В 1856 году Лоуренс Альма-Тадема покинул стены академии и под руководством профессора Людвика Яна де Тейе начал изучать древнюю архитектуру исторический костюм историю античных народов и древних цивилизаций. Сюжеты и стиль Лоуренса Альма-Тадемы напоминают другого представителя позднего академизма- Генриха Семирадского. Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Альма-тадема Лоуренс мог доскональна, в деталях рисовать вилы, храмы, рынки, бани.
Художник Lawrence Alma-Tadema (Лоуренс Альма-Тадема), годы жизни 1836 – 1912, — британский художник нидерландского происхождения. Сэр Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema 1836—1912)— британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты. Первые работы Альма-Тадема Лоуренса были схожи с картинами голландских мастеров, технику которых он изучал.
Сюжеты и стиль Лоуренса Альма-Тадемы напоминают другого представителя позднего академизма— Генриха Семирадского. Вскоре после смерти Лоуренса Альма-Тадемы в Лондоне появились унизительные статьи с осуждением его творчества. Сюжеты и стиль Лоуренса Альма-Тадемы напоминают другого представителя позднего академизма— Генриха Семирадского.
Немного позже, лондонская Таймс сообщила: Сэр Лоуренс Альма-Тадема медленно тает. Лоуренс Альма-Тадема увлёкся написанием картин, часто бессюжетных, которые воспевали беззаботное блаженство, радость жизни. Лоуренс Альма Тадема прославился не только мастерством, но и дотошным отношением к описываемому историческому периоду. Сэр Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema 1836-1912)- британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты.
У Брауна он встретил свою будущую вторую жену- Лауру Терезу Эппс, его свояченицу. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Так, корреспондент голландского издания Kunstkronijk осуждал Альма-Тадему за слабое раскрытие национальной темы в искусстве его египетские и античные работы всегда были популярнее за пределами Нидерландов.
Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу- «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. Проблемы со здоровьем заставили Альма-Тадему переехать в Англию— бельгийские врачи оказались не в состоянии поставить ему диагноз. В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях.
Лоуренс Альма-Тадема умер 28 июня 1912 в Висбадене, в Германии. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов. В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен.
Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. Эйрд— его постоянный заказчик. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70.
Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». Палитра настолько радостная, что слепит глаза. В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. Эйрд- его постоянный заказчик. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии52.
В 1876 году Альма-Тадема был принят ассоциированным членомКоролевской Академии художеств. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле. Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870).
Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. »52 В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы52. Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года).
Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений. За всю свою жизнь создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности. Павла.
Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. Усилия увенчались полным успехом- картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке. Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художниковвикторианской эпохи.
С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу- превзойти своего друга и рекомендателя. Автор: Альма-Тадема Лоуренс (Lourens Alma Tadema) Название: "Любимый отдых" Год написания: 1909 год Место: Галерея Тейт, Лондон Направление: Академизм Описание: Римские термы – закрытое для посторонних глаз место – стало основой сюжета картины Альма-Тадема «Любимый отдых». Поездка в Италию радикально поменяла тематику работ Альма-Тадемы, отныне он разрабатывал сюжеты из античной истории Греции и Древнего Рима.
Похоронен в Соборе св. Его работы являются по-настоящему уникальными. Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне. По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны- единственно возможный путь развития общества». Здесь были показаны все три будущих императора— Веспасиан, Тит и Домициан, а также добыча, захваченная в Иерусалиме. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность. «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз.
Начиная с 1890-х годов художник всё реже и реже обращался к историческим событиям, заменяя их сентиментальными или эротическими композициями в роскошных интерьерах или мраморных террасах. Выздоровев, Лоуренс в 1852 году поступил в Королевскую академию Антверпена, где обучался четыре года. Главным его наставником былЭгидиус Вапперс, Альма-Тадема получил несколько наград за успехи в учении.
Здесь была представлена картина «Аудиенция Агриппы». Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы». Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал12. В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии14. В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны).
Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца- императора Септимия Севера). Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943) имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж. Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая.
Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны». Ребенком он перенес чахотку, что помешало ему пойти по стопам отца и получить юридическое образование, но зато у него появилась тяга к созерцании и желание воплотить увиденное на холсте.
В 1858 году Альма-Тадема начал работать с известным бельгийским художником Хенриком Лейсом. Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. Во время поездки в Италию в январе— апреле 1876 года, Альма-Тадема снимал студию в Риме, общался сГенрихом Семирадскими осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов»13.
Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы- Эдвард Пойнтер. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок.
Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года)48. Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие50.
«Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл. Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. Интересно и то, что Альма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум».
Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. В 1850-1851 годах он создал первые свои станковые работы- портрет сестры Артье и автопортрет, которые позволили ему самому оценить свои художественные способности. У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу19.
Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира. Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны». По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года)57. Мать имела склонность к искусству и решила, что дети должны учиться рисованию, Лоуренс получил первые уроки вместе со старшими братьями у местного художника.
Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле45. Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними.
Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями.
Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель60. Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Среди молодых римлянок есть мамы, купающие своих малышей.
Большая часть полотен относится к античной тематике, однако немало картин посвящены истории и мифологии древнего Египта истории Меровингов (первая династия франкских королей). Армстронгу, впрочем, картина не понравилась. В 1900 году при проведении очередной Всемирной выставки в Париже он помогал в организации британской секции и выставил две свои работы, которые получили большую золотую медаль. Высокая оценка критиков и покупателей объяснялась также и тем, что римские триумфы отождествлялись с процветанием Британской империи и проводимой ею империалистической политикой.
Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны»10. Как и раньше, картина привлекла зрителей и критиков археологически точными деталями- например, древнеегипетскую арфу Альма-Тадема зарисовал в Лувре. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769. После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна.
Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. Считается одним из самых высокооплачиваемых и востребованных живописцев викторианской эпохи (1837 – 1901, период царствования Виктории). Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме.
Альма-Тадема Лоуренс (Lawrence Alma-Tadema) – великий британский, нидерландский художник. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне56.
Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика»54. 4 было важным источником для работы художника. Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие.
Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке43. 5. Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее».
28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал.
Критики видели в этом противостояние войны и мира. Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле. Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие.
Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира.
С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии. И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов.
Хотя критики прохладно встретили картину- художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером- сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года). Во время путешествия в Лондон в 1866 году произошёл следующий инцидент: из-за утечки светильного газа в бильярдной дома Гамбара случился взрыв и в дальнейшем Альма-Тадему преследовали инциденты, связанные со взрывчатыми веществами. За свою жизнь великий художник создал 408 картин. Тем не менее, он каждый год создавал по большой картине, отвечающей стандартам Академии и участвующей в её конкурсе. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино»55. Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз.
Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы»18. В числе его предшественников былиРубенсиВан-Дейк. У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика». В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей51. По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве- «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны».
Лоуренс Альма-Тадема, Lawrence Alma-Tadema (1836—1912)Сэр Лоуренс Альма Тадема. Сэр Лоуренс Альма Тадема родился на севере Голландии в 1836 году. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда75, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется76. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк.
Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера». Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие. Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие.
Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино».
Альма-Тадема вынужден был идти на различные ухищрения, например, написал общий портрет семейства Эппс, чтобы иметь предлог быть в их доме. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)»32.
После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа)19. Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения». В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал1.
Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года). В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс53. Обратите внимание на то, как сложно устроен интерьер.
В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. Второй брак Альма-Тадемы был бездетным. Картина оказалась столь популярной, что в 1879 году сэр Уильям Армстронг заказал художнику повторение. За это время было написано огромное количество полотен.
Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы». После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа).
В 1876 году Альма-Тадема был принят экстраординарным членом Королевской Академии художеств. Второй брак Альма-Тадемы был бездетным24. Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях.
Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов.
В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов.
Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ- почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну6. В Древнем Риме роза считалась символом красоты, чувственной любви, роскоши и пиров равным образом розовые венки бросались к ногам победителей на триумфах. Сэр Лоренс Альма-Тадема (1836 – 1912) был одним из самых известных художников своего времени.
В 1904 году король Эдуард VII наградил художника вновь учреждённым Орденом заслуг (вместе с двумя другими деятелями викторианского искусстваКомм. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну.
Дочери- Лоранс (1864-1940) и Анна (1867-1943)- имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая- художницей обе так и не вышли замуж. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. Родился в 1836 году в деревне Дронрийп на севере Нидерландов. Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета.
Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха. Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения». Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»). Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется. Всей живописи Альмы-Тадемы свойственно колористически светлое звучание.
Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж. Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)».
В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера». В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения»46.
В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений. Фрески были посвящены историческому прошлому Фламандии. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра- Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834-1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа).
Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года). Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты. Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне. Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия.
Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера). Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки39. Через три года Лоуренс стал подданным Британии. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года)61. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769.
Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником. По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны»9. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы»21. По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества»9.
В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар- дочери журналиста, живущего в Бельгии. 8. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов. 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме.
Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов». Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира49. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории.
Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный императорГелиогабална оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними.
Туда же Альма-Тадема переселился на январь- апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтов. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств.
Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер- маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). Критики видели в этом противостояние войны и мира.
8. В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории».
Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. Ожидая смерти, он ещё интенсивнее занимался графикой и живописью, матери пришлось согласиться с его желанием стать художником. Лаура Альма-Тадема также стала известной художницей, чья художественная манера очень похожа на манеру мужа, подписывалась она той же фамилией, но не ставила каталожного номера опуса. Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью.
Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. История зарубежного искусства. Критики видели в этом противостояние войны и мира.
3). Второй брак Альма-Тадемы был бездетным. В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы»59.
Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк. По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд)35.
Участвовал он и в организацииВсемирной выставки в Сент-Луисев 1904 году. В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера).
В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала». Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы67. Это так трогательно, учитывая то, что автор полотна – мужчина. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк55.
В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)- в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. 28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет. Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов. В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю.
Армстронгу, впрочем, картина не понравилась34. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность.
Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж16.
Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. » В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы. Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей. После её окончания резиденция Альма-Тадемы в первую очередь превратилась в музыкальный центр Лондона: страстный ценитель музыки, Лоуренс дружил со многими известными инструменталистами, певцами и актёрами того времени, они же служили моделями его портретов.
Двое из них обнажены их белые тела погружены в прозрачную воду, она преломляет изображение их фигур, но не наделяет уродством, а скрывает прекрасные изгибы словно вуаль. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд). В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям.
Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»). В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея».
Дом изначально строился для хозяина, занимающегося искусством и принимающего артистическую компанию, однако Альма-Тадема приступил к радикальной перестройке по собственному проекту. Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. У супругов было трое детей, но единственный сын Эжен скончался через несколько месяцев после рождения от оспы.
Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки. Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы».
Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера»47. «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII).
Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. Художник стал чаще использовать пленэрные эффекты и изображать фактуру мрамора, эксперименты в этом направлении ознаменовали начало большой серии работ на тему античной Греции, созданной в 1870-е годы27.
Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года). По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории.
Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». В 1862 году, под влиянием успеха своего дебюта, Альма-Тадема создал целый цикл картин из жизни меровингского общества. В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Атье (написанный в 1851 году).
Армстронгу, впрочем, картина не понравилась. В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей15. Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. Кроме этого об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя».
В 1888 году была создана одна из самых известных его картин- «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. В 1868 году Альма-Тадема подписал с Гамбаром ещё один контракт на 34 картины, которые должны были быть написаны за три с половиной года. В 1904 году король Эдуард VII наградил художника вновь учреждённым Орденом заслуг (вместе с двумя другими деятелями викторианского искусства), что вызвало ряд протестов.
По пути домой, супруги Альма-Тадема приняли участие в работепарижского Салона 1876 года. Обучение продолжается целых шесть лет. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин.
В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Только в конце ХХ века он стал восприниматься как один из важнейших живописцев-академистов XIX века.
Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. 6), что вызвало ряд протестов. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы. Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему.
Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году- за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). Здесь были показаны все три будущих императора— Веспасиан, Тит и Домициан, а также добыча, захваченная в Иерусалиме. Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений58. В Англии изменилась его палитра- она стала светлее изменилась и техника письма.
В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы». Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. За свою работу Лоуренс получил множество почётных наград, а в 1899-м году почётное звание кавалера ордена «За заслуги». В этом же году, королева Англии вручила художнику знак рыцарского достоинства. Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы.
Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. В 1838 году семья Тадема переехала вЛеуварден, где нотариус больше зарабатывал. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). А о его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы сполна: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы отныне в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках. Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода).
Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха. Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям15. Его изображения встречаются во множестве работ Альма-Тадема. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях.
Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы». По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
Мать имела склонность к искусству и решила, что дети должны учиться рисованию, Лоуренс получил первые уроки вместе со старшими сводными братьями у местного художника. Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. В 1876 году Альма-Тадема был принят экстраординарным членом Королевской Академии художеств. 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет.
Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Атье Тадема (нидерл. Atje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году. Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы». В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны).
В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал. По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал.
Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям.
По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд). В доме имелось три студии- самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался).
С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов11. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель.
Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер.
Художник изобразил жанровую картину со сценой купания римских красавиц высшего сословия. Мраморные залы отличаются великолепием и архитектурой, достаточно незаурядной. Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества». Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров.
Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. Центром композиции является статуя императора Августа, придающая законченный вид аллегории раболепия. В итоге картины представлялись настолько точными и насыщенными мельчайшими деталями, что просто перехватывали (и перехватывают до сих пор) дух зрителя. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея».
Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтов.
Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников26. Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года). Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета17.
В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность. 1. Проживая в Лондоне, мастер исторической живописи продолжал писать в присущем ему стиле.
СэрЛоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema1836—1912)—британскийхудожник нидерландскогопроисхождения, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты. В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей. В 1852 году он поступил в Королевскую академиюАнтверпена, где обучался четыре года. По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны». В 1850—1851 годах он создал первые свои станковые работы— портрет сестры Артье и автопортрет, которые позволили ему самому оценить свои художественные способности. Эйрд— его постоянный заказчик55.
Первоначально он поселился в доме Фредерика Гудолла— также художника изображавшего экзотические страны. Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Его заинтересовал Древний Египет, однако в стране пирамид Альма-Тадема впервые побывал только в 1902 году, а в 1860-е изображал увиденные музейные экспонаты.
Основной темой работ мастера были исторические и мифологические сюжеты. Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»Комм. Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему.
Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов. Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл37.
В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле.
Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии. Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов.