Основоположником стиля ампир считают живописца Луи Давида, а выразителями этого стиля – архитекторов Шарля Персье (1764 – 1838 гг. ) и Пьера Фонтена (1762 – 1853 гг. ). Считается, что начало стилю ампир положил живописец Жак Луи Давид (Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский живописец. Примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи.
Основная черта ампирной мебели, в т. ч. Русская ампирная мебель отличается от французской и английской.
Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806 – 1808). следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский Неоклассицизм 1760-х гг. Украшения в это время любили страстно их носили много и в любое время дня. Стены декорируются также пилястрами и полуколоннами. Стулья и кресла, мебель для сидения обычно жесткая: пышность предпочитается удобству.
Фонтен, – повторение арки Септимия Севера в Риме). кровать-ладья, предназначенная, как тогда говорили, облегчить течение жизни. Последней серией гравюр стала серия «Деспаратес», включающая 18 листов. Поощряются строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.
Основной темой его творений стало состояние человека и природы. Характерны надписи листов серии: «Варвары. », «Какое мужество. », «Я видел это».
Свидетельством этому стали театральные декорации к опере Дж. Часто художник использует ню (изображение обнаженного тела, чаще всего женского) образы его героинь навеяны мифологией историей, экзотикой востока («Источник», «Большая одалиска», «Турецкая баня»). Среди этих картин — «Суд инквизиции». Скульптура ампира представлена именами итальянца А. Кановы и датчанина Б. Торвальдсена.
Французскому ампиру свойственно прямое заимствование и копирование произведений и форм античности (воздвигнутая в Париже на площади Карусель арка в 1806 году повторяет в точности римскую арку Севера). Рисунок обивочных тканей обычно был вышит шерстью или выткан золотыми нитями.
Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами.
В других помещениях дворца стояла мебель из карельской берёзы, красного дерева и ореха с золоченой резьбой. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах».
Ампирные мотивы получили широкое распространение в декоративно-прикладном искусстве. Важным предметом обстановки становится клавир. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Захаров, М. Ф.
в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменились стремлением к предельной лапидарности и монументальной выразительности. В гостиных стояли еще и горки с декоративным фарфором и хрусталем. Стулья делаются проще, чем кресла.
Ампир рождает новые типы мебели. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского.
Технологии постепенно распространились из Англии по всей Европе, затем в Америке. Мягкая мебель, кровати и массивные светильники покрыты тканью, образующей богатую драпировку. Большие плоскости гладких стен создавали эффектный фон для скульптурного декора. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом.
Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». Давиду. К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Формы добротно изготовленных стульев и кресел имеют хорошие пропорции и изящный абрис. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян».
Дворянские усадьбы, в подражание императорскому двору, также меблировались в стиле ампир. Петербурге воспроизводил в своих изделиях типы древнегреческих ваз. Продолжают делаться и прямоугольные столы на четырех свободно стоящих ножках, а также столы-консоли на ножках в виде герм, представляющих собой четырехгранный, расширяющийся кверху столб, увенчанный головой или бюстом мифологического персонажа, кариатид, грифонов или мумий, опирающихся на специальные хорошо профилированные подставки-постаменты (цоколи). И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи».
Скульптор А. -Д. Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов. В России особо полюбились изделия из камей: браслеты, кольца, кулоны, броши. В «Деспаратес» изображены сложные символы, чудовищные образы, монстры, которые сосуществуют с людьми. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». В парадных комнатах платяные шкафы и комоды традиционной прямоугольной формы с тремя или четырьмя выдвижными ящиками не ставились.
Ш. Персье и П. Ф. Л. Особое место в мебельном искусстве принадлежит зодчему К. И.
Такими фигурками ещё поддерживаются подлокотники кресел, если те заканчиваются возле сиденья. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Шею и руки оставляли открытыми. Все тридцать побед запечатлены на верхнем ярусе арки, а барельефы «Марсельеза» (скульптор Франсуа Рюд) и «Апофеоз Наполеона» достигают высоты 12 метров.
Особого внимания заслуживает центральная прямоугольной формы плакетка с рельефной композицией Аполлон и музы (по мотивам картины итальянского художника XVII в. Гвидо Рени), а также медальоны с античными головками, фигуры муз изображения орлов, дельфинов, маскаронов. В России самым выдающимся архитектором ампира был Карл Иванович Росси. Узнаваемыми сооружениями периода стали: Исаакиевский собор (О.
Всего в серии 82 листа. В эпоху ампира переживает расцвет монументальная скульптура. Знаменитый Египетский сервиз, созданный в 1806 году во Франции, отличается от стандартных фарфоровых образцов в первую очередь тематикой сюжета. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки».
Главный фасад дворца смотрел не на Неву, как это было заведено еще со времен Петра I, а на спроектированную этим же архитектором великолепную площадь, соединенную с Невским проспектом небольшой, но широкой Михайловской улицей. Эти отношения были прерваны войной. «рекамье», маленькие круглые столы на одной ножке. Архитектурный ансамбль центральной части Санкт-Петербурга, окончательно сложившийся в эпоху ампира, включён в список Памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В XVIII – начале XIX вв. Вначале в этом стиле решаются резиденции родственников Наполеона в Италии и их обстановка. В франц. -Л.
Первое крупное произведение Гойи — серия «Капричос», в которую включено 80 гравюр изображающих жизнь Испании. В облике «ослиного братства» представлены верхи Испании. В 1809-1813 гг. Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны.
Стасов, О. И. Шальгрена. Минину и Пожарскому в Москве, 1804-1818, скульптор И. П. Их мерный ритм создает ощущение торжественности и монументальности. За ней расположилась вторая арка, расположенная под некоторым углом к первой. В его основу легло Voyage dans la Basse et la Haute Egypte pendants les campagnes du general Bonaparte, появившееся в 1802 благодаря участнику похода, писателю и художнику В-Д Денону.
Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. складывается стилевое направление, близкое к французскому стилю ампир. После этого он создал серию портретов, посвящённых императору Наполеону. Ученик Давида, Энгр в 1806 -1824 гг. Жироду в данном списке занимает особое место потому, что имел незаурядные колористические способности.
Закреплению теоретических доктрин способствовала деятельность основанных в Париже Королевских Академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величеств, мощи: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). Бюро богато декорировано золочёной бронзой. Великим французским живописцем эпохи позднего классицизма и ампира был Жан Огюст Доминик Энгр (1780 – 1867).
породы. В 1792 г. Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой он потерял слух. Скульптурные композиции, украшающие здание Адмиралтейства, образуют цикл, объединённый темой моря и развёрнутый на нескольких уровнях («Морские нимфы, несущие небесную сферу» Ф. Ф. Щедрина, 1812–13 рельеф «Восстановление флота в России» И. И. Теребенева, 1812 статуи героев и маски мифических морских существ). Вновь было возрождено строительство тиумфальных арок (Ж. Ф. Шальгрен. Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы.
С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Хронологические рамки оригинального французского Стиля Империи узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799г. ) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Сегодня мало кто не слышал о Триумфальной арке на Елисейских полях.
Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Это направление, получившеё название стиля Регентства (Regency) и наступивший после него стиль Георга IV (1820 – 1830 гг. ) зародились еще в классических интерьерах и мебели братьев Адам. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. и русской – это строгое подчинение её формообразования законам классической архитектуры: трехчастным делением основного объема на основание (цоколь), тулово (основную часть) и завершающую верхнюю часть, что подчеркивалось обычными для зодчества членениями в горизонтальном и вертикальном направлениях. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского.
В Англии в период 1812 – 1830 гг. Один из лучших городских монументов этого периода – памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве И. П. Мартоса (1804–18). Она может показаться излишне тяжеловесной и пышной, но, бесспорно, выражает торжественный и помпезный образ этого дворца. Кровать в стиле ампир была своего рода роскошным пьедесталом.
Ампир в ДПИ Мебель В парадных помещениях появилась мебель, ранее уместная только в комнатах людей среднего достатка — шкафы, обеденные столы. Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений имел достаточно космополитический характер исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ. В начале XIX столетия эта связь стала еще более прочной и идейно обоснованной, поскольку формы искусства египетской империи времени Рамзесов и древнеримских императоров соединились в художественных амбициях французского узурпатора. В мебельных объектах, выполненных по рисункам А. Н.
использовалась в большом количестве военная эмблематика и символы воинской славы, заимствованные из арсенала декоративных средств Древнего Рима в виде лавровых венков, трофеев, дикторских связок, орлов, факелов, повторяющейся буквы N и т. д. В первую очередь применяется доведенная до совершенства техника фанерования. Парадоксально, но Ампир, несмотря на свою нормативность и регламентированность, ограничивающую свободу мышления художника, был романтичен. Отделка и меблировка всех помещений велась по проектам Фонтена и Персье. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров.
Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже 18 – 19 вв. Это одно из заимствований из Древнеримской культуры. мебельные емкости декорировались колонками и пилястрами с капителями, фризами и карнизами и имели четкие членения и пропорциональную согласованность своих основных формообразующих элементов.
В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древнеримского дома. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Гладкие поверхности спинок и локотников покрывались фанерой высокого качества из красного дерева или карельской берёзы. П. Стасов), Михайловский дворец (К.
Росси). Слава художника превратила его в первого живописца Империи. «Фавн и вакханка», 1826–28, «Парис», 1840) происходит переосмысление русской тематики в духе античности («Русский Сцевола» В. И. Демут-Малиновского, 1813 «Парень играющий в бабки» Н. С. Пименова, 1836). С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». На этой короткой прямой улице длиной 220 метров чувствуется его идея фасада улицы, улицы-ширмы, по сторонам которой расположились совершенно симметричные корпуса, фасады которых организованы рядами сдвоенных дорических колонн, поднимающихся над аркадой первого тяжелого этажа. и Ф. О. Жакоб, П. Ф. Томир).
Одним из прекрасных мастеров русского классицизма и ампира был архитектор А. Н. Жемчуг монтировали вместе с бриллиантами им украшали оправы эмалевых миниатюр. Его стихия – это большие открытые пространства и их архитектурная организация. По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом.
Здесь сохранился почти без изменений центральный Белоколонный зал. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. 1812— 13 гг. Росси, В. П.
Вернулась мода на цветные драгоценные камни. также арматура трофеи фасции). во всех странах Западной Европы и России, стал завершающей стадией эволюции классицизма.
Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Никто не посмел дальше, чем он, пойти по пути возможного абсурда. Излюбленным предметом мебельщиков в то время был тяжёлый низкий комод. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф.
Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. Таковы складные походные кровати Наполеона и его дорожное бюро.
Входят в моду изделия из стекла или фарфора синего цвета, расписанные красками, в т. ч. Всего же по его проектам были построены или перестроены 13 площадей и 12 улиц. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Вместо неё применяется лепка из гипса или левкаса или же резьба из дерева, которые потом или золотятся или красятся в черный цвет или отделываются под старую (патинированную) зелёную бронзу. Вся мебель окрашена здесь в белый цвет, а резьба невысокого рельефа позолочена. Росси (1775 – 1849 гг. ), который уже с 1816 г. для возводимых им зданий сам проектирует мебель. Наполеоновский Ампир — стиль жесткий и холодный.
В 1761 году с одной стороны площади Ф. -Б. оссианизм). В своей мебели А. Н. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром.
Растрелли был построен Зимний дворец в стиле барокко. Их локотники поддерживаются резными фигурами лебедей, грифонов, львов и пр.
Династия Бонапартов сохранила свою эмблему — золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов. Пика. меблируются авторской мебелью.
В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древне-римские образцы (арка на пл. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии.
антиками (вазами, скульптурой, посудой и т. д. ). Росси был принят двором и по его проектам строились дворцы всем детям Павла I – построен дворец в Твери для Екатерины Павловны, перестроен Аничков дворец в Петербурге для Николая (будущего царя). Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Стасов (1769 – 1848 гг. ), автор целого ряда интерьеров и мебели Большого Царскосельского дворца в начале 1825 г. Им был создан один из шедевров – т. н.
Фонте, – повторение арки Септимия Севера в Риме). Характерные архитектурные памятники Ампир в Париже : церковь Мадлен (арх. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Но постепенно его ввели в состав гарнитуров для гостиных.
Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг. Гурьева. Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета.
Формы мебельных емкостей: шкафов, комодов, секретеров, бюро и др. Подобные экраны значительно меньших размеров ставились также перед подсвечниками. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаической Греции и Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монумент, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу4. Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге. Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились проведена реконструкция Красной площади снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров разбит Кремлёвский (Александровский) сад построен Манеж создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром.
Иосиф Бове – 1834 г., ворота были разрушены в 1936 г., восстановление с 1966 года). Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Всегда эти поверхности подчеркиваются контрастно нанесенным орнаментом (часто рельефным), мотивы которого заимствовались из египетского, греческого, этрусского, римского искусства. Большие плоскости гладких стен создавали эффектный фон для скульптурного декора (статуарные группы перед портиком Горного института в Санкт-Петербурге: «Геракл и Антей» С. С. Пименова, «Похищение Прозерпины» В. И. Демут-Малиновского, обе – 1809–11 памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли Б. И. Орловского перед Казанским собором).
Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Это новое направление стиля классицизма начало развиваться в эпоху Директории (1795 – 1799 гг. ), а затем при Консульстве (1799 – 1804 гг. ) и достигло расцвета в период между 1804 (год коронации Наполеона I) и 1813 гг., получив название ампир (от фр. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Устанавливается строгая иерархия жанров, которые делятся на высокие и низкие. Император желал больше пышности и великолепия.
Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808). Каррузель в Париже, 1806, арх. Ф. Ф. Щедрин.
Он почти не применяет орлиных лап и голов, львиных масок, птичьих крыльев и т. п. массивны, прямоугольны, замкнуты. «Начало музыки», 1825 Б. И. Орловский. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром».
Декоративными мотивами служат весьма популярные в этом стиле различные воинские эмблемы, лавровые венки, гирлянды, орлы, стилизованные лебеди с изогнутыми шеями, грифоны, львы, лиры, листья аканта, меандр, симметричные пальметты и т. д. осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам исполненным во время похода бароном Д. -В. диванные комнаты, в которых устанавливаются диваны, а на ковре перед ними – т. н. Такое сиденье делается трапециевидной формы.
И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Для форм локотников (боковин) диванов часто использовался мотив рога изобилия. В 1794 г. он писал: «Чтобы занять воображение, подавленное зрелищем моих страданий и частично покрыть многочисленные, связанные с болезнью расходы, я принялся писать серию картин, в которых много места отведено наблюдениям, что, как правило, невозможно в заказных работах, где негде развернуться ни прихоти, ни фантазии». Стали популярны круглые и овальные броши.
В станковой скульптуре преобладают темы из античной истории и мифологии. Таким образом, с проспекта открывается красивый вид на центральную часть дворца. В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фон-тена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнамента-листов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Особую роль в творчестве Энгра играл гибкий, линейный рисунок. Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером.
Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Ш. Лепер и Ж. Гондуен, 1810).
Императорский фарфоровый завод в Санкт. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Подобного единства решения градостроительных задач мы, пожалуй, не встретим больше нигде. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Вот таким образом у ампирной мебели преобладают горизонтальные формы.
Они обычно устанавливались в спальне симметрично по обеим сторонам кровати.
Мебель украшается элементами архитектурных ордеров: колоннами с базами и капителями, фризами, карнизами, а её конструктивные членения подчеркиваются архитектурными тягами невысокого рельефа. жил и работал в Италии. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию.
Шею и руки оставляли открытыми. Бертель Торвальдсен (Bertel Thorvaldsen) (1один из наиболее талантливых представителей позднего западно-европейского классицизма в скульптуре. Отмечается возрождение геральдики, особенно заметное в английском серебре. стиль цопф.
Одним из лучших мебельных мастеров александровского и предыдущего периодов по праву считается Генрих Гамбс (1765 – 1831 гг. ) и его фирма, которую после его смерти возглавили его сыновья и преемники Пётр Гамбс (1802 – 1871 гг. ) и Эрнст Гамбс (1805. Стойки спинки соединяются поперечной доской, обычно украшенной резьбой невысокого рельефа. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Каждый лист сопровождается названием и комментарием. Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Считается, что именно он стал делать мебель из красного дерева простых прямолинейных форм, украшенную латунными узкими полосками (тягами), подчеркивающими вертикальные и горизонтальные членения мебельного объекта. Нижний край часто отделывали блестками. – 1849 гг. ).
Иногда он применяет также бледно-зеленые и бледно-сиреневые тона. Даже его этюды, серьезные и мастерские, поражают яркой палитрой и праздничным настроением («Головка женщины в тюрбане», музей Эрмитаж). Классицизм в живописи Жак-Луи Давид Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей во второй половине XVIII века вдохнуло в классицизм новое дыхание. Он выражал патриотические чувства и прославлял государственное могущество.
Появившаяся в это время форма камина имитирует античные древнеримские мраморные надгробья. Чтобы приступить к работе над этими картинами известный художник предварительно сделал заказ известному парижскому мебельному мастеру Ж. Жакобу на изготовление нескольких предметов обстановки по своим рисункам. Носили ожерелья из нескольких рядов жемчужных нитей и жемчужные серьги. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур».
В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен.
На подобный рискованный шаг – выстроить два одинаковых здания такой длины с ничем не перебиваемым ритмом колонн на довольно узкой улице и не вызвать ощущения унылой монотонности, мог решиться только очень талантливый зодчий. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Авторами были Персье и Фонтен.
В употребление входят кушетки с высоким изголовьем (рекамье), названные именем хозяйки блестящего светского салона, складные стулья, напольные зеркала (псише). Особенностью творений этого пейзажиста является невероятная точность деталей. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». В них вставляли античные камеи или тонко выписанные эмалевые портретные миниатюры. В моде была обивка алым сукном с черными бордюрами, шелком с золотыми звездами или розетками на сетчатом узоре, ценились насыщенные цвета: синий, желтый, пурпурный, малиновый и также такие модные цветовые сочетания как белый цвет с золотом или синий с золотом.
Высокая мебель избегается. Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии. Другое, более редкое название Ампира — неоримский стиль.
В 1802-1813 гг. Затем в нижней части цоколя выдвигается подставка, на которой стоит складное кресло с локотниками, обитое зелёным бархатом. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Ампир получил распространение в европейских странах в России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная улица, ныне улица Росси, архитектор К. И. Росси стрелка Васильевского острова с Биржей, архитектор Ж. Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, архитектор А. Д. Захаров Горный институт, архитектор А. Н. Воронихин все – в Петербурге), монументальной скульптуре (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве.
Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор. Вместо локотников они имеют высокие боковины с резными колонками. Их мерный ритм создает ощущение торжественности и монументальности. Перед ним раскинулся огромный пустырь.
Украшением парадных комнат богатого дома служила также т. н. Давиду. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный.
«Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства» или «ридженси». Кваренги, Тома де Томон, К. И. 1800 г. Классицизм и мода Набор ювелирных украшений эпохи классицизма был ограничен. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Кольца носили по многу, отдавая предпочтение скромным украшениям.
Искусство превращается в официально-апологетическое, помпезное. Популярны кресла-гондолы (корытца) имеющие полукруглую в плане спинку, переходящую в локотники, которые часто украшаются резными фигурами лебедей. Покои короля украшала исполинская постель с драпировкой и фигурным навершием в виде орла.
Воронихина, уже просматривается определенная тенденция формообразования русской мебели первой трети XIX в., которое идет по двум весьма самостоятельным направлениям. диванная комната. Ш. Персье и П. Фонтен, 1806), Вандомская колонна (арх.
Например, мастер создал типичную парадную обстановку залов Мира и Войны и Греческого зала в Павловском дворце. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Для ампира характерными стали древнеегипетские орнаменты изображения сфинксов. Локотники кресел часто опираются на резные фигуры орлов, львов или лебедей. Подобно мастерам античности Торвальдсен работал в основном в мраморе. А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801) исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже (см.
Комнаты были наполнены блеском, обилием деталей, яркими красками. Искусство было призвано прославлять Наполеона и его завоевания.
В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л. Ж. -Ф. Жардиньерки нередко имеют форму античных бронзовых алтарей. Он был мягче и пластичнее.
Эти отношения были прерваны войной. В 1834 г. был назначен директором Французской Академии. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древне-римского дома.
Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он сменил Цезаря на Брута. А иногда, над такими лапами помещают фигуры львов, сфинксов или лебедей.
или же колоннами с каннелюрами и капителями, завитками и т. п. живописи черты Ампир проявились в творчестве Франсуа Жерара (1770-1837), Анн Луи Жироду (1767-1824) и др. Появляются новые формы мебели: узкие витрины, узкий сервант, круглые сервировочные столы. Для вдовствующей императрицы возведен дворец на Елагином острове. Воронихин (1759 – 1814 гг. ), спроектировавший Казанский собор и Горный институт.
Томира и его мастерской. Его фигура выполнена по античным канонам красоты. Такой экзотический декор лишь усиливал театральность обстановки всего интерьера. В других искусствах наиболее близки классицизму графика и скульптура Дж.
боковой рамой и вкладным сиденьем. клавишная арфа или клавицериум, в виде большого шкафа, т. к. Воронихин, А. Д.
В станковой скульптуре преобладают темы из античной истории и мифологии (С. И. Гальберг. Происходит переосмысление русской тематики в духе античности. Триумфальная арка на площади Карузель в Париже, 1806-1807). Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления.
Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830-1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Название стиля ампир происходит от французского слова Empire, что означает «империя». этот музыкальный инструмент (по существу, рояль) имел вертикально расположенные струны. Но его специфика – темы для сюжетов. Осип (Иосиф Джузеппе) Иванович Бове (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения. А. Д. Захаров Горный институт, арх.
Воздвигаются триумфальные арки на площадях Этуаль и Каррузель, триумфальная колонна на Вандомской площади (подобие колонны Траяна в Риме), дворцы и общественные здания. Ампир в России В эпоху ампира переживает расцвет монументальная скульптура. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля. В начальный период ампира большую популярность имели большие диваны, стоящие на тумбах, подобных пилонам, опирающиеся на львиные лапы и имеющие глухие локотники (боковины).
Таким образом, с проспекта открывается красивый вид на центральную часть дворца. Известен большой гарнитур, выполненный К. Росси в 1817 г. для гостиной Аничкова дворца.
Ведущими мастерами ампира во Франции были: в архитектуре Ш. Персье и П. Ф. Фонтен, до падения Наполеона работавшие совместно (дворцовые интерьеры Лувра и Тюильри загородные императорские резиденции в Версале, Мальмезоне, Компьене, Сен-Клу Арка Карусель, 1806–11) Ж. Ф. Шальгрен (Арка Звезды на Елисейских полях Вандомская колонна, увенчанная статуей Наполеона, 1806–10) в живописи Ж. Л. Давид и Ж. О. Д. Энгр. Стиль Росси легко узнаваем. Стиль ампир возник во время правления Наполеона.
Его строительство началось в 1819 и закончилось вместе с внутренней отделкой в 1825 году. Копируются трехногие античные табуреты, найденные при раскопках Геркуланума и Помпей. Триумфальная арка в Париже, 1806 Ш. Персье, П. Ф. Фонтен. Сегодня десертный сервиз хранится в Оружейной Палате Кремля. Эта мебель хорошо сочеталась с бумажными и ткаными обоями синего, оранжевого и лилового цвета с золотыми узорами.
«Суд Соломона». Пио Феди, Италия, базилика Санта Кроче, Флоренция). Результатом пережитых потрясений стала большая глубина его искусства. В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения.
Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Вкладное сиденье устанавливается между боковыми стенками рам стула на поперечные бруски. Настолько был силен гипноз французской моды. Весьма часто потолки, в подражание древнеримским, делаются кессонированными. В живописи классические тенденции проявляются наиболее ярко. Флаксмена, в декоративно-прикладном искусстве – керамика Дж.
Но теперь эстетические идеалы античности эпохи просвещения должны были прославлять вновь народившуюся империю и лично первого императора Франции Наполеона I и его воинские доблести. В это время в России работают великие архитекторы: А. Н. imperium – власть). В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840гг.
Достаточно вспомнить Арку Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади, Площадь искусств и Михайловский дворец (ныне Русский музей), здания Сената и Синода или знаменитую улицу Зодчего Росси. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». АМПИР (фр. С одной стороны на площадь выходит фасад Публичной библиотеки (1828-32), другой ее фасад обращен на Садовую улицу. Объем зала разделен колоннами на три части. Здесь Воронихин использует, также как и для мебели Розового павильона, волнистую берёзу с её великолепным золотистым оттенком и красотой текстуры, которые здесь слегка подчеркиваются небольшими вставками черненого дерева.
Скульптор А. -Д. Излюбленным материалом мебельщиков было красное дерево с бронзовыми накладками. Французские мастера ампира вдохновлялись идеей сопоставления Наполеона с римским императором Августом, могущества Франции – с имперским величием Древнего Рима (отсюда название «ампир» – «стиль империи»).
Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Энгр создавал картины на литературные и мифологические сюжеты, среди которых «Апофеоз Гомера», «Юпитер и Фетида». И только одна страна-победительница — Россия добровольно приняла «стиль Империи».
Атмосфера комнаты, выполненной в стиле Ампир, окунет Вас в эпоху Древнеримской империи, захватит процветанием Помпеи. Наиболеё ярко стиль ампир проявился в архитектуре. Основное внимание он уделял изучению античной скульптуры и произведений Рафаэля. Подобное утверждение равносильно тому, как если бы мы сказали, что искусство Древнего Рима – высшая стадия искусства греческих Афин.
Классицизм Как определенное направление классицизм сформировался во Франции в XVII веке. Но сам император желал больше пышности и великолепия. кленовая опочивальня Марии Фёдоровны и другие помещения для Александра I. Мебель для дворца, спроектированная Стасовым изготовлялась мастерскими Г. Гамбса и А. Тура. Это уже была декларация эклектики.
Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В России становление и развитие ампира приходится на начало XIX в. и время правления Александра I (1801 – 1825 гг. ). empire – империя и лат. Став приверженцем Наполеона, Давид получил титул «Первого художника императора». Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Монферран), Новое здание Адмиралтейства (А.
«Морские нимфы, несущие небесную сферу». Комфортом сознательно жертвовали ради величественных форм. Но сам император желал больше пышности и великолепия. Ампирные формы, холодно величественные, лапидарные в своей завершенности использовали сторонники академизма даже в конце 19 века (аллегорическая скульптура «Свободная Поэзия», 1877 г., ск. Увлечение античностью отразилось и на светском костюме.
Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид. Широкое распространение в архитектуре получили массивные портики дорического и тосканского ордера, контрастирующие с гладью стен и геометризмом объемов, поверхность зданий была украшена военной атрибутикой, главным образом римского происхождения (арматура, ликторские связки, пучки стрел, легионерские знаки с орлами, доспехи, венки, геральдические орлы и т. п. ). Задние ножки искривлены.
В центре на верхнем выступе бюро установлена бронзовая скульптурная группа из трех мифологических персонажей: Минервы, Клио и Виктории. В стилистике позднего классицизма и ампира было построено и несколько усадеб. В ампирном интерьере весьма значительную роль играют зеркала. В качестве косяков в них используются бронзовые золоченые античные колонны или фигурки «Ники», богини победы. Стиль Ампир в интерьере имеет и некоторые новинки. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом.
БОльшая камерность характерна для рельефов Ф. П. Толстого («Автопортрет с семьёй», 1811 серия барельефов на темы «Одиссеи», 1814–22). П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». Это единство противостояло неумолимо надвигающейся эклектике. Балдахин теперь подвешивается на раму, которая крепится к потолку. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». Основания в вазонах устойчивые, массивные, выдержанные в единой концепции.
Предметы декорируются линейным орнаментом, знаменующим бесконечность жизни. Материалом для её изготовления служили берёза, липа, ясень. вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона. О. И. Бове принадлежат реконструкция Красной площади и создание ансамбля Театральной площади со зданием Большого театра (1821–24), отделка интерьеров Манежа на Моховой улице, возведённого по проекту инженера А. А. Бетанкура (1817). Большинство русской мебели, кроме некоторых образцов дворцовой, парадной, не декорируется золоченой бронзой.
В это время весьма модными становятся т. н. Весьма модными были в это время изделия из неглазурованного фарфора (бисквиты), керамика Севрских мануфактур под яшму или под мрамор и каменной массы фирмы Веджвуда в виде различных плакеток с белыми рельефами на античные темы на синем или оливковом фоне, которые развешивались строго симметрично на стенах или которыми декорировались мебельные объекты. Изысканные и легкие интерьеры предыдущей эпохи делаются теперь торжественно-монументальными, в них царят полный покой, упорядоченность и уравновешенность элементов, строгая симметрия. Архитектурность построения мебельных объектов, в т. ч. По одному мебель делается парадной, по другому – бытовой, камерной.
Авторами были Персье и Фонтен. Его чудовища родились жизнеспособными, гармоничными. Сущность и назначение стиля ампир выражается в самом его названии. Передние ножки прямые точеные, суживающиеся книзу.
Русский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма— московский стоял к нему ближе. Оригинальной переработкой мотива формы кресла-корытца является кресло красного или тополевого дерева, не имеющеё аналогий в западноевропейском мебелестроении. Интернациональным центром классицизма XVIII – начала XIX вв.
Это позволило значительно увеличить количество элегантной посуды из тонкого светлого серебра или посеребренных сплавов, поскольку спрос на подобную продукцию в имперский период небывало возрос. Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана. В ампирном стиле меблируется дворец Жерома Бонапарта в Портичи и т. п. Такой тип конструкции стула или кресла продержался в русской мебели весьма долго. По мнению мастера, античность была тем эталоном, к которому должно было стремиться современное Торвальдсену искусство.
Шальгрена, 1806 – 37) и на площади Карусель (арх. Стоун). Гойя в этой серии достигает предельной силы выразительности. В 1802 г. похожий портрет мадам Рекамье, как бы соревнуясь с Давидом, написал его ученик Ф. Жерар.
Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Д. Захаров), Московские триумфальные ворота (В. Казаков, Дж.
К работе над сервизом привлекались декораторы, художники по керамике (М. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль».
А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». В конце первой трети XIX в. ведущая роль классицизма сходит на нет. Для них характерны незыблемая мощь и величие, предельный лаконизм и строгость, тяжеловесная торжественность форм.
Ножки, обычно, делаются гладкими, а бронзовых украшений используется минимальное количество. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма.
В 1806-1836 гг. Вдохновителем сервиза стал Степан Пименов, а название «гурьевский» получил по фамилии куратора завода графа Д. А. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). Это стремление к простоте проявляется сначала в одежде, а затем в мебели и интерьере. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда.
Кроме Г. Гамбса в Петербурге заслуженной славой пользуются мастерские В. Бобкова, А. Тура, И. Баумана, Ф. Гроссе, а в Москве – А. К. Но и сейчас первоначальный замысел архитектора можно себе представить, побывав на улице Зодчего Росси. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Но в основном ножки идут прямо от подлокотников. Камерность Елагина-дворца задают размеры и масштаб его помещений, каждое из которых было задумано зодчим как самостоятельный интерьерный комплекс, где все элементы подчинены единому композиционному замыслу.
В моду входят круглые столы-геридоны, жардиньерки-подставки для цветов и столики для умывания в виде античных жертвенников (трипосы). Ампир (от франц.
Гарнитуры были созданы по рисункам К. Росси в 1819 – 1822 гг. Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. Жак -Луи Давид.
Бове. Известняк. золотыми и украшенные позолоченными или посеребренными накладками.
Карло Росси) и величественный Олександрийський столб (арх. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Именно это и проявлялось в торжественности и парадности дворцовых интерьеров, созданных Фонтеном и Персье. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. Грифоны окрашены в черный цвет, а ваза и некоторые другие резные элементы – позолочены.
В мебельный гарнитур Елагина-дворца из волнистого клёна входят, помимо дивана, стульев, кресел и преддиванного стола, еще кушетка с небольшой скамеечкой для ног, стоящей на звериных лапах, низкие шкафчики, которые часто использовались для книг, с плоской столешницей вверху, где устанавливались подсвечники, декоративные вазы, кашпо с цветами, часы и др. и дамское бюро, стоящеё на точеных, суживающихся книзу ножках. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Главным представителем стиля ампир в живописи можно считать Ж. Л. Давида с его известными картинами Клятва Горациев и Брут, в которых прославляются героические эпизоды из богатой истории республиканского Рима, по мотивам известных книг Тита Ливия. Художественная резьба по камням впечатляет. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». Пьер Поль Прюдон «Жозефина Богарне» (1805)Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов. В 1806 – 1836 гг. Зеркала помещают на шкафах, зеркалами отделываются потолки ванных комнат.
аквила), связки копий, щитов и ликторских топоров (см. В этот период подъем переживает и русское мебельное искусство. Центральную часть его спинки украшают фигурки двух грифонов с вазой между ними. По сравнению с ампирной мебелью Росси, его мебель имеет болеё строгий вид и не перегружена резной орнаментикой.
Деноном. Плавные гнутые формы ножек стульев и кресел иногда имеют вид лап льва или грифона. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. Грандиозные ансамбли, созданные в Санкт-Петербурге А. Н. Воронихиным (площадь Казанского собора, 1801–11), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство, 1806–23), Ж. Тома деТомоном (стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами на набережной, 1804–10) К. И. Росси (Михайловский дворец, 1819–25 Александринский театр, 1829–32 ансамбль Дворцовой площади, 1819–29), одухотворены патриотическим пафосом, охватившим русское общество после победы в Отечественной войне 1812г. Между ёмкостью и полкой установлены зеркала.
Продолжает делаться мебель, окрашенная в белый цвет, декоративная резьба которой золотится или тонируется под старинную античную (патинированную, зеленую) бронзу. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт». Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Слава художника превратила его в первого живописца Империи.
Ампир впитал в себя также отдельные древне-египетские архитурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). На высоте сиденья рамы стягиваются двумя поперечными брусками. Уэджвуда и мастеров завода в Дерби. Ювелирные украшения переделываются под желания, прежде всего, Жозефины Богарнэ.
Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Портреты Энгра отличает точность наблюдений, глубина психологической характеристики («Наполеон-император», «Мадемуазель Ривьер»).
Подобные места для сидения входили в меблировку как дворянских, так и купеческих домов. Только в 2010 году полная коллекция столовых предметов была выставлена в музее. Возник во Франции во время правления НаполеонаI (1804–15), позднее получил распространение в Европе и России.
Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. Настолько был силен гипноз французской моды. Шальгрена. Кресла и стулья имеют, как правило, низкую спинку, широкую, в форме лиры, а ножки их зачастую имеют форму звериных лап, как в Древнем Риме.
Декольте тоже были максимально открытыми. Они воспринимались как связь с античностью, наделялись магическими свойствами. Большую роль в меблировке русских домов начинают играть диваны. В мраморе создана и одна из самых знаменитых его статуй – статуя античного героя Ясона. С приходом стиля ампир искусство становится болеё масштабным, монументальным.
С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Подобная мебель обычно изготовлялась руками крепостных мастеров. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве.
В моду входят браслеты на ногах/руках, колье, несколько раз обернутые вокруг шеи. Само ложе напоминает походную палатку римского полководца с шатром из алого кашемира. и военной кампании 1813–14гг.
Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. Опоры и подстолье преддиванных столиков также украшались резьбой или золоченой бронзой. Женское тело было хорошо видно.
Именно на эти её качества опирался ампир. В конце века по краям площади стали строить дома и только в 1829 году Росси ее преобразил. Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. Подобные скульптурные украшения иногда делались из бронзы.
Каждый жанр имеет определённые признаки, смешивание которых не допускается. В он учился в Академии художеств в Копенгагене. «Переход Наполеона через Альпы». Спустя годы Торвальдсен был избран ее президентом. Выдающийся образец кровати этой эпохи – кровать императрицы Жозефины.
Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Мотивы животных и фантастических чудовищ используются также для декорировки ножек, особенно передних. За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой.
Все признаки стиля ампир характерны и Олександрийському театра и улицы зодчего Росси. Постепенно такие инструменты стали заменяться на фортепиано. В это время в России большое разнообразие получает мебель для сидения. Вторая серия гравюр назвала Гойей «Бедствия войны», большинство событий изображемых художником, документальны.
Комоды делаются иногда без ножек и стоят прямо на цоколе имеют мраморную верхнюю доску. Давиду. XIX в. ) была заменена на обивку светло-зеленого тона. Классицизм Огромное влияние на классицизм XVIII в. оказало бурное развитие археологических знаний о греческой и римской древности. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого – идеалы свободы римской республики.
Иногда формы античной мебели для сидения заимствуются почти без изменений. Никола Пуссен. Большинству произведений этого периода свойственна эклектичность. И когда в 1800 году художник написал картину – портрет знаменитой по тем временам парижской красавицы мадам Рекамье на кушетке с плавно изогнутым изголовьем и в тунике на античный манер – эта картина положила начало развитию нового стиля «рекамье». Перед московскими архитекторами стояла задача восстановления древней столицы после пожара. Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров.
Паизиелло «Дидона» (1830 г. ), сценографа Антона Радла к опере Антонио Сальери «Пальмира», (до 1852 г. ). Как правило, яркая обивка дивана и кресел гармонировала с декором стен. Не было ни одного «простого» элемента: кариатиды поддерживали камин, ручки кресел были выполнены в виде амуров и крылатых львов, декоративные элементы из золота украшали основание мебели, будуарные столики, ширмы. Его имя ассоциировалось у современников с высшими достижениями мебельного искусства.
Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820 – 1830-х гг. В эпоху ампира красное дерево царило в интерьере. Первоначально этот тип кресел был выработан во Франции как кресло к письменному столу. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». В дворянских домах появляется т. н.
Московский ампир отличается большей камерностью создаётся тип небольшого уютного особняка с мезонином, ставший отличительной чертой послепожарной Москвы (дом Хрущёвых-Селезнёвых, архитектор А. Г. Григорьев, 1814). Эпоха ампира в России была весьма непродолжительной. Рукомойники приобретают форму жертвенного алтаря (алтаря чистоты) или форму лиры, курительницы делаются в форме урны. Ампирный диван, обязательный преддиванный круглый, овальный или прямоугольный стол на одной широкой вазообразной стойке (или в виде тумбы) и несколько расставленных вокруг него стульев или кресел, большое зеркало или картина над диваном в богатой раме из красного дерева или карельской берёзы являлись непременными атрибутами меблировки русского жилища того времени. Еще накануне революции этот художник в картинах Клятва Горациев (1784), Брут (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия.
В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. При этом ампир сохранил раздвижную мебель. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль рекамье. Стволы колонн окрашены в цвет стен и имеют золоченые капители. Обнаженные руки украшали многочисленными золотыми обручами или браслетами в греческом стиле, браслеты даже носили на ногах, под прозрачными тканями.
А. Н. Воронихин все – в С-Петербурге), монументальной скульптуре (пам. Это уже была декларация эклектики. П. Виньйон, 1807), триумфальные арки на площади Звезды (арх. Огюст Монферран). на культуру Древнего Египта.
Мебель подчинена архитектуре, она монументальна и имеет четкие конструктивные членения. Мастер представил Ясона в легком движении, словно стремящимся навстречу подвигам и славе.