Французская художница Аннет Мессаже (Annette Messager) родилась в 1943 г. в небольшом французском прибрежном городке Берк-сюр-Мэр. Аннет Мессаже – первая в истории искусства женщина-художница, которой удалось встать на одну ступень с именитыми коллегами-мужчинами и в первую очередь – с собственным супругом известным художником Кристианом Болтански. Персональные выставки Аннет Мессаже проходили в самых больших центрах современного искусства мира, в частности в Mori Art Museum (Токио), в Центре Жоржа Помпиду (Париж), FRAC Picardie, в Музее современного искусства города Париж, Музее современного искусства Сан-Франциско и т. п. Сегодня в Фонде культуры «Екатерина» начала свою работу выставка Аннет Мессаже (Annette Messager) «Вымыслы искушения, манипуляции». Работы Аннет Мессаже поотдельности уже появлялись вМоскве: ее инсталляция «Война миров» открывала Основной проект 3 Московской биеннале в «Гараже», ее фотографии показывал МДФ врамках одной изФотобиеннале. Культурный центр Louis Vuitton в Мюнхене открывает сезон 2016 года выставкой Les Approches («Подходы»), которая знакомит с творчеством двух выдающихся представительниц современного искусства: кинематографиста и художника Шанталь Акерман и французского художника Аннет Мессаже.
Выставка Вымыслы искушения, манипуляции всемирно известной французской художницы Аннет Мессаже, чье творчество удостоено главной награды в современном искусстве, Золотого льва Венецианской биеннале, открылась в Фонде культуры Екатерина. Работы Аннет Мессаже по отдельности уже появлялись в Москве: ее инсталляция Война миров открывала Основной проект III Московской биеннале в Гараже, ее фотографии показывал Московский Дом фотографии в рамках Фотобиеннале. После Москвы работы Аннет Мессаже отправятся в Варшаву. Аннет Мессаже завоевала право называться классиком современного искусства, став обладательницей этого приза. Магистральные темы творчества Аннет Мессаже— сексуальное и физическое насилие, фрагментация тела, грех, одержимость внешним видом, сказки, дети, символы, чучела, маскировки искажение и повторение.
Аннет Мессаже— первая вистории искусства женщина-художница, которой удалось встать наодну ступень сименитыми коллегами-мужчинами ив первую очередь— ссобственным супругом известным художником Кристианом Болтански. Выставка «Вымыслы искушения, манипуляции» всемирно известной французской художницы Аннет Мессаже, чье творчество удостоено главной награды всовременном искусстве, «Золотого льва» Венецианской биеннале, открылась вчетверг вфонде культуры «Екатерина». Выставка Вымыслы искушения, манипуляции всемирно известной французской художницы Аннет Мессаже, чье творчество удостоено главной награды в современном искусстве, Золотого льва Венецианской биеннале, открылась в четверг в фонде культуры Екатерина. В том числе и французскую художницу Аннет Мессаже. Работы Аннет Мессаже по отдельности уже появлялись в Москве: ее инсталляция «Война миров» открывала Основной проект III Московской биеннале в «Гараже», ее фотографии показывал Московский Дом Фотографии в рамках одной из фотобиеннале.
Персональные выставки Аннет Мессаже проходили в самых больших центрах современного искусства мира, в частности в Mori Art Museum (Токио), в Центре Жоржа Помпиду (Париж), FRAC Picardie, в Музее современного искусства города Париж, Музее современного искусства Сан-Франциско и т. п. Работы Аннет Мессаже по отдельности уже появлялись в Москве: ее инсталляция Война миров открывала Основной проект 3 Московской биеннале в Гараже, ее фотографии показывал МДФ в рамках одной из Фотобиеннале.
(При всем этом она замужем за художником Болтански, что, несмотря на повсеместное педалирование темы «мы друг к другу в мастерские не ходим, работы не обсуждаем», обстоятельство несомненно важное, еще более героизирующее француженку. Тогда в абсолютно маскулинный мир современного искусства странным образом прорвалась женщина. Но изначально они привлекали меня в другом контексте: значки стали популярны как знак протеста в шестидесятых годах в США. Тогда как Анетт Мессаже в одиночку выявляет наиболее характерные симптомы современности, преподнося их по-женски мягко (вяжет, шьет), по-мужски конструктивно-масштабно (занимает целые комнаты, заставляя объекты надуваться и двигаться), по-детски бесхитростно (использует значки, куклы, цветные карандаши), по-французски театрально (создает перенасыщенное пространство, отсылая к очень страшной комедии масок), отсюда и возникает обманчивая догадка, что привезенная в Москву француженка – единственная прародительница всех современных художественных форм и способов их подачи, что совсем не так, разумеется. Говоря о ней, любят переходить на гендерную тему – мол, Мессаже дебютировала в начале 70-х, после 1968 года, когда стало возможным громко о себе заявить и женщинам-художницам (в Москве, правда, все начинается 80-ми, радикальных работ 70-х тут нет).
Ее работы часто выполнены с использованием «женских» материалов и техник. Шанталь Акерман – одна из знаковых фигур современного киноискусства. Снимала крупным планом ширинки, высмеивая мужскую привычку пялиться на женские выпуклости. 1943) получила «Золотого льва» Венецианской биеннале 2005 года за оформление павильона Франции.
В дальнейшем Мессаже свяжет для десятков забальзамированных воробьев десятки вязаных кофт. Я никогда раньше не делала ничего подобного и вот теперь мне интересно попробовать. В1964 году она получила первую премию вМеждународном конкурсе фотографии Kodak. Образы Мессаже походят на сюрреалистические, они транслируют ее фантазии, психотравмы и сновидения напрямую из бессознательного.
Кто-то помнил ее пятилетней давности инсталляцию «Казино», отмеченную «Львом» на Венецианской биеннале, что-то показывала Ольга Свиблова. — Здесь будут работы разных лет, но ретроспективой я это назвать не могу. Главная выставка III Московской биеннале современного искусства в «Гараже» открывалась ее «Войной миров», заставлявшей сталкиваться в воздухе надувные глобусы. Для каждого нового города, для каждой новой выставки я делаю что-то особенное.
Ее работы часто содержат фрагменты, как, например, «My Vows» (серия, начатая в 1988), которая включает большое количество маленьких изображений частей тела. Однако именно «Под ветром» ярче всего резюмирует все основные мотивы творчества Мессаже: в полумраке комнаты под коконом развевающегося волнами черного шелка расположились личные вещи художницы, перемешанные с гигантскими ступами, стульями и неоновыми лампами, скрученными в абстрактные скульптуры и отсылающими к культурной памяти человечества. Одна задумка у меня уже есть: буду делать серию значков — мини-инсталляций с фотографиями. Кинетическая инсталляция с Пиноккио, медленно едущим по квадрату и мечтающим о человеческих телесных атрибутах («Загон для марионетки», 2005), ассоциируется с аналогичным героем у Игоря Макаревича. Кики Смит — Аннет МессажеКики Смит (р. Какой уж там секс, это скорее детский кошмар – распятые шкурки плюшевых животных, куклы с обмотанными шерстяными нитками головами, девичьи платья, сплюснутые в рамах.
Маленькие картиночки, закрученные спиралью в следующем зале («Спираль любви», 1991), напоминают экзерсисы Леонида Тишкова. Как в кладовку, туда сгребаются лоскутки и нитки, фрагменты фотокарточек (а на них, в свою очередь, – фрагменты тел) и кукла Пиноккио (знаковый для Мессаже персонаж – к ее удивлению, под именем Буратино оказавшийся знаковым и в России) Кстати сказать, в российском искусстве сходная с Мессаже линия проходит через даблоидов и вязаника Леонида Тишкова, через лирические инсталляции Александра Бродского и Хаима Сокола. Или показывала бородатых женщин: женское лицо было нарисовано внизу ее собственного живота, а борода естественным образом росла, ну, вы понимаете где. (Смеется. ) Это, конечно, шутка, но для выставки и тем более для экспонирования инсталляций, очень важны технические данные и возможности, которыми располагает галерея или музей. Ее фильмы отличаются многообразием жанров и способов повествования.
Удвоение пола» (2010), на которой я побывала в Gemeentemuseum в Гааге. Потрошеные плюшевые зверюшки («Шкурки», 1997-1998) – военные-трофеи из меха розовых зайчиков и желтых медвежат – заставляют вспомнить лауреата премии Кандинского-2009 Евгения Антуфьева. Художник должен привносить некую «грязь» в музеи — там слишком уж чисто и стерильно. Первоначально я придумывала большой проект для другой, гораздо более крупной площадки. Когда всё «Напоказ» – на полу «скрещенье рук, скрещенье ног» тряпичных манекенов, чья-то шляпа, женский башмак, кукольная расчлененка и огромная раскрытая (для подаяния впечатлений. ) ладонь, причем все они безнадежно запутались в сетке веревок – это Аннет Мессаже выплеснула в пространство поток бессознательного, некогда поставленный сюрреалистами во главу угла.
Детские гробики-шкафчики для платьев («История платьев», 1989-1990) – это ФНО (Фабрика найденных одежд).
В 2005 году Кристиан Болтански привез на I Московскую биеннале инсталляцию «Призраки Одессы» – с фото, с пустыми пальто на вешалках, с темой памяти, мучительно переходящей в вопрос человеческого присутствия/отсутствия Семейная пара, Мессаже и Болтански, творческое существование разделяют. Они могут свисать с потолка, располагаться на полу или стенах, принимая разные позы. Она работает с живописью, графикой, печатными техниками, скульптурой и паблик-артом, а также пишет тексты. Аннет Мессаже (р. Я вообще люблю все перестраивать.
1954) — немецкая художница, живущая в США, в 1970-е — одна из лидеров нью-йоркской группы Colab (Collaborative Projects // Совместные проекты), члены которой поднимали острые политические и социальные вопросы в разных видах искусства. Обе выставки, строившиеся на неожиданном сопоставлении двух художников, позволяли не столько оценить их сходство (в первом случае – заведомо парадоксальное, во втором – оправданное общей традицией сюрреализма), сколько открыть новые аспекты в, казалось бы, хорошо известном творчестве каждого из них. Одна из самых впечатляющих инсталляций нынешнего проекта – «На ветру». Работа эта была так непосредственна и свежа, что казалась сочиненной юной девушкой.
Персональные выставки художницы проходили всамых больших центрах современного искусства мира, вчастности вMori Art Museum (Токио), вЦентре Жоржа Помпиду (Париж), FRAC Picardie, вМузее современного искусства города Париж, Музее современного искусства Сан-Франциско ит. п. На выставке в Москве она оплетает шерстяными нитями спаривающихся существ. Аннетт увлеклась тотальными инсталляциями и пространственными конструкциями. Такие колдовские у нее работы получаются.
Лекция Ирины Кулик из цикла «Несимметричные подобия» в Музее «Гараж». Тогда Аннет связала шерстяной плед для мертвого воробья. Простые предметы и материалы в ее работах напоминают о том, что, несмотря на причудливые формы, это – мир повседневности, в котором живет каждый из нас.
Мессаже начала свою карьеру еще в революционные 60-е. Так как я как художник, делающий и картины и скульптуры и инсталляции, очень от него завишу, место первостепенно для меня. Но потом все перенеслось в фонд «Екатерина» и пришлось все перестраивать и менять, чтобы объекты соответствовали сравнительно небольшому пространству. — Место очень важно. Кики Смит — Аннет МессажеКики Смит (р. Кроме того, я не люблю, когда одни и те же работы ездят с выставки на выставку.
Была бы возможность — перестроила бы города. Эта тенденция к фрагментации и перечислению (каталогу) присутствует повсюду в ее творчестве. Вопреки ожиданиям, работы главной французской художницы лишены сексуальности. Они могут свисать с потолка, располагаться на полу или стенах, принимая разные позы. В 2005 году даже получила за такую «Золотого льва» Венецианской биеннале: это была страшная история про Пиноккио и детские страхи – с разбросанными плюшевыми внутренностями ожившего деревянного человека, с тележкой-катафалком, трупом героя и алыми тканевыми волнами-утробой. Выпотрошенные, вывернутые наизнанку мягкие игрушки нанизанные на нити мелкие карандашные рисунки с сердечками, фаллосами и совокупляющимися фигурами фотографии ладоний с нарисованными на них лицами буратинка, крутящийся вокруг горы из текстильных валиков, сквозь которые вылезают носы и ножки других буратинок платья, маниакально уложенные в коробочки, маркированные для памяти карточками с рисунками и надписями «надежда», «соблазн», «ревность».
Некоторые из ее ранних работ, такие как «Boarders at Rest» (1971-72), в которой она одела десятки забальзамированных воробьев в вязанные кофты или «My Collection of Proverbs» (1974), подборка преимущественно женоненавистнических фраз, поспешно вышитых на квадратах ткани использовали скромные материалы и методы, связанные с домашним хозяйством и считающиеся «женской работой». А вообще ради Мессаже искусствоведам следовало бы придумать отдельный жанр — «инсталляция-сказка». Мы были наслышаны-начитаны о ней, но мало с ней знакомы. Простые предметы и материалы в ее работах напоминают о том, что, несмотря на причудливые формы, это — мир повседневности, в котором живет каждый из нас.
Само собой, что именно Мессаже стала хедлайнером культурного обмена года России – Франции. Вечной девочки, немножко ведьмы, куклы, выдумщицы. 1943) получила «Золотого льва» Венецианской биеннале 2005 года за оформление павильона Франции.
Затем они стали популярны и в Европе: к примеру их носили в Польше члены движения «Солидарность». Одна— и восхитительная — ее вещь осталась в памяти после прошлогодней выставки Жан-Юбера Мартена в «Гараже»: два «бодающихся» ввоздухе воздушных шара, такие празднично-игрушечные, слегка потрепанные модели шара земного. Лекция Ирины Кулик из цикла «Несимметричные подобия» в Музее «Гараж».
Аннет Мессаже (р. В некотором смысле ее творчество действительно может показаться очень женским. Её работы часто выполнены с использованием «женских» материалов и техник. Мессаже утверждает, что не придет на вернисаж Болтански, а посмотрит выставку позже инкогнито – трудно делить олимп современного искусства.
И Москва не исключение. Аннет Мессаже училась вВысшей национальной школе декоративного искусства вПариже. Она отходит от принятых в своей профессии формальных и культурных традиций и ищет новые пути. Фирменные элементы ее инсталляций — чучела животных, ткани и куколки. С тех пор чучела – ее любимые персонажи, а вязанье – фирменная техника. Черный вздымающийся шелк, под которым блуждают неясные предметы («На ветру», 2004), отсылает к надувным тканевым объектам Ирины Наховой. Мессаже закрашивала глаза сфотографированным деткам в знак отказа от навязанной обществом и СМИ роли женщины-матери.
Их носили Black Panthers, представители движения против расизма. Некоторые из её ранних работ, такие как «Boarders at Rest» (1971-72), в которой она одела десятки забальзамированных воробьев в вязанные кофты или «My Collection of Proverbs» (1974), подборка преимущественно женоненавистнических фраз, поспешно вышитых на квадратах ткани использовали скромные материалы и методы, связанные с домашним хозяйством и считающиеся «женской работой». Они могут свисать с потолка, располагаться на полу или стенах, принимая разные позы. Аннет Мессаже, как голливудская дива, раздает интервью 5 часов подряд.
В 2005 году получила Гран-при Венецианской биеннале. 1954) — немецкая художница, живущая в США, в 1970-е — одна из лидеров нью-йоркской группы Colab (Collaborative Projects // Совместные проекты), члены которой поднимали острые политические и социальные вопросы в разных видах искусства. 1943) получила «Золотого льва» Венецианской биеннале 2005 года за оформление павильона Франции. Его трогательные ручки и ножки выглядывают из-под огромного тюфяка. Зритель увидит экспозицию, в которую вошли работы «Линии руки», «Химеры», «История платьев», а также инсталляция «Под ветром», которую изначально привозить не планировали. Говоря о Мессаже (р. 1943), начинать следует с 70-х.
В 2004-м сердца и почки из искусственной кожи она подвешивала под потолком в черных сетях.