Филонов считал, что он разрабатывает принципы нового «аналитического искусства», основанного на создании композиций, где, говоря современным языком, совмещены объекты различного системного уровня. Опыт познания аналитического искусства труден, тяжел, может быть, менее радостен, но зато приводит к открытиям. Аналитическое искусство понимается и принимается не всеми, а только подготовленными людьми с большим «зрительным опытом», навыками длительного изучения искусства или же просто имеющими специальную, профессиональную подготовку. Аналитическое искусство— метод, разработанный и обоснованный русским художникомПавлом Филоновым (1881—1941) в ряде теоретических работ и в собственном живописном творчестве1910—1920годов.
Аналитическое искусство— метод, разработанный и обоснованный русским художником Павлом Филоновым (1881—1941) в ряде теоретических работ и в собственном живописном творчестве 1910-1920 годов. Такое аналитическое искусство стремится к растительно-органической и мистической космической и его основателю к российскому коллеге Пола Кли. Аналитическое искусство— метод, разработанный и обоснованный русским художником Павлом Филоновым (1883—1941) в ряде теоретических работ и в собственном живописном творчестве 1910-х—1930-х годов. Аналитическое ИСКУССТВО – метод, разработанный и обоснованный Филоновым в ряде теоретических работ и в собственном живописном творчестве 1910-20-х гг.
Написанная в духе авангардного увлечения наукообразными «понятиями», теория аналитического искусства содержит термины «сделанность», «единица действия», «от частного к общему», «глаз видящий и глаз знающий» и другие. Уже в 1912 году Филонов провозгласил первое эссе о принципах так называемого аналитического искусства в эссе «Канон и закон» (Канон и закон). В 1930 году была опубликована теоретическая работа Филонова «Идеология аналитического искусства». Главные представители Аналитического искусства – Павел Филонов, Алиса Порет, Татьяна Глебова, Павел Зальцман, Михаил Цибасов, Софья Заклиновская, Всеволод Сулимо-Самуйлло, Павел Кондратьев, Борис Гурвич, Николай Евграфов, Юрий Хржановский и другие.
Подобная аналитически-объемная, осязательнаяустановка зрения лежит в основеграфическогоискусства. Творческий метод П. Филонова, его разработка принципов «аналитического искусства» тоже шла вразрез с кубической геометризацией.
В марте 1914 года эта ассоциация в Санкт-Петербурге опубликовала манифест «Intime Workshop художников и рисунков» Made Images»как первую печатную декларацию аналитического искусства. С. 78). Свое внутреннее «видение» предмета или явления художник претворяет в графическо-живописные конструкции, базирующиеся на «законе органического развития формы», заимствованного у природы (подражать не формам, которые она создает, а методам, которыми «действует») и противопоставляющегося «канону» (искусственно построенных формам). Филонова временно исключили на втором году обучения, а в 1910 он сам оставил Академию. Без даты.
Каталог. Глебова, Н. И. В 1925 г. Филонов возглавил коллектив «Мастера аналитического искусства». В 1912 Филонов написал статью «Канон и закон», в которой выступил против кубизма и кубофутуризма — самых новых течений в то время в европейском искусстве.
Понимая, «что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых и невидимых явлений их эманации, реакций, включений, генезиса, бытия известных или тайных свойств имеющих в свою очередь иногда бесчисленные предикаты», Филонов был убежден, что все это многообразие свойств может быть пластически выражено в живописи. по: Павел Филонов. Задача художника заключается в том, чтобы уловить скрытые процессы и написать их «формою изобретаемою», то есть беспредметно. «Глаз видящий» воспринимает лишь внешнюю форму, а «глаз знающий»- наполняет ее внутренним движением атомов. Творческое создание произведения уподоблено им органическому росту нового объекта искусства, картины или рисунка. После Октябрьской революции Филонов возглавил школу Мастеров ана-литического искусства (МАИ), официально утвер-жденную в 1927 г., организовал выставку коллектива МАИ. «Видящему глазу» Филонов противопоставляет «знающий глаз», превращающий невиди-мое в зримое геометризации кубистов — принцип «ор-ганического» развития конструкции формы от частного к общему — «чистой эволюционизирующей формы» и принцип «сделанности», в основе которого лежит вос-произведение процесса жизни, подражание методам живой природы.
При создании произведения художник должен опираться не только на явное, видимое («видящий глаз»), но и на незримое («знающий газ», улавливающий скрытые процессы) – внутренние закономерности строения и функционирования изображаемого предмета. Живопись. Аналитическое искусство – метод, разработанный и обоснованный русским художником Павлом Филоновым (1881-1941) в ряде теоретических работ и в собственном живописном творчестве 1910-20-х годов.
С. 86-87). Постигнув этот закон, художник способен «сделать» некую картину, настолько органичную, что она обладает потенциалом саморазвития как бы без участия в этом процессе самого автора (растет и развивается как все живое в природе). по: Павел Филонов и его школа. «Произведение, созданное автором, становится предметом медитации для самого же автора. Эта точка зрения исключает концептуализм как культурную позицию. С. 204).
по: МислерН., БоултДж. Новосибирск. Июль 1928 г. в: Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома.
Булатовская картина утверждает реальность «как она есть на самом деле». Формы состоят из «атомов и молекул» и живопись должна это передать. эволюция происходящего в мастере» (Цит. С начала 1914 года Филонов заложил основу для создания ассоциации художников, которая должна была следовать принципам аналитического искусства.
Т. 2). Э. Аналитическое искусство. Савинского, Я. Ф.
Из собрания Государственного Русского музея. Белая картина Булатова и черная картина Васильева, как две формы пограничного состояния надежды и страха смерти, суммировали и завершили время идей Сартра и Камю. В качестве примера здесь можно привести В. И. Сурикова и Г. Курбе. Но персональная выставка самого художника так и не была открыта. Булатов перенаправляет этот поток, трансформирует «трубу» в «тоннель» и помещает ее на пересечении диагоналей, в самой активной, «алтарной» точке картины. А Булатов и Васильев остались внутри. Чтобы разрушить порог невосприимчивости и перевести глаз зрителя из состояния вялого блуждания в состояние возбужденного всматривания, Булатов обращается к традиционной для европейской живописи иконографической схеме «светящейся трубы».
Созданный Филоновым в 1925 году в Ленинграде коллектив «Macтepa аналитического искусства» объединил его учеников (Т. Н. Он хотел их подарить государству, чтобы «из них был сделан музей аналитического искусства». Работы этого периода несут в себе черты архаики, близки традициям примитивизма – «КРЕСТЬЯНСКАЯ СЕМЬЯ (СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО)» (1914, ГРМ). Пуниным, П. А. 1967.
Высшая эстетика в искусстве как производное аналитической силы» (Цит. Школа Филонова – одна из крупных школ русского авангарда. Васильев доводит до мрачного предела свойственную Краснопевцеву и Свешникову тему «мементо мори», а свет своих картин обращает на прошлое. Дальнейшее развитие основных положений теории аналитического искусства в течение почти пятнадцати лет (Декларация «Мирового расцвета». Он выпустил манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков».
В 1903— 1908 он занимался в частной студии Л. Е. «Упорно и точно рисуй каждый атом, – писал художник, – упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Мир есть движение и аналитическое искусство передает формы предметов в состоянии «органического роста». Первая из них соотносит это понятие с искусством древнерусской иконы. По отношению к термину «организационная сделанность» мы в настоящее время имеем две гипотезы. Началась травля художника, что привело к разгрому МАИ.
Сделанность как производное аналитической изобразительной силы. Первым теоретическим изложением принципов новаторского творчества принято считать машинописный текст «Канон и закон» (1912), записанный со слов Филонова М. В. Матюшиным и авторизованный надписью: «Сам. Фигура Филонова во всей ее масштабности стала закономерной для своей эпохи.
Что для Кабакова «мутные разводы», то для Булатова есть «модель мира». «Включенный вывод» опирается на правило «от общего к частному», что в принципе, допускалось Филоновым лишь как исключение, «по слабости», а не по «силе» интеллекта или мастерства. Свою позицию он изложил в «Декларации Мирового расцвета» – программном документе сторонников аналитического искусства. Булатов солидарен с «подпольными» художниками в их жестком неприятии социальности. Плоскость – красная. «Картина, – говорит Булатов, – это единственная реальность, в которую я верю.
() Экзальтация, которая неизбежно возникает при долгом, одиноком торчании автора перед холстом, непременно истолковывается им как высшее, предельно духовное состояние». с ежесекундным претворением в новое, функциями и становлениями этого процесса» (Цит. В эти же годы художник создал свою социально-художественную утопию о братской, справедливой жизни людей на Земле — цикл «Ввод в мировой расцвет» («ЦВЕТЫ МИРОВОГО РАСЦВЕТА», 1915, ГРМ). При создании произведения художник должен опираться не только на явное, видимое («видящий глаз»), но и на незримое («знающий глаз», улавливающий скрытые процессы) — внутренние закономерности строения и функционирования изображаемого предмета. Значимость для творчества энергетики обновленного интеллекта подчеркнута в соответствующих тезисах о сделанности из рукописи 1923 г. «Понятие внутренней значимости искусства как действующей силы»: «Сделанность как содержание. Именно это должно интересовать мастера, а не внешность яблони. 1928–1929 Письмо т. Басканчину. В этом смысле показательно творчество К. А. Савицкого и П. Сезанна.
Создана художником Павлом Николаевичем Филоновым в 1925 г., официально признана в 1927 г. как коллектив «Мастеров аналитического искусства» (МАИ) и существовала до 1932 г., но занятия продолжались до конца жизни мастера. Евграфов, Е. А. в России К. Малевичем. Как в древних, архаических и всехпримитивных культурах, так и в периодарс новаи итальянскогокватрочентотипичным было раскрашиваниестатуйизданий.
Э. Указ. «Поскольку я знаю, анализирую, вижу интуитивно чувствую, что любой объект обладает не только двумя предикатами, формой и цветом, но и целым миром видимых и невидимых явлений их эманаций, реакций, последствий, генезиса, бытия известных или общих предикатов I отвергают догму современного реализма «двух предикатов» и всех ее правых и левых сект как ненаучных и мертвых – на ее месте я устанавливаю научный, аналитический интуитивный натурализм инициативу того, кто исследует все предикаты объекта, явления всего мира, видимые явления и процессы, невидимые невооруженным глазом, настойчивость исследователя Художника и принцип «биологической картины»». Среди значительных графических работ художника — иллюстрации к «Калевале», выполненные совместно с коллективом МАИ. Свое внутреннее «видение» предмета или явления художник претворяет в графическо-живописные конструкции, базирующиеся на «законе органического развития формы», заимствованного у природы (подражать не формам, которые она создает, а методам, которыми «действует») и противопоставляющегося «канону» (искусственно построенных формам). Постигнув этот закон, художник способен» сделать» некую картину, настолько органичную, что она обладает потенциалом саморазвития как бы без участия в этом процессе самого автора (растет и развивается как все живое в природе). П. Начало 1970-х годов в московском искусстве – это исторический рубеж.
Малевичем, Н. Н. Согласно второй, этот термин близок к понятию «аналитическая сделанность» и употребляется для обозначения способа работать «включенным выводом» (См. : Письмо П. М. Кондратьева Е. Ф. Ковтуну от 23 мая 1970 г. в кн. : Павел Филонов и его школа. Продолжая идеи Фаворского, Булатов именует такое пространство «глубоким». () Чтобы ориентироваться в окружающей жизни, я должен обратиться к картине и спросить ее.
Л., 1979. Появились новые ученики. В этот период Филонов сблизился с поэтами группы «Гилея», в которую входили В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых. Филонов пишет в ней: «Искусство или творчество— это действие интеллектуальною, энергетиче- скою силой человека, работающего над вещью и над материалом из которого эта вещь делается Творчество, как сделанность, как мышление и труд, есть организационный фактор, переделывающий интеллект художника в высшую по силе и верности анализа форму: результат творчества, т. е. В это время был создан цикл работ о гражданской войне, революции, петроградском пролетариате: «ФОРМУЛА ПЕТРОГРАДСКОГО ПРОЛЕТАРИАТА» (1920-1921, ГРМ), «ФОРМУЛА ИМПЕРИАЛИЗМА» (1925), «ФОРМУЛА РЕВОЛЮЦИИ» (1920-е, ГРМ). «Аналитическая сделанность» реализуется через адекватную содержанию «сжатую» и «развернутую» форму.
Графика. Из точек-касаний (кистью, пером), которые художник называл «единицей действия», возникают сложные фактуры различного «тембра». соч., С. 180).
Живопись Филонова растёт как живой организм. Матюшиным. В белых молочных пространствах плавают тени, фрагментарно сохраненные памятью. Академгородок. Картину Малевича «Черный квадрат» считают изобразительным манифестом супрематизма.
Именно эти фамилии называет П. Филонов в «Декларации «Мирового Расцвета» (1923) и с уважением пишет об их особом мастерстве— «добиваться нутром, а не каноном» (Цит. Таково же положение творчества Булатова по отношению к культуре нонконформизма. Он разделяет их стремление вырваться из социального окружения, считает, что в этом и состоит суть духовного совершенствования и, вслед за людьми «подполья», полагает, что лучшее для побега средство – это искусство. 1923) в значительной степени граничит с активной позицией Филонова в период революционной реорганизации системы художественной жизни и образования (выступления на диспутах и конференциях середины 1920-х) и постепенно эволюционировало в практические руководства для многочисленных учеников-последователей. В довоенные годы постепенно складывался образ «аналитической картины». Самоочевидность изображения. 1929 Письмо Яну Лукстыню.
1920-1930-е – время расцвета аналитического искусства. Спекулятивная сделанность предполагается там, где мастер сознательно использует «натуру» как зеркало своей души и интуиций о силах и стихиях мира. Не для тех – людей массы, кто не сумел войти в здание нонконформистской культуры.
Принцип сделанности — главное положение А. и. Художник «строит» свою картину, как природа «творит» из атомов и молекул более крупные образования. Академгородок. Терентьев) в оформлении художников школы Филонова. «Джоконда» Булатова напомнит о затоптанных сапогами манускриптах на картинах Дмитрия Плавинского.
Отталкиваясь от кубизма как носителя рационалистического начала, Филонов противопоставлял ему принцип органического роста (как растет дерево) художественной формы и «сделанности» картин. Принцип сделанности – главное положение аналитического искусства. Не для тех, уже «отщепенцев», кто, как Кабаков и его последователи концептуалисты, это здание покинул. Аналогичный световой поток мощно прорезает пространство в готических и барочных храмах. С. 227).
Задержалась на стадии опытов и экспериментов. Все опубликованы: Филонов 2006. Ционглинского, П. Е. С. 28). В своем искусстве Филонов шел от частного к общему, от «элементарных частиц» природного мира и живописного произведения к созданию целостной картины мира. С. 6).
Филонов был особенно близок с В. Хлебниковым, который оказал заметное влияние на творчество художника. Продвижение вглубь таит в себе гнетущую неизвестность. Вот таким образом ступающему в картину Васильева человеку не до полетов. В 1929 должна была состояться выставка Филонова в Русском музее, но она была запрещена. В собственном творчестве «прекрасный страдающий Филонов, малоизвестный певец городского страдания» (В. Именно так случилось в дружеском союзе Эрика Булатова, Олега Васильева и Ильи Кабакова. Отталкиваясь от принципов кубизма, основоположник аналитического искусства считал, что современные ему художники вос-производят только два свойства природы — цвет и форму, — тогда как все многообразные свойства природы должны влиять на цвето-формоструктурооб-разование в искусстве.
Ее цветовые и пространственные элементы должны быть прорисованы и выписаны остро очиненным карандашом и тонкой кистью так, чтобы максимально наполнить вещь «живым» светом и передать «нервное аналитическое напряжение» идущее от ума и сердца художника (См. : Письмо П. Н. Филонова к Вере Шолпо. 1977. Этот синтез позволил создать удивительно подвижный, сказочный образ. Или же – такое толкование тоже напрашивается – безрадостный финал. Вертикальная коммуникация зрителя, соответственно, меняется на коммуникацию горизонтальную. С. 6). «Дать зрителю возможность ощутить себя в ином пространстве, чем то, в котором он находится физически именно не рассматривать, а оказаться в другом пространстве – вот задача современной картины, как я ее понимаю», – пишет Булатов.
Мансуровым, М. В. Согласно теории художника, человек обладает двумя формами зрения. В статье «Канон и закон» (1912) Филонов дает ей следующее определение: «По существу, чистая форма в искусстве есть любая вещь, писанная с выявленной связью с творящейся в ней эволюцией, т. е. Мясоедова. Преподаватели Академии не принимали его творческий метод. Особое место в их опытах занимали поиски объединения картинки, слова и предмета.
Следующим шагом самоопределения позиции стало заявление «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков Сделанные картины» (1914) известное как манифест одноимённого общества. Одна из таких тем — тема современного города. И вот таким образом искусство стиля Барокко илиРококоне перечеркивает Классицизм. Это можно, наверное, сказать про Матисса и про Кандинского. Он экспонировал цикл картин «Ввод в мировой расцвет». по: ФилоновП. Н.
С появлением художников-теоретиков нонконформизм прошел «стадию зеркала», то есть осознал свою идентичность и на ее основе разработал собственную, только ему присущую идеологическую и стилистическую модель картины. Чтобы понять искусство, надо на время отречься от контекста. В 1913-м году Филонов и И. С.
Ее отличие от работ нонконформистов шестидесятых годов – холодная объективность. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО, направление в русском изобразительном искусстве 1920-х – начале 1930-х годов. Каталог выставки. У Филонова в Ленинграде была самая многочисленная школа учеников и приверженцев. по: Павел Филонов. Причем эти аналитические процессы возникали прерывно и циклично. метод, разработанный и обоснованный русским художником П. Н. Филоновым в ряде теоретических работ и в соб-ственном живописном творчестве.
Кельн. Преодолев в себе «ветхого Адама», Кабаков словно бы покинул здание нонконформистской культуры, вышел наружу и первым создал ее внешнее описание в пейзаже мирового искусства. Творческая деятельность художника началась в 1910, когда он впервые показал свои работы на выставке «Союза молодежи», объединявшего в основном художников-авангардистов. Одной из главных задач он считал создание «атомистической структуры» живописи: «Упорно и точно рисуй каждый атом.
Он был лишен работы и средств к существованию, страшно бедствовал, но продолжал творить. Он поглощен зрелищем пространства. 1883-1941.
Понимая, «что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых и невидимых явлений их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия известных или тайных свойств имеющих в свою очередь иногда бесчисленные предикаты», Филонов был убежден, что все это многообразие свойств может быть пластически выражено в живописи. При создании произведения художник должен опираться не только на явное, видимое («видящий глаз»), но и на незримое («знающий газ», улавливающий скрытые процессы) – внутренние закономерности строения и функционирования изображаемого предмета. - метод, разработанный и обоснованный русским художником Павлом Филоновым (1881-1941) в ряде теоретических работ и в собственном живописном творчестве 1910-20-х годов. Л., 1988. На титульном листе было воспроизведено репродукция Филонова «Праздник королей» (в оригинальном 175х215 см, холст, масло).
Для мастера город — источник зла, убивающий человека физически и духовно, олицетворение мирового зла, уничтожающего все гуманное, доброе в людях («ПИР КОРОЛЕЙ», 1913, ГРМ). По его мнению, любое явление природы обладает гораздо большим количеством свойств — видимых и невидимых «предикатов». 1967. Такой школы не было ни у одного из мастеров авангарда.
Б 1927 было создано общество «Мастера аналитического искусства» (МАИ). Взгляд зрителя бешено засасывается вглубь, все дальше и дальше. Отталкиваясь от принципов кубизма и включая в себя элементы экспрессионизма, аналитическое искусство использует принципы «органического роста» художественные формы и «сделанности» картин. Его первыми спутниками были Давид Н. Какабадзе, Анна М. Кириллов, Эльза А. Лассон-Спирова и Евгений К. Псковитинов. Человек волей-неволей оказывается в плену созерцательного парения по глубинам закартинного мира.
Залемана, В. Е. Филонов» (опубликовано впервые: Филонов 2006. Филонов верил, что созданное по его методу искусство, – искусство будущего, которое приведет к «Мировому Расцвету», так как основано на гармоничном взаимодействии человека и природы, на число научных принципах, обращенных к интеллекту зрителя и развивающего его («быть фактором эволюции интеллекта»). Мастера аналитического искусства: Павел Филонов, Татьяна Глебова, Алиса Порет, Михаил Цибасов, Софья Заклиновская, Павел Зальцман, Павел Кондратьев, Борис Гурвич, Николай Евграфов, Всеволод Сулимо-Самуйлло, Юрий Хржановский. Творожникова, Г. Г.
Школьник создали декорации к трагедии «Владимир Маяковский», главную роль в которой играл сам поэт (декорации погибли в 1924). Упорно и точно вводи про-рабатываемый цвет в каждый атом». Вот таким образом «единицы действия» – это неделимые частицы, оцвеченные «атомы» из которых складываются инфраструктуры филоновской живописи. Это— «Буржуй в коляске» (1912-1913), «Масленица» (1913-1914), «Формула интервенции» (1924) и др.
Т. 2). Изобразительным и теоретическим эквивалентом ее является понятие «чистая форма», которая, будучи высшим изобретением интеллекта художника, «скрывает» за своей спиной энергию мировой эволюции, аккумулированную мастером. Художника обвиняли в «контрреволюционной» тяге к сложному, непонятному искусству. М., 1990. 1883-1941. Он вел занятия в Академии художеств.
Художественный метод, разработанный и обоснованный Павлом Филоновым в теоретических работах («Канон и закон», 1912 г. «Сделанные картины», 1914 г. «Декларация Мирового расцвета», 1923 г. ) и в собственном живописном творчестве. Филонов иллюстрировал литографированные сборники футуристов. Филонов и его коллектив оказались в центре внимания общественности.
В 1925 году Филонов возглавил коллектив Мастера аналитического искусства. Художник «строит» свою картину, как природа «творит» из атомов» и молекул более крупные образования. по: МислерН., БоултДж. Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914 г. ), в «Декларации Мирового расцвета» (Жизнь искусства, 1923 г. Номер 20, С. 13), в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». Процесс работы, по Филонову, состоял из единичных кратких касаний поверхности произведения остро отточенным карандашом или кистью («точка» – «единица действия»), в конце следовала синтетическая фаза работы – окончательный «вывод» многослойной композиции цветом или формой.
Тема их интеграции была близка и Фаворскому, как мастеру и теоретику книжной иллюстрации. Свое внутреннее «видение» предмета или явления художник претворяет в графическо-живописные конструкции, базирующиеся на «законе органического развития формы», заимствованного у природы (подражать не формам, которые она создает, а методам, которыми «действует») и противопоставляющегося «канону» (искусственно построенным формам). Филонов не продавал своих картин. 1990.
Содержащееся в нём ключевое понятие «сделанность» теоретически отражает изменение стиля работ Филонова в этот период. Первый из них ведает передачей формы и цвета, с помощью второго, «глаза знающего», художник, опираясь на интуицию, воспроизводит процессы незримые, скрытые. Отталкиваясь от принципов кубизма, Филонов считал необходимым обогатить его ограниченный рационализмом метод принципом «органического роста» художественной формы и «сделанности» картин. (Письмо Вере Шолпо. Хлебников), противник «машинной» цивилизации воплотил разрабо-танные им теоретические положения в цикле картин «Ввод в мировой расцвет», многочисленных формулах («Формула пролетариата», «Формула вселенной» и др. ), многофигурных и беспредметных композициях, портретах, пейзажах, натюрмортах и др.
Основная задача течения – выражение высшей, совершенной реальности в простых формах. Как явствует из этого и многих других фрагментов именно энергия творческой мысли, «введенная» в пространство и «тело» сделанной вещи, становится в его системе интегральным критерием эстетического совершенства. Изобразительная сила как производное аналитической силы. Художник умер в первые дни блокады от голода. В 1925 году Филонов возглавил коллектив Мастера аналитического искусства.
Только тогда может получиться высший результат— «претворение материала в энергию, пульсация, биодинамика цвета, формы и картины» (Цит. Это активно наступающая на зрителя сила, социальная реальность запретов и ограничений. Пространство же, напротив – голубое. Искусство высвечивает прошлое и ничего не говорит о будущем. В законченном («сделанном») произведении достигается особая, органическая сцеплённость всех элементов, а длительность исполнения материализует четвёртое измерение пространства – время.
Творчество мастеров аналитического искусства отразило искреннюю увлечённость идеями революционного преобразования общества, но нередко претворяло их в мифологической форме, обращаясь к скрытой библейской символике. В том же году в Доме печати состоялась выставка работ коллектива МАИ и был поставлен гоголевский «Ревизор» (режиссер И. Г. В рукописях и манифестах Филонова встречаются понятия органической, спекулятивной, организационной и аналитической сделанности. Впрочем, все его творчество, как было заявлено в рукописи «Идеология Аналитического искусства и принцип сделанности», — «что бы ни изображалось на картине, прежде всего есть отображение через материал и фиксация через материал борьбы за становление высшим интеллектуальным видом человека и борьбы за существование этого высшего психологического искусства» (Цит. Художник разработал положения о «глазе видящем» и «глазе знающем». Каталог.
Искусство Павла Филонова (1883-1941) явилось одной из самых ярких страниц в русском изобразительном искусстве первой трети ХХ века. Этот метод ведёт художника от частного к общему, от «элементарных частиц» природного мира и живописного произведения к созданию целостной картины мира. Он не говорит наподобие своих коллег: «Я так считаю, мне кажется, я верю».
Процесс создания картины Филонов называл «сделанностью». А вполне сложившиеся стили, как например Классицизм илиБарокко, несмотря на их различия, представляют собой типичные примеры художественного синтезаидейи форм, объема ипространства, пространства ивремени, статики и динамикиТолько способы организации, приведения к художественной (композиционной) целостности всех этих компонентов каждый раз оказываются новые. Названные работы по сути своей пропагандистские. Художественная структура напоминает мозаику изображения кажутся сложенными из мелких абстрактных деталей. Основные тексты «Идеологии аналитического искусства» неоднократно переписывались учениками, перепечатывались (Ю. Г. Араповой) и известны в разных вариантах.
- метод, разработанный и обоснованный русским художником Павлом Филоновым (1881-1941гг. ) в ряде теоретических работ и в собственном живописном творчестве 1910-20-х гг. Новосибирск. В 1925 г. Филонов возглавил коллектив "Мастера аналитического искусства". Уже в ранних произведениях он начал разрабатывать принцип аналитического искусства, выполнял работы по принципу «сделанности». Честь ее создания принадлежит Эрику Булатову.
Мы найдем в его картинах отголоски «морд» Олега Целкова и беспросветной скуки советской жизни Оскара Рабина.