Примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи. Основоположником стиля ампир считают живописца Луи Давида, а выразителями этого стиля – архитекторов Шарля Персье (1764 – 1838 гг. ) и Пьера Фонтена (1762 – 1853 гг. ). Мхк – стиль ампир в живописи, скульптуре, архитектуре. Считается, что начало стилю ампир положил живописец Жак Луи Давид (Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский живописец.
Высокая мебель избегается. Росси). Подобные места для сидения входили в меблировку как дворянских, так и купеческих домов. Иногда он применяет также бледно-зеленые и бледно-сиреневые тона. породы. Мебель для этого зала по рисункам К. Росси выполнил мастер В. Бобков, который до этого делал резные створки дверей и мебель в Елагине-дворце.
Название стиля ампир происходит от французского слова Empire, что означает «империя». Это направление, получившеё название стиля Регентства (Regency) и наступивший после него стиль Георга IV (1820 – 1830 гг. ) зародились еще в классических интерьерах и мебели братьев Адам. Всегда эти поверхности подчеркиваются контрастно нанесенным орнаментом (часто рельефным), мотивы которого заимствовались из египетского, греческого, этрусского, римского искусства. Портреты Энгра отличает точность наблюдений, глубина психологической характеристики («Наполеон-император», «Мадемуазель Ривьер»). Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур».
Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. Бюро богато декорировано золочёной бронзой. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную.
В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Такие скульптурные изображения зачастую выступали как конструктивные элементы того или иного материального объекта. Это позволило значительно увеличить количество элегантной посуды из тонкого светлого серебра или посеребренных сплавов, поскольку спрос на подобную продукцию в имперский период небывало возрос. В ампирном интерьере весьма значительную роль играют зеркала. Московский ампир отличается большей камерностью создается тип небольшого уютного особняка с мезонином, ставший отличительной чертой послепожарной Москвы (дом Хрущевых-Селезневых, архитектор А. Г. Григорьев, 1814).
Фонтен, – повторение арки Септимия Севера в Риме). Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Русская архитектура находится на подъеме, она может решать сложные градостроительные задачи и создавать великолепные сооружения. Сервиз, созданный из лучших пород известняка и гранита, теплый по цвету искусно расписан натуральными красками и сегодня не потерял первоначальный колорит и блеск.
Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор. и Ф. О. Жакоб, П. Ф. Томир). Стасов, О. И.
Возникают декоративные архитектурные сооружения: триумфальные арки, памятные колонны. Типичное платье эпохи ампир – с овальным вырезом, с собранными фонариком рукавами, высоко подпоясанное, дополненное широкой шалью, расшитой по краям.
В его основу легло Voyage dans la Basse et la Haute Egypte pendants les campagnes du general Bonaparte, появившееся в 1802 благодаря участнику похода, писателю и художнику В-Д Денону. Материалом для её изготовления служили берёза, липа, ясень. Ш. Персье и П. Ф. Л. Популярны кресла-гондолы (корытца) имеющие полукруглую в плане спинку, переходящую в локотники, которые часто украшаются резными фигурами лебедей. Стены декорируются также пилястрами и полуколоннами.
Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Покои короля украшала исполинская постель с драпировкой и фигурным навершием в виде орла. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда.
Ведущими мастерами ампира во Франции были: в архитектуре Ш. Персье и П. Ф. Фонтен, до падения Наполеона работавшие совместно (дворцовые интерьеры Лувра и Тюильри загородные императорские резиденции в Версале, Мальмезоне, Компьене, Сен-Клу Арка Карусель, 1806–11) Ж. Ф. Шальгрен (Арка Звезды на Елисейских полях Вандомская колонна, увенчанная статуей Наполеона, 1806–10) в живописи Ж. Л. Давид и Ж. О. Д. Энгр. В 1792 г. Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой он потерял слух. Перед московскими архитекторами стояла задача восстановления древней столицы после пожара. Настолько был силен гипноз французской моды. Такой тип конструкции стула или кресла продержался в русской мебели весьма долго.
Его имя ассоциировалось у современников с высшими достижениями мебельного искусства. Копируются трехногие античные табуреты, найденные при раскопках Геркуланума и Помпей. О. И. Бове принадлежат реконструкция Красной площади и создание ансамбля Театральной площади со зданием Большого театра (1821–24), отделка интерьеров Манежа на Моховой улице, возведённого по проекту инженера А. А. Бетанкура (1817). Сегодня мало кто не слышал о Триумфальной арке на Елисейских полях.
Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг. Ампир (от франц. Фонте, – повторение арки Септимия Севера в Риме). Казаков, Дж. Энгр создавал картины на литературные и мифологические сюжеты, среди которых «Апофеоз Гомера», «Юпитер и Фетида».
Искусство было призвано прославлять Наполеона и его завоевания. Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Широкое распространение в архитектуре ампира получили массивные портики дорического и тосканского ордеров, контрастирующие с гладью стен и геометризмом объемов, а декор зданий был нередко перегружен военной атрибутикой, главным образом, римского происхождения (доспехи, венки, геральдические орлы и т. п. ). Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древнеримского дома.
Впечатление от этого контрастного сочетания огромно. Ампир получил распространение в европейских странах в России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная улица, ныне улица Росси, архитектор К. И. Росси стрелка Васильевского острова с Биржей, архитектор Ж. Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, архитектор А. Д. Захаров Горный институт, архитектор А. Н. Воронихин все – в Петербурге), монументальной скульптуре (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Излюбленным материалом мебельщиков было красное дерево с бронзовыми накладками. Между зданиями она превращалась в соединительные галереи. К. Росси является также автором проекта застройки Михайловской площади (ныне Площадь искусств). Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». кровать-ладья, предназначенная, как тогда говорили, облегчить течение жизни.
Архитектура отреагировала на это противоречие отходом от классических канонов, смешением стилей, попытками по-иному взглянуть на прошлое то есть началом новой эпохи, которая впоследствии получила немного обидное, но ёмкое название «эклектика». Архитекторы, проектируя интерьеры, проектируют и мебель, внося в её формы и декор абсолютно новые черты, которые начинают придавать русской мебели своеобразный характер. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». В этом нас убеждает одна из уникальных его вещей – большое бюро красного дерева, украшенное золочёной бронзой. Таким образом, с проспекта открывается красивый вид на центральную часть дворца. В нем превалируют самые простые формы: куб с квадратом, треугольником, цилиндром и параболическим куполом, что, помимо большого размера, придало храму некую дополнительную монументальность и создало впечатление имперской вековой незыблемости.
Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Русская ампирная мебель отличается от французской и английской. Никто не посмел дальше, чем он, пойти по пути возможного абсурда.
Для изготовления мебели используют ценные породы дерева, натуральный мрамор или порфир. С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Иногда формы античной мебели для сидения заимствуются почти без изменений.
-Л. Комоды делаются иногда без ножек и стоят прямо на цоколе имеют мраморную верхнюю доску. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Считается, что именно он стал делать мебель из красного дерева простых прямолинейных форм, украшенную латунными узкими полосками (тягами), подчеркивающими вертикальные и горизонтальные членения мебельного объекта.
Ампирный диван, обязательный преддиванный круглый, овальный или прямоугольный стол на одной широкой вазообразной стойке (или в виде тумбы) и несколько расставленных вокруг него стульев или кресел, большое зеркало или картина над диваном в богатой раме из красного дерева или карельской берёзы являлись непременными атрибутами меблировки русского жилища того времени. Ампир как художественный стиль был естественным продолжением классицизма XVIII века. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия.
Мебель изготовленная для столицы, более всего похожа на французский оригинал. В ампирном стиле меблируется дворец Жерома Бонапарта в Портичи и т. п. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт». Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной. В 1821-1824 годах Бове создал ансамбль Театральной площади (впоследствии перестроенный), включавший Большой театр в центре, Малый театр справа и ряд зданий по всему периметру. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль рекамье. В качестве обивки подбирали ситец.
«Фавн и вакханка», 1826–28, «Парис», 1840) происходит переосмысление русской тематики в духе античности («Русский Сцевола» В. И. Демут-Малиновского, 1813 «Парень играющий в бабки» Н. С. Пименова, 1836). Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. Вместо неё применяется лепка из гипса или левкаса или же резьба из дерева, которые потом или золотятся или красятся в черный цвет или отделываются под старую (патинированную) зелёную бронзу.
А) и др. Ш. Персье и П. Фонтен, 1806), Вандомская колонна (арх. Это новое направление стиля классицизма начало развиваться в эпоху Директории (1795 – 1799 гг. ), а затем при Консульстве (1799 – 1804 гг. ) и достигло расцвета в период между 1804 (год коронации Наполеона I) и 1813 гг., получив название ампир (от фр. В это время в России большое разнообразие получает мебель для сидения. Узнаваемыми сооружениями периода стали: Исаакиевский собор (О.
После пожара, случившегося в Павловском дворце в 1803 г., ему было поручено восстановление его парадных апартаментов, а несколько позднеё – интерьеров и меблировки жилых помещений дворца. Отполированные до зеркального блеска поверхности мебельных объектов из красного и черного дерева и поверхности мебельных объектов, окрашенные в белый цвет под лак, оттеняются бронзовыми золочеными накладками и, реже, накладной золоченой резьбой, что придает интерьеру торжественность, строгое изящество и монументальность. этот музыкальный инструмент (по существу, рояль) имел вертикально расположенные струны.
Император желал больше пышности и великолепия. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, – они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815).
Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. П. Стасов), Михайловский дворец (К. В эпоху ампира переживает расцвет монументальная скульптура. Ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). Но если «золотой век» русской литературы, живописи и музыки только начинался, то «золотой век» русской архитектуры близился к закату. Ж. -Ф.
Подобные экраны значительно меньших размеров ставились также перед подсвечниками. Особенно хороша центральная часть Конного двора. вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона. Эти отношения были прерваны войной. Гойя в этой серии достигает предельной силы выразительности. Одним из лучших мебельных мастеров александровского и предыдущего периодов по праву считается Генрих Гамбс (1765 – 1831 гг. ) и его фирма, которую после его смерти возглавили его сыновья и преемники Пётр Гамбс (1802 – 1871 гг. ) и Эрнст Гамбс (1805. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде.
Слава превратила его в первого живописца Империи. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Грифоны окрашены в черный цвет, а ваза и некоторые другие резные элементы – позолочены. Вкладное сиденье устанавливается между боковыми стенками рам стула на поперечные бруски.
Но в официальных зданиях архитектура московского ампира проникнута той же холодной суровостью и мощью (Провиантские склады, Манеж). В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Объем зала разделен колоннами на три части.
По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом. стиль цопф. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Шодэ водрузил статую Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге на вершину Вандомской колонны, другую статую, также работы Шодэ император вез в обозе в Москву, чтобы установить ее в покоренном городе.
Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806 – 1808).
Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Гарнитуры были созданы по рисункам К. Росси в 1819 – 1822 гг. На высоте сиденья рамы стягиваются двумя поперечными брусками. Грандиозные ансамбли, созданные в Санкт-Петербурге А. Н. Воронихиным (площадь Казанского собора, 1801–11), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство, 1806–23), Ж. Тома деТомоном (стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами на набережной, 1804–10) К. И. Росси (Михайловский дворец, 1819–25 Александринский театр, 1829–32 ансамбль Дворцовой площади, 1819–29), одухотворены патриотическим пафосом, охватившим русское общество после победы в Отечественной войне 1812г.
Позже эти разрывы были застроены в одну высоту с боковыми павильонами. Томира и его мастерской. Росси целиком отошёл от французских источников ампира (Леду, Персье, Фонтена, Виньона) и продолжил петербургские традиции Камерона, Кваренги, Бренны.
Это простой по форме павильон с огромной аркой-экседрой, в которую вкомпонована изящная колоннада с венчающей ее скульптурной группой. Предметы декорируются линейным орнаментом, знаменующим бесконечность жизни. А. Н. Воронихин все – в С-Петербурге), монументальной скульптуре (пам. Она характерна округлыми формами, мотивами лебедей, звериных лап и крылатых сфинксов в виде ножек и ручек, военной арматуры и разных символов античного времени (факел, стрела) в виде украшений. Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский.
Центр площади украшала сохранившаяся до настоящих дней фонтанная группа работы скульптора Витали. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Это уже была декларация эклектики.
Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Рисунок обивочных тканей обычно был вышит шерстью или выткан золотыми нитями. Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов. Триумфальная арка на площади Карузель в Париже, 1806-1807). во всех странах Западной Европы и России, стал завершающей стадией эволюции классицизма.
Широкое распространение в архитектуре получили массивные портики дорического и тосканского ордера, контрастирующие с гладью стен и геометризмом объемов, поверхность зданий была украшена военной атрибутикой, главным образом римского происхождения (арматура, ликторские связки, пучки стрел, легионерские знаки с орлами, доспехи, венки, геральдические орлы и т. п. ). Центральное место в декоре занимала античная символика императорской власти и триумфальных побед (орел, Виктория, трофеи), «наполеоновские пчелы», широко использовавшиеся в композиции, были не античного, а меровингского происхождения, они применялись взамен лилий бурбоновской традиции. «рекамье», маленькие круглые столы на одной ножке.
Оригинальной переработкой мотива формы кресла-корытца является кресло красного или тополевого дерева, не имеющеё аналогий в западноевропейском мебелестроении. Однако ввозить в Россию мебель, купленную во Франции было категорически запрещено. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда.
В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». О. И. Бове принадлежат реконструкция Красной площади и создание ансамбля Театральной площади со зданием Большого театра (1821–24), отделка интерьеров Манежа на Моховой улице, возведенного по проекту инженера А. А. Бетанкура (1817). Возможно именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий». Постепенно такие инструменты стали заменяться на фортепиано. Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Росси (1775 – 1849 гг. ), который уже с 1816 г. для возводимых им зданий сам проектирует мебель.
Их локотники поддерживаются резными фигурами лебедей, грифонов, львов и пр. Первоначально этот тип кресел был выработан во Франции как кресло к письменному столу. Его чудовища родились жизнеспособными, гармоничными. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию.
Для форм локотников (боковин) диванов часто использовался мотив рога изобилия. колонны) были часто несоразмерны с предметами обстановки, украшениями мебели.
аквила), связки копий, щитов и ликторских топоров (см. Подобная мебель обычно изготовлялась руками крепостных мастеров. Входят в моду изделия из стекла или фарфора синего цвета, расписанные красками, в т. ч.
Скульптор А. -Д. Наиболеё ярко стиль ампир проявился в архитектуре. Гурьева. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древне-римского дома. Но сам император желал больше пышности и великолепия.
осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам исполненным во время похода бароном Д. -В. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». Д. Захаров), Московские триумфальные ворота (В. классицизма и относившийся ко временам Империи Наполеона I (1804 — 1815). А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
или же колоннами с каннелюрами и капителями, завитками и т. п. Авторами были Персье и Фонтен.
Проникая во все области искусства и обществ, жизни (мода, дворцовые интерьеры), воздействовал на художеств, творчество Европы. «Фавн и вакханка», 1826–28, «Парис», 1840) происходит переосмысление русской тематики в духе античности («Русский Сцевола» В. И. Демут-Малиновского, 1813 «Парень играющий в бабки» Н. С. Пименова, 1836). В употребление входят кушетки с высоким изголовьем (рекамье), названные именем хозяйки блестящего светского салона, складные стулья, напольные зеркала (псише). То же в прическах, с собранными на затылок волосами, завязанными лентой в большой узел.
И когда в 1800 году художник написал картину – портрет знаменитой по тем временам парижской красавицы мадам Рекамье на кушетке с плавно изогнутым изголовьем и в тунике на античный манер – эта картина положила начало развитию нового стиля «рекамье». Отмечается возрождение геральдики, особенно заметное в английском серебре. Главными мастерами этой эпохи стали К. И. Росси и В. П. Стасов. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную.
Все признаки стиля ампир характерны и Олександрийському театра и улицы зодчего Росси. Результатом пережитых потрясений стала большая глубина его искусства. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». Именно это и проявлялось в торжественности и парадности дворцовых интерьеров, созданных Фонтеном и Персье. В франц.
В целом площадь образует торжественный ансамбль, посвящённый воинским победам. Давиду. Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Формы мебельных емкостей: шкафов, комодов, секретеров, бюро и др.
Французскому ампиру свойственно прямое заимствование и копирование произведений и форм античности (воздвигнутая в Париже на площади Карусель арка в 1806 году повторяет в точности римскую арку Севера). жил и работал в Италии. Важным предметом обстановки становится клавир.
Московский ампир отличается большей камерностью создаётся тип небольшого уютного особняка с мезонином, ставший отличительной чертой послепожарной Москвы (дом Хрущёвых-Селезнёвых, архитектор А. Г. Григорьев, 1814). Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. Все тридцать побед запечатлены на верхнем ярусе арки, а барельефы «Марсельеза» (скульптор Франсуа Рюд) и «Апофеоз Наполеона» достигают высоты 12 метров. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему — золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов.
Появившаяся в это время форма камина имитирует античные древнеримские мраморные надгробья. диванная комната. Мебель подчинена архитектуре, она монументальна и имеет четкие конструктивные членения. Вся стилистика формы бюро, его архитектурное построение, прямые членения, колонны, фигуры в античных одеждах и т. п. Задние ножки искривлены. В стилистике позднего классицизма и ампира было построено и несколько усадеб.
Здание несколько искажено позднейшей застройкой. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. «Начало музыки», 1825 Б. И. Орловский. Весь ансамбль связывала воедино аркатура, опоясывавшая всю площадь. Хотя некоторые считают это направление в искусстве и зодчестве узким и ограниченным, оно, тем не менее, опиралось на художественное наследие греческого архаизма и императорского Рима, черпая оттуда мощь и величие вычурных, но красивых элементов, тогда как его предшественник – классицизм – был ориентирован, в основном, на мягкие и гармоничные элементы.
Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже 18 – 19 вв. Нижний край часто отделывали блестками. К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами. Для него характерны подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (орнамент, военные эмблемы), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики. Дворянские усадьбы, в подражание императорскому двору, также меблировались в стиле ампир. Он был мягче и пластичнее. Вот таким образом у ампирной мебели преобладают горизонтальные формы.
Шальгрена. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Передние ножки прямые точеные, суживающиеся книзу. Наполеоновский Ампир — стиль жесткий и холодный. Характерные архитектурные памятники Ампир в Париже : церковь Мадлен (арх.
Окончательное вырождение – переход всех форм ампир от суровой воинственности к романтическому лиризму – четче всего проявилось в России, где формы ампир продержались всю первую половину 19 столетия. За основу этого стиля были взяты формы мебели античной эпохи. Таково московское усадебное строительство, для которого типичен дом Найденова. В 1800 году он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Воскрешаются времена императорского Рима, но лишь затем, чтобы провозгласить беззаветную преданность императору.
АМПИР (фр. Один из лучших городских монументов этого периода – памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве И. П. Мартоса (1804–18). Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840гг. Великим французским живописцем эпохи позднего классицизма и ампира был Жан Огюст Доминик Энгр (1780 – 1867). Триумфальная арка в Париже, 1806 Ш. Персье, П. Ф. Фонтен.
Такой экзотический декор лишь усиливал театральность обстановки всего интерьера. на культуру Древнего Египта. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу4. Большие плоскости гладких стен создавали эффектный фон для скульптурного декора (статуарные группы перед портиком Горного института в Санкт-Петербурге: «Геракл и Антей» С. С. Пименова, «Похищение Прозерпины» В. И. Демут-Малиновского, обе – 1809–11 памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли Б. И. Орловского перед Казанским собором).
Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Значительным памятником этого периода является здание Опекунского совета (1823-1825) на Солянке. В 1794 г. он писал: «Чтобы занять воображение, подавленное зрелищем моих страданий и частично покрыть многочисленные, связанные с болезнью расходы, я принялся писать серию картин, в которых много места отведено наблюдениям, что, как правило, невозможно в заказных работах, где негде развернуться ни прихоти, ни фантазии».
Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Вся мебель окрашена здесь в белый цвет, а резьба невысокого рельефа позолочена.
Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». диванные комнаты, в которых устанавливаются диваны, а на ковре перед ними – т. н. Такое сиденье делается трапециевидной формы.
Возник во Франции во время правления НаполеонаI (1804–15), позднее получил распространение в Европе и России. В «Деспаратес» изображены сложные символы, чудовищные образы, монстры, которые сосуществуют с людьми.
Весьма модными были в это время изделия из неглазурованного фарфора (бисквиты), керамика Севрских мануфактур под яшму или под мрамор и каменной массы фирмы Веджвуда в виде различных плакеток с белыми рельефами на античные темы на синем или оливковом фоне, которые развешивались строго симметрично на стенах или которыми декорировались мебельные объекты. Между ёмкостью и полкой установлены зеркала. Стасов (1769 – 1848 гг. ), автор целого ряда интерьеров и мебели Большого Царскосельского дворца в начале 1825 г. Им был создан один из шедевров – т. н.
В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Искусство превращается в официально-апологетическое, помпезное.
В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаической Греции и Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монумент, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. Основания в вазонах устойчивые, массивные, выдержанные в единой концепции.
Это одно из заимствований из Древнеримской культуры. Даже его этюды, серьезные и мастерские, поражают яркой палитрой и праздничным настроением («Головка женщины в тюрбане», музей Эрмитаж). Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Деноном.
Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Томира и его мастерской. Хронологически рамки оригинального «Стиля империи», как еще называют А., ограничены концом правления Директории (1 799) до реставрации династии Бурбонов (1815).
Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. массивны, прямоугольны, замкнуты. В эпоху ампира переживает расцвет монументальная скульптура.
Вторая серия гравюр назвала Гойей «Бедствия войны», большинство событий изображемых художником, документальны. Продолжает делаться мебель, окрашенная в белый цвет, декоративная резьба которой золотится или тонируется под старинную античную (патинированную, зеленую) бронзу. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808). Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы.
При этом под восточной частью собора остались старые сваи длиной 8-10, 5 м, а под западной частью были забиты просмоленные сваи длиной 6-8 м, что впоследствии привело к разности осадок до полуметра (юго-западный угол оседает сильнее). В России становление и развитие ампира приходится на начало XIX в. и время правления Александра I (1801 – 1825 гг. ). Стиль ампир возник во время правления Наполеона. Однако она получается не такой тяжеловесной и прямолинейной. Настолько был силен гипноз французской моды. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом.
Авторами были Персье и Фонтен. Первое крупное произведение Гойи — серия «Капричос», в которую включено 80 гравюр изображающих жизнь Испании. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. Вместо локотников они имеют высокие боковины с резными колонками. Заказы для провинции (московских помещиков) имеют мягкие формы, они не так нарядны и официальны, отличаются более домашним внешним видом.
Например, мастер создал типичную парадную обстановку залов Мира и Войны и Греческого зала в Павловском дворце. Например, сооружаются и соответствующим образом декорируются триумфальные арки, мемориальные обелиски и императорские колонны. Сегодня десертный сервиз хранится в Оружейной Палате Кремля. Ампир в архитектуре сложился в императорский период во Франции, когда широко распространилось прямое заимствование архитектурных типов и форм древности (триумфальные арки, обелиски, памятные императорские колонны).
Они воспринимались как связь с античностью, наделялись магическими свойствами. Здесь Воронихин использует, также как и для мебели Розового павильона, волнистую берёзу с её великолепным золотистым оттенком и красотой текстуры, которые здесь слегка подчеркиваются небольшими вставками черненого дерева. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Балдахин теперь подвешивается на раму, которая крепится к потолку.
С легкой руки Давида эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и эллинизма, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии13. Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером.
Авторами были Персье и Фонтен. Архитектурность построения мебельных объектов, в т. ч. Для отделки поверхностей используют натуральное дерево, зеркала, бронзу. Особую роль в творчестве Энгра играл гибкий, линейный рисунок. А. завершил развитие классицизма.
Изысканные и легкие интерьеры предыдущей эпохи делаются теперь торжественно-монументальными, в них царят полный покой, упорядоченность и уравновешенность элементов, строгая симметрия. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Сущность и назначение стиля ампир выражается в самом его названии. Лишь в предметах обстановки и в модах ампир выразил себя так же четко, как в архитектуре.
Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. и военной кампании 1813–14гг. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Это стремление к простоте проявляется сначала в одежде, а затем в мебели и интерьере.
Давиду. Зеркала помещают на шкафах, зеркалами отделываются потолки ванных комнат. меблируются авторской мебелью.
Перед московскими архитекторами стояла задача восстановления древней столицы после пожара. Часто художник использует ню (изображение обнаженного тела, чаще всего женского) образы его героинь навеяны мифологией историей, экзотикой востока («Источник», «Большая одалиска», «Турецкая баня»). Воронихин, А. Д. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840гг. Жардиньерки нередко имеют форму античных бронзовых алтарей.
Ампир представлял собой поздний классицизм, так как сохранял общую ориентировку классицизма конца XVIII в. на образцы и формы классического искусства античности. Шею и руки оставляли открытыми. В станковой скульптуре преобладают темы из античной истории и мифологии (С. И. Гальберг. Захаров, М. Ф. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф.
БОльшая камерность характерна для рельефов Ф. П. Толстого («Автопортрет с семьёй», 1811 серия барельефов на темы «Одиссеи», 1814–22). Само ложе напоминает походную палатку римского полководца с шатром из алого кашемира. золотыми и украшенные позолоченными или посеребренными накладками.
empire – империя и лат. И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». В начальный период ампира большую популярность имели большие диваны, стоящие на тумбах, подобных пилонам, опирающиеся на львиные лапы и имеющие глухие локотники (боковины).
Он выражал патриотические чувства и прославлял государственное могущество. Весьма часто потолки, в подражание древнеримским, делаются кессонированными. Для обивки использовали шелк или бархат. Скульптурные композиции, украшающие здание Адмиралтейства, образуют цикл, объединенный темой моря и развернутый на нескольких уровнях («Морские нимфы, несущие небесную сферу» Ф. Ф. Щедрина, 1812–13 рельеф «Восстановление флота в России» И. И. Теребенева, 1812 статуи героев и маски мифических морских существ). В этот период подъем переживает и русское мебельное искусство.
Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820 – 1830-х гг. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Ножки и ручки предметов мебели изогнуты, стилизованы под лапы и фигурки животных. В России ампир получил наибольшее распространение в градостроительных ансамблях центра Петербурга, спроектированных Карло Росси (Главный штаб, Алек-сандринский театр), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство), Жаном де Томоном (стрелка Васильевского острова) и др. В дворянских домах появляется т. н.
В этом здании с широко раскинувшимися крыльями был особенно замечателен центр с его аркой-лоджией, группами колонн по бокам и барельефом летящих слав вверху. Эпоха ампира в России была весьма непродолжительной. Лучшая постройка Бове – особняк князя Гагарина (1813) – разрушенная в результате налета фашистской авиации в 1941 году. Для ампира характерными стали древнеегипетские орнаменты изображения сфинксов. Потолки выглядят как произведения искусства. Среди этих картин — «Суд инквизиции». Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг.
Слава художника превратила его в первого живописца Империи. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Его отличает парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров. «Начало музыки», 1825 Б. И. Орловский. XIX в. ) была заменена на обивку светло-зеленого тона. антиками (вазами, скульптурой, посудой и т. д. ).
К памятникам стиля ампир следует причислить и Нарвские Триумфальная ворота в Петербурге и Триумфальная арка в Москве (арх. Здесь сохранился почти без изменений центральный Белоколонный зал. Иосиф Бове – 1834 г., ворота были разрушены в 1936 г., восстановление с 1966 года).
Но постепенно его ввели в состав гарнитуров для гостиных. Увеличилась тяга к торжественной парадности, подчёркнутой монументальности архитектурных решений. Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский.
В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древне-римские образцы (арка на пл. Ампир рождает новые типы мебели. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве. В 1802-1813 гг. Плавные гнутые формы ножек стульев и кресел иногда имеют вид лап льва или грифона.
Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого – идеалы свободы римской республики. Ампирные формы, холодно величественные, лапидарные в своей завершенности использовали сторонники академизма даже в конце 19 века (аллегорическая скульптура «Свободная Поэзия», 1877 г., ск. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Мода на все французское появилась еще при императоре Павле. боковой рамой и вкладным сиденьем. Комнаты были наполнены блеском, обилием деталей, яркими красками. В 1806 – 1836 гг.
В архитектуре дома ощущалось сильное влияние казаковского классицизма. В Манеже (1817) с его мощным и простым объемом, спокойным ритмом дорических полуколонн, опоясывающих все огромное здание, уже ясно выражен новый характер архитектуры. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830-1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром».
Еще накануне революции этот художник в картинах Клятва Горациев (1784), Брут (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Продолжают делаться и прямоугольные столы на четырех свободно стоящих ножках, а также столы-консоли на ножках в виде герм, представляющих собой четырехгранный, расширяющийся кверху столб, увенчанный головой или бюстом мифологического персонажа, кариатид, грифонов или мумий, опирающихся на специальные хорошо профилированные подставки-постаменты (цоколи). Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах».
Большую роль в меблировке русских домов начинают играть диваны. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». В моду входят браслеты на ногах/руках, колье, несколько раз обернутые вокруг шеи.
Для дворцовых петербургских интерьеров заказывали мебель из красного дерева или палисандра с золоченными накладками и великолепной мозаикой. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». В качестве косяков в них используются бронзовые золоченые античные колонны или фигурки «Ники», богини победы. Стиль Ампир в интерьере имеет и некоторые новинки. Это единство противостояло неумолимо надвигающейся эклектике.
Ампир впитал в себя также отдельные древне-египетские архитурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). Это уже была декларация эклектики. В станковой скульптуре преобладают темы из античной истории и мифологии (С. И. Гальберг.
Скульптура ампира представлена именами итальянца А. Кановы и датчанина Б. Торвальдсена. А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальной скульптуры (И. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде.
Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». Основная черта ампирной мебели, в т. ч. Шальгрена. С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов.
С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». В 1806-1836 гг. Массивные формы А. (например, дорич. А иногда, над такими лапами помещают фигуры львов, сфинксов или лебедей.
Вновь было возрождено строительство тиумфальных арок (Ж. Ф. Шальгрен.
Каждый лист сопровождается названием и комментарием. Огюст Монферран). Здание Главного штаба с комплексом из трех Триумфальных арок было сооружено на Дворцовой площади в 1819-1823 годах (скульпторы В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов). Здание Градской больницы (1823) того же мастера, расположенное рядом с казаковской Голицынской больницей, по типу представляет вариант усадьбы с парадным двором, по архитектуре отличается некоторой грузностью форм.
оссианизм). В осуществлённом проекте превалируют простые формы: куб, квадрат, треугольник, цилиндр, параболический купол. А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801) исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже (см.
imperium – власть). Вдохновителем сервиза стал Степан Пименов, а название «гурьевский» получил по фамилии куратора завода графа Д. А. Появляются: книжный шкаф, украшенный трельяжем, узкая горка для драгоценностей, узкий сервант, шкафы для фарфора, круглые сервировочные столы для фарфоровой посуды, клавикорды, псише и др. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Выдающийся образец кровати этой эпохи – кровать императрицы Жозефины.
Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. Скульптурные композиции, украшающие здание Адмиралтейства, образуют цикл, объединённый темой моря и развёрнутый на нескольких уровнях («Морские нимфы, несущие небесную сферу» Ф. Ф. Щедрина, 1812–13 рельеф «Восстановление флота в России» И. И. Теребенева, 1812 статуи героев и маски мифических морских существ). Локотники кресел часто опираются на резные фигуры орлов, львов или лебедей.
Монументальная ограда с воротами, украшенными львами, соединяла эти звенья. живописи черты Ампир проявились в творчестве Франсуа Жерара (1770-1837), Анн Луи Жироду (1767-1824) и др. и военной кампании 1813–14гг.
В Англии в период 1812 – 1830 гг. Эти отношения были прерваны войной. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. Большинству произведений этого периода свойственна эклектичность.
Осип (Иосиф Джузеппе) Иванович Бове (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения. С одной стороны на площадь выходит фасад Публичной библиотеки (1828-32), другой ее фасад обращен на Садовую улицу. Художественная резьба по камням впечатляет.
Такими фигурками ещё поддерживаются подлокотники кресел, если те заканчиваются возле сиденья. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Свидетельством этому стали театральные декорации к опере Дж.
Украшением парадных комнат богатого дома служила также т. н. Характерны надписи листов серии: «Варвары. », «Какое мужество. », «Я видел это».
Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Это уже была декларация эклектики. Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений имел достаточно космополитический характер исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ. В 1802 году похожий портрет мадам Рекамье, как бы соревнуясь с Давидом, написал его ученик Ф. Жерар. Но очень скоро они были перемешаны с элементами египетского искусства.
Подобного единства решения градостроительных задач мы, пожалуй, не встретим больше нигде. Вначале в этом стиле решаются резиденции родственников Наполеона в Италии и их обстановка. Бове.
создавались исходя из специфики того или иного интерьера, для строго определенного зала и определенного места. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Главным их украшением служат великолепные люстры с хрустальными подвесами.
Вот таким образом эволюция художественных стилей в искусстве Франции – от Рококо, через Неоклассицизм, к Ампиру, слишком напоминает, как бы в обратном порядке, развитие, которое происходило в Италии XVI столетия: от Классицизма эпохи Возрождения к Маньеризму и Барокко. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. (франц.
Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Только в 2010 году полная коллекция столовых предметов была выставлена в музее. Фактура мебели здесь очень важна, она не скрывается за множеством резных украшений и шаблонов. После революции в Париж вновь приехали из разных стран многочисленные архитекторы и художники, которые стали работать в этой новой для себя стилистике. В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. Пьер Поль Прюдон «Жозефина Богарне» (1805)Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов.
Между тем в действительности здание весом в 300 тысяч тонн покоится на слабых грунтах (водонасыщенных озерно-ледниковых пылеватых суглинках), давление на которые близко к критическому. Давиду. В это время весьма модными становятся т. н.
Большие плоскости гладких стен создавали эффектный фон для скульптурного декора (статуарные группы перед портиком Горного института в Санкт-Петербурге: «Геракл и Антей» С. С. Пименова, «Похищение Прозерпины» В. И. Демут-Малиновского, обе – 1809–11 памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли Б. И. Орловского перед Казанским собором). Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он сменил Цезаря на Брута. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Но в основном ножки идут прямо от подлокотников. Особое место в мебельном искусстве принадлежит зодчему К. И.
Каррузель в Париже, 1806, арх. Искавший вдохновения в античности классицизм был далек от археологической скрупулезности. Паизиелло «Дидона» (1830 г. ), сценографа Антона Радла к опере Антонио Сальери «Пальмира», (до 1852 г. ). Воронихин (1759 – 1814 гг. ), спроектировавший Казанский собор и Горный институт. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». В России особо полюбились изделия из камей: браслеты, кольца, кулоны, броши. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма.
Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге. Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились проведена реконструкция Красной площади снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров разбит Кремлёвский (Александровский) сад построен Манеж создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром. Центральную часть его спинки украшают фигурки двух грифонов с вазой между ними. Отделка и меблировка всех помещений велась по проектам Фонтена и Персье. Карло Росси) и величественный Олександрийський столб (арх.
В стиле позднего классицизма и русского ампира работали замечательные петербургские мастера XIX века Доменико Адамини (Дом Адамини, 1823-1827, набережная Мойки, 1), В. И. Беретти (Гауптвахта на Сенном рынке, 1818-1820, Садовая улица, 37), А. П. Брюллов (Михайловский театр, 1831-1833, Площадь искусств, 1, здание штаба Гвардейского корпуса, 1837-1843, Дворцовая площадь, 2-4) Давид Висконти (костёл Святого Станислава, 1823-1825, улица Союза Печатников, 22), В. А. Глинка (перестройка особняка графа Н. П. Румянцева, 1820-е годы, Английская набережная, 44), Поль Жако (здание Дворянского собрания, 1834-1839, Михайловская улица, 2), Джовани Лукини (здание портовой таможни, 1829-1832, набережная Макарова, 4), А. И. Мельников (здание единоверческой Никольской церкви, 1820-1838, улица Марата, 24), А. А. Михайлов 2-й (рисовальный корпус Академии художеств, 1819-1821, Университетская набережная, 17, дом А. И. Корсакова, 1826-1828, Владимирский проспект, 12), П. С. Плавов (женское отделение Обуховской больницы, 1836-1839, Загородный проспект, 47), Антонио Порто (здание Военно-медицинской академии, 1799-1803, улица Академика Лебедева, 6), Луиджи Руска (Дом ордена иезуитов, канал Грибоедова, 8/1), И. И. Шарлемань (Скотопригонный двор, 1823-1826, Московский проспект, 65), Гаспаре Фосатти (перестройка дома З. Н. Юсуповой, 1835, Невский проспект, 86), С. Л. Шустов (Каменноостровский театр, 1827-1835, набережная Крестовки, 10, лит. Особого внимания заслуживает центральная прямоугольной формы плакетка с рельефной композицией Аполлон и музы (по мотивам картины итальянского художника XVII в. Гвидо Рени), а также медальоны с античными головками, фигуры муз изображения орлов, дельфинов, маскаронов. П. Виньйон, 1807), триумфальные арки на площади Звезды (арх.
В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л. В первую очередь применяется доведенная до совершенства техника фанерования. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин). Одним из прекрасных мастеров русского классицизма и ампира был архитектор А. Н.
Распространение получают массивные тумбочки цилиндрической формы, весьма похожие на пьедесталы. Скульптор А. -Д.
Считается, что именно Стасов ввел в оборот новую и весьма рациональную конструкцию стула и кресла с т. н. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства» или «ридженси». Австрийский и немецкий ампир представляют собой все тот же предыдущий стиль классицизма, но с большим тяготением к античной стилистике, т. н. И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи».
В живописи классические тенденции проявляются наиболее ярко. Ш. Лепер и Ж. Гондуен, 1810). Истоки стиля уходят к Античному Риму с его тяготением к грандиозности и симметрии.
Монферран), Новое здание Адмиралтейства (А. следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский Неоклассицизм 1760-х гг. Мебель в ампире выглядит основательно и эффектно. Как правило, яркая обивка дивана и кресел гармонировала с декором стен.
Увлечение античностью отразилось и на светском костюме. Рукомойники приобретают форму жертвенного алтаря (алтаря чистоты) или форму лиры, курительницы делаются в форме урны. Но его специфика – темы для сюжетов. За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. При этом на смену изысканной тонкости в стиле Людовика XVI приходит излишняя рассудочность с помпезностью и даже пафосом.
Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана. Подобные скульптурные украшения иногда делались из бронзы. Декольте тоже были максимально открытыми. Именно на эти её качества опирался ампир.
Жироду в данном списке занимает особое место потому, что имел незаурядные колористические способности. Выделяется по композиции и архитектуре дом бывшего Государственного банка (1819) на Никитском бульваре.
Достаточно вспомнить Арку Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади, Площадь искусств и Михайловский дворец (ныне Русский музей), здания Сената и Синода или знаменитую улицу Зодчего Росси. Женское тело было хорошо видно. Шею и руки оставляли открытыми. Многие интерьеры украшают колоннами, античными скульптурами, объемной лепниной. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом.
Вот таким образом если классицизм ориентировался на греческую античность, то ампир – на искусство императорского Рима, а после похода в Египет 1798-1799 гг.
empire — империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве, завершавший эпоху франц. Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами. Предполагается, что этот мебельный объект он создавал для Екатерины И. По словам мастера, он начал работу над ним лишь для того, чтобы публично подтвердить свой талант механика и краснодеревца. Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. складывается стилевое направление, близкое к французскому стилю ампир. Такая мебель, конечно, была очень далека от античной.
Он почти не применяет орлиных лап и голов, львиных масок, птичьих крыльев и т. п. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Снаружи ему отвечает величественный дорический портик строгих пропорций, подчеркивающий центр здания и спокойную гладь стен фасадов, тронутых местами богатыми пятнами барельефов и розеток, типичных для всего московского ампира.
и русской – это строгое подчинение её формообразования законам классической архитектуры: трехчастным делением основного объема на основание (цоколь), тулово (основную часть) и завершающую верхнюю часть, что подчеркивалось обычными для зодчества членениями в горизонтальном и вертикальном направлениях. Один из лучших городских монументов этого периода – памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве И. П. Мартоса (1804–18). Стволы колонн окрашены в цвет стен и имеют золоченые капители. (фр. В России самым выдающимся архитектором ампира был Карл Иванович Росси. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Но сам император желал больше пышности и великолепия.
Они обычно устанавливались в спальне симметрично по обеим сторонам кровати. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. В своей мебели А. Н.
Слава художника превратила его в первого живописца Империи. – 1849 гг. ). Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фон-тена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнамента-листов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров.
Столешницы и коробки подстолья часто выполняются из мрамора или малахита и украшаются вставками из золоченой бронзы с типично ампирным декором в виде венков, вазонов, гирлянд, профилей женских головок и др. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории». После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль». Ученик Давида, Энгр в 1806 -1824 гг.
Русская аристократия подражала нравам парижских салонов. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». В мебельных объектах, выполненных по рисункам А. Н. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
Стойки спинки соединяются поперечной доской, обычно украшенной резьбой невысокого рельефа. А. Д. Захаров Горный институт, арх. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». БОльшая камерность характерна для рельефов Ф. П. Толстого («Автопортрет с семьей», 1811 серия барельефов на темы «Одиссеи», 1814–22). В моду входят круглые столы-геридоны, жардиньерки-подставки для цветов и столики для умывания в виде античных жертвенников (трипосы).
Джилярди создал одну из лучших подмосковных усадеб – Кузьминки. Пио Феди, Италия, базилика Санта Кроче, Флоренция). Стоун). Формы добротно изготовленных стульев и кресел имеют хорошие пропорции и изящный абрис.
И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Они дополнены резьбой, лепниной, золочением. Опоры и подстолье преддиванных столиков также украшались резьбой или золоченой бронзой. императором.
Шальгрена, 1806 – 37) и на площади Карусель (арх. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Технологии постепенно распространились из Англии по всей Европе, затем в Америке. Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров.
В моде была обивка алым сукном с черными бордюрами, шелком с золотыми звездами или розетками на сетчатом узоре, ценились насыщенные цвета: синий, желтый, пурпурный, малиновый и также такие модные цветовые сочетания как белый цвет с золотом или синий с золотом. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». С приходом стиля ампир искусство становится болеё масштабным, монументальным. В мебельный гарнитур Елагина-дворца из волнистого клёна входят, помимо дивана, стульев, кресел и преддиванного стола, еще кушетка с небольшой скамеечкой для ног, стоящей на звериных лапах, низкие шкафчики, которые часто использовались для книг, с плоской столешницей вверху, где устанавливались подсвечники, декоративные вазы, кашпо с цветами, часы и др. и дамское бюро, стоящеё на точеных, суживающихся книзу ножках. В 1809-1813 гг.
В это время в России работают великие архитекторы: А. Н. Отличительные признаки данного стиля – роскошь использование ценных натуральных материалов, обилие в интерьере колонн, барельефов, карнизов и прочих архитектурных деталей, напоминающих об античных храмах и дворцах. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Канделябры и часы выполняются в виде колонн, урн и памятников. Не было ни одного «простого» элемента: кариатиды поддерживали камин, ручки кресел были выполнены в виде амуров и крылатых львов, декоративные элементы из золота украшали основание мебели, будуарные столики, ширмы.
Другое, более редкое название Ампира — неоримский стиль. клавишная арфа или клавицериум, в виде большого шкафа, т. к. Пика. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Так «русский ампир» разделяется на два вида – столичный и провинциальный.
Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величеств, мощи: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Стены украшают картины и портреты в массивных рамах. Оно усиливается конными группами Клодта, поставленными позже по бокам павильона. В 1834 г. был назначен директором Французской Академии.
Их мерный ритм создает ощущение торжественности и монументальности. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Стулья делаются проще, чем кресла. Идеи утверждения имперского величия и воинской славы реализовались в ампире через искусство многочисленных символов и знаков.
Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Эти отношения были прерваны войной. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям).
Грандиозные ансамбли, созданные в Санкт-Петербурге А. Н. Воронихиным (площадь Казанского собора, 1801–11), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство, 1806–23), Ж. Тома деТомоном (стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами на набережной, 1804–10) К. И. Росси (Михайловский дворец, 1819–25 Александринский театр, 1829–32 ансамбль Дворцовой площади, 1819–29), одухотворены патриотическим пафосом, охватившим русское общество после победы в Отечественной войне 1812г. Композиции зданий строго симметричны, торжественны. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI».
Хронологические рамки оригинального французского Стиля Империи узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799г. ) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815). В гостиных стояли еще и горки с декоративным фарфором и хрусталем. Таким образом, стиль ампир (в ином прочтении поздний классицизм), обрамленный в начале и в конце периода двумя грандиозными храмовыми зданиями – Казанским и Исаакиевским соборами, завершил важнейший этап в развитии города, во время которого были созданы множество уникальных архитектурных произведений.
Такая мебель несколько позже получила в России название мебели изготовленной в стиле Жакоб – по имени известного французского мебельного мастера. Французские мастера ампира вдохновлялись идеей сопоставления Наполеона с римским императором Августом, могущества Франции – с имперским величием Древнего Рима (отсюда название «ампир» – «стиль империи»). Русский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма— московский стоял к нему ближе.
В разной степени ампир отразился на искусстве всей Европы. Следы этой аркатуры сохранились на нижнем этаже Малого театра. Кваренги, Тома де Томон, К. И. И только одна страна-победительница — Россия добровольно приняла «стиль Империи». Он являлся ярким представителем позднего петербургского ампира: ему принадлежат торжественные, парадные проекты зданий Российской Академии наук на Васильевском острове, Павловских казарм на Марсовом поле (1817-1821), Спасо-Преображенского собора (1827-1829), Троице-Измайловского собора (1828-1835), Нарвских (1827-1834) и Московских триумфальных ворот (1834-1838), а также великолепные дворцы в предместьях Санкт-Петербурга.
Мотивы животных и фантастических чудовищ используются также для декорировки ножек, особенно передних. Последней серией гравюр стала серия «Деспаратес», включающая 18 листов. По одному мебель делается парадной, по другому – бытовой, камерной.
Всего же по его проектам были построены или перестроены 13 площадей и 12 улиц. Ювелирные украшения переделываются под желания, прежде всего, Жозефины Богарнэ. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Минину и Пожарскому в Москве, 1804-1818, скульптор И. П.
Возможная альтернатива – стиль античность в интерьере, который так же несет дух Древнего Рима. Воздвигаются триумфальные арки на площадях Этуаль и Каррузель, триумфальная колонна на Вандомской площади (подобие колонны Траяна в Риме), дворцы и общественные здания. Росси, В. П.
В. П. Стасов является предтечей неорусского стиля XIX века. Первое место среди построек Кузьминок занимает Конный двор. Фонтен и Персье создали новый стиль мебели в обстановках дворцов Компьеня, Тюльери и Мальмезона.
К работе над сервизом привлекались декораторы, художники по керамике (М. Всего в серии 82 листа. также арматура трофеи фасции).
Известен большой гарнитур, выполненный К. Росси в 1817 г. для гостиной Аничкова дворца. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Затем в нижней части цоколя выдвигается подставка, на которой стоит складное кресло с локотниками, обитое зелёным бархатом. В облике «ослиного братства» представлены верхи Испании.
.