Андре Дерен / Andre Derain (10. 06. 1880 – 8. 09. 1954) – французький художник, люстратор, театральний декоратор та скульптор, яскравий представник фовзму.
Оставив Средиземноморье, художник едет в Лондон. Известна также его скульптура «Сидящая фигура», напоминающая скорее искусство ацтеков, нежели африканское искусство.
Заниматься живописью начал в Шату в 1895 г., его учителем был местный художник. Безусловно, Матисс, обладавший к тому времени собственной коллекцией работ Сезанна, Ван Гога, Гогена, Родена и Редона, стал большим авторитетом для Дерена, которому в ту пору был всего 21 год. Много времени проводил в Лувре, копируя картины старых мастеров. Дерен, внимательно изучавший творчество старых мастеров и П. Сезанна, произведения традиционной африканской скульптуры, отходит от прежней декоративно-красочной манеры сближаясь в некоторых формальных моментах (сдержанное, несколько сумрачное сочетание зеленовато-бурых тонов, развёртывание объёмов на плоскости) с произведениями кубизма, его пейзажи (Старый мост, 1910, Национальная галерея, Вашингтон), натюрморты, многофигурные сцены (Семейный портрет, 1911-14, ГМИИ) этого периода отличаются чёткой, рационалистической выверенностью построения пространственных планов, замкнутостью композиции, тектонической ясностью объёмов, готической ломкостью рисунка. С этого времени Дерен уже активно выставляется.
Тем не менее, его выставочная деятельность продолжает оставаться активной. Все пространство полотна пронизано теплым светом южного солнца. Вслед за этим Воллар сделал заказ росписи ваз и тарелок работы гончара Андре Меттея. Кажутся хрупкими и нереальными силуэты лодок, намеченных тонкой линией на темно-зеленой поверхности воды. Около 1908г.
В 1898-1900 гг. Уже с конца 1900-х гг. В 1900 г. он познакомился с М. Вламинком. В 1910-е гг.
В 1950 году состоялась персональная выставка в Нью-Йорке в галерее Давида Финлея (David Finlay). Скончался Дерен 9 сентября в клинике в Гарше (Garches), похоронен в Шамбурси. Работал также в области керамики и мелкой пластики. В том же году принимает участие во второй выставке объединения «Синий всадник», а в 1913 году – в Арсенальной выставке в Нью-Йорке и Бостоне.
Вдвоем они работали в окрестностях Шату, создавая пейзажи, отмеченные чертами фовизма. Взяв за основу тезис Сезанна о том, что следует «интерпретировать природу с помощью простейших форм – цилиндра, сферы и конуса», Дерен, Пикассо, а также Жорж Брак добивались в своих работах предельного обобщения формы и таким образом пришли к созданию кубизма. Красные мачты, пересекающие пространство залива, сочетаются с желто-зелеными оттенками травы в картине «Порт в Коллиуре» (1905, Музей современного искусства, Париж).
В 1895 Дерен начал учиться самостоятельно, вопреки требованиям, что встреча Влэминка или Матисса начала его усилия нарисовать и иногда шла в сельскую местность со старым другом Сезанна, Отец Джейкомин наряду с его двумя сыновьями. Вдвоем они работали в окрестностях Шату, создавая пейзажи, отмеченные чертами фовизма.
По заказу Воллара Дерен начинает расписывать вазы и тарелки изготовленные гончаром Андре Меттеем (Andr Metthey) в Асньере. Воздух, наполняющий пространство, чист и прозрачен. 1912 — обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Старый мост в Кане», 1910, Национальная галерея, Вашингтон «Натюрморт на столе», 1910, Музей современного искусства, Париж). Эта «оргия чистого цвета», собранного в одном помещении, натолкнула критика Луи Вокселя (Louis Vauxcelles) на использование термина «фовизм». 1906, Художественный музей, Базель).
В 1900 г. он познакомился с Морисом Вламинком. в творчестве художника появляются сумрачность и застылость образов, темы тоскливого однообразия провинциальных будней («Субботний день», 1911—1914, Музей изобразительных искусств им. Отец его был кондитером, а сам Андре с самого детства тяготел к живописи. Кроме того, Воллар заказал Дерену серию пейзажных берегов Темзы.
Придуманный Дереном метод вошел в историю мировой живописи под названием фовизм. Дерен становится признанным художником и много выставляется – на Салоне независимых и Осеннем салоне, в галерее Берты Вейль, с Группой Современного искусства в Гавре, на выставке «Художественная книга» в Брюсселе. 1907: Обращение к кубизму.
Характерной для этого периода стала картина «Гавань в Провансе» (1912, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Они вместе пишут пейзажи в окрестностях города. Весной 1905 года художнику удалось продать в Салоне Независимых несколько своих картин.
Радикальное десятилетие». Цветовая гамма становится сдержанной, а формы — простыми и лаконичными. Здесь Дерен знакомится с Анри Матиссом, которого творческие поиски и неуверенность в выбранном пути привели в академию, а также заводит дружбу с Альбером Марке и Жоржем Руо. Веет печалью и одиночеством от последних картин художника, представляющих мир зыбким и фантастичным («Пейзаж», 1954, частное собрание, Франция). Матиссу понравился этот метод и он подхватил его. Пейзажи и натюрморты постепенно становятся ближе работам П. Сезанна и ранних кубистов.
Внимательное изучение помпеянских росписей, классического итальянского искусства, также произведений К. Коро, О. Ренуара ощутимо в картинах «Две обнажённые женские фигуры и натюрморт» (1935), «Мрачный пейзаж» (около 1950 обе – собрание Леви, Франция) и др.
сочетаются своеобразная полнокровность и отрешённая гармония образов. В Лондоне Андре работает вместе с Пикассо, которого Дягилев пригласил оформлять балет «Треуголка» на музыку Мануэля де Фальи и Матиссом, который работал над балетом «Песнь соловья» по сказке Андерсена на музыку Игоря Стравинского. В 1935 Дерен приобрел дом в Шамбурси, откуда уехал после того, как немцы оккупировали Францию (1940).
В 1920-30-е годы – приверженец тяжеловатой традиционной неоклассики. В то время Пикассо был в расцвете своего «розового периода», писал акробатов и странствующих актеров и уже начал привлекать внимание арт-критиков, дилеров и коллекционеров. В 1920-е годы стал одним из главных мастеров неоклассицизма. Родившись в парижском предместье Шату, Дерен – по настоянию отца – поступил в столичный инженерный коллеж, но вскоре его бросил и начал заниматься в Академии Камилло, где преподавал Эжен Каррьер (1898) там он познакомился с Анри Матиссом, Альбером Марке и Жаном Пюи.
В 1905 году по ходатайству Матисса Дерен впервые выставил восемь своих картин. По возвращении из Англии Дерен снова принимает участие в Салоне независимых. В 1940 году семья Дерена оставила дом в Шамбурси и переехала в Нормандию, чтобы переждать германскую оккупацию, вместе с сыном Андре. В 1898—1900 гг. Дерен родился в 1880 в Шату, Yvelines, le-de-France, только за пределами Парижа. Ранние декоративные, звучные по цвету пейзажи Дерена написаны в технике пуантилизма (Коллиур, 1905, частное собрание, США), затем – в духе фовизма: столкновение крупных пятен чистых контрастных цветов создаёт тревожащий, островыразительный эффект (Лондонский мост, 1906, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Параллельно с этим он работал над классическими ландшафтами и натюрмортами. Но это было позже, а сначала он начал учиться на инженера в парижской академии Acadmie Camillo и именно там молодой художник познакомился с Анри Матиссом (Henri Matisse). Сам Пикассо высоко оценил работу друга и купил у него небольшой этюд к второй версии «Купальщиц» 1908 года.
В марте 1949 года прошла первая послевоенная выставка художника в Париже в галерее Берри. Работам, написанным в 1900-х гг., свойственна экзальтация цвета, в котором как будто исчезают очертания реальных предметов («Порт в Гавре», 1905-1906 «Дорога среди гор», 1907 — обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Виноградники весной», ок. в творчестве художника появляются сумрачность и застылость образов, темы тоскливого однообразия провинциальных будней («Субботний день», 1911—1914, Музей изобразительных искусств им. Художник продолжал заниматься книжной иллюстрацией и, в частности, выполнил 400 цветных ксилографий для книги «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. Дерен широко выставлялся за рубежом, в 1928 году ему была присуждена премия Карнеги.
В академии Камилло, куда поступил Андре (1898), произошло его знакомство с Матиссом, который сразу оценил талант и трудолюбие Дерена. Дерен учился в Париже в академии Карьера, где познакомился с А. Матиссом, Ж. Пюи и А. Марке. Его хаотичные мазки, капли и линии создавали удивительные контрасты и диссонансы.
Рождение фовизма). А. С. Пушкина, Москва), а с 1920-х гг. Это было что-то совершенно новое.
С 1907 Дерен сближается с П. Пикассо и его кружком в лаконичных формах, скупой красочной гамме произведений этого периода проявилось влияние П. Сезанна и раннего кубизма («Роща», около 1912, Эрмитаж «Старый мост в Кане», 1910, Национальная галерея искусств, Вашингтон «Натюрморт на столе», 1910, Национальный музей современного искусства, Париж). В 1939 году у Дерена родился внебрачный сын Андре (Боби) от его модели Раймонды, которого он признал официально. А. С. Пушкина, Москва), а с 1920-х гг. Фигуры на его полотнах очерчены плавными изгибами линий, пластичные объёмы организуются в хорошо сбалансированные композиции («Обнажённая с кувшином», 1923-24, Музей Оранжери, Париж «Пьеро и Арлекин», 1924, частное собрание, Париж).
Дерен родился в парижском пригороде Шату в семье кондитера. 1904–1914. С 1953 вследствие болезни глаз у Дерена стало резко ухудшаться зрение. А. С. Пушкина, Москва), а с 1920-х гг.
1952). Большое влияние на формирование художественного стиля Дерена оказало искусство Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поля Гогена.
в творчестве художника появляются сумрачность и застылость образов, темы тоскливого однообразия провинциальных будней («Субботний день», 1911-14, Музей изобразительных искусств им. В 1910-е гг. Создавая пейзажи Дерен стремился передать бурную и стихийную жизнь природы. Тот же Канвайлер в 1916 году назвал Дерена одним из величайших французских художников, а писатель и художник Андре Лот (Andr Lhote) – величайшим из живущих французских художников. 1941: Во время второй мировой войны.
Дерен и Пикассо особенно сблизились в конце лета 1906 года. Весной 1906 года их познакомил поэт Гийом Аполлинер. Его цветовая палитра стала менее яркой и контрастной. По возвращении Дерена Матисс убедил его родителей назначить сыну небольшое пособие для продолжения обучения, благодаря чему тот смог посещать Академию Жюлиана.
Эти пейзажи, выполненные в духе фовизма, проникнуты стремлением передать напряжённость жизни природы их декоративный эффект основан на предельно интенсивном звучании крупных пятен чистых контрастных цветов («Лондонская гавань», 1906, Галерея Тейт, Лондон). В 1905 г., вместе с А. Матиссом, Дерен совершил поездку на юг Франции, в Коллиур.
Учился в Шату у А. Жакомена (1895-98) в 1898-99 годах посещал в Париже академию Э. Карьера, где познакомился с А. Матиссом, А. Марке и др. Их объединяло то, что оба родились в Шату и постоянно ездили туда из Парижа. В 1914-18 Дерен служил в армии. В 1920-е годы Дерен живет и работает преимущественно на юге Франции, темами написанных в то время картин становятся его знаменитые пьеро, арлекины и многочисленные танцоры. Он жил в Париже иногда у жены Алисы Принсе (бракосочетание в 1907) иногда у своей модели, которая впоследствии родила ему ребенка. Энгра в его многочисленных Обнажённых 20-30-х гг.
Не имея возможности путешествовать, Дерен пишет пейзажи в окрестностях Парижа. Гавань», 1910 «Роща», ок. Дерен приходит к строгому, классическому рисунку, часто прибегая к стилизации творчества своих предшественников. От последних картин художника, представляющих мир зыбким и фантастичным, веет печалью и одиночеством — Пейзаж (1954 г. частное собрание, Франция). Сохранив в лучших своих произведениях глубоко индивидуальный стиль, Дерен по праву считается одним из ведущих художников XX века.
Учился у Э. Карьера (1898-99) и в академии Жюлиана (1904) в Париже. «готике» (1912). В 1953 году Дерен участвует в постановке оперы «Севильский цирюльник» Россини на фестивале в Экс-ан-Провансе. В 1910-е гг. В 1898 году Андре поступает в академию Камилло, где в то время преподавал художник-символист Эжен Карьер (Eugne Carrire), писавший мистические фигуративные картины и пейзажи в технике дымчатого сфумато, он был известен своей высокой профессиональной этикой и либеральным умом. Несмотря на благие намерения, делегация не достигла желаемого результата. С 20-х гг. Современники (Канвайлер, Аполлинер, Кокто) считали, что лишь Дерен до конца сумел понять творческие поиски и теорию живописи Сезанна и развить ее дальше с помощью искусства африканских племен и называли его предтечей кубизма.
В портретах и сюжетных композициях заметны также реминисценции европейской классики и наивного искусства («Люси Канвейлер», 1913, Национальный музей современного искусства, Париж «Субботний день», 1911-14, ГМИИ «Тайная вечеря», 1913, Чикагский институт искусств). В пейзажах Дерена этого времени очертания природных форм растворяются в полыхающих красочных массах («Порт в Гавре», 1905-06, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Виноградники весной», около 1906, Художественный музей, Базель). одним из ведущих художников XX века. После 1-й мировой войны много работал в театре, оформлял балетные спектакли Русского балета Дягилева («Волшебная лавка» О. Респиги, 1919 «Джек из коробки» Э. Сати, 1926) и других трупп («Салат» Д. Мийо, 1935, Парижская опера и др. ).
Первыми живописными работами Дерена стали пейзажи берегов Сены. В 1900-м он начал писать свои пейзажи и это было пьяняще прекрасное время для молодого художника, полного сил и свято верившего в свой непревзойденный талант. C создания в 1919 году декораций и костюмов к балету С. П. Дягилева «Волшебная лавка» началось многолетнее сотрудничество Дерена с музыкальным театром. По возвращении Дерен сначала был вынужден жить у друзей, а затем снял апартаменты на улице Варен (rue Varenne) в Париже. Но по-настоящему подружился Дерен с художником-самоучкой Морисом Вламинком. «Краски становились динамитными патронами Для Дерена, как и для Пикассо, ориентиром в поисках собственного пластического языка являлся Сезанн, а открывшаяся в Осеннем салоне 1907 года ретроспективная выставка «отшельника из Экса» послужила своего рода катализатором тех художественных открытий, которые они вскоре совершат.
В экспрессивных по цвету пейзажах Дерена этого периода проявляется влияние Винсента Ван Гога. А. С. Пушкина, Москва), а с 1920-х гг. Печальные картины разрушений, вызванных войной, оставили глубокий след в его душе. Сначала – в галерее Берты Вейль, где публика недоумевала и посмеивалась над его картинами, а потом – перед закрытием Осеннего Салона Амбуаз Воллар, арт-диллер, купил все картины (89) и рисунки (80) Дерена, что были у него в мастерской, заплатив за все 3300 франков.
Цветовая гамма художника становится более сдержанной, а формы – простыми и лаконичными. ДЕРЕН (Derain) Андре (17. 6. 1880, Шату, близ Парижа – 8. 9. 1954, Гарш, там же), французский художник, сценограф, график, скульптор. «Лодки в Нуармутье» (1950 г., частное собрание, Труа) построена на контрастах желтых оттенков песка и неба и темных красок воды. Кажутся хрупкими и нереальными силуэты лодок, намеченных тонкой линией на темно-зеленой поверхности воды. С 1920-х гг.
С 1935 года жил в Шамбурси, продолжал активно заниматься сценографией и печатной графикой (в том числе иллюстрации к произведениям Овидия, Петрония, Ф. Рабле, Ж. де Лафонтена, Г. Аполлинера). По просьбе директора Русских балетов Сергея Дягилева он проводит три месяца в Лондоне, где занимается дизайном декораций, костюмов и авансцены для балета на музыку Россини «Волшебная лавка» для постановки в театре Альгамбра. Работы демонстрируют тонкое знание цвета и рисунка, что присущее всему фовизму в целом. Вскоре художника призвали в армию, где он провел три «адски скучных и тяжелых» года (1902 – 1904).
В 1905 г. вместе с Матиссом Дерен совершает поездку на юг Франции, в Коллиур. Около 1908г. В своем так называемом готическом периоде творчества Дерен перерабатывал элементы живописи XV столетия.
По рекомендации Матисса незадолго до закрытия Осеннего салона известный арт-дилер Амбруаз Воллар (Ambroise Vollard) покупает все имеющиеся в мастерской Дерена картины, всего 89 картин и 80 рисунков на сумму 3300 франков, даже не заглянув в некоторые ящики. Полное название выставки — «Андре Дерен. С этих глиняных скульптур швейцарский издатель Пьер Кайлье (Pierre Cailler) в 1954 году сделал 74 бронзовые отливки. Но по-настоящему близким другом Дерена становится художник-самоучка Морис Вламинк (Maurice de Vlaminck), с которым он познакомился в 1900 году. В 1954 74-летний Дерен погиб в парижском пригороде Гарше в автокатастрофе.
Однако уже зимой 1908 года Дерен уничтожил бльшую часть работ, выполненные в новой стилистике одним из немногих сохранившихся примеров его первых кубистических опытов может служить картина «Купальщицы» (1907, Национальная галерея, Прага). Учился у Э. Каррьера (1898 – 1899) и академии Жюлиана в Париже, а затем начал самостоятельно заниматься живописью, черпая вдохновение в работах своего друга М. де Вламинка и позднее у А. Матисса, которые оказали огромное влияние на формирование молодого художника. Ослепительные созвучия синих и зелёных тонов доминируют в лондонских пейзажах, написанных в 1906 («Темза», Стеделейкмюсеум, Амстердам). Очень скоро Дерен оставил академию и начал учиться самостоятельно. Под впечатлением природы Коллиура и, особенно, южного освещения, он создает яркие и красочные пейзажи. Чувство цвета, присущее Дерену, делает его живопись целостной и гармоничной. Красные мачты, пересекающие пространство залива, сочетаются с желто-зелеными оттенками травы в картине художника Порт в Коллиуре (1905, Музей современного искусства, Париж).
Вместе с М. де Вламинком работал в Шату в 1905 присоединился к группе мастеров фовизма. Дерен Андре (Derain) (1880-1954), французский художник, а также театральный художник, график, скульптор, керамист. Во время Первой мировой войны Дерен оказался на фронте. Мощные созвучия синих, красных и зеленых тонов создают ощущение влажной, подвижной атмосферы города («Биг Бен», 1905, частное собрание, Труа «Темза», Городской музей, Амстердам «Вестминстерский мост», 1906, частное собрание, Париж). Знаменательным для Дерена становится то, что в 1907 году Вламинк уступает ему африканскую маску племени Фанг (Fang mask) из своей коллекции примитивного искусства, которую Дерен вешает на стену своей мастерской и которая вдохновляет его в работе.
Живорписец, график иллюстратор, скульптор, декоратор. Дерен начинает собирать собственную коллекцию африканского искусства. Его лондонская живопись также ярка и красочна. Теперь художника меньше интересует пейзаж, он обращается к портрету, сюжетным композициям с человеческими фигурами («Тайная вечеря», 1913, Художественный институт, Чикаго «Люси Канвейлер», 1913, Музей современного искусства, Париж «Субботний день», 1911-1914, ГМИИ, Москва «Девушка в черном», 1914, тина «Лодки в Нуармутье» (1950, частное собрание, Труа) построена на контрастах желтых оттенков песка и неба и темных красок воды. Большой резонанс на Салоне независимых весной 1907 года вызвала его фигурная композиция «Купальщицы», которая выглядела даже более радикально (в частности, лицо центральной фигуры напоминает маску племени Фанг), чем «Авиньонские девицы» Пикассо.
Осенью 1905 года он впервые принимает участие в Осеннем салоне, где также выставляются Матисс, Вламинк, Марке, Руо, Фриез, Ван Донген, Явленский и Кандинский. В 1935 году Дерен продает всю свою недвижимость и окончательно обосновывается на вилле «Розари» в Шамбурси. Воздух, наполняющий пространство, чист и прозрачен. В январе его разбил удар.
Все пространство полотна пронизано теплым светом южного солнца. Его работы имели успех не только у Гертруды Стайн, но и у Амбруаза Воллара, который приобрел всю серию работ «розового периода». Появляются сумрачность и застылость образов, темы тоскливого однообразия провинциальных будней (например, «Субботний день»). 14 июля 1954 года невдалеке от дома художника в Шамбурси его сбил автомобиль. Растет международное признание творчества Дерена – он принимает участие в выставках в Праге, Дюссельдорфе, Мюнхене, Лондоне, Берлине, Кельне, в Москве – на выставке «Золотое руно».
Первым наставником будущего художника стал папаша Жакомин, отец его школьных товарищей. Еще в Лондоне в начале 1906 года большое впечатление на него произвела «черная коллекция» из собрания Британского музея, а в Париже он становится постоянным посетителем африканского раздела музея этнографии в Трокадеро (сейчас Музей человека). Дом в Шамбурси был конфискован наступающими войсками, большая часть работ и имущества пострадала и оказалась повреждена. В 1910-е гг. Картины Дерена сразу же привлекли внимание публики на Осеннем Салоне 1905.
и Чувство цвета, присущее Дерену, делает его живопись целостной и гармоничной.
Около 1908г. Униженный, он прекратил все официальные отношения с руководством Франции. учился в Париже в академии Карьера, где познакомился с Анри Матиссом, Ж. Пюи и А. Марке.
в творчестве художника появляются сумрачность и застылость образов, темы тоскливого однообразия провинциальных будней («Субботний день», 1911-1914, Музей изобразительных искусств им. У них много общего во взглядах на искусство.
Андре Дерен (Andrе Derain) родился в 1880 году недалеко от Парижа (Paris). Около 1908г.
Очень скоро Дерен оставил академию и начал учиться самостоятельно. Дерен обращается к строгому классическому рисунку, увлекается наследием Караваджо и Ж. О. Д. Под влиянием увиденного он создает очень яркие и красочные пейзажи. одним из ведущих художников XX века.