Лоуренс Альма-Тадема увлёкся написанием картин, часто бессюжетных, которые воспевали беззаботное блаженство, радость жизни. В 1861 году Альма-Тадема написал картину, принесшую ему известность. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов) – в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Сэр Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema 1836—1912)— британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты.
Эта картина показывает устремления Альма-Тадемы как нельзя четче. Картины Альма-Тадема Лоуренса на выставках в Лондоне снискали всеобщую любовь зрителей и критиков.
Дом изначально строился для хозяина, занимающегося искусством и принимающего артистическую компанию, однако Альма-Тадема приступил к радикальной перестройке по собственному проекту. Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. »52 В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы52. Картины Альма-Тадема вызвали восхищение у английской публики и именно на британских островах он пришелся по вкусу.
Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы»59. В картинах Альма-Тадемы нет ни войн, ни жестокости, свойственных Средневековью. Произошло это после путешествия Лоуренса в Италию. Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям15. Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика»54.
Ему гораздо интереснее были архитектура, обстановка и яркие костюмы. Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал12. Кроме того, на его манеру и стиль письма оказали влияние английские прерафаэлиты и, как водилось в их кругу, его жена стала моделью для многих женских образов на исторических полотнах, особенно в произведении «Женщины Амфисса». С изумительной достоверностью художник прописал одежды девушек, мраморный выступ и большого бронзового зверя, обращённого к морю и украшенного ожерельем из жёлтых цветов.
В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу19. Тёплый и яркий солнечный свет даёт нам понять чувства героинь картины.
Большая часть полотен относится к античной тематике, однако немало картин посвящены истории и мифологии древнего Египта истории Меровингов (первая династия франкских королей). В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Павла. Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»Комм. Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле45. Доктора посоветовали ему переехать в Англию.
Похоронен в Соборе св. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала». Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки39.
По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны»9. По пути домой, супруги Альма-Тадема приняли участие в работепарижского Салона 1876 года. Его дом был полностью «древнеримским», так как в нем были бани, амфитеатры, атриумы домов, которые были написаны с натуры собственного жилища.
Лоренс родился в маленькой голландской деревне Дронрип семье нотариуса Питера Тадемы. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается.
В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художниковвикторианской эпохи. Лоуренс Альма-Тадема (1836-1912).
Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года)48. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы»21. На протяжении художественной карьеры Сэр Лоуренс Альма-Тадема не изменял своей любви к истории, но поскольку работы о средневековой эпохе не вызвали особого восторга у публики, он начал писать на темы античности («Древнеегипетские игроки в шахматы»). Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет.
В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769. Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). 4 было важным источником для работы художника. Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера»47.
В 1852 году он поступил в Королевскую академиюАнтверпена, где обучался четыре года. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов. Обучение продолжается целых шесть лет. В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо.
Боясь за сына, мать согласилась с его желанием стать художником. Хотя в античном тексте сообщалось, что император использовал в своих оргиях фиалки и некоторые другие цветы, Альма-Тадема писал только розы. 5.
Создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. В 1852 году Лоуренс поступил в Академию Художеств в Антверпене.
За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями. После его смерти, казалось, викторианское искусство стало «пройденным этапом» истории живописи, но с 1960-х годов оно обрело вторую жизнь. Второй брак Альма-Тадемы был бездетным24.
Во время поездки в Италию в январе— апреле 1876 года, Альма-Тадема снимал студию в Риме, общался сГенрихом Семирадскими осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны»10. Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года)57.
Напротив, с середины 1860-х годов в Британии началась мода на космополитическое искусство, обращавшееся к темам, далёким от социальных движений и повседневности. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». Начиная с раннего, так называемого "Помпейского периода" и заканчивая поздними, более сентиментальными работами, Альма-Тадема оставил нам в наследство прекрасные, остающиеся в памяти картины.
За это время было написано огромное количество полотен. Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов»13. Для того, чтобы воссоздавать каждую деталь, он реконструировал то, что хотел изобразить, в тщательно спланированных декорациях, где размещал людей в традиционных костюмах. Искусству живописи учился у голландских мастеров. Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы67.
А о его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы сполна: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы отныне в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках. Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей15. По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. Тадема тщательно работал над картиной— в общей сложности около двух лет, сохранились некоторые эскизы.
«Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью. Работы художника чрезвычайно декоративны исполнены света, как, например, «Встреча Антония и Клеопатры». Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер.
Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл37. В 1850—1851 годах он создал первые свои станковые работы— портрет сестры Артье и автопортрет, которые позволили ему самому оценить свои художественные способности. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Атье (написанный в 1851 году).
Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. На картине Альма-Тадема изобразил Гелиогабалуса вместе с матерью и фаворитами, сидящими за столом и наблюдающими за удавшейся «шуткой». Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. Тематика работ того времени, однако, показывала большее внимание римским реалиям, а не помпейским.
Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс53. Но когда в 1869 году его жена умерла от оспы, художник сам заболел и впал в депрессию. В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. В 1876 году Альма-Тадема был принят ассоциированным членомКоролевской Академии художеств. У супругов было трое детей, но единственный сын Эжен скончался через несколько месяцев после рождения от оспы. По мнению А. Шестимирова, критик не понял композиционной новизны картины Альма-Тадемы, который желал сделать её похожей на античный фриз22. 1.
СэрЛоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema1836—1912)—британскийхудожник нидерландскогопроисхождения, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк55. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70.
Римская (и, в меньшей мере, греческая) археология, живопись и культура стали для Альма-Тадемы страстным увлечением, длившимся всю жизнь. Выбранный им стиль безупречно отвечал вкусам публики (он был одним из самых богатых художников своего времени). В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)»32. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. На картине изображены Флоралии, в центре композиции— молодой человек играющий на флейте Пана. Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях.
И вместе с тем Тадема не ставил себе задачей изображения исторических конфликтов. Родился 8 января 1836 в городке Дронрийп, земля Фрисланд в Нидерландах.
В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. Одна стоит на выступе, выглядывая за край, вторая, рыжеволосая, смотрит вдаль. Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Атье Тадема (нидерл. Atje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году. Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда75, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется76. Фрески были посвящены историческому прошлому Фламандии.
Так автопортрет 1851 года был помечен «opus II» (метку «opus I», по-видимому имел портрет сестры, написанный ранее), а последняя картина художника «Прекрасное цветение» 1911 года имело номер «opus CCCCIX». Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». Сюжеты для картин он стал черпать в литературе, в истории Меровингов, первой королевской династии во Франкском государстве. Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов11. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943) имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж.
Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Находясь под его чутким руководством Альма-Тадема создает свою первую значительную картину «Обучение детей Хлодвига».
Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Критики видели в этом противостояние войны и мира. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. В его экзотическом доме в Лондоне можно было воочию увидеть все те знаменитые бассейны с мраморными скамейками и колоннами, античную утварь и одеяния известные по его картинам.
Тадема при написании императора использовал единственный сохранившийся бюст императора, который находится в Риме в музее Капитолия. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно».
Примечательно, что уже на самом раннем этапе творчества Тадема нумеровал свои работы (римскими цифрами), что характеризовало его как весьма честолюбивого человека.
А по воле критиков фамилия стала писаться через дефис. В 1899 году за заслуги перед страной он был произведен в рыцари.
Две другие леди выглядят немного старше. Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы»18. Лоуренс Альма-Тадема, Lawrence Alma-Tadema (1836—1912)Сэр Лоуренс Альма Тадема. Сэр Лоуренс Альма Тадема родился на севере Голландии в 1836 году. Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера).
Честолюбие Тадемы искупалось несомненным талантом и потрясающим трудолюбием. Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. Он учился живописи у Врапперса, который был также учителем Форда Мэдокса Брауна. Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии14. В 1838 году семья Тадема переехала вЛеуварден, где нотариус больше зарабатывал.
Лоуренс Альма-Тадема умер 28 июня 1912 в Висбадене, в Германии.
Художник был щепетилен к стремился максимальной достоверности.
3). В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». Интерес к древнему Риму виден во многих работах Альма-Тадемы. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал1. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). Супруги много путешествовали, посещали археологические раскопки и фотографировали их.
По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества»9. Альма-Тадема изучал развалины храмов, знакомился с обязанностями жрецов, ходом древних ритуальных обрядов и порядком жертвоприношений. Его работы являются по-настоящему уникальными.
Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. С угла дома, где находятся девушки, открывается прекрасный вид на корабли с их близкими. Участвовал он и в организацииВсемирной выставки в Сент-Луисев 1904 году. Именно эта поездка перевернула всю жизнь Альма-Тадема. Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя.
28 июня 1912 года он умер в Лондоне. Гелиогабалусом именовали римского императора Марка Антония Аурелия. Кроме этого об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя». В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года.
Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести. Там любимым предметом будущего художника стала история. Большая часть его художников-постановщиков были англичанами, очевидно, знакомыми с наследием художника. Когда навес был развязан и цветы рухнули вниз, гости задохнулись под этим «дождем».
В 1862 году художник впервые посетил Лондон, где был потрясен искусством Древнего Египта. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии52. Его изображения встречаются во множестве работ Альма-Тадема. Художник изучал развалины храмов, познакомился в подробностях с обязанностями жрецов, с ходом древних ритуальных обрядов, порядком жертвоприношений и праздничных шествий. Безмятежная красота таких картин, как "Выгодная позиция" ("Coign of Vantage") и "Серебряные безделушки" ("Silver Favourites") создают у зрителей неповторимую атмосферу незримого присутствия. Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие50. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году.
Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность. Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая.
Лоуренс Альма-Тадема (Lawrence Alma-Tadema), голландский и английский художник, мастер исторической и мифологической живописи, страстный археолог. Всей живописи Альмы-Тадемы свойственно колористически светлое звучание. В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты.
За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее». Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях.
За всю свою жизнь создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности. В том же году он совершил путешествие в Англию и подолгу работал в Британском музее и музее Виктории и Альберта. Основной темой работ мастера были исторические и мифологические сюжеты. По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке.
Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником. Мастерская Альма-Тадемы была украшена полукуполом, а в абсиде была помещена надпись: Ars longa, vita brevis.
Эйрд— его постоянный заказчик55. Армстронгу, впрочем, картина не понравилась34. Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения»46. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино»55. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. Тем не менее, в 1889 году Альма-Тадема был удостоен Золотой медали наВсемирной выставке в Париже, в 1890 году он был избран почётным членом Драматического общества Оксфордского университета, а в 1897 году— Большой золотой медали на международной выставке в Брюсселе.
«Лицом» выставки избрана работа «Выгодная позиция» (1895) с изображением трёх римских женщин, которые с высокой точки наблюдают за возвращающимися домой галерами. Интересно и то, что Альма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум».
Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке43. Вот таким образом современники часто критиковали его за «ненужные детали с натуры». Интерес к древнему Риму виден во многих работах Альма-Тадемы. В числе его предшественников былиРубенсиВан-Дейк. Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями.
Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений58. В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей51.
В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета17. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну6.
В Древнем Риме роза считалась символом красоты, чувственной любви, роскоши и пиров равным образом розовые венки бросались к ногам победителей на триумфах. Он очень интересовался новыми веяниями в искусстве и все их без исключения одобрял. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж16. Здесь была представлена картина «Аудиенция Агриппы».
Рисунки помечались иначе «portfolio N». Через три года Лоуренс стал подданным Британии. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года)61. Проживая в Лондоне, мастер исторической живописи продолжал писать в присущем ему стиле.
6), что вызвало ряд протестов. По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд)35. Голландец по происхождению, Альма-Тадема переехал в 1870 году в Англию, где сделал успешную карьеру. Альма-Тадема родился в 1836 году в городке Дронрийп, в Нидерландах.
В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. Очарованный красотой древнеримской цивилизации, а особенно деталями повседневной жизни, он начал плодотворное изучение древнего Рима. Римская (и, в меньшей мере, греческая) археология, живопись и культура стали для Альма-Тадемы страстным увлечением, длившимся всю жизнь. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета.
Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа)19.
Возможно, этот интерес был вызван стремление искусственно «состарить» картину, сделав ее похожей на классические образцы. Таковы его «Розы Гелиогабала», для написания которых художник заказывал розы из Африки и Средиземноморья. Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях.
В те времена ходил анекдот о воре, который, украв произведение Альма-Тадемы, покончил жизнь самоубийством68. Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне56.
Так вот, британские ученые выяснили, что женщины с рыжими волосами чаще брюнеток, шатенок и блондинок предаются любовным утехам (и, может статься, в их лексиконе во фразы «у меня болит голова» нет вовсе). Сэр Лоренс Альма-Тадема (1836 – 1912) был одним из самых известных художников своего времени. Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников26.
Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель60. Вот таким образом его часто называют викторианским живописцем.
Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный императорГелиогабална оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Учился в Бельгии, сразу позиционировав себя как художника исторического жанра. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи.
Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. 8. В итоге картины представлялись настолько точными и насыщенными мельчайшими деталями, что просто перехватывали (и перехватывают до сих пор) дух зрителя. Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира49. За свою работу Лоуренс получил множество почётных наград, а в 1899-м году почётное звание кавалера ордена «За заслуги». В этом же году, королева Англии вручила художнику знак рыцарского достоинства.
Первоначально он поселился в доме Фредерика Гудолла— также художника изображавшего экзотические страны23. Родился в маленькой деревушке в четырех милях от Лиувардена (Северные Нидерланды) в крестьянской семье. Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. За свою жизнь великий художник создал 408 картин. 28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет.