Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Движение в картине устремлено справа налево.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
Видимо, эти события не могли не отразиться на настроении самой картины, в которую художник внес ноту грусти. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис.
Боттичелли изображает два отдельных мгновения в рассказе Овидия: преследование Хлорис Зефиром и ее последующее превращение во Флору. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци.
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Она стала богиней в пышном одеянии. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. В 1477 имение Кастелло было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродным братом знаменитого Лоренцо Великолепного.
Композиционно полотно делится на три части. Но, это неединственноеповторение в картине. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции.
Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Фигуры расположены волнообразно. Душа ее и мысли есть Любовь и Милосердие, очи ее – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность, а в целом же – Умеренность и Честность, Приятность и Величие, о, дивная красота. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Это – гимн и природе и человечеству.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Очень многие склоняются к религиозному значению, полагая, что символика жестов и поз принадлежит Мадонне, которую угадывают в чертах Венеры. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. О том, как весной расцветает природа. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники.
обе выполнены с грацией и выразительностью». В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Любви, в которой есть не только радость и полнота жизни, но и печаль знания и печать страдания – мы не можем не видеть ее на лице Венеры.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Похоже, что Боттичелли сознательно отказывается от достижений ренессансной перспективы ради создания атмосферы взволнованности и пафоса. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.
Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Каково же содержание картины. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Всё изменила вечная весна. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. А с правого края художник изобразил и себя.
Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. От его полета согнулись стволы деревьев. В правой части полотна Боттичелли изображает два сюжета из классической мифологии, посвященные Зефиру, богу ветра. Его взгляд направлен на нимфу Хлориду. Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Его роль отважного хранителя спокойствия подчёркивает алый плащ, шлем на голове и меч на боку. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью.
Исследователи предложили несколько толкований. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. От его полета согнулись стволы деревьев.
Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Она показана простой, тихой и скромной. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви. Центральный персонаж выбран не случайно, ведь весна – пора любви и Венера олицетворяет собой расцвет природы и человеческих отношений.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Но давайте попробуем. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую.
Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному.
В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
Меркурий (слева) нарциссически красив. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Гимн не Божественному, рациональному, символическому и целомудренному, но живому человеческому влечению, побеждающему нарциссизм и страх собственной смертности». Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). И, конечно, это породило особое искусство. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.
В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Сколь приятна для любования. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Движение в картине устремлено справа – налево.
Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство. Популярность мастера подарила ему возможность изобразить другие мифологические сюжеты, которые, кстати изначально не были предназначены для демонстрации большой аудитории и создавались специально для заказчиков. Месяц считался концом весны и началом лета.
Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Над богиней парит Амур.
Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). В 1537 она была перевезена в Кастелло. Вот таким образом в огромном количестве женских образов, созданных Боттичелли, видны черты Симонетты. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. В настоящее время искусствоведы ищут разгадку – какой смысл вкладывал художник в свою картину.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Жест заботливый, опекающий. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.
На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. А май считался не только концом весны, но и началом лета. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. На темном фоне апельсиновых деревьев светлые фигуры персонажей в нежных струящихся одеждах выглядят особенно притягательно их лица и внешний облик, несмотря на божественную принадлежность, очень земные, трогательные. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Она не просто богиня любви и красоты. Зефиром. На самом деле это несколько противоречит истине.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Но это не единственное повторение в картине. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Если ты женишься на ней и назовешь ее своею, будут твои годы сладостными, а ты сам – отец замечательных детей.
Таким образом, в живописи усиливается ощущение созерцательности, благодаря чему в картине художника появляется более важная, чем положенная в ее основу аллегория — тема духовной жизни. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душуно также и холод зимы. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.
Картина написана на основе древнеримской мифологии. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). В 1537 она была перевезена в Кастелло. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. И как поэтично показано превращение. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани.
Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Такие подарки были в то время обычным явлением. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
И если бы деревья, заполняющие фон картины, не расступались вокруг нее полукруглым просветом, показывая, что здесь смысловой центр картины.