключением. Анри Матисс Танец и Музыка (1910)Находятся в ЭрмитажеЗаказ на эти два больших панно высотой 2, 6 метра был получен Матиссом в 1908 году от российского коллекционера и промышленника Сергея Ивановича Щукина для украшения парадной лестницы в московском особняке на Знаменке.
В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка. В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию.
Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Ваша живопись лучится красками, словно витраж». Фоном им служат синее небо и зеленая трава. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.
Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец». Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
Один из первыхкритиков творчества Мондриана заметил, что его пейзажи «переворачивают душу, трогают до самых ее глубинных уголков». В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»). Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды. Картина была заказана в 1909 за 15000 франков. А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает вырезать).
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. fauves). Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. На первый взгляд, его картины, кажется, похожи на набросок, где поверхность покрыта большими плоскостями благородного яркого цвета.
Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ). В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ). В период 19461511948 краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.
Фона в привычном понимании в этой работе нет. Сам Щукин оказался не вполне доволен результатом и попросил художника скрыть половые органы персонажей картин, поскольку в его доме жили две женщины. В 30-40-х гг. Какговорил Мондриан: «Новое творчествоосваивает и раскрывает истины, обнаруженныенаукой, а именно понимание того, чтовремя и субъективное восприятие прячутнастоящую реальность» «1) Средством пластическоговыражения должна быть плоскость илипрямоугольная призма основных цветов (красного, синего и желтого) и нецветов (белого, черного и серого).
Я очень Вам благодарен и надеюсь вскоре получить эскиз второго панно. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Барнс, как показало время, оказался верен своему слову. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них.
И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см. Калитина. Ж. Помпиду, Париж). В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.