И все персонажи размещены в пространстве между передней частью сцены и декорацией на заднем плане, представляющей апельсиновый сад с деревьями, усыпанными цветами и зрелыми плодами. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.
В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Может быть, вот таким образом Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Движение в картине устремлено справа – налево. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.
Может быть, вот таким образом Сандро изобразил Меркурия повернутым спиной к остальным весенним божествам. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В 1815-м она попала в галерею Уффици. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти.
В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Прекрасной Симонетты уже давно не было в живых – она скоропостижно умерла в возрасте всего 23 лет. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
Также основная фигура выделена аркой из просветов позади Венеры, которые образуют кусты мирта и апельсиновые деревья. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Картина создавалась в последний период творчества Боттичелли, когда его родной город Флоренция попала в немилость к монахам, когда всей Италии грозили гибелью – все это наложило мрачный оттенок на картину. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Вот таким образом одежда этих двух женщин, которые также, кажется, не замечают друг друга, развивается в разных направлениях.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).
Правда, современники не особенно прониклись новым более аскетичным и морализаторским стилем Боттичелли. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
Здесь следует процитировать И. Долгополова, не скрывавшего своего восторга от картины: «Всмотритесь пристально в лицо Весны. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Зефир в данном случае может соответствовать Карме, которая непреклонно подталкивает Душу к воплощению в проявленном мире изображенному в виде персикового сада. Композиционно полотно делится на три части.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. На самом деле это несколько противоречит истине. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
Она стала богиней в пышном одеянии. И, конечно, это породило особое искусство. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах.
Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало.
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.
Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. И так каждый день, в одно и то же время. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина.
Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Погруженная в задумчивость, Венера стоит, склонив голову и поддерживая рукой струящиеся вдоль тела волосы. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.
Неоплатоники, с идеями которых Боттичелли был хорошо знаком, наделяли Венеру самыми высшими достоинствами – умом, благородством, милостью и отождествляли с Гуманностью, что было синонимом культуры и образования. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи.
Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Она показана простой, тихой и скромной.
Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. От его полета согнулись стволы деревьев. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Ботаники изучавшие картину, насчитали на картине более 500 цветов, которые относятся к более 170 видам растений. Но давайте попробуем. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душуно также и холод зимы.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Жест заботливый, опекающий.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Меркурий (слева) нарциссически красив. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир.
Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Фигуры расположены волнообразно. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио.
В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. А с правого края художник изобразил и себя. Но это не единственное повторение в картине. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Итак, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа: один, олицетворяющий ветер, дух, разум, другой — любовь, природу, цветение. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес».
Долгое время ее не выставляли и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Его лёгкий огненно-красный плащ, шлем на голове и меч на боку подчёркивают его роль хранителя сада. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Всё изменила вечная весна. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня.
Именно в этот период установился тесный контакт между живописцем и членами семьи Медичи, признанными правителями Флоренции. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Картина написана на основе древнеримской мифологии.
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Над богиней парит Амур. обе выполнены с грацией и выразительностью». Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе.
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Зефиром. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
О том, как весной расцветает природа. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. От его полета согнулись стволы деревьев.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Она не просто богиня любви и красоты. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Движение в картине устремлено справа налево.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Философские версии связаны с неоплатонизмом. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Месяц считался концом весны и началом лета. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду.
«Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Кажется, что движения и жесты в картине забыты в тот же миг теми, кто их совершает или теми, к кому они обращены. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Но, это неединственноеповторение в картине. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Такие подарки были в то время обычным явлением. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
Композиция двухфигурная. Многие теории предполагают мифологичность – ведь на полотне изображены античные персонажи в цветущем саду. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
Исследователи предложили несколько толкований. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы.
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). 20 января 1474 года по случаю праздника святого Себастьяна Маджоре картина была торжественно помещена на одной из колонн церкви В том же 1474 году, когда было завершено это произведение, художника пригласили работать в другой город.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Уже ранние работы Сандро отличает особая, почти неуловимая атмосфера духовности, своеобразной поэтической овеянности образов. Каково же содержание картины. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Сандро Боттичелли. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря.
Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация).
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Сколь приятна для любования. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. В XV веке в Грациях видели три разных проявления единогобожестваВенеры считали, что Грации — это она сама. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники.
Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали.
Для брата Лоренцо Медичи, Джулиано, он расписал знамя для знаменитого турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую.
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину.
Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. И как поэтично показано превращение. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Это – гимн и природе и человечеству.
«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.